SciFut

SciFut

Канал о космонавтике и изучении космоса. Новости, актуальная информация и моё мнение. Основной канал о науке: https://zen.yandex.ru/scikit
На Пикабу
поставил 0 плюсов и 0 минусов
отредактировал 0 постов
проголосовал за 0 редактирований
1579 рейтинг 18 подписчиков 0 подписок 11 постов 5 в горячем

Чем российский космический ядерный буксир отличается от американского ядерно-теплового?

Компания Gryphon Technologies в рамках программы Cislunar Operations (DRACO) [1] получила контракт от агентства перспективных оборонных исследовательских проектов (DARPA) на разработку и испытания космической установки на ядерно-тепловой тяге (Nuclear thermal space propulsion system, NTP) [2].


Если упрощать, то суть в том, что через активную зону реактора прокачивается жидкое топливо, скорее всего водород. Атомы урана расщепляются внутри ядра и выделяют тепло, нагревая это топливо, которое переходит в газообразное состояние, и выходит через сопло, создавая тягу.


Вообще NTP не является чем-то новым. Подобные установки изучались NASA и Комиссией по атомной энергии (ныне Министерство энергетики США) в 1960-х годах в рамках программы по разработке ядерных ракетных двигателей. Учёные Лос-Аламосской национальной лаборатории успешно создали и испытали ряд ядерных ракетных двигателей, которые и взяты за основу для разработки NTP, хоть программа и завершилась ещё в 1972 году [3].


В итоге, мы пока имеем лишь заявления о теоретической эффективности американской перспективной разработки, значительно превышающей эффективность современных двигательных установок [4]. Информации мало, но нам важна суть, так что переходим к российской.

Чем российский космический ядерный буксир отличается от американского ядерно-теплового? Ракета, Технологии, Космос, Космонавтика, Космический корабль, Ракета-носитель, NASA, Запуск ракеты, Роскосмос, МКС, Видео, Длиннопост

Художественное представление космического аппарата, работающего на ядерно-тепловом двигателе. © NASA / Marshall


О ней, к слову, по понятным причинам, тоже не так уж и много информации, но достаточно для сравнения и понимания разницы. Вообще, разработка вроде как началась ещё в 2009, но лишь в конце ушедшего года на сайте госзакупок появилась информация о контракте на разработку аванпроекта космического ядерного буксира «Нуклон» и это, по большому счёту, совершенно новый проект.


Разница в технологиях, которые предполагалось разработать изначально, и которые будут применены в новом проекте


На момент начала разработки уже существовало множество концепций самых разнообразных космических буксиров и с электрическими ракетными двигателями, и плазменными, и ионными, суммарной мощностью в сотни киловатт, достижение которых предполагалось за счёт либо солнечных батарей площадью в тысячи квадратных метров, либо путём преобразования энергии ядерной реакции в электрическую.

Чем российский космический ядерный буксир отличается от американского ядерно-теплового? Ракета, Технологии, Космос, Космонавтика, Космический корабль, Ракета-носитель, NASA, Запуск ракеты, Роскосмос, МКС, Видео, Длиннопост

На изображении: Концепция ядерно-импульсного звездолёта «Астра» с магнитным отражением продуктов подрыва, разработанная одноимённым НПО. Автор рендера неизвестен, изображение взято с просторов интернета.


Оно и понятно, в СССР были далеко идущие планы по освоению дальнего космоса, для чего и требовались подобные корабли. К примеру, были даже проработки максимально отдалённых проектов по полётам к близлежащим звёздным системам.


Транспортно-энергетический модуль (ТЭМ) в первоначальном своём варианте довольно сильно отличался от тех концепций, так как предполагал использование по-настоящему прорывных технологий. Тепло от ядерной реакции должно было преобразовываться в электричество для питания электроракетных двигательных установок (ЭРДУ) за счёт газовых турбин и электромеханических генераторов.


Если звучит знакомо, то это не удивительно. Максимально похожая система используется в АЭС на Земле, где вместо инертных газов в турбинах водяной пар. Проблема в том, что турбины надо охлаждать и обслуживать, с чем на АЭС не возникает проблем, но как быть в космосе?

Чем российский космический ядерный буксир отличается от американского ядерно-теплового? Ракета, Технологии, Космос, Космонавтика, Космический корабль, Ракета-носитель, NASA, Запуск ракеты, Роскосмос, МКС, Видео, Длиннопост

На изображении: один из первых вариантов ТЭМ в режиме работы ЭРДУ.


Проблему охлаждения первоначально предполагалось решить с помощью уникальной технологии — капельного холодильника — распыляя капли теплоносителя в космосе, давать им там самостоятельно излучить тепло, а затем улавливая уже холодные капли.


Проблема в том, что с этой технологией, судя по всему, ничего не получилось. Первый эксперимент ещё на станции «Мир» прошёл вроде как успешно, а в качестве продолжения работы на МКС был проведён эксперимент «Капля-2» [5], но, судя по его странице, где можно найти связанные с ним научные публикации, результатов как таковых просто нет — исключительно теоретические выкладки.

С турбинами тоже возникло слишком много проблем, так как они «не хотят» работать десятки лет без обслуживания в сложнейших космических условиях. Ну и ладно, пусть всё будет стандартно — традиционные панельные радиаторы вместо капельного холодильника и термоэмиссионный преобразователь вместо турбин.


Да, таким образом российский ядерный буксир версии 2020 года был лишён условно прорывных технологий (условно, так как они не были испытаны, а значит, нет информации об их даже потенциальной эффективности), но зато он максимально реалистичнее и проще в разработке. Хотя, конечно, к моменту его создания эти технологии вполне могут устареть, но тут никто не может предугадать.

Анимация КБ «Арсенал», показывающая развёртывание «Нуклона» на орбите Земли.


Как итог, разница между нашим и американским ядерными буксирами очевидна. В российском энергия ядерного реактора преобразуется в электричество для питания ЭРДУ, в американском — тепло от реакции испаряет топливо (предположительно водород), которое, выходя через сопло, должно создавать тягу.


Последний проект российского буксира полностью реализуем, а американский на сегодняшний день является проверкой теории. Это, в свою очередь, означает, что, к моменту создания, технологии отечественного буксира могут быть устаревшими, а американского — прорывными. Да и по эффективности (в теории) наш будет уступать. Но это можно будет сравнить только после создания буксиров, ну или хотя бы доведения их разработки до стадии испытаний.


1. О программе Cislunar Operations (DRACO).

2. О контракте DARPA с Gryphon Technologies.

3. Об американской программе по разработке космических ракет на ядерных энергетических установках.

4. DARPA о технологии NTP.

5. Эксперимент «Капля-2».

6. Исследования NASA, датированные ещё 2014 годом.


У меня есть каналы в Дзене, Telegram, YouTube и чат для дискуссий на научные темы. Подписывайтесь, если интересно.

Показать полностью 3 1

Как «Роскосмос» упустил возможность быть первым в создании многоразовых ракет-носителей

Уже в 1940-х годах сформировалось представление о многоразовой ракете-носителе, которая садится на посадочную площадку на собственных двигателях.


К сожалению, до недавнего времени, для реализации такой посадки требовались технические решения, которые были недоступны, вплоть до 2010-х. Готовиться к их реализации было необходимо начинать лет за 20 до этого, то есть как раз в то время, когда наша страна испытывала, скажем так, не лучшие времена.


О том, что в СССР работали над возможностью создания многоразовых РН, думаю, знают почти все. Реализовать это предполагалось уже на блоках первой ступени второй модификации сверхтяжёлой ракеты-носителя «Энергия» («Энергия-2» или ГК-175), которые собирались возвращать «самолётным способом». Собственно, ресурс двигателей РД-170 должен был составлять 25 полётов.


Но давайте перейдём ближе к нашим дням

Как «Роскосмос» упустил возможность быть первым в создании многоразовых ракет-носителей Технологии, Ракета, Космонавтика, Космос, Илон Маск, Ракета-носитель, NASA, SpaceX, Запуск ракеты, Роскосмос, МКС, Starship, Гифка, Длиннопост

На изображении: вариант многоразовой ракетной системы ГК-175 в составе крылатого блока Ц и «стандартных» блоков А (от РН «Энергия-2») в стартовой конфигурации. Автор неизвестен.


В СМИ, с момента первой успешной посадки РН Falcon 9 в 2015 году, активно рассказывали о том, что это утопия, а Илон Маск — аферист. Тем временем, «Роскосмос» ещё в конце 2011 года объявил конкурс на создание многоразовых носителей.


Мы сейчас не будем вдаваться в подробности «внутренней кухни» госкорпорации, но заказ тогда ушёл ГКНПЦ им. Хруничева на проект «Байкал-Ангара», который по некоторым техническим решениям напоминает ту самую «Энергия-2».


Эту систему с самого начали называли слишком сложной и дорогой, а единственным значимым плюсом называлась возможность возврата с большого расстояния (благодаря возврату ступеней «самолётным способом»), что позволило бы выводить аппараты на большее число различных наклонений. Так или иначе, проект не реализован, а время от времени в СМИ проскакивает информация о том, что какие-то наработки могут быть использованы в РН «Союз-5», которую, опять же, преподносят в качестве основного конкурента Falcon 9.

Но вот, что интересно — «Роскосмос» тем своим решением, вероятно, упустил возможность опередить Space X в гонке по разработке многоразовых РН.

Как «Роскосмос» упустил возможность быть первым в создании многоразовых ракет-носителей Технологии, Ракета, Космонавтика, Космос, Илон Маск, Ракета-носитель, NASA, SpaceX, Запуск ракеты, Роскосмос, МКС, Starship, Гифка, Длиннопост

На изображении: профиль полёта многоразовой ступени РН «Россиянка». Credit: ОАО «Государственный ракетный центр имени академика В. П. Макеева».


В том конкурсе принимало участие ОАО «Государственный ракетный центр имени академика В. П. Макеева» с проектом многоразовой РН «Россиянка». Именно в центре Макеева разработали большинство баллистических ракет для подводных лодок, включая и стоящие сегодня на вооружении Р-29РМУ «Синева».


«Россиянка» — это двухступенчатая ракета-носитель с многоразовой первой ступенью. Вот эту РН действительно можно было бы назвать конкурентом только разрабатываемой тогда Falcon 9, так как даже выводить на НОО она должна была 21,5 тонны (Falcon 9 выводит 22,8 тонны).

Понятно, что сейчас нет особого смысла об этом рассуждать, но, как мне кажется, центр Макеева мог бы реализовать этот проект при наличии соответствующего финансирования. Вместо этого весь мир наблюдал, как впервые была осуществлена посадка первой ступени РН Falcon 9 в 2015 году.


К слову, после этого в центре Макеева на собственные средства работали над новым проектом уже полностью многоразовой космической системы КОРОНА («Космическая одноразовая ракета, одноступенчатый носитель аппаратов»). Она хоть и не является прямым конкурентом той же системе Starship, но довольно интересна и заслуживает отдельной публикации. Правда, после представления проекта в 2018 году, о нём ничего больше не слышно — видимо, «космических боссов» и он тоже не заинтересовал.


Что мы получаем в итоге?

Как «Роскосмос» упустил возможность быть первым в создании многоразовых ракет-носителей Технологии, Ракета, Космонавтика, Космос, Илон Маск, Ракета-носитель, NASA, SpaceX, Запуск ракеты, Роскосмос, МКС, Starship, Гифка, Длиннопост

На изображении: интересный и по-настоящему футуристичный концепт полностью многоразовой космической системы КОРОНА. Credit: ОАО «Государственный ракетный центр имени академика В. П. Макеева». К слову, на этой РН предполагалось ставить клиновоздушный двигатель, прототип которого недавно был испытан.


Наработки по многоразовым системам советской и российской космонавтики не получили ни должного внимания, ни необходимого финансирования, из-за чего первенство в этой гонке досталось американцам. Вместо того, чтобы оглянуться назад и проанализировать собственные ошибки, средства, силы и время тратятся на попытку принизить достижения конкурентов. А тем временем уже и Китай максимально активно действует на этом поле.


Вот здесь вы можете ознакомиться с техническими подробностями ракеты-носителя «Россиянка».


У меня есть каналы в Дзене, Telegram, YouTube и чат для дискуссий на научные темы. Подписывайтесь, если интересно.

Показать полностью 2

Россия полетит на Луну на китайской ракете?

Китай ближе к концу прошлого года на 13-м авиасалоне в Чжухае продемонстрировал некоторые элементы системы для предстоящего освоения Луны.


Как и было анонсировано, Поднебесная будет создавать сразу две сверхтяжёлые ракеты-носителя: Long March 5-DY и Long March 9.


Long March 5-DY


Линейку РН Long March пополнит так называемая «ракета-носитель нового поколения». Она будет высотой 90 метров со стартовой массой 2211 тонн. На первой ступени будут использованы двигатели YF-100K — усовершенствованные YF-100, применяемые на первых ступенях Long March 5, 6 и 7.


К Луне эта РН будет способна отправить до 27 тонн, в которые укладывается по массе новый пилотируемый корабль, о котором ниже. Собственно, всего пару месяцев была представлена схема первой высадки тайконавта на поверхность Луны, которая, по предварительным данным, может состояться в 2030 году и продлиться, согласно этим планам, около шести часов:

Россия полетит на Луну на китайской ракете? Космонавтика, Ракета, Космос, Технологии, Ракета-носитель, Запуск ракеты, Космический корабль, Марс, Роскосмос, Китай, МКС, Длиннопост

Long March 5-DY, согласно заявлению представителя Китайского исследовательского института ракетной техники, «унаследует конструкцию, надёжность и высокие стандарты безопасности РН Long March 2F», используемой для запуска пилотируемых кораблей «Шэньчжоу».


На низкую околоземную орбиту РН Long March 5-DY будет способна выводить 70 тонн, что втрое больше нынешней самой грузоподъёмной РН Long March 5. Несмотря на то, что первая высадка тайконавта на Луну намечена на 2030 год, дата начала лётных испытаний этой ракеты-носителя пока не анонсирована.


Зато есть дата первого полёта гиганта Long March 9


103 метра высотой, 10 метров в диаметре, способная выводить до 140 тонн на низкую околоземную орбиту и до 50 тонн к Луне, эта ракета-носитель станет серьёзнейшим конкурентом американской SLS. Особенно, если учесть тот факт, что прорабатывается вариант с многоразовыми частями.


Одной из главных нетривиальных задач для этой РН является запуск планируемой миссии по возвращению образца с Марса, для которой предполагается создать аппарат массой 44 тонны.

Первый пуск Long March 9 запланирован на 2028 год, а в октябре 2021 года были проведены тесты части критических систем второй ступени. Весной того года появилось как обычно крайне мало информации о прогрессе в разработке двигателей kerolox первой ступени, а также баков и колец самих ступеней из алюминиевого сплава (без уточнения состава) диаметром 10 метров.

Россия полетит на Луну на китайской ракете? Космонавтика, Ракета, Космос, Технологии, Ракета-носитель, Запуск ракеты, Космический корабль, Марс, Роскосмос, Китай, МКС, Длиннопост

Тут интересно следующее. Китайцы, пусть и мельком, но упомянули, что Long March 9 предполагается использовать для доставки различных аппаратов и модулей планируемой российско-китайской международной лунной исследовательской станции (International Lunar Research Station, ILRS. Они, к слову, говорят китайско-российская лунная станция).


В этой связи возникает мысль: а не потому ли «Роскосмос» решил отказаться от создания собственной сверхтяжёлой РН, что будет осуществлять пуски на китайских ракетах? Даже если это так, говорить об этом не будут до самого конца — представляете, какой это удар по имиджу страны, первой отправившей человека в космос, но так и не сумевшей самостоятельно отправить его на Луну? Ну а ближе, я бы сказал, к 2027-ому году начнут потихоньку переобуваться и говорить, что-нибудь вроде «мы лучше супер-крутые корабли будем создавать, а возить нас будут "таксисты"». И пусть только попробует кто-нибудь вспомнить, что таким же "таксистом" была сама ГК «Роскосмос», но тогда это называлось «монополия на доставку в космос». Тут, как говорится, поживём — увидим.


Следует отметить отдельно, что Китай на данный момент не обозначил в качестве официальной цели высадку на Луну в 2030 году. Этого следует ожидать, скорее всего, в следующем плане, аналоге нашей Федеральной космической программы, на 2026-2030 годы.


Не только ракеты

Россия полетит на Луну на китайской ракете? Космонавтика, Ракета, Космос, Технологии, Ракета-носитель, Запуск ракеты, Космический корабль, Марс, Роскосмос, Китай, МКС, Длиннопост

Помимо РН, были представлены капсула прототипа нового пилотируемого космического корабля, прошедшая свои первые лётные испытания, парашюты, на которых она приземлялась после входа в атмосферу, и макет космического аппарата «Чанъэ-5», вернувшего образцы лунного реголиты впервые с 1976 года, приняв эстафету от советской АМС «Луна-24». К сожалению, не было показано даже какого-нибудь грубого первого прототипа спускаемого аппарата для Луны.


Что в итоге?


Китай демонстрирует своё активное стремление побороться за лидерские позиции в освоении космоса и справляется с этим на «отлично». Как и раньше, лично я считаю, что Поднебесную в этом плане надо воспринимать как конкурента, а не партнёра. Если подтвердится предположение о том, что руководство «Роскосмоса» решило поставить отечественную лунную программу в зависимость от китайских ракет-носителей, ничего хорошего из этого не выйдет. Опять же, исключительно моё мнение. Предлагаю вам высказать своё.


У меня есть каналы в Дзене, Telegram, YouTube и чат для дискуссий на научные темы. Подписывайтесь, если интересно.

Показать полностью 3

Нужна ли космической державе сверхтяжёлая ракета-носитель и какой найти повод для исследования космоса?

Итак, попробуем ответить на поставленный вопрос. Для начала о причинах отказа «Роскосмоса» от РН «Енисей». Основная заключается в том, что деньги пойдут на разработку метанового двигателя.


Здесь надо сказать, что разработать его должны были ещё вчера, если «Роскосмос» вообще собирается вступать в конкурентную борьбу на рынке космических пусков. Но сначала нам говорили, что и на «керосине неплохо полетаем», из-за чего тормозились разработки РД-0169 и РД-0177, а потом потребовалось выплачивать долги «Государственного космического научно-производственного центра имени М. В. Хруничева».


Тем не менее, РД-0177 находится в фазе испытаний опытного образца, поэтому непонятно, почему на его дальнейшую разработку понадобилось денег как на сверхтяжёлую ракету. Тут, правда, следует отметить, что, согласно имеющимся данным, российский двигатель по характеристикам, даже будучи прототипом, уступает «Раптору» от SpaceX с полной газификацией топлива, который к тому же уже летает.

Но это всё тема другой статьи.


Нас интересует, нужна ли вообще сверхтяжёлая РН стране?

Нужна ли космической державе сверхтяжёлая ракета-носитель и какой найти повод для исследования космоса? Технологии, Космонавтика, Космос, Ракета, Политика, Космический корабль, Ракета-носитель, NASA, SpaceX, Запуск ракеты, МКС, Роскосмос, Марс, Илон Маск, Starship, Будущее, Планета, Астрономия, Луна, Длиннопост

Тут, как по мне, тоже практически всё упустили из-за непрофессионализма отдельных лиц, ведущих себя не как те самые по-настоящему «эффективные менеджеры», а буквально, как дети.

Вся отечественная пропаганда работала на то, чтобы высмеивать идеи Илона Маска. Starship как только не называли на федеральных каналах и в государственных СМИ, после чего радостные «ура-патриоты» разносили эти эпитеты по группам в социальных сетях.


Теперь те же официальные лица забили тревогу о том, что со Starship у американцев появляется не просто ракета для полётов к Луне и Марсу, а технологическое решение, способное перевернуть военно-политический баланс в мире.


Именно поэтому Дмитрий Рогозин заговорил о пересмотре концепции сверхтяжёлой ракеты в принципе, ведь РН «Енисей» в своём первоначальном варианте сразу была далеко не самой мощной из разрабатываемых. Почти уверен, что концепт, который нам представят в итоге, будет копией Starship, хоть нас и начнут уверять, что это не так.

Нужна ли космической державе сверхтяжёлая ракета-носитель и какой найти повод для исследования космоса? Технологии, Космонавтика, Космос, Ракета, Политика, Космический корабль, Ракета-носитель, NASA, SpaceX, Запуск ракеты, МКС, Роскосмос, Марс, Илон Маск, Starship, Будущее, Планета, Астрономия, Луна, Длиннопост

Дело в том, что ракеты-носители не разрабатываются впрок — сначала требуется определиться с задачами. Именно с целеполаганием у наших «космических управленцев» серьёзные проблемы. У России на ближайшие десятилетия нет амбициозных задач по изучению космоса, ведь гражданский космос по-прежнему воспринимается российскими чиновниками не более, чем рекламой.


В этом смысле развитие космической отрасли в нашей стране полностью остановилось со смертью Сергея Павловича Королёва, так как ни советские, ни российские чиновники не смогли осознать, что точка зрения «космос — это исключительно пиар» полностью устарела.


Наши «космические чиновники» сами этого не поняли и, соответственно, не смогли донести это до Президента, из-за чего на космическую отрасль и выделяется непростительно мало средств, которые появляются только тогда, когда с другой стороны уже машут готовой «дубиной». Тогда-то и подключается всем привычное «военное мышление» — нам нужна ответка.

Нужна ли космической державе сверхтяжёлая ракета-носитель и какой найти повод для исследования космоса? Технологии, Космонавтика, Космос, Ракета, Политика, Космический корабль, Ракета-носитель, NASA, SpaceX, Запуск ракеты, МКС, Роскосмос, Марс, Илон Маск, Starship, Будущее, Планета, Астрономия, Луна, Длиннопост

Проблема в том, что такая позиция абсолютно не жизнеспособна в условиях развития частных космических компаний. Частенько можно услышать, что Илон Маск — просто хороший пиарщик. Ну так не без этого. У NASA постоянно те же проблемы со сдвигом сроков создания своих изделий, как и у «Роскосмоса», чем Маск и воспользовался — начал делать быстрее без потери качества, за что и получает свои очки доверия.


В России частные космические проекты если и не душили специально, то, как минимум, абсолютно не помогали им развиваться, а гигантская госкорпорация физически не способна конкурировать с частной компанией, которая прототипы для испытаний делает каждые две-три недели.


Именно поэтому не сработает подход, при котором финансирование принципиально новых проектов оправдывается ответными действиями на разработки «врага», ведь «Роскосмос» ничего не сможет противопоставить SpaceX из-за совершенно иных (не хочу говорить «устаревших») принципов и скорости работы.


Возникает закономерный вопрос: «как можно было оправдать увеличение трат на космические проекты?»

Нужна ли космической державе сверхтяжёлая ракета-носитель и какой найти повод для исследования космоса? Технологии, Космонавтика, Космос, Ракета, Политика, Космический корабль, Ракета-носитель, NASA, SpaceX, Запуск ракеты, МКС, Роскосмос, Марс, Илон Маск, Starship, Будущее, Планета, Астрономия, Луна, Длиннопост

Поиск микробной жизни на других планетах Солнечной системы.


Вы заметили, что, к примеру, американцы все свои проекты связывают именно с этим? Изучение Марса, Европы, Титана. Именно на этой почве заговорили и об изучении Венеры. Как думаете, почему?


Лично мне кажется, что открытие жизни вне Земли приведёт к тому, что полёты в космос станут главным приоритетом на долгие десятилетия. Осознание существования внеземной жизни приведёт к оправданию вывода в космос новейших систем вооружения, якобы впрок. Тогда-то и понадобятся лунные ракеты большой грузоподъёмности, чтобы начать строить на спутнике земли военные базы для защиты от потенциальных угроз.


Это только на первый взгляд выглядит чем-то фантастическим, но с обнаружением внеземной жизни может совпасть и получение первых реальных изображений экзопланет, и мы не знаем, что мы увидим на этих фотографиях. Ну а для подключения военных интересов нужен только повод. Вот так и получается, что американцы, возможно, сами того не понимая, «следуя за мечтами о поиске внеземной жизни и о том, чтобы сделать человечество мультипланетарным видом», занимаются на самом деле поиском этого повода для военных.


Что в итоге?

Нужна ли космической державе сверхтяжёлая ракета-носитель и какой найти повод для исследования космоса? Технологии, Космонавтика, Космос, Ракета, Политика, Космический корабль, Ракета-носитель, NASA, SpaceX, Запуск ракеты, МКС, Роскосмос, Марс, Илон Маск, Starship, Будущее, Планета, Астрономия, Луна, Длиннопост

Так нужна ли сверхтяжёлая ракета-носитель стране?


Только если есть задачи. Сама по себе может появиться только одна задача — та самая «ответка». Вопрос в том, что, если космические чиновники в космической сверхдержаве не способны ставить новые амбициозные задачи для развития отрасли, может и отрасль как таковая не особо-то и нужна?


Когда китайцы объявили о намерении строить станцию на орбите Земли, от каждого «ура-патриота» было слышно, что они «просто повторяют то, что было сделано в СССР», а когда о намерении создать очередную станцию заявил «Роскосмос», те же люди начали распинаться о том, какая это отличная идея и, само собой, наша станция будет лучше китайской.


Непоследовательно это всё как-то, хаотично.


Напомню, что я лишь высказываю своё мнение, с которым вы можете не соглашаться, высказывая своё.


У меня есть каналы в Дзене, Telegram, YouTube и чат для дискуссий на научные темы. Подписывайтесь, если интересно.
Показать полностью 5

SpaceX идёт ва-банк — с марта начнутся запуски спутников Starlink с помощью Starship. Возможно, это и будет переворот в космонавтике

Судя по всему, в SpaceX максимально уверены в успехе Starship и решили слегка надавить на Федеральное управление гражданской авиации США (FAA) и Федеральную комиссию по связи (FCC), официально объявив, что запуск почти 30 000 спутников Starlink второго поколения будет осуществляться с помощью Starship, а не Falcon 9.


По словам юриста SpaceX Уильяма Уилтшира, прогресс в разработке Starship превзошёл ожидания компании, благодаря чему:

«Можно начать запуск системы Gen2 уже в марте 2022 года.»

FAA должно завершить экологическую экспертизу на космодроме в Starbase в Бока-Чика к 28 февраля.


Интересно, что первоначально SpaceX представила в FCC одну конфигурацию своей сети, состоящую из 29 996 спутников, расположенных на 12-ти наклонениях на высотах от 328 до 614 километров. Уже развёрнутые спутники останутся на своих орбитах до окончания срока службы.

Новая конфигурация, основанная на запусках с помощью Starship, включает 29 988 спутников на высотах от 340 до 614 километров на девяти наклонениях. Объявлено об этом было ещё в августе.

SpaceX идёт ва-банк — с марта начнутся запуски спутников Starlink с помощью Starship. Возможно, это и будет переворот в космонавтике Технологии, Космонавтика, Ракета, Космос, Tesla, Космический корабль, SpaceX, NASA, Starship, Запуск ракеты, Ракета-носитель, Илон Маск, Марс, Будущее, Длиннопост

Конкуренты, среди которых есть, к примеру, Amazon, призвали регулятор отклонить новый план SpaceX, так как, по их мнению, запрос разрешения на более чем одну конфигурацию поощряет спекулятивное поведение со стороны будущих операторов спутниковых группировок.


Скажем честно, реальных конкурентов у SpaceX нет, и этому есть простое объяснение — план по развёртыванию группировки Starlink, при подробном рассмотрении, выглядит почти безумным.


Почему планы SpaceX по группировке Starlink выглядели не особо реалистичными?


Математика довольно проста. Чтобы создать заявленную первоначально группировку первого этапа из 12 000 спутников, SpaceX нужно было бы запускать Falcon 9 каждые 5-6 дней на протяжении трёх лет. А теперь напомню, что стартовая площадка SpaceX обладает, мягко говоря, далеко не самым удачным расположением.


Погоду необходимо учитывать одновременно и в месте старте, и в месте посадки. В случае ухудшения условий, минимальный срок переноса составляет от одного до 5 дней. Как итог, даже если бы SpaceX удалось использовать все возможные стартовые окна, запуски никогда бы не закончились просто потому, что спутники требуется регулярно обновлять.


Со Starship вывести 12 000 аппаратов можно менее чем за 30 пусков, то есть можно уложиться в один год. К моменту вывода всей группировки, первые аппараты ещё не выйдут за расчётный срок эксплуатации в 8 лет.


А теперь немного экономики

SpaceX идёт ва-банк — с марта начнутся запуски спутников Starlink с помощью Starship. Возможно, это и будет переворот в космонавтике Технологии, Космонавтика, Ракета, Космос, Tesla, Космический корабль, SpaceX, NASA, Starship, Запуск ракеты, Ракета-носитель, Илон Маск, Марс, Будущее, Длиннопост

Один спутник Starlink v 1.0 весит 260 кг. Полный пакет для запуска из 60 штук − 15 600 кг. Это полная грузоподъемность ракеты-носителя Falcon 9 v1.2 Full Thrust в конфигурации, рассчитанной на посадку первой ступени на баржу. Сейчас SpaceX уже запускает изрядно «поправившиеся» спутники из-за лазерной связи и Falcon 9 за один раз выводит только 49 спутников.


Стоимость одного пуска около 50 миллионов долларов. Таким образом, вывод на орбиту одного спутника Starlink обходится примерно в $800 000. Отмечу, что оценка довольно завышена. Ну а теперь о главном.


Грузоподъёмность Starship составляет 100-150 тонн, благодаря чему за один запуск на орбиту можно будет выводить от 384 до 576 спутников Starlink. О стоимости одного пуска Starship говорить рано, но достаточно очевидно, что вывод на орбиту одного спутника Starlink станет значительно дешевле.


Как итог, бизнес SpaceX действительно полностью зависит от реализации программы Starship.


Что ж, посмотрим, получится ли начать пуски с полезной нагрузкой уже в марте.


1. Запрос SpaceX в FCC о развёртывании новой конфигурации Starlink.

2. Призыв конкурентов отклонить запрос.

3. График FAA, в котором говорится, что экологическая экспертиза на космодроме SpaceX в Бока-Чика должна быть завершена к 28 февраля.


У меня есть каналы в Дзене, Telegram, YouTube и чат для дискуссий на научные темы. Подписывайтесь, если интересно.

Показать полностью 2

Заменят ли «Персея» и почему без нового разгонного блока «Ангара» практически бесполезна?

Ох, непростая тема. Если начать с краткого, но ёмкого вступления, то разгонные блоки — это ахиллесова пята отечественной космонавтики.


Вообще, в «Роскосмосе» говорят об очередном безаварийном годе, но, как ни крути, есть тут лукавство. По какой-то причине аварии с разгонными блоками не делают у нас аварийными пуски. Ну хорошо, хотя бы частично неудачными, когда не было непосредственной потери полезной нагрузки.


А тем временем, по данным систем слежения за космическими аппаратами, во время пуска 13 декабря ракеты-носителя «Протон-М» произошло преждевременное отключение двигателей разгонного облака «Бриз-М», из-за чего два выводимых коммуникационных аппарата «Экспресс» оказались на нерасчётной орбите, из-за чего их довыведение в рабочие точки на геостационарной орбите займёт больше времени. Ну и, само собой, пуск РН «Ангара» 28 декабря, который закончился отказом нового РБ «Персей», упавшего вместе с макетом ПН в Тихий океан.

Тут, кстати, интересен тот факт, что у представителей «Роскосмоса», судя по всему, развилась какая-то патологическая боязнь признания неудач. Казалось бы, речь об испытательном пуске, сопряжённом с большим количеством возможных проблем. Он для того и осуществляется, чтобы их выявить и устранить. Тем не менее, на сайте Госкорпорации (и на Вики тоже) в графе «Результат» напротив пуска РН «Ангара» 28 декабря написано не «Успешный», «Неудачный» или «Частично неудачный», как обычно, а «Выполнен».

Заменят ли «Персея» и почему без нового разгонного блока «Ангара» практически бесполезна? Технологии, Космонавтика, Космос, Ракета-носитель, Ракета, Запуск ракеты, Роскосмос, МКС, Космический корабль, ГЛОНАСС, Длиннопост

Возможно, причиной тому является чрезмерная реклама РБ «Персей». Он должен и грузоподъёмность РН «Ангара» увеличить, и сделать её «одной из самых экологически чистых ракет в мире», и использоваться российскими ВКС для наращивания спутниковой группировки.


Одна неудача и сразу замена?


В сети начала появляться информация о том, что РБ «Персей» теперь заменят на РБ «Бриз-М». Тут всё-таки речь разве что о предстоящих в 2022 году пусках РН «Ангара» в интересах Минобороны России, так как разобраться в причинах неудачи с РБ «Персей» и устранить их в аппаратах к планируемым пускам вряд ли получится. Да и замена, честно говоря, так себе, ведь у РБ «Бриз-М» запредельная аварийность среди отечественных разгонных блоков, так что это скорее вынужденная мера.


Каковы причины проблем?

Заменят ли «Персея» и почему без нового разгонного блока «Ангара» практически бесполезна? Технологии, Космонавтика, Космос, Ракета-носитель, Ракета, Запуск ракеты, Роскосмос, МКС, Космический корабль, ГЛОНАСС, Длиннопост

Многие специалисты связывают это с низкой культурой производства, сформированной в результате кадрового голода, что привело к ошибкам в производстве. Из-за плотной компоновки многие узлы и детали РБ «Бриз-М» работают практически на пределе своих ТТХ. К примеру, одна из аварий случилась в результате нарушения работы турбонасосного агрегата, к чему привели перегрев двигателя всего на 1°С, из-за чего в плотно расположенных рядом с ним баках на пару градусов выше нормы повысилась температура топлива.


Ладно, РБ «Бриз-М» — это временная замена. Нет смысла заострять на нём внимание сейчас.


Что там с «Персеем»?


Если пройтись по официальным данным, то

С точки зрения конструкции «Персей» (14С48) является глубокой модернизацией предыдущего РБ типа 11С861-03 или ДМ-03.

«Персей» несёт почти 19 тонн компонентов топлива, что в несколько раз больше, чем у предыдущих представителей линейки «Д». И тяга больше, и суммарное время работы двигателей. В общем, лучше во всём.

Заменят ли «Персея» и почему без нового разгонного блока «Ангара» практически бесполезна? Технологии, Космонавтика, Космос, Ракета-носитель, Ракета, Запуск ракеты, Роскосмос, МКС, Космический корабль, ГЛОНАСС, Длиннопост

Предполагалось, что блок нового типа сначала будет использоваться с ракетами «Протон-М», а затем его адаптируют под РН «Ангара-А5». Так как было принято решение о выводе из эксплуатации РН «Протон», отказались от совместимости с ней «Персея», оставив его только для «Ангары». В итоге, закрыли старую ОКР «Двина-ДМ», открыв вместо неё в 2014 году ОКР «Персей-КВ».

К слову, с 2010-го года состоялось два запуска предшественников РБ «Персей», ДМ-03, в составе РН «Протон-М», оба аварийные (были потеряны по три навигационных спутника «Глонасс-М» в каждом запуске).

Первый РБ нового типа начал проходить наземные испытания в 2019-20 гг. Интересно, что ещё до начала лётных испытаний РБ «Персей» (14С48) уже стал основой для нового изделия 14С49, которое, согласно официальным данным, получит новые двигательную установку (11Д58МФ вместо 11Д58М) и некоторые приборы, но по характеристикам не будет превосходить РБ «Персей».

Заменят ли «Персея» и почему без нового разгонного блока «Ангара» практически бесполезна? Технологии, Космонавтика, Космос, Ракета-носитель, Ракета, Запуск ракеты, Роскосмос, МКС, Космический корабль, ГЛОНАСС, Длиннопост

Основная функция РБ «Персей» и будущего 14С49 состоит в переводе космических аппаратов с опорной орбиты на целевые околоземные или отлётные. Таким образом, без отлично функционирующего разгонного блока, РН «Ангара А5» не особо-то будет полезна. По той же причине и доработка РБ не должна быть длительной, чтобы не затягивать реализацию всей программы.


Что в итоге?


Если не нагнетать, то говорить ещё рано. Всё-таки осуществили только первый запуск РБ «Персей» в рамках лётных испытаний. Если обратить внимание на историю и статистику, то перспективы не самые радужные. Можно сколько угодно «выполнять» пусков, но, если космические аппараты не будут достигать требуемых орбит, мы и свою группировку не сможем своевременно пополнять и расширять, и внешних заказчиков на супер-перспективную и одну из самых экологически чистых ракет в мире не появится.


Уверен, что найдутся и другие мнения.


У меня есть каналы в Дзене, Telegram, YouTube и чат для дискуссий на научные темы. Подписывайтесь, если интересно.
Показать полностью 4

Российские новейшие ракетные двигатели, которые не получают развития

В последние несколько лет ракетно-космическая отрасль во всём мире развивается максимально активно. Может показаться, что в российской отрасли перспективных разработок не так много. Это не так — разработок у нас хватает. Проблемы с их реализацией. Предлагаю попробовать разобраться в этих вопросах.


«Невозможный» детонационный двигатель


Существует две основных разновидности детонационных двигателей. К примеру, в одной из лабораторий ВВС США работают над ротационным детонационным ракетным двигателем (rotating detonation rocket engine, RDRE), о котором я уже писал (ссылка в конце публикации). В России же работали сразу над двумя, но дальше всего продвинулись в создании импульсного детонационного двигателя, разработку которого начали ещё 30 лет назад.

Российские новейшие ракетные двигатели, которые не получают развития Технологии, Космонавтика, NASA, Космос, Ракета-носитель, Ракета, Запуск ракеты, Наука, Двигатель, Россия, Роскосмос, Космический корабль, Марс, Луна, Гифка, Длиннопост

Сама идея такого двигателя, как водится, совершенно не нова — их изучают уже более 70-ти лет. Помимо преимуществ, такой двигатель обладает рядом сложностей при реализации из-за чего и был прозван «невозможным». Основная проблема заключается в хаотичности детонации, из-за чего крайне сложно её контролировать.


А ещё требуется максимально точно подбирать соотношение используемого топлива и окислителя, размер и форму отверстий, кольцевой камеры, время и место впрыскивания топлива. Всё это и многое другое необходимо учитывать и изменять по отношению друг к другу, чтобы добиться сочетания, близкого к идеальному.


Российский ротационный РД


Тем не менее, демонстратор ротационного ИД испытали в 2016 году. Самое интересное, что отечественные инженеры не стали дожидаться, пока кто-то решит заказать этот двигатель, и сами написали заявку на грант, который получили. В итоге был создан демонстратор, работающий на паре керосин-кислород.

Российские новейшие ракетные двигатели, которые не получают развития Технологии, Космонавтика, NASA, Космос, Ракета-носитель, Ракета, Запуск ракеты, Наука, Двигатель, Россия, Роскосмос, Космический корабль, Марс, Луна, Гифка, Длиннопост

Наши учёные и инженеры кучу времени и сил потратили, чтобы получить этот грант, сделали на деньги с него установку (скорее всего, даже во внеурочное время), показали начальникам, а те: «ну отлично, но у нас сейчас другие задачи». Как итог, работа не получила никакого продолжения, хотя её результатом было доказательство того, что керосин-кислород могут работать в детонационном двигателе, а у нас есть технологии для его создания.


Российский импульсный детонационный двигатель


В апреле этого года Объединенная двигателестроительная корпорация провела первый этап испытаний прямоточного пульсирующего детонационного двигателя, о чём сообщалось на сайте госкорпорации «Ростех». В сообщении говорится о 50-процентном увеличении удельной тяги по сравнению с силовыми установками традиционных схем.

Российские новейшие ракетные двигатели, которые не получают развития Технологии, Космонавтика, NASA, Космос, Ракета-носитель, Ракета, Запуск ракеты, Наука, Двигатель, Россия, Роскосмос, Космический корабль, Марс, Луна, Гифка, Длиннопост

Теоретически импульсные детонационные двигатели, при прочих равных с ротационными, являются более экономичными, так как топливо-воздушная смесь сгорает небольшими порциями, обеспечивая короткие взрывы, а в ротационных смесь горит постоянно.


Пока рано говорить, что ждёт эту разработку.


Клиновоздушный двигатель


О недавних американских разработках в этом направлении я написал статью, ссылку на которую дам в конце публикации. Разработками клиновоздушных двигателей (КВРД) занимались и в СССР, и в США и в других странах. В нашей стране о них «забыли» на чуть больший срок, но буквально два месяца назад в Нижней Салде (Свердловская область) провели испытания демонстратора КВРД для полностью возвращаемой ракеты-носителя. Что это это за РН, неизвестно. Хотя в СМИ заговорили об очередном «воскрешении» проекта РН «Корона», о которой я тоже писал уже (ссылка также в конце).

Российские новейшие ракетные двигатели, которые не получают развития Технологии, Космонавтика, NASA, Космос, Ракета-носитель, Ракета, Запуск ракеты, Наука, Двигатель, Россия, Роскосмос, Космический корабль, Марс, Луна, Гифка, Длиннопост
Российские новейшие ракетные двигатели, которые не получают развития Технологии, Космонавтика, NASA, Космос, Ракета-носитель, Ракета, Запуск ракеты, Наука, Двигатель, Россия, Роскосмос, Космический корабль, Марс, Луна, Гифка, Длиннопост

Итак, на площадке Научно-исследовательского института машиностроения (НИИМаш) успешно запустили демонстратор КВРД. Следующим этапом разработчики планируют тестировать систему на паре «водород-кислород». Тут же начались разговоры о ежедневных (!!!) запусках «Короны» уже с 2030 года. Но давайте не будем бежать впереди паровоза.


Почему разработки наших новейших двигателей не получают продолжения?


Это, пожалуй, самый главный вопрос. Судя по всему, никому это не надо. Руководства отраслей (что ракетно-космической, что авиационной) не делают заказы. А подо что их делать? Для чего «Роскосмосу» делать заказ на создание новейшего двигателя, если в разработке нет новейшей ракеты-носителя? Как я и написал выше, периодически СМИ рассказывают о «воскрешении» того или иного проекта, как с «Короной» в этот раз, но, к примеру, я уже писал о том, как та же госкорпорация «Роскосмос» даже не смотрела в сторону перспективных разработок, которые предлагали инженеры, хотя Россия могла попасть в число лидеров по созданию многоразовых ракет-носителей.

Российские новейшие ракетные двигатели, которые не получают развития Технологии, Космонавтика, NASA, Космос, Ракета-носитель, Ракета, Запуск ракеты, Наука, Двигатель, Россия, Роскосмос, Космический корабль, Марс, Луна, Гифка, Длиннопост
Российские новейшие ракетные двигатели, которые не получают развития Технологии, Космонавтика, NASA, Космос, Ракета-носитель, Ракета, Запуск ракеты, Наука, Двигатель, Россия, Роскосмос, Космический корабль, Марс, Луна, Гифка, Длиннопост

В итоге, это всё обыкновенный популизм. О том же ротационном импульсном детонационном двигателе НПО «Энергомаш» каждый год появляются статьи, вроде «В России создан инновационный двигатель», но в каждой одно и то же видео и информация об испытаниях 2016 года.


Культуры ведения бизнеса и инвестирования в России тоже нет. Тем более в сложных отраслях, где нужно серьёзное понимание того, для чего создаётся та или иная разработка, и какую нишу на рынке займёт конечное изделие.


Только ли бизнесмены виноваты?


Конечно, нет. Наши инженеры способны собирать демонстраторы сложнейших ротационных и клиновоздушных двигателей буквально в гараже, как говорится, на коленке, но они совершенно не способны «продать» свою разработку бизнесу. Они просто не смогут составить бизнес-план, чтобы показать инвестору его будущую выгоду.

Более того, в России по-прежнему развито стремление всё вокруг засекретить, из-за чего практически все перспективные разработки погибают «под тяжестью грифов», пока «глупые американцы» их монетизируют.

Российские новейшие ракетные двигатели, которые не получают развития Технологии, Космонавтика, NASA, Космос, Ракета-носитель, Ракета, Запуск ракеты, Наука, Двигатель, Россия, Роскосмос, Космический корабль, Марс, Луна, Гифка, Длиннопост

Вот и получается, что отечественные разработки либо остаются на этапе демонстратора, либо «наши мозги утекают за бугор». В первом случае, мы потом только и слышим, что «Россия вообще-то первая это сделала». И попробуй объяснить человеку, который это говорит, что в космос летают не на демонстраторах. Во втором же, российские разработки напрямую становятся зарубежными. Конечно, в этом случае мы снова слышим ото всюду, что это всё «наши сделали». Да кого это волнует, если сделали они это не у нас?


Как итог, американские лаборатории и частные фирмы, после создания демонстраторов, получают дальнейшее финансирование и заказы, а отечественные предприятия — понимание того, что «Мы были первыми» и закрытие работ.


Если я ошибаюсь, буду рад увидеть информацию об обратных примерах. Да и просто альтернативное мнение.


- Сообщение на сайте госкорпорации «Ростех».

- Инженеры испытали «невозможный» детонационный двигатель.

- Об испытаниях российского ротационного детонационного двигателя.

- О демонстраторе клиновоздушного двигателя на сайте «Роскосмоса».


У меня есть каналы в Дзене, Telegram, YouTube и чат для дискуссий на научные темы. Подписывайтесь, если интересно.

Показать полностью 8

Почему именно SpaceX вернёт людей на Луну? Илон Маск всех обманул или у конкурентов просто не было шансов?

Теперь можно с уверенностью сказать, что именно SpaceX будет возвращать людей на Луну. Само собой, этот факт не обошли товарищи, считающие всё заговором и беспощадным пиаром Илона Маска. Предлагаю разобраться, почему именно SpaceX со своим Starship Lunar выиграла в конкурсе NASA HLS. Можно было бы сразу написать про Starship, но надо понимать, с чем и как выступали конкуренты.


Итак, NASA объявило конкурс на создание спускаемого аппарата, который должен вернуть людей на Луну. После этого триумфального возвращения человечество должно закрепиться на Луне, ведь наши технологии шагнули далеко вперёд в своём развитии. Вот только не все это используют.


Абсолютное большинство концепций выглядит неотличимо от «лунных программ» рубежа 1960-1970-х годов. Более того, NASA официально зафиксировало, что возвращение на Луну будет реализовываться посредством ракеты-носителя SLS, корабля Orion и лунной орбитальной станции Gateway. Внешнему подрядчику было решено передать создание только взлётно-посадочного модуля.


Сценарий миссии выглядит так: с помощью SLS запускается к Луне Orion, который пристыкуется к лунной орбитальной станции, где астронавты пересядут в спускаемый аппарат, предназначенный для доставки их на поверхность Луны. Спустя неделю, астронавты возвращаются на станцию, пересаживаются в Orion и отправляются обратно на Землю.

Почему именно SpaceX вернёт людей на Луну? Илон Маск всех обманул или у конкурентов просто не было шансов? Технологии, Ракета-носитель, Илон Маск, SpaceX, Космический корабль, Запуск ракеты, Starship, Ракета, Космонавтика, NASA, МКС, Марс, Планета, Космос, Луна, Гифка, Видео, Длиннопост

Конкурс Human Landing System (HLS)


После первичного отбора, осталось три участника: Dynetics, Blue Origin и SpaceX. Согласно первоначальному плану, NASA собиралось выбрать два проекта для реализации. Почему же осталась только SpaceX?


Dynetics


Компания основана в 1974 году. Много работают в проектах, связанных с национальной безопасностью США. Dynetics собрала команду, состоящую преимущественно из представителей Sierra Nevada Corporation, и нескольких мелких подрядчиков.


Первый прототип посадочного модуля ALPACA был показан в феврале 2021 года. Предполагается, что довольно своеобразный по конструкции модуль (по сторонам от жилого отсека расположены двигательные установки с баками) будет запускаться на Луну с помощью всё той же SLS.

Почему именно SpaceX вернёт людей на Луну? Илон Маск всех обманул или у конкурентов просто не было шансов? Технологии, Ракета-носитель, Илон Маск, SpaceX, Космический корабль, Запуск ракеты, Starship, Ракета, Космонавтика, NASA, МКС, Марс, Планета, Космос, Луна, Гифка, Видео, Длиннопост

Dynetics получила от NASA самую низкую оценку технической реализуемости, а внешний вид вообще назван «маргинальным». Но, что самое главное, Dynetics запросила самую большую сумму на реализацию своего проекта — более 9-ти миллиардов долларов.


Blue Origin


Не могу не упомянуть, что за возможную отсрочку предстоящей высадки серьёзная ответственность теперь на слегка обнаглевшем (а, возможно, и поехавшем) Джефе Безосе. Ниже объясню.


В представленном проекте посадочного модуля, Blue Origin разрабатывает лишь 1/3 конструкции:

- Межорбитальный буксир (Northrop Grumman) должен переместить спускаемый аппарат с жилым модулем на более низкую орбиту с окололунной станции. Именно NG создала спускаемый аппарат, впервые доставивший людей на Луну.

- Посадочная ступень (Blue Origin).

- Взлётная ступень с жилым модулем (Lockheed Martin). Эта компания создала Orion.


Все три элемента должны запускаться отдельно и стыковаться на орбите. В сборе конструкция представляет собой башню со входом на самом верху.

Почему именно SpaceX вернёт людей на Луну? Илон Маск всех обманул или у конкурентов просто не было шансов? Технологии, Ракета-носитель, Илон Маск, SpaceX, Космический корабль, Запуск ракеты, Starship, Ракета, Космонавтика, NASA, МКС, Марс, Планета, Космос, Луна, Гифка, Видео, Длиннопост

В результате оценки этого проекта, NASA выделило 13 сильных сторон, 14 слабых и два существенных недостатка, которые, тем не менее, были обозначены как приемлемые. Эти недостатки касаются двигателей, разрабатываемых Blue Origin, но которых по-прежнему не существует.

Почему именно SpaceX вернёт людей на Луну? Илон Маск всех обманул или у конкурентов просто не было шансов? Технологии, Ракета-носитель, Илон Маск, SpaceX, Космический корабль, Запуск ракеты, Starship, Ракета, Космонавтика, NASA, МКС, Марс, Планета, Космос, Луна, Гифка, Видео, Длиннопост

Из заключения NASA (на изображении):

«Двигательные установки (ДУ) Blue Origin для всех трёх основных элементов проекта создают при планировании значительные риски, многие из которых недостаточно учтены компанией. Эти ДУ состоят из сложных подсистем, которые имеют низкий уровень технологической готовности на текущей фазе развития проекта.»

Теперь о том, что Безос либо обнаглел, либо сошёл с ума


Во-первых, в агентстве не поняли, почему, согласно проекту, Blue Origin не предполагает тестировать свои несуществующие двигатели на беспилотном варианте посадочного модуля — сразу с экипажем.


Во-вторых, заявленная в проекте система связи не соответствовала требованиям HLS, что тоже отмечено в отчёте. Но и это ещё не всё.


Blue Origin запросила на реализацию проекта 6 миллиардов долларов. При этом в график платежей (вот тут либо по глупости, либо по наглости) были включены два авансовых перевода при том, что в требованиях к проекту прямо сказано, что никаких авансовых платежей быть не может:

Почему именно SpaceX вернёт людей на Луну? Илон Маск всех обманул или у конкурентов просто не было шансов? Технологии, Ракета-носитель, Илон Маск, SpaceX, Космический корабль, Запуск ракеты, Starship, Ракета, Космонавтика, NASA, МКС, Марс, Планета, Космос, Луна, Гифка, Видео, Длиннопост

На изображении:

«Предложения, содержащие какие-либо авансовые платежи, исключают возможность заключения контракта.»

Ну а после всего вышеперечисленного Джеф Безос ещё и остановил на пол года работу SpaceX над Lunar Starship, инициировав судебный процесс с NASA.


SpaceX


SpaceX весь проект разрабатывает самостоятельно, без единого внешнего партнёра. Дизайн Starship Lunar отличается кардинально. Корабль является частью полностью многоразовой системы Starship. У него нет составных частей. Корабль стыкуется с окололунной станцией, экипаж переходит в него и отправляется на поверхность Луны.


Даже посадка на Луну отличается от конкурентов, по сути, повторяющих концепцию «Аполлонов». Проблема заключается в том, что двигатели при такой схеме находятся непосредственно на днище посадочного модуля, что затрудняет посадку. О том, как астронавты учились садиться на Луну, на канале есть видео:

Starship Lunar же осуществляет посадку с помощью ДУ, располагающихся по бокам корпуса примерно на середине этой махины, благодаря чему поверхность под кораблём останется нетронутой при посадке.


Кислородно-метановые двигатели Raptor работающие по уникальной полнопроточной закрытой схеме, уже функционируют. Наладка их массового выпуска уже идёт.


Взлёт и посадка корабля отработаны на прототипах, и уже готовы новый прототип корабля и бустера для первого суборбитального полёта.


Отличается Starship Lunar и своей грузоподъёмностью. Вместе с астронавтами на Луну можно доставить 100 тонн оборудования. Чтобы вы понимали, базовое требование проекта заключалось в доставке 850-ти килограмм вместе с астронавтами, что было отдельно отмечено в отчёте NASA. Starship Lunar позволит начать самое настоящее освоение Луны.

Почему именно SpaceX вернёт людей на Луну? Илон Маск всех обманул или у конкурентов просто не было шансов? Технологии, Ракета-носитель, Илон Маск, SpaceX, Космический корабль, Запуск ракеты, Starship, Ракета, Космонавтика, NASA, МКС, Марс, Планета, Космос, Луна, Гифка, Видео, Длиннопост

Какие проблемы?


На данный момент, пожалуй, главной проблемой проекта является топливо. Речь о том, что заправляться Starship должен на орбите Земли, что предполагается делать с помощью модификации Starship Tanker.


Ещё никогда в космосе не производилась перекачка криогенного топлива. Более того, для полёта на Луну и обратно потребуется несколько заправок одного Starship Lunar. Маск говорит о четырёх, но специалисты насчитали до 16-ти. Правда, насчитали это специалисты Blue Origin.

Почему именно SpaceX вернёт людей на Луну? Илон Маск всех обманул или у конкурентов просто не было шансов? Технологии, Ракета-носитель, Илон Маск, SpaceX, Космический корабль, Запуск ракеты, Starship, Ракета, Космонавтика, NASA, МКС, Марс, Планета, Космос, Луна, Гифка, Видео, Длиннопост

В проекте SpaceX, поданном для участия в конкурсе, вся эта информация была указана, и NASA выбрало именно его. У проекта Starship Lunar были выделены три значительных преимущества, включая технологическую готовность элементов на момент подачи заявки, 10 сильных сторон, 6 слабых и только одна существенная слабость — эксплуатационная сложность дозаправки корабля на околоземной орбите. В итоге, с точки зрения управления SpaceX получила оценку «Outstanding» («Превосходная»).


Помимо прочего, SpaceX запросила всего три миллиарда долларов на реализацию своего проекта.

Почему именно SpaceX вернёт людей на Луну? Илон Маск всех обманул или у конкурентов просто не было шансов? Технологии, Ракета-носитель, Илон Маск, SpaceX, Космический корабль, Запуск ракеты, Starship, Ракета, Космонавтика, NASA, МКС, Марс, Планета, Космос, Луна, Гифка, Видео, Длиннопост

Да, работы ещё очень много. Как минимум, Starship Lunar довольно сильно отличается от прототипов, которые сейчас проходят испытания. По большому счёту, глядя на то, насколько сильно отстаёт от графика программа Artemis из-за кучи проблем, вполне может так оказаться, что возвращение людей на Луну ляжет на плечи исключительно SpaceX. Что ж, посмотрим.


Отчёт с полным описанием процедуры выбора победителя конкурса HLS, из которого взяты приведённые в статье выдержки.


У меня есть каналы в Дзене, Telegram, YouTube и чат для дискуссий на научные темы. Подписывайтесь, если интересно.

Показать полностью 8 1
Отличная работа, все прочитано!