История нашего мира в художественной литературе. Часть 12. «Сказка о потерпевшем кораблекрушение»

Всем привет!

Сегодня расскажу о последнем или предпоследнем древнеегипетском произведении в моей подборке. Дальше всё, что касается Древнего Египта, будет, в основном, вышедшим из-под пера (или печатной машинки) авторов ХIХ-ХХ-х веков уже нашей эры. Возможно, кому-то сказки древних не особо зашли, но я уверена, что эта затронет любого, на ней я хочу остановиться достаточно подробно, но для начала традиционно небольшая историческая ремарка.

В прошлый раз я упомянула о Сенусерте I, его сыне Аменемхете и внуке Сенусерте II, а сегодня речь пойдет о временах правнука - Сенусерта III, который совершал походы в Нубию и распространил там египетскую культуру. Египет при нем расцветал и бурно строился. Он стал одним из прообразов мифического правителя Сесостриса, но в остальном особо ничем не прославился. То ли дело его сын - Аменемхет III - тот себе аж две пирамиды построил.

А вот на предполагаемом внуке Сенусерта III - Аменемхете IV - ХII-я династии по мужской линии, по сути, взяла да схлопнулась, по некоторым сведениям ещё при его жизни бразды правления перешли к его предполагаемой сестре - царице Нефрусебек. Правила она около трех-четырех лет и наследников мужского пола не имела, так что на ней на рубеже ХIХ-ХVIII-го веков до н.э. и пресеклась ХII династия. После этого в Древнем Египте начался Второй Переходный период, и страна снова раскололась, чем, возможно, и воспользовались вторгшиеся из Азии гиксосы. Но об этом в другой раз.

Если говорить про события остального мира в ХIХ-м веке до н.э., то в Вавилоне воцарилась аморейская династия, благодаря захватившему его (и не только его) Суму-абуму (1895—1881), которому наследовал сначала его предположительно племянник Субу-ла-Эль, а потом Сабиум, Апиль-Син (да-да, у него забавное имя, и о нем будет позже) и Син-Мубаллит. В том же веке началось долгое правление царя Ларсы Рим-Сина. А около 1800-го года хетты вторглись в Анатолию. Цивилизация долины Инда перешла в позднехараппскую фазу, но о том, чем это закончилось, расскажу в следующий раз. А пока обещанная сказка:

Сказка о потерпевшем кораблекрушение

Время действия: ХIХ век до н.э., время правления Сенусерта III (1872 - 1853 годах до н. э.) или немного позже.

Место действия: Древний Египет (Та-Кемт) и Средиземноморье.

Интересное из истории создания:

От предыдущих произведений это отличает то, что оно было написано примерно тогда же, когда происходили события повествования, и, если верить подписи на папирусе, точно известен его автор – писец Аменаа. Кстати, его подпись была внесена в «Книгу рекордов Гиннесса» (1987) как древнейшая сохранившаяся подпись на папирусе. Египтолог ХIХ века н.э. В. С. Голенищев, который отыскал рукопись и озаглавил сказку как «Потерпевший кораблекрушение», с восторгом отзывался о ней и благодаря отличной сохранности (повреждено лишь предполагаемое начало, но этим можно пренебречь), и за содержание. Сказка составлялась не прозаическим, но стихотворным слогом, отмечающимся ритмикой. Переводчики постарались, поэтому это чувствуется, но полностью слог оригинала, надо полагать, не передает.

О чём:

В версии, что читала я, история начинается с того, что посланец фараона на хорошем корабле, рассекающем бирюзовые волны, плывет по морю (вероятно, Средиземному, поскольку именно его звали Великой Зеленью, и там бывают землетрясения и извержения вулканов, после которых могут исчезать целые острова), и погода стояла отличная, но потом налетела буря, корабль попал в жестокий шторм и, как полагал на тот момент рассказчик, потонул вместе со всей командой, за исключением его самого. Так фараонов посланец оказался на загадочном и, как он думал, необитаемом острове, где было много всего и разного. И бедняга приободрился, решив, что смерть от жажды и голода ему точно не грозит, и вот уже готов был преисполниться надежды, как всё задрожало и появился бородатый змей в тридцать локтей (это, на секунду, около 13-14 метров). Понял тут посланник, что это хозяин острова, и справедливо решил, что уж теперь-то ему точно кирдык, а змей приблизился к нему и ласково так спросил: «Кто принес тебя сюда, кто принес тебя, человечек? Кто доставил тебя на пустынный остров, спрятанный в водах Великой Зелени?») Но чел уже был вне себя от паники, поэтому ему показалось, что это было грозно. Заговорил он только тогда, когда Змей уже всерьёз разозлился и пообещал его умертвить, если он, наконец, не ответит на заданные вопросы. Вот тут-то они и разговорились. И, хотя это спойлер-преспойлер, я всё-таки процитирую самый эмоционально насыщенный (во всяком случае для меня) момент.

Отрывок:

«…Выслушал мореплавателя Змей, покачал головой, потом сказал:

— Не бойся меня, человечек, прогони из сердца страх. Ничего дурного с тобой не случится. Ты потерпел кораблекрушение, но чудом спасся и пребываешь на острове, где вдоволь всего, чего душа пожелает. Ты проживешь здесь месяц за месяцем, не зная ни бед, ни забот. И вот на исходе четвертого месяца приплывет по морю корабль. Приведут его моряки, тебе хорошо знакомые. Вместе с ними отправишься ты в Египет и будешь жить-поживать в благоденствии, пользуясь милостью самого фараона, — да будет он здрав, силен и могуч! О своих теперешних злоключениях ты и не вспомнишь. Со мной же случилась беда, которую мне не забыть вовеки.

Змей вздохнул — и с деревьев посыпались листья, второй раз вздохнул и облетели лепестки у цветов.

— Жил я здесь не один, а с дружной семьей, — заговорил он снова. Было нас семьдесят пять Змеев и еще одна Змейка, моя младшая дочь. Она была такая ласковая и веселая, что ее я любил больше других. И вот, когда я уплыл в открытое море, с неба сорвалась звезда и рухнула прямо на остров. Загорелись деревья, запылали кусты. Весь остров стал огромным костром, и спрятаться было некуда. Никто не вышел живым из огня. Резвая Змейка сгорела вместе со всеми.

Из Змеевых глаз выкатились две большие слезы. Они упали на землю и превратились в два золотых самородка.

— Что твое горе рядом с моей бедой? У меня чуть сердце не разорвалось, когда я вернулся на остров и никого там не нашел. Ты обнимешь своих детей и поцелуешь свою жену и увидишь ты свой дом, а это лучше всех вещей.

Плохие дни пройдут, словно сон. Ты достигнешь столицы и будешь жить в ней до конца своих дней среди своих братьев. Ради этого стоит быть мужественным и перенести выпавшие невзгоды…»

Почему стоит прочитать:

Скажу честно, я просто ревела как маленькая девочка. И не только в этом месте, но и в конце. Это мне напомнило мем, который вызвал у меня схожие эмоции, про человека, который жалуется на свои проблемы динозавру, тот выслушал и с грустным видом ответил что-то вроде: «Все, кого я знал(любил) умерли». В общем, ситуация актуальна так же, как и во все другие времена, тут тебе и про экзистенциальное, и про то, что всё можно исправить, кроме смерти, хотя порой кажется, что весь мир рушится, и про то, как тяжело нам порой дается утешение другого, особенно, когда мы понимаем, сколь велико его горе, и что мы бессильны исправить причину этого горя. И всё это в короткой истории на страничку или две. Снимаю шляпу и всем советую тоже ознакомиться с полной версией.

История нашего мира в художественной литературе. Часть 12. «Сказка о потерпевшем кораблекрушение» Литература, Что почитать?, Обзор книг, История (наука), Древний Египет, Сказка, Змей, Экзистенциализм, Длиннопост

Предыдущие части можно найти тут:

Часть 1 (XXXI-ХХХ вв. до н.э.). История нашего мира в художественной литературе. Часть 1. «Листы каменной книги»

Часть 2 (XXX-XXIX вв. до н.э.). История нашего мира в художественной литературе. Часть 2. «Миф об Этане»

Часть 3 (XXVIII в. до н.э.). История нашего мира в художественной литературе. Часть 3. «Сказки сыновей Хуфу»

Часть 4 (XXVII в. до н.э.). История нашего мира в художественной литературе. Часть 4. «Эпос о Гильгамеше»

Часть 5 (XXVI в. до н.э.). История нашего мира в художественной литературе. Часть 5. «Путешествие Баурджеда»

Часть 6 (XXV в. до н.э.). История нашего мира в художественной литературе. Часть 6. «Микерин»

Часть 7 (XXIV в. до н.э.). История нашего мира в художественной литературе. Часть 7. «Дочери Фараонов»

Часть 8 (XХIII в. до н.э.). История нашего мира в художественной литературе. Часть 8. «Сказание о Саргоне» и «Проклятие Аккаде»

Часть 9 (XXII в. до н.э.). История нашего мира в художественной литературе. Часть 9. «Враги Царицы»

Часть 9.1 (XXII в. до н.э.) История нашего мира в художественной литературе. Часть 9.1 "Поэма об Утухенгале"

Часть 10 (XXI в. до н.э.). История нашего мира в художественной литературе. Часть 10. «Смерть приходит в конце»

Часть 11 (XX в. до н.э.). История нашего мира в художественной литературе. Часть 11. «Странствия Синухе»

Книжная лига

22K постов78.1K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

Мы не тоталитаристы, здесь всегда рады новым людям и обсуждениям, где соблюдаются нормы приличия и взаимоуважения.


ВАЖНЫЕ ПРАВИЛА

При создании поста обязательно ставьте следующие теги:


«Ищу книгу» — если хотите найти информацию об интересующей вас книге. Если вы нашли желаемую книгу, пропишите в названии поста [Найдено], а в самом посте укажите ссылку на комментарий с ответом или укажите название книги. Это будет полезно и интересно тем, кого также заинтересовала книга;


«Посоветуйте книгу» — пикабушники с удовольствием порекомендуют вам отличные произведения известных и не очень писателей;


«Самиздат» — на ваш страх и риск можете выложить свою книгу или рассказ, но не пробы пера, а законченные произведения. Для конкретной критики советуем лучше публиковаться в тематическом сообществе «Авторские истории».


Частое несоблюдение правил может в завлечь вас в игнор-лист сообщества, будьте осторожны.


ВНИМАНИЕ. Раздача и публикация ссылок на скачивание книг запрещены по требованию Роскомнадзора.