История нашего мира в художественной литературе. Часть 5. «Путешествие Баурджеда»

Всем привет! Возможно, кто-то помнит мой прошлый пост про Гильгамеша. Я тогда разместила его в сообществе ради эксперимента, и вроде бы он пришелся ко двору, но я тогда не рассказала, к чему это всё было, а пытливые и внимательные наверняка заметили, что я нумерую части. В этих своих постах, если коротко, я рассказываю о прочитанных художественных произведениях, в которых отражаются события и эпохи истории нашего мира. На данный момент я создала уже 15 таких постов, и мне захотелось поделиться ими с такими же энтузиастами, как я.

Надеюсь, что внутренние ссылки не запрещены (во всяком случае я такого запрета не увидела, если неправа, то поправьте), поэтому в самом низу оставлю ссыли на прошлые посты. Может быть, кому-то будет интересно.

Ну а я не просто так упомянула фараона Снефру (Снофру) в прошлый раз. Потому что сегодня речь вновь пойдет о правителях IV династии, но на этот раз в центре повествования будут внуки Снефру, они же те самые сыновья Хуфу (Хеопса), что упоминались в папирусе Весткар (см. ниже) – Джедефра и Хафра (Хефрен). Причем второй, как многие помнят, один из строителей Великих Пирамид в Гизе.

И не знаю, обрадует это кого-то или, напротив, огорчит, но сегодня я расскажу о произведении, написанном уже в начале ХХ-го века нашей эры. Встречаем:

И.А. Ефремов. «Путешествие Баурджеда»

Время действия: XХVI век до н.э., около 2566-2532 годов до н. э..

Место действия: Египет и земли Восточной Африки (прежде всего, современный Судан и страны Африканского Рога, а также Кения, Танзания и, возможно, Мозамбик).

Интересное из истории создания и немного моих замечаний:

И.А. Ефремов – это советский палеонтолог и писатель, известный как автор романа «Час Быка». Многие, особенно из тех, кто постарше, я уверена, автора знают и с этим произведением так или иначе знакомы. Я же в данном случае в свой список включила дилогию «Великая Дуга», которая замышлялась как трилогия. Автор написал обе повести в далеком 1945-м, начав собирать материал ещё в 1944-м, и «ему удалось осуществить свой замысел лишь потому, что он сильно болел с конца 1945 года до июня 1946 года. «Великая дуга», по его утверждению, была написана в эти сроки». Опубликованы, правда, романы были несколькими годами позже.

«Дилогия содержит элементы фантастики, хотя вымысел подчиняется исторической достоверности: писатель расширил традиционные представления о неизменности границ древних цивилизаций, разделённых большими расстояниями, и показывал, казалось, невозможные контакты между ними», – вещает нам Википедия. Как по мне, с фантастикой он переборщил. И не только с ней.

В 1963 году Ефремов так вспоминал о своём замысле:

«Повесть «На краю Ойкумены» написана в 1945 году, когда у нас полностью отсутствовали книги, художественно излагавшие древнюю историю или рассказывавшие о дальних, тропических странах. Я объединил в повести обе задачи и попытался их решить на основе марксистского анализа истории и социалистического гуманизма».

При прочтении это «марксистского анализа истории и социалистического гуманизма» чувствуется, и лично мне ощутимо подпортило впечатление. Потому что такая постановка вопроса, на мой взгляд, бьет по достоверности. Чтобы понять, о чём я, нужно читать. Меня лично в этом плане смутили там, по крайней мере, три момента (про религию и атеизм, про неуважение к жрецам и про тему недовольства рабов). И, помимо этого, неправдоподобная реакция на морскую фауну, которой, по идее, у бывалых моряков быть не должно. Например, ядовитые медузы водятся и в Средиземном море. Так по какому злому умыслу никто не предупредил тех, кто собрался их хватать, о том, чем это грозит?) Сами реакции, может, и правдоподобны, но не для того периода. С историческими данными и датами тоже всё непросто.

О чём:

О том, как плохо живется простому люду, и он мечтает о социалистической революции… Хм, это не отсюда?.. А было похоже. По крайней мере, вначале. Потом началось интересное про экзистенциальные и управленческие проблемы фараона Джедефры, который неосмотрительно сменил одну фракцию жрецов на другую возле кормушки, и по совету жреца Тота отправил того самого Баурджеда в загадочную страну Пунт. Пока Баурджед исполнял приказ, фараон окончательно заколебал жрецов Ра, да ещё вдобавок приболел. Для него это закончилось плохо. На моменте в усыпальнице я мысленно воскликнула: «Они убили Кенни! Сволочи!». Никогда не смотрела этот сериал, но…простите) Джедефра правил по разным оценкам от 8 до 10 лет, и как о его жизни и правлении, так и о смерти известно, мягко говоря, мало. Так что такое допущение вроде как за рамки не выходит. Тем более что в гробнице реального фараона и вправду нашли разбитые, явно намеренно, статуи. О нем также достоверно известно, что он отправлял экспедицию в оазис Дахла, но ничего про Пунт (первые упоминания о такой экспедиции относят ко временам Сахура из V династии), на чём автор, вероятно, и сыграл. Чем закончилось это путешествие…всем предлагаю узнать самим)

Почему стоит прочитать:

Несмотря на некоторое недовольство отдельными моментами в этом произведении, в моём личном рейтинге я поставила ему не твёрдую, но заслуженную четверку. Сейчас расскажу, почему, и почему прочитать всё-таки стоит.

Во-первых, насколько я знаю, об этом периоде и конкретно о Джедефре мало кто вообще писал. Во-вторых, хотя сам сюжет меня не особо впечатлил, автор даёт порой очень красочные и затейливые описания, которые при должном настрое и вправду могут окунуть в ту эпоху, хотя бы частично, и заставить при должном развитии фантазии описанные образы ожить.

Отрывок:

«…Лодка удалилась на шесть тысяч локтей от города Белых Стен и плыла вдоль ненаселенного западного берега великой реки. Позади осталась гигантская пирамида и город мертвых для знати и богатых, примыкавший к северной стороне пирамиды. Мрак рассеивался, гладь реки заблестела тускло и неприветливо.

Мастеру паруса наконец удалось справиться с крючком. Ошейник раскрылся, и Нехси швырнул его далеко на середину реки.

Все сидевшие в лодке следили за его полетом. С легким всплеском орудие унижения и плена навсегда погрузилось на дно реки. И в тот же миг за восточной пустыней поднялся краешек солнца, яркие лучи алого света загорелись на реке в том месте, где потонул ошейник.

Утопить бы так все, что гнетет нас! - задумчиво сказал Уахенеб, выразив этим неясные стремления своих спутников.

Лодка причалила у двух одиноко росших пальм.

В сотне локтей от берега, в пределах высокой бесплодной равнины, расположился город мертвых простых роме. Здесь не было ничего похожего на массивные каменные или кирпичные гробницы знатных людей, только бесчисленные ряды маленьких холмиков отмечали места, где хранились останки отошедших в западные края.

Неужели Антеф не боится оставаться здесь в ночные часы? - удивился большой Нехси.

О, мне пришлось один раз быть здесь поздно вечером, - отозвался Нехеб-ка. - Выли шакалы, хохотали гиены, страшные птицы ночи летали над головой. Вдали ревел лев, глухим плеском отзывались в реке крокодилы, - мне показалось, что стонет земля, наполненная умершими. Я едва удерживал свое сердце от бегства…

Антеф не здесь, он скрывается в древнем подземелье, близко от берега. Если каждому из нас придется выбрать между позорной смертью и страхом перед отошедшими, - я думаю, что он меньше убоится мертвых, - спокойно сказал Уахенеб. - От мертвых еще никто не погиб. Здесь давно живет старый сторож с семьей, и все от мала до велика здоровы и целы. У нас, бедняков, не знающих вещей, тут нет ничего - ни таинственных гробниц, ни подземелий. Про город мертвых для знатных рассказывают страшные предания… А может быть, для того, чтобы… никто не смел трогать вещи, хранящиеся в богатых гробницах? - Кормчий тихо рассмеялся, а его спутники посмотрели на него с удивлением…».

Ссылки на прошлые посты:

Часть 1. История нашего мира в художественной литературе. Часть 1. «Листы каменной книги»

Часть 2. История нашего мира в художественной литературе. Часть 2. «Миф об Этане»

Часть 3. История нашего мира в художественной литературе. Часть 3. «Сказки сыновей Хуфу»

Книжная лига

22K постов78.1K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Мы не тоталитаристы, здесь всегда рады новым людям и обсуждениям, где соблюдаются нормы приличия и взаимоуважения.


ВАЖНЫЕ ПРАВИЛА

При создании поста обязательно ставьте следующие теги:


«Ищу книгу» — если хотите найти информацию об интересующей вас книге. Если вы нашли желаемую книгу, пропишите в названии поста [Найдено], а в самом посте укажите ссылку на комментарий с ответом или укажите название книги. Это будет полезно и интересно тем, кого также заинтересовала книга;


«Посоветуйте книгу» — пикабушники с удовольствием порекомендуют вам отличные произведения известных и не очень писателей;


«Самиздат» — на ваш страх и риск можете выложить свою книгу или рассказ, но не пробы пера, а законченные произведения. Для конкретной критики советуем лучше публиковаться в тематическом сообществе «Авторские истории».


Частое несоблюдение правил может в завлечь вас в игнор-лист сообщества, будьте осторожны.


ВНИМАНИЕ. Раздача и публикация ссылок на скачивание книг запрещены по требованию Роскомнадзора.