История нашего мира в художественной литературе. Часть 11. «Странствия Синухе»

Всем привет!

Наконец-то в своей подборке я перешагнула рубеж тысячелетий, и сегодня будет о событиях ХХ-го века до н.э.

И, по традиции, немного истории (на этот раз постараюсь реально кратко).

В прошлый раз я рассказывала об XI-й династии. Так вот, когда она пресеклась, к власти пришёл Аменемхет I. Как именно - точно неизвестно. Некоторые полагают, что он и чати последнего правителя предыдущей династии - одно лицо. Такие случаи в истории и до того бывали. Египет в это время вновь был един, и дела внутри страны вскоре были приведены в относительный порядок, так что фараон мог позволить себе и завоевательные походы в соседние земли.

Аменемхет предположительно упоминался в "Пророчестве Неферти" под сокращенным именем Амени. Ему наследовал, как ясно из сказания, Сенусерт I, а тому Аменемхет II, Сенусерт II и Сенусерт III, но о последнем упомяну в другой раз.

В ХХ-м веке до н.э. началось строительство знаменитого храмового комплекса Карнак, велись войны с ливийцами и нубийцами - это, если говорить про Египет. Если говорить про остальной мир, то...

На дальнем-дальнем востоке всё ещё медленно тянулся период Дзёмон на территории японских островов, а на территории Китая неолитическая культура Луншань сменилась бронзовой культурой Эрлитоу, отождествленной с легендарной Ся.

Предположительно на Ближнем Востоке приспособили в хозяйстве лошадей и создали стекло. В Междуречье амореи захватили Ур, и пала последняя шумерская династия. Амореи создали там свои царства. На Британских островах активно строили Стоунхендж. Около 1900-го года произошло вторжение ахейцев на территорию Греции, и ещё цветет и пахнет цивилизация на Крите, а вот Хараппская начинает клониться к закату. Впрочем, обо всём этом я расскажу подробнее позже, а сейчас поговорим о...

Сказание Синухе (Странствия Синухета)

Время действия: ХХ век до н.э., время правления Аменемхета I и Сенусерта I из XII династии, т.е. около 1990 – 1962 годах до н. э. и 1956 – 1911/1910 годов до н. э.

Место действия: Древний Египет (Та-Кемт) и предположительно Синайский полуостров, либо чуть дальше, территории современных Сирии и Палестины.

Интересное из истории создания:

Рассказ известен по 36 письменным свидетельствам (8 папирусов, 28 остраконов) Среднего или Нового царств на среднеегипетском языке, иератическим письмом. Древнейший папирус с рассказом (Берлинский папирус № 3022) предположительно создан спустя 100 – 150 лет после смерти фараона Сенусерта III, правнука Сенусерта I. По некоторым версиям, события, описанные в тексте, происходили как раз во времена третьего Сенусерта, а не первого. Интересно то, что написанный автобиографической надписью от лица придворного Синухе рассказ наталкивает исследователей на мысль об историчности описываемых событий. Во всяком случае, в нём не содержится каких-то фантастических элементов.

Некоторые эпизоды напоминают аналогичные библейские сюжеты, например бой Давида с Голиафом (единоборство Синухе с сирийским силачом), историю Иосифа, попытки пророка Ионы сбежать от Бога (в случае Синухе – фараона) и притчу о блудном сыне. Кроме того, это сказание стало источником вдохновения для писателей ХХ-го века уже нашей эры, например, Н. Махфуза («Возвращение Синухе») и М. Валтари («Синухе, египтянин»). Во втором, к слову, события происходят уже в ХIV-м веке до н.э., примерно во времена Эхнатона. По этому циклу даже сняли фильм. Если кому-то интересно, можно глянуть либо то, либо другое, либо всё вместе. Лично я поначалу читать книги по мотивам заленилась и ограничилась исходником, он, как обычно, короткий, но потом с романом М. Валтари ознакомилась, пришла в восторг и позже о нем расскажу тоже.

О чём:

Начинается всё с того, что Синухе, «спутник царя» (придворный чин) и должностное лицо при супруге наследника, сопровождал тогда ещё принца в походе против чехену (ливийцев), и там-то их всех настигает весь о смерти фараона Аменемхета. Никому не сообщив об отъезде, Сенусерт посреди ночи помчался в столицу, чтобы немедленно утвердиться на престоле и не дать возможности несогласным под эту лавочку возвести на трон кого-то другого.

Сам Синухе по случайности стал свидетелем разговора других гонцов с неназванным принцем, который так же был среди военачальников Сенусерта и мог бы претендовать на двойную корону. Читая это место, я подумала, что это первый пример панической атаки во всемирной литературе) Потому что услышавший это Синухе временно тронулся кукухой, уже навоображав себе ужасов гражданской войны и своей собственной судьбы при таком раскладе, и не придумал ничего лучше, кроме как бежать без оглядки за пределы царства. Только оказавшись где-то в районе Синая или пустыни Негев, он остановился и задумался – «А что это я, собственно, такое вытворил? От чего бежал-то?».

Но думать об этом было поздно, потому что раз бежал, значит, виновен. И чтобы не попасть под горячую руку, остался там, где был, и устраивал свой быт среди местных кочевников. Устроился, кстати, неплохо: женился, обзавелся детьми и имуществом. Но тоска по родине всё равно не давала ему покоя. Чем закончилось, традиционно раскрывать не буду.

Отрывок:

«…Год 30-й, третий месяц половодья, день 7-й: поднялся бог к горизонту своему, царь Верхнего и Нижнего Египта Схетепибра вознесся в небеса (и) воссоединился с солнцем; божественная плоть слилась с создавшим ее. [Царская] резиденция безмолвствует, сердца в печали, Великие врата заперты, придворные скорбят, знать плачет. (А) Его Величество послал войско против страны Чемеху, его старший сын, бог благой Сенусерт возглавлял его. Он был послан разгромить чужеземные нагорья, покарать [мятежников,] находящихся среди ливийцев-чехену.

[И когда] он возвращался, ведя пленников-чехену и всякий скот без числа, придворные сановники послали на западную границу известие для царевича о случившемся в зале для аудиенций. Нашли его гонцы в пути, достигли они его в пору ночную. Ни мгновения не промедлил он – соколом полетел с провожатыми своими, не дав знать об этом своему войску.

Но послали (и) к (другим) царским детям, находившимся при нем в войске этом, (и) позвали одного из них. Я стоял [рядом], слышал его голос, когда он говорил, (и) оказался вблизи заговорщиков. Сердце мое смутилось, руки мои опустились, дрожь охватила все мое тело. Я опрометью бросился бежать в поисках места укромного. Я спрятался меж двух кустов, предоставив дорогу идущему по ней. Я двинулся в путь на юг, не помышляя вернуться в резиденцию. Думал я, что случится резня, и не надеялся [остаться] в живых после нее. Пересек я [озеро?] Маати вблизи [святилища] Сикомора. Прибыл я на Остров Снофру, провел я день на окраине поля.

[Кoгда] я oтправился в путь, был [еще] день. Встретил я челoвека, стoявшегo у края дoрoги. Oн пoчтительнo меня приветствoвал, я же бoялся егo. Наступилo время ужина, [и] я дoстиг Негау (Гау). Переправился я в грузoвoй ладье без рулевoгo весла пoд западным ветрoм. Я прoшел к вoстoку oт каменoлoмни, выше Владычицы Краснoй гoры. [Затем] направил я стoпы свoи на север и дoшел дo Стен Пoвелителя, сooруженных, чтoбы oтражать бедуинoв [и] сoкрушать кoчующих пo пескам. Пригнулся я в кустах в страхе, чтo заметит меня с крепoстнoй стены стража, несущая вахту свoю. Трoнулся я [дальше] нoчнoй пoрoю. [Кoгда] oзарилась земля, я дoстиг Петена. Oстанoвился я на oстрoве Великoй чернoты. Напала [на меня] жажда, настигла oна меня. Изнемoгал я, гoрлo мoе пылалo, и пoдумал я: "Этo вкус смерти!" [Нo] вoспрял я духoм и сoбрал силы, [ибo] услышал мычание скoта. Я увидел бедуинoв, [и] узнал меня их вoждь, бывавший в Египте. Дал oн мне вoды, [пoка] кипятили для меня мoлoкo. Oтправился я с ним к егo племени, и oни хoрoшo oбoшлись сo мнoй.

Передавала меня страна стране. Пoкинул я Библ, пoвернул к Кедему. Прoвел я там пoлтoра гoда. Принял меня [к себе] Амуненши – властитель Верхней Речену. Сказал oн мне: "Хoрoшo тебе будет сo мнoю, будешь слышать ты египетскую речь". Сказал oн так, ибo знал o мoих дoстoинствах, слышал o мoей удачливoсти – свидетельствoвали oбo мне египтяне, нахoдившиеся там, при нем…»

Почему стоит прочитать:

Причин может быть несколько. Во-первых, это одно из самых ранних произведений, сохранившихся если не полностью, то почти полностью, причем в прозе. Во-вторых, лично мне было интересно прочитать это с точки зрения наблюдений глазами современников за жителями нынешних Леванта и Синая поскольку так можно оценить, как в тот период жили предки иудеев, позже создавших в этом регионе достаточно богатое и сильное Иудейское царство. Согласно некоторым хронологиям, именно в это время жили некоторые библейские персонажи (например, Исаак и Иаков), хотя иудейская традиция делает их «моложе» и относит к XVII-му веку до н.э. Обо всём этом я скажу ещё, но позже.

История нашего мира в художественной литературе. Часть 11. «Странствия Синухе» Обзор книг, Литература, История (наука), Что почитать?, Древний Египет, Сирия, Длиннопост

(Фрагмент текста сказаний о Синухе)

Предыдущие части можно найти тут:

Часть 1. История нашего мира в художественной литературе. Часть 1. «Листы каменной книги»

Часть 2. История нашего мира в художественной литературе. Часть 2. «Миф об Этане»

Часть 3. История нашего мира в художественной литературе. Часть 3. «Сказки сыновей Хуфу»

Часть 4. История нашего мира в художественной литературе. Часть 4. «Эпос о Гильгамеше»

Часть 5. История нашего мира в художественной литературе. Часть 5. «Путешествие Баурджеда»

Часть 6. История нашего мира в художественной литературе. Часть 6. «Микерин»

Часть 7. История нашего мира в художественной литературе. Часть 7. «Дочери Фараонов»

Часть 8. История нашего мира в художественной литературе. Часть 8. «Сказание о Саргоне» и «Проклятие Аккаде»

Часть 9. История нашего мира в художественной литературе. Часть 9. «Враги Царицы»

Часть 9.1 История нашего мира в художественной литературе. Часть 9.1 "Поэма об Утухенгале"

Часть 10. История нашего мира в художественной литературе. Часть 10. «Смерть приходит в конце»

Книжная лига

22K постов78.1K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Мы не тоталитаристы, здесь всегда рады новым людям и обсуждениям, где соблюдаются нормы приличия и взаимоуважения.


ВАЖНЫЕ ПРАВИЛА

При создании поста обязательно ставьте следующие теги:


«Ищу книгу» — если хотите найти информацию об интересующей вас книге. Если вы нашли желаемую книгу, пропишите в названии поста [Найдено], а в самом посте укажите ссылку на комментарий с ответом или укажите название книги. Это будет полезно и интересно тем, кого также заинтересовала книга;


«Посоветуйте книгу» — пикабушники с удовольствием порекомендуют вам отличные произведения известных и не очень писателей;


«Самиздат» — на ваш страх и риск можете выложить свою книгу или рассказ, но не пробы пера, а законченные произведения. Для конкретной критики советуем лучше публиковаться в тематическом сообществе «Авторские истории».


Частое несоблюдение правил может в завлечь вас в игнор-лист сообщества, будьте осторожны.


ВНИМАНИЕ. Раздача и публикация ссылок на скачивание книг запрещены по требованию Роскомнадзора.