История нашего мира в художественной литературе. Часть 3. «Сказки сыновей Хуфу»

Сегодня речь пойдет о реальных  правителях древнего Египта, некоторые из которых по совместительству  являлись ещё и строителями первых и крупнейших пирамид. Но для начала скажу пару фраз о додинастическом Египте.

Одна из самых ранних культур того региона — это культура Негада (4000-3000 до н.э.). С последним её периодом (Негада III, ок. 3300-3000 до н.э.) связывают таких правителей как Слон, Бык, Аист и, конечно же, легендарный Скорпион, о котором, благодаря кинематографу кое-что всё-таки слышали многие. Наверняка о нём есть какая-то художественная литература, но я её  искать не стала по ряду причин.

Преемником Скорпиона I  считают считают Ни-Нейта, который правил предположительно Верхним Египтом и мог быть современником Нармера.

Вот на Нармере  я хочу остановиться отдельно (где о нём можно почитать - см. в прошлом посте). Как я уже в прошлый раз упоминала, именно он предположительно  стал окончательным объединителем Верхнего и Нижнего Египта, одни относят  его к последним правителям условной 0-й династии, другие считают основателем I-й династии. Правил он около 3100 — 3000 годов до н.э., и  его наследником стал Хор-Аха (правление по некоторым данным приходилось примерно на 3032 — 3000 до н. э.), который иногда считается настоящим  объединителем Египта и упоминается в произведении, о котором я напишу в одном из последующих постов.

После имён этих царей  упоминается имя Нейтхотеп, первой правительницы в истории Египта, хотя там всё очень запутано, и на этом я подробно останавливаться не буду.  После Нейтхотеп правили ещё примерно 7 правителей, а после смерти  последнего из них, Хор-Каа, I-й династия сменилась II-й. О ней мне особо сказать нечего, кроме того, что Неферкара I был из этой династии. Его  порядковый номер важно запомнить, чтобы потом не возникло путаницы.

Ну а речь сегодня пойдёт о III-й династии, основателем которой считают  фараона по имена Небка (Сенехт), и о IV-й династии, к которой относятся  знаменитые фараоны Снофру, Хеопс (Хуфу), Хафра (Хефрен) и Микерин  (Менкау-Ра), строители пирамид.

И произведение, в котором говорится о них и их потомках — это...

Сказки сыновей Хуфу (Папирус Весткар)

Время действия: ХХVIII-ХХVII века до н.э., время правления фараонов Небки и Джосера  (III династия), а также Снофру и Хуфу (Хеопса) из IV династии. Небка по  некоторым данным правил с 2707 по 2690-й годы (по другим данным начало  его правления пришлось на 2727-й год до н.э.). Первая сказка, утраченная  полностью, кроме последних строк, очевидно, повествовала о временах  правления фараона Джосера (ок. 2665 – 2645 до н. э.).

Место действия: Египет (возможно, уже тогда жители тех мест называли свою страну Та-Кем, но это не точно).

Интересное из истории создания:

Это  ещё одно из древних произведений, созданное предположительно около 1650-х годов до н.э., и повествующее о более древних временах (примерно  на тысячелетие раньше). Всего историй рассказывалось пять (четыре  сказки, рассказанные сыновьями Хеопса, и одна о рождении сыновей  Реджедет), но первая оказалась утрачена. Кроме того, в тексте есть небольшие пропуски (впрочем, не влияющие на понимание смысла), и есть  сомнения по поводу того, чем и как вся история заканчивается. Но  основная версия, что служанку, отправившуюся доносить на госпожу, сожрал крокодил. Возможно, тот самый, что упомянут в первой сохранившейся сказке))

О чём:

В папирусе рассказывается о том, как фараон Хуфу (Хеопс) развлекался тем, что слушал ох…очень  интересные истории, которые ему рассказывали его четыре сына. Первая,  судя по всему, повествовала о каких-то чудесах, совершенных жрецом Имхотепом для фараона Джосера.

Вторая – о том, как жена  жреца Убаинера наставляла ему рога с простолюдином (неджесом), и о том, как Убаинер разобрался с этой деликатной проблемой при помощи воскового крокодила. Вот, где реальное фэнтези! Потому что в решающий момент восковой крокодил превратился в настоящего, да ещё длиной в 3 с лишним метра! Так что можно понять наблюдавшего это чудовище фараона Небку,  который сказал, что очень впечатлен уличной магией своего жреца, но пускай тот, пожалуйста, уберет это туда, откуда вытащил.

Третья  история понравилась мне больше всего) В ней фараон Снофру,  предположительно изнывающий от скуки и уныния, позвал к себе жреца  Джаджаеманха и пожаловался ему, а тот предложил действенный способ  развлечься – позвать красоток, нарядить их в сетки и покататься с ними  на лодке по прудику. Фараону идея понравилась, и развлекуха дала результат. И всё было бы в шоколаде, если б одна из его спутниц (причем «старшая») не уронила случайно в воду головное украшение в виде  бирюзовой рыбки, что испортило настроение сначала ей, а потом и всем остальным. Но, по закону жанра, всех спас всё тот же жрец…

Дальше рассказывать не буду, лучше прочитать. Сделать это можно тут.

Отрывок:

«…Тогда  царь сказал: 'Ступайте и приведите ко мне главного жреца-чтеца, писца  книг Джаджаеманха'. Привели к нему писца его без промедленья. Сказал ему  его величество: '[:] дворца царя, - да будет он жив, невредим и здрав! -  дабы найти мне место увеселения. Не нашёл я такого места'.

И  ответствовал Джаджаеманх: 'Да проследует твоё величество к озеру у  дворца фараона, - да будет он жив, невредим и здрав! Да посадит он в  ладью свою разных красавиц из дворца своего. Сердце твоего величества  усладится, когда ты увидишь, как гребут они взад и вперёд. Посмотришь ты  на прекрасные заросли озера твоего, увидишь поля у берегов его, и  сердце твоё возрадуется'.

И сказал  царь: 'Воистину устрою себе катание. Пусть доставят двадцать вёсел  чёрного дерева, украшенных золотом, с рукоятями из [:] дерева,  отделанными тонким золотом. Пусть доставят двадцать женщин, прекрасных  телом, чтобы красивы были груди их, косы заплетены, а лоно не  разверзалось деторождением. И пусть доставят двадцать сеток и оденут  сетками женщин, снявших одежды свои'.

И  было сделано всё, как повелел его величество. И женщины гребли взад и  вперёд. И сердце его величества услаждалось, глядя на них. Но вот у  одной из женщин растрепались волосы, и упала в воду украшавшая причёску  её бирюзовая рыбка. И умолкла женщина и перестала грести; и умолкли и  перестали грести все женщины под её началом. Сказал его величество  женщинам: 'Почему же вы не гребёте?' И отвечали они: 'Наша старшая  замолкла и не гребёт'. Тогда спросил её его величество: 'Почему же ты не  гребёшь?' И ответила она: 'Моя бирюзовая рыбка упала в воду'.

[Греби, а рыбку я тебе] заменю.

Отвечала  она: 'Мне не надо другой, я хочу свою рыбку'. Тогда повелел его  величество: 'Ступайте и доставьте мне главного жреца-чтеца  Джаджаеманха…».

Почему стоит прочитать: древнеегипетские  сказки очень самобытны, а потому во многом непредсказуемы. Кроме того, в  них могут содержаться любопытные детали, интересные для тех, кто не  равнодушен к Египту и его истории, особенно, если они решили написать о тех временах что-то своё. Лично для меня в плюс ещё и присутствие определенных эротических мотивов, поскольку они дают нам дополнительную информацию о том, как строились романтические и сексуальные отношения в  те времена, что люди считали красивым и возбуждающим, а что отталкивающим.

О  данном произведении всё. Но добавлю, что о знаменитом фараоне Джосере, основателе III династии и строителе первой пирамиды, а также его  знаменитом советнике (чати) Имхотепе есть несколько книг ( «Имхотеп,  изобретатель вечности» К. Жака, «Имхотеп – волшебник Нила» П. Монлора,  «Первая пирамида» Б. Симонэ), однако ни одну из них на русском языке я найти не смогла, что, несомненно, грустно. Если кто-то заинтересуется и найдет, обязательно поделитесь.

История нашего мира в художественной литературе. Часть 3. «Сказки сыновей Хуфу» Древний Египет, Папирус, Сказка, История (наука), Длиннопост, Текст