Серия «Дети»

Лига психотерапии
Серия Дети

Родительские ожидания в XIX-м, 20-м и 21-м веке

Знаете ли вы, что картину "Опять двойка", написанную в 1952 году Фёдором Павловичем Решетниковым (1906-1988), с полным правом можно назвать ремейком дореволюционного холста? (Ремейк (от англ. remake — «переделка»)

Родительские ожидания в XIX-м, 20-м и 21-м веке Картина маслом, Школьники, Родители и дети, Длиннопост

Посмотрите на картину "Провалился" художника Дмитрия Егоровича Жукова (1841-1903) ниже. Она написана в 1885 году, находится она в коллекции Вольского краеведческого музея.

Прислуга превратилась в старшую сестру, больная девчушка на кровати стала жизнерадостным мальчишкой на велосипеде, дореволюционная мама за швейной машинкой Зингер превратилась в советскую маму в кухонном фартуке, - но идея и композиция актуальны спустя семь десятков лет.

Родительские ожидания в XIX-м, 20-м и 21-м веке Картина маслом, Школьники, Родители и дети, Длиннопост

Куда и как "провалился" главный герой картины и о чём печалится его мать?

Год обучения в гимназии стоил от 30 до 50 рублей. Провалившийся гимназист не имел права на льготы при оплате обучения, и, похоже, именно безденежье ввергает мать в тоску.

Ученик мужской гимназии в конце XIX века изучал Закон Божий, русский, церковнославянский языки, греческий, латинский, французский, немецкий языки, философию, законоведение, математику, физику, историю, географию, природоведение, рисование и чистописание.

Музыку и безопасность жизни и деятельности "не проходили".

Почему "гимназист", а не, скажем, ученик реального училища?

Во второй половине XIX века уже вышла из употребления практика внешних различий учеников по их социальному происхождению. Теперь все гимназисты и все реалисты носили одинаковую форму. Полный комплект одежды на ученика стоил от 60 до 75 рублей и мог составлять месячное содержание всей семьи гимназиста. Судя по уставным документам, на картине перед нами ученик гимназии в сером пальто:

Родительские ожидания в XIX-м, 20-м и 21-м веке Картина маслом, Школьники, Родители и дети, Длиннопост
Родительские ожидания в XIX-м, 20-м и 21-м веке Картина маслом, Школьники, Родители и дети, Длиннопост

Картина1885 года "актуальная", об этом нам говорит ранец "солдатской формы":

"В конце 1870-х — начале 1880-х годов еще одной животрепещущей темой стали школьные ранцы. Указание министерства попечителям учебных округов о желательном внедрении нового порядка «ношения учениками классных принадлежностей в ранцах обыкновенной солдатской формы» появилось еще 6 сентября 1872 года. За образец при этом были взяты «германские училища».

Ранцы должны были заменить портфели, связки и узлы, с которыми раньше дети и юноши приходили в свои гимназии и реальные училища. Полезность новшества объяснялась медицинскими соображениями и необходимостью подготовки к будущему несению воинской повинности: «при ранцах дети несут тяжесть на обоих плечах, чрез что обязаны держаться прямо; с переходом же в высший класс прибавляется количество классных принадлежностей, и увеличивающийся мало-помалу груз на плечах ученика, укрепляя спинную кость, постепенно приготовляет его к той поре, когда… ему придется, встав в ряды войска, поместить все походные принадлежности в таком же ранце, только большего размера». Из циркуляра от 16 февраля 1874 года следует, что пожелание министерства не слишком-то ревностно выполнялось на местах, поэтому с 1874/75 года ношение ранцев уже было сделано обязательным (Сборник распоряжений 1901: № 28)".

На Пикабу был классный пост про гимназистов, кому интересна тема, он здесь Все познается в сравнении: сколько стоило обучение в киевской гимназии в царские времена

Возможен ли новый римейк сюжета?

От 1952 года нас отделяют следующие 70 лет. Что изобразил бы художник на современной картине?

Собака в современной квартире - легко.

Антураж наших дней (инженерная доска на полу вместо деревянных крашеных полов, ковёр на полу, стол - стулья, стены с обоями - крашеные краской стены. Пожалуй, только настенные часы с маятником в современном нам доме "неактуальны") - элементарно.

Ранец за спиной сменился на портфель в руке (кстати, у двоечника он перевязан бечёвкой и в портфеле он таскает коньки, обратили внимание?), а потом снова стал рюкзаком за спиной.

Модный "гаджет" швейной машинки Зингер под рукой художника преобразился в модный "детский велосипед", а сейчас стал бы очками "виртуальной реальности", мне кажется.

Из двадцатого века к сюжету девятнадцатого добавились электропроводка и электрическая настольная лампа, а наш 21-й век добавил бы мобильный телефон и компьютер.

А вот о чём бы печалилась мама школьника на картине 140 лет спустя, как думаете?

Показать полностью 4
Лига психотерапии
Серия Дети

Ответ на пост «Я устал от ребенка»

Мы просто сходим с ума. Может есть у кого опыт с таким ребенком? Что делали?

Давайте расскажу как пси-профи, у кого на приёме семьи с такими детьми, что тут может быть, в подобной ситуации. А вы с женой почитаете и поразмыслите над материалом.

Итак, что мы знаем о ребёнке. Пол мужской, возраст 4,5 года, семья полная, посещает ДДУ. Психологические особенности:

1) Неутолимая жажда новых впечатлений. Ключевые слова поста "тут скучно".

Поиграть на площадке детской? Тоже нет! "Мне тут скучно, я хочу домой".

На языке биохимии - проблемы на уровне дофамина. Гормон влияет на настроение, характер человека. Служит основой системы «вознаграждения» мозга, регулируя выраженность чувства радости, мотивацию к делу. От уровня его синтеза зависит поведение, уровень любоытства и достижений, наличие мотивации и желание учиться. Повышение уровня дофамина в плазме крови происходит при шоке, травмах, ожогах, кровопотере, стрессовых состояниях, при различных болевых синдромах, тревоге, страхе. Повышенная выработка этого вещества делает человека более импульсивным, склонным к рискованному поведению, формированию зависимостей.

В детском саду ему предоставляют стимулы два десятка ровесников, дома родители не справляются, вдвоём не вырабатывают норму, которая утолит киндеру жажду. В секциях со структурированными занятиями было скучно по той же причине - надо было слушать руководителя, и только. ИСТЕРИКА - это стресс, которым ребёнок сам себя вздрючивает, чтобы привычным для себя способом повысить уровень дофамина. Заскучал - поистерил - повысил уровень дофамина.

Вам много писали про СДВГ у киндера. Возможно, так оно и есть. В США и Израиле детям прописывают риталин или концерту, то есть метилфенидат - ингибитор обратного захвата норадреналина и дофамина в пресинаптические нейроны. То есть это психостимулятор, которые "вздрючивает" мозг. Ваш "вздрючивает" себя истериками, а не фармой.

Что делать? Найти хорошего детского психиатра и наблюдать ребёнка до окончания вуза. В нейробиологии психозов немалое место занимают дофаминовые теории. Врач расспросит вас на тему отягощённой наследственности и прикроет лекарствами-нейролептиками, если в подростковом возрасте будет не просто кризис, а депрессия с психотическими чертами какая-нибудь, или на фоне учебных нагрузок перед ЕГЭ срыв адаптации будет по типу реактивного психоза.

Дофаминовые теории фигурируют также в исследованиях шизофрении. Именно поэтому ребёнка надо наблюдать.

Изучение дофаминовых систем с использованием позитронно-эмиссионной терапии (ПЭТ) выявило следующие отличия у больных с шизофренией по сравнению со здоровыми людьми:

увеличенный синтез дофамина;

увеличенное содержание дофамина в синапсах;

увеличенный объем высвобождаемого дофамина в ответ на воздействие амфетамина.

2) Произвольное внимание не сформировано. Ключевые слова тут

Чем-то заняться дома невозможно. Порисовать - нет, поиграть в игрушки - нет, поучить буквы - нет, позаниматься с развивашками - нет.

Он не может пройти спокойно и двух метров. Надо обязательно скакать, махать руками, махать головой и т.д.

Процитированы поведенчески разные, но психофизиологически взаимосвязанные вещи. Скакание, размахивание руками "подзаводит" зоны мозга, которые обеспечивают его энергетическое питание, батарейку. Другим словами, ребёнок у вас с задержкой психического развития, истощается в детсаду, и дома бесится, чтобы "подзарядить батарейку" мозга и как-то соображать.

Соображать сосредоточенно и направленно у киндера вообще не получается, оттого все секции и домашние занятия - мимо кассы. Он живёт, как все дошкольники, на непроизвольном внимании, нецеленаправленной исследовательской энергичности. А вы в минуту душевной слабости, вероятнее всего, думаете, что он живёт на волевой активности (произвольного внимания), и у вас с киндером борьба двух воль, и он вас "прогнул" под себя. Но на самом деле он "инвалид воли", вообще не умеет перебарывать себя, чтобы минутку посидеть спокойно. Не слабо сформировано, а вообще не сформировано волевое усилие у него.

Киндер пытается донести до вас свою "инвалидскую повестку дня" как умеет: погружает вас в пучину непроизвольного внимания. Своим поведением он выдёргивает вас из недоступной ему спланированной, организованной, произвольной деятельности в свою стихию непроизвольности, где царствуют новизна и сила раздражителей, и только: "вот сейчас я упал, все занимаемся моим падением". Такая вот мета-коммуникация. А до вас всё никак не доходит, улавливаете парадоксальную взаимность в ситуации?

Что делать? Ждать 6 лет и при первой же возможности пройти тест Векслера на определение уровня интеллектуального развития ребёнка. Вполне возможно, что у киндера ЗПР и ОВЗ - задержка психического развития и ограниченные возможности здоровья. ЗПР корректируется занятиями с профильными специалистами.

3) Возможно, у вас "лобный" ребёнок. Ключевые слова тут

"Я просто не хочу чтобы вы от меня куда-то уходили".

про зависимость от руководящего взрослого, самостоятельно не может ни занять себя игрой, ни выполнить рутинное поручение вроде "собери игрушки", - никакая многоэтапная программа действий не записывается в память, как ему её ни тверди, и ещё примеры про неспособность запоминать последовательности поступков и извлекать уроки из пройденного опыта:

Извиниться? Только после слез и соплей может. Но через минуту может заново повторить.

Объясняешь ему например, что не надо бегать с закрытыми глазами - это опасно, можно удариться. Не слушает. Бьется, потом орет,

В общем, выглядит это как незрелость на уровне неврологии, подкорковые и корковые структуры лба "не пашут". Лобные доли отвечают за критическое мышление, концентрацию внимания и отвлекаемость, общий поведенческий контроль и способность предсказывать последствия своих действий.

Что делать? Неврологи вам всё верно говорят про "ждите перерастёт". В пубертате (половое созревание в районе 12 лет) будет гормональная революция, и недопечённый сейчас пирог мозговых структур допечётся, голова начнёт работать как надо.

Для общего развития можно почитать тут на Пикабу истории из практики, по тэгам "Лобные дети" и "Бермант-Полякова", там разные варианты подросткового возраста у лобных детей в беллетристической форме мною описаны. Для родителей, чтобы не отчаивались )

4) Наконец, четвёртая особенность. Так называемое чувство "исключённого третьего". Ваш киндер его, похоже, категорически не переносит. Когда вы пара и уединяетесь вдвоём, без него, когда уходите из дома вдвоём без него или когда кто-то из вас обращает своё внимание на ноутбук или телефон и тем самым исключает киндера из поля внимания, - ребёнок испытывает мощные негативные эмоции. Ключевые слова тут

Ему надо было полное наше внимание.

Пример: ляжем с женой на кровать. Он запрыгнет на кровать.

Наши телефоны все битые. Ноутбуки битые...

2 раза даже обосрался при няне. Как только приходим домой - успокаивается

Что делать? Здесь, с большой долей вероятности, слепое пятно или у вас, или у жены. Вы эти чувства негативные (зависть? ревность? гнев? собственничество?) ребёнка не распознаёте и не описываете как таковые. Поэтому психолог прорабатывал бы с вами-родителями ваши собственные "теневые" вопросы (быть дураком, быть глупцом, быть завистником, быть страшным в гневе) и снимал остроту неприятия с запретных для вас "быть" в ребёнке (он их вам как бы показывает своим поведением в карикатурном виде).

Как вариант, у вас не слепое пятно, а разбившаяся хрустальная ваза больших ожиданий от ребёнка (и тогда осколки стекла, которыми наполнен ваш уютный дом - вообще символичная штука). Понижайте ожидания от ребёнка до нуля, как от котика - гадить в лоток, и только. Киндер в туалет зашёл? Навалил в туалете, а не рядом с туалетом? Вот и молодец, ты у нас для того, чтобы гладить тебя, как котика. Ребёнок почувствует себя принятым при таком подходе, понимаете?

Сейчас он чувствует себя малолетним неадекватом, ибо не соответствует уровню требований ( в силу неврологической незрелости) и, возможно, в силу ваших (адекватных возрасту ожиданий), которые, увы, не сбылись. Отгорюйте уже, что подарочного ребёнка без ЗПР вам мироздание не выдало, купите книгу "Не рычите на собаку" авторства Карен Прайор и перестройте свои воспитательные воздействия в соответствии с правилами в этой книге. Это реально работает.

В общем, "я так ждала тебя, Вова", "травма черепно-мозговая - моя любовь", здоровый цинизм поможет вам не рехнуться, пока ребёнок входит в разум.

Все трудности временные, я проверяла :)

Показать полностью

Карантинное Ребенковедение. Мульттерапия

Пост психолога Светланы Ройз https://www.facebook.com/svetlanaroyz/posts/3218997588133824


"Повторяю свой давний пост с дополнениями. 57 мультфильмов и 19 сериалов с описаниями.


Общая техника безопасности:

- Мультфильм - вместе с родителями, а не вместо родителей.

- Новые мультфильмы важно смотреть только вместе со взрослыми (а лучше - самим взрослым хотя бы знакомиться с темой)

- До 2 лет - нет полезных мультфильмов. Есть более-менее безопасные и те, которые помогают немного отдохнуть родителям.

- Мы не сможем забрать у ребёнка планшет - и, наверное, не нужно. Важно, чтобы весь мир в планшет не переместился.

- Однозначно нет плохих и хороших мультфильмов - есть те, которые не соответствуют возрасту и те, которые ребёнок смотрит сам.

- Каждый мультфильм может быть для конкретного ребёнка (или взрослого) как исцеляющим, так и травматичным. (поэтому важно быть рядом и наблюдать за реакциями ребенка)


(Порядок мультфильмов не по значимости. Буду дополнять. Описание, конечно, субъективное. Старалась писать о «дополнительных» смыслах. Все мультфильмы семейные 5+)


Каждый мультфильм можно использовать для того, чтобы потом поговорить на сложную тему. Или не говорить. А просто посидеть, обнявшись :-)


Для малышей (до 5 лет):

1. Малыш Билл (маленький Билл) - сериал, главный герой 5 летний малыш Билл - с которым в каждой серии дети могут учиться – обходиться с разными сложными темами, общаться, мириться, сочувствовать. В мультфильме здорово показана поддержка в семье, отношения со старшими братом и сестрой и появление младшего.

2. Тигрёнок Даниэль и его соседи - один из моих любимых сериалов, Главный Герой - Тигрёнок, который живет в волшебном мире с друзьями - котёнком, совой, принцами и девочкой. Это абсолютно терапевтический сериал – созданный при поддержке психологов - серии о том, что можно делать с агрессией, тревогой и проч.

3. Доктор Плюшева - волшебная сказкатерапия - (не только для девочек). Очень аккуратно в каждой серии обходятся с тем, что может тревожить детей разного возраста. В каждой серии красивейший саундтрек - песни тоже можно использовать в жизни с детками.

4. Малышарики - вместе с героями можно учиться. Хороший, продуманный сериал.

(Смешарики и Пин-код - качественные и местами полезные)

5. Медвежонок Нуки и его друзья - очень хороший развивающий мультик. Плюшевые мягкие герои, и сам сериал добрый и мягкий.

6. Непоседа Зу - терапевтический фаворит.

:-) Очень люблю этот сериал - в городе Зебр вместе со своей семьёй - родителями, бабушкой и дедушкой, и прабабушкой живет зубрёнок Зу. Каждая серия - добрая история. С примером гармоничной поддержки взрослых, с проживанием какого-то важного опыта.

7. Оливия (4+ и для старших) сериал о свинке Оливии и ее друзьях (мы со старшим сыном зачитывались книжками об этой героине). Свинке 9 лет, у неё есть младший брат (с которым она соперничает). Одноклассники. В сериале хорошее чувство юмора. Много забавных узнаваемых ситуаций.

8. Фиксики - обучающий мультсериал. В нем все хорошо. Но - важно чередовать его с собственным поиском ответов. Важно дать возможность ребенку успеть - сформулировать и задать Свой вопрос, а не приучать к готовой подаче информации. Уже подрастает малюковое поколение, перестимулированное фиксиками. И не проходящее фазу «почему?».

9. Поезд динозавров - для маленьких палеонтологов.

10. Октонавты - путешествие вместе с командой подводных исследователей.

11. Ну и конечно, Корисні Підказки - мульт энциклопедия нашего канала ПлюсПлюс (3+ …)

12. Леди Баг - сериал для детей 4+, но и подросткам есть, что посмотреть - идея - помимо тем супергероев, отношений, любви - любая эмоциональная захваченность - как злостью, страхом, обидой, так и желание всех осчастливить - делает нас уязвимыми.

13. Катя и Мим Мим - о девочке и ее дружбе с игрушечным зайцем, и о воображении, которое ее переносит в волшебную страну. Где в каждой серии решается какая-то важная задача

14-15-16 Котики вперёд, Котя и Катя, Три кота - славные "воспитательные" мультсериалы, с элементами терапии

17. Тиг и Лео - красивый и мудрый сериал о приключениях детенышей-животных в Тайге

18. Бумажки - сериал - оригами. Есть забавные и простые идеи

19. Летающие Звери - мудрый, очень этичный сериал. Есть несколько сезонов. С этими же героями - есть сериал для мальчиков (и для девочек) про машинки


Полнометражные мультфильмы:

1. Балерина - потрясающий цельный сильный мультфильм. О вере в мечту и вере в себя. О доверии. Силе. О важном вопросе – «почему ты танцуешь?» – который может относиться к любому действию. И о том, что профессионализм без страсти, без чувств - «неживое» ремесло.

2. Панда кунг фу (1-3серии) (+ секреты мастеров- сериал) - о мудрости быть собой. И о том, что секретных ингридиентов не существует. Только мы, наш потенциал и наша целеустремленность делает из нас «воинов дракона». И это обязательный мультфильм для учителей и родителей - о бесполезности стремления делать из детей тех, кем они не могут быть, а искать самые «ИХ» черты и качества. Много мудрого и сильного в мультфильме

3. . Моана - если жизнь (человека, Любовь, идею) лишить сердца - она станет чудовищем. О лидерстве. Смелости. Верности. Мудрый очень мультфильм. Есть сцены, где важно детей «прикрывать» - брать на руки, обнимать. Важен для всех, кто принимает решение «быть собой». Кто я? Где мое сердце?

4. Монстры на каникулах - о том, что «монстры - тоже люди» :-) о том, как может отличаться родительская Любовь из страха от любви из заботы. О принятии себя Собой. И о позволении другому быть разным. И о «Дзынь». :-) В первой и второй части много хороших шуток. Третья – спорная.

5. Как приручить дракона - все три части - там так много слоёв! О том, что сила не всегда в мышцах. О том, как часто детям не хватает нашей веры в них. И то, что мы считаем «гордостью и силой» - часто создает проблемы. О том, как важно принять право ребёнка быть другим. О том, что побеждает не оружие. О том, что если нас что-то пугает - нужно узнать это по-лучше. Ну и много-много всего очень важного. В последней части – трогательно о взрослении и отпускании.

6. Мулан (2 части) - о том, что Женщина может быть разной. И это чудесно, когда девочка может быть и сильной, и отважной, и нежной. О поддержке рода. Ну и ещё много красоты.

7. Головоломка - ( думками навиворіт) - о! Хороший мультпутеводитель в Мир эмоций. И мозговедения. После него здорово говорить с детьми об эмоциях и чувствах. И о том, что является нашей опорой - внутри и снаружи.

8. Парк Джун (Дивосвіт) - этот мультфильм можно поделить на две части - для взрослых (там много мудрости - о мечтах и силе фантазии, о тревоге и страхе, о парентификации (когда ребёнок становится «родителем для своего родителя»), о страхе, что с близьким может произойти что-то непоравимое, о том, что мы ответственны за то, что создаём, и мы можем исправить очень многое). И для деток - где много экшена, гонки, драки и проч.

9. Лило и Стич - «семья – это так, где никто не бросит и не предаст». И там, где тебя примут со всем твоим «инопланетянством» и «плохостью». Приключения. Межгалактическая преданность и тепло

10-11. +10. Тайна КоКо, Книга Жизни - мультфильмы очень аккуратно проводят через тему смерти. В них красиво - о связи всех в роду. О предназначении. Дружбе. Силе. Очень красивые и мудрые. Песни из «тайны КоКо» - поем в семье.

12. История игрушек (1,2,3,4) (в 3 есть несколько страшных для малышей кадров со старыми игрушками, у них неприятно крепится челюсть) - перед мультфильмом можно рассказать о том, что раньше у игрушек были механизмы, не похожие на теперешние). - о поддержке, верности, взрослении, дружбе. вневременной. В последней серии (она ещё идёт в прокате) - очень красивый намёк на то, что будет (или может быть) с нами, когда наши дети повзрослеют.

13. Цыплёнок Цыпа - этот мультфильм можно смотреть даже ради одной фразы - папы главного героя - «жаль, что ты решил, что мою любовь нужно заслуживать»

14. Суперсемейка - о том, как освоить свою Суперсилу. О поддержке. После этого мультфильма хорошо говорить о «суперсилах» - которые доступны не только супергероям. (А ещё можно поговорить о том, в какое чудовище может превратиться наша обида и ощущение малости - это я о «Исключише»)

15. Рататуй - готовить может каждый! Главное - быть собой. И быть верным себе - даже если кажется, что ты крыс. :-) вкусная красота

16. Камуфляж и шпионаж, мультфильм 2020 года - неожиданно добрый мультфильм для детей 5+, с хорошими шутками для взрослых. О том, что доброта - все же - важнейшее оружие

17. Роботы - похожая тема – «не важно из чего ты сделан - ты можешь сиять!» Классный мультфильм о вере в мечты, и как, если не сдаёшься, сам становишься тем, о ком мечтал

18. Волли - доброе, мудрое, сильное, красивое, весёлое, «человечное» мультикино о роботах. И о людях :-) мне кажется, этот мультфильм для взрослых

19. Хранители снов (вартові легенд) - один из любимых многоуровневых мультфильмов. О вере в чудеса. О том чуде, которое мы храним в своих детских воспоминаниях, о том, что смех может победить страх. И о том, что мы хранители для своих детей и для своего внутреннего ребёнка

20. Легенды ночных стражей - Истрия сов. красивый мультфильм о благородстве. Силе и красоте Своего полёта (есть несколько страшноватых для малышей сцен)

21. Вверх (Вперёд и вверх) мультфильм о любви. Разных возрастов и времён. Красивый, добрый и плакательный. Думаю, он больше 7+ и для взрослых

22. Гадкий Я - красиво и весело о том, как только ради того, чтобы родители гордились, можно стать суперзлодеем. И как Любовь, забота и близость помогает раскрыть свою скорлупу. И проявить свою незлодейскую настоящесть. В мультфильме много всего для всех возрастов

23. Рапунцель - красивая «легендарная» история о любви, поиске себя, и «своих». О своей силе и волшебстве. О двух сторонах материнства. (Да, можно смотреть на злую колдунью, как на часть «материнства»), о мечтах и обретении.

24. Король лев (3 части) - очень много силы в этом мультфильме. О круге жизни. Лидерстве. Друзьях. Подлости и верности. О связи поколений. Об умении расслабляться. Акуна матата :-) при просмотре с малышами - будьте внимательны при сцене, где погибает Муфаса

25. Принц Египта - красивая Ветхозаветная история. О лидерстве и верности. Об Исходе из Египта (исходе из «Египтов « - внутренних и внешних)

26. Спирит – о свободе, силе и верности. И если ты верен себе - даже враги склонятся в уважении. История о непокоренном Мустанге и его Друге.

27. Лесная братва - о доверии, семье и ответственности за неё.

28. Босс молокосос - оч хорошо о ревности старшего ребёнка к младшему, о любви и о том, что вместе мы сильнее

29. Братец медвежонок - красивейший и мудрый мультфильм. Об индейце - который стал медведем. И о том, как Любовь исцелила его и не только его. Очень много там «по-индейски» важного

30. Принцесса и лягушка - история о том, что иногда поцеловав жабу, сам можешь стать жабой. :-) Мультфильм о цельности, красоте мечты, о магии и любви.

31. Зверопой - оч много чудесной музыки. Чувства юмора. О силе Голоса, дружбы и о верности. И о том, что если мы нашли Свой голос. Он будет услышан

32. Храбрая сердцем - и вновь о том, что мы можем быть разными. О том, что мы всегда ищем баланс между хочу и дОлжно. И о том, настоящем - что расколдовывает и сближает. Очень хорошо для семей с подростками - особенно, когда мамы своим «занудством» и правилами начинают подбешивать

33. Холодное сердце (и особенно короткометражка - Олаф и Рождество). О том, что в каждой силе и эмоции - важно ее «оптимальное количество». И, прячась, от других (на самом деле, от себя) мы только причиняем боль. Мультфильм о преданности и любви, которая сама по себе чудо. Олаф и Рождество - о традициях, о том, что создаёт «наш мир».

34. Аватар - легенда об Аанге - сериал. Есть серии, которые с детьми нужно смотреть осторожно, есть те, которые вызывают восторг

35. Тачки - за каждым героем там своя история и терапия :-) и можно смотреть просто, как оч хороший мультфильм, просто радуясь и вдохновляясь.

36-37. Корпорация монстров, Университет монстров - чудесно для трансформации страха монстров, о том, что иногда то, чего боимся мы - может бояться нас, и о том, что смех - бОльшая сила. И дружба - страшная сила. Хорошо, аж страшно.

38-39. В поисках Немо, В поисках Дори - о нашей тревоге, о позволении детям пробовать свои силы, о грусти, которую вызывают потери, о дружбе, о том, сколько мы способны делать ради близких

40. Секретная служба Санта-Клауса – Рождественский мультфильм (но для любых сезонов). Об искренности. Заботе. О том, что все всегда важны и все всегда нужны. О соперничестве и эгоизме. И об истинной доброте.

41. Клаус - мудрый и добрый мультфильм о том, как эгоизм превращается в лидерство :-)

42. Полярный Экспресс. Новогодний мультфильм. О вере в чуде

43. . Фердинанд - о праве быть Быком и не любить корриды, а любить цветы. :-) О дружбе и заботе.

44. Феи - серия полнометражных мультфильмов - о принятии своего мастерства, о дружбе, о близости, об уверенности и жертвенности. О красивой магии чувств.

45. Делай ноги - в стае Пингвинов, где все поют и ищут свою Песню Сердца - рождается «особый» пингвин. Без голоса. Но он « танцует сердцем». И его танец стал спасением для всей стаи. Трогательный и мудрый мультфильм. Обалденный саундтрек

46. Аисты

47. Дорога на Эльдорадо

48. Муравей Антс

49. Ледниковый период

50. Алладин

51. Геркулес

52. Секреты домашних животных

53. Рио

54. Зверополис - очень люблю этот мультфильм, его нужно пересматривать перед выборами всем взрослым

:-) но для детей - будьте внимательны, есть страшные для них сцены.

55. Песнь моря. - только посмотрели этот мультфильм. Акварельно-тонкий.

56. Балто - классика - основан на реальных событиях. О верности, преданности Собаки-Волка

57. Эверест - мультфильм о дружбе, преданности, волшебстве творчества.


Я бы очень хотела написать о мультфильмах Миядзаки и Тима Бартона. Но они не всем подходят.


Добрых смотрений и «подлечиваний». ну и ... доброго всего"


Конец цитаты.

Показать полностью

Таинственный мозг левшей

Прочла любопытное интервью с врачом, нейрохирургом, где рассказывают и о нейропсихологии (отрасль психологии, про которую часто вспоминаю, рассказывая о "лобных" детях).


Там прямо говорится о психологическом тестировании перед операцией и о современных нейровизуальных методах исследования активности разных зон коры головного мозга:


"— А правда, что во время операции вы будите пациента и заставляете выполнять задания — например, пересказывать текст?


— Хирургия с пробуждением действительно практикуется. И тут крайне важна работа анестезиолога — чтобы он разбудил пациента, а потом снова усыпил. При бодрствовании пересказывают небольшие предложения, отвечают на вопросы… Хирургу нужно оттестировать речевую моторику и понимание. А присутствующий нейропсихолог оценивает нюансы речевых нарушений. Методика позволяет также оценить нейропсихологические функции. И побороться за речь, за произношение и понимание слов. Но обычно весь процесс бодрствования длится не больше минуты.


— Какие особенности при оперировании левшей?


— Часто хирург отказывает больному в операции, видя, что опухоль располагается в левом полушарии мозга. Ведь он думает, что человек правша, — следовательно, там располагается центр речи, и после хирургического вмешательства пациент не будет говорить и понимать. На деле же часто оказывается, что человек — скрытый или переученный левша или амбидекстер. Поэтому опухоль можно убрать с минимальным неврологическим дефицитом. Я и сам переученный левша. Пользуюсь двумя руками — новым операционным сестрам сначала тяжело подстроиться. Перед операциями мы обязательно проверяем пациентов. Также делаем функциональную МРТ, где при выполнении определенных заданий расположение центров проявляется на томограмме в виде ярких пятен.


— Могут ли из-за опухоли открыться какие-нибудь способности, таланты?..


— Помню такого пациента с доброкачественной, очень большой опухолью в правом полушарии. Это был известнейший татарский композитор. Оперировал его в Казани, где я в то время заведовал отделением нейрохирургии республиканской больницы. Опухоль давила на лобные и височные доли головного мозга. Удалось спасти человека. И вот прихожу я к нему в палату радостный — и неожиданно вижу совершенно изможденный и несчастный взгляд. И впервые в жизни слышу упрек. «Зачем ты меня спас?! — сказал он мне. — Я после операции перестал слышать музыку. Жизнь потеряла для меня смысл…» Оказалось, из-за раздражения определенных структур мозга человек слышал музыку — это как вариант эпилептического припадка. Опухоль медленно росла, рост ее растянулся на уйму лет. И все это время человек записывал то, что слышал в голове, он даже не фантазировал…"


Интервью полностью опубликовано в МК, имя нейрохирурга - Александр Горожанин:

https://www.mk.ru/social/health/2018/04/26/aleksandr-gorozha...

Показать полностью

Как "часы наоборот" помогли решить сразу две проблемы

Однажды в деловом разговоре мой партнёр обронил слова: "У него нет привычки контролировать время. Он его на обычных часах, кстати говоря, не понимает. Мне никак не удаётся его выучить".


Красивый и умный парень, его подающий надежды сын, признавал только "дигитальные" часы. Сказать, что показывают часы с круглым циферблатом, сын мог только после мучительных вычислений, и то приблизительно.


Стоит ли говорить, что вопросы про время он просто ненавидел!


Конфликты из-за времени исчезли сами собой как по волшебству, когда его папа услышал от меня про нейропсихологическую природу нарушения и узнал про средство помочь - timetimer ."


Таймер наоборот" просто показывает человеку, сколько времени у него осталось – например, до конца встречи.

Как "часы наоборот" помогли решить сразу две проблемы Часы, Дети, Затруднения, Родители, Длиннопост

Изобретатель "часов наоборот" Ян Роджер говорит, что наглядное представление бюджета времени помогает и взрослым - в офисе, в клинике, во время физиотерапии или занятий спортом.

Как "часы наоборот" помогли решить сразу две проблемы Часы, Дети, Затруднения, Родители, Длиннопост

Не обязательно устанавливать такие часы дома (хотя в начальной школе они помогли бы некоторым детям понимать слова "до конца урока осталось десять минут"). Можно установить приложение в телефоне или на планшете, делая ход времени наглядным.

Никакого стресса от необходимости вычислять что-то по круглому циферблату! Никаких разочарований от того, что "сын опять меня подвёл"!


Двумя проблемами сразу стало меньше.


Думаете, только дети льют слёзы и пытаются всячески избегать того, что у них никак не получается? Взрослые уклоняются от того, в чём затрудняются, гораздо искуснее!


Поверьте мне, как человеку, который не раз и не два на онлайн курсе "Психолог в мобильном" задавал знающим, внимательным, ответственным людям, всё понимающим про то, как важен интернет для их практики и доходов, неудобный вопрос: "А что у вас есть для формата мобильных?"


А ведь и здесь да, есть готовые решения.


Но это история уже про людей, а не про часы.

Показать полностью 2

"Лежачие восьмёрки"

- А мой ребёнок не любит рисовать! - часто заявляют родители психологу.


Когда ребёнок избегает рисовать по причине несформированной координации глаз-рука, первым делом с ним делают упражнение "лежачие восьмёрки". Сегодня я вам об этом подробно расскажу.


Откуда взялась идея "восьмёрок"


Знак бесконечности известен каждому, кто учился в школе. Младшим школьникам понятнее название "лежачая восьмёрка", поэтому в тексте ниже они употребляются на равных.


На приёме я начинаю с родителей: достаю заточенный простой карандаш, лист бумаги формата А4 и прошу нарисовать знак бесконечности на весь лист. Форма знака бесконечности "выдаст" ведущий визуально-пространственный, телесно-кинестетический или музыкально-ритмический интеллект родителя. На рисунке ниже они представлены как "зрительный", "двигательный" и "слуховой" тип восприятия, и называются "визуальный", "кинестетический" и "аудиальный" соответственно.


Итак, результат может быть разным. А вот одинаковым у взрослых будет безупречный "икс", перекрест линий в центре "лежачей восьмёрки". Смотрим:

"Лежачие восьмёрки" Лобные дети, Упражнения, Длиннопост, Лига психотерапии, Текст

Это занимает считанные секунды. Если хотите усложнить задание, попробуйте нарисовать знак бесконечности сначала ведущей рукой, а потом другой.


Как рисуют знак бесконечности "лобные" дети


Я практикую больше двух десятков лет, и храню рисунки и диагностические отчёты по всем пациентам. Вы видите здесь рисунки реальных детей, - без указания имени, фамилии и даты обследования. Анонимность соблюдена.

"Лежачие восьмёрки" Лобные дети, Упражнения, Длиннопост, Лига психотерапии, Текст

Для данной статьи я выбрала наугад несколько рисунков разных пациентов и сфотографировала для вас. Видите, что всем "лобным" детям "икс" никак не даётся?


В примерах 1, 2, 3 замкнуть линию не удалось по-разному. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, смотрим. Прямые линии проведены психологом, пример 1:

"Лежачие восьмёрки" Лобные дети, Упражнения, Длиннопост, Лига психотерапии, Текст

Пунктирная линия проведена психологом, пример 2:

"Лежачие восьмёрки" Лобные дети, Упражнения, Длиннопост, Лига психотерапии, Текст

Почему они так рисуют? Каждая часть "лежачей восьмёрки" отражает ресурсы одного из полушарий головного мозга. Они могут быть разнонаправленными, как в примере 1, или одно функционально слабее другого, как в примере 2, а могут быть хорошо интегрированными, как в примере 3, где придирчивый взгляд психодиагноста увидел бы 15% наклон от горизонтальной оси, который мы уже обсуждали в цикле про детские рисунки.


Суть остаётся прежней: замкнуть линию "лобному" ребёнку непросто. Она упорно хочет идти "в параллель".


Пример 3:

"Лежачие восьмёрки" Лобные дети, Упражнения, Длиннопост, Лига психотерапии, Текст

Что делают на занятиях с психологом


Играют, что ж ещё нам делать. В карты, в домино, в прятки, и иногда - в рисунки воображаемой линии пальцем на стене. Вот так, с большой амплитудой, натренировывая руку от плечевого сустава, от локтевого сустава, от запястья, и правую, и левую, рисовать на стене правильную "лежачую восьмёрку", где легко идёт перекрест в центре.

"Лежачие восьмёрки" Лобные дети, Упражнения, Длиннопост, Лига психотерапии, Текст

Можно рисовать её на входной двери перед выходом. Можно другой рукой на дверце холодильника, прежде чем открыть. Можно на столе или на парте. В общем, вы поняли - главное, что "рука учит глаз", достигается скоординированность движения и зрения, и постоянные тренировки на уровне грубой моторики создают базу для того, чтобы овладеть этим на уровне мелкой моторики - когда в руке карандаш.


Как только новый навык сформирован - улучшается качество рисунков. Смотрим:


"Икс" появился, хотя знак бесконечности ещё несёт в себе своеобразие, конечно

"Лежачие восьмёрки" Лобные дети, Упражнения, Длиннопост, Лига психотерапии, Текст

"Икс" встал на место:

"Лежачие восьмёрки" Лобные дети, Упражнения, Длиннопост, Лига психотерапии, Текст

А с этим киндером надо ещё есть над чем поработать. Одно полушарие у нас явно "аудиальное", про "слуховое" ведущее восприятие и сильный музыкально-ритмический интеллект, а другое явно "визуальное", про "зрительное" ведущее восприятие и сильный визуально-пространственный интеллект. Они пока не дружат между собой, оттого и "икс" больше похож на "параллельные линии", которые принудили встретиться.

"Лежачие восьмёрки" Лобные дети, Упражнения, Длиннопост, Лига психотерапии, Текст

Как психолог узнаёт о прогрессе ребёнка? Просит его рисовать и анализирует серию рисунков, а не один рисунок.


Источник


Продолжение следует.

Показать полностью 9

Как отличить чемпиона от победителя

Пост в Лигу психотерапии.


Кто ваши дети по жизни и почему так важно знать, кто ты? Кем лучше быть в жизни, чемпионом или победителем? Льва узнают по когтям, а как узнать себя?


В работе, в отношениях, в жизненных планах нами движут как сознательные устремления, так и бессознательные установки. Внутренняя установка "на чемпиона" поведёт вас одной жизненной дорогой, а установка "на победителя" - другой.


Чемпион - это не просто победитель в турнирной таблице по очкам. Чемпион - это тот, кто превзошёл всех соперников до единого, причём сразу, одним выдающимся достижением.

Чемпион может похвастаться рекордами, а победитель - нет.

И в спорте, и в учёбе, и в финансовых делах одним людям важно удивить всех чем-то выдающимся, а другим достаточно стабильно хорошего результата. Это проявляется с детства, и это красной нитью проходит через всю жизнь - вернее, до момента, когда вы осознаете, какая именно мотивация вами движет и научитесь управлять своими желаниями.

Как отличить чемпиона от победителя Текст, Лига психотерапии, Характер, Длиннопост

Одна и та же семья, два ребёнка, оба школьники. Одному важно быть лучше всех (или быстрее всех, или сильнее всех) в математике, английском, музыке, в обладании модным телефоном, - а другому достаточно знать, что вложенные усилия обязательно принесут вознаграждение.


Одна и та же семья, двое молодых людей, оба студенты. Одному важно первым среди ровесников получить водительские права, раньше других побывать за границей в редкой стране, стать победителем Всеросса - престижной олимпиады по предмету, заработать сто тысяч в месяц на бизнесе, который сам придумал, - а другому достаточно знать, что вложенные усилия обязательно принесут ему и водительские права, и отпуск за границей, и стипендию в вузе, и стабильный доход.


Одна и та же семья, двое взрослых, оба с профессией в руках, работящие. Взгляды на карьеру, на создание семьи, на воспитание детей, удовлетворённость достигнутым у них - разной природы.

Общее для обоих - состязательность на уровне натуры. Им нравится принимать вызов соперника, будь то человек или трудная задача.

А вот упадок духа у них будет разным. Удачно проведённый сезон (выход в тройку призёров на соревнованиях, выполненные планы на работе, достижения, как у всех сверстников, в жизни) переживается как чёрная полоса в жизни - так устроено чемпионское чувство соперничества. Его бессознательная установка - на "один против всех".


Победитель ориентирован не на рекорд, а на первую половину турнирной таблицы. Он тоже расстроится, если ему придётся плестись в хвосте (все наши друзья давно съездили во Францию, а мы до сих пор никак) в негласном жизненном соревновании. Если бы ему было неинтересно соревноваться, он был бы зрителем, а не участником гонки за благами. Однако такого ребёнка проще утешить с помощью формулы "зато ты...". У него хорошо работает внутренняя система "взаимозачётов по очкам", и неуспех в одной области (отдыхали в Турции, бюджетно) компенсируется успехом в другой (зато поменяли машину на новую).


А ещё есть люди, которым сотрудничество интереснее соперничества.

Кем быть лучше? Тем, кто живёт в согласии со своей природой.

А что делать родителям? Чувствовать настрой своих детей.


Не надо учить чемпиона соглашаться на ничью. Не следует укорять победителя тем, что за жизнь он не поставил ни одного мирового рекорда. Нет смысла тащить зрителя на линию старта.


А ещё не нужно загонять на стадион всех. Кооперироваться друг с другом не менее интересно, чем состязаться друг с другом.


Хитренький вопрос к мама и папам. А вы сами, чаще соперничаете или сотрудничаете со своими детьми?


Источник

Показать полностью 1

В Питере шаверма и мосты, в Казани эчпочмаки и казан. А что в других городах?

Мы постарались сделать каждый город, с которого начинается еженедельный заед в нашей новой игре, по-настоящему уникальным. Оценить можно на странице совместной игры Torero и Пикабу.

Реклама АО «Кордиант», ИНН 7601001509

Колыбельная, или эриксоновский гипноз для детей

Как-то раз, я на спор за 10 минут уложил спать и "заснул" толпу из пятерых разбушевавшихся детей возрастом от года до семи.


В то время я открыл для себя и энергично изучал эриксоновский гипноз и пробовал его на разных безобидно-полезных примерах. Мы тогда были на дне рождении, все семейные, все с детишками. Веселятся взрослые, соответственно не отстают, а порой и хорошо обгоняют, их дети в соседней комнате. Время летит - уже поздний вечер. Знакомая всем ситуация – если «молодёжь перегуляет», то будет море слёз и нервов. И я предложил (не раскрывая тайн) уложить спать детей, сразу всех. На меня посмотрели, как на сумасшедшего, мягко говоря, с удивлением.


Аргументы, что моим уже хорошо за двадцать и опыта у меня много, оптимизма не прибавили. Тогда я предложил поспорить ... и выиграл!

Колыбельная, или эриксоновский гипноз для детей Гипноз, Дети, Сон, Психология, Длиннопост

Эта «секретная» процедура состоит из трёх частей: подготовка, снятие физического напряжения, и основное - сам рассказ, построенный по трём правилам сказочника-эриксоно-гипнотизёрщика (подсказка: вам понадобятся много слов про тепло и покой, повторы, специальное дыхание и паузы).


Конечно, возможно это случайность и мне просто повезло. Поэтому я надеюсь, что вы проверите лично и расскажите - "работает ли оно?".


Начну сразу с самого интересного.


Третья часть. Она, собственно, ключевая. Начинается с выбора сказки или песни. Для нас всё равно «какая» это будет сказка. Вам важно помнить, что как бы ни называлась ваша сказка-песня, вы можете менять её содержание во время рассказа, как угодно. И нам это понадобится.


Начните с самого себя. Глубоко вдохните-выдохните и успокойтесь, расслабьтесь, иначе это всё будет передаваться слушателям-детям. Сделайте хотя бы минимальную «подстройку»: примите такую же или похожую позу, как и дети, поговорите пару минут на их темы, посочувствуйте чему-нибудь.


Начинайте рассказывать. В сюжет сказки добавьте большое количество расслабляющего текста про тепло в теле, покой, усталость, приятность. Расслабление - один из важных моментов, вообще говоря, любого гипноза. Например:


... Убежал Колобок от Бабушки с Дедушкой. Шёл-шёл Колобок по дорожке и устал. Прилёг Колобок на тёплой полянке отдохнуть. Травка такая мягкая тёплая. Солнце такое тёплое светит. Ножки у Колобка устали. Ручки у Колобка устали. Улёгся Колобок на тёплой и мягкой травке. Ручки вытянул. Ножки вытянул. Стал Колобок согреваться. Ножки у него стали тёплые, тяжелые, приятные. Ручки у него стали... животик у него стал…

Колыбельная, или эриксоновский гипноз для детей Гипноз, Дети, Сон, Психология, Длиннопост

Надеюсь, что читая этот текст – вы и сами тоже почувствовали тепло в своих руках и ногах. Если нет, то перечитайте его ещё раз.


Текст этот можно и нужно повторять. Например, Колобок после встречи с каждым последующим персонажем опять «прилёг-устал», теперь уже вдвоём. Повторение - один из ключевых моментов Эриксоновского гипноза. Кроме того, для усиления ассоциирования с уставшим Колобком, можно вплетать в текст связки с самим ребёнком. Например:


Потом он встретился с Волчком. Волчок и говорит: "Колобок, ты такую большую дорогу прошёл. Ты не устал?". А Колобок отвечает: "Устал, конечно". Мы целый день с Серёжей (Колей, Наташей, Олей, Светой, Юрой - вставьте своё) в машинки играли и та-а-ак уста-а-али.

Колыбельная, или эриксоновский гипноз для детей Гипноз, Дети, Сон, Психология, Длиннопост

Последний и самый важный момент - дыхание. Обратите внимание, что в момент рассказа слушатели сами "присоединяются" к рассказчику. Устанавливается раппорт, невидимая связь. И дети начинают повторять дыхание рассказчика. Если рассказчик говорит (или поёт колыбельную) быстро, без перерывов, торопится, задерживает дыхание, то и слушатели будут задерживать дыхание и оставаться в напряжении.


Это часто бывает, когда мы торопимся "выполнить обязанности" по укладыванию детишек и пытаемся быстренько спеть колыбельную, нервно надеясь на скорый результат. "Быстро", "нервно" - я думаю, что вы догадываетесь "какой" это будет результат. Поэтому, мы с вами будем всё делать нарочито медленно, уверенно и спокойно.


Делайте большие паузы в такт своему нормальному медленному дыханию. Дышите средним темпом, примерно так, как во время сна. Медленный, спокойный, шумный и громкий вдох, чтоб дети легко услышали и различили ваше дыхание, потом на выдохе вы что-то говорите, потом снова шумный вдох.

Колыбельная, или эриксоновский гипноз для детей Гипноз, Дети, Сон, Психология, Длиннопост
Если вас тянет зевнуть - это очень хорошо: зевайте тоже от души, медленно, громко, с удовольствием, чтобы все дети могли хорошо услышать и вовремя присоединиться.


Эриксоновский гипноз учит нас, что задержка дыхания гипнотизёром помогает резко ввести пациента в сон. Поэтому, уже где-то в середине сказки, когда будем надеяться раппорт установлен - где то раз в 3-4 минуты начинайте делать короткие задержки дыхания. И соответственно паузы в рассказе, секунд на 5-10, не длиннее.


Если детей несколько, то первый же уснувший буквально "утаскивает" в сон всех остальных. Это тот же эффект, когда уснувший пассажир автомобиля "утаскивает" за собой в сон и водителя, поэтому пассажиру лучше держаться и бодрствовать. Результат своей работы вы легко определите по дыханию детей: уснув, они начинают шумно и часто дышать. Этот счастливый звук вы легко узнаете всегда!


Вторая часть. Снятие физического напряжения. Она не обязательная, и в тот вечер я этого не делал, но пишу потому, что по моему опыту это исключительно важно для ребёнка вообще и часто бывает нужным в конкретный момент укладывания спать.


Сигналом, что эта часть требуется, служит то, что ребёнок много ворочается и никак не уляжется. Хотя и без сигналов я бы рекомендовал делать это каждый день. А именно - тактильный контакт с родителями. Суть этой части в том, что дитё надо помять-помассировать-погладить.


Я не специалист по массажу. То что я делал – играя во что-то наподобие «А вот пришли медведь и слон», прижимал какую-то часть тела к кроватке, отпускал, прижимал, отпускал. Очень просто. Начиная с головы, по направлению к ногам. Сначала несколько раз пройтись "с умеренной силой". Потом слабее, ещё слабее. Потом просто погладить. Вы гладите своего ребёнка хотя бы полчаса в день? Тогда это прекрасная возможность наверстать упущенное.

Колыбельная, или эриксоновский гипноз для детей Гипноз, Дети, Сон, Психология, Длиннопост

Во время самого рассказа можно и желательно ребёнка поглаживать или просто положить на него руку, это усилит эффект "присоединения". Рука "под голову" или на голове, или поглаживающая голову - усиливает эмоциональное расслабление.


И, последнее, та часть, с которой я предлагаю начинать.


Подготовка. Я называю её – «три предупреждения». Первое - за полчаса до "укладывания", вы входите в комнату к детям и твёрдо-уверенным голосом говорите, что уже поздно и пора спать.


Естественно вы встречаете сопротивление. Настроение - это поток, трудно резко остановить. Поэтому, выслушав «сопротивление потока», вы им говорите, что у них есть ещё 30 минут поиграть. То, что произойдёт через 30 минут, дети воспринимают, как будто это будет уже в следующей жизни. Они на всё согласны - главное сейчас, иди не мешай. Но «якорь» уже установлен и начал он работать.


Второй визит, это очень важно, твёрдо уверенным тоном - что осталось 15 минут. Мысль о скором финале набирает силу. И на вашем третьем напоминании за 5 минут некоторые уже сами подскакивают, чтобы идти спать - мол уже всё?


Вы можете даже посидеть с ними пару минут. Это усилит ваше "подсоединение", которое будет так нужно в последующей части. Можно даже немного поиграть с ними.


Сам момент, что пора заканчивать, надо вставать и идти в спальню - я крайне рекомендую делать лично родителям или самым близким людям, которые сейчас здесь есть. Это всегда момент трудный, этакая маленькая-маленькая "смерть", и этот момент всегда легче принимается от близкого человека. Нужно быть добрым, любящим, но твёрдым. Каждый раз.


На этом всё. Сладких снов вам и вашим детям!


Источник

Показать полностью 5
Отличная работа, все прочитано!