«Пляски на костях кузбасской медицины»: как идея Минздрава усугубит проблему с нехваткой врачей в Кузбассе
Теперь понятно, почему медики гуглят лечение во время приема.
Статья взята с информационного агенства NG42 RU Кемеровско- Кузбасским СМИ. Для любителей пруфов, и достоверной информации вот ссылка на оригинал статьи https://ngs42.ru/text/health/2025/08/27/76002398/ Переживающая непростое время медицина Кузбасса получила в этом году очередной удар под дых — тотальное сокращение бюджетных мест в КемГМУ ради пополнения числа целевиков — тех, кому придется отработать пять лет в больнице, но обучаться будет бесплатно. Кемеровчанка Екатерина в своей колонке рассказала, как это, скорее всего, приведет к сокращению числа толковых специалистов и почему уже сейчас врачи гуглят симптомы на приеме пациентов.Лента новостей принесла прекрасное — сразу два поста на одну и ту же тему. Сначала министр здравоохранения Андрей Тарасов доложил, что завершилась приемная компания в Кемеровский медуниверситет и медколледж с указанием числа поступивших, затем, что Минздрав России планирует убрать бюджетные места для будущих медиков, оставить только платные и целевые.
«Н-да, — подумала я, — пляски на обломках российской — и конкретно кузбасской — медицины стали еще энергичнее».
Ведь что пагубнее сказывается на уровне нашего здравоохранения: недостаток бюджета, нехватка персонала или нашествие в вузы и больницы целевиков — вопрос очень и очень спорный.
Если размышлять с позиции обывателя, целевой набор — это очень рабочая мера. Якобы врачи не сбегают из госучреждений, а хотя бы несколько лет отрабатывают государству деньги, потраченные на их обучение. И каждый год процент студентов, поступивших по целевому набору, растет. Сейчас он такой, что можно с уверенностью сказать: в КемГМУ на врачебных специальностях фактически нет бюджетного обучения — только целевое. Давайте посмотрим официальные цифры 2025 года на сайте КемГМУ.
Попасть на бюджет при таком раскладе невозможно
Источник: сайт КемГМУ
Лечебный факультет: особая и отдельная квота (это абитуриенты, идущие по сути вне конкурса: инвалиды, дети участников СВО и т. д.) по 35 мест, целевой набор — 272 места, общие основания — тадааам — три места.Проще говоря, ты либо инвалид, либо целевик, либо платишь. На педиатрии ситуация аналогичная: из 245 мест всего восемь бюджетных, остальные — квота и целевой набор. В стоматологию смотреть страшно: там всего одно место общего конкурса из 30 возможных.
Ввести строго целевой набор в стране, говорите? Кемерово уже ввел. Да, кстати, вы в курсе, что в нашем регионе целевик должен отрабатывать не три года, как в остальных, а целых пять? Мы и тут впереди планеты всей.А знаете баллы, то есть уровень знаний и подготовки ребят, которые в этом году поступили в КемГУ по целевому набору?
Планку в 200 баллов на лечфаке преодолели 125 из 260 ребят, зачисленных по целевому набору Минздрава Кузбасса. Это даже меньше половины. И если на стомфаке дела еще более-менее, то на педиатрию страшно смотреть: из 158 зачисленных — 30 человек! Минимальный балл — 119. За три экзамена. Сданным ЕГЭ считается при 38–40 баллах. У меня нет слов, если честно.
Наших детей будут лечить двоечники. А нас — троечники. Зато и. о. ректора и министр бодро отчитались о наборе. Вы качество этого набора почему не уточняете? Вы так уверенно вещаете о важности целевого обучения и рассказываете, как эффективно это работало в советское время, так вспомните, какой уровень знаний тогда требовался для поступления в медвуз. Как дети готовились стать врачами, как долго и упорно к этому шли, как сокрушались при четверке, ибо она почти наверняка перечеркивала шансы на поступление. А что сейчас? Вы превратили медвуз в филиал церковно-приходской школы. Знаешь буквы? Годится, берем! Оставим эмоции. Каковы шансы студента, который едва-едва освоил школьный курс биологии, выучить анатомию, гистологию, физиологию? Если нет знаний в химии — поймет ли он фармакологию, например? Почти наверняка нет. Все эти абитуриенты-троечники, по вашей воле ставшие студентами, скорее всего, вылетят с первых же курсов. Давайте будет реалистами: они просто-напросто не смогут учиться, ведь учеба в меде — это серьезно, сложно и очень тяжело.
Вот вам и ответ, почему врачи гуглят симптомы в интернете. У них нет той базы, на которой можно сформировать полноценное клиническое мышление, необходимое для врача. Буквально полгода назад я пришла на прием с ребенком в один из филиалов областной детской больницы. Наш врач — молодой педиатр, очень приятный и обходительный мальчик — уверенно спорил со мной, что Эхо-ЭГ, который назначили ребенку, это УЗИ сердца, а не обследование мозга. Спорил отчаянно и серьезно, пока не пришла его опытная медсестра и, устало глядя на коллегу, не подтвердила мою правоту. А потом она сказала: «Вы если не знаете, то хоть в интернете посмотрите…» Печально, что многие целевики, которыми хвастаются вузы и минздравы, — случайные люди в университете и быстро уйдут. Если не из вуза, то из профессии. Нехватка врачей с таким подходом будет расти и дальше. Только сегодня в комментариях у губернатора КемГМУ отчитался, что в этом году стены вуза покинуло 484 выпускника. Они, правда, не уточнили, включены ли в этот состав студенты факультета медико-профилактического дела и фармации, но что-то мне подсказывает, что эти специальности, не являющиеся в моем понимании врачебными, они тоже включили.
И — да, это общее число бюджетников и платников. К сожалению, не нашла на сайте вуза информацию, сколько студентов они набрали шесть лет назад. Но эта цифра в любом случае была в районе 1000 зачисленных. До выпускного не дотянуло просто ужасающее число студентов. До больниц дойдут еще меньше.
И я даже не пишу о том, что жесткие тиски целевого кузбасского обучения отпугивают огромное количество ребят, которые уезжают учиться в вузы других регионов. О том, как ужасающе низок уровень детей, поступающих в медколледж. О том, что умные, способные люди, попадая в такую среду, очень быстро выгорают и деградируют. Про уровень зарплат, отношение администрации и уважение общества даже говорить не хочется.
Очень хочется, чтобы мы перенимали опыт других стран, где будущих медиков «ведут» со школьной скамьи, создают все условия, чтобы ребенок пришел в вуз осознанно, был готов к невероятному объему информации и ответственности, которые на него свалятся. Чтобы в медицине не было троечников и случайных людей. Но с подобными экспериментами это, увы, невозможно.
Я ни в коем разе не критикую кузбасскую медицину. Пока там работают мои ровесники и люди старшего поколения, которые действительно проходили отбор, горели своей профессией с детства, развивались, учились, стремились, она держится на достаточно высоком уровне. Проблема — и это говорят сами врачи — их некем заменить. Уже некем. Потому что врачом в Кузбассе можно стать с 119 баллами. Стать можно. Лечить — нет.
Катерина Одинцова
Автор мнения.