Серия «Первая и последняя картина художников»

Первая и последняя картины Рафаэля Санти

Попробуйте догадаться, какую картину Рафаэль написал первой. У вас одна попытка.


Согласен, это было легко. Рафаэль с самого начала решил – буду писать Мадонн. И начал с фрески «Мадонна с младенцем», оформил ее на стене в родительском доме. И нет, его за это даже не поругали – отец Рафаэля, Джованни Санти, сам был художником и заодно первым учителем гения. Именно он приучил к прекрасному маленького Рафаэля и зажег его сердце искусством.


Слащаво звучит, но так и есть. Давайте разбавим мед – он не поругал его еще потому, что к тому моменту уже умер.


Рафаэль Санти – «Мадонна из дома Санти», 1498

Первая и последняя картины Рафаэля Санти Картина, Искусство, Живопись, Художник, Рафаэль Санти, Мадонна, Преображение, Картина маслом, История искусств, Длиннопост

Да, есть и трагические ноты в этой истории – когда художнику было 8 лет, умерла мама, а в 11 лет он потерял отца. Пока милые родственники делили наследство, мальчуган впитывал искусство и учился у местных художников (особо известных там нет, локальные герои). А вот в 17 лет Рафаэль решил выходить на новый уровень и уехал учиться в Перуджу к Перуджино. Скажем так, не последний человек в истории Возрождения. И его картина есть на заставке «Молодого папы», а это, скажу я вам, знак качества.


Пьетро Перуджино – «Вручение ключей апостолу Петру», 1482

Первая и последняя картины Рафаэля Санти Картина, Искусство, Живопись, Художник, Рафаэль Санти, Мадонна, Преображение, Картина маслом, История искусств, Длиннопост

Но до своего отъезда он жил в родительском доме с мачехой (да, отец до своей смерти успел жениться второй раз), которая маленького гения особо не любила. А вот Рафаэль любил искусство, поэтому на одной из стен дома создал фреску весьма и весьма тонкой работы. И это в 15 лет. Нет ни нимба, ни всяких лишних деталей и намеков. Книга, Мадонна и ребенок.


А вот свою последнюю картину Рафаэль не закончил. И, наверное, это хорошо – иначе живопись на тот момент можно было бы закрывать. «Преображение» наглядно показало, куда будет двигаться искусство в следующее столетие: тут вам и намеки на маньеризм (который быстро схлопнется, но свой след оставит), и явный переход в барокко, который как раз будет править еще долго.


Рафаэль Санти – «Преображение», 1520

Первая и последняя картины Рафаэля Санти Картина, Искусство, Живопись, Художник, Рафаэль Санти, Мадонна, Преображение, Картина маслом, История искусств, Длиннопост

Хотя все начиналось как история про невероятную прокрастинацию в духе Леонардо да Винчи. В 1516 году кардинал Джулио Медичи сделал заказ на 2 картины, «Воскрешение Лазаря» и «Преображение Христа». Первое полотно предлагалось исполнить Микеланджело, но он передал работу Себастьяно дель Пьомбо, который как примерный зайка все выполнил в срок и в 1518 уже выставлял работу на всеобщее обозрение.


Себастьяно дель Пьомбо – «Воскрешение Лазаря», 1518

Первая и последняя картины Рафаэля Санти Картина, Искусство, Живопись, Художник, Рафаэль Санти, Мадонна, Преображение, Картина маслом, История искусств, Длиннопост

А что Рафаэль? Он к тому моменту только начинал делать первые наброски. Хотя ученики помогли с эскизом, художник отогнал учеников и судорожно переписывал нижнюю часть своего шедевра.


И вот как раз нижнюю часть он и не закончил. В апреле 1520 после лихорадки Рафаэль умер (есть миф, что от сифилиса и распутного образа жизни, враки), картину вывесили у изголовья умершего гения, а позже некоторых персонажей закончили ученики.


Вы мне скажете – если они только некоторых персонажей дорисовали, почему полотно не закончено? Ребята, так он мог еще раз все переиграть и найти более удачное решение. Если оно, конечно, возможно.


Рафаэль изобразил сразу два сюжета на одной картине. Сверху преображение Иисуса Христа: он показывает ошеломленным Иакову, Петру и Иоанну свой истинный лик. Моисей справа и Илия слева на правах ветхозаветных пророков пришли поддержать большое событие.


Слева на заднем плане находятся Юстус и Пастор, святые покровители собора, для которого была заказана картина:

Первая и последняя картины Рафаэля Санти Картина, Искусство, Живопись, Художник, Рафаэль Санти, Мадонна, Преображение, Картина маслом, История искусств, Длиннопост

Внизу апостолы неудачно пытаются изгнать нечистый дух из юноши, он как раз указывает на Иисуса в качестве решения проблемы.

Первая и последняя картины Рафаэля Санти Картина, Искусство, Живопись, Художник, Рафаэль Санти, Мадонна, Преображение, Картина маслом, История искусств, Длиннопост

Неблагодарное дело разбирать детали и загадки в подобных картинах, тут книжку можно написать. Давайте не буду перегружать вас (а заодно все-таки завершу пост), расскажу самое важное. Тут все строится на контрасте: свет и благодать сверху противостоит тьме и неразберихе внизу. Выводы тут можно делать на любой вкус, так появилась теория о прообразе Страшного суда – мол апостолы всего лишь люди, поэтому ничего у них не получается в противостоянии с дьяволом.


Еще явно видны очень пафосные позы, символы и жесты, жесты, жесты – передает привет маньеризм. А вот светотень, пафос самого события (а не отдельных ребят) и общее напряжение – это говорит барокко.


Развитие стиля и техники налицо – тихая простая фреска и апофеоз чуть ли не всего Возрождения. Рафаэль летал высоко, очень высоко.


Разные истории и заметки про искусство можно почитать тут

Добра!

Показать полностью 6

Первая и последняя картина Ван Гога, и почему важно не забывать про корни

Ван Гог настоящий гений: начал писать картины в 27 (!) лет, а закончил уже через 10 лет – и вошел в историю. Ему бы курсы по мотивации вести – никогда не поздно начать и стать успешным!


Сразу оговорюсь, довольно сложно достоверно отследить первые работы художников, поэтому тут будут примерные варианты, но с большой степенью достоверности. Тот же Ван Гог начал серьезно обучаться живописи в 1881, хотя до этого работал арт-дилером, а до того получал уроки рисования в колледже.


Один из ранних рисунков Ван Гога навсегда сохранил дом, где жил Винсент во время работы арт-дилером в 1874 – Хакфорд Роуд, 87. Нарисован примерно в 1873 или 1874 годах – именно тогда голландец жил в Англии.

Первая и последняя картина Ван Гога, и почему важно не забывать про корни Картина, Живопись, Искусство, Художник, Ван Гог, Картина маслом, Импрессионизм, Рисунок, История искусств, Творчество, Длиннопост

В начале своей карьеры художника Винсента увлекали бытовые сцены из крестьянской жизни, он частенько гулял по округе и выглядывал сюжеты. Пример тех лет – «Мальчик, обрезающий траву серпом», первая картина Ван Гога (из известных). Еще нет той знаменитой техники, Ван Гог больше реалист, но для академических успехов ему не хватает художественного образования.

Первая и последняя картина Ван Гога, и почему важно не забывать про корни Картина, Живопись, Искусство, Художник, Ван Гог, Картина маслом, Импрессионизм, Рисунок, История искусств, Творчество, Длиннопост

Поэтому Винсент начнет создавать свой стиль, будет экспериментировать с цветами, а уж после поездки в Париж и знакомства с импрессионистами, японскими гравюрами, да и тем же Гогеном..


...и неожиданно закончит свою жизнь и творчество уже совсем другим художником. Последней картиной стало вовсе не «Пшеничное поле», как часто думают. Честно говоря, даже немного удивительна относительная неизвестность последнего полотна – «Корни деревьев».

Первая и последняя картина Ван Гога, и почему важно не забывать про корни Картина, Живопись, Искусство, Художник, Ван Гог, Картина маслом, Импрессионизм, Рисунок, История искусств, Творчество, Длиннопост

И не слушайте всяких искусствоведов, которые начинают говорить про прощание Ван Гога, его отрывание от корней и приводят параллели с картиной в некоторых письмах (которых художник написал на несколько книг).


Вы знаете, натягивания совы на глобус я не потреплю. Вот и тут, мазки энергичные, цвета живые и сочные, на прощание не тянет. Больше на душевный порыв и быструю работу, вполне в духе Ван Гога.


С картиной связана еще пара интересных фактов. Первый – после написания прошло всего несколько часов до рокового выстрела (стрелял он сам или застрелили – отдельный вопрос, в другой раз порассуждаем), который навсегда забрал у мира гениального, но непонятого художника.


Второй – кажется, исследователи нашли то самое место, те самые корни! Причем как – на открытке начала 20 века «Овер-сюр-Уаз – улица Добиньи» случайно увидели мужика с велосипедом, проходящего мимо странного дерева и выпирающих корней. Ну и место подходило, недалеко находится гостиница, где жил художник. Приехали, проверили, сравнили с полотном – сходится! Теперь там маленький мемориал, но он довольно уродливый, природа всегда лучше.


Та самая открытка:

Первая и последняя картина Ван Гога, и почему важно не забывать про корни Картина, Живопись, Искусство, Художник, Ван Гог, Картина маслом, Импрессионизм, Рисунок, История искусств, Творчество, Длиннопост

Наложим цвета с картины Ван Гога:

Первая и последняя картина Ван Гога, и почему важно не забывать про корни Картина, Живопись, Искусство, Художник, Ван Гог, Картина маслом, Импрессионизм, Рисунок, История искусств, Творчество, Длиннопост

То самое место сейчас:

Первая и последняя картина Ван Гога, и почему важно не забывать про корни Картина, Живопись, Искусство, Художник, Ван Гог, Картина маслом, Импрессионизм, Рисунок, История искусств, Творчество, Длиннопост

Кроме как досадных итогов в голову ничего не приходит, поэтому посоветую на выходных вдохновиться картинами – сможет помочь фильм-анимация «Ван Гог. С любовью, Винсент»: он полностью нарисован масляными красками на досках в стиле художника, избежать погружения в мир художника неизбежен)


Больше интересных историй из мира живописи можно посмотреть в моем телеграме: https://t.me/picturebymaslo

До встречи!

Показать полностью 6

Первые и последние картины великих русских художников. Два Василия и один Исаак

Ну что, давайте посмотрим и сравним первые и последние картины русских художников!


И открывает пост Василий Кандинский. Стать художником он решил относительно поздно, ему было около 30 лет. Есть целая легенда – мол сходил на выставку в Москве, увидел «Стога» Моне и решил уйти с юридического поприща в творцы.


Но тут скорее накопительный эффект – он всегда интересовался искусством, а перед походом на выставку посетил оперу Вагнера, где с ним впервые случился синестезический трип – Кандинский понял, что может видеть музыку, видеть запахи и чувствовать цвета. Нет, ничего не употреблял, родился с этим даром)


Клод Моне – «Стог сена на закате возле Живерни»

Первые и последние картины великих русских художников. Два Василия и один Исаак Живопись, Картина, Искусство, Художник, Василий Кандинский, Исаак Левитан, Суриков, Картина маслом, Акварель, История искусств, Русская живопись, Евреи, Пейзаж, Творчество, Длиннопост

Но, прежде чем открывать абстрактное искусство для всего мира, нужно научиться азам искусства, поэтому начинал Василий с пейзажей. «Одесса. Порт» теперь хранится в Третьяковке, хотя ценность у картины больше историческая – все-таки картина с первой выставки художника.


Василий Кандинский – «Одесса. Порт»

Первые и последние картины великих русских художников. Два Василия и один Исаак Живопись, Картина, Искусство, Художник, Василий Кандинский, Исаак Левитан, Суриков, Картина маслом, Акварель, История искусств, Русская живопись, Евреи, Пейзаж, Творчество, Длиннопост

Василий Кандинский – «Сдержанный порыв»

Первые и последние картины великих русских художников. Два Василия и один Исаак Живопись, Картина, Искусство, Художник, Василий Кандинский, Исаак Левитан, Суриков, Картина маслом, Акварель, История искусств, Русская живопись, Евреи, Пейзаж, Творчество, Длиннопост

Василий Кандинский – «Последняя акварель»

Первые и последние картины великих русских художников. Два Василия и один Исаак Живопись, Картина, Искусство, Художник, Василий Кандинский, Исаак Левитан, Суриков, Картина маслом, Акварель, История искусств, Русская живопись, Евреи, Пейзаж, Творчество, Длиннопост

Дальше были «Бубновый валет», «Синий всадник», иммиграция, абстракционизм, Баухаус… Ну сами знаете. А вот последняя картина называется «Сдержанный порыв» (хотя в том же году он написал «Последняя акварель», просто маленький факт в копилку).


Тут перед нами совсем другой художник. И это логично – разве мог творец после такого насыщенного пути почти в 50 лет написать тот же пейзаж?


Продолжаем разговор. Теперь обсудим меланхоличного Исаака Левитана. Вот тут действительно история вопреки: бедное детство, юношество еще беднее, ранние смерти родителей, постоянный антисемитизм от других художников и государства…


Но Левитан всех пережил и переиграл. Талант пробил дорогу сразу – первыми учителями Исаака стали Перов и Саврасов, неплохо для старта, согласитесь)


Именно с помощью мудрости и подсказок Саврасова молодой Левитан научился ловить меланхолию и лиричность пейзажей практически с самого начала своей карьеры художника. Как пример – вот одна из первых работ, «Солнечный день. Весна». Вроде бы обычный деревенский уголок, но насколько родным он кажется!


Исаак Левитан – «Солнечный день. Весна»
Первые и последние картины великих русских художников. Два Василия и один Исаак Живопись, Картина, Искусство, Художник, Василий Кандинский, Исаак Левитан, Суриков, Картина маслом, Акварель, История искусств, Русская живопись, Евреи, Пейзаж, Творчество, Длиннопост

И это было только начало. Дальше были пейзажные хиты, дружба с Чеховым, запутанные романы с разными дамами, новые преследования евреев, поездки в Европу и по России, тяжелая болезнь и тяжелая меланхолия, а в конце… В конце Левитан оставил нам незаконченное «Озеро», последнюю и весьма масштабную работу (1,49 на 2 метра).


И как же Левитан тут хорош. Даже незаконченная картина впечатляет: выбор цветов, сложная композиция, техника мазков и бесшовное сшивание сюжетов (Левитан набирал этюды с разных мест) – сразу видно зрелого и амбициозного художника.


Исаак Левитан – «Озеро»

Первые и последние картины великих русских художников. Два Василия и один Исаак Живопись, Картина, Искусство, Художник, Василий Кандинский, Исаак Левитан, Суриков, Картина маслом, Акварель, История искусств, Русская живопись, Евреи, Пейзаж, Творчество, Длиннопост

Ведь кто еще из художников попробует написать пейзаж с названием «Русь»?


Завершить пост я решил титаном русской живописи – дамы и господа, Василий Суриков!


Как и в случае с Левитаном, Суриков пробил себе дорогу исключительно талантом, ну и добавил немного удачи. Рано начал рисовать, занимался с учителем и писал классные акварели. А потом закончил художественное училище и… стал писарем. К сожалению, без отца семья совсем обеднела и денег на обучение попросту не было.


Такую несправедливость для русской живописи решил енисейский губернатор Павел Замятнин – он оценил рисунки нового писаря, заручился поддержкой мецената Кузнецова и отправил Сурикова в Питер – но не пить, а становиться великим художником.


Одна из ранних акварелей называется «Плоты на Енисее», художнику было всего 14 лет. Тут он еще учится перспективе, игрой со светом и общей композицией. Но потенциал есть, а уж как он проявится позже!


Василий Суриков – «Плоты на Енисее»

Первые и последние картины великих русских художников. Два Василия и один Исаак Живопись, Картина, Искусство, Художник, Василий Кандинский, Исаак Левитан, Суриков, Картина маслом, Акварель, История искусств, Русская живопись, Евреи, Пейзаж, Творчество, Длиннопост

Последняя законченная картина Сурикова, «Благовещение», совсем не похожа на привычный его стиль. Ни тебе кучности толпы, ни мелких точных деталей, ни закрученного сюжета… Причем обычные атрибуты таких картин он выкинул: нет жеста архангела, веретена и Библии. Да и тот же фон простейший, это у Сурикова, который гениально мог изобразить все, даже снег!


Василий Суриков – «Благовещение»

Первые и последние картины великих русских художников. Два Василия и один Исаак Живопись, Картина, Искусство, Художник, Василий Кандинский, Исаак Левитан, Суриков, Картина маслом, Акварель, История искусств, Русская живопись, Евреи, Пейзаж, Творчество, Длиннопост

Короче, примерно так подумали критики в 1914 году и совсем не приняли картину. Художник даже свернул ее и спрятал, пока внук не продал в музей.


Но разве могу я закончить на такой слабой ноте? Правильно, нужно закольцевать)


После провала «Благовещенья» Суриков и правда больше не писал картин. Но писал акварели!


Василий Суриков – «Вид на Красноярск в районе Благовещенской церкви»

Первые и последние картины великих русских художников. Два Василия и один Исаак Живопись, Картина, Искусство, Художник, Василий Кандинский, Исаак Левитан, Суриков, Картина маслом, Акварель, История искусств, Русская живопись, Евреи, Пейзаж, Творчество, Длиннопост

В 1914 он в последний раз прибыл на родину в Красноярск и оставил там «Вид на Красноярск в районе Благовещенской церкви». Вот тут виден привычный стиль – несколько планов, внимание к деталям и, наверное, сила земли (шучу). Даже глубоко больной знает свое дело.


Ну и небольшой бонус. Последней картиной Сурикова стало «Благовещение», потому что он не успел реализовать свою крупную историческую картину, которая так и осталась эскизом.


Василий Суриков – «Княгиня Ольга встречает тело князя Игоря»

Первые и последние картины великих русских художников. Два Василия и один Исаак Живопись, Картина, Искусство, Художник, Василий Кандинский, Исаак Левитан, Суриков, Картина маслом, Акварель, История искусств, Русская живопись, Евреи, Пейзаж, Творчество, Длиннопост

«Княгиня Ольга встречает тело князя Игоря» называлась бы картина, и уже по эскизу видно, что это был бы очередной шедевр. Тут и исторический сюжет, и колорит, костюмы, человеческая драма. Ну как тут – на эскизе мы видим грубый набросок, но в фантазии..


А впереди выходные, можно как раз поразглядывать другие его шедевры)


Больше интересных историй из мира живописи можно посмотреть в моем телеграме: https://t.me/picturebymaslo

До встречи)

Показать полностью 10

С чего начинали и чем закончили – первые и последние картины великих художников

Сегодня мы поговорим о первых и последних картинах художников. Без долгих вступлений - поехали!


В 1833 году пока еще никому неизвестный армянский юноша Ованнес Айвазян приехал покорять Санкт-Петербург. Через 2 года он напишет свой первый хит, «Этюд воздуха над морем», а потом сменит фамилию и имя, обретет бешенную популярность в мире искусства и напишет тысячи картин.


Этого мальчика звали Альберт Эйнштейн. Шучу, это же Иван Айвазовский)


Иван Айвазовский - «Этюд воздуха над морем», 1835
С чего начинали и чем закончили – первые и последние картины великих художников Живопись, Картина, Искусство, Айвазовский, Пикассо, Сальвадор Дали, Художник, Картина маслом, Творчество, История искусств, Длиннопост

Иван Константинович вообще фартовый малый. И карандаши с красками покупали, и рекомендовали, заполучил последнее казенное место в Питере, после первой выставки – сразу в ученики моднейшего мариниста Таннера. Капельку удачи талантищу – и все ладится. Хотя болел южанин Айвазовский в Питере дай боже, даже Пушкину жаловался на климат.


Любовь к морю и творчеству художник пронес через всю жизнь. Угадайте, что делал Айвазовский в свой последний день жизни? Правильно, писал картину с морем. Правда не успел до конца взорвать турецкий корабль, но все равно «Взрыв корабля» производит впечатление.


Талант, страсть, везение и очень много моря - все это Иван Айвазовский)


Иван Айвазовский - «Взрыв корабля», 1900

С чего начинали и чем закончили – первые и последние картины великих художников Живопись, Картина, Искусство, Айвазовский, Пикассо, Сальвадор Дали, Художник, Картина маслом, Творчество, История искусств, Длиннопост

Вот уж кого еще интересно было посмотреть, так это Сальвадора Дали.

Эпатажный дизайнер Chupa-chups начинал в детстве с милых зарисовок пейзажей. Один из них, «Пейзаж близ Фигераса», сохранился и является одним из первых работ художника.


Сальвадор Дали - «Пейзаж близ Фигераса», 1910

С чего начинали и чем закончили – первые и последние картины великих художников Живопись, Картина, Искусство, Айвазовский, Пикассо, Сальвадор Дали, Художник, Картина маслом, Творчество, История искусств, Длиннопост

В 6 лет ребенок еще маленький, поэтому и картина совсем небольшая – написана на почтовой открытке. Да еще и таким тонким слоем краски, что даже виден орнамент по краям. А ведь позже он выпустит свою серию открыток!


Милый пейзаж, который не стыдно повесить среди работ учеников или подарить бабушке. Ну и отметим влияние импрессионистов на молодого художника)


А вот последняя работа совсем другая по настроению. Вдохновлялся Дали теорией катастроф (математическая теория устойчивости, просвещаемся): основой картины стали два графика теории, интегралы образуют фирменные усы, до кучи добавил виолончель, свой печальный символ. И сама картина грустная, к тому же последняя – Дали так и не оправился после смерти Галы, ну а старость доделала свое дело.


А какие легкие пейзажи рисовал…


Сальвадор Дали - «Ласточкин хвост», 1983

С чего начинали и чем закончили – первые и последние картины великих художников Живопись, Картина, Искусство, Айвазовский, Пикассо, Сальвадор Дали, Художник, Картина маслом, Творчество, История искусств, Длиннопост

Недавно я подумал – интересно было бы глянуть, с чего начинал Пикассо. А потом подумал еще – а чего это только Пикассо? Так и родился этот пост)


Закончили паузу, продолжаем. Итак, восьмилетний Пикассо начинал с картины «Пикадор» в 1889. Были рисунки и наброски до этого, но первой полноценной картиной принято считать именно эту работу. Написана она была под впечатлением от корриды, куда его впервые сводил отец. И ведь не зря - тема боев быков проходит через все творчество Пабло.


Пабло Пикассо - «Пикадор», 1889

С чего начинали и чем закончили – первые и последние картины великих художников Живопись, Картина, Искусство, Айвазовский, Пикассо, Сальвадор Дали, Художник, Картина маслом, Творчество, История искусств, Длиннопост

Перспектива, конечно, нарушена, да лошадь откровенно маловата. Но в целом результат неплохой, особенно в сравнении с моими детскими рисунками (да и взрослыми тоже). Ну а для интереса – последняя картина художника, «Лежащая обнаженная и голова». Пикассо было уже 91 год, и, к сожалению, картину он дописать не успел.


Пабло Пикассо - «Лежащая обнаженная и голова», 1973

С чего начинали и чем закончили – первые и последние картины великих художников Живопись, Картина, Искусство, Айвазовский, Пикассо, Сальвадор Дали, Художник, Картина маслом, Творчество, История искусств, Длиннопост

Закончу этот мини-сериал слоганом (авторство Пикассо): «Каждый ребенок — художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста».


Титры!


Больше интересных историй из мира живописи можно посмотреть в моем телеграме: https://t.me/picturebymaslo

До встречи)

Показать полностью 6
Отличная работа, все прочитано!