alexandersorge

alexandersorge

Писатель книг руками. Здесь ты найдёшь обзоры на книги и моё творчество. Больше контента в моей телеге: https://t.me/sorgassovo
На Пикабу
Дата рождения: 01 января 1991
поставил 3 плюса и 2 минуса
в топе авторов на 772 месте
229 рейтинг 5 подписчиков 4 подписки 22 поста 0 в горячем

ЛИТОБЗОР: «Финские ночи» // Станислав Снытко

Канализационный проток сознания

ЛИТОБЗОР: «Финские ночи» // Станислав Снытко Литература, Писатели, Книги, Что почитать?, Современная литература, Современная проза, Посоветуйте книгу, Обзор книг

Сборник рассказов: три шизофазические (в хорошем смысле) истории, сплетающиеся в нечто похожее по ощущениям на «Школу для дураков», но с огроменной скидкой — такое мог бы написать Саша Соколов, если бы он был бездарностью. История про отца, гейскую любовь, финские ночи — всё это сливается, брызжет тебе прямо в лицо: правда, тебе от этой струи мути, извергнутого душевным сфинктером автора, ни холодно, ни жарко.

Если поток Соколова долбил твою лодку из черепной кости о пласты языка, грани реальности, но таки приводил судёнышко к цельной картине, то речушка Снытко приводит… Да, в целом, плевать, куда: окунаться в автобиографичное болото внутреннего мира автора не хочется совсем, равно как и выуживать оттуда смыслы.

Читая Соколова, несмотря на перезвоны голосов, дисгармонию звуков, ты, всё-таки слышал эпоху. Читая Снытко, ты слышишь только голос его эго. И да, возможно, рассуждать о тексте, противопоставляя его другому тексту, не слишком правильно, однако автор сам упоминает Соколова в тексте и, как мне показалось, пытается ему подражать. Что ж, попытка неудачная.

Из плюсов — приятная минималистичная обложка.

Показать полностью 1

ЛИТОБЗОР: «Пиши рьяно, редактируй резво» // Егор Апполонов

Неучебник писателей, из которого вы узнаете, как не говорил старик Хэм

ЛИТОБЗОР: «Пиши рьяно, редактируй резво» // Егор Апполонов Книги, Что почитать?, Писатели, Чтение, Литература, Нон-фикшн, Посоветуйте книгу, Обзор книг

Если честно, я на бугре вертел любые книги по писательскому мастерству. Максимум, чему научит текст «напишикнигузаодиндень» — это то, как тасовать штампы по методике Проппа или Кэмпбелла. На книге «Пиши рьяно» взгляд остановился лишь потому, что я увидел знакомую фамилию. Кто не знает, Апполонов — автор канала «Хемингуэй позвонит», редактор и журналист.

Короче.

Я люблю нонфик, но читаю его без уважения удовольствия: тужусь, суплю брови, что-то выписываю — ну как учебник. Лишь одна «документалка» завладела моим вниманием не хуже какого-нибудь детектива — это был «Христос» Латыниной. Вернее, теперь таких книг две.

Помните «Полночь в Париже»? Вот здесь ощущения такие же: будто бы ты попал в бар, где писатели за бокалом виски или дайкири обсуждают своё ремесло и сидишь, слушаешь, восхищаешься. Это не учебник — это удивительно мелодичный диалог с самыми разными авторами: от Керуака до Водолазкина, в котором они рассказывают то, как видят писательство.

Заботливо собранный альбом с воспоминаниями, который позволяет, конечно, не влезть в шкуру, например, Фицджеральда, но увидеть его подход к писательству — как следствие, увидеть не забронзовелый монумент, но живого человека: со своими проблемами и загонами. А заодно поскрести по сусекам и собрать золотые крупицы опыта, которые, в общем-то можно инкрустировать и в свою жизнь.

Есть и сухие выдержки из книг по сценарному мастерству — впрочем, тоже полезные: пару лайфхаков на тему того, как строить сюжет, списал и я. Из минусов — пустоватые, на мой взгляд, интервью с современными писателями в самом конце книги. Нет, подборка писателей, конечно, хорошая, но вопросы довольно однотипные: они раскрывают авторов как личностей, но того самого золотого песка опыта в них почти нет.

Показать полностью

ЛИТОБЗОР: «Несвобода» // Сергей Лебеденко

Политический триллер о том, как сумрачный кремлёвский шашечник и православный олигарх театр делили.

ЛИТОБЗОР: «Несвобода» // Сергей Лебеденко Политика, Что почитать?, Книги, Писатели, Литература, Рецензия, Посоветуйте книгу, Обзор книг, Ищу книгу

На фоне всего того, что происходит в нашей прекрасной стране, я долго не хотел браться за книгу Лебеденко. После прочтения новостей во рту и так появляется привкус говна — а тут ещё и тяжёлый (как мне казалось) роман об этих ваших репрессиях по башке бьет. Но текст затянул: написано хорошо — да и сейчас, в наши стылые времена, лето 2017-го кажется порой очень уж тёплой.

О чём книга?

О «театральном деле», Седьмой студии и Гоголь-центре. Директора, бухгалтера и режиссёра авангардного театра сажают по сфабрикованному обвинению — и видим мы этот процесс глазами судьи, следака, журналиста-правозащитника и… православного олигарха.

Что интересного?

Лебеденко как бы расширяет угол зрения репортерского объектива: добавляет щепотку — одни скажут домыслов, другие инсайдов — и показывает немного иной взгляд на процесс. В книге «дело» выглядит не просто как «заказуха», но как видимый волдырь аппаратной борьбы человека, похожего на Суркова — серого кардинала из АП и человека, похожего на Малафеева — православного олигарха из Москва-Сити.

Кому стоит прочитать?

Тем, кто шарит в российской политике, хочет немного приподнять кулису дела Седьмой студии и просто любит политические триллеры в декорациях современной России — да ещё и с хорошо-проработанными персонажами.

А какие минусы?

Некоторые антагонисты выглядят уж совсем карикатурно: либо как злодейские злодеи, либо как ордынские орки.

Показать полностью

ЛИТОБЗОР: «Век тревожности» // Скотт Стоссел

Книга, которую точно не стоит читать тревожным людям

ЛИТОБЗОР: «Век тревожности» // Скотт Стоссел Что почитать?, Книги, Писатели, Психотерапия, Психолог, Нон-фикшн, Психология, Литература, Посоветуйте книгу, Обзор книг, Рецензия

Абсолютно тупорылая и пустая книга. Я конечно, должен был понять это, когда увидел на обложке фразу «международный бестселлер», но в кои-то веки чёрт дернул меня послушать книжного блогера. Потому что 91% моего бодрствования я трясусь от тревожности аки колымская псина. Теперь подробнее.

Первые сто страниц автор рассказывает нам о своих омэриканских родственниках. Для чего? Показать, что тревога у него в крови! Остальная часть книги — салат из плохо нарезанных фактов: куски нейрофизиологических и фармакологических исследований перемежаются цитатами Кьеркегора и Платона и приправлены восхитительными историями из жизни Скотта нашего Стоссела. Такой текстовый ТикТок — набор интересных (нет), но абсолютно рваных и бесполезных ошмётков информации.

Прочитав эту книгу, вы НЕ научитесь справляться с тревогой. Вы НЕ станете лучше понимать, что такое тревога. Окей, автор и не обещал нам этого. Он обещал личную историю. Только вот опыт Стоссела — то, на чём замешивается крутая и полезная история — сводится к фразе «я пробовал антидепрессанты/тайских шлюх/бычий анус и мне ничего не помогло». Я не шучу.

Стоссел говорит, что у него настолько сильная тревожность, что её не могут унять даже два колеса ксанакса и порция виски, и его рвёт практически перед каждым выступлением. При этом автор строит вполне успешную и публичную карьеру писателя и журналиста. Что заставляет меня, человека, который при приступах тревожности даже сконцентрироваться на чём-либо не может, немного усомниться в объективности Стоссела.

Короче, если у вас тревожность, прочитайте лучше «Терапию Беспокойства» Бернса. Единственный интересный момент этой в книге — глава про то, как из отходов при производстве суперклея и другой химической дряни чудесным образом появлялись антидепрессанты. А единственный плюс этого текста в том, что при его прочтении тревожность сменяется гневом.

Показать полностью 1

ЛИТОБЗОР: «Опрокинутый мир» // Кристофер Прист

Книгофильм о городе, который катит по рельсам непонятно куда и умеет искривлять пространство и время

ЛИТОБЗОР: «Опрокинутый мир» // Кристофер Прист Что почитать?, Книги, Писатели, Литература, Рецензия, Фантастика, Научная фантастика, Посоветуйте книгу, Обзор книг

Итак, мои дорогие друзья и друзьессы, сегодня мы снова читаем фантастику — на этот раз более лёгкую, нежели талмуды Филипа Дика. Главный герой, Геральд Гельвард, живёт в городе на рельсах, который постоянно куда-то едет. «Зачем?» и «куда?» — спрашивает себя персонаж по ходу пьесы. На первый вопрос Гельвард получает ответ довольно быстро — «иначе всем пинцет». А вот чтобы разобраться, что же угрожает городу, герою (а заодно и читателю), придётся исследовать этот самый мир.

Прист пишет короткими, кинематографичными мазками — сюжет развивается по всем канонам сценария. Отчасти, это минус: первая часть текста очень душная — уж слишком медленно автор опрокидывает читателя в мир: объясняет, как устроен город, чем занимаются его жители и так далее. Правда, именно благодаря такой дотошности, мир книги крепок, аки танковая броня — сюжетных дыр тут вообще нет. К тому же, писатель умело расставляет крючки, которые которые ты заглатываешь молчаливой рыбой, выпучив глаза — и так вплоть до последней страницы.

Да и сам роман замешан на довольно крепкой и интересной идее «нелинейной» географии — главный герой тут даже не Гельвард, а окружающий мир. Задумка чем-то напомнила мне «Интерстеллар» — правда, не такая хитроделанная и не в космосе, а на поверхности планеты. Короче, если хотите, чтобы книга не сношала вам мозги своими филосовскими рассуждениями, а развлекала, то берите Приста: идеальный лёгкий, но при этом сытный (для мозга) ужин перед сном.

Показать полностью

ЛИТОБЗОР: «Человек в высоком замке» // Филип К. Дик

Философская псевдофантастика

ЛИТОБЗОР: «Человек в высоком замке» // Филип К. Дик Что почитать?, Книги, Писатели, Литература, Рецензия, Фантастика, Научная фантастика

Обычно, когда я читаю фантастику, моё сознание отслаивается от повседневной реальности и возносится куда-то в стратосферу: меня окутывает приятное ощущение отрешённости и какой-то глобальности — пространство перестаёт ограничиваться треугольником дом-работа-магазин, а время не заканчивается отрезком человеческой жизни.

С Диком получилось иначе. Суть книги простая (отчасти, правда, потому, что Дик первым распробовал жанр альтернативной истории): фашисты и японцы захватили США и поделили Америку пополам. Грядёт новая катастрофа и на фоне приближающихся раскатов грома несколько сюжетных линий вьются вокруг полузапретной книги «И наестся саранча», где автор описывает совершенно иной исход Второй мировой.

Фишка в том, что в «Саранче» описана не наша реальность: после войны СССР пал, британцы оккупировали часть Союза, коммунисты так и не взяли власть в Китае и т. д. Мы, живя в мире победивших союзников, читаем книгу о мире победивших нацистов, в котором кто-то читает книгу о мире победивших союзников и думает, что ему открылась подлинная реальность. Но мы видим, что описанная там реальность фантастична ничуть не менее, чем мир победивших нацистов.

В этом и заключается главная жемчужина романа — «Человек» более философичен, нежели фантастичен. Дик не создаёт ажурных конструкций на фундаменте «а что, если бы», не впечатляет новыми мирами, как это делают Лем или Уоттс. Вместо этого автор призывает тебя ответить на вопрос: а чем отличается револьвер времён Гражданской войны и его идеальная, состаренная копия? Тем, что первый покрыт налётом истории? Но этот налёт будет видеть и обманутый человек, взявший в руки «подделку». Так чем тогда подлинник отличается от копии — и существует ли этот подлинник, подлинная реальность, вообще?

В сухом остатке, на фоне современных закрученных и замешанных на альтернативной истории сюжетов книга смотрится слабо: если хотите экшона — посмотрите лучше сериал. Но если захотите пофилософствовать, Дик станет прекрасным компаньоном.

Показать полностью

«Парнас». Глава 6

Платон живёт в панельной соте огромного улья на задворках Петербурга. Кормится фрилансом, греется в синеватом мерцании новостных лент и всё чаще задумывается, правильный ли выбор сделал в жизни. В очередной раз не получив ответа, он выходит за сигаретами. И невольно выясняет, как связан греческий культ, секретный советский эксперимент и гора Парнас, затерянная в парке на окраине города.

«Парнас». Глава 6 Рассказ, Авторский рассказ, Фантастический рассказ, Литература, Писатели, Проза, Современная проза, Санкт-Петербург, Парнас, Длиннопост

— Ты помнишь, как убил меня? Ты похоронил меня, помнишь? — мужской голос гулом звучал из утробы. — Тогда. А сейчас сам начал сползать в могилу ко мне. И теперь мы лежим вместе, здесь, наши температуры сравнялись: 37 по Фаренгейту, помнишь? Сколько получил? Тридцать? Сколько за это? Больше? Больше, гораздо. Бесконечно тратил: свайпал, тратил, трахал… Бесконечно. Не в силах остановить. Этот воздух тебя отравлял. Отравлял. Что взамен? Получил? Хаос. «Всё ухудшается, до того как…» Что? Равновесное состояние. Негармония. И теперь мы лежим вместе, наши температуры сравнялись.

Платон медленно повернул голову, чтобы увидеть говорящего. И… нет, не увидел, но почувствовал: буквально каждый нейрон его мозга в панике сигнализировал о том, что перед ним был некто (нечто?) прекрасный — в прошлом —изъеденный и изуродованный временем, плотоядными бактериями и червями, и от того ещё более безобразный и омерзительный в настоящем. Куски плоти всех оттенков: от мертвенно-лилового, до болезненно-жёлтого, источая слизь и гной, были неряшливо налеплены на серый череп. Из пустых глазниц градом валились белые, упругие личинки. Овал лица лишился своей формы и был продавлен сбоку, как дешёвая китайская кукла. Лишь редкие, ещё не истлевшие пряди вьющихся волос, покрытых золотом — единственное, что говорило о том, что он когда-то ещё был наполнен дыханием жизни.

— Помнишь?

Платон начал стремительно захлёбываться в своей панике — попытался закричать, но грудь сдавил огромный пневматический пресс — в беззвучно раскрытую глотку посыпались комья земли. Земля же колола глаза, когда он попытался их открыть. Под черепом гулким эхом раздавались слова Хаски:

«Мне приснятся мои похороны

Ты в черном-черном-черном...»

Конечности слушались его, но с запозданием. Всё было слишком размазанным, слишком тёмным, слишком замедленным, будто бы мозг балансировал на границе сна и бодрствования.

«Черный-черный голос, черный-черный бит…»

Платон судорожно попытался встать — это далось ему на удивление легко. Тьма. Могильными червями в голову начали лезть мысли: «Мне выкололи глаза» — от этого паника только усилилась. Ртом он хватал спёртый воздух — из последних сил, будто преодолевая вязкую патоку, рванулся вперёд и тут же ударился.

«Черным-черно, черным-черно, черным-черно…»

Руками нащупал холод — глаза поймали едва уловимые нити света. Платон приложился к холоду — от нитей исходил едва уловимый сквозняк — судя по всему, это были трещины в стене. Что есть мочи, он ударил плечом — преграда удивительно легко, словно лист обоев, разорвалась по световым контурам.

Платон оказался в гроте: крохотном треугольном помещении. Свет. Живительный свет — он лился снаружи: там были сосны, чуть поодаль поблескивало озерцо. Между ним и свободой осталась лишь железная калитка, запиравшая вход в склеп. Удар ногой, ещё — ещё,ещё,ещё,ещё — сука, ещё! Плечом!

Калитка поддалась — гробница пренебрежительно отрыгнула его. Платон упал на мягкую землю вперед лицом. Развернулся, сел. Парк. Шуваловский парк. Треугольная готическая арка прямо в холме — склеп Адольфа, мимо которого он периодически прогуливался и с любопытством заглядывал через эту самую решётку внутрь, где не было (не было?) ничего, кроме бетона и штукатурки. Прямо над ним, на возвышении — церковь. Часовня из жёлтого известняка тоже в готическом стиле. На фоне внушавших трепет древних европейских соборов она походила на искусную, но всё же игрушку, которую кто-то забыл в леске.

Над Питером сгущались сумерки. Зной уходил, подталкиваемый освежающим летним ветерком. Платон начал боязливо озираться — искать хоть одну живую душу. Никого. Тогда он поднялся, взбежал по холму — к забору, что окружал церковь. Вцепился и, словно неуклюжая обезьяна, начал торопливо перебирать руками прутья, двигаясь вдоль них — протиснулся в щель между воротами, что были заперты на цепь. Подбежал к двери, споткнулся — почти упал на неё и начал барабанить кулаками по дереву.

— Ты чего делаешь? Закрыто, не видишь, что ли? — из-за угла вынырнул жилистый старец в чёрных монашеских одеждах, будто бы приплывший прямиком с лунгиновского «Острова».

Платон со страхом взглянул на него, ища черты «богатыря».

— Ты пьяный что ли? — старик не унимался и явно раздражался всё сильнее.

— П… Помогите, — Платона била дрожь: не то от пережитого, не то от холода. Только сейчас он заметил, что с него капает вода. — Т-там… Под горой…

Морщинистое лицо деда тут же разгладилось — печать негодования тут же исчезла.

— Пойдём, пойдём, — успокаивающе, почти по-отечески сказал он. — Нечего в дверь ломиться, пойдём.

***

Сбоку храма, чуть поодаль, был вход в небольшой подвальчик — подсобку, обшитую вагонкой. Внутри, помимо всякого хлама, стоял столик, стулья и была обустроена небольшая кухонька: рукомойник, шкафчик, электроплитка, на которой закипал чайник. В воздухе разлился приятный травяной запах — Тихон (так звали служителя), заварил чай. Было тепло и уютно, словно в деревенской бане.

То ли атмосфера и радушие хозяина, то ли усталость погрузили Платона в какое-то состояние бетонного бесчувствия: эмоции, желания и даже мысли куда-то испарились, вены наполнились флегмой. Старик так и не спросил его о том, что же случилось — Платону не очень-то и хотелось рассказывать. Наконец, Тихон поставил перед ним горячую кружку, сел напротив и немного неловко поинтересовался:

— Так… Куда ты путь то держал?

Голос у него был твёрдый, без старческой гнусавости.

— На кладбище.  

— Северное что ль? Далековато до него пешком.

— Обычно сажусь у Парнаса на маршрутку. Но когда настроение особо скверное, хожу через парк. На Выборгском ловлю. Каждый вторник. К Асе.

Глаза старца под лохматыми седыми бровями наполнились состраданием.

— Депрессия у неё была. Прямо клиническая, к психологу ходила. Врач ей таблетки предлагал, но она отказалась. Побочки сильные. Не хотела. Боялась. А потом… Из окна. Я же даже на похороны не пришел. Не сумел. Всё только по рассказам знаю. За день до этого виделись.

— Она на кровати сидит — в темноте. В свете сумерек только глаза блестят, которыми на меня смотрит. И говорит. Останься. А я стою, её голову к животу прижимаю, по волосам глажу. Не могу. Говорю. Перевод надо было доделать. Я ж карьеру, сука, строил.

Из его груди врывался громкий, заливистый смех.

— Карьеру, сука. Ну, чтобы будущее обеспечить. Чтобы, когда она доучится, чтобы что-то было. А оно видишь, какое. Будущее.

С каждым словом из него будто капала жизнь. Не хотелось больше ни курить, ни пить. Вообще больше ничего не хотелось.

— На следующее утро ей сообщение отправил. Она так его и не прочитала. А я, мудак такой, думал, что она просто капризничает. Теперь специально диалог тот открываю и смотрю — бесило меня, когда она долго не отвечала. Накручиваю себя. И отпускает. Немного.

— Мне так проще. Гореть этой яростью. Ненавидеть, злиться. Потому что, если погаснет она — не останется ничего. Погасну и я. Мне проще думать, что она есть. Пусть не со мной, пусть где-то далеко — но есть… Бред же?

— Ну почему бред.

Старик медленно встал, направился к шкафчику над рукомойником. Открыв дверцу, Тихон в нерешительности бросил взгляд на початую бутыль коньяка, затем на пачку «Парламента» в целлофане. Платон наблюдал за ментальным состязанием из-за плеча старца и явно болел за коньяк. Вздохнув, Тихон всё же взял сигареты и вернулся за стол.

— Для кого-то и бородатый мужик на небе — бред. На флоте тоже не верил. А сейчас верю. Не потому, что причаститься хочу к чему-то. Или местечко себе на той стороне выторговать. Просто легче от этого: когда знаешь, что Он за нами приглядывает. За тобой. Так ли важно, во что ты веришь, если от этого жизнь твоя легче становится?

— Не хочу я в бога верить — бухаю много, — резко, даже излишне, ответил Платон.

— А и не верь, — сказал старик, выпустив из лёгких сладковатый дым. Табак нервно зашипел, когда лёгкие начали вновь втягивать воздух.

Открытую пачку он протянул Платону. Тот достал одну сигарету: пальцы ощутили приятный бархат бумаги с водяными знаками.

— В бога можешь не верить, в чёрта, в гороскоп — вообще можешь ни во что не верить. В выбор свой, главное, верь.

Крохотная подсобка снова наполнилась безмолвием.

— «На флоте тоже не верил. А сейчас верю» — Платон, наконец, порвал тишину, эхом повторив слова служителя. — Скажите… Почему север? Почему нужно держаться севера, когда остаёшься один. На шкале ведь ещё 359 делений — почему ноль, север?

— Потому что посреди океана, где ни солнца, ни звёзд, ни маяков, ни рифов, нужно забрать у себя выбор.

— Так страшно ведь.

— Конечно, страшно, за выбор ведь свободой расплачиваться придётся. Но иного пути нет: либо берёшь один курс, либо тонешь в нерешительности. Прямо посреди этого круга, из которого 360 лучей исходят. Кто-то в панике за капитана цепляется. Любого. И не важно, куда он ведёт, главное, слушать — это успокаивает, убаюкивает. Только вот часто его голос голосом сирены оказывается.

— Но если не капитан, если сам… Вдруг ошибка? И впереди — обрыв, край земли?

— А вот это только Он знает — да и то не расскажет. Поэтому остаётся лишь одно.

Платон встал, поблагодарил за чай, и направился к выходу. Замешкался на секунду в дверях — было хотел спросить, можно ли вернуться… Но проглотил эту мысль, шагнул за порог.

Вышел, увидел лавку, сел. Обнаружил, что всё это время мусолил сигарету в руках, отчего эпитет «премиальный» был явно уже не применим к ней: на изящном белом теле появились ломанные морщины, крошки табака осыпались из носика.

Нащупал зажигалку, добыл огонь. Облачко дыма вырвалось в градиент вечернего летнего неба. Платон затянулся: голова наполнилась ватой, окружающий мир стал звучать «несколькими тонами ниже». А внутри… Внутри — не пустота, но лёгкость. Умиротворение. И дело было не в табаке, не в какой-либо причине, а в отсутствии этих самых причин: уголки его губ даже слегка приподнялись. Всё хорошо, всё продолжается.  

— Платон, это ты?

Показать полностью 1

ЛИТОБЗОР: «Таба Циклон»// Даня Шеповалов

Концентрированный российский постмодерн из нулевых

ЛИТОБЗОР: «Таба Циклон»// Даня Шеповалов Что почитать?, Книги, Обзор книг, Литература, Писатели, Библиотека, Рецензия, Даня Шеповалов

Знаете ли вы, что такое русский постмоденрн? О, вы не знаете, что такое русский постмодерн!

Итак, перед нами роман о приключениях обворожительной Риты — «нордической суки», и влюблённого в неё юного племянника (зачёркнуто)… Хотя нет, это, скорее, книга о том, как персонажи книги вырывают перо из рук писателя и берут его в заложники. Шаповалов эффектно играется с четвёртой стеной: не только вписывает себя в книгу, но и пишет книгу внутри книги (инсепшн.жпег), заканчивая свою историю эффектной точкой. Читали Ролана Барта? Ну так ловите экранизацию его идей.

(зачёркнуто)

Хотя, если поскрести, проявится история российского писателя нулевых — никому не нужного и никому неинтересного. Ну примерно такого, как я — если применить понижающий коэффициент х5. О пробоине в груди и том ядовитом вареве, что виднеется внутри, что разъедает любого творца.

При этом книга читается, можно даже сказать «смотрится» очень бодро. Сюжет динамичный, герои в меру картонные. Короче, не буду строить из себя эксперта: возможно, кому-то история и приёмы покажутся вторичными, примерно как Мортал Комбат. Но мне зашло.

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!