На этот раз поговорим о пункте №4 - Ожидания vs реальность. Чем на самом деле занимаются геймдизайнеры, программисты, проджект менеджеры, художники и продюсеры.
Многие новички попадают в корпоративную разработку игр, не имея четкого представления о том, чем именно занимаются представители различных профессий в геймдеве. Что часто приводит к неприятным столкновениям с реальностью и разочарованиям. Цель данного текста - хотя бы немного ознакомить людей, которые хотят попасть в геймдев (или недавно попали), с реальным положением дел, чтобы они примерно понимали, что их ждет. В графе "Ожидания" я буду писать наиболее частые представления о профессиях, которые я встречал со стороны людей, находящихся вне корпоративного геймдева.
1) Чем занимаются геймдизайнеры.
Ожидания:
Геймдизайнер - творец, придумывает игровые миры, фонтанирует креативностью, взаимодействует с дружной командой творческих единомышленников.
Реальность:
Геймдизайнер - разнорабочий. В больших компаниях могут встречаться варианты геймдизайнерской деятельности с конкретной специализацией - левел-дизайнер, балансер, сценарист, технический геймдизайнер. Но в большинстве компаний нанятые геймдизайнеры - делают то, что от них требуется в данный момент (т.е. сочетают вышеперечисленные направления).
Чем может быть занят геймдизайнер:
- Составление ТЗ (технического задания) на какую-то новую запланированную фичу в игре. Требуется подробно и понятно расписать, как будет работать фича, рассмотреть все неочевидные нюансы работы фичи, чтобы у программистов осталось минимальное пространство для неверных толкований.
- Составление ТЗ для художников + поиск рефов (референсов). ТЗ для художников - все то, что нужно знать художникам, чтобы корректно нарисовать контент. Какие действия предмет/персонаж будет выполнять в игре, какая у него предыстория (если есть), какие анимации в будущем для него запланированы. Поиск рефов - поиск в интернете и прикрепление к ТЗ картинок, которые помогут задать направление работе художника, дадут стилистический ориентир.
- Левел-дизайн - проектирование и сборка новых уровней, локаций.
- Генерация текстового контента для обновлений игры - написание квестов, сценариев ивентов, текстов акций.
- Интеграция контента для грядущего обновления игры - заведение новых квестов, акций, уровней.
- Тестирование. Как минимум геймдизайнер должен прогнать пару раз то, что сам добавил в игру, перед тем, как отдавать на проверку тестерам. Если в штате компании есть тестеры. Если нет - полноценным тестированием нового функционала тоже будет заниматься геймдизайнер.
- Поддержка проекта и внесение правок. Часто многие вещи после добавления в игру нуждаются в исправлении или перенастройке - правки баланса, графики, текстов, отключение неактуального контента. Если у компании есть живые выпущенные проекты - геймдизайнеры регулярно тратят время на их поддержку.
- Расчет, анализ и перерасчет баланса игры.
- Анализ проектов конкурентов.
- Анализ внутренних проектов, составление предложений по улучшению их показателей.
Работа геймдизайнера является креативной, но при этом геймдизайнер должен быть способен выдавать нужный контент даже, когда у него нет творческого настроения или вдохновения. При этом мало быть просто креативным и трудолюбивым, надо еще отвечать потребностям проекта и руководства. Например, задание - написать к понедельнику 160 реплик для персонажа. Вы написали 200 (отличных на ваш взгляд) реплик, но ваш руководитель пропустил в проект только 40. Будет считаться, что к назначенному сроку вы написали только четверть реплик.
Взаимодействие с командой. Если вас посещают надежды о том, что вы будете с дружной командой единомышленников на равных вносить свой вклад в проект - это будет происходить не совсем так. Люди, с которыми вы будете работать на одном проекте вряд ли будут вашими творческими единомышленниками, вместе их в первую очередь удерживает не это, а зарплата. По поводу вашего вклада в проект - большинство своих предложений вам придется защищать в спорах. С ростом опыта процент успешных защит будет расти, на старте карьеры он будет невелик.
2) Чем занимаются художники
Ожидания:
Создают яркие образы для миллионов игроков. Несут прекрасное в массы. В работе художника много творчества и самовыражения.
Реальность:
Художник - исполнитель и рисует то, что требуется в данный момент проекту. Если рисование для вас - только воплощение каких-то образов в моменты вдохновения, этого будет мало. В геймдеве художник - ремесленник, который должен быть готов нарисовать все, что требуется, независимо от того, есть ли у него вдохновение или нет, нравится ли ему тема рисунка или нет.
Нести прекрасное в массы тоже удастся далеко не всегда - тренды и скорость изготовления арта гораздо приоритетнее качества и проработанности ваших работ.
Вам достаточно часто будут говорить, что результат вашей работы не подходит по каким-то критериям или стилистике, будет много правок и переделок, вашу задачу могут передать другому исполнителю, который справится быстрее и лучше. Многие художники воспринимают близко к сердцу критику своей работы. В результате все вокруг учатся говорить с художниками помягче, а те стараются отрастить кожу потолще, чтобы спокойнее реагировать на такие моменты.
Часто результат вашей работы будут оценивать люди, не имеющие отношения к рисованию - продюсеры и геймдизайнеры.
Значительную часть работы будут составлять вещи, которые вы не умеете рисовать/не рисовали раньше/не хотите рисовать.
Сейчас среди художников достаточно высокая конкуренция, многие постоянно посвящают уйму нерабочего времени, чтобы оставаться конкурентноспособными - осваивают новые техники рисования и программы, прокачивают свои слабые стороны. Сегодня среднестатистический художник в геймдеве - человек с минимумом свободного времени, который после работы плотно занят своей профессиональной прокачкой.
3) Чем занимаются программисты.
Ожидания:
Проектировать и строить игровую реальность в окружении профессионалов. Строить изящные и продуманные структуры.
Реальность:
Шанс получить возможность спроектировать и накодить проект с нуля весьма невелик (особенно первые года 2 работы). В большинстве случае вам придется включаться в уже существующие проекты, разбираться с чужим кодом - наследием программистов, которые работали на проекте до вас.
Часть времени всегда будет неизбежно тратиться на фикс багов.
Часть - на объяснение геймдизайнерам и продюсерам, почему невозможно реализовать те или иные фичи.
Если у компании есть активные выпущенные проекты:
- неизбежно и регулярно возникают ситуации, когда на релизнутой версии игры что-то где-то отвалилось и надо починить срочно и прямо сейчас.
- на носу объявленное игрокам обновление, а какой-то функционал еще не готов или тестировщики нашли баг за 2 часа до релиза.
В таких условиях написать оптимальный и изящный код не всегда возможно. Да и менеджеры, если сроки критично поджимают, могут выбрать более корявый вариант реализации, который будет готов к сроку, чем тот, который правильнее структурно, но не уложится в дедлайн.
А еще начальство может прийти и сказать, что передумало - и вам придется удалять/откатывать/переделывать функционал, который вы делали последние 2 недели (предварительно согласовав все с этим же начальством). Тоже не редкая ситуация.
4) Чем занимаются проджект-менеджеры (ПМ).
Ожидания:
Управляют проектом!
Реальность:
Заводят задачи в тасктрекерах. Следят за тем, чтобы другие сотрудники (например, арт-лиды и лиды-программисты) заводили задачи корректно, в соответствии с внутренними стандартами компании. Отслеживают состояние задач по проектам, выявляют аномалии - например, задачи, на которые затрачивается слишком много времени. Деятельность ПМ может значительно отличаться в разных компаниях. Бывают ситуации, когда ПМ является кем-то вроде секретаря, который просто присутствует на собраниях команды и печатает таски под диктовку продюсера, следит за оформлением задач - т.е. минимально на что-то влияет. Бывает и обратная картина, когда ПМ не только оформляет таски, но и:
- следит за рабочим временем сотрудников, кто сколько тратит времени на задачи.
- помогает организовать взаимодействие разных отделов (геймдизайнеры, художники, программисты).
- участвует в процессе найма и увольнении членов команды.
Хотя такие рабочие функции уже частично пересекаются с продюсерской деятельностью, но это не редкость. Бывает, что в отдельных компаниях ПМ частично выполняет продюсерские функции, продюсер частично выполняет функции ПМ или продюсер и ПМ совмещены в одном сотруднике.
5) Чем занимаются продюсеры.
Ожидания:
Командуют всеми, делают из игры то, что им хочется.
Реальность:
- Продюсеры - почти всегда имеют достаточно большой стаж работы в геймедве и видели разработку и релизы десятков самых разных проектов. Со стороны может казаться, что многие решения продюсер принимает исходя из своих желаний. На самом же деле продюсер - заложник своего рабочего опыта и каждое свое решение в большинстве случаев может обосновать развернутыми аргументами и реальными примерами.
- Если вам кажется, что усилия команды сами по себе приводят к благополучной разработке игры - это не так. У каждого участника процесса свое видение проекта и своя уникальная креативность, желание привнести что-то в проект. Стоит ослабить продюсерский контроль, дав волю команде - и из проекта получится чудовище Франкенштейна, в котором каждый будет доволен своим проделанным куском работы, но все вместе это не будет работать как цельный проект. Продюсер - носитель видения игры, который должен корректировать и направлять усилия членов команды для того, чтобы проект не сбился с пути.
- На продюсере лежит решение спорных моментов, блокирующих или замедляющих разработку, когда команда сталкивается с какими-то неочевидными нюансами или вопросами, на которые исполнители затрудняются найти ответ.
- Продюсер отвечает за бюджет и сроки разработки. Какие фичи проект может себе позволить, к каким последствиям это приведет, сколько человек и с какими зарплатами задействованы на проекте - ответственность продюсера.
- Продюсер отвечает за формирование команды - т.е. принимает решение о найме или увольнении сотрудников.
- Продюсер несет ответственность за качество продукта и сроки его разработки. Продюсер отчитывается перед директорами и инвесторами о том, почему были приняты те или иные решения, почему срываются сроки, почему показатели проекта не дотягивают до запланированных, какие меры принимаются для устранения проблем.
- Также продюсер следит за атмосферой в команде и решает конфликтные ситуации, балансируя между потребностями сотрудников и благополучием проекта.
Подробнее про нюансы работы продюсеров и почему их не всегда увольняют, если они перескакивают с одного провального проекта на другой - в следующей статье. Спасибо за внимание!