Scaverius

Пикабушник
Дата рождения: 18 сентября
5696 рейтинг 334 подписчика 0 подписок 33 поста 13 в горячем
17

Ответ на пост «Советская эксплуатация»3

Недавно антисоветчик (это его самоназвание, не ругательство) https://pikabu.ru/@KanKeray опубликовал пост, в котором утверждалось, что СССР - это страна, в которой государство (или чиновники) эксплуатировали наемных работников. В подтверждение этого он привел цитату из БСЭ (я позволю себе процитировать её целиком и вместо пикабушного закавычивания выделю курсивом) :

"Эксплуатация (от франц. exploitation — использование, извлечение выгоды), 1) присвоение результатов чужого труда собственниками средств производства в классово антагонистических общественно-экономических формациях. Э., как социальное явление, предполагает систему принуждения к труду, посредством которой господствующие классы безвозмездно присваивают продукты прибавочного труда, а иногда и часть необходимого труда непосредственных производителей."

А теперь уже цитата из автора критики:

Согласно БСЭ и, кстати, многим другим источникам, ключевым моментом эксплуатации является присвоение результатов труда одних людей другими.
Вполне очевидно, что в обычной капиталистической экономике наемный работник никак не распоряжается произведенными им товарами, да в общем то и не стремится это делать, поскольку реализовать эти товары чаще всего довольно сложно

Давайте же посмотрим еще раз на цитату из БСЭ. Итак эксплуатация представляет собой "систему принуждения к труду, посредством которой господствующие классы безвозмездно присваивают продукты прибавочного труда". То есть те самые продукты, которые собственник меняет на прибыль. И если уж автор критики приводит марксистские определения, то принуждение к труду при капитализме носит экономический характер, то есть это экономическое принуждение к труду. Но главное тут - не само принуждение, а то, что оно выступает средством для безвозмездного присвоения продуктов прибавочного труда, то есть того рабочего времени, которое наемный работник тратит сверх положенного, работая на эксплуататора.

Значит эксплуатация - это а) система экономического принуждения к труду, когда кем бы ты не работал, владелец предприятия имеет дисциплинарную власть - может уволить когда захочет и часто без уважительных причин (а суд - дело дорогое), а без работы ты долго не протянешь; б) Владелец предприятия безвозмездно (то есть без оплаты рабочего времени) присваивает прибыль (т.е. те самые продукты труда, которые он меняет на прибыль, а не на зарплату). Это ключевое. Работник не распоряжается не всеми товарами, а теми продуктами труда, изготовление которых не оплачивается капиталистом и составляют прибыль. в) Таким образом владелец предприятия извлекает значительную личную выгоду из труда работников.

Критик СССР замечает:

Ни в одном определении слова "эксплуатация" нет указания на то, куда идут присвоенные средства, только на то, кто ими распоряжается.

Но это фактически неверно. Мы знаем, что прибавочный продукт труда - это есть то, что владелец предприятия обменивает на прибыль. И этот продукт не оплачивается капиталистом. Он вовсе не составляет все произведенные на предприятии вещи/товары, как ошибочно считает автор. Автор критики смешивает отчуждение в процессе труда (которое может быть преодолено только при планетарном коммунизме) и которое существовало в СССР и эксплуатацию, которая есть свойство только классовых формаций и в СССР она отсутствовала.

Но позвольте-позвольте, в СССР существовало "принуждение к труду", скажете мне вы. Да, но экономического принуждения к труду в СССР не существовало. И труд был свободен в том смысле, что работник получал не только заработную плату,. но и большую часть прибыли предприятий, которая возвращалась к нему через систему "бесплатных" (на деле довольно дорогих) благ. Еще работник имел гарантированное ему законом право на труд, то есть даже уволенный, он был бы тут же нанят.

Критик СССР далее говорит, что это неважно, ведь в гиперопекающей семье ваша зарплата перечисляется на карту матери. И она сама решает, что из этого выдать вам. И СССР - это вот такая гиперопекающая матушка, которая забирала у несчастных работников прибыль и распоряжалась ею сама. И всё бы ничего, если бы в триаде - владение-пользование-распоряжение все три составляющих триады забирало бы себе государство, оставляя рабочему только "небольшой гостинец" с прибыли - зарплату. Но эта аналогия - ложная. Рабочие являлись юридическими собственниками общественной собственности на средства производства, они пользовались производными от этой собственности благами, т.е. они получали не только зарплату, но и прибыль. По сути в руки государства было отдано только право распоряжения общественной собственностью

Критик мне скажет: так право распоряжения - самое главное! Оно и есть то, что определяет, являетесь вы собственником или нет. Но нет, так не получается, потому что тогда собственниками/владельцами капиталистической собственности являлись бы... топ-менеджеры. Ведь это им владельцы компании делегировали право распоряжаться собственностью, причем по сути зачастую ничем не ограниченное. Всё, за что спрашивают отчет "акционеры компании" у менеджеров - это какова норма прибыли. Куда вы эту прибыль положили акционерам в большинстве случаев - не интересно. Получается по мысли автора топ-менеджеры эксплуатируют владельцев (собственников-акционеров) как гиперопекающая мать отняв у них право распоряжения собственности. Но нет, право распоряжения не есть право владения и пользования.

Критик пишет (выделение жирным - моё):

Кроме того мы никак не можем знать, что чиновники не потратили часть бюджета на свои собственные хотелки, включая пресловутые яхты и золотые унитазы, но даже в лучшем случае разница с обычной капиталистической эксплуатацией будет скорее количественный, а никак не качественной. При этом никто не запрещает буржуям тратить деньги на блага для своих работников

Нет, она будет именно качественной, а не количественной, потому что на советском предприятии отсутствует личная прибыль хозяина предприятия. Есть прибыль предприятия, часть которой отдается на развитие предприятия, а часть идёт в общественные фонды, из которых оплачиваются "бесплатные" (а на деле дорогие) блага для всех жителей СССР. А личной прибыли отдельного собственника или группы собственников нет. Нет и ситуации, когда увольнение (проявление дисциплинарной власти) работника приводило бы его нищете, нет "черных списков" уволенных работников, нет возможности отобрать у работника жилье за долги и главное - нельзя уволить работника по надуманной причине и в суде отстоять право увольнять работника. А надуманная причина - это правила компании (в одной они одни, в другой - другие и часто под них можно подвести что угодно).

Так что пропустив в определении энциклопедии слово "безвозмездный" и не поняв слова "прибавочный продукт труда" в определении, у критика не получилось обосновать свою позицию, а получился абсурд. Например, если эксплуатация - это простое внеэкономическое принуждение к труду, пусть даже безвозмездное принуждение (это понимание критиком СССР эксплуатации), тогда эксплуатацией являются следующие примеры:

  1. Мать заставляет нерадивого сына учить уроки. Она занимается его эксплуатацией, принуждая его попреками и угрозами лишить сладкого к труду.

2. Офицер заставляет солдата рыть траншею "от забора и до обеда". Офицер занимается эксплуатацией, принуждая солдата к трудовой деятельности и не оплачивая его труд.

3. Психиатр в психиатрической больнице приказывает санитару заставить психических больных отправиться на трудотерапию (клеить коробочки). Труд не оплачиваемый, психиатр - эксплуататор, а санитар - подручный эксплуататора. Долой рабскую карательную психиатрию, не забудем - не простим! (это ирония, если что)

Поясню, что с этими примерами не так - в них отсутствует личная выгода + это не классовое принуждение ,а вполне себе "микросоциальное".

Вот так почти все разнообразие принудительных (властных) социальных отношений (можно накидать еще десятки примеров) магическим образом по воле критика СССР превращается в эксплуатацию. Или критик должен заявить, что он анархист - у анархистов действительно любое принуждение к занятию общественно-полезной деятельностью (абсолютно любое) является эксплуатацией, но тогда не должен цитировать БСЭ или критик просто манипулирует сознанием (манипулировать чужим сознанием можно и неумышленно), смешивая различные понятия.

P.S. А насчет улучшения условий труда - конечно капиталист может на это пойти. Но до определенного предела. Он просто может часть прибыли предприятия на это направить, но если его личная прибыль будет падать (или если это акционерное предприятие, то будут падать дивиденды по акциям), тогда капиталист или капиталисты быстренько от таких улучшений откажутся. Ну или просто разорятся и всё.

P.P.S. Про отчуждение критик имеет право написать отдельный гневный пост, почему в СССР существовало отчуждение работника от произведенного продукта труда и что в итоге там произошло с рабочей демократией (а она была, тот же рабочий контроль на предприятиях). Но это отчуждение в СССР было следствием не эксплуатации, а совершенно другого процесса. Этот процесс называется социальным угнетением и он существует пока существует государство как аппарат насилия и принуждения. Никто из марксистов в СССР не считал, что в СССР побеждены все формы и виды угнетения и присвоения (ведь тогда в СССР признали бы, что построен "коммунизм", а признали только , что построен "развитый социализм"). И да, если что я - не марксист, я просто пояснил исходя из терминологии.

Показать полностью
2469

Ответ на пост «Мнение русских насчет Украины»55

Я понимаю НАТО и тд,но почему нельзя жить по новым правилам,условно Россие забыть имперское прошлое,а Украине перестать ненавидеть русских?

Начну издалека. Или про "НАТО и т.д." . Так вот, всё началось с 1991 года. В 1991 году не просто распался/был развален СССР. В 1991 году возник тот самый "миропорядок, основанный на правилах". Глобальный капитализм был оформлен как система окончательно (хотя сложился он ранее в 50-60е годы примерно). Суть его была проста - система имела три этажа. Первый этаж ("ядро", "центр") - это "те, которым можно всё". Это страны с постиндустриальной экономикой, контролирующие или имеющие доступ к международным финансовым институтам, страны, где стоят офисы ведущих международных транснациональных корпораций, а общество этих стран в основном делится в пропорции 60% на 40% - где 60;% - высший и средний класс, а 40% - это низший класс и андеркласс (мелкая преступность, уличные проститутки, сутенеры, бомжи, безработные, нелегалы и проч. люмпен-пролетариат). Второй этаж ("полупериферия", "страны, близкие к центру") - "те, которым можно не всё, но некоторое". Это индустриальные и сырьевые гиганты, продающие или дешевые товары или дешевое сырье. Эти страны как правило не имеют доступа к международным финансовым институтам, а их капиталисты не имеют свободного доступа на рынки стран "первого типа". Общество этих стран делится в основном в пропорции 45% на 45% ("общество двух половин"). И третий этаж ("периферия")- "те, кто должен всё терпеть". Это страны с индустриально-аграрной экономикой, которые были опущены в бедность или колониализмом (тем, что европейцы веками их грабили, вывозили трудоспособное население и так далее) или неоколониализмом (тем, что их элиту веками "покупали" ТНК и международные финансовые институты и вывозили капиталы и сырье почти задаром, а при несогласии - устраивали гражданские войны и перевороты).

Так вот СССР не относился к трем этажам. Он относился к отдельному зданию, т.н "независимая периферия", то есть торговал со всем этим на своих условиях и был достаточно закрыт от внешнего влияния и автаркичен (производил внутри себя почти всю номенклатуру товаров + добывал себе сырьё сам). Но в 1991 году он был разделен и опущен до уровня периферия. Населению новых "суверенных государств" сказали "откажитесь от имперского прошлого". Под "имперским прошлым" имелось в виду в том числе качественное образование, медицина и проч. И да, им сказали "у вас есть выбор, если вас не всё устраивает, то вы можете покинуть свои страны и переехать в страны центра, где через 2-3 поколения, если вам повезет ваши дети и внуки станут вполне полноправными гражданами, а может и вы тоже станете, ну если очень постараетесь". Так вот большинство постсоветских республик стало решать что им делать, т.с., "в новых реалиях". Какие-то замкнулись в себе, объявили на весь мир "мы нейтральная страна, к нам не лезть" и попытались продолжить курс на самозамкнутость и автаркию уже в условиях капитализма (Туркменистан). Получалось не очень хорошо (построили скорее неофеодализм), но получалось сохранить кое-что от старого уровня жизни. Другие страны выбрали просто "смириться и терпеть", отказавшись от "имперского прошлого. (Украина, Молдова, Прибалтика и проч.). Третьи страны выбрали "путь посредника" (Беларусь) между странами центра и тем, что стало новой полупериферией. А ей стала Россия, которая из 90х (страна глубокой периферии) поднялась в 2000е до уровня полупериферии в основном за счет сырья.

Но всему этому великолепию трехэтажному в 2008-2009 году пришел "большой северный зверь". А именно "мировой кризис капитализма", о котором неолиберальные экономисты десятилетиями рассказывали как о том, что "никогда больше не случиться в реальности". А вот случился. И нормы прибыли стали падать. Ну а когда нормы прибыли господствующего класса в странах ядра (центра) начинают падать, то... начинается возврат к старым схемам (они же "новые схемы"). Первые попытки "управлять миром по-новому" страны центра опробовали еще на бывшей Югославии. Там было всё - от войны до переворотов ("цветные революции") и даже бомбардировок. Потом были "цветные революции" в Грузии и на Украине. в 2000-е. Но это были только репетиции. По- настоящему всё началось в 2010-х годах, т.н. "арабская весна", где страны центра массово поддержали "революционные движения" исламских фундаменталистов против светских автократических режимов, при этом везде извлекая свою выгоду из пришедших к власти новых правительств. Капитал из разрушаемых стран и рабсила дешевая опять "побежали туда, где выгодно", то есть в страны центра.

В 2011-2012 году страны центра, вдохновившись "колоссальным успехом" в Сев. Африке и на Ближнем Востоке попробовали в России. По очень мягкому варианту, без излишней жести (потому как Россия - это обладатель ЯО и устраивать "управляемый хаос" как в некоторых странах на арабском Востоке как-то не комильфо, может произойти раздергивание арсеналов и тогда ой). В России не получилось от слова "совсем ничего". Зато политический режим резко сдвинулся в сторону более авторитарного . Но в целом еще оставался полудемократическим.

И тогда "страны центра" решили попробовать уже на Украине. По жесткому варианту (мягкий уже был в годы "помаранчевой революции"). Украина была выбрана по нескольким причинам: 1) Россия собиралась включить Украину в орбиту своего экономического влияния и заключить с ней выгодные договора, что могло сделать Украину еще одним "посредником" (см. выше). 2) Контроль над Украиной и её потенциальное вступление в НАТО и в ЕС в принципе означал возможный контроль над Россией. 3) Ну и просто поднять норму прибыли и получить инъекцию дешевой рабсилы + вывоза капитала в страны центра не помешало бы.

В процессе всего это выяснилось следующее. Первое - страны центра оказались не едины. Кризис мирового капитализма никуда не делся и получилось так, что у стран центра оказались разные цели. Если страны ЕС была просто "не против забрать у России Украину себе как партнера" ну и "пограбить немного", то мировому гегемону и лидеру стран центра США нужен был полный политический контроль и новый вассал. И ЕС отстранили от "дележа самого сладкого", а ориентированные на ЕС политики (Яценюк, Тимошенко, Кличко) либо были "куплены США" (Яценюк) либо отстранены от "сладкого" (Тимошенко), либо им дали "что нам негоже" (Кличко, который стал мэром разрушенного после "Майдана" Киева). Второе - Россия сидеть на месте не согласна. По крайней мере сначала Россия приложила все усилия, чтобы всё закончилось компромиссом между старой властью и "майданной оппозицией". Потом, когда стало ясно, что речь идет о базе в Крыму + о том, что войска НАТО встанут на Украине - к более жесткому ответу. Третье - оказалось, что не все жители Украины согласны с тем ,что "русские нас веками угнетали" и "теперь москаляку на гиляку - вместе нас багато. нас не подолаты". Несогласными оказались как часть украинского население, так и часть русского населения.

Так началось то, что известно как "движение за русский мир", "русская весна" и проч. Во многом это было вызвано реакцией на поведение новых властей (Турчинова с Яценюком). Россия поначалу скептически к этому отнеслась. В Крыму движение "сепаратистов" поддержали безоговорочно скорее всего по настоянию военных, которым не хотелось отдавать военную базу или Украине или сразу НАТО. На Донбассе и в Луганске поддержали только потому, что там уже возникло вооруженное противостояние и с учетом попыток обстрела Ростова-на-Дону и некоторых еще малоизвестных для обыввателя (российского и украинского кстати) фактов, решили всё же вмешаться. Решение было вызвано двумя соображениями - "пока на Украине военный конфликт, Украине не может войти в НАТО, т.к. Устав НАТО это запрещает" и "если мы не вмешаемся, то неизвестно еще что делать с массой беженцев и где остановятся украинские войска". Так собственно и начался "конфликт на Востоке Украины", хотя стороны объявили это "борьбой за интересы русского мира " (Россия) или "противостоянием российской агрессии" (Украина).

И он быстро закончился "Минскими соглашениями", когда стало понятно, что Россия может при желании получить весь Восток Украины, если захочет (Россия этого нафиг не хотела, особенно не хотел дипкорпус и олигархи,которым жесткий конфликт с Западом был не нужен). И всё бы на этом прекратилось, ЛНР и ДНР превратились бы в постоянно обстреливаемые ВСУ бантустаны, а Россия осталась бы на том уже уровне "слабого вмешательства", если бы не жирное "НО". И это "НО" выразилось в том, что в 2020-21 гг. активизировались попытки принять Украину в НАТО. Настолько активизировались, что ВСУ даже обстреливать Донбасс перестали от радости. В конце 2021 года произошли переговоры Россия-НАТО и Россия-США. Где России было четко сказано: а) Мы будем делать что хотим, а вы это терпеть, б) Хотим поставить ЯО или ПРО на Украине и кто нам запретит, в) Украина - это "суверенная страна" (читай - "наш сателлит"), а вы "идете на". Ах так, сказала Россия, ну что же и стала делать масштабные военные учения на границе. Трижды. А 19 февраля 2022 года уже Украина очередной раз активизировалась на Донбассе. Очень сильно. А всевозможные "независимые наблюдатели" сделали ручкой и...уехали. Скоро последовало заявление, что "а мы и Будапештский меморандум можем пересмотреть" (Зеленский). И российская власть решила начать операцию "принуждение к миру". Изначально операция включала в себя именно попытку напугать украинское руководство и судя по слезливому заявлению президента независимой ("Господи, что ты хочешь от нас, уйди с нашей земли") - Россия была близка к успеху. Но тут произошло то, чего в России почти никто не ждал. Вмешалась ЕС. А "старая аристократия" в ЕС тесно связана с Демпартией США. И понеслось. Украине поставили оружие, поставили боеприпасы и Starlink. Всё ради "победы мировой демократии". И Украина стала полигоном для отработки сценария "как укротить медведя". Попутно хитроумные элиты США еще и решали вопрос "как обобрать Европу и сделать это под видом борьбы с Россией".

В общем-то "вторжение России" оказалось давно запланировано аналитиками в США. И они прекрасно сыграли свою партию. Сначала вынудили Россию вмешаться, а потом сделали так, чтобы Россия уже не могла остановиться. И попутно раздели экономически всю Европу, которая начала понимать "а как это бывает, когда страны центра медленно опускают до полупериферии". У меня даже возникло конспирологическое предположение "а что если Россия и США заранее договорились опустить ЕС совместно", но нет. Скорее США просто просчитали ситуацию и ей воспользовались.

Ну а Украину можно только пожалеть. В столкновении ЕС+США - Россия Украина оказалась полностью проигравшей стороной. Сейчас уже даже Зеленский всё понимает. Но он не может отступить, потому что его просто убьют. Как убили несчастного Кирка, который посмел открыть рот и заявить "а нам не нужен конфликт России и США из-за Украины", на что ему выстрелом в шею объяснили "ты не в теме, а конфликт нам нужен-нужен". Трампу уже отстрелили ухо, кстати и он стал более покладистым. Грустно всё это. Выгодополучателем от всего этого будет только США. На втором месте будет Россия и то только в случае, если она заберет себе Украину и как-то сможет "переформатировать сознание населения" живущего там. На третьем месте ЕС, которая получить дешевую рабсилу (уже получила), а Украина в любом случае останется на последнем месте.

Вот такие дела.

P.S. Я понимаю, что пост скорее всего удалят, т.к. он "остросоциальный", но мне всё равно.

Показать полностью

"Автор ограничил возможность комментировать его посты" (смешное)1

Автор-антикоммунист, имя которого нельзя называть, кто постоянно постит в своих развернутые цитаты из иноагентов, уехавших в 2022 году из России и льющих на неё грязь, недавно отличился. Он ответил на мой пост под своим очередным тредом и потом, немного подумав, ограничил мою возможность ответить на него. Это всё, что нужно знать о некоторых апологетах капитализма, которые являются поборниками т.н. "свободы слова", противниками "совка", "цензуры", "усатого тирана сталина" и прочего. И нет, это не "донос", ведь даже ника автора здесь нет и админы ресурса от меня его не узнают.

Поясню, почему это, на мой взгляд, смешно. Нет совершенно никаких проблем в том, чтобы просто ограничить кому-то комментарии или послать в бан. Ну, не хотите вы чтобы отдельные люди, которых вы считаете или провокаторами или еще кем-то нехорошим, писали под вашими топиками. Не хотите и ладно - ваше полное право и обижаться на это может только кретин. Но написать ответ человеку и после этого написания тут же послать его в бан, чтобы он не смог вас прокомментировать в ответ - это уже совершенно иное дело. Это отдаёт двойными стандартами и нечестностью.

P.S. И да, тэг "политика" я не ставлю, потому что это не имеет отношения к политике, чьим-то политическим взглядам и так далее. Это имеет отношение к двойным стандартам, а еще это смешно. Так что данный коммент посвящен собственно тому, что я сейчас смеюсь над "очень умным ходом" автора, которого нельзя называть.

7

Теория "всего". Ч. 1.6. Критика марксизма. Часть 4. Итоги критики диалектического материализма. Пути выхода

Ита, мы с вами возвращаемся к началу и пытаемся разбираться с существующей в диалектическом материализме терминологической путаницей. Чтобы её снять, нужно а) превратить все понятия из статичных в диалектические, то есть в процессы, б) снять процессуальность там, где она невозможна, так например не являются диалектическими противоположностями время и вечность (т.к. они относятся к разным рядам понятий), а также бытие и ничто (так как второе не является понятием вообще). Чтобы это сделать примем два допущения (к их доказательству я и пытался подвести в предыдущих сообщениях) :

  1. Объективная реальность или абстрактное бытие есть единство двух процессуальных, постоянно развивающихся и взаимообусловленных сторон – материи (объективно-данного) и идеального (субъективно-представляющего/отражающего). Материя представляет собой сторону объективной реальности данную нам в ощущениях (объекты и типы взаимодействия между ними), а идеальное представляет нам сторону объективной реальности, данную нам в обработанных разумом представлениях (идеи, закономерности).

  2. Сознание (субъектно-волевое) представляет собой третью сторону реальности, противоположность бытию в целом. Сознание в человеке есть единство материального (тело, мозг и так далее) и идеального (совокупность идей, концепций), объединенных в синтезе чем-то третьим (воля, трансценденция, единство психических актов или апперцепция). Сознание принципиально не сводимо ни к материи как таковой (мозг не является причиной сознания), ни к идеальному как таковому (сознание не является простым продуктом идей и концепций других людей). Попытка заявить, что сознание индивида есть продукт прошлых поколений и простая совокупность общественного "идеального" прошлого (такое есть в марксизме) означало бы утверждать принципиальную невозможность индивидуально вносить что-либо новое в процесс развития общественного идеального, ведь сознание отдельного человека дескать способно только усваивать и являться совокупностью идей других сознаний.

И тогда мы придём к трём возможным моделям реальности, которые мы должны будем описать и оценить:

1. Агностический или гностический диалектический дуализм (две субстанции). В рамках этой концепции, мы утверждаем единство материального и идеального аспектов бытия и их причинно-следственную связь с сознанием (первая субстанция). Материальное и идеальное становятся основой сознания. Сознание здесь возникает только на уровне Homo Sapiens как отдельная независимая и параллельная основному бытью субстанция (вторая субстанция), которая производит оценку диалектики материального и идеального и преобразует материальное и идеальное. Сильной стороной этой концепции является избавление от старого идеалистического взгляда на сознание как на совокупность идей, приведение в порядок понятийной связи бытие – это три разных аспекта реальности (материальный, идеальный, субъектно-волевой), а субстанциями являются объективное материальное (Космос) и субъективное субъектно-волевое (чедовеческое сознание), а идеальное служит посредником между ними (см. теория отражения). При этом между материальным и идеальным существуют отношения взаимообусловленности, а между материей и сознанием – паралеллизма. Слабой стороной этой концепции является то, что из материального и идеального непонятно каким образом возникает сознание как третья сторона реальности. Ясно, что перед нами «скачок», который не обоснован в этой концепции ничем. Также здесь идеальное повисает в воздухе, т.к. оно не могло предшествовать сознанию человека, то есть идеальное является тоже субъективным, временным. Но здесь возможен принципиальный агностицизм по отношению к одной из субстанций или предположение, что материальное или идеальное возникли из "чего-то четвертого".

2. Деизм. В данной концепции сознательное (субъектно-волевое) начало является творящим. Первый Принцип или Бог – это чистое сознание, которое вечное, неизменное и ставшее, творит материальное и его основу идеальное как становящееся, не-вечное и постоянно изменяющееся. После акта творения в деизме Бог «уходит», то есть перестаёт взаимодействовать с миром. Таким образом здесь первичной субстанцией является не материально-идеальное (как выше), а сознание. Тогда понятно, что сознание – это творящая сверх-бытийная субстанция, а материя и идеальное – это стороны уже сотворенного бытия. Сильной стороной этой концепции является то, что здесь объяснена связь между объективно-идеальным и сознанием, они представляют собой окончательно разграниченные вещи и не через становление, а через вневременный акт. Также сильной стороной является диалектика Чистого Сознания как ставшего (неизменного) и бытия как становящегося (изменяемого). У нас получилась концепция, в которой построена правильная диалектическая пара ставшее – становящееся и эта пара связана с покоем и движением. Найдена та точка покоя, которой в марксизме не было и она найдена за пределами реальности. Слабой стороной является принципиальный отказ от попыток связать объективное субъектно-волевое начало (Первый Принцип, Бог, Чистое Сознание) и субъективное субъектно-волевое начало (человек, человеческое общество). В идеализме Гегеля Бог и человек связаны диалектикой Абсолютной Идеи, но для того, чтобы добиться связности концепции, Гегель разорвал связь Бога с идеальным, представил Бога как безсубъектное Сознание, лишенное идеального представления (отделившегося от него в процессе космической эволюции). Здесь же такого просто нет и непонятно за счёт чего продолжает развиваться идеальное, предшествующее человеческому сознанию.

3. Монотеизм (идея Бога-Творца, творящего мир и устанавливающего с ним постоянную связь). Здесь присутствует то же, что и в деизме, но утверждается постоянная связь Бога (Первый Принцип, Чистое Сознание) с человеческими личностями, чем устраняется абсурд второй концепции. Речь может идти только об образе такого соединения, но тут уже речь пойдет не о философии, в это мы лезть не будем. Упомянем то, что здесь тоже не всё гладко, т.к. возникает вопрос "какой именно монотеизм", их как минимум три, а если считать поздний зороастризм - то четыре. И образ взаимодействия Бога с миром у этих религий совершенно различный, в христианстве - Любовь, в исламе - Сила, в иудаизме - Закон, в зороастризме - праведное Деяние. Все одновременно они правы быть не могут. Кроме того возникает проблема "как узнавать волю Бога" и всевозможные злоупотребления связанны с тем, что жречество может её искажать в своих интересах. Но повторяю, это не относится к делу.

Что оказывается отвергнутым? Отвергнутыми оказываются следующие концепции:

  1. Материалистический монизм (К. Маркс, В.И. Ленин) – потому, что он бессилен связать между собой материальное и идеальное, одно воспринимает как подчиненную и обесцененную функцию другого. Понятия материального и идеального он воспринимает не как процессы, а догматически-застывшими, а процессуальными видит лишь формы движения материи, сама же она у него не процесс, а нечто вечное и при этом саморазвивающееся. Сознание в монизме вообще представляет собой абберацию, т.к. непонятно как идеальное может активно преображать материю, если идеальное является имманентной функцией материального (см. теория отражения).

  2. Идеалистический монизм как в форме субъективного идеализма (Фихте Кант), где главным философским вопросом становится отделение "Я" от "Не-я" и установление границ реальности и иллюзии, а о реальности материи и даже сознания не идёт речи, сознание - это всего лишь трансцендентальная идея (Кант, неокантианство), а материя - это лишь непознаваемая вещь-в-себе, так и в форме объективного идеализма, где отрицая первую крайность идеалисты (Шеллинг, Гегель) впали во вторую, согласно которой идеальное представляет собой вечное движение идей и понятий, саморазвитие первой Идеи, которая является Идеей самой себя. В результате идеальное было сведено ими до логической пустоты.

Итак, развитие философии видится следующим образом, сначала была догматическая философия, которая не ставила вопрос о соотношении мышления и бытия в познании, потом пришли Кант и Фихте и его поставили (субъективный идеализм), потом был Шеллинг и Гегель, которые сделали процесс движения из Я в Не-Я диалектическим (объективный идеализм), потом пришли Маркс, Энгельс и Ленин, которые устранили разрыв между материальным и идеальным, но связали их неправильно как функцию и целое (то есть не сделали их равноправными противоположными сторонами бытия) и далее появятся новые мыслители (себя я к ним не причисляю), которые скорее всего будут искать философский ответ либо в рамках синтеза религиозных концепций с философией, но объяснять Бога будут не как идею, либо будут утверждать примат единого материального-идеального бытия над сознанием (гностический дуализм), либо идею четвертой непознаваемой субстанции (агностический дуализм).

В следующем сообщении я рассмотрю все возможные возражения, которые вы мне присылаете в комментариях (я их внимательно читаю и постараюсь учесть). Вместо ответных комментариев будет ответный пост, а потом мы перейдем от критики теории бытия и познания в марксизме к критике собственно исторического материализма (там у марксистов ошибок было гораздо меньше).

Показать полностью
5

Теория "всего". Ч. 1.4. Критика марксизма. Часть 3. Диалектика бытия в марксизме и что с ней не так

Продолжим про марксизм - революционную в своё время философию. "Философы лишь различным образом объясняли мир. Но дело заключается в том, чтобы изменить его" (К. Маркс, "Тезисы о Фейрбахе"). Я уже описал те парадоксы, которые возникают при попытке классиков марксизма применять диалектический подход к материализму в сфере гносеологии (теории познания). Перейдём к онтологии, которую марксисты называли диалектикой бытия. Для начала скажу о плосах, который дал подход диалектических материалистов (классиков марксизма):

  1. Классиками марксизма была проанализирована объективная реальность через категории движения и покоя. Движение было понято как изменение, переход из количественного движения в качественное, были выделены виды движения.: физическая, химическая. механическая, биологическая и социальная. Каждому виду движения соответствует свой "уровень" объективной реальности. Физической и химической - мегамир (звезды, галактики, скопления), механической и биологической - макромир (планета Земля) , социальной - мир людей (человеческое общество). Покой был признан лишь стороной движения, моментом в постоянном движении налично-существующего.

  2. Классиками марксизма был отвергнут бесплодный объективный идеализм Гегеля (и Шеллинга) на том основании, что он представляет собой бесконечную вереницу логических форм познания без всякого внятного объяснения как связано объективно идеальное с материальным.

    3. Было показано отражение как форма идеального, которая развивается вместе с материей и объясняет наличие объективно-идеальной стороны (закономерности). Было показано, что идеальное на объективном уровне реальности (не субъективном, об этом позже) является "вшитым" в структуру материи.

К сожалению, на этом объективный вклад марксизма в философию бытия завершается. Начинаются проблемы, которые прежде всего связаны с марксистским определением материи с парой понятий "время-вечность", с отождествлением идеального и субъектного начал.

  1. Материя.как бытие. Материя и сознание. Начнем с материи. Определение материи, которое было дано в марксизме - это "объективная реальность, данная нам в ощущениях". Но на самом деле как мы видели ранее у Ф. Энгельса в диалектике познания материя осознаёт себя в нас, то есть ощущения, которые мы испытываем есть форма отражения материи. Сказав, что материя дана нам в ощущениях, мы, таким образом, не дали определение материи мы просто зафиксировали форму субъективного познания материи (мы познаём материю через свои ощущения, опосредованно, а не непосредственно). Давайте тогда исходить из другой части определения "объективная реальность". Стоп. А куда делось сознание? Оно не объективная реальность? Получается что нет, мы уже видели ранее, что сознание есть форма, в которой материя отражает сама себя. Тогда что такое сознание? Если материя есть бытие (объективная реальность), то как мы определим сознание? Сказав, что оно лишь отражение, мы сказали, что у сознания нет никакого содержания, кроме самой материи. Но у сознания, помимо представления, есть еще единство психических актов (марксисты это не отрицают) и есть волевая преобразовательная деятельность ("активный характер отражения" в марксизме") . И тем не менее всё это - лишь функция. Хорошо, а есть ли у человеческгго сознания какие-то качества, которые напрямую не выводятся из представления? Да, например, чувство общности (одинокий человек не выживает без общества, он быстро начинает болеть и умирать), чувство единства психических процессов (без него человек быстро лишается возможности как-то "активно отражать", то есть становится психически больным) и т.п. Получается, мы должны зафиксировать следующее. Материя в марксизме по сути была отождествлена с объективно существующим (бытием вообще). При этом признака существования де-факто лишилось сознание (ести материя - это объективная реальность, то сознание по логике составляя диалектическую противоположность материи реальностью быть не должно, а является лишь функцией или атрибутом реальности). И сознание, каким-то образом, было сведено к функции представления (идеальная функция сознания), хотя у сознания есть и множество других функций.

  2. Первичность материи. Материя как субстанция. Доказывает ли марксизм первичность материи как субстанции по отношению к сознанию? Напомню, что субстанция есть основа, первопричина вещей, существующее объективно, благодаря самой себе (самоподдерживающееся бытие). Нет, марксизм просто постулирует (объявляет, провозглашает) то, что материя - это бытие. А далее уже бытие отождествляется им с субстанцией. Но вы можете сказать, постойте, но естественные науки доказали нам, что материя предшествует сознанию. Теория эволюции показала, что сознание развилось и возникло у животных, а нейрофизилогия связала сознание с мозгом как её материальным носителем. Ну а Бога соответственно, согласно материализму, никто не видел (не ощущал) и вроде как это просто абстракция человеческой любви (Фейербах). Бога мы оставим в покое, это вопрос веры и это мы будем разбирать, когда посмотрим на отношение Маркса к надстройке в целом и религии в частности). Насчет же сознания человека не всё так просто. Тезис о том, что человека создал труд (Ф. Энгельс) оказался не таким простым. Как оказалось, некоторые обезьяны тоже могут создавать орудия труда и вообще как писал великий Бехтерев "мышление, речь и осмысленная трудовая деятельность появились у человека практически одновременно". Что касается нейрофизиологии, то в ХХ веке были открыты такие свойства мозга как re-mapping (ре-маршрутизация, "перепрошивка), то есть когда мозг повреждается, он способен "перераспределять функции психики", были исследованы люди, лишенные полушарий и при этом сохранявшие сознание (функции сознания брал на себя продолговатый мозг) и так далее. Оказалось также, что если верно утверждение "при механическом повреждении мозга, функции сознания затрудняются и нарушаются", то верно и обратное "при длительном психическом повреждении сознания повреждаются структуры мозга". Материя и сознание оказались "взаимообусловлены" (термин буддистов, но он тут подходит) в рамках отдельной личности. В рамках же эволюции человечества наука теперь знает, что "сознание появилось у людей после длительного количества изменений генома с низкими шансами на успех + длительного естественного отбора со столь же низкими шансами". Один из биологов вообще сказал, что "возникновение разума у приматов является настолько маленькой вероятностью, что менее удивительным фактом было бы, если бы на мусорной свалке пронесся ураган и из случайно рассыпанных по свалке деталей ураганом был бы случайно собран сверхзвуковой самолёт". Итак, мы видим, что сознание как таковое прямо не выводится из материи на "субъективном" уровне.

  3. Материя как субстанция-2. Теория универсальных свойств материи.. Классиками были описаны универсальные свойства материи - несотворимость, неуничтожимость, качественная неисчерпаемость (несводимость к отдельным сторонам), саморазвитие (движение и изменение), причинность, отражение, вечность и бесконечность. Смотря на это перечисление, во-первых, поражает то, что все это атрибуты ... Бога в монотеизме. Второе - это то, что материя как реальность во всей её полноте не может обладать некоторыми своими свойствами как универсальными. Так, причинность не может быть универсальным свойством материи, т.к. материя не имеет никакой внешней качественно отличной от неё причины (согласно марксизму). Кроме того вечность материи во времени никак не вытекает из реальности. Материя не может быть одновременно и вечной и бесконечно делимой (временной), потому что для материи есть только бесконечная длительность, но никак не вечность (об этом позже). Несотворимость было добавлено явно против монотеизма и тоже никак не доказывается. Если бы материя была сотворена, мы никак не могли бы узнать об этом из науки (а именно естественные науки Маркс и Энгельс ставили во главу угла). Если бы она не была сотворена - мы тоже никогда об этом не узнали бы. Потому что естественные науки (а только их Маркс и Энгельс считали наиболее важными) не исследует феномены вне материи и вообще не может выходить за её рамки. Таким образом, большинство универсальных свойств материи вытекают собственно из теории познания (см. ранее) или теории бытия самих марксистов, а никак не являются обобщением известного естественным наукам. Они не проверены общественной практикой (в форме науки или производственной деятельности).

  4. Время и вечность как пара категорий в диалектическом материализме. Время и вечность являются категориями диалектики и представляют собой пару взаимосвязанных категорий. Будучи универсальными свойством материи, вечность материи как субстанции противостоит временности процессов. Однако, на самом деле вечность и время не являются диалектической парой противоположностей в рамках материи. Материя как вещность, совокупность материальных объектов во времени и пространстве и их свойств обладает свойством энтропии, прехождения, неупорядоченности, тленности. Марксисты выводят материю как категорию за рамки вещности и снимают этим противоречие. Но оно на самом деле неустранимо еще и вот почему. Время является атрибутом материи, необходимым свойством её существования. Но вечность не есть бесконечный ряд временных моментов. Вечность есть состояние отсутствие времени "отрицательное время" и как таковое противостоит не времени, а временности, быванию. Кроме того вечность противостоит еще и становлению как форме "бывания" (развитию или прехождению). Диалектические материалисты смешали бесконечность временного ряда (вещь возможную для материальных объектов) с одновременным существованием в разных временных рядах или вечностью (вещь невозможная для временных объектов. Одно из двух или вечности вообще нет и она является по выражению материалистов "поповской сказкой" или вечность есть, но тогда нет материализма, вернее нет материалистического монизма и материя не является субстанцией.

  5. Отождествление сознания и идеального в марксизме. Самая главная ошибка марксизма в области онтологии - это отождествление сознания и его содержания в форме представления (идеального). Область идей и понятий еще со времени Платона была необратимо смешана с воспринимаемым и представляемым. Мир "умопостигаемых идей", "Бог как идея идей" и так далее - Платон положил начало этой традиции смешения идеального и субъектно-волевого начала. Он - первый великий идеалист в философии. И все последующие философы учили, опираясь на отождествление сделанное Платоном, отождествление сознания и совокупности его содержания как представления (воспринимаемого, представляемого). Мир идей и понятий у Гегеля превратился уже в "кошмар дурной бескнечности" где идеи бесконечно порождали другие идеи в рамках становления и каким-то образом связывались с материальным миром. Но Гегель не мог показать каким. Марксисты, создав теорию отражения - смогли это сделать. Но они унаследовали от Платона, Канта и Гегеля отождествление и включили сознание как разновидность отражения в состав движения идеального в природе. Так сознание стало высокоорганизованной формой движения материи и собственная сущность сознания была проигнорирована в пользу её феноменов. То, что у сознания есть еще функция единства психических актов, функция активного преображения реальности - это было тоже отнесено к идеальному, но общественному идеальному и привязано к историческому процессу (хотя это процесс не только исторический, но и субъективный, каждый человек отдельно от другого способен его воспроизводить).

В общем, подведем итог. Диалектический материализм освободился от главного порока гегельянства - от движения пустых понятий "в идеально-пустом пространстве". Но на место идеального он поставил материю и отождествил её с бытием и субстанцией, приписав материи свойства Бога. Сознание же привязал к идеальному (по традиции) и так его оставил. Процесс отражения в материи был абсолютизирован и привязан к механическим и химическим процессам, а не к законам. В итоге материалистический монизм стал препятствием для диалектики материи и сознания как сторон объективной реальности. Он оказался непоследовательным монизмом, легко переходящим в пантеизм (о чем свидетельствуют советские фантасты, которые этот шаг совершали, добавляя восточную мистику в теорию, тот же Ефремов). Причем пантеизм этот был человекопоклонническим, гуманистическим пантеизмом, именно коллективное человечество считалось источником блага (что тоже не вязалось с собственно материализмом). Нам осталось рассмотреть исторический материализм и сделать вывод, после чего приступим к построению иной теории, лишеной недостатков объективного идеализма и объективного материализма.

Продолжение следует...

Показать полностью
1

Теория "всего". Ч. 1.3. Критика марксизма. Часть 2. Диалектика познания в марксизме и её парадоксы

В процессе критики марксизма, многие политические философы и просто мыслители повторяли одну и ту же ошибку - они игнорировали собственно онтологический и гносеологический аспекты марксизма (т.е. теорию познания и теорию бытия). То. что марксизм переименовал онтологию (учение о бытии) в диалектику бытия и гносеологию (учение о познании) в диалектику познания не должно нас здесь смущать. Итак, о чем же можно судить, если посмотреть на работы К. Маркс, Ф.Энгельса и В. Ленина, т.е. классиков марксизма?

Первое что бросается в глаза - это теория познания. Марксисты вынуждены были решать задачу, которую перед философами поставил И. Кант - являются ли достоверным наше познание и вообще можем ли мы за порогом явлений-феноменов (того, что мы воспринимаем и чувствуем), разглядеть сущность-нумен (то, что на самом деле происходит). Поясню совсем простыми словами. Вот мы видим желтый стол. Мы воспринимаем его своими органами чувств. Но на самом деле воспринимаемое нами, если брать науку физику является совокупностью молекул, а они совокупностью атомов, а атомы совокупностью субатомных частиц. Но и это не является сущностью стола. Всё это лишь видимость. Сущностью того, что мы называем стол будет вещество как таковое, а стол - это просто структурированная и определенным образом воспринимаемая часть вещества. И вот вопрос - каким образом мы можем познавать бытие (то, что существует), если наши ощущения или даже наш разум могут обманывать нас, подсовывая нам явление предмета вместо сущности предмета? Ф, Г. Гегель вышел из этого противоречия развернув перед нами процесс движения материальных тел в пространстве, толчком же дя этого движение стало саморазвитие Абсолютного Духа, который отделил от себя Абсолютную Идею (идею познания самого себя) и уже эта Идея, воплощась в различных видах и формах материи двигала процесс вперед. Поскольку Идея находилась в различных материальных объектах, т.к. стояла невидимо за самой материей, то, как писал Гегель, познавая любой предмет с внешней стороны мы одновременно с познанием самого предмета познаем и идею-сущность, стоящую за ним. Гегель отверг пессимизм Канта, который считал, что после нашего познания в предмете остается неразложимый остаток (назовём его Х) и этот Х является вещью-в-себе (той частью предмета, которую мы никогда не сможем познать ни чувствами, ни разумом). Гегель заявлял, что "вещь-в-себе" неотделима от своих явлений ("вещь-для-нас") и поэтому познавая явления, мы познаём и эту вещь.

Для марксистов во всех этих рассуждениях была проблема. Они отвергали идеальное как первооснову бытия и считали, что идеальное (сознание) - это функция материи, а вернее высокоорганизованной материи. В этом отождествлении сознания с идеальным уже заключалась ошибка, которую марксисты заимствовали у идеалистов. Для немецких идеалистов, начиная с Фихте содержание сознания (идеи, мысли) были самим сознанием, его сущностью. "Я" или сознание личности - это была по сути его идея. И поэтому понятно, что Гегель, мысливший так же, как они поместил Абсолютный Дух (Бога) в тень Абсолютной Идеи и её саморазвития и самораскрытия в диалектическом движении форм материи. Маркс просто убрал Аббслютный Дух из схемы Гегеля (он у Гегеля и так был лишним). Но тем самым вроде бы рухнула диалектика познания Гегеля, базировавшаяся на предпосылке, что нам доступно познание материи, т.к. оно является самораскрытием Идеи, а мы сами (наше "Я") и есть идеальное. Поэтому у Гегеля личное идеальное (в лице нашего Я) познаёт космическое идеальное (в лице Абсолютной Идеи). Более того это космическое идеальное воплощается и в нашем Я и в материи (веществе), которую мы познаём, служит связующим звеном, облегчая процесс познания. Но для марксистов с исчезновением Абсолютного Духа исчезла и Абсолютная Идея. Осталась лишь материальное - вечное и саморазвивающееся. И идеальное - как функция высокоорганизованной материи. В воздухе повис вопрос - так каким образом функция целого (сознание личности) может познавать сущность целого (материальных вещей, материи)? Марксисты (Энгельс и Ленин) ответили на это переместив идеальное в центр целого. Ленин создал теорию отражения, заявив, что не отражение присуще не только высокоорганизованной материи, но и в целом всей природе, живой и неживой. Таким образом, когда человек познаёт материальный объект, материя как целое, обладая внутренне присущей ей силой отражения, познаёт сама себя. При этом познание человека не индивидуально, оно коллективно. Человек познаёт не просто отражая действительность, но её преобразуя в соответствии с имманентно присущими ей законами. Критерием истины в познании становится общественная практика - т.е. знание, проверенное временем и деятельностью.

А теперь о странностях такой позиции. Я напомню, что идеального согласно марксистской философии в космосе нет - нет Абсолютной Идеи, нет Абсолютного Духа, т.е. нет космического сознания. Теория отражение не вводит сознательное идеальное в ткань космоса, отражение это всего лишь слово, обозначающее процесс реакции на явления. В неживой природе отражение это только раздражимость, реакция на внешние раздражители. Например, если по одному бильярдному шару ударили кием, то раздражимость его привела к движению шара. Итак, субъекта познания нет. Но зато есть некая субъектность, равномерно разлитая и распределенная по разным областям материи. Материя познаёт сама себя. Но если материя - это вещество и энергия (поле), то откуда там собственно взяться способности самопознания? У Гегеля, у которого за спиной материи стоит познающий субъект (Абсолютная Идея) - это понятно, у Маркса и Ленина - нет. Само по себе привлечение диалектики как принципа и метода познания к делу этого парадокса в деле познания (субъектность без субъекта) не решает. Диалектически мы можем сказать, что идеальное есть всеобщая сторона бытия. Но тогда пришлось бы сказать, что материальное - есть иная всеобщая сторона (см. закон о единстве и борьбе противоположностей). Но у классиков марксизма такого нет.

Но и это еще не всё. Вторым парадоксом является нессоответствие форм самопознания материи (отражения) методам научного познания. Казалось бы, если отражение как форма познания (отражения) материи на уровне неживой материи это механическая реакция на внешний раздражитель (см. выше про шар), то и наше познание этой формы (неживой материи) должно быть чисто эмпирическим. Но нет, человек познает материю прежде всего логически, с помощью разума и во вторую очередь с помощью её преобразования (т.е. с помощью воли). Одно из двух или отражение на уровне неживой материи не есть познание (и тогда рушится единство бытия и познавательного процесса в марксизме) и познает только человечество, или мы должны отказаться от логики и разума при познании неживой материи (что абсурдно).

Третий парадокс - общественная практика как критерий научной истины. У нас есть по сути один критерий для всех уровней и методов познания (отражения). Тем не менее общественная практика может существовать сама по себе только на уровне человеческого познания. Никакой общественной практики у звезд и планет, бактерий и растений, насекомых и пресмыкающихся - нет. Означает ли это, что истина присуща не всему процессу познания (отражения), а только человеческому процессу познания? Но если это так, значит опять-таки рушится теория отражения как универсальная теория познания и самопознания материи.

У марксистов могло быть всего два пути выхода из этих парадоксов - объявить, что отражение - это не просто процесс самопознания, что за ним стоит нечто идеальное как отдельная сторона бытия. Но это означало бы отказ от материализма (на что они никак не могли пойти, т.к. в ХIX в. именно философский материализм был непосредственным выводом из совокупности научных знаний того времени). И второй путь - ограничить познание только человеческим уровнем отражения (что означало однако бы разрушить саму теорию отражения, т.к. если познание может существовать не на всех уровнях отражения, то и отражение является пустым понятием, не применимым к практике).

Итак, единство бытия и мышления в процессе познания в марксизме согласно диалектическому процессу отражения наталкивается на затруднения в виде... собственно материализма, т.е. положения, что материя является единственной причиной всех процессов и явлений. Вообще, как мы увидим далее, попытка последовательного и систематического применения диалектики к теории познания (гносеологии) и теории бытия (онтологии) даёт нам в итоге явный и четкий отказ от материализма (как и от идеализма, но об этом позже).

Несомненными заслугами марксизма тем не менее было настаивание на коллективном, а не индивидуальном характере процесса познания (сейчас это уже подтверждено научными данными), на историческом, а не внеисторическом его характере, а также на том, что действительно существует единство бытия и мышления (как сторон человеческого процесса познания), но оно обеспечивается не универсальным характером отражения, а чем-то принципиально иным (об этом тоже позже). Ну и разрушение кошмарной схемы "дурной бесконечности логических форм" Гегеля тоже можно поставить Марксу и Энгельсу в заслугу. Вообще объективный идеализм Шеллинга и Гегеля был настолько абсурдной попыткой найти выход из кантианской проблемы, что от него (от такого идеализма) отказались по сути многие (неокантианцы, Шопенгауэр, Ницше, религиозные философы, марксисты), но все сделали это по-разному..

Но и здесь странности марксизма не заканчиваются. Вторая часть - где я разберу собственно диалектику бытия - следует.

Показать полностью
7

Теория "всего". Ч. 1.2. Критика марксизма. Преамбула, тили "зачем коммунистам критиковать марксизм"?

ХХ век закончился в 1991 году. Закончился распадом СССР и гибелью ОВД, закончился тем, что революционный период был подавлен, "холодная война" была завершена победой капиталистических держав. СССР рухнул. После его гибели коммунисты всего мира оказались в затруднении. Им нужно было объяснить то, что произошло. Казалось, рухнул не только советский коммунизм. Была поставлена под сомнение идея поступательного прогресса, сама предсказательная мощь марксизма как теории и метода. У мыслителей всего мира, включая коммунистов осталось несколько вариантов поведения на выбор:

  1. Сделать вид, что ничего особенного не произошло, всё идет по плану Заявить, что государственный социализм еще не есть коммунизм или что СССР развалили злые враги, а сам строй и его особенности - ни при чём. Вариантов море. Только все они означали бы лицемерие и отказ от научно-философского анализа обстоятельств. Некоторые так и выбрали, существуют наиболее упертые "старые истматчики", которые утверждают, что поздний СССР был идеальным государством, разрушенным извне. И ждут, что октябрь 1917 года повторится в точности, как в прошлом и снова будет возрожден "СССР 2.0". Сказать ,что эта вера наивна - не сказать ничего. Сказать что она безумна - означает преуменьшить. Игнорировать социальную реальность достаточно сложно. Но можно, как показывает практика.

  2. Остаться верными теории марксизма-ленинизма, но отвергнуть практику. Так поступили некоторые неомарксисты (Тарасов, Семенов), утверждавшие, что ХХ век не был веком социализма, что огромные завоевания СССР в социальном плане были совершены в рамках "немарксистского подхода", в "немарксистском ключе" и что в социализм был построен "суперэтатизм" (Тарасов) или индустрополитаризм (Семенов), но никак не социализм. Эти мыслители готовы согласится с тем, что СССР добился множества социальных завоеваний. Но они были неправильные и достигнуты вне предписаний теории Маркса и Ленина. А так как теория важнее всего, то тем хуже для общественной практики. Вот только мыслители подобного рода попали в когнитивную ловушку. Отвергая общественную практику как критерий истины, они отвергли марксизм как метод, в котором критерием истины была совокупность общественных отношений в рамках общественно-исторической практики. Если историческая реальность противоречит теории, то изменяться должна сама теория. Иначе то, что мы хотим получить от теории не будет являться истиной.

  3. Уйти в бесплодный ревизионизм. То есть на основании плохо осмысленной общественной практики заявить, что социализм и коммунизм есть дело далекого будущего, а не настоящего, а пока что сосредоточиться на "державности". Не важно ,что переходом от марксизма де-факто к социал-демократическому патриотизму и державности им не спасти державу и общества. Неважно ,что ревизионизм бессмысленен, т.к. всегда предполагает остановку на пути осмысления. Такие теоретики отрицают "революционность" и готовы мирится с частной собственностью, ностальгически вздыхают о "шведском социализме с человеческим лицом" и восхваляют "социалистический Китай". Далеко за примерами ходить не надо - КПРФ именно такова. Она занята "спасением России" и "примирением И.А. Ильина и К. Маркса". Политика её давно не интересует, зато интересуют ритуалы вокруг Мавзолея, ВОВ, памяти о Ленине и Сталине - как бы кто не загрязнил их светлые лики. В общем - это "пафосный культ прошлого", по Л.Н. Гумилеву та фаза деградации общественного сознания, где девизом становится "Помни, как было прекрасно!". Только таким ревизионистам следует знать, что следующая фаза их деградации описана метким императивом "Будь сам собой доволен, тролль!".

  4. Признать тягу человечества к свободе и справедливости опасной утопией и отказаться от того, чтобы вообще придавать значение итогу развития европейской философии Нового времени. Просто присоединится к более сильным, к победителям в "Холодной войне". Чтить силу всегда безопасно, оказаться на стороне выигравших всегда почётно. Только при этом приходится зачеркнуть всю предшествующую историю не только революционной, но и философской мысли. Есть огромное количество бывших марксистов и бывших социалистов, которые идут на этот шаг. А другие направления мысли этот шаг уже давно выбрали. По сути левые либералы, либертарианцы, консерваторы - все они уже находятся на этом пути. Как выбрали и представители других направлений. Они ищут "возвращения" к другим, более спокойным и безопасным философам, или к другим, более безопасным подходам.

  5. Начать всестороннюю критику марксизма как теории, опираясь на ,метод и общественную практику. Я предлагаю иной путь. Предположить, что диалектика как метод рассмотрения всех явлений и процессов в динамике - это то, в чем Гегель и Маркс не ошиблись, а угадали. Но возникает вопрос - где и в чем они ошиблись? Если бы теория не была ошибочна, то как можно было ожидать такого расхождения с практикой? Пока мы не ответим на этот вопрос бессмысленно предлагать отказ от "логоцентризма" (как это сделали постмодернисты), искать истину в биологическом коде "свой-чужой" (какэ то сделали геополитики) или задаваться вопросом бессмысленности человеческого существования в мире природной преддопределенности как экзистенциалисты. Истина конкретна, а не абстрактна. И её предстоит разыскать, опираясь на тот путь, который человечество уже прошло за то время, пока Маркса и Ленина нет с нами.

Только несколько замечаний:

  1. Предвидя возражения насчет того, что любой пересмотр основных позиций философии является "ревизионизмом" - нет. Ревизионизмом является такой пересмотр теории марксизма, который предлагает полный отказ от революционности, от желания равенства и справедливости и который предлагает не бороться с принципом эксплуатации и угнетения, а принять его и сделать "принципом реальности". Этого не будет сделано, да это и бессмысленно. Бесчисленные ревизионисты уже прошли этот путь вместо меня и стали еще одними экспонатами на полке "победителей капиталистического соревнования". Пусть там и стоят, а с них пусть сдувают пылинки как с ненужных, но дорогих вещей те, кто превратил их сердца и умы в камень.

  2. Для меня не будет являться важным вопрос о первичности бытия или сознания. Более того, я постараюсь показать, что на вопрос "что было первоисточником - материальное или идеальное" есть только один ответ - ни то, ни другое. Как - объясню позже.

  3. Я не собираюсь отрицать очевидные заслуги Маркса и Ленина в развитии философии. Жалко, что после этих мыслителей развитие философии пошло по достаточно странному пути. Марксисты, вместо того, чтобы принципиально полемизировать и находить точки соприкосновения с другими философскими течениями отвергли их как "лженауку". Другие философские течения забыли про существование Гегеля и Маркса и ушли в частности. отказавшись от построения всеобъемлющей теории. Это необходимо исправить, но этим буду заниматься не я. А другие, более компетентные чем я люди.

  4. Ну и наконец из теории "исторического материализма" я не буду устранять диалектического противоречия между формациями - только напомню, что изначально они были несколько другими. И не буду отрицать деление формации на базис и надстройку, только базис будет уже немного другим. Теория формаций, теория классов, теория развития капитализма претерпят лишь незначительные, но важные изменения.

P.S. Я разделю критику марксизма как теории на несколько частей. В первой части мы посмотрим на онтологию или диалектику природы, во второй на гносеологию или диалектику познания, а в третьей на историческую реальность или диалектику социального развития. Надеюсь, будет интересно.

Показать полностью
12

Теория "всего". Ч. 1.1 Рассуждения о методе. Формальная и диалектическая логика. О различиях

Меня просили изложить, чем собственно моя теория отличается от обычных коммунистических теорий, но разговор я заведу издалека. Бытует мнение в левой среде, что диалектика, дескать - это некое вымышленная муть (см. Лекс Кравецкий, В. Садонин и проч..), то ли дело формальная логика. Напомню, что формальная логика - это наука о правилах преобразования высказываний, сохраняющих их истинностное значение безотносительно к содержанию входящих в эти высказывания понятий. Формальная логика - это то, что имеет дело с формальной стороной высказывания, что упорядочивает язык. Её законы лежат в основе логических умозаключений (силлогизмов). Законы формальной логики известны:

  1. Закон тождества понятий и суждений или А=А. Закон тождества предполагает ,что понятия или суждения должны быть равны сами себе и исключать двусмысленность. в процессе умозаключения. То есть нельзя утверждать, что "правильно говорят, что язык до Киева доведет, у меня есть копченый язык и он приведёт меня в Киев". Или нельзя сказать: "Я знаю, что до замка недалеко и вот доказательство, меня поймали в замок". И так далее.

  2. Закон противоречия. Два несовместимых друг с другом утверждения не могут быть одновременно истинными. Нельзя сказать о каком-то предмете и что он зеленый и что он красный.

    3. Зако́н доста́точного основа́ния , т.е. принцип, согласно которому каждое осмысленное выражение (суждение) может считаться достоверным только в том случае, если оно было доказано, то есть были приведены достаточные основания,

Если мы сравним это с законами диалектики или диалектической логики, которые нам известны, нам бросится в глаза, то, что они противоречат друг другу:

  1. Закон единства и борьбы противоположностей в диалектической логике утверждает, что противоречия объективны и лежат в основании систем. Таким образом, об одном и том же можно сказать и что это "А" и что это "не А", что по видимому нарушает закон противоречия в формальной логике.

  2. Закон перехода количественных изменений в качественные в диалектической логике представляет собой диалектику отношений внешней определенности вещи (количества вещи) и внутренней определенности (качества вещи). Так при накоплении количественных изменений (например, в процессе запоминания большого количества слов иностранного языка) происходит качественный скачок в понимании сущности языка или т.н. контекстное зрение. Но этот закон тоже разрушает закон непротиворечия. т.к. получается что внутри вещи существует переход одних её атрибутов в другие без изменения сущности вещи.

  3. Закон отрицания отрицания в диалектической логике отражает особенности процесса изменения и развития. От тезиса - первоначального состояния до изменения развитие идёт волново-поступательным образом к антитезису (противоположному состоянию), а затем делает откат назад (к синтезу первого и второго состояний с преобладанием второго). Это можно пояснить на примере любой социальной революции. Старый порядок - это тезис, его отрицает любая революция. В процессе отрицания революция утверждает свой антитезис, который представляет собой одновременно развитие старого и его радикальное "снятие". И этот революционный антитезис (революционное состояние общества) входит в противоречие с традициями и культурой общества. В итоге происходит синтез - ситуация, когда власть революционеров пошатнулась и или падает или они могут её удержать объединив части тезиса и антитезиса. Тезис - старый порядок Российской империи (самодержавие, Православие, сословный строй) - антитезис - революционный порядок гражданской и НЭПа (власть Советов и партии, борьба с религией, уничтожение "старых сословий" и борьба с прошлым), синтез - сталинизм (власть вождя, коммунизм как синтез научного и сакрального, реабилитация русской истории).

Всё это приводит в недоумение сторонников формальной логики. Они указывают на нарушение принципа противоречия и что "с помощью диалектики можно обосновать что угодно". На деле выход здесь состоит на мой взгляд в другом.

Формальная логика - это про правила умозаключений. Она имеет дело со статичными объектами, с вещами и предметами. Её законы указывают нам на то, как обращаться со статикой. Диалектика - это универсальный метод исследования незавершенных состояний и процессов, происходящих внутри объектов, на уровне же сознания (идей) - это процесс образования новых понятий и категорий. Формальная логика рассматривает мир как фотографию - снимок, фиксацию застывших раз и навсегда. Диалектическая логика рассматривает существующее как текущую реку. По выражению древнегреческого философа Гераклита "в одну реку нельзя войти дважды". Но в неё "нельзя войти и однажды" (тоже Гераклит). Река изменилась. И осталась прежней - одновременно.

Для меня из этого следуют два вывода:

  1. Не существует никакой "материалистической" или "идеалистической" диалектики как метода. Диалектика может применяться нами как метод исследования реальных процессов в материальном мире (в мире вещей и предметов) и она же может применяться нами как метод исследования процесса образования понятий и категорий (мир идей, мир содержания сознания). Материальный мир существует реально как совокупность вещей. Но и идеальный мир существует реально - как совокупность идей, ценностей, понятий, знаков как содержание сознания отдельных индивидов и целых обществ. Диалектику можно применять к исследованию и того, и другого. Да, вы можете спросить - но как же , мыслители могут быть идеалистами (Гегель) и материалистами (Маркс), следовательно у одних диалектика будет идеалистической, а у других материалистической. А я отвечу, что это неверно. Если идеалист возьмет в руку камень, то камень от этого не станет идеалистическим, а если материалист подумает об идее справедливости, то идея не станет от этого материалистической. Так и диалектика - это метод исследования, инструмент человеческого познания и она может быть лишь тождественна сама себе. Она может применяться для обоснования различных философских концепции (материализма, идеализма, фидеизма и т.п.) Но сама по себе с ними не связана и ими не является.

  2. Неверно будет применять диалектику для исследования простейших отношений между вещами (например 2*2=4 - это не диалектическое суждение) и неверно будет применять формальную логику для исследования процессов. Применяя формальную логику для исследования процессов, нам придется отчленять разные уровни абстракции и на каждом оперировать отношениями (что крайне утомительно и приводит к путанице), в то время как в рамках диалектики мы вполне можем о сторонах одного и того же процесса утверждать разное и это будет иллюстрацией закона единства и борьбы противоположностей.

    Таким образом, определение Энгельса о диалектике как о науке "о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления" является не вполне верным. Диалектика сама по себе не наука, это метод исследования и познания сторон явлений и процессов, а также исследование процессов образования идей и понятий. Диалектика также является философской концепцией универсального движения материи (и в этом смысле может считаться материалистической), но вот во втором качестве она является достоянием только марксизма (а не всего человечества).

Одновременно отрицателям диалектики (которым есть уже 18 лет) я советую проделать мысленный экспримент. Представьте себя самого в 3 года, в 10 лет и в 18 лет. Вы - это вы. Вы вспоминаете о себе и не чувствуете, что вспоминаете о другом человеке. Ядро вашей личности осталось вроде как прежним. Но психика ваша изменилась радикально. Вы - это не вы. Вам смешны ваши прежние суждения, чувства и увлечения. Вы не может понять "как я был таким дурачком" и так далее. Вы изменились. И остались сами собой. Одновременно. И эти два процесса - сохранение личности и изменение личности происходили тоже одновременно. И если вы захотите абсолютизировать одну из сторон процесса и сказать "ну нет, это же был не я, вот он я" вам придется признать себя родившимся в этом году и сразу 18-летним. А если вы захотите признать себя только собой и абсолютизировать самотождественность, тогда вам придётся признать, что важное ковыряние носа в поисках козявки и бегание по квартире или дому как электровеник в три года - это и в самом деле ваша личность сейчас.

Продолжение следует...

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!