PsVAV

PsVAV

Пикабушник
поставил 209 плюсов и 61 минус
отредактировал 0 постов
проголосовал за 0 редактирований
10К рейтинг 16 подписчиков 59 подписок 27 постов 3 в горячем

Записки молодого отца. Часть 14

Записки молодого отца. Часть 14 Воспитание, Родители и дети, Нервы, Семья, Длиннопост

— Папа, а ты меня любишь?

Пришло то время, когда малявка начинает проверять этот мир. И как же она это делает? Правильно — испытывая на прочность нервы мамы и папы! Бесконечные вопросы, постоянные проверки собственных границ и границ окружающих, а также нескончаемый вопрос: «А ты меня любишь?» Да, мы ее любим, кто бы мог с этим поспорить? Но для маленького человека этого недостаточно — ей нужно слышать это раз за разом, особенно в те моменты, когда она уже переступила черту дозволенного (ААААА, как же это иногда бесит!).

Мы с женой как эквилибристы: шаг влево, шаг вправо — и вот вам скандал! Но не забываем о наших собственных отношениях, где тоже могут вспыхнуть разногласия. В порыве эмоций я могу воскликнуть: «Как же меня все достало!» И тут как тут чертенок выдает свое: «Значит, и я тебя достала! Значит, ты меня не любишь?» И вновь приходится вспоминать, как важны слова для этого человечка, как аккуратно с ними надо обращаться.

Базовое доверие к миру формируется с рождения до 18 месяцев, если верить Джону Боулби. Но черт возьми, именно в 3-4 года происходит когнитивный сдвиг, развивается самоидентичность и речи — и последнее сильно влияет на наше мышление. Мне хочется поспорить с Боулби: базовое доверие к миру не формируется к 18 месяцам! Развитие продолжается и дальше, а бесконечные вопросы о любви — это лишь проверка доверия и того, какая она, в этой жизни.

Именно поэтому так важно понимать, что именно говоришь ребенку. Не обесценивать его чувства легкомысленно брошенной фразой и не сводить один неосторожный поступок к ее личности.

В такие моменты мне хочется поверить в Бога и попросить у него сил для этого титанического труда. Но пока я в него не верю, приходится опираться лишь на себя и свою супругу. Она одергивает меня, я одергиваю ее — так и живем, ползая по натянутой веревке...


Показать полностью 1

"Записки молодого отца"Я разочарован! Верните мне мое время и деньги за бесполезное знание!

"Записки молодого отца"Я разочарован! Верните мне мое время и деньги за бесполезное знание! Родители и дети, Отец, Проблема, Длиннопост

Родительство — это сложное дело, и скажем честно, не всегда радостное, даже очень не всегда. Мне захотелось поделиться своим разочарованием и бессилием, с которыми приходится регулярно сталкиваться. Наверное, этот пост будет отличаться от всех написанных «записок», потому что здесь больше абстрактных идей, нежели реальных историй про дочь, и, наверное, больше про меня и мои проблемы.

Я часто в своих записках описываю, насколько нужно быть гибким, чтобы подстроиться под возраст и потребности ребенка. Все это было легко, когда манипуляции были относительно просты. Однако с возрастом поведение ребенка усложняется, и уже сейчас я столкнулся со своим бессилием. Да! Все чаще я не знаю, что мне делать! Все чаще мне хочется выйти на пробежку и желательно до утра! Все чаще я начинаю злиться, и все реже ко мне приходит осознание того, что я злюсь на себя. Я становлюсь нервным во время очередной истерики, и моя злость обволакивает всех окружающих. Это пугает. Пугает именно то, что я не понимаю, как взаимодействовать в момент истерики. Либо у меня в теории пробел, либо что-то идет не так, но я попадаю в вакуум: простые действия уже не работают, а полноценно договариваться еще не получается.

Ребенок истерит и не желает слушать, обижается и может долго дуться, говоря всем, что не хочет общаться и вообще обижена. Все это проявления характера и проверка своих границ (возможностей). По идее, нужно понимать это и быть терпимым, показывать рамки дозволенного и указывать, что она делает не так, а также предлагать, как можно сделать иначе. Но все это сложно, когда ты устал или у тебя плохое настроение. (Вспоминаем ABC-модель из КПТ.) Не всегда получается абстрагироваться от всего того, что влияет на тебя; не всегда получается быть на одной волне с супругой, и как результат — перегиб палки и излишние слезы. Очень важно это понимать, и по сути, подобное понимание может помочь справиться со своей импульсивностью, но повторюсь: это происходит не всегда.

Раздражение на истерику, которое возникает у меня, часто связано с собственным бессилием. У многих (по большей части клиентов) возникают мысли о манипуляциях со стороны детей, о том, что они вредничают и т.д. В конечном итоге это тоже связано с бессилием. И этим постом мне бы хотелось легализовать эти чувства, показать, что с подобными проблемами сталкиваются многие, и в этом нет ничего постыдного. Напротив, если вы заметили проблему, то это показатель того, что в вас имеются силы. Мне бы хотелось вам показать, что дети могут быть противными 😊 и об этом знают все, у кого они есть, но об этом боятся говорить, так как не принято; окружение может посчитать вас плохим.

Но стоит признать этот факт, увидеть свои проблемы — и вот родительство открывается уже с другой стороны. С той стороны, где дочь во сне говорит, как она любит папу; с той стороны, где она подбегает и крепко обнимает тебя. Это родительство стоит всех тех переживаний и трудностей, с которыми приходится сталкиваться и порой испытывать стыдные эмоции по отношению к своим детям.

Показать полностью 1

Записки молодого отца: Часть 12. Молодая дипломатия

Записки молодого отца: Часть 12. Молодая дипломатия Отец, Развитие детей, Психология, Дети

Три года — непростой возраст. В этом возрасте ребенок формирует свою идентичность, осваивает собственное "Я". Этот возраст у многих на слуху как кризис трех лет. Некоторые родители эмоционально переживают этот этап, говоря о том, что ребенок становится непослушным, упрямым и эмоциональным. Но мне не хочется соглашаться с такими заявлениями!

Ребенок в три года действительно становится другим. Так как весь этот возраст служит для того, чтобы сформировалась новая личность, со своим мнением и представлением о мире. Ребенок становится упрямым и часто занимает оппозиционную позицию, начинает испытывать границы дозволенного и проверять терпение родителей. Этот возраст чудесен еще и тем, что у детей появляется способность к абстрактному мышлению. Одним словом, чудесный возраст!

Вот и нас не миновали все эти прелести! Ребенок перестал быть удобным. О, боже! Он стал заявлять о своих правах! Требовать желаемое и с наглой ухмылкой начал делать то, что делать не разрешали. Чудесный возраст, где валидол и успокоительные могут заменить семечки. В добавок ко всему, ребенок научился абстрактно размышлять, и простое отвлечение уже не работает. Этот возраст требует от родителей освоения дипломатии, иначе тонны слез и нервные срывы обеспечены. Прошло то время, когда утренние сборы были простыми; сейчас нужно договариваться о том, в какой обуви нужно выходить. Мы с супругой пытаемся донести идею: "эта обувь не подходит под погоду, а эта игрушка точно не нужна", но все наши аргументы разбиваются об элементарное "хочу" и детские слезы. Но мы сильнее, потому что нас двое; когда один срывается и маленький чертенок его ломает, подключается второй родитель. Наверное, поэтому включенное родительство столь эффективно.

Я часто думаю о том, что так легко запретить и заставить что-то делать, когда ты взрослый и сильный. Но, боже, так сложно договориться с человеком, который еще толком свои мысли не может высказать. Но именно способность договариваться и поддержка, на мой взгляд, могут быть полезнее в вопросе воспитания. Мы решили, что будем делать упор на самостоятельности ребенка. Это не значит, что мы будем попустительски относится к вопросу о воспитании; напротив, при таком подходе требуется большая включенность. Этот подход требует больше времени, хотя бы для того, чтобы договориться с ребенком, что эти наклейки сейчас не будем брать. И, безусловно, давление со стороны взрослых есть, но это ее решение повесить наклейки — и именно в этом я вижу самостоятельность. Мы решили, что будем разрешать ей пробовать и исследовать мир, совершать свои ошибки в надежде, что она научится быть ответственной и любопытной в самом лучшем значении этого слова.

Кризис трех лет становится кризисом только тогда, когда этот период воспринимается как тяжелый. И наоборот, если вам удастся получать удовольствие, то кризиса никакого не будет. А будет период с новыми возможностями и свершениями. Будет период, в котором ребенок будет пробовать шутить, фантазировать, радовать удивительными рассуждениями и потрясающими обидами. В этом возрасте дети чудесны; только надо запастись валидолом и успокоительным.

Показать полностью 1

Записки молодого отца. Часть 11

Записки молодого отца. Часть 11 Отец, Семья, Кризис трех лет, Воспитание, Психология, Дочь, Юмор, Развитие детей, Длиннопост

Злость, отчаяние и непонимание. Хочется забиться в угол и спросить: «Я тебе какое плохое зло сделал?»

Кризис трех лет – один из самых сложных периодов в детском развитии. В этом возрасте дети начинают проявлять свою независимость, самостоятельность и упорство, что может привести к конфликтам и недопониманию между родителями и детьми. Кризис трех лет характеризуется капризами, переменчивым настроением и желанием контролировать окружающий мир. Дети в этом возрасте могут отказываться следовать правилам, они могут выражать свои желания и требования с необычным упорством. Они начинают формировать свою личность и идентичность, что делает их более уверенными в себе и своих желаниях. Мир перестает быть статичным, они начинают понимать, что могут влиять на него.

Родители должны уметь перестраиваться и адаптироваться к новому поведению ребенка. Так должно быть! И я рвал волосы на груди в уверенности, что смогу, что я знаю, что у меня все получится! Не получилось, не знаю, и вообще пойду я пореву... Наш маленький чертенок открыл двери в свой чудесный кризис задолго до дня рождения, и уже прошло несколько месяцев, а мы до сих пор с супругой думаем, как нам надо общаться с дочкой. Уже хочется плюнуть, останавливает лишь то, что другие родители рассказывают более серьезную «дичь», и мы с облегчением берем себя в руки, говоря, что мы еще ничего!

У нас не получилось избежать того, что должно было прийти неминуемо, и это даже хорошо. Кризис – это точка формирования нового, задача родителя помочь ребенку качественно преодолеть его. И вот тут мне кажется, мы шатко-валко справляемся. И самое интересное, что мы не делаем что-то особенное. Я не думаю, что есть какой-то четкий свод правил воспитания детей с инструкцией к каждому кризису; речь скорее об общей концепции воспитания. Я убежден, что включенное родительство способно помочь родителям и ребенку прожить не простое время.

Включенное родительство – это не только попытка родителей понять своего ребенка или дать ему поддержку, стать опорой для него. Для меня включенное родительство – это еще и понимание внутренних процессов развития. Я уже рассказывал о режиме в нашей семье и о том, как это помогло нам пережить сложные ночи. Я говорил о том, как это удивляет всех тех, кому я рассказываю. Но еще больше других удивляет то, что мы отказались от телевизора и гаджетов в воспитании; вместо этого играем и читаем книги. Пожалуй, подобное наше решение вызывает чуть ли не большее количество удивления и вопросов. Подобный шаг дается не просто; он заставил нас самих перестроиться, отказаться от некоторых вещей. Однако, как мне кажется, результаты стоят того. Я безмерно рад успехам, которые делает дочь; а недавнее исследование, на которое я наткнулся, подтверждает мои убеждения. Исследование показывает, что просмотр видео негативно влияет на языковое развитие детей, особенно на словарный запас; хотя некоторые негативные последствия могут быть смягчены, если видео используется для обучения или общения.

Язык и мышление тесно связаны между собой. Язык является основным инструментом для выражения мыслей и идей, а также для общения с окружающим миром. Через язык мы усваиваем новые знания, анализируем информацию, формулируем свои мысли и идеи. Кроме того, язык влияет на развитие когнитивных процессов, таких как внимание, память, решение проблем, логическое мышление.

Исследования показывают, что дети, которые развивают богатый и разнообразный язык, имеют более высокие когнитивные способности и лучше справляются с задачами, требующими анализа и решения проблем. Язык также играет важную роль в формировании абстрактного мышления и способности к аналитическому мышлению.
Я много раз говорил о том, что я не знаю, на сколько правильно воспитываю своего ребенка, я не знаю сколько денег она потратит на психотерапевтов из-за моих ошибок, а кризис трех лет показал, что мы тыкаемся как слепые котята в темной комнате несмотря на багаж знаний. Однако, мне кажется, все те чувства и растерянность — это не так уж плохо, главное понимать что мы семья и вместе мы сможем справиться!

Показать полностью 1

Когда планы пошли по одному месту

В том году новый год не удался. Слег с температурой под 40. Жена с дочкой никуда не пошли. Провели новый год с семьёй.

В этом году были планы встретить 24 год в маленькой компании. Жена с подругой даже разработали меню, решили встречать год у друзей. Всю суету и готовку взяла на себя подруга.

Купили подарки, поздравили родных (моя мама на утро дала нам холодец), а за несколько часов до праздника нам сообщают, что друзья заболели. Печально.

Сбегали до магазина купили вино, немного сыра и достали холодец!
Случаются неприятности, которые рушат планы, но даже не смотря на это старайтесь искать радость в мелочах.
А я этот новый год встречу с женой и дочкой, разве это не круто?
Всех с новым годом!

Когда планы пошли по одному месту Новый Год, Неприятности, План, Семья
Показать полностью 1

Терапевтические ошибки ИЛИ почему так важно давать обратную связь своему терапевту

Терапевтические ошибки ИЛИ почему так важно давать обратную связь своему терапевту Ошибка, Психотерапия, Клиенты, Обратная связь

Терапия — это всегда совместная работа, где нет места для волшебства, но есть кропотливый труд всех участников.  Мне бы хотелось поделиться своими переживаниями на одну очень важную тему, а именно о терапевтическом альянсе. Свое повествование я иллюстрирую двумя примерами, где в значительной степени изменен представленный случай, в рамках конфиденциальности, однако в нем сохранена суть главной проблемы. 

Случай первый. Виктория - девушка 32 лет, обратилась после осложненного расставания с депрессивной симптоматикой. Психиатр подтвердил опасения, как результат – депрессивный эпизод и антидепрессанты. В достаточно сжатые сроки нам удалось найти точки опоры и стабилизировать состояние клиентки. Шаг за шагом мы отмечали улучшение. В начале терапии я думал это моя клиентка Салли (те, кто работает в КПТ, прекрасно понимают, о чем идет речь, для других – это клиент который идеально откликается на терапию), и так было до первого срыва. На тот момент я себя ловил на мысли, что срывы — это естественный процесс работы, об этом говорил и супервизор, об этом обсуждали на интервизиях. Однако, после этого эпизода я стал замечать странности. Когда мы вышли на работу с глубинными убеждениями, все стало рушиться. 

Я долго не мог понять из-за чего застопорился процесс. Осознание пришло, когда я стал брать обратную связь не на самой сессии, а посредством заполнения формы. Иллюзии про Салли схлопнулись. Я увидел, что клиент не может давать критику. Исследовав этот вопрос, я увидел проблемы в нашем альянсе - в недостаточной глубине терапевтических отношений и убеждённости клиентки в том, что она не заслуживает помощи.

Мы потеряли кучу времени из-за того, что я не смог разглядеть некоторые нюансы, а Виктория не смогла сказать, что ее не устраивает что-то в нашей терапии.  

Случай второй - Максим. Родственники Юноши обратились с просьбой помочь из-за опасения суицида молодого человека и тяжелого состояния. Череда разрывов с девушками, неудачные жизненные обстоятельства и четко сформировавшаяся картинка: «я неудачник, выхода нет – осталось только покончить жизнь самоубийством». За два часа мною было испробовано множество способов стабилизации состояния: от классического "выслушать и валидизировать переживания юноши" до попытки показать альтернативные выходы и раскачать мышление. 
Однако все четно и альянс не сформирован, доверия не возникло. Молодой человек не смог сообщить как именно я бы мог ему помочь, а мне не удалось этого понять самому. 

Если в первом случае мы потеряли только время и продолжали работать в новых условиях, и я верю, что девушка сможет выработать новые стратегии взаимодействия с миром и самой собой,  то вот во втором случае вероятность печального исхода достаточно велика, надежда лишь на психиатров в клинике неврозов. 

Как мне кажется, до клиентов необходимо доносить простую мысль, что обратная связь должна быть искренней. Терапия — это не то место, где все должно нравится. Тут злятся, ненавидят, делают все то, что происходит в «большой жизни», не зря говорят, что терапия — это «маленькая жизнь», то место где можно отрабатывать различные стратегии, позволять себе «новые» эмоции итд. Клиенты должны помнить, что терапевт не умеет читать мысли и может ошибаться, заблуждаться и делать неправильные выводы. Помогая терапевту Вы помогаете себе. И не надо бояться обидеть своей критикой, каждый терапевт, так или иначе обучен видеть в критике не обидные слова, а важные детали в терапии.

Показать полностью 1

Тревога и Выгода Шаг к осознанности

Когнитивно-поведенческий подход во многом построен на способности осознать и распознать мысли, которые мешают жить и наслаждаться. Именно поэтому в основе любой терапии в кпт подходе лежит идея, в которой терапевт «учит» клиента «новому» мышлению – осознанному мышлению. На этом основаны многие техники и, применяя их, клиент шаг за шагом учится распознавать свои мысли, когнитивные искажения, а увидев - исправлять.
В своей книге авторы Бек А.Т. и Эмери Г. говорят про тревогу и выносят на публичное рассмотрение свое понимание о вторичной выгоде. Как говорят авторы, едва ли у каждого клиента вторичная выгода является главенствующей при формировании тревоги, однако, она есть у каждого и является важным элементом, поддерживающим тревогу. Предлагаю ознакомиться с идеями из книги и попробовать увидеть у себя выгоды, которые так часто мешают сделать шаг к реальности без тревоги.

Вторичная выгода может быть разной, и сама по себе не является причиной тревоги. Она играет важную роль в поддержании тревожного состояния.
Особое обращение. К человеку с высоким уровнем тревоги зачастую предъявляется меньше требований. Тем более, если об этом декларировать и преподносить особым образом.

Помощь. Большинство людей испытывает сочувствие к встревоженному человеку. Это может быть значимой помехой в работе с тревогой. Обладатель данного «преимущества» может склонять других к выполнению работы за него, поскольку он слишком встревожен и боится совершить какие-то ошибки. "Позвони, пожалуйста, в отдел техобслуживания. Я не очень-то уверенно чувствую себя, когда разговариваю по телефону". Зачастую близкие люди вплетены в эту «игру» настолько сильно, что подобные просьбы уже рассматриваются нормой и заботой, однако подобная помощь усугубляет тревожное состояние.

Избегание риска. Вознаграждение человека может заключаться в том, что, используя в качестве оправдания свою тревогу, он отказывается принимать на себя риск и нести ответственность за возможную неудачу.

"Если только". Тревожный человек зачастую уверен в том, что он — незаурядная личность, и лишь тревога мешает ему проявить свою незаурядность. Подобное убеждение мешает столкнуться с реальностью и изменить свою жизнь.

Оправдание. Тревога становится обоснованием определенного поведения, от которого клиент не желает отказываться. Так просто свалить все свои слабости и нежелание что-то делать на тревогу.
Особые привилегии. Человек может использовать тревогу, чтобы добиться для себя каких-то привилегий. Общество зачастую идет на поводу.

Роль жертвы. Крайняя форма вторичной выгоды встречается у людей, которые принимают роль жертвы. Такой человек использует свою тревогу для манипулирования другими людьми и обеспечения контроля над ними. Такой человек не желает брать на себя ответственность за свое собственное положение в этом мире, вместо этого обвиняет во всех своих невзгодах других людей и обстоятельства. Такой человек умеет заставлять других людей помогать себе. Те, кто помогал ему раньше, зачастую объявляются его гонителями. Большинство таких людей с готовностью соглашаются, что роль жертвы является их любимой ролью, даже стилем жизни, однако, некоторые из них настолько сжились с этой ролью, что не представляют, как можно вести себя иначе.

Если Вы чувствуете, что тревога мешает Вам жить, предлагаю сделать первый шаг и исследовать своего мучителя, посмотреть выгоды, за которыми она прячется, а также посмотреть, чего вы лишаете себя, когда продолжаете тревожиться. Для того, чтобы Вам было легче анализировать и выйти за рамки привычного мышления можно использовать одну из базовых техник в КПТ: анализ выгод и потерь. Ниже представлен пример заполнения. Эта таблица поможет посмотреть на свою тревогу под другим углом и это станет первым шагом к приобретению более спокойного состояния.

Тревога и Выгода Шаг к осознанности Тревожность, Когнитивно-поведенческая терапия, Психология, Помощь, Самопознание, Длиннопост
Показать полностью 1

Записки молодого отца. Часть 10. Мама, папа меня любят!

Записки молодого отца. Часть 10.   Мама, папа меня любят! Родители и дети, Игры, Воспитание, Развитие, Длиннопост

Вот они! Слова, которые заставляют улыбнуться и крепко обнять этого маленького чертенка, который так не любит этих телячьих нежностей. Мне хочется верить, что эти слова демонстрируют, что мы движемся в верном направлении. Одна из самых главных целей в воспитании - создать условия, в которых ребенок чувствует любовь и безопасность, иначе как он будет творить и экспериментировать? А еще, эти слова показывают какой качественный скачок в развитии сделала Мирка. От отдельных звуков и даже слов до развернутых предложений, до возможности формулировать свои желания и обозначивать своё настроение и оперировать абстрактными понятиями.А это, на секундочку, другой уровень мышления!

Примерно в 2.5 года ребенок учится общаться, выстраивать социальные связи, выделяет категории, выстраивает причинно- следственные связи и учится делать выводы, основываясь на своих наблюдениях. В эмоциональном плане тоже происходит гигантский скачек. Ребенок начинает осознавать свои эмоции и экспериментировать с ними.А еще дети начинают осознавать свои сильные и слабые стороны, что влияет на их самооценку.

Всё это усложняет поведение и в очередной раз подводит нас к идее, что пора перестраивать свои стратегии взаимодействия с маленьким бесенком. Ребенок уже самостоятельно начинает взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, у него развивается память и формируются навыки планирования. И все это я пишу для того, чтоб показать, что простое отвлечение уже не работает. Часто возникают ситуации, когда утром обещаешь что-то сделать и придя домой после работы, уже забыв про все свои обещания, Мирка с негодованием напомнит и будет требовать выполнить обещанное.О каком уж тут отвлечении идет речь? Ну максимум, на что можно рассчитывать, так это на переориентацию заинтересованности.

Пора идти на курсы дипломатов. А как иначе? Теперь любой разговор — это долгие переговоры, с выявлением потребностей и выстраивании приоритетов. И не всегда эти переговоры заканчиваются успехом. Мелкий дипломат имеет в арсенале страшное оружие – истерика в общественном месте! Самое страшное для родителей - пережить стыд, который возникает в этой ситуации. И уж если вы попали в эту ловушку, то сил и терпения вам. Помните, насилие — это инструмент, демонстрирующий ваше бессилие и порождающий порочный круг, в котором нет места счастливому детству и яркому будущему. Возможно, как-нибудь я созрею на пост про выученную беспомощность, но пока не об этом.Пока о том, о чем я говорю регулярно. С ребенком нужно играть, это не тот взрослый, которому можно доказать что-то логически. Это очевидно для меня и многих из моей профессии, но, к сожалению, не очевидно для большинства родителей.
Когда я говорю про игры, я не говорю про игрушки, я говорю про игровое взаимодействие. Вспомните Шекспира: «вся наша жизнь игра, а люди в ней актеры». Возьмите эти строки и возвеличьте до девиза в вашей жизни. Этот девиз не только для детей - взрослые ничем не отличаются от детей.
Наша дочь научилась фантазировать, а еще очень серьезно подходит к вопросу отстаивания собственных интересов и в любой истерике она начинает хлопать дверями и выгоняет нас из комнаты. Но именно ее фантазия позволяет нам звать союзников на помощь. Мы с женой все чаще в таких ситуациях зовём на помощь мишку или зайку и на виду у Миры начинаем с ними говорить о том, что мы видим, что дочка наша очень расстроилась, что нам очень грустно от этого, что мы бы хотели помочь и все в таком духе. И удивительно, что в большинстве случаев слезы сменяются на заинтересованные взгляды, а после и в улыбку. Именно эти игры и позволяют нам выстраивать диалог в самый непростой момент - когда наступила маленькая трагедия.

Я не знаю, правильно ли мы воспитываем нашу дочь, но я очень рад что слышу, как она искренне говорит, что любит нас.

Показать полностью 1
Отличная работа, все прочитано!