Nit.Ariadni

Nit.Ariadni

Всем привет! Меня зовут Анастасия, я - клинический психолог, дефектолог и организатор уютной арт-терапевтической студии в Туле "Нить Ариадны". Увлекаюсь различными психологическими штуками, искусством и историей. Специализируюсь на поведенческой психологии и коррекционной педагогике.
Пикабушница
Дата рождения: 23 марта
125 рейтинг 3 подписчика 0 подписок 13 постов 0 в горячем
4

Почему так хочется назвать кого-нибудь нарциссом?

Почему так хочется назвать кого-нибудь нарциссом? Психология, Психологическая помощь, Мифы, Арт-терапия, Мышление, Психологическая травма, Длиннопост

Или то, о чём мы очень часто говорим с моими подругами.

Давайте начнём издалека.

Совсем издалека, с мифа о нарциссе. Прекрасный юноша, который отвергал любовь, считал других недостойными себя. И, в какой-то момент, погубленные им люди взмолились богам и попросили наказать нарцисса. И наказание его было довольно нетривиальным: «Пусть же полюбит он сам, но владеть да не сможет любимым!». Казалось бы, это отличное основание для любовной драмы, но нарцисса постигает участь куда более драматичная.

По одной из версий мифа, нарцисс, видя своё отражение влюбляется сам в себя,и умирает от голода и жажды, в невозможности полюбить самого себя.

В другой версии он утопает, пытаясь слиться с отражением. Всё это даёт нам ключевое понятие нарциссической культуры: нарцисс погибает, встречаясь со своим отражением. Перенося в психологическое поле: человек с нарциссическим расстройством личности не может вынести свою сущность, а, встречаясь с ней, уходит в депрессивное состояние.

Таким образом, нарцисс не способен адекватно воспринимать себя, свою личность - это ведёт его к "психологической гибели". Поэтому, он отражается в окружающих людей, так называемой "нарциссической пастве". В международной классификации болезней нет такого расстройства, как "нарциссическое расстройство личности". Соответственно, такого диагноза, как будто бы, не существует. Зато, классификация содержит в себе более общие описания расстройств личности: отрицательная аффективность, отстраненность и диссоциация.

Становится сложнее и менее понятно: ну как же? Вот он - нарцисс. Действует согласно схеме нарцисса, по мнению окружающих является нарциссом, а назвать его нарциссом нельзя потому, что, в первую очередь наши суждения - это наши представления, основанные на каких-то общих фактах, данных, популярной литературе и влиянии блоггеров и инфлюенсеров.

Мы можем считать, что человек не видит себя настоящего: ему кажется, что он гениален, уникален, они могут негативно реагировать на критику, проявлять низкий уровень эмпатии, а также могут демонстрировать то грандиозность, то уязвимость, уничижая себя. Но даёт ли даже совокупность этих черт нам полное право назвать такого человека нарциссом? Увы, нет.

В бытовом плане, когда мы встречаемся с личностью человека, мы воспринимаем его полноценно, не углубляясь в причинно-следственные связи, а все эти состояния (которые я перечисляла выше), разумеется, могут быть частью нарциссичной личности, а могут быть акцентуацией характера, паттернами семейной истории, психотравмами, частью механизмов психологической защиты, или же, вовсе...нашими заблуждениями. Если мы возьмём истероидную акцентуацию личности, то картина будет, примерно, такая же: фантазирование о своей грандиозности, эксцентричность, желание быть в центре внимания, зависть, вызывающее поведение, обесценивание других.

Но можем ли мы применить это ко всем истероидам? Нет. Можем ли мы сказать, что все нарциссы - истероиды? Тоже нет. А можем ли мы утверждать, что все плохие люди, которые делали нам больно - нарциссы? Скорее всего, и тут ответ будет "нет".

Почему так хочется назвать кого-нибудь нарциссом? Психология, Психологическая помощь, Мифы, Арт-терапия, Мышление, Психологическая травма, Длиннопост

Наше представление о нарциссах не всегда соответствует картинке нарциссического расстройства личности. Более того, нарциссов огромное количество: грандиозный, махровый, шизодиный, есть даже нарциссическая (ужасающая) мать!

И в этом всём, как будто бы, необходимо разбираться для того, чтобы не попасть на удочку того самого ужасного нарцисса... Но поможет ли понимание природы нарцисса нам не вступить с ним в отношения? И да, и нет.

Начнём с того, что НРЛ (нарциссическое расстройство личности) - это психиатрический диагноз, который характеризуется устойчивыми, негибкими дезадаптивными паттернами поведения, препятствующими социализации.

Если коротко и не очень научно - то всё, что касается психиатрии, препятствует успешной социализации. Вот как один из американских психологов описывает картину мира нарцисса: «Люди с нарциссическим расстройством личности могут быть самовлюблёнными или ненавидеть себя, экстравертами или социально изолированными, успешными или неспособными найти постоянную работу, образцовыми гражданами или склонными к антисоциальным действиям».

Как будто бы такое определение хочет нас ещё больше запутать...Теперь и не очень понятно, где же прячется нарцисс: мы все иногда чересчур кайфуем от себя, а потом бичуем себя за какой-то проступок, наверняка мы любим бывать в шумной компании, или, наоборот, сидеть дома в изоляции, мы можем быть очень успешными в карьере, или не иметь возможность найти общий язык с коллегами.

Но последняя часть даёт нам понять: нарцисс склонен к антисоциальным действиям. Что это за действия такие? Стащить жвачку на кассе? Курить в неположенном месте? Проехать под кирпич? Антисоциальные действия - это то, что направлено против общества, его порядков, устоев, но не всегда является противоправным действием. Таким образом, здесь мы пониманием первую важную вещь: нарцисс не понимает, не принимает, и не хочет играть по общественным морально-этическим правилам.

Следующий момент: это уязвимость и чувство стыда. Чтобы туда докопать, нам надо "препарировать" нарцисса, залезть к нему под тонкую кожу и найти это чувство стыда и неполноценности. Но, если мы имеем дело с нарциссом, он очень вряд ли радостно раскроет перед вами свой внутренний мир (не забывайте, что нарциссы очень плохо поддаются психотерапии). Мы можем только подозревать этот стыд и чувство уязвимости, ничтожности внутри него самого, но не можем его констатировать.

Так, этот критерий определения нарцисса "среди своих" у нас отпадает. Но вы можете наблюдать.

Дальше, мы сталкиваемся с низким уровнем эмпатии у нарциссов. И, тут можно воскликнуть : "Ага! Он не сочувствует мне, обесценивает мои эмоции, точно нарцисс". Но тут входят на арену такие вещи как РАС, шизоидность, психопатия (различного генеза), психотравмирующие факторы.

Здесь сделаем акцент на том, что у людей с НРЛ в целом нарушен этот процесс на психофизиологическом уровне (а не на социально-культурном, ведь в некоторых культурных аспектах, например, мужчинам не принято выражать эмоции), но при этом, у них присутствует когнитивная эмпатия и способность действовать бескорыстно. Что такое когнитивная эмпатия? Это механизм социального научения, или, если просто: если мы видим, что человек ударился, мы понимаем, что ему больно, и его надо пожалеть.

При этом, нам не надо ставить себя на место этого человека, мы просто понимаем, что такая причинно-следственная связь общения. А что же с бескорыстием? Да, нарциссы могут поступать альтруистично, чтобы зарабатывать очки внимания и уважения со стороны окружающих. И вот, нарцисс уже растёт в наших глазах, он перестаёт быть плоской картинкой: он может и сочувствовать (пусть даже не искренне) и поступать на благо других. Вот так нарцисс из пустого и примитивного вырастает до настоящего мимика, который способен слиться с окружением, и только изредка выдавать себя какими-то особенностями.

Почему так хочется назвать кого-нибудь нарциссом? Психология, Психологическая помощь, Мифы, Арт-терапия, Мышление, Психологическая травма, Длиннопост

Итак, одной из отличительных черт нарцисса является чувство значимости, уникальности, величия, грандиозности. На психологическом уровне таким образом нарцисс компенсирует свою заниженную самооценку и чувство ущербности. Но только ли нарцисс прибегает к такому способу совладания с миром? Наверняка вы встречали людей с "раздутым эго", которые подчеркивали свою значимость. В народе это еще может называться "синдром вахтера". Но при этом, это совершенно не обозначает, что человек - нарцисс.

Если он, таким образом, компенсирует свою шаткую самооценку, это не должно вести нас к мыслям о том, что он и есть тот самый злодей. Давайте вспомним подростковый возраст: многие из нас, к сожалению, встречались с буллингом. Но это не означает, что неуверенные в себе подростки, которые применяют буллинг по отношению к другим, чтобы подпитать своё эго - нарциссы.Можно ли назвать это "нарциссической частью"? Можно. Но так можно назвать всё, что угодно.

Грандиозность нарцисса - это всегда ширма его уязвимости. Это то, на чём он стоит, и, если попробовать выбить у него это из-под ног, вы встретитесь с ужасным сопротивлением и агрессией...Как если бы вы делали это и не - с - нарциссом. При этом, культура потребления, и в целом всё наше общество сейчас взращивает идеи индивидуализма: ты особенный, ты классный, ты такой, какой ты есть, и пусть мир принимает тебя с твоими изюминками (не нарушая личных границ других людей, желательно),

Можно ли сказать, что общество развивает в нас нарциссические черты? Да. И можно ли сказать, что иногда мы, поддаваясь этим чертам, ведем себя неэтично по отношению к другим и себе? Да. Но становимся ли мы нарциссами? Конечно нет. Разница в том, что жизнь человека с НРЛ продиктована этими потребностями, в то время как у нормотипичного человека эти потребности не выходят на первый план настолько, чтобы формировать дезадаптивное антисоциальное поведение.

Так, мы подобрались с вами к небольшой разгадке нарцисса: вся его жизнь посвящена этому проклятью: влюбиться в себя, но никогда не полюбить и не принять себя полностью. Теория теорией, но что делать, если вы начали подозревать своего любимого друга или человека в том, что у него есть НРЛ? Самый первый шаг - это открытый диалог о том, что вас не устраивает в отношениях к себе.

Так, вы расставляете границы и ведёте диалог о себе. А затем уже, вы можете получить ответ: обесценивающий или принимающий. Если вы получаете обесценивающий ответ, следует оценить перспективу и дальнейшее будущее этих отношений: готовы ли вы идти в этот темный лес с промокшими спичками и перочинным ножичком для того, чтобы узнать: есть ли там медведь, который вас сожрёт, или его нет? Если вы находитесь в самом начале леса - то самый логичный ответ, не идти в лес, если у вас нет карты этого леса, и вы не знаете, найдете ли вы там что-то ценное.

А если вы уже в этом лесу и довольно давно? Следует оценить масштабы трагедии и посчитать медвежьи берлоги. Сопротивляться нарциссу бесполезно, как и терапевтировать его на бытовом уровне. Когда мы говорим с детьми, мы применяем понятный и простой для них язык, и тоже самое мы, как будто бы, должны делать с людьми с НРЛ. Но здесь мы столкнёмся с тем, что не в силах понять, принять и вынести ту боль, которую несут в себе эти люди. В долгосрочных отношениях необходимо оценивать не только положительные стороны, но и тот вред и те последствия, которые останутся с вами после общения/дружбы/отношения с нарциссом. Бывает, что нарцисс образует крепкую пару с каким-нибудь, например, шизоидом, который может оказаться глух к его манипуляциям, и они просто не будут его достигать. Но все мы - живые люди, и есть предел боли, которую мы можем нести. Соответственно, когда мы говорим о соприкосновении с картиной мира человека, который имеет клинический диагноз (а не наши бытовые представления о нарциссе), мы всегда рискуем вовлекаться в эту искаженную реальность.

В мифе, те, кто влюблялся в нарцисса, к сожалению, не оставались в живых, или теряли свой человеческий образ. Но и нарцисс здесь не злодей - он сам является заложником той реальности, в которой живёт. И его уязвимость не позволяет ему признать то, что внутри себя он несчастен и сам собою презираем. Нарцисс - не абсолютный злодей. Но это не значит, что мы должны прощать его действия только из-за того, что он такой по своей природе.

Показать полностью 3
2

Фильм "Идиоты" Ларса фон Триера, Актуальность 1998 года в 2025

Фильм «Идиоты» Ларса фон Триера повествует о группе молодых людей, которые, в противовес буржуазному обществу Дании, решают создать свою коммуну для того, чтобы «пробудить» своего внутреннего идиота.

Дисклеймер: данный текст является субъективной оценкой и не претендует на полное понимание замысла автора.

Если отбросить сам посыл фильма для зрителя, и сосредоточиться на героях, их мотивах и особенностях, то можно прийти к одному общему выводу: все эти люди были взаперти своего микросоциума. И были рады из него вырваться, если бы не одно но...
Но давайте по порядку.

Фильм "Идиоты" Ларса фон Триера, Актуальность 1998 года в 2025 Ларс фон Триер, Фильмы, Артхаус, Социальное кино, Авторское кино, Психология, Социальная психология, Длиннопост

Глава 1. Птичка в клетке. Нигилизм и анархизм как освобождение.

Главный герой, организатор коммуны, очень часто кричит антибуржуазные лозунги, обращаясь к лицемерному обществу. Он отрицает нормы и морали общества, но не потому, что он злодей или безумен, а потому, что он видит неискренность и фальшивость этого общества. Как будто бы инклюзивная и приветливая Дания становится объектом для насмешек и ненависти со стороны главного героя: «если вы играете в общество принятия, то принимайте с радостью, а не с фальшивой улыбкой». Это похоже на юношеский максимализм и некоторую инфантильность – мы понимаем, что у общества есть свои изъяны, но взрослый человек должен понимать, что не каждый готов истинно верить и чувствовать законы общества (кому-то достаточно просто их соблюдать). В какой-то момент, после прихода соцработника Стоффер не может себя остановить: он не просто изображает душевно больного, но и поддаётся этому аффекту даже тогда, когда на него никто не смотрит.

При этом, герой испытывает чувство брезгливости и отвращения, когда встречается с реальными инвалидами. Что может им двигать? Чувство уникальности, которое, как казалось бы, крадут истинные инвалиды? Или собственная внутренняя брезгливость перед лицом настоящего недуга? Так, Стоффер уподобляется тем, против кого и «борется».

Мы до конца не можем увидеть характер Стоффера: мы знаем только то, что он ненавидит буржуазию, не боится общественного осуждения, и желает высвободить своего внутреннего идиота. Получается, его идентичность и уникальность отчасти завязана на том, что у него есть «неповторимое право» быть идиотом.

Фильм "Идиоты" Ларса фон Триера, Актуальность 1998 года в 2025 Ларс фон Триер, Фильмы, Артхаус, Социальное кино, Авторское кино, Психология, Социальная психология, Длиннопост

Возможно, Стоффером движет ужасное чувство социальной несправедливости, максимализм и непонимание законов общества. В то же время, Стоффер охотно пользуется благами этого общества, заигрывает с ним, и создаёт своё собственное, идеальное анархическое общество. В конечном итоге, его вера в идею приводит эту коммуну к разрушению и дроблению. Он требует от её участников соблюдения условий, и это уже перестаёт быть «милым» валянием дурака ради чувства свободы, а становится ответственностью, обязанностью для того, чтобы остаться там. Стоффер как бы порождает это общество, а затем уничтожает его, считая недостойными тех, кто не может быть «самим собой, идиотом» там, где его знают. Так, он лишается этой свободы в рамках коммуны и забирает её у других (практически).

А что до других героев? Я специально не буду обращаться к Карен, чтобы дать для неё больше времени и размаха.

У каждого из героев своя история побега от реальности – быть идиотом, отчасти, значит уйти в эскапизм. Счастливому, благополучному человеку не нужна новая реальность, где он может быть собой. Но автор, как бы намекает на то, что без полной свободы принятия не может быть и счастья.

Неудавшийся художник, девушка, сбежавшая из-под опеки отца, порноактриса – все эти люди совершенно разные, и они своей разнообразностью демонстрируют то, что вне зависимости от пола, возраста и социального статуса каждый может быть одиноким и несвободным.

Драматизм мнимой свободы в коммуне подчеркивается эпизодом, где за Жозефиной приезжает отец. Сбежавшая на волю, к свободе, она снова оказывается запертой в машине потому, что никто из коммуны (кроме Йеппе) не вмешивается в натуральный исход вещей. Кажется, что именно в этот момент прерывается иллюзия всемогущества и свободы, и наступает жестокая реальность.

Глава 2. Любовь как ограничение.

Главные герои не то, чтобы зависимы от любви, но любовь ими явно движет: любовь Стоффера к анархии, любовь Катрин к Акселю, Йеппе к Жозефине, Карен к своему умершему ребёнку, Хенрика к собственному творчеству и репутации. Можно, отчасти сказать, что мотивация героев тоже любовь: ради любви они совершают странные поступки, ради любви рискуют своим здоровьем, ради любви жертвуют собой, а также ради любви и отказываются от своей свободы.

На фоне всего происходящего можно отметить Йеппе и Жозефину, как пример нежной и юношеской любви, которая, разрослась на фоне шутки, но превратилась в страсть и одержимость.

Любовь, радость, удовольствие – эти чувства движут героями, но они, одновременно, притупляют их чувства и разум, заставляют иллюзорно воспринимать этот мир. Гедонизм.

В какой-то момент, как мне кажется, во время вечеринки Стоффера и последующей оргии, игра в «идиотов» начинает перемещаться из внешнего мира во внутренний. Конечно, предпосылкой для этого был то ли истинный, то ли ложный приступ аффекта Стоффера, когда его даже пришлось привязать к кровати. Теперь это острие было повернуто не в общество, а внутрь коммуны – правила изменились, теперь стыд и смятение надо отбросить и перед теми, перед кем ты привык не притворяться.

Фильм "Идиоты" Ларса фон Триера, Актуальность 1998 года в 2025 Ларс фон Триер, Фильмы, Артхаус, Социальное кино, Авторское кино, Психология, Социальная психология, Длиннопост

Стоффер любит эту идею, этот дом, отчасти, этих людей. Вполне себе можно поверить в его истинный гнев в адрес соцработника, который предлагает им переехать. Получается, Стоффер очень привязан и любит своих «идиотов», а в особенности он любит то, что он является их «создателем».

Комично смотрится линия Катрин и Акселя, которая заходит слишком далеко. Акселю уже не смешно, когда на встречу в его компанию приходит Катрин. Но почему его забавляет тот факт, что он может издеваться над другими, а когда это происходит с ним, становится крайне...неприятно? Аксель любит свой быт, свою структуру, свой порядок. Не семью, которая приносит ему раздражение и усталость, а наличие семьи как опоры и константы. Он любит этот порядок, но, одновременно, презирает своё место в этом порядке. Катрин же, действительно верит в их отношения, она считает, что Аксель разделяет идеологию коммуны, а также то, что Аксель не врёт ей. Ведь, по идее, врать и быть нечестным можно только с окружающим миром, но не с тем, кто близко. Ведь так?

Последний, кого хотелось бы упомянуть – это Хенрик, который любит то, что он создаёт. Хотя, в конце фильма один из героев нелестно высказывается о его творчестве «ты претворяешься, чтобы вышло что-то путное, но даже, когда ты немного сумасшедший, всё равно не помогает». Он в действительности выбирает своё заурядное, но своё творчество, нежели свободу самовыражения. Как трагично, ведь кто как не художник должен стремиться к абсолютной свободе и отсутствию рамок?

Глава 3. Карен: Мадонна или беглянка?

На фоне всех их Карен кажется немного...другой. С самого начала в ней угадываются черты какого-то расстройства, какого-то отличия: но какого?

Она спокойно воспринимает весь это балаган и, потихоньку, начинает втягиваться. «Умалишенные ближе к Богу».

В попытках пережить своё горе( о котором нам расскажут в самом конце) Карен ищет новые способы самовыражения. Она смеётся, играет, плачет и пытается выпустить на волю не своего идиота, а те эмоции и чувства, которые не получалось прожить много лет.

Оказываясь в конце фильма в доме Карен, можно увидеть контраст между людьми, которые играют идиотов, и людьми, которые ими являются. Как будто замершие в своей эмоциональной тупости, родственники Карен не задают ей особо много вопросов, а муж, как будто, вообще игнорирует тот факт, что супруги не было около двух недель.

В самом начале фильма Карен пребывала в шоке. И, можно предположить, что холодная и недружелюбная атмосфера дома толкает её переживать своё горе с незнакомыми людьми, которые занимаются не самыми обычными делами в огромном особняке (привет фильмам ужасов).

Получается, что Карен всё время находилась в коконе эмоциональной тупости. Она говорит о том, как счастлива была быть с ребятами, как ей было хорошо не от того, что она могла бороться с буржуазией или обманывать сограждан, а от того, что могла плакать или смеяться именно тогда, когда бы ей хотелось.
В конце концов, Карен «сбегает» из дома второй раз. Притворившись идиоткой, она неаккуратно ест торт. На что муж даёт ей пощечину. Хочется обратить внимание на то, что муж также сказал ей «Если не пришла на похороны, значит не так уж и грустила. Оно и к лучшему». Можно предположить, что мать, потерявшая ребёнка, может впасть в любое эмоциональное состояние, и нельзя было исключать, что Карен, на эмоциях, могла бы покончить с жизнью. Но её никто не искал. И в конце, мы отчетливо пониманием то, что Карен не боится быть идиоткой в глазах семьи потому, что на неё и так никто не обращает внимание. Возможно, её уход – навсегда. Она продолжит жить в коммуне, переедет – неважно. Этот опыт быть «самой собой» остаётся с ней навсегда. Карен – единственный персонаж, который миролюбиво относится к выходкам «идиотов», искренне и заинтересованно. Большую часть фильма она молчит и наблюдает – проживает эти эмоции, эту философию. Быть идиотом – значит быть немного ребёнком. Быть другим. Быть смелым. И, перед лицом смерти и любви, герои понимают, что бояться нечего. Только пережив настоящую любовь (Йеппе, Стоффер) и смерть (Карен) персонажи позволяют себе вести себя вне рамок и осуждения общества.

Что в итоге?

Наверное, тогда фильм 1998 года «Идиоты» (ещё и снятый по догме 95) произвёл впечатление на публику. Произвёл бы он сейчас – вряд ли. Можно сказать, что в нашем обществе тоже есть тенденции «переоблачения» или «перевоплощения» для того, чтобы избежать реальности. Но сейчас человек может притвориться кем угодно (и даже возможно его не рассекретят). Для меня этот фильм о свободе и о любви, о ценностях и об иллюзиях выбора. Даже выбирая свободу, человек оказывается в такой же несвободе выбора.

И можно, в конце концов, задать этот вопрос: существует ли вообще такая вещь как свобода?

Фильм "Идиоты" Ларса фон Триера, Актуальность 1998 года в 2025 Ларс фон Триер, Фильмы, Артхаус, Социальное кино, Авторское кино, Психология, Социальная психология, Длиннопост
Показать полностью 4
1

Немного о русалках

► Так почему же у Пушкина русалка сидела на ветвях?

► Как она туда забралась?

► И как это связано с тем, что нельзя смеяться и баловаться на воде? 💦

Согласно белорусским мифам, русалка - это вовсе не хвостатая женщина, а девушка или девочка, которая появляется в определённое время года, связанное с аграрными работами.

С русалкой, конечно же, ни в коем случае не следует вести никаких дел: по некоторым преданиям, она могла и защекотать.. До смерти..

► Так что же особенного в русалке? Почему она щекотала людей, и как была связана с пахотными работами?

"Хотелось бы попутно обратить внимание на то, что большая часть быличек, описывающих встречи с русалкой, неявным образом отражает мотив нарушения запрета на какие-либо виды работ (рубка деревьев, полевые работы и пр. ), характерные для Русальной недели, в наказание за что и встречается или вредит русалка:

«Ехал мужик перед Троицей по дрова <!>. Села русалка гола (к нему на телегу) и сидит на дровах. Вун привез ее во двор, посадил у хате — вона засмеялась, потом у комин да й пошла-а!» [ПА, Тонеж]; «Возвращался на Сухий четверг один с поля, а к нему на борону русалка села, приехала домой, села на грубку…» [ПА, Челхов].

Из других форм запретов фиксировались также следующие: нельзя спать в дневное время, топить печь на Троицу до тех пор, пока не сходят на кладбище, купаться в реке, аукаться и перекликаться в лесу, толочь зерно в ступе, иначе русалки будут «толкти тебе». С последним из этих запретов связаны, по-видимому, формулы угроз, что русалка истолчет в ступе."

Так, символ русалки - это не только вечно юная девушка, слишком рано ушедшая из жизни, но и хранительница традиций и запретов. 🧜‍♀️

Делитесь в комментариях, какая русалка вам ближе: с хвостом или без хвоста?

Немного о русалках Русалка, Мифы
Показать полностью 1
4

Профилактика эмоционального выгорания у коррекционных педагогов

В настоящее время в России наблюдается кадровый дефицит педагогов общего направления, а также коррекционных педагогов.  По данным Минпросвещения, около 16 тысяч человек требуется для работы в коррекционной сфере на 2022 год. Заместитель председателя Комитета Совфеда по социальной политике Мохмад Ахмадов отмечает, что тенденция на кадровый голод в этой сфере не только сохранится, но и усилится.

Ситуация складывается таким образом, что для детей с особыми образовательными потребностями не могут осуществить в полной мере своё право на образование из-за нехватки квалифицированных кадров.

Речь идёт не только о том, что данная сфера не является популярной среди выпускников педагогических вузов, но и о том, что растёт процент увольнения педагогов из коррекционных учреждений.

Одной из причин завершения карьеры в сфере коррекционной педагогики может быть эмоциональное выгорание, которое приводит к безразличному, а, в некоторых случаях, к крайне отрицательному отношению к сфере своей деятельности.

Под эмоциональным выгоранием зачастую понимают состояние опустошённости, низкий уровень мотивации и повышенную тревожность, в то время как это понятие несёт в себе намного более глубокий смысл.

Следует отметить, что эмоциональное выгорание – это механизм защиты человека, который комплексно затрагивает не только его профессиональную сферу, но и личностную, а также коммуникативную.

Нельзя не отметить связь выгорания с психосоматическими проявлениями, а также с различными болезнями на уровне соматики. Так, можно привести определение эмоционального выгорание, данное Бойко В.В., которое гласит, что выгорание – это полное или частичное игнорирование некоторых психотравмирующих факторов в процессе профессиональной деятельности [1].

Здесь необходимо подчеркнуть вытеснение негативных чувств и эмоций, которые, в свою очередь, имеют прямое влияние на психологическое здоровье и благополучие человека.

Если рассматривать стадии выгорания, то можно вкратце описать их следующим образом:
▸ослабевание, затухание чувств по отношению к окружающим;
▸стадия конфликтности, когда проявляется напряжение и озлобленность;
▸финальная стадия, при которой наблюдается тенденция к асоциальности [2].

Для понимания причин эмоционального выгорания, можно остановиться на теории, которая связывает эмоциональное выгорание со стажем работы в учреждении. Так, можно выделить три кризиса, связанных со стажем, у педагогов.

Кризис 1-го года: как правило связан с тем, что молодой педагог со всем рвением вступает в профессиональную деятельность, и очень быстро понимает, что не всего его идеи, а также не все его представления о работе соответствуют реальности.

Кризис 5-7 лет: возникает тогда, когда педагог уже добился определённых успехов в карьере, и, новые достижения не приносят такой радости и удовольствия. В это время развиваются недопонимания и разногласия с коллегами, что становится причиной для тревожности и ухудшения настроения в коллективе.

Кризис 12-15 лет: в этот период у педагога инновации, необходимость бумажной работы, внедрения новых технологий вызывают отторжение и протест. Педагог хочет оставаться в спокойствии, в дали от коллектива, работы, быть «незамеченным» [3].

Помимо стадий выгорания, необходимо описать и факторы, которые могут способствовать этому процессу. К таким факторам можно отнести:

  • Личностный фактор исходит из чувства собственной значимости, удовлетворенности своей работы, а также из возможности достижений в рамках профессиональной деятельности.

  • Ролевой фактор связан с согласованностью позиций в рамках организации, насколько слажена командная работа, а также, насколько ясны и прозрачны должностные обязанности каждого из сотрудников.

  • Организационный фактор относится к стилю руководства, уровню авторитарности, обратной связи от руководства, возможному уровню самостоятельности и ответственности.

Для того, чтобы перейти к самой сущности эмоционального выгорания у педагогов, необходимо рассмотреть практические исследования, направленные на изучение данной тематики.

Интересными представляются исследования, раскрывающие взаимосвязь личностных особенностей и фактов выгорания. Так, в исследовании Писаревской М.А. эмпирическим путём было доказано, что педагоги, имеющие проблемы в межличностных отношениях, и не умеющие выстраивать доверительные отношения с окружающими, в большей степени подвержены выгоранию.Была проведена корреляция, которая показала связь между уровнем эмоционального истощения и отсутствие способности противостоять социальному давлению, а также отсутствию возможности самостоятельно принимать решение [4].

В работе Емельяновой Т.П. и Шуралёвой Е.И. была выявлена взаимосвязь личностных аспектов и уровня выгорания у коррекционных педагогов. Так, низкий уровень эмпатии, невозможность проявить милосердие и сострадание, слабость социальных контактов являются личностными факторами, которые могут привести к эмоциональному выгоранию [5].

Исследования Молчановой Л.Н. показывают, что смысложизненные ориентации и локус-контроля могут иметь влияние на подверженность эмоциональному выгоранию.

Убеждённость в возможности контролировать свою жизнь, позитивные смысложизненные установки и рефлексия препятствуют процессу эмоционального выгорания. Соответственно, осмысленность жизни как процесса, рефлексия могут быть одними из важных факторов для противостояния выгорания [6].

Естественно, что специальное коррекционное учреждение не должно допускать выгорание сотрудника до второй и третьей стадии, но в идеальной картине, должны быть разработаны превентивные методы, которые уберегали бы педагогов и от первой стадии.  Таким образом, мы приходим к выводу, что для построения эффективной помощи педагогам, а также создания условий, в рамках которых их психологическому здоровью не будут угрожать различные факторы, необходимо изучить особенности эмоционального выгорания эмпирическим путём.

Следовательно, встаёт необходимость разработки психологических условий или психологической программы помощи, тренинга, или сопровождения коррекционных педагогов различных типов учреждения для того, чтобы создать превентивные меры.

К психологическим условиям можно отнести следующие:

  • Оптимизация рабочего пространства: графика, часов нагрузки, учёт времени отдыха педагога в его работе;

  • Рабочая среда: соответствие рабочего пространства стандартам СанПина, наличие зон отдыха и кабинета разгрузки для педагогов;

  • Система мотивации: адекватное поощрение и признание достижений педагога (конкурсы мастерства, возможности профессионального роста внутри учреждения);

  • Доступ к образовательным процессам для педагогов: семинары, тренинги, круглые столы по вопросам профилактики эмоционального выгорания;

  • Поддержка, супервизия: организация встреч с психологом в рамках групповой и индивидуальной работы, создание группы поддержки внутри коллектива [7].

Также целесообразно вырабатывать навыки взаимопомощи среди коллег. Вместе с точечными средствами и методами профилактики эмоционального выгорания, необходимо вести работу с навыками самопомощи и самоуспокоения. Поэтому, рекомендуется организовать специально место для отдыха, где педагог сможет реализовать данную помощь. К самопомощи можно отнести: визуализацию, медитативные техники, дыхательные техники для регуляции психофизиологического состояния [8].

В работе Д.С. Сурова, Е.Н. Скрипачевы представлены также нестандартные методы для профилактики и работы с эмоциональным выгоранием у педагогов. Так, они предлагают включить техники телесно-ориентированной терапии, так как выгорание затрагивает не только психологический, но и физиологический компонент.

В рамках предложенных техник можно отметить техники дыхания, так как дыхание напрямую связано с реагированием в стрессовой ситуации, а также техники, направленные на работу с мышечными блоками, что будет иметь позитивный эффект не только на психологическое благополучие, но и на общее физическое состояние педагога [9].


Список литературы:

  1. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других. М.: Наука, 1997. - С.115-154.

  2. Чердымова, Е.И. Синдром эмоционального выгорания специалиста: монография / Е.И. Чердымова, Е.Л. Чернышова, В.Я. Мачнев. – Самара: Изд-во Самарского университета, 2019. – 124 с

  3. Фокина И.В., Цатурян М.О. Профилактика профессионального выгорания у педагогов: методическое пособие / Фокина, М. О. Цатурян. — Вологда: Вологодский ин-т развития образования, 2018. – 36 с.

  4. Писаревская М.А. Эмоциональное выгорание педагога и его психологическое благополучие // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 №4

    5. Емельянова Т.П., Шуралева Е.И. Личностные факторы эмоционального выгорания педагогов коррекционной школы // Горизонты гуманитарного знания. 2018. №5.

    6. Молчанова Л. Н., Кузнецова А. А. Рефлексивно-смысловая регуляция состояния психического выгорания у педагогов специального коррекционного образовательного учреждения и оценивание ее эффективности // Перспективы науки и образования. 2019. № 2 (38). С. 212- 228.

    7. Ильбрехтене, Л. Н. Организационно-педагогические условия профилактики эмоционального выгорания специалистов коррекционных центров / Л. Н. Ильбрехтене. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 52 (551). — С. 402-404.

    8. Брешковская К.Ю., Бобровникова Н.С. Особенности профилактики профессионального выгорания у педагогических работников // Мир науки. Педагогика и психология. 2021. №5.

    9. Суров Д. Е., Скрипачева Е. Н., Бенелли Л. Н. Программа профилактики синдрома выгорания у педагогов коррекционных образовательных учреждений на базе телесно-ориентированной терапии // Вестник Московского информационно-технологического университета – Московского архитектурно-строительного института. 2022. №2.

Показать полностью
17

Как оптимально выстроить общение с человеком с расстройством аутистического спектра: короткие рекомендации

Добрый день, дорогие друзья! С вами Анастасия Дмитриевна Домашкевич : учитель-дефектолог и клинический психолог.

Сегодня наш пост будет немного отличаться от привычной тематики, так как в нём не будет арт-терапии, но будет кое-что очень важное и актуальное.

В течение последних десяти лет я постоянно работаю в сфере коррекции и вижу, как меняется отношение к людям с расстройством аутистического спектра.

И, на самом деле, меня очень радуют эти перемены. Наше общество постепенно готовится к тому, что люди с нейроотличиями - это не пришельцы с другой планеты, а такие же люди со своими чувствами, эмоциями и потребностями.

Сегодня мне хотелось бы кратко остановиться на некоторых знаковых моментах, которые касаются психологических особенностях людей с расстройством аутистического спектра и сделать небольшой "гайд" по тому, как выстраивать общение с нейроотличными людьми, чтобы оно было приятным и безопасным.

1. Люди с РАС испытывают весь спектр эмоций и чувств.
В действительности, долгое время ходил миф о том, что они малоэмоциональны или вообще не способны к такому же уровню чувств, что и нейротипичные люди. Это не так. Люди с РАС вполне себе способы на проживание сильных и интенсивных чувств и эмоций, здесь скорее вопрос в том, как они хотят это транслировать в окружающий мир, и то, что их пути отображения эмоций может отличаться от привычных "социально одобряемых методов".

2. Люди с РАС очень даже способны любить, дарить любовь и заботу, быть вовлеченными в отношения.
Они также заинтересованы в построении семьи, дружеских отношений, у них нет "атрофии любовной функции". Тут важно отметить, что каждому человеку нужно пространство для безопасного выражения этой любви: без давления и принуждения. Иногда любовь выражается не в широких жестах, а в мелочах: взгляде, прикосновении, добром слове.

3. Люди с РАС не гениальные.
На самом деле, даже был такой период, когда все говорили о "детях-индиго", которые были немножко не такие, но обязательно гениальные. Случается, что люди с РАС "ловят" гиперфиксацию и останавливают своё внимание на какой-то теме, глубоко и интенсивно её изучают, но в других сферах они могут быть недостаточно "просвещены". Не стоит ожидать и, более того, требовать от нейроотличного человека проявления каких-то "особенностей". Словами : "У тебя РАС, но зато отлична память" - вряд ли можно поддержать или выразить своё хорошее отношение.

Но вместе с описанием особенностей взрослых, хочется также указать и на оптимальные способы выстраивания общения с детьми, так как от детей с РАС зачастую родители, общество и педагоги могут требовать слишком многого.

1. Не стоит использовать сложные речевые конструкции.
Если ребёнок плохо/мало говорит, или у него сниженное понимание обращенной речи. Да, безусловно, мы должны развивать детскую речь, но не обрушивать на ребёнка поток непонятных ему слов, а постепенно и поэтапно.

2. Необходимо делать упор на изучение чувств и эмоций.
Вы можете использовать карточки, видеоматериалы, самостоятельно обучать ребёнка с РАС дифференциации (различению эмоций). В общении с нейроотличным ребёнком всегда здорово уточнять: что ты чувствуешь? на какую эмоцию это похоже? Желательно также помогать ребёнку разобраться в его текущем состоянии, а не требовать безошибочного определения эмоций самостоятельно.

3. Уважайте их специнтересы.
На самом деле, взрослым эти специнтересы могут казаться скучными и даже лишними. Но и детям наша работа может казаться не слишком веселой, не так ли? Следует бережно и уважительно относиться к интересам ребёнка, поощрять и мягко руководить ими, а не пресекать, если они "не нравятся" или "не такие, какие мы хотим".

4. Аутостимуляция - это нормально.
Дети с РАС любят кружиться, хлопать в ладоши, что-то крутить в руках - и это их способ самоуспокоения. Представьте, что у вас есть палочка-выручалка, которая помогает вам успокоиться в сложный момент, но приходит какой-то большой и серьезный взрослый и отбирает её у вас. Требование: "Успокойся сам!" - для ребёнка практически невозможно.
В первую очередь следует работать над установлением гармоничной психоэмоциональной среды дома, в школе, на занятиях, чтобы сократить количество аутостимуляций, а не лишать ребёнка возможности привести себя в чувство самостоятельно.

2 апреля - всемирный день распространения информации об аутизме. Я уверена, что если сегодня каждый из нас прочитает что-то новое, обсудит это со своим другом, так, по цепочке от человека к человеку, полезной и правдивой информации об аутизме станет больше.

Мы все очень разные, но мы все достойны уважения, принятия, любви и понимания!

Как оптимально выстроить общение с человеком с расстройством аутистического спектра: короткие рекомендации Психология, Психологическая помощь, Аутистические расстройства, Длиннопост
Показать полностью 1
3

Арт-терапия с людьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию. Примеры и принципы работы

Когда мы говорим о людях, переживающих долговременный стресс, мы должны сказать о том, что их психологическое благополучие и психологическое здоровье может находиться под угрозой, особенно, если эти люди не получают квалифицированной психологической помощи.

Поэтому люди, которые находятся в непростых жизненных обстоятельствах - это люди, имеющие психологические уязвимости. И в рамках групповой работы мы должны соблюдать некоторые принципы осознанности и бережности, чтобы ни в коем случае им не навредить.

Объясню на примере своего тренинга, который я проводила для женщин, чьи мужья сейчас находятся на специальной военной операции: когда мы говорим о том, что групповая работа — это место уязвимости, имеется в виду, что в рамках групп психолог должен модерировать и руководить процессом, но психолог никогда не может предугадать то, что скажет тот или иной человек, поэтому я всегда озвучиваю три важных принципа:
· экологичность,
· добровольность,
· конфиденциальность.

Если с добровольностью и конфиденциальностью все понятно, то в экологичность входит такое понятие, как оценка не личности человека, не его жизненной истории, а того продукта деятельности, который он сделал. И оценками с эстетической точки зрения, а с точки зрения чувственного, эмоционального реагирования.

Так иногда работы в группе могут вызывать не только положительные эмоции, но и отрицательные.
Некоторые чужие работы могут не нравиться или даже злить. И наша задача выразить это, не задев личность человека. Потому что история про сопротивление (если Вам не нравится чужая работа) — это тоже личная история.

Также очень важно понимать, что когда мы работаем с людьми, попавшие в трудную жизненную ситуацию, то наша речь и наше повествование должно соответствовать тому контексту, в котором они живут.

Так, например, когда мы работаем с женщинами, которые находятся в непростых жизненных обстоятельствах, мы должны как можно меньше использовать слов-триггеров, которые могут повлечь за собой какие-то травматические или неприятные переживания. Также установление доверительного контакта и атмосферы в группе - это необходимость. Особенно, если мы говорим о том, что люди могут переживать уникальный стрессовый опыт.

Таким образом, групповая работа с людьми, которые попадают в различные жизненные ситуации, это очень важная часть психотерапевтирующего и психологического воздействия, так как человек в группе может поделиться своими эмоциями с людьми, которые находятся примерно в таких же жизнях и обстоятельствах, как и он.

Чувство объединения помогает человеку понять, что он не один в этом мире, не один справляется и борется с какими-либо преградами и препятствиями. С точки зрения психолога необходимо четко представлять себе цель, задачи и ход выполнения этого тренинга, а также желательно заранее прописать себе то, что вы будете говорить во время тренинга, то есть понятную инструкцию для себя, чтобы не оказываться в поле импровизации (которое, по моему мнению, в подобных группах неуместно).

Каждая история, рассказанная в наших работах, уникальна и интересна по-своему, и я всегда очень рада принимать положительную обратную связь, потому что часть моей работы, конечно же, направлена на то, чтобы облегчить состояние и показать человеку, что есть определенные методы самопомощи в трудную минуту.

Задача психологической группы поддержки — это не только разгрузить человека в контексте, но и помочь ему понять, что своими собственными руками он может освоить определенные методы, которые могут стать его опорой в каких-то непростых жизненных обстоятельствах.

Показать полностью 4
4

Алгоритм самопомощи при разрыве отношений

В действительности всё, что связано с расставанием, будь то разрыв отношений или развод, довольно не простая тема для всех людей, но при этом почти каждый из нас сталкивался с этой проблемой.

Стоит помнить, что если завершается какой-то этап в жизни, то непременно начинается новый, и это всегда сопряжено с некоторыми изменениями внутри нас. Конечно, эти перемены могут казаться обескураживающими, масштабными и гигантскими, но не стоит их бояться и отчаиваться.

Может показаться, что нет никакой возможности и ресурсов преодолеть разрыв, но, в любом случае, Вы всегда можете обратиться за поддержкой, в первую очередь к самой (или самому) себе в этой ситуации.

В этой статье я приведу Вам 4 шага самопомощи для такого случая.

Во-первых, определите свои точки ресурса.
То есть то, Вам нужно определить, что помогает Вам и поддерживает Вас в данной ситуации. Это могут быть Ваши близкие, работа, дети, знакомые, люди и занятия, которые Вам приносят удовольствие и умиротворение.

Во-вторых, не пытайтесь заблокировать негативные мысли.
Эти мысли все равно будут находиться вместе с Вами, и Ваша тревога будет расти, если Вы будете отмахиваться от них и избегать рефлексии. Попробуйте выделить для себя какой-то спокойный момент, когда Вы сможете все обдумать, то, что Вы чувствуете, испытываете в моменте и в контексте разрыва.

Не боритесь с негативными мыслями. Тревожные мысли и существуют для того, чтобы помочь Вам защититься от какого-то страха, который может возникать в Вашей голове из-за этих переживаний.

В-третьих, всё конечно.
Как было по легенде написано на кольце Соломона: "Все проходит, и это тоже пройдёт".

Как бы ни казался любой процесс расставания бесконечным, он все равно не может длиться вечность. Поэтому настройте себя на то, что определённые трудности действительно вам предстоит пройти, но и они закончатся, и новый этап жизни будет лучше, если это решение для вас значимо и ресурсно.

В-четвертых, прислушивайтесь к своим ощущениям!
Не форсируйте события, если Вы понимаете, что Вы не готовы делиться какой-то информацией с кем-то, будь то родственники или друзья. Не следует прибегать к помощи окружающих, если Вы не готовы раскрыться, потому что неверно сказанные слова в такой уязвимый момент могут сделать только хуже.

Побудьте наедине с собой, и только тогда, когда Вы почувствуете, что готовы открыться - то сможете обратиться за помощью к окружающим или к специалистам!

Помните, боль от разрыва отношений и беспокойство о будущем вскоре пройдут, и перед Вами откроется новая глава Вашей жизни! Лишь в Ваших силах и возможностях сделать так, чтобы перемены, которые происходят с Вами - были к лучшему!

Алгоритм самопомощи при разрыве отношений Психология, Психологическая помощь, Проблемы в отношениях, Разрыв
Показать полностью 1
1

Арт-терапия на опыте проживающих в психиатрической клинике. Ресурсы и возможности

Арт-терапия на опыте проживающих в психиатрической клинике. Ресурсы и возможности Психология, Арт-терапия, Выставка, Длиннопост

В этом феврале я вновь съездила в Санкт-Петербург, в институт практической психологии "Иматон", где я регулярно прохожу повышение квалификации. И моя коллега из НКО, психоневрологического интерната, пригласила меня на очень интересную выставку под названием "Пряжки", где размещены работы пациентов психиатрической больницы Святого Николая Чудотворца.

Эта выставка стала для меня значимой: в том числе как рассказ об опыте работы арт-терапевта в психиатрических клиниках. И, на самом деле, эта тема очень интересна, потому что мы можем с Вами посмотреть, как раскрывается потенциал человека, который живет в таком учреждении.

Люди, которые проживают в клиниках, находятся в ситуации госпитализма. И этот госпитализм накладывает на них свой отпечаток. И именно арт-терапия помогает им выразить себя.
Несмотря на то, что работы очень разнообразны, некоторые из них действительно имеют очень высокую художественную ценность.

Однако, смысл арт-терапии с людьми с нейроотличиями и психическими заболеваниями не в том, чтобы создать шедевр, а в том, чтобы дать им свободу самовыражения и пространство, где им будет безопасно и комфортно рассказать то, что происходит у них внутри, такими способами, которые им доступны.

Соответственно с этой концепцией, творчество является продолжением личности, отображением переживаний личности, и иногда даже единственным способом самовыражения!

Арт-терапия на опыте проживающих в психиатрической клинике. Ресурсы и возможности Психология, Арт-терапия, Выставка, Длиннопост
Арт-терапия на опыте проживающих в психиатрической клинике. Ресурсы и возможности Психология, Арт-терапия, Выставка, Длиннопост


Посмотрите на эти работы, какие эмоции чувства они у Вас вызывают? Кажется ли Вам, что Вы соприкасаетесь с историей этого человека, который написал ту или иную картину? И как Вы думаете насколько экологичен такой способ отражение чувств?

Иными словами, считаете ли Вы, что творчество — это, в действительности, тот самый наиболее простой и понятный для большинства людей способ, чтобы выразить свои переживания, чувства, эмоции в моменте?

Следует также обратить внимание на концепт и само обустройство выставки. То есть, сама выставка сделана в виде лабиринта, по которому мы продвигаемся. Были и медиа-экраны, где люди рассказывали о каком-то своем опыте, и звуковое сопровождение. Но самое интересное, что рядом с некоторыми работами были подписи художников!

Художник рассказывал о том, за сколько времени он написал картину и в чём смысл этой картины! Понятно, что смысл мог быть весьма метафоричен, и он мог отличаться от привычного нам описания какого-то художественного образа. Но сам факт того, что это было включено в выставку, мне кажется, что это очень значимо.

Арт-терапия на опыте проживающих в психиатрической клинике. Ресурсы и возможности Психология, Арт-терапия, Выставка, Длиннопост

Также там были небольшие письма, в которых люди рассказывали, что для них является творчеством и вдохновением. И это были иногда очень простые слова, которые доступны каждому из нас. А иногда это были очень сложные образы историй, которые являются совершенно личными. . .

Раскрытие того, что для меня эта картина, что для меня образ, эти компоненты тоже очень важны, когда мы работаем в арт-терапии. Нам мало нарисовать. Нам очень важно ещё рассказать историю, которая связана с этим!

Показать полностью 4
Отличная работа, все прочитано!