Nit.Ariadni

Nit.Ariadni

Всем привет! Меня зовут Анастасия, я - клинический психолог, дефектолог и организатор уютной арт-терапевтической студии в Туле "Нить Ариадны". Увлекаюсь различными психологическими штуками, искусством и историей. Специализируюсь на поведенческой психологии и коррекционной педагогике.
Пикабушница
Дата рождения: 23 марта
в топе авторов на 212 месте
125 рейтинг 3 подписчика 0 подписок 16 постов 0 в горячем
0

Абьюзивная дружба: в крепких объятьях

Абьюзивная дружба: в крепких объятьях

Конечно, всем нам знаком термин "токсик", "токсичный!". Многие специалисты порицают его использование, так как до настоящего момента в научный оборот оно так и не вошло: но перестает ли оно существовать из-за этого?...Самая главная претензия кроется в том, что нет характерологических особенностей феномена токсичности, поэтому, мы можем радостно называть токсиком кого угодно (даже нарциссов). Но, согласитесь, совсем не хочется применять это слово к своим близким друзьям: ну ладно, он душнила, странный, параноик, кто угодно, только не токсик.

Потому, что если вы, в какой-то момент, начинаете характеризовать так своего друга, то пространства для искренних и открытых отношений становится меньше. Так существует ли абьюзивная дружба? Или это слова, которые не могут стоять рядом  друг с другом? Давайте разбираться. Сам по себе абьюз - это систематическое нарушение личных (психологических или физических границ человека) с целью подавления его воли.

Совсем не похоже на то, что происходит с друзьями.

Но иногда так случается, что рядом с другом становится некомфортно:

-он всё чаще задевает какие-то ваши личные темы;

-он слишком погружен в вашу жизнь; -вам приходится всё время стараться придерживаться его позиции;

-он вмешивается в ваши отношения с другими людьми;

-и последнее, как мне кажется, самое показательное: вам приходится скрывать какие-то свои действия, мысли  или иной контекст от своего друга (и этот контекст вовсе не противозаконный!).

Когда вы начинаете смотреть на своего друга не как на человека, который может разделить с вами ваши чувства, поддержать и просто подарить удовольствие от встречи, а как на угрозу вашей личной безопасности: скорее всего вы столкнулись с абьюзивной дружбой. Почему так бывает? Иногда дружба становится для человека способом проецировать свои желания/страхи/тревоги/эмоциональные состояния. Как будто бы это мама, которая хочет, чтобы вы добились того, чего не добилась она, только лет на 20-30 её моложе (и не является вашей мамой, конечно же).

Так, одна из причин такой "токсичной" дружбы - это проекция вашего друга на вас. Действительно, ваш друг может быть очень искренен в желании вам помочь или вас оградить, но он проецирует на вас СВОИ страхи, свои чувства. В какой-то момент каждый из нас может это делать, но, не забывайте: для того, чтобы стать абьюзивным другом, это надо делать систематично, несмотря на сопротивление другого человека.

Желание реализовать своё влияние на другого человека, тем самым подчеркнуть своё превосходство. Все видели классические фильмы про красавицу класса и страшную подружку, но не всегда дело "ограничивается" внешностью. Действительно, некоторые люди заводят дружеские отношения для того, чтобы валидироваться за счёт окружающих - подтверждать свою значимость/статус/ум, принижая другого человека. Это не всегда носит характер открытой агрессии, напротив, зачастую это может быть пассивная агрессия, высмеивание за глаза, а также настраивание других людей против "друга".

Синдром спасателя и гиперопека. К сожалению, иногда дружба строится по принципу: "Я тут сейчас всех спасу", и, обычно, когда все спасены, человек остаётся один. А затем снова идёт искать кому бы "причинить добро". В отличие от предыдущего варианта, здесь человек может проецировать своё собственное желание быть любимым, значимым и "спасаемым", тем самым, он получает это зеркально от этих отношений. Конечно, "удобно" иметь под рукой такого друга, только эти отношения не основаны на зрелом понимании, а, скорее, на игре в утопающих. Такой друг лишает своего компаньона своей воли, старается помочь ему во всем,  решить все его проблемы, тем самым, оказывая медвежью услугу. Наш личный опыт - это то, что мы рано или поздно получим в процессе жизни. И такие помощники просто оттягивают наше время его получения.

Показать полностью 1
5

Искусство людей с ограниченными возможностями здоровья: этическая сторона продажи

Искусство людей с ограниченными возможностями здоровья: этическая сторона продажи

В преддверии выставки творческих работ молодых инвалидов, я задумалась о том, что часть их творческой продукции в нашем городе периодически выставляется на ярмарках: керамика, мыло, и какие-то другие небольшие вещи, которые могут быть чудесным сувениром или полезной в быту штучкой. Но здесь возникает очень важный, с точки зрения этики, вопрос: не все результаты деятельности наших воспитанников могут быть эстетичны и функциональны. Как же быть с этим?

С одной стороны, очень важна история, которая стоит за каждым продуктом творчества: мне кажется, что важно раскрыть личность самого человека, рассказать его историю, поделиться тем, что он вкладывал в этот продукт. Но, к сожалению, когда мы говорим о людях с серьёзными ментальными нарушениями - это не всегда возможно. Не все воспитанники нашего реабилитационного центра в полной степени владеют речью и могут рассказать или объяснить, что для них значат их любимые занятия: рисование, лепка, мыловарение, или что-то другое. И, получается, что на прилавке посетитель маркета или выставки видит просто "поделку", которая по качеству может сильно уступать продукции человека без нейроотличий. Таким образом, может теряться сама суть таких маркетов: хочется рассказать историю, а не просто продемонстрировать кусочек мыла или открытку.

Одним из вариантов решения мне видится оформление куар-кодов, которые могли бы рассказать что-то об истории этого человека, или, при возможности, саму историю словами воспитанника. Это поможет людям не просто приобрести какую-то приятную мелочь, но и больше понять о том, какой труд и какая работа стоит за созданием даже небольшого изделия. Второй важный аспект: видимая разница в уровне работ. У нас есть отделение, где воспитанники делают совершенно потрясающие работы: букеты и картины из бисера, керамическую посуду, картины, вышивки...Но есть и отделение, в котором у людей нет таких возможностей, поэтому, мы используем другие направления в творчестве: открытки, рисунки, и всё, что по большей части, связано именно с изобразительной деятельностью.

Получается, когда мы,например, говорим о выставке работ, необходимо ровно расставить акценты: те работы, которые сразу цепляют глаз должны быть в той же степени значимы, как и работы, которые обладают меньшей художественной ценностью с точки зрения исполнения. Здесь также, как мне кажется, могут быть использованы куары, чтобы обогатить опыт человека, который пребывает на выставке. Но как сделать так, чтобы по этому куару перешли...?

В моём понимании, концепция должна сподвигнуть человека к погружению в понимание различий и нормальности различий между людьми, но здесь необходимо работать и с запросом аудитории: как сделать это привлекательным и интересным? И, если с выставкой работ в городском пространстве это всё выполнить проще, то, когда мы говорим про маркет - здесь уже сложнее. Человек приходит не за историей, а за классной штучкой, и здесь уже будет сложнее сместить фокус внимания с товара - на сам посыл этого товара.

Получается, что маркет сам по себе, и продажа таких изделий - не совсем отвечает замыслу и концепции: да, мы продаем товар, который делает человек с инвалидностью, а другой человек его покупает только потому, что знает, что его сделал такой человек. Для меня в этом нет никакой истории или социальной значимости, напротив, как будто кто-то должен это купить "просто потому, что это сделал человек с какими-то отличиями."

Этические вопросы - это важный компонент, так как он показывает для чего мы вообще всё это делаем. В какой-то момент, как мне кажется, фокус внимания должен сместиться с "этот человек с инвалидностью, поэтому я это покупаю" на "у этого есть своя история, которая мне близка и мне откликается".

Показать полностью
4

Супервизия для педагогов: проблема выгорания

Супервизия для педагогов: проблема выгорания

Я уже писала статью о том, какие стадии выгорания проходят педагоги ( и не только педагоги) в своей статье: https://www.b17.ru/article/profilaktika_ch1/ Но сейчас встаёт актуальный вопрос: хорошо, мы знаем, из-за чего возникает выгорание, более того, мы понимаем, как оно влияет на нашу жизнь, но как самостоятельно преодолеть этот процесс? И не допустить его распространение глубже и на другие жизненные сферы?

В действительности, когда мы говорим о феномене "выгорания" в каждой профессии можно наблюдать приблизительное одинаковую картину, но когда мы говорим о помогающих профессиях, возникает ещё одна проблема: "Моя профессия напрямую связана с морально-этическими нормами, которые на меня возлагают социум, я просто не могу взять и перечеркнуть и свои ожидания, и ожидания окружающих!". Таким образом, к чувствам, которые напрямую связаны с выгоранием, прикрепляется ещё и чувство вины и ответственности за своё профессиональное поле. Ведь от педагога, по факту, зависит очень многое (но не всё, конечно же). Одним из самых эффективных способов совладания с эмоциональным выгоранием являются супервизионные группы.

Почему?

-в группе человек чувствует то, что он не одинок в своей проблеме;

-группа способна дать поддержку и понимание, что не всегда возможно в рабочем коллективе; -возможность реагировать так, как откликается, а не так, как ожидают окружающие;

-групповая терапия помогает проживать какие-то свои эмоции и чувства в контакте с чужой историей.

Но, следует отметить, что групповая терапия не заменяет личную, а идёт в хорошее дополнение к ней. В рамках личной терапии не всегда возможно сфокусироваться только на профессиональных переживаниях, поэтому, для точечного воздействия именно на профессиональную сферу,  рекомендуется посещать групповой формат. Только ли для педагогов подходит такой формат? Нет! Для любым помогающих профессий, люди в которых подвержены уязвимостям и вредностям из-за необходимости постоянной коммуникацию.

Давайте начнём с того, что есть два больших направления в подходе к группы поддержки специалистов:

-Супервизионная группа;

-Балинтовская группа;

-Динамическая группа.

Для начала, в чём разница? В рамках супервизионной группы СУПЕРВИЗИРУЕМЫЙ (тот, кому требуется супервизия) предлагает КЕЙС (проблема, трудность, препятствия в работы) и ведущий группы вместе с другими членами группы, используя научный язык, терминологию и профессиональный опыт помогают ему преодолеть эту трудность. В этом случае, акцент делается на решение проблемы и препятствия в сложном случае, а также в получении профессиональных рекомендаций и другого взгляда.

В рамках Балинтовской группы есть РЕФЕРЕНТ (тот, кто предоставляет случай) и наблюдатели, которые реагируют на этот случай,  но акцент делается не на то, как с профессиональной точки разрешить проблему, а на то, как помочь человеку совладать и справиться с этой ситуацией в эмоциональном и чувственном плане. Если просто супервизионная группа даёт возможность получить РЕКОМЕНДАЦИЮ, то Балинтовская группа направлена на облегчение состояния здесь и сейчас.

Динамическая группа - это практически полноценный "организм" потому, что она основана на непосредственном живом общении, иногда даже без заранее заготовленной темы.Динамическая группа помогает лучше оценить и отследить свои реакции на слова другого, а также в безопасной среде высказать своё мнение (даже если оно кому-то противоречит). В динамической группе много жизни, она может быть как взрывной дискуссией, так и плавным обсуждением значимых и важных вещей.

Каждый формат - это уникальное течение, которое позволяет решить широкий спектр вопросов (и, заметьте, все эти вопросы очень разные).

Показать полностью 1
4

Почему так хочется назвать кого-нибудь нарциссом?

Или то, о чём мы очень часто говорим с моими подругами.

Давайте начнём издалека.

Совсем издалека, с мифа о нарциссе. Прекрасный юноша, который отвергал любовь, считал других недостойными себя. И, в какой-то момент, погубленные им люди взмолились богам и попросили наказать нарцисса. И наказание его было довольно нетривиальным: «Пусть же полюбит он сам, но владеть да не сможет любимым!». Казалось бы, это отличное основание для любовной драмы, но нарцисса постигает участь куда более драматичная.

По одной из версий мифа, нарцисс, видя своё отражение влюбляется сам в себя,и умирает от голода и жажды, в невозможности полюбить самого себя.

В другой версии он утопает, пытаясь слиться с отражением. Всё это даёт нам ключевое понятие нарциссической культуры: нарцисс погибает, встречаясь со своим отражением. Перенося в психологическое поле: человек с нарциссическим расстройством личности не может вынести свою сущность, а, встречаясь с ней, уходит в депрессивное состояние.

Таким образом, нарцисс не способен адекватно воспринимать себя, свою личность - это ведёт его к "психологической гибели". Поэтому, он отражается в окружающих людей, так называемой "нарциссической пастве". В международной классификации болезней нет такого расстройства, как "нарциссическое расстройство личности". Соответственно, такого диагноза, как будто бы, не существует. Зато, классификация содержит в себе более общие описания расстройств личности: отрицательная аффективность, отстраненность и диссоциация.

Становится сложнее и менее понятно: ну как же? Вот он - нарцисс. Действует согласно схеме нарцисса, по мнению окружающих является нарциссом, а назвать его нарциссом нельзя потому, что, в первую очередь наши суждения - это наши представления, основанные на каких-то общих фактах, данных, популярной литературе и влиянии блоггеров и инфлюенсеров.

Мы можем считать, что человек не видит себя настоящего: ему кажется, что он гениален, уникален, они могут негативно реагировать на критику, проявлять низкий уровень эмпатии, а также могут демонстрировать то грандиозность, то уязвимость, уничижая себя. Но даёт ли даже совокупность этих черт нам полное право назвать такого человека нарциссом? Увы, нет.

В бытовом плане, когда мы встречаемся с личностью человека, мы воспринимаем его полноценно, не углубляясь в причинно-следственные связи, а все эти состояния (которые я перечисляла выше), разумеется, могут быть частью нарциссичной личности, а могут быть акцентуацией характера, паттернами семейной истории, психотравмами, частью механизмов психологической защиты, или же, вовсе...нашими заблуждениями. Если мы возьмём истероидную акцентуацию личности, то картина будет, примерно, такая же: фантазирование о своей грандиозности, эксцентричность, желание быть в центре внимания, зависть, вызывающее поведение, обесценивание других.

Но можем ли мы применить это ко всем истероидам? Нет. Можем ли мы сказать, что все нарциссы - истероиды? Тоже нет. А можем ли мы утверждать, что все плохие люди, которые делали нам больно - нарциссы? Скорее всего, и тут ответ будет "нет".

Наше представление о нарциссах не всегда соответствует картинке нарциссического расстройства личности. Более того, нарциссов огромное количество: грандиозный, махровый, шизодиный, есть даже нарциссическая (ужасающая) мать!

И в этом всём, как будто бы, необходимо разбираться для того, чтобы не попасть на удочку того самого ужасного нарцисса... Но поможет ли понимание природы нарцисса нам не вступить с ним в отношения? И да, и нет.

Начнём с того, что НРЛ (нарциссическое расстройство личности) - это психиатрический диагноз, который характеризуется устойчивыми, негибкими дезадаптивными паттернами поведения, препятствующими социализации.

Если коротко и не очень научно - то всё, что касается психиатрии, препятствует успешной социализации. Вот как один из американских психологов описывает картину мира нарцисса: «Люди с нарциссическим расстройством личности могут быть самовлюблёнными или ненавидеть себя, экстравертами или социально изолированными, успешными или неспособными найти постоянную работу, образцовыми гражданами или склонными к антисоциальным действиям».

Как будто бы такое определение хочет нас ещё больше запутать...Теперь и не очень понятно, где же прячется нарцисс: мы все иногда чересчур кайфуем от себя, а потом бичуем себя за какой-то проступок, наверняка мы любим бывать в шумной компании, или, наоборот, сидеть дома в изоляции, мы можем быть очень успешными в карьере, или не иметь возможность найти общий язык с коллегами.

Но последняя часть даёт нам понять: нарцисс склонен к антисоциальным действиям. Что это за действия такие? Стащить жвачку на кассе? Курить в неположенном месте? Проехать под кирпич? Антисоциальные действия - это то, что направлено против общества, его порядков, устоев, но не всегда является противоправным действием. Таким образом, здесь мы пониманием первую важную вещь: нарцисс не понимает, не принимает, и не хочет играть по общественным морально-этическим правилам.

Следующий момент: это уязвимость и чувство стыда. Чтобы туда докопать, нам надо "препарировать" нарцисса, залезть к нему под тонкую кожу и найти это чувство стыда и неполноценности. Но, если мы имеем дело с нарциссом, он очень вряд ли радостно раскроет перед вами свой внутренний мир (не забывайте, что нарциссы очень плохо поддаются психотерапии). Мы можем только подозревать этот стыд и чувство уязвимости, ничтожности внутри него самого, но не можем его констатировать.

Так, этот критерий определения нарцисса "среди своих" у нас отпадает. Но вы можете наблюдать.

Дальше, мы сталкиваемся с низким уровнем эмпатии у нарциссов. И, тут можно воскликнуть : "Ага! Он не сочувствует мне, обесценивает мои эмоции, точно нарцисс". Но тут входят на арену такие вещи как РАС, шизоидность, психопатия (различного генеза), психотравмирующие факторы.

Здесь сделаем акцент на том, что у людей с НРЛ в целом нарушен этот процесс на психофизиологическом уровне (а не на социально-культурном, ведь в некоторых культурных аспектах, например, мужчинам не принято выражать эмоции), но при этом, у них присутствует когнитивная эмпатия и способность действовать бескорыстно. Что такое когнитивная эмпатия? Это механизм социального научения, или, если просто: если мы видим, что человек ударился, мы понимаем, что ему больно, и его надо пожалеть.

При этом, нам не надо ставить себя на место этого человека, мы просто понимаем, что такая причинно-следственная связь общения. А что же с бескорыстием? Да, нарциссы могут поступать альтруистично, чтобы зарабатывать очки внимания и уважения со стороны окружающих. И вот, нарцисс уже растёт в наших глазах, он перестаёт быть плоской картинкой: он может и сочувствовать (пусть даже не искренне) и поступать на благо других. Вот так нарцисс из пустого и примитивного вырастает до настоящего мимика, который способен слиться с окружением, и только изредка выдавать себя какими-то особенностями.

Итак, одной из отличительных черт нарцисса является чувство значимости, уникальности, величия, грандиозности. На психологическом уровне таким образом нарцисс компенсирует свою заниженную самооценку и чувство ущербности. Но только ли нарцисс прибегает к такому способу совладания с миром? Наверняка вы встречали людей с "раздутым эго", которые подчеркивали свою значимость. В народе это еще может называться "синдром вахтера". Но при этом, это совершенно не обозначает, что человек - нарцисс.

Если он, таким образом, компенсирует свою шаткую самооценку, это не должно вести нас к мыслям о том, что он и есть тот самый злодей. Давайте вспомним подростковый возраст: многие из нас, к сожалению, встречались с буллингом. Но это не означает, что неуверенные в себе подростки, которые применяют буллинг по отношению к другим, чтобы подпитать своё эго - нарциссы.Можно ли назвать это "нарциссической частью"? Можно. Но так можно назвать всё, что угодно.

Грандиозность нарцисса - это всегда ширма его уязвимости. Это то, на чём он стоит, и, если попробовать выбить у него это из-под ног, вы встретитесь с ужасным сопротивлением и агрессией...Как если бы вы делали это и не - с - нарциссом. При этом, культура потребления, и в целом всё наше общество сейчас взращивает идеи индивидуализма: ты особенный, ты классный, ты такой, какой ты есть, и пусть мир принимает тебя с твоими изюминками (не нарушая личных границ других людей, желательно),

Можно ли сказать, что общество развивает в нас нарциссические черты? Да. И можно ли сказать, что иногда мы, поддаваясь этим чертам, ведем себя неэтично по отношению к другим и себе? Да. Но становимся ли мы нарциссами? Конечно нет. Разница в том, что жизнь человека с НРЛ продиктована этими потребностями, в то время как у нормотипичного человека эти потребности не выходят на первый план настолько, чтобы формировать дезадаптивное антисоциальное поведение.

Так, мы подобрались с вами к небольшой разгадке нарцисса: вся его жизнь посвящена этому проклятью: влюбиться в себя, но никогда не полюбить и не принять себя полностью. Теория теорией, но что делать, если вы начали подозревать своего любимого друга или человека в том, что у него есть НРЛ? Самый первый шаг - это открытый диалог о том, что вас не устраивает в отношениях к себе.

Так, вы расставляете границы и ведёте диалог о себе. А затем уже, вы можете получить ответ: обесценивающий или принимающий. Если вы получаете обесценивающий ответ, следует оценить перспективу и дальнейшее будущее этих отношений: готовы ли вы идти в этот темный лес с промокшими спичками и перочинным ножичком для того, чтобы узнать: есть ли там медведь, который вас сожрёт, или его нет? Если вы находитесь в самом начале леса - то самый логичный ответ, не идти в лес, если у вас нет карты этого леса, и вы не знаете, найдете ли вы там что-то ценное.

А если вы уже в этом лесу и довольно давно? Следует оценить масштабы трагедии и посчитать медвежьи берлоги. Сопротивляться нарциссу бесполезно, как и терапевтировать его на бытовом уровне. Когда мы говорим с детьми, мы применяем понятный и простой для них язык, и тоже самое мы, как будто бы, должны делать с людьми с НРЛ. Но здесь мы столкнёмся с тем, что не в силах понять, принять и вынести ту боль, которую несут в себе эти люди. В долгосрочных отношениях необходимо оценивать не только положительные стороны, но и тот вред и те последствия, которые останутся с вами после общения/дружбы/отношения с нарциссом. Бывает, что нарцисс образует крепкую пару с каким-нибудь, например, шизоидом, который может оказаться глух к его манипуляциям, и они просто не будут его достигать. Но все мы - живые люди, и есть предел боли, которую мы можем нести. Соответственно, когда мы говорим о соприкосновении с картиной мира человека, который имеет клинический диагноз (а не наши бытовые представления о нарциссе), мы всегда рискуем вовлекаться в эту искаженную реальность.

В мифе, те, кто влюблялся в нарцисса, к сожалению, не оставались в живых, или теряли свой человеческий образ. Но и нарцисс здесь не злодей - он сам является заложником той реальности, в которой живёт. И его уязвимость не позволяет ему признать то, что внутри себя он несчастен и сам собою презираем. Нарцисс - не абсолютный злодей. Но это не значит, что мы должны прощать его действия только из-за того, что он такой по своей природе.

Показать полностью 3
2

Фильм "Идиоты" Ларса фон Триера, Актуальность 1998 года в 2025

Фильм «Идиоты» Ларса фон Триера повествует о группе молодых людей, которые, в противовес буржуазному обществу Дании, решают создать свою коммуну для того, чтобы «пробудить» своего внутреннего идиота.

Дисклеймер: данный текст является субъективной оценкой и не претендует на полное понимание замысла автора.

Если отбросить сам посыл фильма для зрителя, и сосредоточиться на героях, их мотивах и особенностях, то можно прийти к одному общему выводу: все эти люди были взаперти своего микросоциума. И были рады из него вырваться, если бы не одно но...
Но давайте по порядку.

Глава 1. Птичка в клетке. Нигилизм и анархизм как освобождение.

Главный герой, организатор коммуны, очень часто кричит антибуржуазные лозунги, обращаясь к лицемерному обществу. Он отрицает нормы и морали общества, но не потому, что он злодей или безумен, а потому, что он видит неискренность и фальшивость этого общества. Как будто бы инклюзивная и приветливая Дания становится объектом для насмешек и ненависти со стороны главного героя: «если вы играете в общество принятия, то принимайте с радостью, а не с фальшивой улыбкой». Это похоже на юношеский максимализм и некоторую инфантильность – мы понимаем, что у общества есть свои изъяны, но взрослый человек должен понимать, что не каждый готов истинно верить и чувствовать законы общества (кому-то достаточно просто их соблюдать). В какой-то момент, после прихода соцработника Стоффер не может себя остановить: он не просто изображает душевно больного, но и поддаётся этому аффекту даже тогда, когда на него никто не смотрит.

При этом, герой испытывает чувство брезгливости и отвращения, когда встречается с реальными инвалидами. Что может им двигать? Чувство уникальности, которое, как казалось бы, крадут истинные инвалиды? Или собственная внутренняя брезгливость перед лицом настоящего недуга? Так, Стоффер уподобляется тем, против кого и «борется».

Мы до конца не можем увидеть характер Стоффера: мы знаем только то, что он ненавидит буржуазию, не боится общественного осуждения, и желает высвободить своего внутреннего идиота. Получается, его идентичность и уникальность отчасти завязана на том, что у него есть «неповторимое право» быть идиотом.

Возможно, Стоффером движет ужасное чувство социальной несправедливости, максимализм и непонимание законов общества. В то же время, Стоффер охотно пользуется благами этого общества, заигрывает с ним, и создаёт своё собственное, идеальное анархическое общество. В конечном итоге, его вера в идею приводит эту коммуну к разрушению и дроблению. Он требует от её участников соблюдения условий, и это уже перестаёт быть «милым» валянием дурака ради чувства свободы, а становится ответственностью, обязанностью для того, чтобы остаться там. Стоффер как бы порождает это общество, а затем уничтожает его, считая недостойными тех, кто не может быть «самим собой, идиотом» там, где его знают. Так, он лишается этой свободы в рамках коммуны и забирает её у других (практически).

А что до других героев? Я специально не буду обращаться к Карен, чтобы дать для неё больше времени и размаха.

У каждого из героев своя история побега от реальности – быть идиотом, отчасти, значит уйти в эскапизм. Счастливому, благополучному человеку не нужна новая реальность, где он может быть собой. Но автор, как бы намекает на то, что без полной свободы принятия не может быть и счастья.

Неудавшийся художник, девушка, сбежавшая из-под опеки отца, порноактриса – все эти люди совершенно разные, и они своей разнообразностью демонстрируют то, что вне зависимости от пола, возраста и социального статуса каждый может быть одиноким и несвободным.

Драматизм мнимой свободы в коммуне подчеркивается эпизодом, где за Жозефиной приезжает отец. Сбежавшая на волю, к свободе, она снова оказывается запертой в машине потому, что никто из коммуны (кроме Йеппе) не вмешивается в натуральный исход вещей. Кажется, что именно в этот момент прерывается иллюзия всемогущества и свободы, и наступает жестокая реальность.

Глава 2. Любовь как ограничение.

Главные герои не то, чтобы зависимы от любви, но любовь ими явно движет: любовь Стоффера к анархии, любовь Катрин к Акселю, Йеппе к Жозефине, Карен к своему умершему ребёнку, Хенрика к собственному творчеству и репутации. Можно, отчасти сказать, что мотивация героев тоже любовь: ради любви они совершают странные поступки, ради любви рискуют своим здоровьем, ради любви жертвуют собой, а также ради любви и отказываются от своей свободы.

На фоне всего происходящего можно отметить Йеппе и Жозефину, как пример нежной и юношеской любви, которая, разрослась на фоне шутки, но превратилась в страсть и одержимость.

Любовь, радость, удовольствие – эти чувства движут героями, но они, одновременно, притупляют их чувства и разум, заставляют иллюзорно воспринимать этот мир. Гедонизм.

В какой-то момент, как мне кажется, во время вечеринки Стоффера и последующей оргии, игра в «идиотов» начинает перемещаться из внешнего мира во внутренний. Конечно, предпосылкой для этого был то ли истинный, то ли ложный приступ аффекта Стоффера, когда его даже пришлось привязать к кровати. Теперь это острие было повернуто не в общество, а внутрь коммуны – правила изменились, теперь стыд и смятение надо отбросить и перед теми, перед кем ты привык не притворяться.

Стоффер любит эту идею, этот дом, отчасти, этих людей. Вполне себе можно поверить в его истинный гнев в адрес соцработника, который предлагает им переехать. Получается, Стоффер очень привязан и любит своих «идиотов», а в особенности он любит то, что он является их «создателем».

Комично смотрится линия Катрин и Акселя, которая заходит слишком далеко. Акселю уже не смешно, когда на встречу в его компанию приходит Катрин. Но почему его забавляет тот факт, что он может издеваться над другими, а когда это происходит с ним, становится крайне...неприятно? Аксель любит свой быт, свою структуру, свой порядок. Не семью, которая приносит ему раздражение и усталость, а наличие семьи как опоры и константы. Он любит этот порядок, но, одновременно, презирает своё место в этом порядке. Катрин же, действительно верит в их отношения, она считает, что Аксель разделяет идеологию коммуны, а также то, что Аксель не врёт ей. Ведь, по идее, врать и быть нечестным можно только с окружающим миром, но не с тем, кто близко. Ведь так?

Последний, кого хотелось бы упомянуть – это Хенрик, который любит то, что он создаёт. Хотя, в конце фильма один из героев нелестно высказывается о его творчестве «ты претворяешься, чтобы вышло что-то путное, но даже, когда ты немного сумасшедший, всё равно не помогает». Он в действительности выбирает своё заурядное, но своё творчество, нежели свободу самовыражения. Как трагично, ведь кто как не художник должен стремиться к абсолютной свободе и отсутствию рамок?

Глава 3. Карен: Мадонна или беглянка?

На фоне всех их Карен кажется немного...другой. С самого начала в ней угадываются черты какого-то расстройства, какого-то отличия: но какого?

Она спокойно воспринимает весь это балаган и, потихоньку, начинает втягиваться. «Умалишенные ближе к Богу».

В попытках пережить своё горе( о котором нам расскажут в самом конце) Карен ищет новые способы самовыражения. Она смеётся, играет, плачет и пытается выпустить на волю не своего идиота, а те эмоции и чувства, которые не получалось прожить много лет.

Оказываясь в конце фильма в доме Карен, можно увидеть контраст между людьми, которые играют идиотов, и людьми, которые ими являются. Как будто замершие в своей эмоциональной тупости, родственники Карен не задают ей особо много вопросов, а муж, как будто, вообще игнорирует тот факт, что супруги не было около двух недель.

В самом начале фильма Карен пребывала в шоке. И, можно предположить, что холодная и недружелюбная атмосфера дома толкает её переживать своё горе с незнакомыми людьми, которые занимаются не самыми обычными делами в огромном особняке (привет фильмам ужасов).

Получается, что Карен всё время находилась в коконе эмоциональной тупости. Она говорит о том, как счастлива была быть с ребятами, как ей было хорошо не от того, что она могла бороться с буржуазией или обманывать сограждан, а от того, что могла плакать или смеяться именно тогда, когда бы ей хотелось.
В конце концов, Карен «сбегает» из дома второй раз. Притворившись идиоткой, она неаккуратно ест торт. На что муж даёт ей пощечину. Хочется обратить внимание на то, что муж также сказал ей «Если не пришла на похороны, значит не так уж и грустила. Оно и к лучшему». Можно предположить, что мать, потерявшая ребёнка, может впасть в любое эмоциональное состояние, и нельзя было исключать, что Карен, на эмоциях, могла бы покончить с жизнью. Но её никто не искал. И в конце, мы отчетливо пониманием то, что Карен не боится быть идиоткой в глазах семьи потому, что на неё и так никто не обращает внимание. Возможно, её уход – навсегда. Она продолжит жить в коммуне, переедет – неважно. Этот опыт быть «самой собой» остаётся с ней навсегда. Карен – единственный персонаж, который миролюбиво относится к выходкам «идиотов», искренне и заинтересованно. Большую часть фильма она молчит и наблюдает – проживает эти эмоции, эту философию. Быть идиотом – значит быть немного ребёнком. Быть другим. Быть смелым. И, перед лицом смерти и любви, герои понимают, что бояться нечего. Только пережив настоящую любовь (Йеппе, Стоффер) и смерть (Карен) персонажи позволяют себе вести себя вне рамок и осуждения общества.

Что в итоге?

Наверное, тогда фильм 1998 года «Идиоты» (ещё и снятый по догме 95) произвёл впечатление на публику. Произвёл бы он сейчас – вряд ли. Можно сказать, что в нашем обществе тоже есть тенденции «переоблачения» или «перевоплощения» для того, чтобы избежать реальности. Но сейчас человек может притвориться кем угодно (и даже возможно его не рассекретят). Для меня этот фильм о свободе и о любви, о ценностях и об иллюзиях выбора. Даже выбирая свободу, человек оказывается в такой же несвободе выбора.

И можно, в конце концов, задать этот вопрос: существует ли вообще такая вещь как свобода?

Показать полностью 4
1

Немного о русалках

► Так почему же у Пушкина русалка сидела на ветвях?

► Как она туда забралась?

► И как это связано с тем, что нельзя смеяться и баловаться на воде? 💦

Согласно белорусским мифам, русалка - это вовсе не хвостатая женщина, а девушка или девочка, которая появляется в определённое время года, связанное с аграрными работами.

С русалкой, конечно же, ни в коем случае не следует вести никаких дел: по некоторым преданиям, она могла и защекотать.. До смерти..

► Так что же особенного в русалке? Почему она щекотала людей, и как была связана с пахотными работами?

"Хотелось бы попутно обратить внимание на то, что большая часть быличек, описывающих встречи с русалкой, неявным образом отражает мотив нарушения запрета на какие-либо виды работ (рубка деревьев, полевые работы и пр. ), характерные для Русальной недели, в наказание за что и встречается или вредит русалка:

«Ехал мужик перед Троицей по дрова <!>. Села русалка гола (к нему на телегу) и сидит на дровах. Вун привез ее во двор, посадил у хате — вона засмеялась, потом у комин да й пошла-а!» [ПА, Тонеж]; «Возвращался на Сухий четверг один с поля, а к нему на борону русалка села, приехала домой, села на грубку…» [ПА, Челхов].

Из других форм запретов фиксировались также следующие: нельзя спать в дневное время, топить печь на Троицу до тех пор, пока не сходят на кладбище, купаться в реке, аукаться и перекликаться в лесу, толочь зерно в ступе, иначе русалки будут «толкти тебе». С последним из этих запретов связаны, по-видимому, формулы угроз, что русалка истолчет в ступе."

Так, символ русалки - это не только вечно юная девушка, слишком рано ушедшая из жизни, но и хранительница традиций и запретов. 🧜‍♀️

Делитесь в комментариях, какая русалка вам ближе: с хвостом или без хвоста?

Немного о русалках
Показать полностью 1
4

Профилактика эмоционального выгорания у коррекционных педагогов

В настоящее время в России наблюдается кадровый дефицит педагогов общего направления, а также коррекционных педагогов.  По данным Минпросвещения, около 16 тысяч человек требуется для работы в коррекционной сфере на 2022 год. Заместитель председателя Комитета Совфеда по социальной политике Мохмад Ахмадов отмечает, что тенденция на кадровый голод в этой сфере не только сохранится, но и усилится.

Ситуация складывается таким образом, что для детей с особыми образовательными потребностями не могут осуществить в полной мере своё право на образование из-за нехватки квалифицированных кадров.

Речь идёт не только о том, что данная сфера не является популярной среди выпускников педагогических вузов, но и о том, что растёт процент увольнения педагогов из коррекционных учреждений.

Одной из причин завершения карьеры в сфере коррекционной педагогики может быть эмоциональное выгорание, которое приводит к безразличному, а, в некоторых случаях, к крайне отрицательному отношению к сфере своей деятельности.

Под эмоциональным выгоранием зачастую понимают состояние опустошённости, низкий уровень мотивации и повышенную тревожность, в то время как это понятие несёт в себе намного более глубокий смысл.

Следует отметить, что эмоциональное выгорание – это механизм защиты человека, который комплексно затрагивает не только его профессиональную сферу, но и личностную, а также коммуникативную.

Нельзя не отметить связь выгорания с психосоматическими проявлениями, а также с различными болезнями на уровне соматики. Так, можно привести определение эмоционального выгорание, данное Бойко В.В., которое гласит, что выгорание – это полное или частичное игнорирование некоторых психотравмирующих факторов в процессе профессиональной деятельности [1].

Здесь необходимо подчеркнуть вытеснение негативных чувств и эмоций, которые, в свою очередь, имеют прямое влияние на психологическое здоровье и благополучие человека.

Если рассматривать стадии выгорания, то можно вкратце описать их следующим образом:
▸ослабевание, затухание чувств по отношению к окружающим;
▸стадия конфликтности, когда проявляется напряжение и озлобленность;
▸финальная стадия, при которой наблюдается тенденция к асоциальности [2].

Для понимания причин эмоционального выгорания, можно остановиться на теории, которая связывает эмоциональное выгорание со стажем работы в учреждении. Так, можно выделить три кризиса, связанных со стажем, у педагогов.

Кризис 1-го года: как правило связан с тем, что молодой педагог со всем рвением вступает в профессиональную деятельность, и очень быстро понимает, что не всего его идеи, а также не все его представления о работе соответствуют реальности.

Кризис 5-7 лет: возникает тогда, когда педагог уже добился определённых успехов в карьере, и, новые достижения не приносят такой радости и удовольствия. В это время развиваются недопонимания и разногласия с коллегами, что становится причиной для тревожности и ухудшения настроения в коллективе.

Кризис 12-15 лет: в этот период у педагога инновации, необходимость бумажной работы, внедрения новых технологий вызывают отторжение и протест. Педагог хочет оставаться в спокойствии, в дали от коллектива, работы, быть «незамеченным» [3].

Помимо стадий выгорания, необходимо описать и факторы, которые могут способствовать этому процессу. К таким факторам можно отнести:

  • Личностный фактор исходит из чувства собственной значимости, удовлетворенности своей работы, а также из возможности достижений в рамках профессиональной деятельности.

  • Ролевой фактор связан с согласованностью позиций в рамках организации, насколько слажена командная работа, а также, насколько ясны и прозрачны должностные обязанности каждого из сотрудников.

  • Организационный фактор относится к стилю руководства, уровню авторитарности, обратной связи от руководства, возможному уровню самостоятельности и ответственности.

Для того, чтобы перейти к самой сущности эмоционального выгорания у педагогов, необходимо рассмотреть практические исследования, направленные на изучение данной тематики.

Интересными представляются исследования, раскрывающие взаимосвязь личностных особенностей и фактов выгорания. Так, в исследовании Писаревской М.А. эмпирическим путём было доказано, что педагоги, имеющие проблемы в межличностных отношениях, и не умеющие выстраивать доверительные отношения с окружающими, в большей степени подвержены выгоранию.Была проведена корреляция, которая показала связь между уровнем эмоционального истощения и отсутствие способности противостоять социальному давлению, а также отсутствию возможности самостоятельно принимать решение [4].

В работе Емельяновой Т.П. и Шуралёвой Е.И. была выявлена взаимосвязь личностных аспектов и уровня выгорания у коррекционных педагогов. Так, низкий уровень эмпатии, невозможность проявить милосердие и сострадание, слабость социальных контактов являются личностными факторами, которые могут привести к эмоциональному выгоранию [5].

Исследования Молчановой Л.Н. показывают, что смысложизненные ориентации и локус-контроля могут иметь влияние на подверженность эмоциональному выгоранию.

Убеждённость в возможности контролировать свою жизнь, позитивные смысложизненные установки и рефлексия препятствуют процессу эмоционального выгорания. Соответственно, осмысленность жизни как процесса, рефлексия могут быть одними из важных факторов для противостояния выгорания [6].

Естественно, что специальное коррекционное учреждение не должно допускать выгорание сотрудника до второй и третьей стадии, но в идеальной картине, должны быть разработаны превентивные методы, которые уберегали бы педагогов и от первой стадии.  Таким образом, мы приходим к выводу, что для построения эффективной помощи педагогам, а также создания условий, в рамках которых их психологическому здоровью не будут угрожать различные факторы, необходимо изучить особенности эмоционального выгорания эмпирическим путём.

Следовательно, встаёт необходимость разработки психологических условий или психологической программы помощи, тренинга, или сопровождения коррекционных педагогов различных типов учреждения для того, чтобы создать превентивные меры.

К психологическим условиям можно отнести следующие:

  • Оптимизация рабочего пространства: графика, часов нагрузки, учёт времени отдыха педагога в его работе;

  • Рабочая среда: соответствие рабочего пространства стандартам СанПина, наличие зон отдыха и кабинета разгрузки для педагогов;

  • Система мотивации: адекватное поощрение и признание достижений педагога (конкурсы мастерства, возможности профессионального роста внутри учреждения);

  • Доступ к образовательным процессам для педагогов: семинары, тренинги, круглые столы по вопросам профилактики эмоционального выгорания;

  • Поддержка, супервизия: организация встреч с психологом в рамках групповой и индивидуальной работы, создание группы поддержки внутри коллектива [7].

Также целесообразно вырабатывать навыки взаимопомощи среди коллег. Вместе с точечными средствами и методами профилактики эмоционального выгорания, необходимо вести работу с навыками самопомощи и самоуспокоения. Поэтому, рекомендуется организовать специально место для отдыха, где педагог сможет реализовать данную помощь. К самопомощи можно отнести: визуализацию, медитативные техники, дыхательные техники для регуляции психофизиологического состояния [8].

В работе Д.С. Сурова, Е.Н. Скрипачевы представлены также нестандартные методы для профилактики и работы с эмоциональным выгоранием у педагогов. Так, они предлагают включить техники телесно-ориентированной терапии, так как выгорание затрагивает не только психологический, но и физиологический компонент.

В рамках предложенных техник можно отметить техники дыхания, так как дыхание напрямую связано с реагированием в стрессовой ситуации, а также техники, направленные на работу с мышечными блоками, что будет иметь позитивный эффект не только на психологическое благополучие, но и на общее физическое состояние педагога [9].


Список литературы:

  1. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других. М.: Наука, 1997. - С.115-154.

  2. Чердымова, Е.И. Синдром эмоционального выгорания специалиста: монография / Е.И. Чердымова, Е.Л. Чернышова, В.Я. Мачнев. – Самара: Изд-во Самарского университета, 2019. – 124 с

  3. Фокина И.В., Цатурян М.О. Профилактика профессионального выгорания у педагогов: методическое пособие / Фокина, М. О. Цатурян. — Вологда: Вологодский ин-т развития образования, 2018. – 36 с.

  4. Писаревская М.А. Эмоциональное выгорание педагога и его психологическое благополучие // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 №4

    5. Емельянова Т.П., Шуралева Е.И. Личностные факторы эмоционального выгорания педагогов коррекционной школы // Горизонты гуманитарного знания. 2018. №5.

    6. Молчанова Л. Н., Кузнецова А. А. Рефлексивно-смысловая регуляция состояния психического выгорания у педагогов специального коррекционного образовательного учреждения и оценивание ее эффективности // Перспективы науки и образования. 2019. № 2 (38). С. 212- 228.

    7. Ильбрехтене, Л. Н. Организационно-педагогические условия профилактики эмоционального выгорания специалистов коррекционных центров / Л. Н. Ильбрехтене. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 52 (551). — С. 402-404.

    8. Брешковская К.Ю., Бобровникова Н.С. Особенности профилактики профессионального выгорания у педагогических работников // Мир науки. Педагогика и психология. 2021. №5.

    9. Суров Д. Е., Скрипачева Е. Н., Бенелли Л. Н. Программа профилактики синдрома выгорания у педагогов коррекционных образовательных учреждений на базе телесно-ориентированной терапии // Вестник Московского информационно-технологического университета – Московского архитектурно-строительного института. 2022. №2.

Показать полностью
17

Как оптимально выстроить общение с человеком с расстройством аутистического спектра: короткие рекомендации

Добрый день, дорогие друзья! С вами Анастасия Дмитриевна Домашкевич : учитель-дефектолог и клинический психолог.

Сегодня наш пост будет немного отличаться от привычной тематики, так как в нём не будет арт-терапии, но будет кое-что очень важное и актуальное.

В течение последних десяти лет я постоянно работаю в сфере коррекции и вижу, как меняется отношение к людям с расстройством аутистического спектра.

И, на самом деле, меня очень радуют эти перемены. Наше общество постепенно готовится к тому, что люди с нейроотличиями - это не пришельцы с другой планеты, а такие же люди со своими чувствами, эмоциями и потребностями.

Сегодня мне хотелось бы кратко остановиться на некоторых знаковых моментах, которые касаются психологических особенностях людей с расстройством аутистического спектра и сделать небольшой "гайд" по тому, как выстраивать общение с нейроотличными людьми, чтобы оно было приятным и безопасным.

1. Люди с РАС испытывают весь спектр эмоций и чувств.
В действительности, долгое время ходил миф о том, что они малоэмоциональны или вообще не способны к такому же уровню чувств, что и нейротипичные люди. Это не так. Люди с РАС вполне себе способы на проживание сильных и интенсивных чувств и эмоций, здесь скорее вопрос в том, как они хотят это транслировать в окружающий мир, и то, что их пути отображения эмоций может отличаться от привычных "социально одобряемых методов".

2. Люди с РАС очень даже способны любить, дарить любовь и заботу, быть вовлеченными в отношения.
Они также заинтересованы в построении семьи, дружеских отношений, у них нет "атрофии любовной функции". Тут важно отметить, что каждому человеку нужно пространство для безопасного выражения этой любви: без давления и принуждения. Иногда любовь выражается не в широких жестах, а в мелочах: взгляде, прикосновении, добром слове.

3. Люди с РАС не гениальные.
На самом деле, даже был такой период, когда все говорили о "детях-индиго", которые были немножко не такие, но обязательно гениальные. Случается, что люди с РАС "ловят" гиперфиксацию и останавливают своё внимание на какой-то теме, глубоко и интенсивно её изучают, но в других сферах они могут быть недостаточно "просвещены". Не стоит ожидать и, более того, требовать от нейроотличного человека проявления каких-то "особенностей". Словами : "У тебя РАС, но зато отлична память" - вряд ли можно поддержать или выразить своё хорошее отношение.

Но вместе с описанием особенностей взрослых, хочется также указать и на оптимальные способы выстраивания общения с детьми, так как от детей с РАС зачастую родители, общество и педагоги могут требовать слишком многого.

1. Не стоит использовать сложные речевые конструкции.
Если ребёнок плохо/мало говорит, или у него сниженное понимание обращенной речи. Да, безусловно, мы должны развивать детскую речь, но не обрушивать на ребёнка поток непонятных ему слов, а постепенно и поэтапно.

2. Необходимо делать упор на изучение чувств и эмоций.
Вы можете использовать карточки, видеоматериалы, самостоятельно обучать ребёнка с РАС дифференциации (различению эмоций). В общении с нейроотличным ребёнком всегда здорово уточнять: что ты чувствуешь? на какую эмоцию это похоже? Желательно также помогать ребёнку разобраться в его текущем состоянии, а не требовать безошибочного определения эмоций самостоятельно.

3. Уважайте их специнтересы.
На самом деле, взрослым эти специнтересы могут казаться скучными и даже лишними. Но и детям наша работа может казаться не слишком веселой, не так ли? Следует бережно и уважительно относиться к интересам ребёнка, поощрять и мягко руководить ими, а не пресекать, если они "не нравятся" или "не такие, какие мы хотим".

4. Аутостимуляция - это нормально.
Дети с РАС любят кружиться, хлопать в ладоши, что-то крутить в руках - и это их способ самоуспокоения. Представьте, что у вас есть палочка-выручалка, которая помогает вам успокоиться в сложный момент, но приходит какой-то большой и серьезный взрослый и отбирает её у вас. Требование: "Успокойся сам!" - для ребёнка практически невозможно.
В первую очередь следует работать над установлением гармоничной психоэмоциональной среды дома, в школе, на занятиях, чтобы сократить количество аутостимуляций, а не лишать ребёнка возможности привести себя в чувство самостоятельно.

2 апреля - всемирный день распространения информации об аутизме. Я уверена, что если сегодня каждый из нас прочитает что-то новое, обсудит это со своим другом, так, по цепочке от человека к человеку, полезной и правдивой информации об аутизме станет больше.

Мы все очень разные, но мы все достойны уважения, принятия, любви и понимания!

Как оптимально выстроить общение с человеком с расстройством аутистического спектра: короткие рекомендации
Показать полностью 1
Отличная работа, все прочитано!