4

Профилактика эмоционального выгорания у коррекционных педагогов

В настоящее время в России наблюдается кадровый дефицит педагогов общего направления, а также коррекционных педагогов.  По данным Минпросвещения, около 16 тысяч человек требуется для работы в коррекционной сфере на 2022 год. Заместитель председателя Комитета Совфеда по социальной политике Мохмад Ахмадов отмечает, что тенденция на кадровый голод в этой сфере не только сохранится, но и усилится.

Ситуация складывается таким образом, что для детей с особыми образовательными потребностями не могут осуществить в полной мере своё право на образование из-за нехватки квалифицированных кадров.

Речь идёт не только о том, что данная сфера не является популярной среди выпускников педагогических вузов, но и о том, что растёт процент увольнения педагогов из коррекционных учреждений.

Одной из причин завершения карьеры в сфере коррекционной педагогики может быть эмоциональное выгорание, которое приводит к безразличному, а, в некоторых случаях, к крайне отрицательному отношению к сфере своей деятельности.

Под эмоциональным выгоранием зачастую понимают состояние опустошённости, низкий уровень мотивации и повышенную тревожность, в то время как это понятие несёт в себе намного более глубокий смысл.

Следует отметить, что эмоциональное выгорание – это механизм защиты человека, который комплексно затрагивает не только его профессиональную сферу, но и личностную, а также коммуникативную.

Нельзя не отметить связь выгорания с психосоматическими проявлениями, а также с различными болезнями на уровне соматики. Так, можно привести определение эмоционального выгорание, данное Бойко В.В., которое гласит, что выгорание – это полное или частичное игнорирование некоторых психотравмирующих факторов в процессе профессиональной деятельности [1].

Здесь необходимо подчеркнуть вытеснение негативных чувств и эмоций, которые, в свою очередь, имеют прямое влияние на психологическое здоровье и благополучие человека.

Если рассматривать стадии выгорания, то можно вкратце описать их следующим образом:
▸ослабевание, затухание чувств по отношению к окружающим;
▸стадия конфликтности, когда проявляется напряжение и озлобленность;
▸финальная стадия, при которой наблюдается тенденция к асоциальности [2].

Для понимания причин эмоционального выгорания, можно остановиться на теории, которая связывает эмоциональное выгорание со стажем работы в учреждении. Так, можно выделить три кризиса, связанных со стажем, у педагогов.

Кризис 1-го года: как правило связан с тем, что молодой педагог со всем рвением вступает в профессиональную деятельность, и очень быстро понимает, что не всего его идеи, а также не все его представления о работе соответствуют реальности.

Кризис 5-7 лет: возникает тогда, когда педагог уже добился определённых успехов в карьере, и, новые достижения не приносят такой радости и удовольствия. В это время развиваются недопонимания и разногласия с коллегами, что становится причиной для тревожности и ухудшения настроения в коллективе.

Кризис 12-15 лет: в этот период у педагога инновации, необходимость бумажной работы, внедрения новых технологий вызывают отторжение и протест. Педагог хочет оставаться в спокойствии, в дали от коллектива, работы, быть «незамеченным» [3].

Помимо стадий выгорания, необходимо описать и факторы, которые могут способствовать этому процессу. К таким факторам можно отнести:

  • Личностный фактор исходит из чувства собственной значимости, удовлетворенности своей работы, а также из возможности достижений в рамках профессиональной деятельности.

  • Ролевой фактор связан с согласованностью позиций в рамках организации, насколько слажена командная работа, а также, насколько ясны и прозрачны должностные обязанности каждого из сотрудников.

  • Организационный фактор относится к стилю руководства, уровню авторитарности, обратной связи от руководства, возможному уровню самостоятельности и ответственности.

Для того, чтобы перейти к самой сущности эмоционального выгорания у педагогов, необходимо рассмотреть практические исследования, направленные на изучение данной тематики.

Интересными представляются исследования, раскрывающие взаимосвязь личностных особенностей и фактов выгорания. Так, в исследовании Писаревской М.А. эмпирическим путём было доказано, что педагоги, имеющие проблемы в межличностных отношениях, и не умеющие выстраивать доверительные отношения с окружающими, в большей степени подвержены выгоранию.Была проведена корреляция, которая показала связь между уровнем эмоционального истощения и отсутствие способности противостоять социальному давлению, а также отсутствию возможности самостоятельно принимать решение [4].

В работе Емельяновой Т.П. и Шуралёвой Е.И. была выявлена взаимосвязь личностных аспектов и уровня выгорания у коррекционных педагогов. Так, низкий уровень эмпатии, невозможность проявить милосердие и сострадание, слабость социальных контактов являются личностными факторами, которые могут привести к эмоциональному выгоранию [5].

Исследования Молчановой Л.Н. показывают, что смысложизненные ориентации и локус-контроля могут иметь влияние на подверженность эмоциональному выгоранию.

Убеждённость в возможности контролировать свою жизнь, позитивные смысложизненные установки и рефлексия препятствуют процессу эмоционального выгорания. Соответственно, осмысленность жизни как процесса, рефлексия могут быть одними из важных факторов для противостояния выгорания [6].

Естественно, что специальное коррекционное учреждение не должно допускать выгорание сотрудника до второй и третьей стадии, но в идеальной картине, должны быть разработаны превентивные методы, которые уберегали бы педагогов и от первой стадии.  Таким образом, мы приходим к выводу, что для построения эффективной помощи педагогам, а также создания условий, в рамках которых их психологическому здоровью не будут угрожать различные факторы, необходимо изучить особенности эмоционального выгорания эмпирическим путём.

Следовательно, встаёт необходимость разработки психологических условий или психологической программы помощи, тренинга, или сопровождения коррекционных педагогов различных типов учреждения для того, чтобы создать превентивные меры.

К психологическим условиям можно отнести следующие:

  • Оптимизация рабочего пространства: графика, часов нагрузки, учёт времени отдыха педагога в его работе;

  • Рабочая среда: соответствие рабочего пространства стандартам СанПина, наличие зон отдыха и кабинета разгрузки для педагогов;

  • Система мотивации: адекватное поощрение и признание достижений педагога (конкурсы мастерства, возможности профессионального роста внутри учреждения);

  • Доступ к образовательным процессам для педагогов: семинары, тренинги, круглые столы по вопросам профилактики эмоционального выгорания;

  • Поддержка, супервизия: организация встреч с психологом в рамках групповой и индивидуальной работы, создание группы поддержки внутри коллектива [7].

Также целесообразно вырабатывать навыки взаимопомощи среди коллег. Вместе с точечными средствами и методами профилактики эмоционального выгорания, необходимо вести работу с навыками самопомощи и самоуспокоения. Поэтому, рекомендуется организовать специально место для отдыха, где педагог сможет реализовать данную помощь. К самопомощи можно отнести: визуализацию, медитативные техники, дыхательные техники для регуляции психофизиологического состояния [8].

В работе Д.С. Сурова, Е.Н. Скрипачевы представлены также нестандартные методы для профилактики и работы с эмоциональным выгоранием у педагогов. Так, они предлагают включить техники телесно-ориентированной терапии, так как выгорание затрагивает не только психологический, но и физиологический компонент.

В рамках предложенных техник можно отметить техники дыхания, так как дыхание напрямую связано с реагированием в стрессовой ситуации, а также техники, направленные на работу с мышечными блоками, что будет иметь позитивный эффект не только на психологическое благополучие, но и на общее физическое состояние педагога [9].


Список литературы:

  1. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других. М.: Наука, 1997. - С.115-154.

  2. Чердымова, Е.И. Синдром эмоционального выгорания специалиста: монография / Е.И. Чердымова, Е.Л. Чернышова, В.Я. Мачнев. – Самара: Изд-во Самарского университета, 2019. – 124 с

  3. Фокина И.В., Цатурян М.О. Профилактика профессионального выгорания у педагогов: методическое пособие / Фокина, М. О. Цатурян. — Вологда: Вологодский ин-т развития образования, 2018. – 36 с.

  4. Писаревская М.А. Эмоциональное выгорание педагога и его психологическое благополучие // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 №4

    5. Емельянова Т.П., Шуралева Е.И. Личностные факторы эмоционального выгорания педагогов коррекционной школы // Горизонты гуманитарного знания. 2018. №5.

    6. Молчанова Л. Н., Кузнецова А. А. Рефлексивно-смысловая регуляция состояния психического выгорания у педагогов специального коррекционного образовательного учреждения и оценивание ее эффективности // Перспективы науки и образования. 2019. № 2 (38). С. 212- 228.

    7. Ильбрехтене, Л. Н. Организационно-педагогические условия профилактики эмоционального выгорания специалистов коррекционных центров / Л. Н. Ильбрехтене. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 52 (551). — С. 402-404.

    8. Брешковская К.Ю., Бобровникова Н.С. Особенности профилактики профессионального выгорания у педагогических работников // Мир науки. Педагогика и психология. 2021. №5.

    9. Суров Д. Е., Скрипачева Е. Н., Бенелли Л. Н. Программа профилактики синдрома выгорания у педагогов коррекционных образовательных учреждений на базе телесно-ориентированной терапии // Вестник Московского информационно-технологического университета – Московского архитектурно-строительного института. 2022. №2.