Пилюля Титанов...1
Хадзимэ Исаяма, создатель "Атаки титанов" теперь однозначно мой кумир. В мире год за годом становится все веселее. Почти два года длится русско-украинская война, под шумок азербайджанцы в Арцахе проводят этнические чистки, теперь палестинские террористы убивают евреев, а евреи в отместку собираются устроить палестинцам геноцид. На этом фоне 10 лет выходит аниме, распространившееся далеко за пределы аниме-коммьюнити, посвященное войне, геноциду, дегуманизации и прочим жутко актуальным темам. Захватывало с первых серий: ну разве может быть плохим мультфильм, который начинается с того, что маму протагониста-ребенка съедают у него на глазах? Теперь публика с нетерпением ждала финала: что же скажет нам автор, каким гуманистическим посылом завершит свое произведение, как удастся прервать круговорот насилия в отдельно взятой аниме-вселенной? И вот вам, пожалуйста: выходит автор и говорит... А НИКАК БЛЯДЬ. Вы, сука дебилы ебанные, воевали, воюете и воевать будете. Точка. Помню, люди читавшие мангу, почему-то прочили слитую концовку. Но слитая концовка - это "Игра престолов" или там "Масс Эффект". А тут все отлично.
В чем прикол "Атаки титанов"? Главным образом, в сеттинге. Сеттинг этот раскрывается полностью лишь в конце третьего сезона. Все остальное время по задумке автора вы должны так же ошибочно представлять себе мир, как и основные персонажи. Поэтому, если соберетесь смотреть, то имеет смысл не читать дальше. Итак, когда-то давным-давно тамошний мир находился на стадии бронзового века, а король Фриц захватил в рабство девочку Имир. И вот как-то гонял ее по лесу с целью убить забавы ради. Спасаясь от преследования, Имир упала в какую-то яму, а там - Галлюциногения. Только не та обычная многоножка из Кембрия, а волшебная (не спрашивайте - это там никак не объясняется). Присосавшись к Имир, она дала ей способность, всячески игнорируя закон сохранения массы, превращаться в огромное человекоподобное нечто - Титана. Но, вместо того, чтобы тут же расплющить короля Фрица Имир продолжила ему служить, еще и кучу детей нарожала. Почему? Потому что любовь. Вот здесь бы развернуть фемоптику: "женщина как первораб, порабощенный сказками о романтической любви", но мне, слава Богу, за такое не платят. Дети Имир унаследовали способность превращаться в титанов. Большинство - в диких и неразумных. Но некоторые получили особых разумных титанов с суперсилами: бронированный, гигантский (в смысле совсем), женская особь (не спрашивайте, но это суперсила). Так зародился народ - эльдийцы, они же "дети Имир". Со своими титанами они быстро развернулись и поработили полмира, легко разматывая примитивные воинства. Особенно досталось некому племени Марли.
Эльдийцы были всемирными угнетателями сколько-то веков, пока очередной эльдийский король не решил, что все это ему... надоело. Он скомандовал своим подданным (не всем, но многим) убраться на отдаленный остров Парадиз. Там он обнес соотечественников тремя рядами стен и стер им память (не спрашивайте, но он так может). За всеми этими происшествиями прошло много лет. Теперь на континенте вместо Эльдии правит империя Марли - бывшие угнетенные стали теми еще фашистами-милитаристами. В Марли живут и потомки оставшихся на континенте эльдийцев - сидят в гетто, носят желтые повязки (без палева отсылка). Марлийские менты вполне могут затравить эльдийскую девочку собаками развлечения ради. Но эльдийцы сидят и не чирикают. А главное служат пушечным мясом в марлийской армии. Включая тех, кому передаются особые титанические силы - "воины". Стать "воином" - это один из немногих способов для эльдийцев обеспечить себе достойную жизнь. Теперь уже марлийцы кошмарят полмира, используя титанов в качестве военной силы. Впрочем, технологически на дворе уже начало 20го века - на фоне артиллерии и броненосцев титаны уже не такое уж супероружие, вот-вот устареют. Эльдийцев при этом мощно опыляют пропагандой. Некоторые искренне убеждены, что они все это заслужили и им вообще лучше сгинуть навеки вечные.
Дегуманизация какой-либо группы, как правило, основана на производстве паники: "мы, группа А, должны кошмарить группу Б потому что иначе они будут кошмарить нас". Угнетатели убеждают себя, что угнетенные - это монстры. Тогда угнетение - не угнетение, а самозащита. В реальности обычно идут в ход разные выдумки - расовая антропология про диких "от природы" негров, кровавый навет на евреев, рассказы про исключительную склонностью мусульман к терроризму. Здесь же все доведено до апофеоза: эльдийцы - это не моральная паника, они действительно монстры. Так-то они люди, но каждый - потенциальный титан, который сожрет всех вокруг. Ко всему прочему, эльдийцы еще и подключены к своего рода хайвмайдну, через который их король может отдавать им любые приказы - хоть титанами обратиться, хоть забыть все на свете. Кажется, Джон Локк примерно так же представлял себе католиков, подключенных к Римскому престолу, когда предлагал их поражать в правах. А уж поражение эльдийцев в правах или их полное уничтожение и подавно кажется всем разумной мерой. А исход эльдийцев на остров Парадиз никого не устроил. Мечта Марли да и все цивилизованного мира - это высадиться туда и добить "эльдийских дьяволов". Без чего просто никто не может чувствовать себя в безопасности. К этому они и готовятся, а в качестве передового отряда посылают эльдийцев-воинов, чья задача вести разведку и сеять хаос в преддверии основного вторжения. На протяжении трех сезонов марлийские эльдийцы и парадизовские рубятся друг с другом, не понимая что происходит, как это вообще и зачем. Особенно, конечно, не понимают парадизовские (от лица которых основное повествование): они после потертой памяти вообще убеждены, что их город за стенами единственное обитаемое место на планете, а вокруг только дикие титаны.
Когда Парадиз узнает, что происходит на самом деле - быстро приходит понимание, что раз Марли хочет уничтожить их, то им надо уничтожить Марли да и весь мир заодно. Получается классическая security dilemma - все стремятся обеспечить себе безопасность путем уничтожения противника. Парадиз технологически отстает от континента на пару веков, зато у него в загашнике осталась этакая красная кнопка - эльдийская королевская кровь может спустить на мир таких огромных титанов, что от них никакие броненосцы уже не помогут. Главные герой - Эрен Йегер, юноша, которому в ходе сложных сюжетных пертурбаций досталась сила "атакующего титана", а тот, помимо прочего, способен заглядывать в будущее (после волшебной многоножки уже ничего ведь удивлять не должно, верно?) И вот этот Пол Муаддиб, то есть, простите, Эрен Йегер смотрит в будущее и видит, что вариант всемирного геноцида - единственный. При любом другом раскладе Парадиз сотрут с лица земли, а всех его жителей убьют. Многие на Парадизе поддерживают план "оборонительного геноцида", становясь "йегеристами". Но, как водится, самыми радикальными оказываются диванные вояки. А вот ветераны Разведкорпуса, который все это время сражался с титанами и воинами и откуда был сам Эрен, занимают позицию "Эрен, ты что, ебанулся?!" Вся интрига финала: марлийские эльдийцы-воины и парадизовский разведкорпус, пытаются остановить всемирный геноцид.
И у них это... не получается. Титаны успевают растоптать 80% цивилизованного мира перед тем, как бывшие сослуживцы и друзья Эрена его убивают. Но оказывается, что в этом и была задумка - он умрет, будучи злодеем, а его друзья-эльдийцы станут героями. Высадка на Парадиз окажется невозможной уже ни морально, ни физически - при 80% разрушений. Понятно, конечно, почему от такого финала у некоторых бомбануло (например, у чувак:инь из Доксы). Дескать, Эрен выпилил миллиарды людей, а его предлагается понять и простить? Но где вы были 8 лет, в смысле три предыдущие сезона? Даже дикие титаны Парадиза - самая жуть первых сезонов - и те оказываются жертвами, которых можно понять и простить (это марлийцы так казнят своих эльдийцев, отправляя их на Парадиз и превращая в титанов). Что марлийские воины, что парадизовский Разведкорпус - все это хорошие люди, сражающиеся ради своих близких. Просто именно ради них и им и нужно убить друг друга - свою точную копию, только по ту сторону баррикад. Понять и простить там предлагают вообще всех: эльдийцев и марлийцев, воинов и разведкорпус. Все одновременно и агрессоры и жертвы, угнетатели и угнетенные. Так бывает. Собственно, разве бывает вообще как-то иначе?
Понять и простить на самом деле очень сложно. Для самых тупых это еще раз проговаривают в четвертом сезоне в арке Габи и Саши. То, что воины и разведкорпус в итоге бьются вместе за общее благо - это в действительности большое достижение. Но на такое оказываются способны лишь люди пережившие потери и знающие цену войне. Обычные марлийцы и эльдийцы продолжают тыкать друг в друга винтовками, стоит лишь титанической угрозе отступить. В финале волшебная многоножка уползает обратно туда откуда бы она ни выползла, жившая какой-то квази жизнью Имир становится свободна, а эльдийцы - больше не титаны. Но что это меняет? Ничего. Титаны ушли, а дебилы остались. В финале на Парадизе побеждает йегеризм, Эрена объявляют героем и зигуют в присядку, а ветераны Разведкорпуса плывут домой, гадая сразу их там вздернут или немного погодя. На континенте вроде бы не лучше. Проблема была не в титанах, а в дебилах.
И это все очень знакомо. Русские йегеристы нынче репетируют нажатие красной кнопки, а русские антийегеристы заламывают руки в самоосуждении и наверняка одобрили бы план Зика по самостерилизации. Евреи потрясают памятью о Холокосте вперемешку с призывами устроить такой же Холокост палестинцам, ведь каждый палестинец - урожденный монстр-террорист. Если люди на передовой, уставшие от переживания потерь, еще могут понять друг друга, то среди диванных войск царит тотальная непримиримость, готовность идти до конца.
Судя по титрам, мир на Парадизе продержался от силы лет сто - после чего уже футуристические небоскребы сгорели в огне и поросли мхом. Но все герои к тому времени уже благополучно умерли от старости (из тех, кто пережил три сезона). Невозможно остановить круговорот насилия, можно лишь добиться передышки для себя и близких. Чуда не случилось - человечество не изменилось. Зато хоть Микаса смогла прожить нормальную жизнь и умереть в окружении потомков.
"Атака Титанов" - это такая пилюля от оптимистических иллюзий. Пилюля горькая, но похоже правдивая. Нам очень хочется верить в силу разума, прогресса и просвещения. В то, что мир и процветание - это норма, тогда как война, геноцид, тирания, массовый психоз - это все это лишь редкие досадные исключения. Но вполне может быть, что такие представления о норме в корне неверны, а верно ровно противоположное. Но тем больше поводов для того, чтобы ценить редкие моменты передышки.
Михаил Пожарский©