Andrypsi

Пикабушник
194 рейтинг 17 подписчиков 4 подписки 7 постов 4 в горячем
Награды:
5 лет на Пикабу
8

История из практики сопровождения.

Как-то работал с парнем, молодой – лет под 30 не больше. Работал в формате коучинка – это первая консультация и дальше 3 месяца сопровождения. Так вот, обратился он с проблемой, что со своей любимой девушкой постоянно ссорится. Понимает, что есть в нем что-то, что провоцирует на гнев, но никак сам решить проблему не может. Теряет контроль и ругается с ней, хотя и не хочет.

Разбираем ситуацию – самая яркая в его воспоминании – то, что он возвращается домой, он знает, что у нее завтра ответственный день и она очень волнуется, а значит придя домой, на него снова нападут по какой-либо фигне. Он напряжен, хотя и понимает, что она хочет поддержки. Так вот, приходит он домой и все случается так, как он и думал – она предъявляет ему за какой-то полнейший пустяк, что-то из разряда, что он не видит, что в квартире чисто, а он без очков и зрение минус 3 и разуться не успел. В ответ он начинает злиться. Естественно они разругиваются в пух и прах, он успокаивается, пытается помириться, натыкается на стену из ее обиды и снова моментально впадает в гнев. Начинаем разбирать, что есть этот гнев. Описываю ему модель здоровых и нездоровых негативных эмоций. https://pikabu.ru/story/zdorovyie_i_nezdorovyie_negativnyie_...

Гнев – иллюзия превосходства. Он отрицает это, мол у меня обида, хорошо, говорю я. Рассказываю, что такое обида, он сидит и замолкает. На всякий прохожусь по остальным эмоциям и вижу, как он постепенно меняется в лице.


- Да ну, быть не может, чтобы иллюзия превосходства. Я же не ставлю себя выше ее...

- Хорошо, а что именно тебя злит? Она ведь просит поддержки – так?

- Да, но я ведь умею нормально просить поддержки, когда нужно, почему она не может? Я сколько раз ей говорил.

Я молчу и смотрю на него. Видно, что процесс запущен и видно, что ему больно с этим соприкасаться, но он молодец. Идет туда, не убегает, не защищается.

- Да, я могу, а она нет и именно это меня и злит. Вот я…

И замолкает, молчу и я, смотрю на него и ласково улыбаюсь, я рад, что он понял. Он рад что он понял, но ему больно. Видно, что ушел глубоко в эти мысли. Спрашиваю его:

- Переживаешь все эти ситуации?

- Да

Проходит еще минут 5-10 в молчании.

- Вы говорите, что есть сопровождение. А как мне впредь не злиться на нее? Это сейчас понимаю, вдруг завтра забуду.

- А вот для этого у нас будут домашние задания и встречи, чтобы научиться не реагировать негативной эмоцией на негативную эмоцию. Ну и понимать, и принимать ее эмоции и чувства


На этом наша сессия закончилась. Дальше в течении 3х месяцев раз в неделю мы проводили встречи, разбирали ситуации, но он очень хорошо усвоил нашу первую сессию. Помог избавиться от накопившихся на нее обид, переосмыслить ее поведение и принять его. Ну и он научился без внутреннего напряжения реагировать на подобные просьбы о поддержки, вообще без какого-либо раздражения и гнева. Поначалу иногда забывался, но понимал, что что-то не то очень быстро и успокаивался без последующих взрывов.


Но так просто бывает далеко не всегда. Не все хотят слышать и переступать через гордыню, и не все готовы брать ответственность за отношения на себя.

Показать полностью
3

Здоровые и нездоровые негативные эмоции.

Нездоровая или здоровая негативная эмоция по больше части определяется несколькими параметрами:


- Интенсивность (сила выраженности)

- Продолжительность

- Влияние на эффективность (насколько негативно)

- Влияние на здоровье


В плане интенсивности можно условно обозначит шкалу от 0 до 10 балов.


0 - это не вызывает эмоций какое-то событие.

10 – максимальное проявление эмоции.


Теперь Давайте вспомним самое яркое негативное ваше переживание. Вспомнили? Давайте теперь обозначим, сколько балов интенсивности вы можете дать этому переживанию? Поставили? Теперь давайте отметим на сколько интенсивное переживание сейчас, то есть на сколько сильный отклик вызывает у вас воспоминание об этом событии? Отметили? Хорошо, идем дальше.

Если у вас и ранее и сейчас свыше 5 баллов эмоциональная реакция, то это уже нездоровая негативная эмоция.


Теперь давайте разберем сами негативные эмоции и что это такое:

1) Гнев – это иллюзия силы, или иллюзия превосходства.

2) Обида – это подавленный гнев (страх перед гневом); Жалость к себе (неспособность доверять);

3) Тревога – все зависит только от меня.

4) Страх – Если это произойдет, то я не вынесу.

5) Стыд – Ты хуже, чем другие

6) Вина – Ты не имеешь права на ошибку.

7) Депрессия – ничего нельзя с этим сделать.

8) Одиночество – желание, что бы тебя наполнили (пустота)

9) Низкая фрустрационная толерантность (НФТ) – не совсем эмоция, но все же. Это про то, что «все должно быть так как мне удобно. Он должен был прийти, она должна была подумать и так далее.»


Что же с ними делают? В когнитивно-поведенческой мы трансформируем нездоровые негативные эмоции в здоровые негативные эмоции:

1) Гнев – негодование, раздражение.

2) Обида – огорчение, разочарование

3) Тревога – озабоченность(забота), волнение, беспокойство

4) Страх – сильное беспокойство

5) Стыд – неловкость

6) Вина – сожаление, раскаяние, сострадание

7) Депрессия – печаль, грусть

8) Одиночество – наполненность

9) НФТ – дискомфорт


В идеале конечно это разбираемся в самой эмоции, ее истоках и добиваемся того, что бы ситуациях. в которых раньше был гнев, было что-то другое, вообще не негативное. К примеру - это понимание и принятие.

Показать полностью
32

Я ничего не могу - у меня лапки. Или сбежать/зарыться.

Бывает такое, что нет ресурса, сил или энергии даже на просто жизнь. Хочется закопаться в толщу одеял и лежать закрывшись от всех трудностей. В такие моменты, эти трудности, могут принимать поистине исполинские размеры и казаться, что они вот-вот раздавят.

Такое часто бывает вызвано диссоциацией, то есть личность разбита и часть ее отвергается. Бывает депрессия, но она может быть следствием огромного количества различных явлений, по этому ее разбирать не буду. Бывает выгорание в следствии продолжительного стресса. Немного расскажу об диссоциации с позиции "телески". В данном случае есть переживания, или эмоции, которые загоняются вглубь, но так как ничего бесследно не уходит, то мы вынуждены постоянно прикладывать усилия для подавления этой эмоции. Как уже возможно читали, в итоге это приводит к вполне себе физически ощутимому зажиму.

Как известно, диссоциация имеет свойство разрастаться, если не регрессирует, и в итоге приходится делать все большее количество зажимов для ее подавления. И больше энергии уходит на их поддержание. Таким образом доходит до того, что хочется сбежать куда-то, зарыться и как-то скинуть весь этот груз. Но самая прелесть в том, что "куда бы мы не ехали, мы всегда берём с собой себя" (с).

Уж поверьте - это как и многое другое проверено лично на себе.


Наша психика удивительно изворотливая, заботясь о нас, она придумывает такие штуки, что иной раз, когда понимаешь ее очередной финт, хочется встать и аплодировать стоя.

Вот только привкус горчит и жить не даёт нормально. И вроде заботится, а эта забота загоняет под крышку гроба. Не всегда, конечно, но увы очень часто она помогает там, где не следовало бы.


В итоге в кабинете психолога клиент встречается с тем, от чего порой бегал всю сознательную жизнь.

Показать полностью
85

Эмоциональный стресс и выгорание

Большим уважением пользуется определение Исаева Д.Н., который характеризует эмоциональный стресс как "состояние ярко выраженного психоэмоционального переживания человеком конфликтных жизненных ситуаций, которые остро или длительно ограничивают удовлетворение его социальных или биологических потребностей".


В содержание этого термина входят как первичные эмоциональные и поведенческие реакции на экстремальные воздействия биологической или социальной среды, так и физиологические механизмы, лежащие в их основе. Чаще всего под эмоциональным стрессом понимались негативные аффективные переживания, сопровождающие стресс и ведущие к неблагоприятным изменениям в организме человека. Впоследствии было выяснено, что неожиданные и сильные благоприятные изменения также могут вызывать в организме типичные признаки стресса.


Невозможность удовлетворить ту или иную потребность вызывает психическое напряжение. Когда человек пытается решить две или более взаимоисключающие задачи, психическое напряжение достигает наивысших пределов и в результате формируется состояние, вызывающее нарушение адекватности поведения, чаще всего - фрустрация. Как мы уже поняли, это состояние возникает в результате конфликта мотивов, или более умным языком интрапсихическим конфликтом. Данный конфликт при длительном воздействии может перерасти в достаточно серьезную проблему.


Именно с ситуацией интрапсихического конфликта непосредственно связан и эмоциональный стресс. В эмоциональной сфере можно отдельно выделить чувство тревоги, переживание значимости текущей ситуации, так как типичные эмоциональные стрессовые реакции – страх, печаль или гнев. Далее эмоциональная напряженность может вылиться на физиологическом уровне. К примеру такие личности тяжелее переносят заболевания вирусными инфекциями.


Психологические реакции на эмоциональный стресс писать не буду, так как тогда каждый первый читатель диагностирует у себя эмоциональный стресс, в связи с тем, что они не отличимые от просто эмоций. А нам оно нужно считать, что мы постоянно в эмоциональном стрессе? Про фактор непроизвольного внушения в жизни и в медицине напишу позже, а сейчас мы вернемся к выгоранию. Выгорать не нужно.



Синдром эмоционального выгорания относят к выработанным личностью механизмам психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. Эмоциональное выгорание и профессиональное выгоранием - это фактически синонимы, так как очень часто связано с профессиональной деятельностью. Развивается синдром при длительном эмоциональном стрессе средней интенсивности, отсутствии какого-либо вознаграждения за выполняемую работу, не обязательно финансовое и характеризуется эмоциональным, умственным истощением и физическим утомлением. Эмоциональное выгорание также наступает при деятельности, которую индивид считает бесполезной, или вообще вредной. В последнем случае существование индивида весьма «интересное». Личность страдающий данным недугом перестает получать удовлетворение от работы и становится постепенно эмоционально отстранённым от повседневной деятельности – в этом помогает и телевизор, и алкоголь.


Фрейденберг указывал, что подобное состояние развивается у людей, склонных к сочувствию, идеалистическому отношению к работе, вместе с тем неустойчивым, склонным к мечтаниям, одержимых навязчивыми идеями. В этом случае синдром эмоционального выгорания может представлять собой механизм психологической защиты о котором уже было указано выше.


К основным симптомам эмоционального выгорания относятся:


Ухудшение отношений с коллегами и родственниками;

Нарастающий негативизм по отношению к коллегам(клиентам); злоупотребление алкоголем, никотином, кофеином;

Утрата чувства юмора, постоянное чувство неудачи и вины;

Повышенная раздражительность – на работе и дома;

Навязчивое желание изменить род деятельности;

Периодически проявляющаяся рассеянность;

Нарушение сна;

Обостренная восприимчивость к инфекционным заболеваниям; повышенная утомляемость.


А вот в противодействии стрессу, несмотря на многочисленность исследований, успехов увы мало. Психологические защиты помогают, но несут свои негативные моменты. Но тем не менее, о методах противодействию выгоранию можно посветить еще 1 пост.


Список литературы:


- Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике / Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов. — СПб: Питер, 2001.

- Исаев Д.Н. Эмоциональный стресс, психосоматические и соматопсихические расстройства у детей / Д.Н. Исаев —— СПб: Речь, 2005

- Макарова. Г.А. Синдром эмоционального выгорания / Г.А. Макарова // «Психотерапия» № 11, 2003

- Маклаков. А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков - СПБ: Питер, 2012.

- Немчин Т. А. Пути и средства управления нервно-психическим напряжением / Т. А. Немчин // Психология и управление, 1979

- Перре М. Клиническая психология / под ред М. Перре, М Бауманна – СПБ: Питер, 2012

- Соловьева С.Л. и Чермянин С.В Травматический стресс. Этиология. Патогенез. Диагностика. Психотерапия: учебное пособие / С.В. Чермянин, С.Л. Соловьева, В.А. Корзунин, В.В. Юсупов и др. – СПб: АЙСИНГ, 2014.

Эмоциональный стресс и выгорание Стресс, Эмоциональное выгорание, Психология, Здоровье, Психотерапия, Санкт-Петербург, Донат, Длиннопост
Показать полностью 1
13

Непроизвольное внушение в повседневной жизни

Нам регулярно встречаются люди из самых разных профессиональных кругов. Кто-то для нас является авторитетом, кто-то не очень, но внушение может иметь эффект, только если дающий внушение человек, является в том или ином плане авторитетным. Именно последних слова мы чаще принимаем на веру.


Так вот, одна из проблем непроизвольного внушения заключается в том, что... Пример будет с врачами. Со временем врач перестает переживать за каждого пациента. В итоге, когда к нему на прием приходят, то пациент может столкнуться с безразличием врача при прописывании рецепта. И внешне не то что бы он сам показывает, что пациент не вылечится, а пациент это интерпретирует таким образом и в итоге лечение длится очень долго и малорезультатно.


Эффект плацебо, что вполне логично работает и в обратную сторону. Возможно вы помните, что стрессовая реакция организма может быть как на реальную угрозу, так на и вымышленную. Так и тут, человек может сам решить, что усталость врача – сигнал о том, что ему не вылечиться и он зря тратит свое время. То есть преобразует нейтральное внешнее проявление во внутреннее и стрессовое.


Перейдем к хорошему – достаточно давно смотрел репортаж с клиники, где дети, больные диабетом лечились от него ваннами – они просто плескались в воде и говорили, что они сахарок и он растворяется, в итоге часть из них избавилось от диабета.


В дополнение укажу ту находку, которая мне открыла глаза на интересный аспект гипнотерапии, да и вообще психотерапии. Когда мы погружаемся во время проработки в психотравму, находим то самое травматичное событие, которое оказало влияние на всю нашу жизнь, будь то аллергии, фобии или невротичная жизненная стратегия. Самая прелесть заключается в том, что вполне возможно травматического события вовсе не было. То есть наш детский (или не детский) разум придумал\интерпретировал какое-то событие так, что оно стало психотравматичным.


Так вот, мы сталкиваемся с совершенно разными людьми, слова и действия которых могут сказываться на нас как внушение. Мы регулярно принимаем случайные неосознанные негативные внушения, но и позитивные мы получаем примерно также. Большая часть внушений не воспринимается нами всерьез, в силу отсутствия доверия к чужим людям, либо потому что мы знаем об их намерениях. И это правильно иначе мы все велись бы на разводы цыганок и отдавали им свои зарплаты виня во всем гипноз. Мы поддаемся внушениям только тех, кому мы доверяем. Да, некоторые люди по природе своей виктимные (ведомые). Они как раз и верят всем и вся, и именно такие личности становятся жертвами большинства преступлений. Но давайте обойдемся без крайностей. Доверяйте тем, кто проверен временем, работой, богатством и трудностями. И не ведитесь на россказни о том, что на ваших детях видят наговор и снять его можно только отдав несколько зарплат (пример утрирован, но надеюсь вы понимаете о чем я)

Непроизвольное внушение в повседневной жизни Психология, Гипноз, Внушение, Психотерапия, Аллергия
Показать полностью 1
21

Мутизм и некоторые факторы на него влияющие, как личностные, так и внешние

Как уже пообещал в заголовке - речь пройдет про мутизм  и начну с небольшого введения. Про то, что у всех нас есть множество стратегий поведения в различных жизненных ситуациях. Но сейчас коснусь только одной из стратегий и всего одной вытекающей проблемы в детской психологии.


Стратегия избегания неудач – думаю многим понятно из названия, что основной упор при такой стратегии основывается на том, чтобы не ошибиться. Ребенок при таком поведении не проявляет инициативы, в классе такие дети никогда не отвечают на вопросы учителей, даже если они совершенно точно знают правильный ответ. У них же складываются проблемы в достижении целей и реализации своих желаний и мечт. Если ребенку не объяснить с детства, что он имеет право ошибаться, что за ошибки никто его ругать не будет и что ошибки — это норма, то данная стратегия почти гарантирована. Да, ребенок может с возрастом сам прийти к тому, что ошибки — это норма, сам же преодолеть свои барьеры и избавиться полностью, или почти полностью от избегания неудач. Увы, не все дети на это решаются, у некоторых родители особо рьяно не дают им избавиться от этой стратегии (И такое бывает), тут-то и полезны психологи. Родители бывает сами этого не знают и не понимают, потому, что их не научили и они в свою очередь искренне верят, что делают хорошо своему ребенку. Психолог, общаясь с ребенком, обязательно увидит проблему и будет работать уже и с родителями, иначе это будет не эффективно.


Но хотел я рассказать о таком детском явлении как мутизм (mutus — немой, безгласный), чаще всего встречается у детей именно со стратегией избегания неудач и с какими-либо речевыми нарушениями, будь то заикание, запинание, или еще какой (чаще слышимый) дефект. Возьмем ситуацию: ребенок-заика ходил в садик и часть группы над ним смеялась, а часть относилась нормально. У ребенка может сформироваться страх, что когда он пойдет в школу, то по отношению к нему все будут испытывать негативные эмоции из-за его заикания, в психологии как науке, такое явление носит название логофобия. Когда он попадает в школу, то он может от напряжения и страха, перестать говорить, но только в рамках этой новой стрессовой территории будет как немой. Если же ему встретится кто-то из детского сада, кто нормально относился к его дефекту речи, то он будет с ним разговаривать. Дома, на улице, в прочих местах он будет разговаривать, как и до этого, но в школе будет молчать.


В кино эти явление показывались достаточно часто, но приведу лишь часть примеров, слизанных с Википедии:

- В российском художественном фильме «Русалка». Героиня Алиса, обидевшись на злую и черствую мать, решает замолчать навсегда и не произносит ни слова на протяжении десяти лет.

- Фильм шведского режиссёра Ингмара Бергмана «Персона»: по сюжету известная актриса Элизабет Фоглер замолкает прямо во время спектакля; её молчание характеризуется врачами не как показатель психического расстройства, а как некое тревожное состояние.

- Один из героев сериала «Теория большого взрыва» Раджеш Кутраппали страдает избирательным мутизмом — невозможностью разговаривать с женщинами, хотя при этом может отвечать им жестами.


Без особого труда можно найти и другие примеры, но довольно. В основном своем мутизм бывает у детей от 3 до 9 лет. Ему подвержены особо тревожные, ранимые натуры. Может быть, как результатом воздействия сильного психического потрясения, так и актом протеста, когда ребенок осознанно принимает решение молчать. В большинстве случаев при смене статуса, как описывалось выше, при переходе из садика в школу, либо из начальной школы в среднюю, или из одного учебного заведения в другое.


Родители и психолог садика\школы, должны особо уделять внимание ребенку, если у него есть страх ошибки, он очень чувствительный, впечатлительный и если есть какие-либо речевые нарушения. Ребенка нужно подготовить и научить, что ошибаться это нормально, что нет ничего зазорного в том, чтобы быть смешным и что над ним могут смеяться, и что он имеет полное право смеяться над другими – поверьте, это лучше, чем если он будет бояться кого-либо обидеть и сам будет болезненно воспринимать шутки над собой. Да, дети могут шутить очень «злобно», но с этим ничего не поделаешь. В наших силах лишь научить ребенка адекватно реагировать.


Если так вышло, что ребенок принял решение молчать, то попытайтесь его понять, он так решил из-за страха, он боится нового места, он боится, что его обидят, он хочет понимания, и чтобы его поддержали и именно это ему и нужно дать. Психолог не обязателен, но все же желателен, так как родители – это дом, а дом – это всегда (за редким исключением) безопасно и там любят. А психолог – чужой человек, который его видит впервые в жизни и когда психолог показывает ему, что он его принимает, позволяет заикаться и нормально на это реагирует и общается с ним так, словно он идеально разговаривает, то ребенку будет проще решиться говорить и в классе (либо в месте, где он не говорит). По началу психолог рядом, но не акцентирует внимание на том, что он в классе только из-за него, но ребенок будет чувствовать поддержку и сможет скорее начать говорить. Через некоторое время психолог станет не нужен, и ребенок будет говорить без моральной поддержки психолога.


Мы лишь костыль на пути вашего осознания и решения проблемы. Конечно не всегда, но вылечить мы никого не можем, может только помочь Вам избавить от своей проблемы. Даже в гипнотерапии, мы лишь помогаем и направляем, основную работу делают исцеляющиеся.


Список литературы для тех, кому интересно подробнее о детских логоневрозах:

- Логопсихология - Калягин В.А., Овчинникова Т.С.

- Детская логопсихология, под ред. Денисовой О.А.

- Логопатопсихология, авторы-составители Лалаева Р.И., Шаховская С.Н.


П.С. Есть возможность поставить галку на "Мое" и вопрос, под моим считается полностью с нуля написанное мною, или прочитанное, обработанное и упрощенное тоже считается моим?

Мутизм и некоторые факторы на него влияющие, как личностные, так и внешние Психология, Психотерапия, Санкт-Петербург, Дети, Длиннопост
Показать полностью 1
48

Стресс и депрессия как его следствие

Все мы безусловно слышали термин стресс, но давайте ознакомимся с его определением подробнее.


"Стресс - неспецифический ответ организма на предъявляемые ему внешние или внутренние требования". Также имеет место быть такое определение: "Стресс - неспецифические физиологические и психические проявления адаптационной активности при действии любых значимых для организма факторов". Это наиболее подробные и точные определения стресса.


Неспецифический – обозначает, что у всех людей всегда реакция на стресс одинаковая. Физиологически они проявляются в том, что сгущается кровь, падает содержание ионов хлора в крови, увеличивается размер печени и селезенки, так же повышается выделение азота и фосфатов. Психологически - физический и умственный подъем, так как организм задействует все имеющиеся ресурса для преодоления стрессовой ситуации. Фактически, стрессовая реакция — это мобилизация ресурсов организма для успешной адаптации.


Ответ организма на предъявляемые ему внешние или внутренние требования – это означает, что стрессовая реакция организма может возникнуть под действием каких-либо внешних условий, но также и под воздействием внутренних переживаний, к примеру, страх что, выходя на сцену тебя высмеют.


Определение разобрали, теперь перейдем к депрессии и почему она может быть следствием продолжительного стресса.


Депрессия – это как экстренный рычаг «стоп кран», запуск которого отключает практически все вторичные механизмы. Предвкушая возмущения пишу – вторичные с точки зрения выживания организма, ведь для нашей психики самое главное – сохранить жизнь, качество жизни, удовлетворённость ей и прочее – не является важным. Индивид в депрессии может функционировать очень долго, ведь в этом энергосберегающем режиме минимальный расход ресурсов, которого вполне хватает на удовлетворение базовых физиологических потребностей.


Так вот, стресс разбивается на 3 фазы: Первая фаза – фаза тревоги. Мобилизуются защитные силы организма, повышается его устойчивость, функционирование организма осуществляется с большим напряжением. Вторая фаза - резистенции (стабилизации), или же максимально эффективной адаптации. Данный этап характеризуется сбалансированным расходом резервов организма. Реакция организма на различные факторы среды возвращается к близким к норме показателям. И третья фаза - истощения. Она наступает если воздействующие на организм стрессоры, чрезвычайно интенсивны. Из-за того, что ресурсы организма исчерпаны предыдущими двумя фазами, в нем происходят структурные перестройки, в случае если для нормальной работы организма их не хватает, то начинают использоваться невосполнимые ресурсы организма, что приводит со временем к истощению.


Как вы поняли, депрессия в нашем случае характеризуется истощением. Организм не справляется со стресс-фактором. Вернее будет сказать, что индивид не справляется с ней, и как уже говорилось выше, организм переходит в режим энергосбережения.


Рекомендаций по действиям в случае депрессии дать не смогу, так как нужно смотреть на каждый конкретный случай, причина может быть в индивиде, а может быть и во вне. Скажу только одно, депрессия в достаточно большом ряде случаев это призыв организма остановиться, сделать паузу, обдумать. В связи с чем единственная рекомендация, которую могу дать – отправитесь куда-либо в отпуск.


Следующий мой пост будет по теме выгорания.



Список литературы:


- Абабков, В.А., Перре М. Адаптация к стрессу Основы теории, диагностики, терапии / В.А. Абабков, М. Перре. – СПб: Речь, 2004. – 256 с.


- Исаев Д.Н. Эмоциональный стресс, психосоматические и соматопсихические расстройства у детей / Д.Н. Исаев —— СПб: Речь, 2005


- Китаев-Смык Л. А. Психология стресса / Л.А. Китаев-Смык. – М, 1983.


- Маклаков. А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков - СПБ: Питер, 2012.


- Селье Г. Стресс без дистресса / Селье Г - М., 1979


- Щербатых Ю. В. Психология стресса / Ю. В. Щербатых – СПб: Питер, 2014

Стресс и депрессия как его следствие Психология, Стресс, Психолог, Санкт-Петербург, Длиннопост
Показать полностью 1
Отличная работа, все прочитано!