Шимпанзе нападающие на деревни, умеющие мстить, использовать орудия труда, насколько они умны? Может все дело в воспитании, которое мы дает свои детям с младенчества, а вот у шимпанзе такого накопленного опыта и передачи детям данных на таком же уровне нет. Может только это делает их настолько не похожими на нас? С одной стороны, дети-маугли показывают, что изначальный опыт от окружающих и передача информации архиважны. Не будет изначально человеческого общения, причем не любого, а именно направленного на маленького человечка (есть случаи, когда дети вроде бы и с людьми растут, но без внимания развитие останавливается), не будет и разума как такового в нашем понимании. Такие дети никогда не могут влиться в жизнь людей. С другой стороны, у шимпанзе как раз и нет базового воспитания своих детей, а взрослые показывают, что они все же довольно умны и даже способны передавать знания подрастающим поколениям.
Для ответа на вопрос, можно ли вырастить самых умных шимпанзе, максимально похожих на людей, были проведены опыты.
В одном опыте семейная пара психологов из Невадского университета в США, Аллен и Беатрикс Гарднеры, приобрела 10-месячную самку шимпанзе по кличке Уошо. В 1966 году Гарднеры поселили Уошо в их доме. Ее одевали в человеческую одежду и ежевечерне приглашали за стол на ужин. Ученые приложили все усилия, чтобы воспитывать ее как обычного ребенка, надеясь, что она сможет научиться не только человеческому языку, но и вообще станет похожей на человека. Уошо учили разновидности языка жестов. К тому моменту, как она покинула дом Гарднеров в 1970 году, она умела общаться с использованием нескольких сотен знаков. Некоторые специалисты считали, что у нее есть зачатки способности к языку, потому что она научилась комбинировать базовые знаки в новые составные понятия - к примеру, впервые увидев лебедя, она показала "водную птицу". Но дальше дело не пошло. Шимпанзе так и осталась Шимпанзе, хотя и хорошо "дрессированной".
Другой эксперименты показали все же, что Шимпанзе кое в чем превосходят нас.
К примеру, в ходе еще одного исследования они соревновались с людьми в стратегическом мышлении. Участники играли в примитивную компьютерную игру, выбирая попарно один из двух квадратиков на экране. Один игрок побеждал, если квадраты были выбраны одинаковые, другой - если разные. После каждого раунда соперники видели выбор друг друга, имея таким образом возможность проанализировать стратегию противника и попытаться угадать его дальнейшие ходы. Если игрок делает наилучшие ходы из возможных, то эта игра развивается по определенному сценарию, который можно смоделировать на основе теории игр. Шимпанзе через какое-то время самостоятельно научились действовать по модели, очень близкой к идеальной. Люди же этого сделать не смогли.
Исследователи, проведшие эксперимент с компьютерной игрой, считают, что шимпанзе столь блистательны в стратегии благодаря их крайне соревновательному менталитету. Они живут в конкурентной социальной среде, в которой постоянно пытаются обхитрить собратьев. Интриги привычны им с детства. Возможно, людям не вполне хватает состязательного духа, позволяющего шимпанзе побеждать. Или же в некоторых областях мышления нас подводит врожденная склонность к сотрудничеству, а не к индивидуализму.
Был и еще один довольно известный эксперимент по воспитанию Шимпанзе .
Уинтроп Келлогг – американский психолог (1898-1972), снискавший славу одиозного экспериментатора. Дело в том, что он проводил эксперименты в области сравнительной психологии приматов, а конкретнее – он пытался воспитать шимпанзе как человека в условиях нормальной среднестатистической семьи.
Исследователь полагал, что дети-маугли рождаются с нормальными интеллектуальными способностями, так как прекрасно адаптируется к окружающим их условиям. Уинтроп Келлогг верил – главная проблема при социализации детей, выращенных дикими животными, состояла не в их принципиальной недоразвитости, а в исключительном влиянии раннего опыта и существовании особого, критического психического опыта, пережитого в младенчестве и детстве.
Вдохновившись историями о детях «маугли», Уинтроп Келлогг решает проверить сформулированные им в статье «Гуманизация обезьяны» («Humanizing of Ape») тезисы. Сама же статья была опубликована в журнале «Psychological Review» (№38). Психолога интересовало «относительное влияние природы и воспитания на поведение».
Изначально Келлог задумывался над помещением человеческого младенца с нормальным интеллектом в дикую среду и наблюдением за его развитием в этой среде. Из-за этических норм поведения (хоть это сработало на этих ученых) было решено провести эксперимент наоборот. То есть дикое животное помещалось бы в человеческую социальную среду и воспитывалось бы в ней.
Подобный эксперимент уже проводили за год до Келлоггов – сделал это Карлайл Джейкобсен, но полученные им результаты были отрицательными. К тому же Келлогг раскритиковал эксперимент своего предшественника. Ученый аргументировал это так: Карлайл выбрал уже годовалого шимпанзе, который, к тому же, некоторое время жил в зоопарке, а значит у него сформировалось отношение к людям как к хозяевам, а к себе – как к животному. Ключевое положение своего проекта Келлог сформулировал так: «Cоздание атмосферы, в которой животное всегда воспринималось как человек, и никогда – как питомец».
В итоге было решено воспитывать обезьяну в домашней среде вместе с их девятимесячным ребенком – малышом Дональдом. На эксперимент получилось найти 7-ми месячную самку шимпанзе по кличке Гуа.
Дональда и Гуа воспитывали наравне, не делая между ними разницы. Их обоих одевали, сажали на детский стульчик во время еды, кормили с ложки, мыли и обучали. Не удивительно, что шимпанзе и ребенок быстро сошлись и стали неразлучны.
Через несколько месяцев Уинтроп и Люэлла приступили к тестам на сообразительность, быстроту реакции и умение определять направление звука. Один из тестов выглядел так: посреди комнаты подвешивали на нитке печенье, а Дональду и Гуа выдали палки, наблюдая, кто быстрее сообразит, как достать лакомство.
Во время другого теста шимпанзе и ребенку завязали глаза и звали по имени. Обоим подопытным давали одинаковые предметы (ложку, карандаши и бумагу, подобие велосипеда) и сравнивали скорость освоения предметов. Было несколько тестов на реакцию: на громкий звук, на долгое воздействие (ребенка и шимпанзе крутили на стуле вокруг своей оси продолжительное время), на отложенную реакцию (мама или папа прятались за ширмой, а подопытные должны были пойти за ними).
Гуа проявляла большую смекалку во всем, что касалось подвижности и способов добычи пропитания, в то время как Дональд в разы лучше осваивал привычные нам предметы: ложку, тарелку, карандаши и бумагу.
Всего обезьяна и человеческий детеныш провели вместе 9 месяцев: начался эксперимент в 1931, а закончился 28 марта 1932. Предполагалось что эксперимент продлится 5 лет. Как нетрудно догадаться, исследование не завершилось, ведь Келлоггам не удалось сделать из шимпанзе человека. Самые крупные их успехи – это обучение Гуа прямохождению и использованию ложки во время еды. Шимпанзе немного понимала человеческую речь, но сама говорить не могла (даже самых простых слов). Обезьяна, в отличие от Дональда, не смогла освоить даже такую простую человеческую игру, как «ладушки». И все-таки, почему же эксперимент прервали так рано?
Дело в том, что Уинтропа и Люэллу напугало отставание в развитии их сына Дональда. В 19 месяцев мальчик знал и использовал только три слова, просил еду, ухая и подражая обезьяньему лаю. Мальчик стал слишком сильно подражать своей «сестренке», и Келлогги закончили опыт. Нельзя сказать, чтобы гипотеза Уинтропа Келлогга о влиянии естественной среды и воспитания на формирование поведенческих паттернов была полностью опровергнута, но очевидно, что общей воспитательной среды оказывается недостаточно, чтобы направлять психическое развитие в нужное русло.
Похоже, что попытка очеловечить животных, даже родственных нам приматов, не может увенчаться успехом. Воздействие среды, на которое надеялись чета Келлогг, оказалось недостаточно сильным, в то время как общение с кусочком живой природы отрицательно повлияло на их сына.
Получается мозг человека изначальноу меет меньше, но гораздо лучше (хотя и очень долго) приспосабливается к окружающим условиям. А самим шимпанзе престоит еще долгий путь в развитии, в частности возможно престоит перейти от конкурентной стреды существания, к сотрудничеству, что в некоторых условиях более выгодно для вида в целом. В частности материал Максимально близко к восстанию обезьян: в Уганде шимпанзе объявили войну людям показывает, что предпосылки для такого сотрудничества мы им обеспечиваем, но хватит ли им времени? Возможно лет через 100 шимпанзе Уганды значительно поменяют свое поведение и продвинутся дальше по ступенькам разумности.
Материалы на основе
https://www.bbc.com/russian/science/2015/02/150214_vert_eart...
https://concepture.club/post/nauka/praktiki-gumanizacija-vys...