Что нужно знать, прежде чем предъявлять претензии продавцу

Покупатель всегда прав?

Как часто говорят работники торговли, их работа стоит не только денег, но и нервов. Покупатели бывают разные: кто-то знает свои права, кто-то – нет, а кто-то вообще придумывает то, чего не существует.

Что нужно знать, прежде чем предъявлять претензии продавцу Интересное, Полезное, Факты, Авто, Познавательно, Транспорт, Автомобилисты, Водитель, Машина, Покупатель, Продавец, Нервы, Скандал, Республика Беларусь, Запчасти, Картинка с текстом, Претензия, Жалоба, Длиннопост

Фразу «Покупатель всегда прав» слышал, наверное, каждый. Этим выражением любят пользоваться многие, но не все знают и понимают, почему они «по умолчанию» правы, а их оппонент – нет. Сказали – и все тут.

В редакцию Bamper.by обращаются не только потребители услуг, но и те, кто услуги оказывает. Владельцы магазинов запчастей и торговых точек порой недоумевают, почему в их адрес сыплются претензии от покупателей, хотя они работают как положено. То «Я в 9 утра пришел, а у вас зарыто», то «Вы должны мне все рассказать и показать», то «Вы должны делать все, что я скажу». Да, у продавцов есть обязанности, но есть и права, как и у покупателей.

Что нужно знать, прежде чем предъявлять претензии продавцу Интересное, Полезное, Факты, Авто, Познавательно, Транспорт, Автомобилисты, Водитель, Машина, Покупатель, Продавец, Нервы, Скандал, Республика Беларусь, Запчасти, Картинка с текстом, Претензия, Жалоба, Длиннопост

Скажем сразу: белорусское законодательство ориентировано на то, что у покупателей прав больше, так как закон исходит из того, что обычный гражданин не сведущ в юридических вопросах и в тонкостях отношений в области потребительского рынка. А вот продавцы должны об этом знать. Справедливо это или нет – тема для отдельного обсуждения, но мы, обобщив поступившие вопросы, решили рассказать своим читателям о том, что должен предоставлять своим клиентам продавец, а что не должен и какими документами все это регламентируется.

Закон о защите прав потребителей

Этим законом определено, что продавец – это организация или индивидуальный предприниматель, осуществляющий реализацию товаров и услуг, а потребитель – физическое лицо, которое эти товары и услуги потребляет.

Начать следует с того, что продавец в первую очередь обязан предоставить покупателям необходимую, а главное – достоверную информацию о реализуемых товарах и услугах. Такая информация должна содержать: наименование товара; виды и особенности услуг; указание на документы, устанавливающие требования по качеству товара; сведения о свойствах товара; цену и условия оплаты; гарантийный срок (если установлен); рекомендации и (или) ограничения по пользованию товара; дату изготовления (в определенных случаях); наименование и местонахождение продавца и еще много-много чего.

Информация о продавце должна быть отражена на вывеске или иным доступным способом. Что интересно, продавец обязан сообщить покупателю страну происхождения товара, если она не совпадает с местом нахождения изготовителя.

Например: свечи зажигания произведены немецкой фирмой, но завод-изготовитель находится по факту в Китае. В данном случае продавец должен эту информацию сообщить потребителю.

Если продавец реализует товары или услуги посредством сети Интернет, то соответствующая информация должна быть доведена до покупателя посредством фотографий или при помощи иных информационных источников. При этом можно использовать как русский, так и белорусский язык. Режим работы торгового объекта устанавливает сам продавец. Поэтому фраза «Я пришел, а вас не было», может стать неправомерной претензией. Есть случаи, когда такой режим нужно согласовывать с государственными органами, например, работа в ночное время, или в определенных местах, или вблизи жилых домов, школ и прочее.

Продавец обязан предоставить покупателю выбор формы оплаты товаров или услуг (наличные или безнал), за исключением случаев, когда законодательством разрешено не осуществлять расчеты в безналичной форме. Но об этом продавец обязан сообщить заблаговременно, до покупки товара или услуги.

Что нужно знать, прежде чем предъявлять претензии продавцу Интересное, Полезное, Факты, Авто, Познавательно, Транспорт, Автомобилисты, Водитель, Машина, Покупатель, Продавец, Нервы, Скандал, Республика Беларусь, Запчасти, Картинка с текстом, Претензия, Жалоба, Длиннопост

Есть еще обязанности, такие как оказание содействия в свободном выборе товаров, обеспечение безопасности товара, обязанности по установлению срока службы, годности товара и гарантийного срока, обязанности по обеспечению возможности использования товара по назначению, а также его ремонта и обслуживания. Про гарантийный срок немного отдельно – если производитель его не установил (так иногда бывает), то это должен сделать продавец.

Постановление Совмина Беларуси №703

Этим документом определены правила продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания, а также положение о порядке утверждения ассортиментного перечня. Документы эти многостраничные, вникать в их хитросплетения смысла нет, поэтому мы остановимся на основном.

Например, продавцам запрещается не пускать покупателей в торговый зал или объект в связи с приближением окончания работы этих объектов. Они (продавцы) имеют право за 10 минут до окончания работы сообщить о том, что время работы торгового объекта заканчивается. Так что аргументировать свой отказ фразой «Мы скоро закрываемся, уходите» – неправомерно.

Есть в этом правиле и исключения, например, вход покупателей в объекты общественного питания может быть прекращен за 30 минут до их закрытия в связи с окончанием времени работы объекта общественного питания.

Все покупатели, находящиеся в торговом объекте, объекте общественного питания в момент окончания их работы, должны быть обслужены. Работник продавца должен иметь нагрудный знак с указанием собственного имени и должности.

Немного поговорим об особенностях продажи запасных частей к автомобилям. Например, при продаже таких товаров продавец обязан сообщить покупателю информацию о марке, модели, годе выпуска, иных признаках автозапчастей, позволяющих установить, что это именно та запчасть, которая нужна вашему автомобилю.

Что нужно знать, прежде чем предъявлять претензии продавцу Интересное, Полезное, Факты, Авто, Познавательно, Транспорт, Автомобилисты, Водитель, Машина, Покупатель, Продавец, Нервы, Скандал, Республика Беларусь, Запчасти, Картинка с текстом, Претензия, Жалоба, Длиннопост

Также текущим постановлением регламентировано, что продавец обязан довести до сведения покупателя информацию о местонахождении книги замечаний и предложений. Предъявляться, понятное дело, такая книга должна по первому требованию потребителя.

Книга жалоб

Это отдельная и очень чувствительная тема. Положение о порядке выдачи, ведения и хранения этой книги утверждено постановлением Совмина №285.

Организация и индивидуальный предприниматель определяют необходимое для выдачи им количество книг в соответствии с перечнем мест реализации организациями, индивидуальными предпринимателями товаров, выполнения работ, оказания услуг, в которых ведется книга замечаний и предложений.

Книга ведется в организации, ее обособленных подразделениях, расположенных вне места нахождения организации, у индивидуального предпринимателя, а также в местах реализации ими товаров, выполнения работ, оказания услуг. «Книга жалоб в офисе, а офис не здесь» – нарушение.

Гражданина, который внес в книгу жалобу или предложение, обязаны уведомить о результатах их рассмотрения путем направления официального ответа. Копии ответов гражданам хранятся вместе с книгой по месту ее ведения.

Что можно вернуть, а что – нет

Постановлением Совмина Беларуси №778 определен перечень товаров надлежащего качества, которые не подлежат обмену или возврату. Товар ненадлежащего качества можно вернуть в соответствии с законом о защите прав потребителей, а вот если к товару нареканий нет, то ситуация иная.

Так, возврату или обмену не подлежат: текстильные товары, паркет, ламинат, нательное белье и белье для новорожденных из всех видов тканей, ювелирные изделия (если любимая девушка отказалось принимать кольцо, то не повезло), технически сложные товары бытового назначения (электрические бытовые приборы, телерадиотовары, нагревательные приборы и т.д.), автомобили, кузова к ним, шасси, рамы и двигатели к ним, парфюмерия, мебельные гарнитуры, игрушки, бытовая химия, печатные издания, предметы личной гигиены, лекарства, а еще цветы и растения, табачные изделия, батарейки и прочее.

Автомобильное сообщество

26.9K постов48.6K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Добро пожаловать в автомобильное сообщество!

У нас запрещено:

-Публикация видео с тематикой ДТП, без описания и комментариев к нему.

-Нарушать правила сайта.

-Создавать посты несоответствующие тематике сообщества.

-Рекламировать что бы то ни было.

-Баяны не желательны (игнорирование баянометра карается флюгегехайменом).

-Заваривать ромашковый чай в костюме жирафа.

У нас разрешено:

-Создавать интересный контент.

-В сообществе разрешены авторские видео посты. Пост должен содержать, помимо самого видео, описание происходящего в нем. Авторским, будет так же считаться посты от имени ютуб каналов.
-в сообществе разрешены не авторские видео посты, только с описанием происходящего на видео.

-Участвовать в жизни сообщества.

-Предлагать темы для постов.

-Вызывать администратора или модераторов сообщества при необходимости.

-Высказывать идеи по улучшению Автомобильного сообщества.

-Изображать коняшку при комментировании.