Серия «Как современная наука исследует сознание?»

Зачем ученые меняют представление о том, что такое сознание?

Недавно К.В. Анохиным был прочитан интересный доклад "Сознание у искусственного интеллекта?". В нем констатируется значительное изменение научных представлений о сознании в последние годы: набор представлений о том, что есть сознание, намеренно урезается для того, чтобы когда-то можно было сказать о том, что и машины обладают сознанием. При этом из определения сознания "вычитаются" специфически человеческие составляющие, которые ни одна машина повторить в принципе неспособна. От сознания данные аспекты "отрезаются", но ни к чему другому они не "пришиваются", и оказываются подвешенными в воздухе.

Доклад К.В. Анохина "Сознание у искусственного интеллекта?", прочитанный на "Фестивале науки" в октябре 2023 года.

Большую часть доклада Анохин обсуждает вопрос: "Что именно ученые сейчас понимают под сознанием?" Ответ следующий.

За последние 5-10 лет очень сильно изменилась консенсусная точка зрения научного мира на вопрос о том, что такое сознание. Изменение вызвано очевидными успехами ИИ, а также, при всех достигнутых успехах, очевидной неспособностью ИИ воспроизвести слишком многое из того, что делает "настоящее" человеческое сознание.

Смысл произошедших изменений в консенсусной точке зрения заключается в том, что произошло "подыгрывание" ИИ: представление о сознании было "обрезано", из него выбросили много такого, что не может ИИ, благодаря чему в будущем можно будет объявить, что ИИ "обладают сознанием".

При этом возникает следующая проблема. Такому усечённому понимаю сознания удовлетворяет, например, поведение червей. И если червей еще с помощью ряда манипуляций можно исключить из числа "сознательных" существ, то рыб, например, уж точно придется признать однозначно сознательными, со всеми вытекающими из этого выводами. В общем то, как и мух или комаров.

Опять же, если машина обладает "сознанием", - то имеем ли мы моральное право вытащить вилку из розетки?

Анохин констатирует все это, но не высказывает своего отношения к данным социальным и идеологическим процессам. Попробуй, выскажи, и в миг станешь персоной нон грата.

Что я обо всем этом думаю.

Во-первых, это очевидная атака на человека. То высшее, что и делает человека человеком, выносится за границы сознания.

Куда оно выносится, в каком пространстве предлагается разместить высшие, творческие способности человека? Этот вопрос даже не ставится.
Если все это не сознание - то что? Сверхсознание что ли?

Да, машина может скомпилировать ноты так, чтобы их звучание было похоже на музыку Баха. Но что, машина может понять музыку Баха или Бетховена? Понять заложенные в нее смыслы, открыть что-то новое в этой музыке?
Собаки подвывают под музыку. Чувства, которые те европейцы, которые все это придумывают, когда слушают "Оду к радости", гимн Евросоюза между прочим, они хотят объявить таким же подвыванием?

Или это такое выталкивание тех, кто ищет смысла жизни в мистику? Мол, только там, вне сознания только что-то и можно найти? Мультики всякие снимают, чтобы люди с детства привыкали, теперь еще и это?

Это все очевидные вещи. Давайте перейдем к чуть менее очевидному. Не только же развитие ИИ заставляет менять взгляды на сознание. На этом поле идут ожесточенные сражения разных групп. И зафиксированные Анохиным тенденции позволяют что-то понять в том, как именно складывается эта борьба.

Как-то я уже ругался по поводу теории систем и последствиям ее применения к изучению человека. Сейчас появился хороший повод глубже обсудить вопрос.

Начнем с однопартийца Гитлера Людвига фон Берталанфи. Было много подходов к созданию организационной теории. Но, по ряду причин, именно вариант Берталанфи оказался для ряда элитных групп наиболее удобным.

Повторюсь. Я считаю, что теория систем от Берталанфи - слишком близка по своему духу к античным матриархальным культам, и из-за этого она слишком сильно искажает знание о человеке, обществе и т.д., полученное с ее помощью. Да, несомненно, даже она позволяет заглянуть в эти вопросы куда глубже, чем субъект-объектный подход. Но слишком дорогой ценой дается полученное знание, слишком сильно оно искажено.

Теория личности от Берталанфи. Поскольку это важно для дальнейшего изложения, процитирую некоторые тезисы.

Взято из: https://t.me/IngeniumNotes

Показать полностью

Где в мозгу находится "Я"?

Философ-прагматик Уильям Джеймс в 19 веке предположил, что самость, "Я" человека можно разделить на две части. На "I", которое физически воспринимает мир и переживает его. И "me", которое включает в себя ментальный рассказ о себе, основанный на прошлом опыте.

Нейробиологи начали добиваться определенного успеха в длительных поисках областей мозга, ответственных за создание этих двух аспектов "Я".

Открытие “me” было первым. "Стандартный режим работы сетей мозга" ("brain’s default mode network", DMN) термин, введенный неврологом Маркусом Райхлом в 2001 году, стал ключевым понятием в аспекте “me”.

Эта совокупность областей мозга активна, когда человек не сосредоточен на какой-либо задаче. Оказалось, что она играет важную роль в обработке мыслей, относящихся к самому себе.

"Эта сеть - своего рода центр самоощущения”, - говорит Джозеф Парвизи, невролог и профессор Стэнфордского университета, который занимается исследованиями самости.

“I”, напротив, определить было сложнее — по крайней мере, до самого недавнего времени.

Наше осознание того, что мы обитаем в теле (“I-ness”) постоянно переключает нас между сознательным и бессознательным состояниями ума. Пока вы не испытываете боли, вы не осознаете свою руку, палец и вообще свое тело. Но как только вы думаете о любом из этих мест, вы можете немедленно почувствовать их присутствие. “I-ness” - это ощущение, что вы действительно занимаете свое собственное тело.

В поисках “I” в мозге исследователи пришли к выводу, что логичной отправной точкой будет сеть DMN. Особый интерес вызвал сегмент сети, известный как заднемедиальная кора (PMC), расположенный вблизи задней части головы в области, где сходятся два полушария. Исследования нейровизуализации показали, что PMC был активен, когда люди предавались воспоминаниям или вызывали мысли, связанные с собой.

Ученые решили проверить, может ли нарушение мозговой активности в этой области каким-то образом изменить физическое самоощущение участника исследования.

В 2018 году Парвизи встретил пациента с эпилепсией с необычным набором симптомов. Во время приступов он впадал в состояние диссоциации, в котором терял чувство координации и чувствовал себя оторванным от своего внутреннего "я". Когда Парвизи и его коллеги исследовали мозг пациента, чтобы найти источник его припадков, команда обнаружила, что они возникали в PMC.

Позже Парвизи с коллегами проверили гипотезу о том, что “I” связано с PMC. Восьми пациентам с эпилепсией, но со здоровым PMC, имплантировали электроды в PMC для электрической стимуляции. Воздействие на PMC приводило к изменениям в субъективных переживаниях, аналогичных описанным первым пациентом.

Некоторые участники отметили, что отстраненность напоминала то, что они чувствовали во время приема психоделиков.

"Мы обнаружили, что, стимулируя эту конкретную область, мы можем вызвать искажения в нашем ощущении физического бытия", - говорит Парвизи.

С помощью МРТ исследовалось, как PMC связано с DMN (как в мозгу "I" связано с "me"). Оказалось, что эти сети непосредственно не связаны, хотя и находятся близко друг к другу. То есть существуют две разные системы обработки "я".

Диан Лью, аспирант лаборатории Парвизи в Стэнфорде: "Одно из наших "Я" - повествовательное ”я", основанное на памяти, а другое - телесное "я". Они расположены в разных сетях внутри мозга. Открытый вопрос - как именно взаимодействуют эти две сети".

Парвизи надеется, что это исследование поможет пролить свет на то, что происходит в таких состояниях, как депрессия, которые характеризуются чрезмерным размышлением и негативными мыслями о себе.

Первоисточник - https://www.scientificamerican.com/article/how-the-brain-creates-your-physical-sense-of-self/

Источник перевода: https://t.me/IngeniumNotes/841

Показать полностью

Квантовая нелокальность и Робинзон Крузо

Почему-то профильные специалисты отказываются обсуждать творчество метафизиков от квантовой механики. Придется вновь лезть на эту галеру.

Ранее я касался этого вопроса - когда обсуждал нобелевскую премию 2022 года в цикле постов. А именно - обсуждалось (и осуждалось) то, что премия, по сути, дается за очень специальную и далеко идущую метафизическую трактовку явления квантовой нелокальности.

Кратко повторюсь. Ключевой лауреат премии - Антон Цайлингер - в 2005 опубликовал статью "The message of the quantum" в Nature. Цитата:

Итак, в чем же заключается послание кванта? Я предлагаю взглянуть на ситуацию под новым углом. ... Большинство физиков рассматривают экспериментальное подтверждение квантовых предсказаний как свидетельство нелокальности. Но я думаю, что на карту поставлена сама концепция реальности. ... Я полагаю, что невозможно провести различие между реальностью и нашим знанием о реальности, между реальностью и информацией. ... Реальность существует ‘где-то там’, независимо от нас.

То есть утверждается, что нет физической реальности. А есть некая "информационная" реальность с очень специфическими законами.

Почему Цайлингер именно ключевой лауреат? Потому что остальные подобраны под метафизические идеи, которые он озвучивает. (Один даже публично раскаивался за то, что когда-то верил в физическую реальность.)

Хорошо, у кого-то есть какой то интерес и он гнет свою линию. Но по-человечески для меня совершенно непонятны причины, по которым достаточно многие западные физики отказываются от тезиса о существовании физической реальности. Мир не локален? Так это же здорово! Столько возможностей исследовать что-то новое появляется! По мне - так физики наоборот, всеми силами должны хвататься за эту нелокальность. Вместо этого - готовы отказаться от физической реальности ради ... . А, собственно, ради чего происходит этот отказ то? Эта загадка меня тревожит и не дает покоя.

Наткнулся на пространные научпоп - рассуждения. Прочитав их, я по-прежнему не могу понять эту эмоцию западных ученых. Но, зато, как-то могу объяснить происходящее. Итак, плохо воспринимаемая пространная, местами адаптированная для восприятия цитата, а затем - то как я для себя объясняю происходящее. (Полный текст можно найти по ссылке выше.)

Итак, если вы настаивайте на абсолютности наблюдаемых событий, то чем-то приходится жертвовать. Дело не в нелокальности Белла или сохранении информации. Фокус смещается на локальную динамику — в частности, на динамическую разделимость.

Динамическая разделимость - это, своего рода, допущение редукционизма. Вы можете объяснить большие сложные вещи путем разделения их на маленькие простые кусочки.

Сохранение абсолютности наблюдаемых событий может означать, что такой редукционизм несостоятелен. Точно так же, как нелокальное состояние Белла не может быть сведено к некоторым составляющим состояниям, возможно, динамика системы аналогично целостна. Это добавляет во Вселенную другой вид нелокальности. Важно отметить, что отказ от нее не приводит к противоречию с теорией относительности Эйнштейна.

Предположение, что теория должна учитывать нелокальность Белла, требует, чтобы агенты (люди) обладали свободной волей. Любая эмпирическая проверка нелокальности Белла предполагает, что Алиса и Боб по собственной воле выбирают типы измерений, которые они производят. Итак, если теория Белла нелокальна, она неявно признает свободную волю экспериментаторов.

Учитывая это, наиболее глубоким смыслом этой теоремы может быть то, что вселенная нелокальна совершенно по-новому.

Можно только догадываться, что новый вид нелокальности, на который намекает динамическая неразделимость, будет означать для нашего понимания Вселенной.

Из представленной цитаты видно, что у некоторых очень большое раздражение вызывает нелокальность мира, возможность редукционизма. Именно это защищается как религиозная догма, ради сохранения которой можно пожертвовать даже физической реальностью.

В чем смысл спора о Филиокве? Это же очень значимый сюжет. Именно он оформил разделение католичества и православия.

От кого исходит Святой Дух? Только от Отца, или от Отца и от Сына?

Латинское Filioque — "и от Сына".

Никейский Символ веры:

И в Ду́ха Свята́го, Го́спода, животворя́щаго, И́же от Отца́ исходя́щаго, И́же со Отце́м и Сы́ном спокланя́ема и ссла́вима, глаго́лавшаго проро́ки.

Заметьте, что в православной традиции, в Символе веры этот вопрос вовсе не обсуждается.

Из-за чего спор то тогда? А спор, острейший исторический и историософский конфликт возник из-за отношения в Богу, которое, в свою очередь, приводит к той или иной, не знаю как сказать лучше, методологии что ли.

Можно ли Бога изучать с помощью логики? Можно ли вводить эту "динамическую разделимость"? Об этом спорили, а не о конкретной формулировке.

Джина редукционизма, "динамической разделимости", коли он вырвался, не загнать назад в бутылку. Да никто этого и не хотел на Западе.

После спора о Филиокве в западном богословии появилось такое странное место, как чистилище с его системой отработок грехов. Но католики сохраняли хоть какое-то единство живых и мертвых.

Протестанты пошли куда дальше. Мир живых - отдельно, мир мертвых - отдельно, Бог - вообще отдельно от всего. (Среди прочего, такая система приводит к отсутствию святых. В католичестве святые, связь живых и мертвых есть.)

Дальше - больше. В 17 веке на Западе еще сохранялась какая-то цельность мира. Ньютон, например, у которого гравитация - это то, что связывает мир в целое. (Интереснейший, кстати, человек был. Большую часть жизни пытался сделать философский камень - чтобы стать богатым. По потом понял, что все это фигня. И нацелился на роль главы Монетного двора. Когда занял должность - действительно, оперативно поправил свое финансовое состояние.)
Но лет через 50 после Ньютона об этом уже забыли. И появилась, как говорит А.Ф. Лосев, капиталистическая мифология ньютоновской механики:

Механика Ньютона построена на гипотезе однородного и бесконечного пространства. ... Мир – абсолютно однородное пространство. ... Прибавьте к этому абсолютную темноту и нечеловеческий холод междупланетных пространств. Что это как не черная дыра, даже не могила и даже не баня с пауками, потому что и то и другое все-таки интереснее и теплее и все-таки говорит о чем-то человеческом. Ясно, что это не вывод науки, а мифология, которую наука взяла как вероучение и догмат. Не только гимназисты, но и все почтенные ученые не замечают, что мир их физики и астрономии есть довольно-таки скучное, порою отвратительное, порою же просто безумное марево, та самая дыра, которую ведь тоже можно любить и почитать. ... Все это как-то неуютно, все это какое-то неродное, злое, жестокое. ... Куда-то выгнали в шею, в какую-то пустоту, да еще и матерщину вслед пустили. «Вот-де твоя родина, – наплевать и размазать!» ... Итак, механика Ньютона основана на мифологии нигилизма. ... Итак: наука не рождается из мифа, но наука не существует без мифа, наука всегда мифологична.

Почему возник ажиотаж вокруг общей теории относительности? Почему одни воспринимали ее как откровение, а другие как ересь? Почему на этом поле столько копий ломали сто лет назад?

Потому что внезапно оказалось, что мир - не плоский и однородный, а кривой какой - то. Черные дыры в нем есть. Темная энергия. Большой взрыв какой то! И еще не пойми что.

Тот же Лосев, что пишет в своей "Диалектике мифа"? Что эта мифология ньютоновской механики - продукт буржуазного мировоззрения. И что, поскольку мы социализм строим, то надо что-то с этим делать. Иначе, в соответствии с марксистским учением, этот миф станет материальной силой, овладев сознанием масс.
Совершенно очевидно, что посадили Лосева "свои", "белые", именно за эту попытку протянуть руку "красным".

В "плоскотность" мира верили полтора столетия. А в "динамическую разделимость" - по крайней мере полторы тысячелетия. Совсем другие ставки.

Ну и по спорам вокруг научных теорий. Такой анекдот.

Как-то раз знаменитого английского астрофизика Артура Эддингтона спросили:

– Сэр, правду ли говорят, что вы один из трёх человек в мире, которые понимают теорию относительности Эйнштейна?

Наступило долгое и неловкое молчание – учёный явно затруднялся с ответом. Тогда спрашивающий поспешил исправить положение:

– Может быть, сэр, я что-то не так сказал? Мне, видимо, следовало бы догадаться, что вы, сэр, при всей вашей скромности, сочтёте мой вопрос несколько бестактным. В таком случае, сэр, позвольте принести вам мои самые искренние извинения…

– Ничего-ничего, – благодушно ответил Эддингтон, – Просто я задумался, пытаясь вспомнить, кто же этот третий…

Понимают то теорию относительности может быть и действительно только двое. Но что картину мира нужно менять, если теория верна, понимают куда больше людей. А изменение картины мира не может не привести и к социальным изменениям.

Робинзон Крузо

Наконец, давайте перейдем к современнику Ньютона - Даниелю Дефо и его "Робинзону Крузо".

Как водится в Англии, если ты известный писатель - то, практически всегда, связан с разведкой. Дефо - и вовсе руководил и разведкой, и контрразведкой полтора десятилетия. Как раз во время объединения Англии и Шотландии.

"Робинзон Крузо" - очень многоплановая книга. Например, среди прочего, это рекламный проспект для "бразильского стартапа": "Хочешь разбогатеть - вкладывайся в Бразилию следующим образом: ... ".

Поскольку Дефо - разведчик, то и Робинзон занимается разведкой, в т.ч. - политической. Особенно интенсивно он этим занимается во второй части книги. Во время путешествия по России - он только это, в общем то, и делает. Кого там царь Петр куда и за что сослал, какие у них элитные позиции и на каких условиях они готовы сотрудничать с Англией.

Обсуждаются и антропологические проблемы. И тут с Дефо произошло то же самое, что и с Ньютоном.

Робинзон стал символом "уединенного" человека, который может успешно жить вне общества. Робинзон и Маугли, в их современной трактовке, что эти персонажи говорят о человеке? Что человек не нуждается в обществе. Что он может успешно существовать без других людей.

Робинзон стал символом этой идеи несмотря на то, что Дефо всеми силами пытался показать, что это не так.

Во-первых, если Робинзон и не сошел с ума, то потому, что он поверил в Бога. И, как личность, он вырос на своем острове не потому, что был один, а потому что постоянно общался с Богом.

Рада Михайловна Грановская - знаменитый советский психолог. Она была светским человеком. Можно ли ее назвать атеистом - не готов сказать. У нее есть интереснейшая книга "Психология веры". У кого возникают вопросы по "общению с Богом" - отсылаю Вас к ней.

Но и человек сам по себе у Дефо никогда не существует изолированно. Цитата из первой части "Робинзона":

В минуты сомнения, когда человек колеблется, когда он, так сказать, стоит на распутье, не зная, по какой ему дороге идти, и даже тогда, когда он выбрал дорогу и уже готов вступить на нее, какой-то тайный голос удерживает его. Казалось бы, все – природные влечения, симпатии, здравый смысл, даже ясно осознанная определенная цель – зовет его на эту дорогу, а между тем его душа не может стряхнуть с себя необъяснимое влияние неизвестно откуда исходящего давления неведомой силы, не пускающей его туда, куда он был намерен идти. И потом всегда оказывается, что если б он пошел по той дороге, которую выбрал сначала и которую, по его собственному сознанию, должен был выбрать, она привела бы его к гибели.

Под влиянием этих и подобных им размышлений у меня сложилось такое правило жизни: в минуты колебания смело следуй внушению внутреннего голоса, если услышишь его, хотя бы, кроме этого голоса, ничто не побуждало тебя поступить так, как он тебе советует. ...

Для меня несомненно – хотя я и не могу этого объяснить, – что в этих таинственных указаниях мы должны видеть доказательство общения душ, существования связи между телесным и бесплотным миром.

Кстати, по поводу соотношения идеологии робинзонства и того что писал сам Дефо. Пришлось искать в интернете несколько переводов книги: во многих этого эпизода нет.

Может быть, эта мысль для Дефо случайна? Нет, вот он воспроизводит ее во второй части Робинзона:

Да, это не спроста, я это знаю по опыту; я убежден, что наши души могут вступать в общение с бесплотными душами, обитателями невидимого мира, и получать от них предостережения; эти дружеские знаки даются для нашего блага, надо только уметь ими пользоваться.

В общем, начало и конец 18 века - это две большие разницы. Очень сильно изменилось понимание того, что такое разум. От него осталась только рациональность. А изменившиеся представления о человеке "подтянули" за собой и представления о реальности.

Ну, и вообще, "Робинзон" - интереснейшая со многих точек зрения книга.

Например, в ней Дефо описывает мировую экономику своего времени. И те политические вопросы, которые в наибольшей мере на нее могут повлиять.

Очень интересные представления о человеке. Например, о социальном идеале человека:

Среднее положение в обществе наиболее благоприятствует расцвету всех добродетелей и всех радостей бытия: мир и довольство – слуги его; умеренность, воздержанность, здоровье, спокойствие духа, общительность, всевозможные приятные развлечения, всевозможные удовольствия – его благословенные спутники. Человек среднего достатка проходит свой жизненный путь тихо и безмятежно, не обременяя себя ни физическим, ни умственным непосильным трудом, не продаваясь в рабство из-за куска хлеба, не мучаясь поисками выхода из запутанных положений, которые лишают тело сна, а душу – покоя, не страдая от зависти, не сгорая втайне огнем честолюбия. Привольно и легко скользит он по жизни, разумным образом вкушая сладости бытия, не оставляющие горького осадка, чувствуя, что он счастлив, и с каждым днем постигая это все яснее и глубже.

И о идеале человека как человека, а не социального существа. Который не соответствует этому социальному идеалу.

Тот же Робинзон - ну ладно, по молодости пошатался по миру, чтобы заработать на это среднее положение. Но под старость лет - чего его снова понесло по миру шататься то? Здесь у Дефо вновь появляется эта "нелокальность". Которая, среди прочего, создает некое единство человеческого рода (как у Ньютона гравитация создает единство разлетающейся во все стороны Вселенной):

Притом же для меня не существовало того мотива, который побуждает обыкновенно отправляться в дальние странствия: мне не к чему было добиваться богатства, нечего было искать. Если б я нажил еще десять тысяч фунтов стерлингов, я не сделался бы богаче, так как я уже имел вполне достаточно для себя и для тех, кого мне нужно было обеспечить. ... Однако, все это не оказало на меня никакого влияния и не могло подавить во мне стремления к странствованиям, которое развилось во мне положительно в хроническую болезнь. ...

Мне часто доводилось слышать от рассудительных людей, что всякие россказни и привидениях и духах возникают вследствие пылкости воображения и усиленной работы фантазии, что никаких духов и привидений не существует и т. д. По их словам, люди, вспоминая свои былые беседы с умершими друзьями, так живо представляют их себе, что в некоторых исключительных случаях способны вообразить, будто видят их, разговаривают с ними и получают от них ответы, тогда как в действительности ничего подобного нет, и все это им только чудится.

Сам я и посейчас не знаю, существуют ли привидения, являются ли люди другим после своей смерти и бывают ли у таких рассказов более серьезное основание, чем нервы, бред вольного ума и расстроенное воображение, но я знаю, что мое воображение часто доводило меня до того, что мне казалось, будто я опять на острове близ моего замка, будто передо мной стоят старик испанец, отец Пятницы и взбунтовавшиеся матросы, которых я оставил на острове. Мне чудилось, что я разговариваю с ними и вижу их так же ясно, как если б они на самом деле были у меня перед глазами. Часто мне самому становилось жутко - так живо рисовало мое воображение все эти картины. Однажды мне приснилось с поразительной яркостью, что первый испанец и отец Пятницы рассказывают мне о гнусных поступках трех пиратов. ...

Во сне же это представилось мне с такой отчетливостью и правдоподобием, что вплоть до того момента, когда я увидал мою колонию на самом деле, меня невозможно было убедить, что все это не было правдой. ... Сколько во всем этом было правды - выяснится своевременно. Скажу только, что, хотя я и не знаю, как я добрался до этого во сне и что мне внушило такие предположения, в них было многое верно.

https://t.me/IngeniumNotes

Показать полностью

Можно ли читать мысли с помощью МРТ мозга?

Вышла статья в Nature, посвященная "взлому мозга". Заявка следующая: "Теперь, сделав МРТ-снимок вашего мозга, можно понять о чем вы думайте".

Новизна исследования - в использовании нейросети - языковой модели для анализа сигналов мозга. Делать это пытались и раньше. Но сейчас получилось лучше, чем когда либо до этого.

Что именно сделали исследователи?

Внутренняя речь - она все равно речь. Она подчинена правилам грамматики языка, на котором вы думайте. Она происходит последовательно: слова "произносятся" одно за одним. Раз так, то можно попытаться "считать" сигналы, соответствующие этим словам из мозга по МРТ. Да, разобрать получится не все. Но за счет избыточности языка, многое можно будет "восстановить". При этом, по сути, происходит перевод сигналов, "заснятых" МРТ на человеческий язык. В качестве посредника выступала нейросеть GPT-1. Но поскольку нейросеть ничего не понимает, и, по большому счету, предназначена для создания пересказов, то и получается пересказ того, что заснято на МРТ. При этом, метафорически выражаясь, пересказ делает исполнительный, но непроходимо тупой исполнитель.

Поскольку мозги у всех разные, нейросеть перед считыванием информации нужно обучить. Происходит это так. Человек несколько десятков часов слушает какой-то текст, а GPT-1 сравнивает звучащий текст с тем, что происходит с мозгом.

Одна из проблем метода в том, что МРТ напрямую не измеряет быстрое возбуждение нейронов мозга, а лишь отслеживает медленные изменения в кровотоке, который снабжает эти нейроны кислородом. Это делает снимки МРТ "размытыми" во времени.

Интересны комментарии авторов работы, данные различным изданиям.

Джерри Танг, специалист по вычислительной нейробиологии из Техасского университета в Остине и ведущий автор исследования:

"В данных мозга содержится гораздо больше информации, чем мы первоначально думали. То, что мы сделали - доказательство концепции, согласно которой ресь может быть расшифрована на основе неинвазивных записей мозговой активности".

Александр Хут, специалист по вычислительной нейробиологии из Техасского университета в Остине и старший автор исследования:

"То, что мы получаем, по-прежнему является своего рода пересказом того, какой была первоначальная история. Вот пример.
Исходный текст: "Я встал с надувного матраса и прижался лицом к стеклу окна спальни, ожидая увидеть глаза, пристально смотрящие на меня, но вместо этого обнаружил только темноту".
Изучив снимки мозга человека, модель продолжила расшифровку: "Я просто продолжал подходить к окну и открывать стекло, я встал на цыпочки и выглянул наружу, я ничего не увидел, и снова посмотрел вверх, я ничего не увидел".

Хут также отметил, что больше всего был удивлен тем, что данный метод позволяет "распознавать" видео, которое смотрит человек.

"Я думаю, мы расшифровываем нечто более глубокое, чем язык", - сказал он на брифинге для прессы.

Здесь он очевидно не прав. Последнее время часто ссылаюсь на Поршнева; видимо неспроста; он говорил, что его исследования станут особенно актуальными в 20-х годах XXI века.
Б.Ф. Поршнев в своей книге о происхождении человека - "О начале человеческой истории" - делает очень большую ставку на то, что называется имагинальный мир (по-другому его можно назвать "мир воображения").
Среди прочего Поршнев ставит вопрос: что первично в этом имагинальном мире человека - речь или зрительные образы? Поршнев считает, что речь. (Собственно, в качестве эпиграфа к книге Поршнев использует слова Иоанна Богослова "В Начале было Слово" - "Эн архэ эн о Логос".)
Одна из иллюстраций Поршнева, свидетельствующая что слово первично - ссылка на эксперименты, в которых было показано, что сны формируются в два этапа. Вначале - внутренняя речь, а потом она "переводится" в визуальные образы которые мы видим во сне. Понятия не имею как это доказывали, надо бы разобраться.

Если это верно - то никаких вопросов возможность "расшифровки" видео через внутреннюю речь не возникает.

Интересное замечание к работе сделал Ромен Бретт, нейробиолог-теоретик из Института зрения в Париже (в работе участие не принимал). Бретт заявил:

"Принцип работы алгоритма заключается в том, что модель искусственного интеллекта составляет предложения на основе расплывчатой информации о семантическом поле предложений, полученных в результате сканирования мозга. Могут быть некоторые интересные варианты использования, например, для определения того, о чем вы мечтали, разумеется, на общем уровне. Но я скептически отношусь к тому, что мы действительно приближаемся к уровню, когда сможем читать мысли".

Комментарий
Работа с научной точки зрения интересная. Но есть ли принципиальная новизна? Я думаю, что прорывной новизны нет.

Уже давно (я не нейробиолог, точно сказать не могу, но судя по тому что я видел - лет 15 точно) ведутся исследования того, как именно происходит запись информации в мозг. Делают генно модифицированных мышек. Если такой мышке вколоть специальный укол и в первый раз показать кошку, то мышка испугается и запомнит кошку каким-то набором нейронов, которые станут флуоресцентными - за счет генной модификации и укола. Дальше у мышки достают мозг, режут на тонкие лоскутки и смотрят под микроскопом какие конкретно нейроны запомнили кошку.

Следующий уровень - все то же самое, но нейроны светятся в живой мышке (наблюдение идет через видеокамеру, приделанную к черепу - видео выше).

Следующий уровень - не генно модифицированная мышка без видеокамеры в черепе - дистанционные средства контроля. Отработав такое "неразрушающее" считывание информации на мышах, лет пять назад занялись человеком. Вроде как лидеры в этой области - американские исследователи, работающие на DARPA. Из Калифорнийского института, например.

Раньше уровень считывания был достаточным лишь для выполнения команд навроде "включи свет". Обсуждаемая выше работа - существенной продвижение относительного данного уровня. Существенное, но не принципиальное.

Мы не понимаем что такое разум. При этом разум человека пытаются взломать с помощью методов точных наук. Но когда делают так - то естественно, что кроме модифицированного арифмометра в мозгу ничего не найдешь. (Ранее писал по этому поводу например, здесь.)

Подбешивает уровень и мотивация людей, которые занимаются темой. Почему я, человек который ничем таким не занимается, знаю о существовании теории о том, что сон - вначале текст, а уже потом зрительный образ; а человек, который исследует внутреннюю речь мозга об этом не знает? Если занимаются темой такие люди, то на выходе можно ожидать любой пакости как в сферах ее применения ("ничего личного, только бизнес"), так и идеологии.

Что касается внутренней речи, языка и т.д. Можно "проецировать" человека на машину, редуцировать человека до машины. А можно исследовать самого человека. Гуманитарные науки - они потому и гуманитарные, что занимаются человеком. Исследуют кто вообще такой человек. Как он устроен. Как он меняется. Как он занимается самоопределением.
Что современные гуманитарии в массе своей не могут ничего сказать по этому поводу говорит лишь о том, что они плохие гуманитарии, просто отвратительные. Но не всегда было так.

Тот же Поршнев - вырос на очень сильно взрыхленной и удобренной почве. Вот, например, Илья Росляков в своем цикле статей о феминизме и т.д. обсуждает русский "серебряный век", как глубоко у него ушли корни вглубь

Если говорим о Слове - то были даже целые богословские направления, ему посвященные. Традиция не прервалась и в СССР. Лосев тот же, например.

А были и Лотман, и Бахтин и т.д.
Бахтин - совсем не нравится мне как человек и тем более как политик. Но это невероятно глубокий и тонкий исследователь. И про тот же внутренний диалог он сказал очень много. Причем свои открытия он делал без всяких там генных модификаций, томографов и нейросетей.

Вот влезут сейчас чуть глубже в мозг. И что дальше? Луначарский, обсуждая философию Спинозы, так объясняет проблему.

Человек говорит миру: "Ты - машина". Мир отвечает человеку: "Хорошо. Я - машина. Но тогда и ты - машина. Даже не мыслящий камыш, а просто механизм".

Луначарский цитирует Шиллера - Истукан Изиды:

Что ж увидал он там?.. У ног Изиды, в храме,
Поутру, недвижим, он поднят был жрецами.
И что он увидал? и что́ постигнул он?
Вопросы слышались ему со всех сторон.
Угрюмый юноша на них ответа не дал…
Но в жизни счастья он и радости не ведал.
В могилу раннюю тоска его свела,
И к людям речь его прощальная была:
«Кто к Истине идет стезею преступленья,
Тому и в Истине не ведать наслажденья!

Может, отчасти в этом и цель - довести человечество к этому состоянию машины?

https://t.me/IngeniumNotes

Показать полностью 1

Существуют ли гориллы - дервиши?

Британские ученые задались этим вопросом. Поводом для исследования стали наблюдения за обезьянами, получающими удовольствие от вращения.


На самом деле, это не праздный вопрос. Что такое человек? Один из возможных вариантов ответа - это существо, которое стремится к обретению измененных состояний сознания. Среди способов - не только религиозные мистические практики, но и алкоголь, наркотики и т.д.

Руководитель исследований - доктор Адриано Ламейра, адъюнкт-профессор психологии в Университете Уорика - отмечает:

"Все человеческие культуры нашли способ уклониться от реальности с помощью специальных ритуалов, практик или церемоний. Эта человеческая черта - стремление к измененным состояниям - настолько универсальна, исторически и культурно, что возникает интригующая гипотеза о том, что это нечто потенциально унаследованное от наших эволюционных предков.

Если бы это действительно было так, это имело бы огромные последствия для того, как мы думаем о современных человеческих познавательных способностях и эмоциональных потребностях.

Что мы хотели попытаться понять с помощью этого исследования, так это то, можно ли изучать вращение как предчеловеческое поведение, с помощью которого предки человека могли бы автономно подключаться к другим состояниям сознания. Если все человекообразные обезьяны стремятся к головокружению, то наши предки, скорее всего, тоже так поступали.

Обезьяны делают это целенаправленно, почти как если бы они танцевали. Параллель между тем, что делают обезьяны и тем, что делают люди, не случайная.

Может быть, такое поведение обезьян связано с их психическим здоровьем: все, за кем наблюдали ученые были, в основном, невольниками, которым, возможно, было скучно, и они пытались каким-то образом стимулировать свои чувства. Но это также может быть игровое поведение. Если вы думаете о детской игровой площадке, то почти все оборудование для детской площадки — качели, горки, карусели - все они предназначены для того, чтобы нарушить ваше равновесие и вызвать реакцию тела и разума.

Есть несколько интересных параллелей, которые следует исследовать дальше, чтобы понять, почему люди мотивированы участвовать в таком поведении. Вполне может быть, что мы искали изменяющих сознание переживаний еще до того, как стали современными людьми".

Комментарий
Казалось бы, это какая-то ерунда, не заслуживающего внимания. Но все иначе, чем кажется.

Вообще, люди естественно-научного, "технического" склада ума, особенно в России, с упоением концентрируются на различных железках, естественно-научных принципах и т.д. В итоге получается отличное железо, которое непонятно кто, как и для чего должен использовать.
На Западе этот вопрос разработан лучше. Есть специально обученные для этого люди и т.д. Но все это делается как-то очень механистично.

Гораздо выше всех перечисленных страт общества в социальной табели о рангах стоят те, кто управляет людьми. Те, кто хочет посмотреть что это такие на нижних этажах иерархии - тех, кто управляет отдельными людьми, - посмотрите классический американский фильм Glengarry Glen Ross. Но высший ранг таких людей - те, кто управляют всем обществом.

Рекомендую к прочтению интереснейшую статью А.Е. Кудиновой, посвященную проблемам информационно - психологической войны, тому, как ее ведут против целых государств, религий и т.д. В ней Кудинова просто и понятно объясняет, почему "серьезная информационно-психологическая война — это в каком-то смысле и есть симбиоз древней магии и современных технологий. Пока мы этого не осознаем, сражаться и побеждать невозможно. Фактически все направления информационно-психологической войны связаны со снятием любовных чар. Направления отличаются друг от друга только тем, как именно снимаются любовные чары."

В США давно и настойчиво осуществляют эту программу - синтеза древней магии и современных технологий.

Жак Аттали не без основания называет США "интеллектуальной провинцией Европы". Но в вопросе изучения и управления измененными состояниями сознания эта провинция далеко ушла от своей метрополии. (Почему так - могу высказать несколько гипотез, но наверняка сказать не готов.) Наверное, отрыв возник еще на заре движения хиппи. (Вообще, само возникновение хиппи - это не проба пера подобных технологий использования измененных состояний сознания для социального проектирования?)

Не так давно набрел на интересный портал - Aneon - научный куратор которого - Институт комплексности Санта-Фе. Psyche - ответвление этого портала, занимающееся вопросами психологии. Так вот, эти порталы регулярно публикуют интересные околонаучные материалы (эссе ученых, обсуждение различных современных теорий ведущими учеными и т.д.), посвященные измененным состояниям сознания.

Вообще, доказывать большую разработанность темы в США - это ломиться в открытую дверь. Вспомним мультики навроде "Душа". Или серии мультфильмов - самоучителей Нетфликс, посвященных медитации.

Налицо гигантская разность "научных потенциалов" совокупного Запада и Росси по теме. Вы думайте, что это ерунда? А на Ваш взгляд, то, что произошло с Украиной, произошло, в том числе, не благодаря этой разнице потенциалов? Если кто-то, назовем его А, может переформатировать сознание народов, хоть в какой-то степени, а кто-то другой, назовем его Б, яростно отрицает даже возможность этого, то кто в итоге победит?

Что касается горилл - "дервишей". С одной стороны, выглядит это все так, что они действительно ловят измененные состояния сознания.

Можно шире поставить вопрос - является ли это свойством любого сознания - искать таких состояний? Некоторые современные американские теории сознания отвечают на этот вопрос положительно. Постараюсь позже рассказать о таких теориях.

С другой стороны, те же дервиши - не с бухты барахты ныряют в такие состояния, а для того чтобы что-то из них извлечь. Как-то изменить себя через прохождение через эти состояния. Поэтому в этом плане гориллы - наркоманы а не дервиши.

Слышал истории о собаках - алкоголиках и о козле, которого деревенские мужики научили курить, он потом по деревне ходил и просил у курящих сигареты - губы трубочкой вытягивал. Чем горилла - "дервиш" от них отличается? Так можно дойти до заявлений о том, что гуси зикры танцуют.

Взято из тг-канала https://t.me/IngeniumNotes

Показать полностью

Вопрос о соотношении существования и сущности и его роль в либерально-консервативном расколе США

Интересная статья Джера Клифтона, американского психолога и антрополога.

Клифтон, сотрудник Университета Пенсильвании. Он занимается исследованием влияния представлений человека о мире на его антропо- и психо- тип, на структуру личности человека. (В том числе такие исследования он ведет применительно к первобытному человеку.) Среди исследуемых им представлений: а) вера в то, что мир опасен; б) вера в то, что жизнь прекрасна и т.д.
Кроме того, Клифтон изучает методологию измерения степени такой веры, а также измерения ее влияния на жизнь человека.

В США периодически обостряется тема возможной гражданской войны. В связи с этим значительные научные усилия тратятся на исследование причин раскола общества на "либералов" и "консерваторов".

Одно из существующих в общественном американском сознании популярных объяснений причин раскола - мнение о том, что консерваторами становятся люди, которые уверенны в том, что мир опасен. А либералами - те, кто думает, что мир - это, в целом, безопасное место.

Ответы на такие вопросы - это сфера профессиональной деятельности Клифтона. Он провел соответствующее исследование и показал, что данное мнение не верно. Из полученных результатов следует, что сейчас все согласны с тем, что мир - это опасное место.

Раскол определяется другой идеей. В статье, популяризующей результаты исследования, Клифтон формулирует эту идею следующим образом.

"Консерваторы больше верят в то, что наш мир - иерархический. Что Вселенная - это место, где границы между категориями или понятиями имеют значение. Противоположная точка зрения, которой придерживаются люди с низким уровнем этой веры (либералы), склонна воспринимать различия как нечто поверхностное и даже глупое. Для людей с такой точкой зрения мир в основном состоит из пунктирных линий или оттенков серого.

Вера в иерархический мир определяет то, как люди воспринимают мир. ... Воспринимают не только человеческие группы, но и все остальное, включая растения, животных и неодушевленные предметы.

Одна из причин, по которой наше открытие является захватывающим, заключается в том, что оно намекает на способы выхода из конкретных политических тупиков. Например, рассмотрим дебаты по темам ЛГБТК+. Консерваторы могут чувствовать, что линия, разделяющая мужчин и женщин, естественна и врожденна — большая, жирная линия, — в то время как либералы могут считать это различие более поверхностным и основанным на культуре - серой зоной."

Комментарий
Клифтон очень специальным образом подбирает слова для того, чтобы сформулировать результаты своего исследования.
"Отсутствие иерархии", смех над мнимыми отличиями порождается и может порождаться только отсутствием представления о сущности у вещей, явлений, людей и т.д. Если есть набор предметов, то иерархию между ними можно выстроить только если они сущностно отличаются. Если отличий нет - то нет и иерархии.
Поэтому раздел между американскими консерваторами и либералами идет не по "частному" вопросу иерархии, а по общему вопросу существования сущности.

Как ученый - психолог, Клифтон не может быть не знаком с современным экзистенциалистским движением, основанным Сартром. И его ключевой идеей: "существование предшествует сущности".

Клифтон сходу оседлывает ЛГБТ-тему, предлагает вести дискуссию по ней, основываясь на открытом им знании. Такое предложение очень двусмысленно.
Илья Росляков в цикле статей "Страшная дорога свободной личности" интереснейшим образом обсуждает тему современных фем- лгбт- ведьмо- и т.п. движений.
В данной статье цикла обсуждается вопрос о том, кто именно формировал это фем-лгбт-движение на современном Западе. Убедительно и на фактическом материале (к сожалению, очень слабо известном для массового российского читателя) показано, что у истоков всего этого стояла жена Сартра - Симона де Бовуар. Ключевую книгу по теме - "Второй пол" - она написала буквально сразу после того, как Сартр сформулировал свою максиму о фактическом не- существовании сущности, и под непосредственным влиянием этой максимы.

Клифтон всего этого не знать по определению не может. Но старательно не обсуждает.

Семена, посеянные экзистенциалистским движением, дали обильные всходы.
На идеях Сартра выросло движение современных леваков. Оно оседлало западную повестку, в особенности - западную "либеральную" повестку.
Оно стало настолько сильным, что его ключевая идея - идея об отсутствии сущности и наличии только существования, как показывает Клифтон, - стала движущей идеей одного из ключевых внутренних конфликтов в США.

https://t.me/IngeniumNotes/650

Показать полностью

Нобелевка по физике 2022, или вместо реальности у нас теперь информация?

Где-то, обсуждая нобелевскую премию "за мир", верно отметили что нобелевка сейчас дается не для того, чтобы наградить, а для того чтобы указать как сейчас правильно думать.


В этом плане радует то, что наконец-то оценено доказательство квантовой нелокальности. На этом хорошие новости заканчиваются.


В интернетах пишут какую-то ересь о происходящем. Нашел пару заслуживающих внимание материалов. Первый - это достаточно прилично написанный исторический обзор того, за открытие чего именно дана премия.


Данный обзор хорош тем, что в нем, по крайней мере, упомянуто имя Девида Бома, застрельщика исследований, которые привели к экспериментальному подтверждению доказательства нелокальности. Из тех что я видел - это единственный такой обзор.

Кроме того, аккуратно, но описано состояние умов "светил". О том, как физический мейнстрим проморгал все эти ключевые рассуждения о парадоксе ЭПР и о шредингеровском его осмыслении.


Чем обзор плох, вернее сказать не полон, - отсутствием анализа роли Луи де Бройля. Без чего нельзя понять историю развития квантовой механики.


Сейчас опубликовано много исторических исследований. Которые однозначно говорят о том, что первая версия квантовой механики, "волновая" механика, фактически создана тремя людьми. Луи де Бройлем, Альбертом Эйнштейном и Эрвином Шредингером. Только эти трое поняли и поверили в то, что природа физической реальности на микроуровне - в неких непонятных "волнах вещества". Дорогу к этому пониманию проложил именно де Бройль - в своей диссертации.


Альберт Эйнштейн, прочитав ее, писал Борну: «Прочтите диссертацию де Бройля: кажется, что ее писал сумасшедший, но написано очень солидно».


В чем смысл рассуждений де Бройля? Очень-очень грубо его можно описать так. Все мы знаем эксперименты по визуализации гравитации с помощью натянутой резиновой мембраны. Так "демонстрируют" искривления пространства-времени в эйштеновской теории относительности.

Де Бройль же сказал: "А, собственно, почему эта мембрана не может еще и колебаться?". Дальше он предположил, что эту "мембрану" "раскачивают" частицы, которые имеют собственные частоты колебаний. Которые он попытался вывести с привлечением теории относительности. А "раскачав" волны - частицы начинают с ними взаимодействовать.


Но это - все очень и очень условно. Реально за работой де Бройля стоял глубокий анализ законов классической механики. В частности, он обратил внимание на "побочный" математический факт, известный с середины 19 века - уравнения классической механики можно рассматривать как уравнения распространения волн с малой длиной волны. Подробнее - см. книгу де Бройля "Революция в физике".


Дальше у данной интерпретации начались проблемы. Историки науки говорят о том, что во многом они были вызваны тем, что де Бройль не обладал достаточно математической подготовкой, чтобы развить свои идеи.


А альтернативный де Бройлевскому подход напротив, оседлали очень математические подготовленные люди. Которые создали матричную квантовую механику. Условным девизом которой является: "Не занимайся этой ерундой с попыткой что-то понять, просто считай".

Под давлением фактов и успехов данного подхода, в начале 30-х де-Броиль согласился с ним.

Ситуацию несколько уравновесил Шредингер со своим волновым уравнением. Привнес в эту математически выверенную пустоту частицу смысла. Но ситуацию этого не выправило.


Где-то к концу 40-х стало в крупных чертах понятно, что эта великая "классическая" квантовая механика отыграна. Что она не позволяет дальше заглянуть в глубь физической реальности. Что принципиальных новых успехов в той же квантовой теории поля не достигнуть, и с этим не могут помочь никакие математические ухищрения.


Тут нужно сделать отступление и поговорить о роли мира воображения в науке.


Людвиг Больцман, Анри Пуанкаре, или упомянутый выше Луи де Бройль. Эти великие ученые (и отнюдь не только они) отстаивали необходимость воображения. Пуанкаре даже предложил классификацию - математиков он делил на "геометров" и "логиков".


Вообще это очень древняя история и ситуация. Которую можно отследить, например, на религиоведческом материале, например на истории мистицизма. Какой нибудь рационалистический мистицизм некоторых индуистких или буддийских течений. Против имагинативного мистицизма в исламе, например. Развилка на "геометров" и "логиков" зашита в человеческой природе. Философски ее можно, наверное, осмыслять в категориях "душа" ("геометры") & "дух" ("логики"). В истории литературы - можно, например, посмотреть ибсеновских "Пер Гюнта" ("воображение", "душа") и "Бранда" ("анализ", "дух-убийца").


Книга "Соотношение неопределенностей Гейзенберна и вероятностная интерпретация волновой механики" де Бройля 1986 года издания. Ж. Лошак, ученик де Бройля, в предисловии приводит следующие цитаты своего учителя:


Творят лишь те, кто видят воображаемое, как наяву.


Говоря о внутренней жизни человека, де Бройль подчеркивал: "Все, что мы знаем, проходит через эту жизнь и преломляется в ней".


"Может быть, то, что мы воспринимаем в пространстве-времени, еще не есть истинная картина, и физик подобен ткачу, работающем над ковром с изнаночной стороны, который может по-настоящему взглянуть на свою работу лишь в тот день, когда он перевернет ковер и посмотрит на него с лицевой стороны".


Бройль об открытии атомизма и статистической физики: "В этот день пелена спала с глаз и мы наконец с облегчением увидели физическую реальность такой, какой она скрывалась за абстрактными формами классической термодинамики".


Зачем я привел эти цитаты - для того, чтобы сравнить их с тем, что говорят нынешние нобелевские лауреаты.


Вернемся к истории квантовой механики.


В 1951 де Бройль получил препринт работы Бома. Фактически, в ней Бом независимо воспроизвел результаты де Бройля 20-летней давности - теорию волны-пилота. Согласно этой теории, частицы - это что-то практически точечное. А волновые свойства частиц возникают из-за их взаимодействия с "волнами", которые они создают. Бом узнал о результатах де Бройля лишь на стадии опубликования своей работы. И прислал ему свою работу на смотрины.


По итогу работа Бома "пробудила" де Бройля от "сна". Лошак использует термин "сняла чары". Бройль посвятил остаток жизни развитию своих ранних идей.


Но для истории физики с этого момента более важно рассмотреть историю Бома. Он преодолел ряд математических сложностей и разработал собственную интерпретацию квантовой механики. Вокруг его идей стали группироваться все "недовольные" "классическим" подходом к квантовой механике, гласящем: Не думай, а считай.


Одним из замеченных с помощью предложенной Бомом интерпретации квантовой механики стал эффект "спутанных частиц", демонстрирующий нелокальность квантовой механики.

В чем смысл нелокальности?


Мы берем две частицы. Делаем некое "магическое" действие, называемое спутыванием частиц. После чего возникает некая "связь" между частицами. Грубо говоря, одна частица делает условно то же самое, что и другая. Причем "делать" они это начинают одновременно. Независимо от расстояния, на котором они находятся.


Здесь есть нюанс. "Делать" частицы могут только что-то случайное. То есть не получится передавать информацию мгновенно.


Условно, у вас есть идеальный игральный кубик. Который падает абсолютно случайно на одну из граней с вероятностью 1/6. Вы берете другой такой же кубик. И делайте их "связанными". Затем один из них увозите в туманность Андромеды. А второй оставляете на Земле. "Одновременно" кидаете их. И, если на одном выпадет "однерка", - то и на другом обязательно выпадет тоже "однерка".


Чтобы объяснить это, Девид Бом предложил следующую метафору. Представьте, что у вас есть аквариум с рыбой.И вы снимаете рыбу двумя камерами в перпендикулярных направлениях. А изображения транслируются на два телевизора. Тогда эти изображения - это "спутанные частицы". Они связаны друг с другом. Если в одном телевизоре вы будете видеть рыбу в фас, в другом - в профиль, и наоборот. Рыба будет поворачиваться - оба изображения будут меняться по связанным друг с другом законам. Независимо от того на каком расстоянии телевизоры.

Так физики доигрались до метафизики.


Получается, что формально есть некая "внешняя" (или "внутренняя" "глубинная", кому как удобно) реальность. И эти наши квантовые частицы - это что то вроде окна, ну или телевизора в эту реальность. "Спутывая" две частицы, мы "наводим две камеры" на одну и ту же рыбу из "глубинной реальности". И смотрим за нею через два телевизора.


Джон Стюарт Белл придумал как в принципе можно проверить так ли это "на самом деле". Люди доработали его методику. Провели эксперименты. И сказали, что да, это так. Некоторые из них сейчас получили нобелевскую премию.


Обобщая описанную выше метафору рыбы в аквариуме, Бом предложил "голографическую модель Вселенной". Грубо говоря, настоящая реальность - находится на какой-то ограниченной поверхности. А наблюдаемая нами Вселенная - это что то вроде голографического изображения этой истинной реальности, по которой плавает рыба. А голограмма - интересная вещь. Ведь в ней воистину "все во мне и я во всем", и малый кусок голограммы "содержит" в себе полностью то же самое изображение, что и вся голограмма (но в худшем качестве).


Особенно весело стало после того, как в 1998 аргентинский физик Хуан Малдасена нашел математическую аналогию между уравнениями квантовой механики и уравнениями, описывающими гравитацию. Позже, развивая математическую аналогию, люди показали что аналог спутанных частиц в квантовой механике - это пресловутые "кротовые норы" в космологии. А эти норы - в общем то готовые машины времени. Весело живем, правда? (О том, что написано в этом абзаце можно почитать в хорошем обзоре плохого журнала.)


Мы обсудили суть открытия. Давайте обсудим то, как преподносят открытие.


Главный фигурант тут - новоиспеченный лауреат Антон Цайлингер. Премию ему дали как идеологу того, как именно нужно включать нелокальность в современную физику.


Чему же учит нас Цайлингер? С чего же мы должны делать свою жизнь? Нужно признать, Цайлингер пошел куда дальше принципа "заткнись и считай".


Западная научная попса сейчас активно ссылается на его статью 2005 года в Nature "The message of the quantum", разоблачающей неправоту Эйнштейна. Только вот в чем его неправота?

Цитата из статьи:


Итак, в чем же заключается послание кванта? Я предлагаю взглянуть на ситуацию под новым углом. Из истории физики мы узнали, что важно не проводить различий, которые не имеют под собой никаких оснований. ... Я полагаю, что невозможно провести различие между реальностью и информацией, нашим знанием о реальности. ...
Возможно, это говорит о том, что реальность и информация - две стороны одной медали, что они в глубоком смысле неразличимы.

Таким образом, Цайлингер встает под знамена постмодерна, устами Жака Дерриды провозгласившего: «Мир есть текст».


Как это можно пытаться обосновать? Вновь обратимся к статье Цайлингера. Ее он начинает с заявления: "Эйнштейн бросил вызов физике, в том числе концепции квантовой механики, чтобы описать “реальную фактическую ситуацию”, или, другими словами, то, что существует."


Открытие нелокальность преподносится именно как неправота Эйнштейна в его мнении о том, что существует физическая реальность. Еще раз. Не неправота Эйнштейна по частному вопросу, а неправота в том, что существует физическая реальность.


Нелокальность пытаются использовать в качестве серпа Крона для того, чтобы оскопить физику. Снять ее первую предпосылку: "Мир - существует".


Очень интересно читать заявления Джона Клаузера, другого лауреата нобелевской премии. Именно он провел первые эксперименты по связанным частицам. А сейчас этот 80-летний старик в интервью СМИ кается за свою молодость:


Правда в том, что я очень надеялся, что победит Эйнштейн. ... Мы не доказали, что такое квантовая механика. Мы доказали, чем квантовая механика не является. И знание того, чем она не является, имеет практическое применение".

Итак, подводя итоги 100-летнему развитию квантовой механики, мы можем констатировать ее очень глубокий прогресс. Если век назад говорили "мы не можем понять что там и как на самом деле, а поэтому просто считаем". То сейчас говорят: "А на самом деле и нет ничего. Есть только информация. И правила игры в бисер с нею".


А, собственно, чего еще можно ждать от Запада? В Великобритании запрещают изучать Шекспира. А физикам с нобелевской трибуны запрещают верить в то, что физическая реальность существует. Все логично.


Источник: https://t.me/IngeniumNotes

Показать полностью 1
Отличная работа, все прочитано!