Pavlin83

Pavlin83

Пикабушник
Дата рождения: 12 ноября
19К рейтинг 42 подписчика 8 подписок 242 поста 63 в горячем
Награды:
5 лет на Пикабу
24

SpaceX за $1,5 трлн: от тайного финансирования из Китая к спешному IPO

Компания SpaceX внезапно изменила свою стратегию развития. Весь предыдущий период, начиная с создания фирмы в 2002 году, топ-менеджмент заявлял, что компания не будет выводиться на биржу (проводить IPO). Объяснялось это тем, что краткосрочные ожидания прибыли от инвесторов не позволят реализовывать стратегические проекты SpaceX. И вдруг пару недель назад было объявлено, что через несколько месяцев будет проведено IPO.

Внутри топ-менеджмента существовали противоречия по поводу выхода на биржу. Но ранее даже наиболее радикальные сторонники IPO предлагали всего лишь выделить проект Starlink, сделать его отдельной компанией и вывести ее на биржу. Согласно сообщениям СМИ, Илон Маск лично блокировал реализацию этих планов последние пять лет.

Сейчас же SpaceX предполагается выводить на биржу целиком, причем сделать это очень быстро — уже к середине 2026 года. Оценить компанию планируется в $1,5 трлн (120 трлн руб.), а продать акций (не более 2,5% акций) на сумму $30–$40 млрд (2,4 трлн руб.–3,2 трлн руб.). Если все удастся реализовать, то это IPO станет крупнейшим в истории. Предыдущий рекорд принадлежал Saudi Aramco — $29 млрд (2,3 трлн руб.) привлеченных средств в 2019 году.

Мало того, в корне меняются и декларируемые цели существования SpaceX. Согласно сообщениям ряда СМИ, полученные средства будут потрачены на создание космических ИИ-дата-центров. Эту версию подтвердил финансовый директор SpaceX Брет Джонсен в обращении к сотрудникам. По его словам, IPO предоставит SpaceX «значительный капитал, который позволит нам увеличить количество полетов Starship до невероятного уровня, развернуть в космосе центры обработки данных с искусственным интеллектом». Эрик Бергер, авторитетный журналист и старший редактор издания Ars Technica, комментируя такой резкий поворот курса SpaceX, отметил: «Если ИИ окажется чем-то вроде мыльного пузыря, то через 10 лет SpaceX может оказаться владельцем спутников в космосе стоимостью в сотни миллиардов долларов, от которых будет мало пользы. Но, возможно, акционеры предпочтут, чтобы SpaceX сделала их мультимиллионерами, а не обеспечила межпланетные перелеты».

Тема космических ИИ-дата-центров выпрыгнула как чертик из табакерки в начале октября, и за прошедшие пару месяцев стала хайпом. Ее упоминание топ-менеджментом может быть как подстегиванием этого хайпа для получения большей оценки стоимости акций, так и свидетельством того, что в SpaceX что-то сломалось.

Весь предыдущий период нельзя было отрицать, что одна из реальных целей существования SpaceX — освоение космоса и что компания быстро движется по этому пути. Джон Холст, авторитетный американский аналитик космонавтики, имеющий военный бэкграунд, в 2020 году в своей статье «Blue Origin: старая одежда в новом космосе» так определял разницу между SpaceX и другими компаниями «частной космонавтики»: «Ранее я задавался вопросом, не является ли медленный темп Blue Origin результатом очевидного отношения Безоса к космическому бизнесу как к хобби. <…> Сейчас я уверен, что Безос рассматривает Blue Origin как бизнес, созданный для привлечения государственных заказчиков своим методичным продвижением, и не более того. <…> Blue Origin не изменит индустрию. <…> Я и другие сейчас наблюдаем за SpaceX, потому что это единственная компания, которая фундаментально меняет индустрию. SpaceX соревнуется сама с собой. <…> Деятельность компании и ее темпы развития являются пугающими».

Теперь же слишком многое указывает на то, что SpaceX собирается стать «нормальной» коммерческой компанией и начать заниматься тем, ради чего и существуют такие организации — получением коммерческой прибыли.

SpaceX дважды в год проводит вторичное размещение акций инсайдеров — сотрудников компании и ранних акционеров. Также в начале декабря 2025 года было объявлено, что цена акций на ближайшем таком размещении, в начале 2026-го, будет рассчитана, исходя из оценки стоимости компании в $800 млрд (63,5 трлн руб.). Это добавляет вопросов к ситуации. Зачем кому-то продавать акции сейчас дешево, если через полгода можно будет продать их дорого?

Напомним историю оценки стоимости SpaceX. В 2010 году, после первого запуска ракеты Falcon 9, компания оценивалась в $1 млрд (79,5 млрд руб.). В 2015 году Google и Fidelity инвестировали $1 млрд (79,5 млрд руб.) за примерно 10% SpaceX, то есть стоимость компании составляла $10 млрд (795 млрд руб.). При этом стоимость определялась покупателем, сообщающим цену, за которую он готов купить долю компании.

В последующий период топ-менеджмент SpaceX сам директивно назначал цену акций, которую покупатели принимали. В рамках регулярных вторичных продаж акций назначалась следующая цена. Осенью 2021 года — $100 млрд (7,95 трлн руб.), при этом был продан пакет из 0,7% акций. Летом 2024 года — $210 млрд (16,5 трлн руб.).

Осенью 2024 года Трамп, заключивший политический союз с Маском, выиграл президентские выборы в США. Сразу после этой победы, в декабре 2024-го, оценка выросла до $350 млрд (28 трлн руб.). Летом 2025 года во время конфликта Трампа и Маска стоимость компании составляла $400 млрд (32 трлн руб.). Сейчас, когда Маск помирился с Трампом, а SpaceX получила небольшие символические контракты в рамках программы противоракетной обороны «Золотой купол», стоимость компании оценена в $800 млрд (63,5 трлн руб.). (Небольшие — по сравнению со всей программой «Золотой купол» и оценкой SpaceX — «всего лишь» $2 млрд (160 млрд руб.) на разработку группировки спутников радиолокационного наблюдения с синтезированной апертурой (SAR). Отметим, что стоимость финско-польской компании ICEYE, одного из мировых лидеров в области создания SAR-спутников, в настоящее время развертывающей европейскую систему военной космической разведки, оценивается в $2,8 млрд (220 млрд руб.).)

Фан-клуб Маска объясняет такой рост стоимости SpaceX тем, что компания создала уникальный набор технологий, которые открывают невероятные коммерческие перспективы. Летом 2024 года при оценке в $210 млрд (16,5 трлн руб.) в это с натяжкой можно было поверить. Поверим и в то, что дружбу Маска с Трампом можно было оценить год назад в дополнительные $150 млрд (12 трлн руб.) стоимости SpaceX. Но за прошедший год всем стало понятно, что любое перемирие с Трампом может в произвольный момент времени закончиться. Кроме того, буквально только что, этой осенью, компания Amazon Leo другого американского мультимиллиардера, Джеффа Безоса, продемонстрировала, что она способна создать альтернативу системе Starlink — Amazon Kuiper. Причем запустить эти спутники Безос сможет с помощью ракет New Glenn, которые создала другая его космическая компания — Blue Origin.

Отметим, что летом 2025 года компания ARK Invest Кэтрин Вуд опубликовала прогноз-отчет под заголовком «Ожидаемая стоимость ARK для SpaceX в 2030 году: $2,5 триллиона (200 трлн руб.)». ARK — это один из ключевых игроков в «группе поддержки» Илона Маска на финансовом и медийном поле. При этом даже ARK подчеркивала, что для такой оценки должны быть выполнены следующие условия. 1) Безукоризненный успех проекта сверхтяжелой ракеты Starship. Это ключевое условие финансовой состоятельности SpaceX. И до сих пор этого не произошло. 2) Проект Starlink вышел на операционную прибыль. Планируется, что это произойдет в 2030 году. 3) SpaceX создала автономную колонию ИИ-роботов Optimus на Марсе. Полгода назад об этом грезили фанаты Илона Маска. Сейчас эта история уже забыта.

Откуда такой рост оценки компании за несколько месяцев? Кто и почему будет ее покупать по такой цене? Представляется, что ответ на эти вопросы позволит лучше понять устройство компании SpaceX, природу отношений Илона Маска с американским «глубинным государством», устройство мировой финансовой и экономической системы, а также выдвинуть предположения о том, что с этой системой будет происходить.

Так в чем же интерес покупателей? Почему они готовы платить очень высокую цену за акции? Сейчас можно предположить, что покупателей привлекает впервые данное обещание вывести SpaceX на публичный рынок, где они смогут найти еще большего дурака, чтобы перепродать свои акции дороже. Но почему акции покупали десять лет до этого? И главное — кто именно их покупал?

Ответить на эти вопросы можно с помощью концепции финансового империализма

Ее начали разрабатывать в начале XX века. Предложено несколько вариантов концепции для различных исторических условий. Последний вариант был разработан в первой половине 2010-х и озвучен рядом авторов, связанных с лондонским Сити (например, Тони Норфилд), Школой восточных и африканских исследований Университета Лондона (Костас Лапавитсас) — SOAS, создана в 1916 году для подготовки кадров для управления колониальными владениями Великобритании — и другими британскими имперскими институтами. Такой бэкграунд авторов концепции можно объяснить тем, что, как сами они утверждают, ключевые страны в мировой финансовой системе — это США и Великобритания. Они не могут друг без друга и одновременно яростно противостоят друг другу. В рамках этого противостояния американцы, например, засвечивают «Панамский архив», а британцы выдвигают и популяризуют выгодные им концептуальные модели реальности.

Суть концепции финансового империализма состоит в том, что современный глобальный капитализм функционирует как жесткая иерархическая структура, в которой финансовая система является центральным механизмом управления. Финансовая система позволяет доминирующим странам, прежде всего США и Великобритании, управлять мировой экономикой с помощью «структурного принуждения», а не прямого насилия.

Это «структурное принуждение» работает, как «невидимая паутина», встроенная в повседневные международные экономические операции. Так, для участия в международной торговле необходимо использовать инфраструктуру (SWIFT, корсчета, страхование), контролируемую ядром системы.

Триумфом этой системы принуждения стал Азиатский финансовый кризис 1997–1998 годов. Экономики «азиатских тигров» (Таиланд, Индонезия, Южная Корея) были разрушены резким разворотом финансовых потоков. Изменение оценки рисков западными инвесторами привело к мгновенному оттоку капитала, обрушению валют и принудительной перестройке экономик этих стран под диктовку МВФ. Кроме того, у ядра системы существуют эксклюзивные возможности получения прибыли путем произвольного изменения ставки кредитования, включения печатного станка и так далее.

Несущей конструкцией финансового империализма являются оффшорные финансовые центры (Каймановы острова, Бермуды, Британские Виргинские острова, Джерси и так далее). Ключевым игроком на этом поле является Великобритания. Офшоры создают юридическую серую зону, необходимую для функционирования системы. Финансовые потоки из периферии системы (Россия, Ближний Восток, Латинская Америка, Африка и т. д.) не инвестируются внутри своих регионов. Вместо этого они выводятся через британскую оффшорную сеть, консолидируются в банках Сити Лондона, а затем перенаправляются на рынки США для покупки казначейских облигаций или акций корпораций S&P 500. В итоге периферия системы финансирует дефицит бюджета и рост капитализации стран ядра системы. Юридически это выглядит как серия независимых транзакций, но экономически это — систематическое изъятие ресурсов.

В этой системе контроль осуществляется рынком. Институциональные инвесторы (Big Three: BlackRock, Vanguard, State Street), а также глобальные банковские конгломераты (HSBC, Rothschild, JPMorgan) не отдают приказов, а перераспределяют капитал туда, где условия наиболее выгодны.

Следует отметить, что если до 2010-х годов концепцию финансового империализма развивали в основном ученые-представители марксистской традиции, то после публикации «Панамского архива» ее обсуждение стало повсеместным. Так, например, в 2017 году авторитетный американский научный журнал Scientific Reports (издательство Nature) опубликовал статью нидерландских исследователей из университета Амстердама под названием «Раскрытие информации об офшорных финансовых центрах: каналы и „черные дыры“ в глобальной сети корпоративной собственности». В статье на научном уровне строгости доказано, что структура системы офшоров иерархична. Финансовые потоки идут от «сборщиков» в развивающихся странах через «каналы», например Великобританию, после чего оседают в финансовых центрах.

Процитируем часть статьи. (Цитата в комментариях к посту: текст слишком длинный, не пролазит одним постом.)

Описываемая концепция не является секретным знанием. Массовая западная культура в последнее десятилетие занимается романтизацией образа «финансового империалиста». Важно вехой в этой популяризации стал американский сериал «Миллиарды» (2016–2023). В его создании участвовал знаменитый американский финансовый журналист Эндрю Росс Соркин, он отвечал за реалистичность нарисованных образов. В явном виде проговариваемое и романтизируемое в сериале самовосприятие титанов финансового мира: «Мы — носители хаоса, стая волков, которая, если соберется, может задрать сколь угодно крупного зверя, вплоть до целых отраслей, стран и континентов». Причем сделать всё это они могут легким шевелением пальцев, не вставая со стула. Отметим также, что антагонист в сериале, миллиардер Майкл Принс, против которого в итоге объединяются все герои, в своих взглядах и действиях выходит за рамки финансового империализма на территорию того, что, в первом приближении, можно назвать технофеодализмом. То есть создатели сериала констатируют наличие тенденции перерождения финансового империализма во что-то новое.

Компания Tesla Илона Маска

Для иллюстрации концепции финансового империализма рассмотрим компанию Tesla.

С точки зрения классического производства, компания является «мутантом»: она лишь сохраняет видимость производственной компании, но ее внутренняя механика полностью подчинена логике финансового извлечения стоимости.

Главный продукт Tesla — это не электромобили, а акции. Рыночная капитализация Tesla, превышающая $1,5 трлн (120 трлн руб.), совершенно оторвана от реальности (P/E — отношение «цена/прибыль» — для Tesla близко к 300; а, например, у нефтяных компаний P/E близко к 10). Цена акций Tesla основана не на производственной деятельности и продажах, а на ожиданиях и вере инвесторов. При этом физически большая часть производства сосредоточена за пределами США — завод в Шанхае производит половину автомобилей, батареи производят поставщики из Азии и т. д. Но через механизмы трансфертного ценообразования, лицензирования и интеллектуальной собственности большая часть прибыли оседает в США.

Вся эта конструкция функционирует, потому что работает «финансовый пылесос», выкачивающий деньги со всего мира. Есть много каналов получения денег. Например, акции Tesla покупают суверенные фонды ряда стран — Норвегии, Китая, Саудовской Аравии и т. д. Акции Tesla торгуются на биржах Франкфурта, Милана, Вены, Варшавы, Мехико, Сан-Паулу, Казахстана и так далее. Так, например, в 2020 году миллионы частных инвесторов из Южной Кореи стали одной из крупнейших групп держателей акций Tesla. Акции Tesla включены в большое количество индексных фондов, которые покупают пенсионные фонды всего мира. Кроме того, Tesla регулярно проводит дополнительную эмиссию акций — «печатает фантики», которые потом продает по всему миру.

Реальная власть над Tesla находится в руках «Большой тройки» (Big Three: BlackRock, Vanguard, State Street), которая владеет примерно 17% акций (у Маска — около 13%). Именно «Большая тройка» определяет, например, величину выплат, которые получает Илон Маск. По сути, Маск является управляющим, наемным «надувателем пузыря» (рассказчиком таких несбывшихся историй, как «автомобили Tesla будут подрабатывать автономными такси и приносить доход в то время, когда владелец ими не пользуется»), работающим на «Большую тройку».

Как писал О. Генри, «настоящий трест можно разбить только изнутри». Противоречие между управляющим и владельцем финансового капитала может привести и зачастую приводит к разрушению таких систем. Ярким примером является конфликт между Адамом Нойманом и компанией Softbank, одним из следствий которого стало банкротство конкурента Starlink — компании OneWeb в 2020 году.

Читайте также: Игра вокруг OneWeb. Большие деньги и большая политика

В рамках именно такого конфликта в январе 2024 года суд штата Делавэр аннулировал выплаты Илону Маску от компании Tesla в размере $56 млрд (4,45 трлн руб.), назвав их размер «непостижимым» и постановив, что совет директоров Tesla был подконтролен Маску и не защищал интересы акционеров. Однако в июне 2024 года компания провела повторное голосование акционеров, на котором Маск получил выплаты назад. В этом голосовании ключевым стало решение Vanguard, ранее голосовавшего против Маска, изменить позицию. Вслед за Vanguard позицию изменили BlackRock и State Street. Какие именно встречные шаги сделал Маск, остается неизвестным.

По сути, Tesla является гигантским финансовым пузырем, к которому «прицеплено» небольшое реальное производство. Именно это позволяет компании практически бесплатно и безвозвратно привлекать деньги на строительство заводов (путем эмиссии новых акций), а также демпинговать при продаже автомобилей, уничтожая конкурентов.

SpaceX как финансовый империалист

Архитектура компании SpaceX вплоть до настоящего момента сильно отличалась от Tesla. Что будет дальше — отдельный вопрос, но и SpaceX ярко проявляет черты финансового империализма. Выражаются они в том, что спонсирование разработки новых изделий компанией SpaceX осуществляют инвесторы со всего мира. Ключевую роль при этом играют офшорные финансовые центры.

В марте 2025 года издание Financial Times опубликовало статью под заголовком «Китайские инвесторы приобретают доли в компаниях Илона Маска». В ней сообщалось, что с момента основания в 2002 году SpaceX привлекла более $10 млрд (795 млрд руб.) от инвесторов со всего мира. Акцент в статье сделан на том, что значительная часть этих денег имеет китайское происхождение. Китайские инвесторы тайно переводят деньги в компании, контролируемые Илоном Маском, используя офшорную финансовую схему.

Комментируя эту информацию, старший научный сотрудник Американского института предпринимательства Дерек Сиссорс заявил: «Как человек в положении Маска может иметь столько связей с Китаем и при этом быть активным участником реформирования правительства США? Приток китайских денег в бизнес-империю Маска подтверждает, что он больше заинтересован в своей репутации и бренде в Китае, чем в американских интересах».

В марте, а затем в октябре 2025 года американское издание ProPublica опубликовало материалы, в которых сообщило ряд важных подробностей того, как именно китайские деньги спонсируют развитие SpaceX. Официальные судебные протоколы доказывают, что SpaceX позволяет инвесторам из Китая покупать доли в компании при условии, что средства будут проходить через Каймановы острова или другие офшорные центры, обеспечивающие конфиденциальность. Ключевым оператором, обеспечивающим поддержание этого потока, является американский инвестор-миллиардер сикхского происхождения Икбалджит Кахлон.

Кахлон начал работать в венчурном фонде Foundations Fund Питера Тиля сразу после его открытия. Там же в то же самое время работал ныне действующий вице-президент США Джей Ди Вэнс. В 2007 Кахлон начал работать с компанией SpaceX, в которую вложился Foundations Fund. Примерно в 2015 году Кахлон убедил Питера Тиля продать ему часть своих акций SpaceX. Это была критически важная сделка, которая позволила Кахлону получить прямой доступ к акциям SpaceX и установить прямые отношения с руководством компании. В 2016 году Кахлон основал инвестиционную фирму Tomales Bay Capital (TBC). Через TBC Кахлон создает и управляет инвестиционными фондами, которые служат специальными целевыми финансовыми структурами для покупки акций технологических компаний, в основном, частных. Основной деятельностью Кахлона стало создание фондов для приобретения акций SpaceX. Согласно его показаниям в суде, Кахлон владеет миллиардами долларов в акциях SpaceX.

Кахлон монетизировал свой доступ к SpaceX с помощью комиссионных:

— для основного фонда (Tomales Bay Capital Anduril III) Кахлон взимает с большинства партнеров 2% годовой комиссии управления;

— плюс 20% carry interest (получение доли прибыли) от любого прироста стоимости акций.

Кахлон выполняет роль «швейцара на задней двери» SpaceX, предназначенной для входа иностранных инвесторов. Роль эта суперважная, и человек, ее выполняющий, должен быть супердоверенным, из ближайшего круга. Комментируя роль Кахлона в компании, главный финансовый директор SpaceX Брет Джонсон, который проработал в компании 14 лет, заявил во время судебного заседания: «...он в той или иной форме работал в компании дольше, чем я».

Кахлон продавал акции SpaceX инвесторам из Китая, Катара (фонду королевской семьи), Индии, России, Малайзии, Чили и многих других стран. Из сообщений СМИ известно, что российский миллиардер Сулейман Керимов через трастовый фонд Heritage Trust, базирующийся в Делавэре, в 2017 году приобрел 1% акций SpaceX.

Почему иностранцы вкладывают деньги в SpaceX по каким-то мутным и рискованным схемам, да еще и платят за это гигантские комиссионные Кахлону? Потому что каждые полгода топ-менеджмент SpaceX назначает новую цену акций компании, которая заметно больше предыдущей. И, подождав несколько лет, можно кратно увеличить вложения, перепродав свой пакет акций кому-то другому (и отдав при этом 20% прибыли Кахлону).

ProPublica сообщает, что на китайской стороне этой финансовой инфраструктуры минимальная цена билет на вход на это «поле чудес» составляет $0,2 млн (16 млн руб.). То есть вполне реальной является история о том, как часть денег, которые абстрактный китаец потратил на обед в столовой или стрижку в парикмахерской, в итоге, через хозяина заведения, идут на спонсирование развития американской космонавтики ($0,2 млн (16 млн руб.) — ценник как раз для владельцев сети подобных заведений).

Следует подчеркнуть, что успехи SpaceX в области космонавтики очевидны, несомненны и носят стратегический характер. Так, например, развернутая сеть Starlink спутников широкополосного низкоорбитального интернета во многом изменила правила игры на поле боя. В частности, именно с ее помощью украинские беспилотные катера атакуют наш Черноморский флот. В данной статье лишь утверждается, что эти успехи достигнуты в том числе и на фундаменте иностранных инвестиций в SpaceX.

Насколько велика роль этих инвестиций?

В апреле 2024 года портал TechCrunch сообщал, что на исследования и разработки в 2018 году SpaceX потратила $559 млн (44,5 млрд руб.), а в 2019 — $661 млн (52,5 млрд руб.). Эти расходы в основном связаны с программами Starlink и Starship. 2018 и 2019 годы стали ключевыми для компании: в феврале 2018 года впервые была запущена ракета Falcon Heavy, в марте следующего года проведены важнейшие летные испытания капсулы Dragon для пилотируемых полетов, в том же году SpaceX запустила свои первые 60 спутников Starlink.

Что касается сверхтяжелой ракеты Starship, в случае создания которой в корне изменятся правила игры в космосе, известны следующие цифры. К маю 2023 года SpaceX инвестировала в Starship и космодром для нее более $3 млрд (240 млрд руб.). В 2023 году, после первого неудачного пуска Starship, Маск заявил, что в 2023 году компания потратит на проект около $2 млрд (160 млрд руб.). Считается, что к настоящему времени на Starship потрачено более $7 млрд (555 млрд руб.).

Таким образом, вложения иностранных инвесторов в $10 млрд (795 млрд руб.) «живых» денег примерно соответствуют расходам SpaceX на исследования и разработки за все время существования компании.

Для сравнения, годовой бюджет Роскосмоса, выраженный в долларах, в настоящее время составляет около $3 млрд (240 млрд руб.).

Сравнение этих цифр заставляет усомниться в тезисе об эффективности SpaceX. В качестве демонстрации приведем следующий пример. В июле 2025 года премьер-министр России Михаил Мишустин встретился с главой Роскосмоса Дмитрием Бакановым. Сообщалось, что одной из тем обсуждения были работы по математическому моделированию при отработке двигателей на стенде, позволяющие сократить количество ракетных двигателей, «сжигаемых» при испытаниях. Цена вопроса — сокращение количества с пяти двигателей до двух (цифры очень условны и выбраны случайно). Такая мизерная на фоне деятельности Маска экономия обсуждается на высшем уровне. Одновременно с этим фанаты SpaceX восхищаются тем, что к настоящему моменту на испытаниях «сожжено» уже семь десятков двигателей «Раптор».

SpaceX имеет слишком теплые отношения с Китаем

Илона Маска в США часто и совсем не беспочвенно критикуют за тесные связи с Китаем. Пикантность ситуации придает тот факт, что другим организациям, работающим в США в сфере космонавтики, категорически запрещено иметь какие-либо связи с Китаем.

В США в 2011 году в рамках законопроекта об ассигнованиях для NASA была принята так называемая поправка Вулфа (Фрэнк Вулф, на тот момент член палаты представителей). Согласно поправке, НАСА и управление по вопросам политики в сфере национальной безопасности не имеют права использовать какие-либо средства для любого взаимодействия с Китаем.

Примечательно, что несколько месяцев назад после очередных упреков Маску за обширные связи с Китаем в США неожиданно начались обсуждения того, не пришло ли время отменить поправку Вульфа. В частности, в октябре 2025 года Институт космической политики университета Джорджа Вашингтона провел соответствующие дебаты представителей экспертного сообщества. А когда в ноябре из-за повреждения спускаемого аппарата китайские космонавты задержались на орбите, в США была развернута массированная информационная кампания с требованием отменить поправку Вульфа, чтобы Илон Маск смог прилететь на китайскую космическую станцию и спасти китайских космонавтов.

Мнение о необходимости отмены поправки Вульфа не нашло поддержки у представителей американской космонавтики, а бенефициар таких обсуждений получил публичное предупреждение от представителей «глубинного государства». Во время недавних слушаний в палате представителей США, посвященных развитию китайской космической программы, бывший глава NASA Майк Гриффин заявил, что проблема не в росте Китая, а в ошибочной американской архитектуре миссий. По его словам, опора на Starship для посадки Artemis III нежизнеспособна, в том числе из-за слишком большого числа требуемых дозаправок на орбите. Он призвал отменить Artemis III и «начать заново».

Напомним, Гриффин прошел путь от аэрокосмического инженера до главы NASA. В 1980-х занимался программой СОИ. В 1990-х возглавлял церэушный венчурный фонд In-Q-Tel. В 2005 году был выдвинут президентом Бушем на пост главы NASA. К присяге был приведен вице-президентом Чейни, что является большой редкостью. Именно Гриффин инициировал старт программы закупки коммерческих орбитальных транспортных услуг по доставке грузов на МКС, ставшей одной из катализаторов роста «частного космоса». В декабре 2017 года Гриффин был выдвинут президентом Дональдом Трампом на пост заместителя министра обороны.

Предупреждение было многими услышано. Услышал его и Джаред Айзекман, который по рекомендации Маска после возвращения Трампа на пост президента США был выдвинут в качестве кандидата на пост главы NASA. После ссоры Трампа и Маска это выдвижение было отменено, после примирения вновь утверждено. Айзекман, имеющий столь тесные связи с Маском, во время выступления в сенате две недели назад публично присягнул антикитайской повестке. В частности, он заявил о необходимости опередить Китай в лунной гонке для того, чтобы не подорвать «американскую исключительность».

Так зачем Илон Маск выводит SpaceX на биржу?

Точного ответа на этот вопрос у нас нет. Но можно выдвинуть следующие предположения.

Возможно, Маск ждет скорого обвала финансовых рынков. И пока обвал еще не произошел, пытается зафиксировать прибыль.

Может быть, проблема не в финансовой системе, а в SpaceX.

Например, оказалось, что со Starship дела совсем плохи, а ведь без этой сверхтяжелой ракеты экономика Starlink совсем не сходится. Срок службы спутников Starlink составляет около пяти лет. В настоящее время на орбите около 8 тысяч таких спутников, то есть вскоре каждый год нужно будет менять около 1 600 спутников. За 2024 год SpaceX совершила более 130 запусков ракет — это очень большой и рекордный показатель. Но спутников на орбиту было выведено лишь около 1 900 (это много, но не в контексте развертывания системы Starlink до группировки в несколько десятков тысяч космических аппаратов). Без Starship такое количество запусков придется совершать каждый год — только для того, чтобы поддерживать группировку Starlink. Но сейчас система Starlink не приносит столько прибыли, сколько тратится средств на производство и запуск спутников. Для выхода на прибыль необходимо резко увеличить число спутников Starlink для того, чтобы продавать интернет не только в малозаселенных территориях, но и в городах (в настоящее время для этого не хватает пропускной способности системы). А увеличить число спутников без ракеты Starship невозможно.

Также можно выдвинуть предположения, что для доработки Starship необходимо гигантское количество денег, сравнимое с теми $30–$40 млрд (2,4 трлн руб.–3,2 трлн руб.), которое планируется получить от выхода SpaceX на биржу.

Другой возможный вариант — серьезные проблемы начались у самого Илона Маска, и в сущности, мы наблюдаем процесс передачи контроля над SpaceX какой-то другой группе, например «Большой тройке». В пользу этой гипотезы говорит резкий разворот компании в сторону ИИ, а как сообщало Financial Times в январе 2024 года, заметная доля компании xAI Илона Маска принадлежит инвесторам из Гонконга. В ситуации «крестового похода» американской космонавтики против Китая в борьбе за американскую исключительность такое поведение Маска многие могут счесть неприемлемым. Если это так, то происходящее можно интерпретировать как попытку Маска выжать как можно больше из ситуации.

Источник: https://rossaprimavera.ru/article/7e77437f

Показать полностью
9

Откуда SpaceX берет деньги

Чем хороши американцы - когда они начинают между собою ругаться, наружу, в качестве компромата, выбрасывается очень интересная информация.

Откуда SpaceX берет деньги

9 марта 2025, FT
Состоятельные китайские инвесторы тайно переводят десятки миллионов долларов в частные компании, контролируемые Илоном Маском, включая xAI, Neuralink и SpaceX, используя схему, которая скрывает их личности от общественности. Инвестиции осуществляются через непрозрачные структуры, известные как компании специального назначения.

По данным PitchBook, с момента своего основания в 2002 году SpaceX привлекла более $10 млрд от инвесторов со всего мира.

В среду днём сотни китайских инвесторов подключились к вебинару, чтобы услышать, как представитель Homaer Financial, компании по управлению активами в восточном Китае, рассказывает о возможности инвестировать в SpaceX начиная с суммы всего $200 000 с человека.

Первые инвестиции окупились. В октябре Homaer сообщил в социальных сетях, что группа его клиентов получила прибыль в размере 530% от инвестиций в SpaceX в июне 2018 года и обналичила их шесть лет спустя.

26 января 2024, FT
Компания xAI Илона Маска ведёт переговоры о привлечении инвестиций в размере до $6 млрд. Маск обращается к инвесторам по всему миру, в том числе в Гонконге, с просьбой профинансировать его проект, который он противопоставляет OpenAI. По словам нескольких источников, знакомых с ситуацией, стартап миллиардера в области искусственного интеллекта в последние недели привлекал состоятельных людей и инвесторов по всему миру. По словам четырёх источников, в этих переговорах участвовали семейные офисы в Гонконге.

Три источника, осведомлённые о ходе переговоров, сообщили, что Маск надеялся привлечь до 6 млрд долларов нового акционерного капитала для xAI при предполагаемой оценке в 20 млрд долларов.
По словам одного из источников, Morgan Stanley координирует сбор средств.

26 марта 2025, ProPublica
Согласно ранее не публиковавшимся судебным протоколам, SpaceX позволяет инвесторам из Китая покупать доли в компании при условии, что средства будут проходить через Каймановы острова или другие офшорные центры, обеспечивающие конфиденциальность.

Редкое представление о подходе SpaceX недавно появилось в ходе малоизвестного корпоративного спора в Делавэре. Финансовый директор SpaceX и крупный инвестор в SpaceX Икбалджит Кахлон был вынужден дать показания по этому делу.

Кэлон, который долгое время был близок к руководству компании, заявил, что владеет акциями SpaceX на миллиарды долларов. Его инвестиционная компания также выступает в роли посредника, привлекая деньги инвесторов для покупки акций SpaceX. Согласно судебным документам, он неоднократно переводил деньги из Китая через страны Карибского бассейна для покупки акций SpaceX.

Кэлон — настоящий инсайдер SpaceX. Он «в той или иной форме работал в компании дольше, чем я», — сказал главный финансовый директор SpaceX Брет Джонсон, который проработал в SpaceX 14 лет.

В начале карьеры Кэлон работал на Питера Тиля в той же венчурной фирме, где когда-то работал Джей Ди Вэнс, и впервые встретился со SpaceX в 2007 году, через несколько лет после её основания.

В конце концов Кэлон открыл собственную фирму под названием Tomales Bay Capital и стал крупным посредником, обслуживающим потенциальных инвесторов SpaceX. Он помогал таким людям, как бывший министр образования Бетси ДеВос, покупать акции ракетной компании. Он также выступал в качестве «канала связи» между SpaceX и международными регулирующими органами, когда компания пыталась вывести свои продукты спутникового интернета на рынок таких стран, как Индия.

2 октября 2025, ProPublica
Согласно ранее засекреченным показаниям, компания SpaceX получала деньги напрямую от китайских инвесторов, что поднимает новые вопросы об участии иностранных владельцев в одном из крупнейших военных подрядчиков США.

SpaceX контролирует, кто может покупать её акции, и инвесторы компании делятся на несколько категорий.

Самая малочисленная группа — это прямые инвесторы, которые фактически владеют акциями SpaceX. В эту группу входят фонды, возглавляемые Кэлоном, Питером Тилем и несколькими другими венчурными капиталистами с личными связями с Маском.

Затем идут косвенные инвесторы, которые фактически покупают акции SpaceX через посредников, таких как Кэлон. (Косвенные инвесторы фактически покупают долю в фонде, управляемом посредником, и, как правило, платят немалую комиссию.) Все ранее известные китайские инвесторы SpaceX относились ко второй категории.

Кэлон превратил доступ к акциям SpaceX в прибыльный бизнес.
Список его инвесторов похож на географический атлас. Имена инвесторов в недавно рассекреченном документе не указаны, но их адреса находятся в самых разных странах — от Чили до Малайзии. Один из них находится в России. По крайней мере двое — в материковом Китае. Один — в Катаре. (В одном из электронных писем финансовому директору SpaceX Кэлон сообщил, что фонд из Лос-Анджелеса получил деньги от королевской семьи Катара и уже инвестировал в SpaceX.)

«Вы сколотили огромное состояние», — написал Кэлону китайский финансист четыре года назад. «Лол, что-то в этом роде. SpaceX — это подарок, который продолжает приносить прибыль», — ответил Кэлон. «И всё благодаря вам».

Икбалджит Кахлон - инвестор-миллиардер сикхского происхождения. Начал работать в венчурном фонде Foundations Fund Питера Тиля сразу после его открытия.

В 2007 начал работать с компанией SpaceX, в которую вложился фонд Foundations Fund. Примерно в 2015 году Кахлон убедил Питера Тиля продать ему часть своих акций коспании SpaceX. Это была критически важная сделка, которая позволила Кахлону получить прямой доступ к акциям SpaceX и установить прямые отношения с руководством компании.

В 2016 году Кахлон основал инвестиционную фирму Tomales Bay Capital (TBC). Через TBC Кахлон создаёт и управляет инвестиционными фондами, которые служат специальными целевыми финансовыми структурами для покупки акций технологических компаний, в основном частных. Основной деятельностью Кахлона стало создание фондов для приобретения акций SpaceX.

Согласно его показаниям в суде, Кахлон владеет миллиардами долларов в акциях SpaceX. По состоянию на 31 декабря 2024 года, Tomales Bay Capital управляла активами в размере примерно $2,96 млрд.

Кахлон монетизировал свой доступ к SpaceX с помощью комиссионных:
- Для основного фонда (Tomales Bay Capital Anduril III) Кахлон взимает с большинства ограниченных партнёров 2% годовой комиссии управления.
- Плюс 20% carry interest (получение доли прибыли) от любого прироста стоимости акций.

Кахлон выполняет роль швейцара на «задней двери» SpaceX, предназначенной для входи иностранных инвесторов. Роль эта супер важная, и человек, ее выполняющий должен быть супер-доверенным, совсем из ближнего круга. Если один только "засвеченный" российский инвестор обладал долей в 1% SpaceX, то сколько всего иностранных денег пришло в SpaceX?

Не сложно понять как реально устроено финансирование SpaceX. Она буквально делает деньги из воздуха: продает свои акции богатеньким буратинам со всего мира (вспоминаем китайских инвесторов с ценой входа в $0,2 млн). На полученные средства - поверим, что занимается профильной деятельностью. Так что, по сути, на эти красивые картинки запусков скидывается весь мир. (Сходил какой-нибудь китаец в парикмахерскую подстричься, или там в столовку лапши поесть, заплатил за это китайскому богатенькому буратино, а буратино несет эти деньги на поле чудес имени Илона Маска.)

В этой конструкции всем выгодно каждый месяц придумывать новую, ещё большую цену SpaceX. И Маску, который продаёт буратинам всё более разреженный воздух. И буратинам, которые уже вложились в SpaceX - им же нужно об кого-то закрываться и выводить свои деньги.

Вот только что случится, когда начнётся хотя бы финансовый кризис?

И да, описанное выше - стандартные практики того, что называется "финансовым империализмом" (1, 2). Если есть во всём этом что-то новое и сенсационное - то только то, что в SpaceX настолько пренебрегают гигиеной, что берут у китайцев деньги напрямую, а не через специальные прокладки.

Для понимая масштабов надувательства. Как отмечают коллеги, сейчас мировой лидер по производству космических аппаратов с его портфолио заказов и интеллектуальной собственности оценивается меньше, чем в $1 млрд.
Или вот, например, немцы очень сильно радуются, что получили $50 млн инвестиций в "реальное", "физическое" производство.

P.S.

Канал "Ветер Восточный" публикует очень интересную серию постов про Илона Маска и SpaceX.
Часть 1 - https://t.me/wind_vostok/10042
Часть 2 - https://t.me/wind_vostok/10043
Часть 3 - https://t.me/wind_vostok/10082
Часть 4 - https://t.me/wind_vostok/10083

На мой взгляд, наиболее интересны третий и второй посты.

В третьем обсуждается феномен представления в общественном сознании Маска как супер-гения.

Миф об одиноком гении — это не случайность, а стратегический актив. Он позволяет персонифицировать риски, что критически важно для венчурных проектов. Инвесторы покупают не акцию Tesla, они покупают долю в "видении Маска".
В мире, где стоимость компаний будущего определяется не текущими прибылями, а дисконтированной стоимостью их обещаний, фигура гения-одиночки обеспечивает доверие к валюте ожиданий.

Во втором - обсуждается один из многих ляпов этого супен-гения.

Первым, что попало под нож суровой инженерной и экономической реальности стало углеродное волокно, из которого планировалось делать корпус Interplanetary Transport System (ITS). Вместо межпланетного Левиафана из углеродного волокна всего через два года публике представили нечто радикально иное — грубый, блестящий стальной цилиндр.
«Диаметр 12 метров из углепластика? На бумаге — прекрасно, — комментирует Сара Голдман, материаловед, ранее работавшая в Boeing над композитными структурами. — Но когда мы посчитали термические напряжения при криогенных температурах и стоимость оснастки... Сталь оказалась не шагом назад, а единственным разумным выбором».

Собственно, почему этот супер-гений Маск не сделал примитивный расчет на калькуляторе до того, как рассказал о своих планах городу и миру?
Почему другие супер-гении публично демонстрируют не знание азов термодинамики?

К ситуации возникает ряд вопросов.

Какая-то очень некрасивая картина получается, если взглянуть в целом. Есть очень небольшая группа людей, которые "стригут" весь мир. Например - Безос через его Амазон. Или Маск - например через его Теслу, которую вкладывается весь мир (интересно, в России, с помощь российских финансовых инструментов, всё ещё можно вложиться в эту компанию?). Имея безграничный ресурс эта группа ни шатко ни валко что-то как-то кое-как делает. Делает на очень малый процент того что имеет. И даже этот малый процент - есть серьезные основания полагать что очень с малой эффективностью использует.

Если убрать у Маска или того же Безоса безграничное финансирование - что они реально смогут сделать? Какая реальная цена того же Стралинка - с учетом всех "гениальных" идей Маска? Или тот же двигатель Раптор - сколько реально стоило его создание?

Сколько времени ещё проживет эта вампиричная "превращенная форма", высасывающая все соки и из "реальной экономики", и из сферы духовного производства (образование, культура, наука и т.д.)?

Те кто реально делает всё, работая на Маска, - их же не может не бесить очень многое. Насколько силён этот конфликт? Во что он может вылиться?

Наконец, поскольку эти супер-гении реально важные фигуры, то важно же понимать что ими движет. Чем они приводятся в движение, какими идеями? Реально же - как они откроют рот, так какая-то темная архаика вылазит (1, 2).

Источник.

Показать полностью 1
5

Вовсе не SpaceX стала причиной объединения Airbus, Thales и Leonardo

Интересный анализ ситуации со сделкой между Airbus, Thales и Leonardo (Project Bromo) от Эндрю Парсонсона.

Project Bromo: аварийный выход, а не крепость

Профсоюзы внимательно следят за использованием Starlink в качестве предлога для слияния. В июле, после появления первых сообщений о слиянии, профсоюз CFDT Airbus Defence & Space опубликовал брошюру, в которой описывались потенциальные последствия слияния. В ней объясняется, что аргумент о том, что конкуренция со стороны Starlink является основной причиной слияния, “не выдерживает критики”.

“Starlink действительно занял часть рынка телекоммуникации. Но это не влияет на рынки ДЗЗ, навигации и науки. Starlink не является причиной огромных потерь в таких программах, как EGNOS V3 или OneSat. Они связаны с организационными сбоями и серьезной недооценкой затрат и рисков. В настоящее время в распоряжении Space Systems находится 15 телекоммуникационных спутников (9 OneSats и 6 Eurostar Neo), что является исторически высоким показателем. Возможно, наступит спад, но рынок не исчезнет. Развитие мега-группировкок, например, OneWeb, IRIS2, открывает новые возможности для бизнеса”.

В совместном заявлении от 23 октября о подписании меморандума, Starlink не упоминается. Но есть заявление, что слияние “повысит конкурентоспособность” в противостоянии с глобальными игроками.

Если версия о Starlink не соответствует действительности, что является реальной движущей силой слияния?

Причина не альтруистическая, основанная на европейском суверенитете. Ответ кроется в фундаментальных корпоративных факторах, таких как консолидация власти, увеличение прибыли и снижение рисков.

Airbus сообщила, что ее оборонно-космическое подразделение зафиксировало расходы €600 млн в 2023 году, связанные с космическими программами, и объявила о планах сократить до 2500 человек. В 2024 компания зафиксировала расходы на космические программы в €1,3 млрд. Продолжение деятельности Airbus в космическом бизнесе сопряжено с неизбежным риском финансовых потерь. Участие в проекте Bromo указывает на то, что компания больше не готова на это идти.

Согласно объявлению от 23 октября, Airbus передаст свои космические системы и космические цифровые подразделения новой компании, Thales и Leonardo передадут свои совместные предприятия Telespazio и Thales Alenia Space, а Thales также передаст свой оптический бизнес Thales SESO. В 2025 году выручка компании составила бы около €6,5 млрд. Собственность на Project Bromo: Airbus - 35% акций, а Leonardo и Thales - по 32,5%. Отражает ли это вклад компаний? Нет, это не так.

Согласно финансовым отчетам, на Airbus приходится 53% ожидаемой выручки, а на Thales и Leonardo - 27% и 20%. Таким образом, в отсутствие передачи активов или финансовой компенсации можно сделать единственный вывод о том, что Airbus фактически частично выходит из космического сектора.

Финансовые трудности и сокращение рабочей силы характерны не только для Airbus. Thales Alenia Space, ключевое совместное предприятие Thales и Leonardo, также столкнулось со значительными трудностями, в т.ч. - низкой рентабельностью космического производства, что приводит к сокращению персонала. В своем обзоре CFDT Airbus Defence & Space отметила, что “конкурентные войны” между Airbus Defence & Space и Thales Alenia Space ведут к чрезмерному риску и организационным сбоям, от которых страдают такие программы, как OneSat.

Это стратегическое отступление трех компаний приводит к тому, что, на мой взгляд, является основной движущей силой слияния.

Project Bromo - это общая спасательная шлюпка, позволяющая Airbus, Thales и Leonardo объединить свой космический бизнес, связанный с высоким уровнем риска, и распределить финансовые риски, которые стали слишком тяжелыми для любого из них в одиночку, при этом обеспечивая ценность, требуемую акционерами.

Новая реальность, создание единого доминирующего поставщика для многих наиболее важных космических программ Европы, сопряжено с неизбежным риском для заказчика.

Источник.

Показать полностью
9

Инфляционное расширение NASA. Комментарий патриарха американской космонавтики

В контексте текущих проблем NASA очень интересным является данный текст Payload годичной давности.

Новый отчёт предупреждает, что НАСА перегружено
16 сентября 2024

Когда в 2009 году комитет под руководством Нормана Августина (бывший гендир Lockheed Martin и прочее и прочее и прочее) опубликовал отчёт, США в итоге отказались от программы возвращения на Луну и начали развивать коммерческое партнёрство на низкой околоземной орбите.

На этот раз тщательный анализ Огастина может не привести к таким масштабным последствиям, но ставки могут быть такими же высокими.

Бывший генеральный директор Lockheed Martin, ставший вашингтонским мудрецом, Августин присоединился к тринадцати выдающимся экспертам, в том числе бывшему главному инженеру SpaceX Хансу Кенигсманну и президенту Университета штата Юта Элизабет Кантвелл, чтобы написать последний отчёт, в котором утверждается, что будущее агентства под вопросом.

«НАСА пытается сделать очень много сложных задач, не вкладывая при этом много денег, — сказал Августин в интервью Payload на прошлой неделе. — Будет оказываться всё большее давление с целью заставить нас отказаться от инвестиций в технологии».

(В соответствии с Законом о чипах и науке от 2022 года Конгресс поручил Национальным академиям «проанализировать критически важные объекты, кадровый состав и технологии, необходимые для достижения долгосрочных стратегических целей и выполнения задач НАСА».)

НАСА распыляет свои ресурсы на слишком большое количество миссий, что приводит к сокращению инвестиций в персонал и оборудование. Одновременно агентство теряет контроль над передовыми технологиями из-за передачи их на аутсорсинг коммерческим компаниям.

Комиссия хочет, чтобы НАСА более тщательно подходило к долгосрочному планированию, чтобы центры агентства имели более прямой контроль над ранними инженерными разработками и чтобы агентство бралось за меньшее количество миссий.

«НАСА придётся проявить немалую дисциплину, чтобы отказаться от некоторых новых миссий, предложенных в десятилетних планах, и признать тот факт, что пришло время чинить крышу, — сказал Августин. — Я говорю это буквально, потому что мы были в нескольких зданиях, где крыша буквально протекала».

Хотя Августин ожидает, что его раскритикуют за контракты с фиксированной ценой и аутсорсинг в пользу частных компаний, он сказал Payload, что управление отношениями между агентством и его подрядчиками — это бизнес с высокой маржинальностью.

«Если вы выкладываетесь по полной, то теряете свои способности. Люди очень быстро уходят, потому что не хотят становиться менеджерами по контрактам, особенно хорошие инженеры, — сказал Августин. — [И тогда] НАСА теряет возможность удерживать инженеров и базовые знания, необходимые для того, чтобы быть хорошим менеджером и разумным закупщиком».

Одна из идей, изложенных в отчёте, которая привлекла внимание Payload, — это ротация отдельных сотрудников NASA в частных компаниях, разрабатывающих новые космические технологии.

Если может быть "инфляционное расширение Вселенной" (своего рода, "надувание Вселенной пустотой, аки мыльный пузырь воздухом"), то почему не может быть "инфляционного расширения структур"?

Вслед за таким расширением неизбежно "банкротство", того или иного рода.

Очевидно, что Норм Августин описывает именно такое "инфляционное расширение НАСА".

А только ли НАСА так "раздулось"?

Ниже - материалы вебинара по отчету от 10 сентября 2024 года. Охарактеризовать их можно как взгляд на ситуацию "людей длинной воли". Возглавил группу таких экспертов 90-летний патриарх американской космонавтики Норман Августин.

Норман Августин на вебинаре

Норман Августин на вебинаре

Норман Августин (родился в 1935) — американский инженер и управленец в аэрокосмической отрасли, бывший председатель и генеральный директор корпорации Lockheed Martin, а также заместитель министра армии США (1975–1977). Окончил Принстонский университет с отличием по аэрокосмической инженерии, начал карьеру в Douglas Aircraft, а затем работал в LTV Missiles and Space Company, занимал руководящие посты в Министерстве обороны и армии США, а с 1977 года был руководителем Martin Marietta, возглавив объединённую корпорацию Lockheed Martin после её создания в 1995 году и уйдя в отставку в 1997 году. Августин возглавлял ряд ключевых государственных и научных комитетов, в том числе дважды – комиссии по американской космической программе, был одним из основателей венчурного фонда In-Q-Tel, имеет высшие награды в инженерии и менеджменте, автор нескольких книг (в том числе «Законы Августина») и обладатель 34 почётных степеней

Трамп избрался в том числе потому, что люди, подобные Норману, сделали на его возвращение к власти некоторые ставки. Разумно предположить, что в том, что сейчас происходит с НАСА, в происходящих болезненных изменениях, определённую роль играет и эта группа. Было бы очень интересно посмотреть конкретные изменения штатного расписания в том же JPL. Но раз сейчас мы этого сделать не можем, то давайте тогда до момента, когда дым рассеется, попробуем развивать теории на тему "как оно там может быть".

Дополнительную актуальность отчёту придаёт тот факт, что многие озвученные проблемы, очевидно, интернациональны.

Норман Августин: НАСА нужно сосредоточиться на основах — инфраструктуре, рабочей силе, технологиях

https://spacepolicyonline.com/news/augustine-nasa-needs-to-focus-on-the-basics-infrastructure-workforce-technology/

В отчете «НАСА на перепутье», подготовленном под руководством Нормана Августина, утверждается, что устранение последствий длительного упадка инфраструктуры, инвестиции в новые технологии и сохранение квалифицированной рабочей силы важнее новых миссий.

На протяжении многих лет Августин возглавлял исследовательские комитеты при академиях и НАСА, которые обычно указывали на недостаточное финансирование как на самую большую проблему НАСА. При написании этого отчёта, запрошенного Конгрессом в рамках Закона о чипах и науке, к давно ушедшему на пенсию председателю и генеральному директору Lockheed Martin присоединились 12 других видных представителей космического сообщества с обширным опытом работы в правительстве, промышленности и научных кругах.

В течение года они посетили все девять полевых центров НАСА в США и Лабораторию реактивного движения — научно-исследовательский центр, финансируемый из федерального бюджета, который от имени НАСА управляет Калифорнийский технологический институт.

Они обнаружили, что 83 % инфраструктуры НАСА выработало свой ресурс, а многие объекты были построены ещё в 1960-х годах.

«Эта устаревшая инфраструктура требует больших затрат на обслуживание, отнимает драгоценное время у персонала и затрудняет привлечение и удержание специалистов мирового уровня», — говорится в пресс-релизе комитета.

Авторы отчета хотят, чтобы НАСА совместно с Конгрессом создало фонд оборотного капитала, финансируемый правительством и пользователями объектов НАСА, по аналогии с другими государственными учреждениями. По оценкам комитета, для достижения цели по устранению отставания в техническом обслуживании НАСА в течение следующего десятилетия фонду потребуется 600 миллионов долларов в год.

В отчёте неоднократно упоминается, что НАСА не хватает долгосрочного планирования, что особенно сказывается на инвестициях в технологии.

Во время посещения центров НАСА членам комитета сказали, что нет смысла составлять долгосрочные планы инвестиций в технологии, когда ассигнования Конгресса выделяются только на один год, а на получение окончательного разрешения на какие-либо действия уходит половина этого года.

Комитет Августина с этим не согласен.

«Наш комитет не согласен с этим, и мы считаем, что нам нужны долгосрочные поэтапные планы, в которых, например, если в момент T-0, в каком бы году он ни был, вы собираетесь отправиться на Марс, то ... через T-x лет вам надо быть готовыми к запуску полномасштабной, скажем, ядерной тепловой двигательной установки. И если вы собираетесь это сделать, то на этапе T-y вам лучше провести пробную операцию на земле. На этапе T-z у вас должен быть готовый проект и компоненты, необходимые для выполнения последующих задач.
И если у вас есть эти этапы и для каждого из них вы можете определить, сколько людей потребуется, какие навыки нужны, какие технологии должны быть доступны на данном этапе, сколько денег это потребует, то вы можете сделать шаг назад и начать анализировать, отстаёте вы или опережаете график, на каком этапе вы находитесь и какие приоритеты нужно расставить, чтобы наверстать упущенное, если вы отстаёте. Мы бы посоветовали НАСА больше планировать на основе этапов, потому что мы считаем, что это полезно и возможно», — заявил Норман Августин.

Комитет также обеспокоен тем, что программа независимых исследований и разработок (НИР) НАСА сократилась по сравнению с общим объёмом финансирования НАСА, хотя она и закладывает основу для будущего. Комитет хочет, чтобы НИР финансировалась «даже в ущерб некоторым краткосрочным миссиям, если это необходимо».

Агентству нужна помощь Конгресса, чтобы обеспечить наличие квалифицированной рабочей силы. Закон о гибкости NASA от 2004 года позволяет NASA ускорять процесс найма учёных и инженеров с особыми навыками, но, по словам Августина, он применим лишь «в нескольких сотнях случаев». Его необходимо расширить, чтобы NASA могло конкурировать с частным сектором.

НАСА также необходимо следить за тем, чтобы сотрудники сохраняли критически важные навыки.

Вызывает беспокойство тот факт, что агентство делает ставку на государственно-частное партнёрство и контракты на оказание услуг, а не на самостоятельную разработку технологий. Августин утверждает, что инженерам нужно «пачкать руки», чтобы оттачивать свои навыки. НАСА необходимо поддерживать критический уровень навыков для работы с новыми технологиями и не слишком полагаться на промышленность.

Несколько других членов комитета также высказались по этому поводу. Ханс Кенигсманн, уволившийся из SpaceX, подчеркнул, что НАСА добилось «поразительного прогресса» в использовании новых контрактных моделей, но это заставляет сотрудников НАСА беспокоиться о своём будущем «и о том, сколько практической работы будет выполняться в НАСА».

Генерал Лестер Лайлс (в отставке), который также возглавляет Консультативный совет НАСА и Консультативную группу пользователей Национального космического совета, добавил, что «страна не может позволить себе, чтобы НАСА превратилось в агентство по финансированию промышленности. … Промышленность на самом деле заинтересована в том, чтобы такое агентство, как НАСА, понимало суть технологий, а не просто сидело сложа руки и раздавало деньги». Необходимо найти баланс «между двумя сторонами».

Бывший астронавт и администратор NOAA Кэти Салливан согласилась с тезисом. На вопрос, превращается ли НАСА из инженерного центра в финансирующее агентство, она ответила, что именно это беспокоит комитет.

«Я думаю, что комитет единогласно пришёл к выводу, что для будущего Соединённых Штатов будет лучше, если в NASA сохранится инженерное мастерство, а не если агентство превратится в посредника по финансированию или в контролирующий орган». — Кэти Салливан.

В заключение - ещё один комментарий о текущем состоянии американской космонавтики от Нормана Августина:

"За последние 20–30 лет поддержка научных исследований со стороны промышленности сократилась, хотя важность исследований возросла.

Причина этого проста. Когда я только пришёл в бизнес, средний акционер крупной компании в США владел своей долей восемь лет, а сегодня — четыре месяца. Акционеры, владельцы компаний, не хотят, чтобы вы [управляющие], инвестировать в то, что окупится только через 10 или 15 лет, например в исследования или образование. Они хотят знать, что вы собираетесь делать в следующем квартале.

В результате компании перестали инвестировать в исследования.

Я сторонник свободного предпринимательства и [считаю], что демократия — это сердце нашей страны [США]. Но я также понимаю, что есть вещи, которые промышленность просто не может, не хочет или не должна делать. Некоторые из этих вещей важны для общества, которое является бенефициаром, и именно поэтому я считаю, что так важно, чтобы государство вмешивалось и оказывало существенную поддержку, особенно в финансировании науки и фундаментальных исследований, проводимых в наших университетах и государственных лабораториях".

Источник.

Показать полностью 1

Американский "частный космос" требует свой кусок неофеодализма

Американский "частный космос" требует свой кусок неофеодализма. Это следует из текста "Особые экономические зоны для восстановления американского космического господства", опубликованного SpaceNews.

Авторы - Тим Хван — главный юрисконсульт Фонда американских инноваций, старший научный сотрудник Института прогресса. Ранее - руководил глобальной государственной политикой Google в области ИИ. Куэйд Макдональд — внештатный научный сотрудник Фонда американских инноваций и научный сотрудник Института «Корни прогресса».

Хван и Макдональд:

1. Ругают "Space Launch System, программу, разработанную такими «старыми» космическими гигантами, как Boeing и Northrop Grumman".

2. Говорят, что "программа SpaceX Starship недоиспользуется программой Artemis и отстаёт от графика из-за неудачных лётных испытаний, длительных расследований Федерального управления гражданской авиации США после каждого неудачного испытания и длительной процедуры получения заключений о воздействии на окружающую среду для увеличения частоты запусков в разных местах".

3. "Если США хотят изменить курс, необходимо создать особые экономические зоны для космической отрасли, чтобы обойти нормативные и бюрократические барьеры, и инкубировать в этих зонах компании, занимающиеся космическими технологиями".

"Создание особых экономических зон мгновенно изменит положение дел в США".

"В нашем недавнем отчёте рассматривается возможность заключения Соглашения о космическом побережье – соглашения между Техасом, Флоридой, Луизианой, Миссисипи и Алабамой о создании особой экономической зоны, основанной на принципах межгосударственного соглашения".

Комментарий

Как-то я обсуждал книгу Куинна Слободяна "Разрушающийся капитализм", и толковую рецензию на нее. Процитирую часть рецензии.

"Технологические лорды Силиконовой долины и либертарианцы-венчурные капиталисты придумывают эксперименты по отделению территорий от национальных государств, их превращению в неофеодальное лоскутное одеяло разных властей и юрисдикций. Они стремятся создать фрагментированную политическую территорию, обещающую свободу от центральных правительств. В их идеальном мире тысячи микрогосударств конкурируют за жителей, инвесторов и клиентов.

Идея публичного права, которому все в равной степени подчиняются, рушится.

Гражданство - для лохов, для тех, кто неспособен признать себя суверенными личностями или, по крайней мере, неспособен убедить страну продать часть своего суверенитета в обмен на солидные инвестиции.

Государство - это не институт для обеспечения общественного блага, а всего лишь еще один инструмент для обеспечения чьих-либо частных интересов.

Неофеодалы пытаются реализовать свое видение с помощью множества гибридных политических и экономических форм: свободных портов, районов беспошлинной торговли, городов-государств, закрытых сообществ, налоговых убежищ, инновационных центров, криптовалют и головокружительного множества зон (наиболее известными являются особые экономические зоны и зоны переработки экспорта).

Неофеодалы не хотят завоевывать государство; они хотят развалить его, “спрятаться” под ним, установив для себя исключения из общих правил.

Вместо гладкого мира непрерывных потоков, провозглашенного в 1990-х, современный капитализм зависит от "дыр в стенах", перерывов и исключений. Конец истории, провозглашенный Фрэнсисом Фукуямой, на практике выглядит как насильственное смешение множества форм власти и привилегий, связанных с феодализмом.

При феодализме политическое не отделено от экономического; экономическая власть лордов над крестьянами была в то же время юридической властью для разрешения споров. Аналогичным образом, суверенитет при феодализме был фрагментирован, раздроблен и осуществлялся посредством условных, вложенных отношений.

Неофеодализм - это не альтернатива капитализму; это альтернатива демократии, которую с радостью отбрасывается за борт, открыто принимается логика апартеида. Либертарианцы и анархо-капиталисты переделывают мир, разыгрывая новое средневековье".

Источник.

Показать полностью
9

Безос и космическая солнечная энергетика

Безос на днях вбросил в общественное сознание тему солнечной космической энергетики. Что же, давайте обсудим. Но прежде чем переходить к ИИ-дата-центрам в космосе, отметим следующее.

Эта тема живёт не Безосом едиными. И ладо бы ее обсуждали только аэрокосмические инженеры. Нет, в неё лезут инвесторы: какие-то расчёты для кого-то делают, спорят о чём-то.

Зачем кто-то пишет такие материалы?

"Классическая" экономика - это про сокращение расходов и увеличение доходов.

"Фондовый рынок" - про ожидание будущих прибылей - обещание уменьшить расходы и увеличить доходы.

"Стартап" - про ожидание будущих ожидаемых прибылей - обещание дорого стоить на бирже.

"Венчур" - про ожидание создания хорошего стартапа.

Венчурные инвесторы успешно влезли в тему раньше Безоса. Как им это удалось? По сути, Безос говорит об энергетическом кризисе. Инвесторы тоже рассуждали на эту тему. Такие рассуждения оказались вознаграждены - инвесторы сейчас смогут "закрыться" в плюсе.

Безос - достаточно информированный человек. Неужели и вправду нефть в США заканчивается?

Нефтедобыча - вообще не моя тема. Слежу за ней немного, но не более того. В том, что касается оценки американского сланца - я доверяю Goehring & Rozencwajg. Отчёт за 4 квартал 2022.

"Между 2010 и 2020 годами нефтедобыча американских сланцев выросла на 7.6 млн барр./сутки, а добыча жидких фракций природного газа (NGL) — почти вся со сланцев, — еще на 4 млн барр./сутки. Суммарно жидкостное производство из сланцев выросло на 11.6 млн барр./сутки — больше текущей добычи Саудовской Аравии (10.5 млн барр./сутки). Производство сланцевого газа в пересчете в эквивалент нефти прибавило еще 10.8 млн барр./сутки, что эквивалентно второй Саудовской Аравии. ... За десять лет компании вывели на рынок эквивалент двух Саудовских Аравий — всё из одной страны. Это невероятное достижение..."

Проблема в том, что сланец насколько быстро рос, примерно настолько же быстро будет и спадать.

Судя по всему, сейчас мы проходим или уже прошли пик добычи американского сланца. А значит дальше - снижение.

Когда Безос говорит именно о следующих двух десятилетиях - что именно он имеет в виду?

Электричество для ИИ в США будет производиться газовыми турбинами. Но газ в США сейчас дешев потому, что он - побочный продукт добычи сланцевой нефти. (И потому что нет мощностей для вывоза в виде СПГ.)

Что именно было сказано Безосом?

Центры обработки данных в космосе? Джефф Безос говорит, что это возможно
В ближайшие 10–20 лет в космосе будут построены центры обработки данных мощностью в гигаватты. Благодаря непрерывному доступу к солнечной энергии они в конечном счёте превзойдут земные. Концепция орбитальных центров обработки данных получила распространение среди технологических гигантов потому, что на Земле вырос спрос на электроэнергию для серверов.
«Эти гигантские обучающие кластеры будет лучше разместить в космосе, потому что там у нас есть солнечная энергия, работающая круглосуточно и без выходных. Там нет ни облаков, ни дождя, ни погоды», — сказал Безос в публичном разговоре с Джоном Элканном.
Безос заявил, что переход к космической инфраструктуре является частью более широкой тенденции использования космоса для улучшения жизни на Земле. «Это уже произошло с метеорологическими спутниками и спутниками связи, — сказал он. — Следующий шаг — центры обработки данных, а затем и другие виды производства».

Итак, решаемая проблема - отсутствие энергии. Субъект - технологические гиганты.

В чём новизна предложения?

Начиная с 1970-х каждый раз, как начинается энергетический кризис, вспоминают про солнечную космическую энергетику. В первом посте приведены рассуждения энтузиастов технологии, из которых следует что очень большую экономическую проблему представляет собой создание антенн.

Видимо, кто-то шибко умный продал Безосу гениальную идею со следующей логикой. "Зачем нам нужно электричество? Чтобы обучать нейросети. Чем является результат обучения нейросети? Это информация. Проблема космического производства - в перевозке грузов туда-обратно. Но перевозка информации на спутник обходится практически бесплатно (в сравнении с материальными продуктами). А раз уж у нас цифровая эпоха - то давайте устроим космическое производство в цифровой области".

В чём проблема такого подхода? Если верить инвестиционным банкирам с их выморочными фантазиями про экспоненциальный рост и т.д. - то ни в чём. А вот если встать на почву созидательного труда, то всё резко меняется.

Коллеги поделились своими мыслями по поводу орбитальных ЦОД - https://t.me/bites_and_banya/50 . В целом, я соглашусь с анализом. Но, по-моему, нужно несколько перенести фокус обсуждения и добавить кое-какой технической конкретики.

Первое. Поскольку смысл затеи - проводить много расчетов, то по соображениями минимизации влияния радиации на происходящее, орбита может быть только низкой и с наклонением никак не больше 50 градусов.

Второе. "Архитектура спутника". Реальный современный уровень развития позволяет более-менее массово выпускать что-то с максимальной мощностью около 20 кВт.

Третье. Солнечные батареи. Если реально суммарная мощность этих ЦОД будет мегаватты - то забудьте про высокоэффективные солнечные элементы: нет и не будет таких мощностей производства. Хорошо если реальная мощность солнечных батарей будет около 200 Вт/м2. То есть площадь солнечных батарей будет составлять не менее 100 м2 (если их "крутить"; если нет - то площадь должна быть заметно больше). Посты по теме: 1, 2, 3, 4.

Четвертое. Отвод тепла. Поскольку тепло отводится от электроники - то максимальная температура на радиаторах будет, ну пусть даже 60 С. Максимальная теоретически возможная мощность на радиаторе - 700 Вт/м2. Реально - около 470 Вт/м2. Скорее всего, ориентировать холодильник придется на Землю, а "верхнюю" сторону - закрывать от Солнца. То есть реальная мощность (с учетом излучения Земли) будет около 220 Вт/м2. То есть ещё около 100 м2 с весом в несколько тонн.

Итого. Это может быть только "распределенный" ЦОД с автономными "ячейками" где-то по 20 кВт. У каждой такой ячейки - по два "паруса" площадью около 100 м2. Весить такая "ячейка" будет несколько тонн.

Безосу именно это обещали его советники?

Источник.

Показать полностью
97

"Волоколамское шоссе" Бека как документ военной антропологии

Сейчас очередная годовщина Битвы под Москвой 1941 г. Перечитал "Волоколамское шоссе" Бека.

Симонов писал, что «среди правд, написанных всеми нами о войне, одной из самых важных и дорогих правд была правда книги Бека „Волоколамское шоссе“… это вообще одна из самых лучших книг о войне в нашей литературе. И хотя её хорошо знают у нас и знают во всем мире, ей, этой книге, ещё не полностью воздано по заслугам».

Главный герой книги, Бауыржан Момыш-Улы, в июле 1941, находясь в Казахстане, получает под командование батальон формирующейся 316-й стрелковой дивизии (впоследствии - Панфиловская дивизия). Личный состав не только не имеет боевого опыта, но в большинстве даже не проходил срочной службы. Момыш-Улы должен подготовить батальон к войне. И он делает это. В начале октябре, после прорыва фронта, дивизия перебрасывается под Москву и ставится в заслон. На батальон Момыш-Улы приходится более 10 километров фронта. Спереди, в двадцати километрах, немцы. Сзади - до Москвы никого.

Актуальность книги для сегодняшнего дня в следующем. За три месяца абсолютно гражданские люди прошли трансформацию в "человека воюющего". Книга опубликована в 1943, когда никакого вранья никто бы не потерпел. В книге честно и подробно рассказано о том, как осуществляется такая трансформация человека и как этим процессом должен руководить офицерский состав.

Подробно и поэтапно обсуждаются происходящие антропологические изменения. Многократно подчеркивается, что главное - это духовная составляющая. Своего рода, разрабатывается теология войны. Несколько цитат из книги.

"Курбатов ушёл. Что же переживал он, мой солдат? Я видел: ему было стыдно.
Стыд... Задумывались ли вы над тем, что это такое? Если на войне будет убит стыд солдата, если замолкнет этот внутренний осуждающий голос, то уже никакая выучка, никакая дисциплина не скрепят армию".

"Говорим о тяжёлых вещах. А на душе тяжести нет. Почему? ... Потому что верю вам, товарищи. Каждому из вас. А вы верите мне. Когда это есть, то и помирать не так уж и трудно... но и пожить, конечно, можно".

"Чувствовалось с одного взгляда: улетучился, исчез дух обреченности, еще днем витавший здесь".

Герои книги размышляют над глубокими духовными вопросами. Так, например, в одном из эпизодов, отдавая приказ Момыш-Улы, отправляя его батальон в полную неизвестность и практически на верную гибель, Панфилов в последний момент начинает высказывать Момыш-Улы свои представления о соотношении души и духа. (Есть разные представления по этому поводу, Панфилов склоняется к позиции, что дух - это высшее, накалённое состояние души.) Много позже, обсуждая с другом как нужно воевать, Момыш-Улы рассказывает о том, что дал ему этот разговор:

"Я не сказал, что битва начнется завтра, не сказал, что обязан драться до двадцатого, не передал слов генерала: «Вам будет тяжело. Очень тяжело». <...>
— Существует сила приказа. Но есть и задушевность приказа. Теперь я; пожалуй, это понял. Генерал Панфилов обучил".

Другой такой разговор. Член военного совета фронта, оставляя батальон Момыш-Улы в качестве арьергарда для отступающей дивизии, подробно рассказав как будет сложно, в конце говорит:

"Звягин остановился, посмотрел вдаль.
— Подтягивать, карать, никому не давать спуску — это… Это, старший лейтенант, наша с вами доля.
Его интонация неожиданно была задушевной. Открыв дверцу машины, он заключил:
— Нам это зачтется. И если на том свете будет Страшный суд, встретим его смело: на земле мы не колебались исполнять свой долг".

Ещё впечатление. Американцы много и пафосно рассказывают про использование "теории хаоса", "управление системами-сетями". Герои книги сталкиваются с аналогичными техническими проблемами. И решают их, без всякого пафоса.

По этому поводу Панфилов говорит: "Уставы создаёт война. опыт войны. Существующий устав отразил опыт прошлых войн. Новая война его ломает. В ходе боёв его ломают доведенные до крайности, до отчаяния командиры". И тут важно и отчаяние, и дух, неготовность сдаться.

Источник.

Показать полностью
12

Проблемы с финансированием спутников ГСО интернациональны

На прошлой неделе широко обсуждалось заявление представителя АО «Решетнев» о том, что заказ на создание спутников (ГСО) очень мал и сопоставим лишь с кризисным уровнем начала 2000-х годов.

Не только в России такие проблемы.

Американские производители в Via Satellite жалуются на малый заказ. Говорят, что все деньги уходят на низкоорбитальную связь, и надежда лишь на военных.

Примечательно, что автор текста, Хуан Дитон, исполнительный директор WAVE Consortium, начинает рассуждение с уже набившего всем оскомину Сунь-Цзы: «Тот, кто занимает возвышенности, одержит победу», и демонстрации этой максимы на примере битв гражданской войны в США.

По существу вопроса говорится следующее:

"Слабая индустрия ГСО — это не узкопрофессиональная проблема, а угроза национальной безопасности США. По мере того, как срок службы спутников ГСО подходит к концу, а операторы терпят убытки, иностранные противники с радостью занимают космическую высоту. Разрушение этой крепости угрожает как коммерческим, так и оборонным интересам. Это подчёркивает острую необходимость в преобразующих инновациях в секторе ГСО".

В общем, проблемы примерно те же, что и у нас.

Отметим, что само повсеместное наличие подобных проблем, мягко говоря, проблематизирует триллионные оценки объема "космической экономики" и т.п. Если объем экономики такой - то почему все деньги "утекли" на низкие орбиты, и ничего не дошло до ГСО? Или, например, почему развертывание государственно - частного партнерства в космонавтике приводит к тому, что на развитие технологий денег не остается? Японцы вот на это жалуются. В сущности, то, что происходит сейчас с НАСА, - не то же самое, но в профиль?

Если попытаться смотреть чуть более широко, вспоминается мотив чудесных снов. Не наблюдаем ли мы повсеместное окончание "тучных лет"?

Проблемы с финансированием спутников ГСО интернациональны
Показать полностью 1
Отличная работа, все прочитано!

Темы

Политика

Теги

Популярные авторы

Сообщества

18+

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Игры

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Юмор

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Отношения

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Здоровье

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Путешествия

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Спорт

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Хобби

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Сервис

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Природа

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Бизнес

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Транспорт

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Общение

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Юриспруденция

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Наука

Теги

Популярные авторы

Сообщества

IT

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Животные

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Кино и сериалы

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Экономика

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Кулинария

Теги

Популярные авторы

Сообщества

История

Теги

Популярные авторы

Сообщества