Северное сияние вспыхнуло, когда мы поднимались по трапу перед возвращением из Мурманска в Москву.
Все пассажиры достали телефоны, чтобы запечатлеть эту красоту. Записал короткий ролик.
Пикабу●00:15
На волне всеобщего восторга запилил на трапе селфи с незнакомыми китайскими туристами, сейчас они массово едут на север России, специально, чтобы увидеть сияние.
Будь моя воля, я бы спустился вниз у устроил фотосессию самолётов в аэропорту, это моя тема. Увы, такой возможности не было, но и эти несколько минут были восхитительны.
Полярная ночь оказалась менее страшной, чем я думал. Я представлял, что в полярную ночь круглые сутки темно, как у нас ночью. Но оказалось, что это не так.
Днем не абсолютная темнота, а так, как у нас в сумерки или в очень пасмурный день. Солнце не выходит из-за горизонта, но на улице все-таки не темно. В полдень фонарики или уличное освещение не нужны. Я постараюсь передать то, что увидел в Мурманске 16 декабря — в разгар полярной ночи. В подписи к каждой фотографии указано время съемки.
Так выглядит день полярной ночью 16 декабря 11:52.
В аэропорт Мурманска самолет прилетел с небольшой задержкой. День выглядит как утренние или вечерние сумерки. В той стороне, где должно быть солнце, небо светлее, видна светлая полоса над горизонтом. Кажется, что вот-вот должно взойти солнце, но полярной ночью оно не всходит. Бывает, что свет от солнца из-за горизонта виден как яркие цветные полосы. Это явление называют полярные зори, они бывают очень красивыми. На Кольском полуострове есть даже город с таким названием.
Мурманск. Аэропорт. 16 декабря 11:36
Мне было интересно посмотреть, что пишут на сайтах про продолжительность дня. Где-то ставят прочерк, где-то пишут «0 часов 0 минут», где-то «полярная ночь».
Информация о продолжительности дня в Мурманске 16.12. 2024
Далее несколько фотографий, сделанных в течение дня. Возможно, стоит взять «день» в кавычки, но, думаю, что все поняли, что я имею в виду.
Самый разгар дня. Мы приехали в парк «Северное сияние». Сияние в нем мы не увидели, но потом нам повезло в другом месте.
Мурманск. 16 декабря 12:55. Для полудня выглядит темновато
Чтобы не терять короткое время, когда что-то видно без искусственного освещения, сразу пошли по территории парка. Хотя в лесу все же темнее из-за деревьев, тут фонари уже не лишние.
Парк активного отдыха «Северное сияние». 16 декабря 13:14.
Оперативно посмотрели на оленей, пообнимались с собаками, прокатились на собачьих упряжках.
Парк активного отдыха «Северное сияние». 16 декабря 13:30.
На освещенность еще сильно влияет облачность. Когда полярная ночь и небо затянуто тучами, все-таки темновато. Возможно, с непривычки. Далее мы поехали в гости к саамам — коренному малочисленному народу тех мест. Три часа дня — уже глубокий вечер.
Саамское подворье «Олений двор». Наша «Медиаразведка», я слева. 16 декабря 14:57.
Пока пообщались с оленями и саамами, уже наступила ночь-ночь. На часах 4 вечера.
Саамское подворье «Олений двор». 16 декабря 16:12.
Хорошая новость: уже завтра полярная ночь в Мурманске заканчивается. 11 января солнце покажется над горизонтом. Восход — 12:36, закат — 13:14. Продолжительность светового дня, по данным Яндекс Погоды, составит 38 минут и будет быстро расти. 12 января — 1 час 11 минут, 13 января — 1 час 33 минуты, 20 января — 3 часа 16 минут. А в районе 21 мая наступит полярный день — солнце не будет заходить за горизонт вообще примерно до 22 июля (последние две даты нужно уточнить ±день).
Конечно, жизнь в северных широтах очень специфичная. В том числе, и из-за полярной ночи и полярного дня, когда светло круглые сутки. Но люди живут. Раньше мне казалось, что полярная ночь — это что-то совсем страшное, оказалось, что не совсем.
Спасибо за внимание и поддержку! С вами был ЖЖитель. Я путешествую по России и рассказываю о том, что можно увидеть в разных уголках нашей большой страны. Также заходите в мой Дзен и телеграм.
Одно из самых ярких впечатлений от зимнего путешествия в Мурманскую область — купание в Белом море. Я не морж, но теперь побарахтаться зимой в Арктике может практически каждый.
Я в Белом море
Это экстремальное и захватывающее развлечение называется айс-флоатинг. Если по-русски, то плавание среди льдин. В этот раз мы решили испытать его на себе. Нам пообещали, что сильно мерзнуть не придется и выдали специальные теплые гидрокостюмы. Надевать их лучше поверх теплой одежды. Можно даже на куртку.
Переоблачение
Гидрокостюмы изначально были разработаны для спасателей МЧС, но затем их специально доработали для плавания среди льдин и использования для туристов. Он утепленный, полностью герметичный, перчатки пришиты, единственный открытый участок — часть лица. Подобный костюм я уже испытывал когда-то, когда ездил снимать учения МЧС в Подмосковье. Но там была прорубь, а теперь предстояло купание в Белом море!
Это я на учениях МЧС в Подмосковье
Итак, мы в полном снаряжении. Ощущения очень необычные. На улице крепкий мороз, края залива замерзли, а мы идем к парящему от разницы температур Белому морю.
Обратите внимание на подушки с крестом. Они помогают держать голову на поверхности
В этих костюмах мы похожи на космонавтов, отправляющихся исследовать далекую неизвестную планету. Пейзажи тут вполне фантастические.
Тут должна быть какая-нибудь эпичная музыка
Перед тем, как залезть в воду, проходим подробный инструктаж. Затем потихоньку заходим в воду, точнее, сползаем с края льдины. Инструкторы наблюдают за нами и с берега и с воды, подсказывают, как лучше действовать, не дают заплывать слишком далеко.
Поплыли!
Самый безопасный способ плавания — на спине. Можно грести руками вперед и назад. Порой приходится расталкивать льдины, это нужно делать осторожно, чтобы не повредить гидрокостюмы.
Плавание среди льдин
В гидрокостюме вода держит на поверхности, ощущения похожи на невесомость. Пахнет солоноватой морской водой. Сначала немного тревожно, а потом страхи и тревоги отступают, создается ощущение релакса и какой-то невероятности происходящего. Зима, Белое море, ты в ледяной воде и при этом расслаблен.
Один среди льдин
Напоследок фото после заплыва. Я не промок, не замерз, получил кучу позитивных впечатлений и новый опыт. Это было здорово!
Фото на память. ЖЖитель на фоне Кандалакшского залива Белого моря
По пути от залива к раздевалке мокрый костюм дубеет на морозе, еще небольшой плюсик в копилку впечатлений, но так никаких проблем.
Мне понравилось. Если кто-то ищет новых ощущений, то это неплохой вариант. В этой поездке для меня это однозначно топ-3 вместе с северным сиянием и посещением шахты в Никеле.
Из всего атомного флота это судно выделяется особо. У атомных ледоколов есть четкая и узкая специализация — ломать лед и проводить другие суда в суровых арктических условиях, то есть сами по себе ледоколы не предназначены для перевозки грузов. С этой точки зрения «Севморпуть» — абсолютно уникальное ледокольно-транспортное судно с атомной силовой установкой, которое не только может прокладывать путь в ледовых полях, но и специально предназначено для перевозки различных грузов.
Правильное название типа судна — ледокольно-транспортный лихтеровоз-контейнеровоз. Лихтеры — это несамоходные баржи, фактически плавучие платформы для перевозки грузов. На «Севморпуть» помещается 74 лихтера. С контейнерами все привычнее и более впечатляюще. «Севморпуть» может принять в трюмы и на верхнюю палубу 1336 20-футовых контейнеров!
«Севморпуть» в Мурманске. Фото автора
Это действительно огромное судно, самый большой гражданский атомоход из когда-либо построенных в истории человечества.
Технические характеристики атомного контейнеровоза «Севморпуть» Длина: 260,3 м Ширина: 32,2 м Высота борта: 18,3 м Водоизмещение: 61 000 т Мощность главной установки: 40 000 л.с. Количество винтов: 1 регулируемого шага с 4 лопастями Скорость хода на чистой воде: 20 узлов
Небольшое замечание насчет конструкции. То, что у судна один основной гребной винт — недостаток, несколько лет назад сыгравший роковую роль в рейсе в Антарктиду. У побережья Анголы сломалась одна из четырех лопастей ходового винта. Заменить лопасть на месте не получилось. Для полноценного ремонта пришлось идти аж в Санкт-Петербург.
Атомный контейнеровоз «Севморпуть» был спроектирован для работы на Северном морском пути. Судно построено в СССР на Керченском судостроительном заводе «Залив» с 1982 по 1988 год. Ядерная энергетическая установка мощностью 40000 лошадиных сил позволяет работать автономно без захода в порты для загрузки топливом.
Основная энергетическая установка «Севморпути» не ограничивает дальность плавания. Есть еще вспомогательная установка, которая позволяет обеспечить дальность плавания до 6000 миль при приеме полного запаса дизельного топлива.
Важный момент: «Севморпуть» может совершенно запросто работать и в теплых морях, что он и делал в начале карьеры, участвуя в переправке грузов во Вьетнам, в Саудовскую Аравию и в другие страны интересах СССР. Но всё же исключительные качества «Севморпути» максимально раскрываются в Арктике. Прочный корпус и винт позволяют самостоятельно ходить в сплошной ледовой крошке и даже ледовых полях толщиной до 1 метра.
Атомный контейнеровоз «Севморпуть». Фото автора
Корпус «Севморпути» разделен на 12 герметичных отсеков, из которых 6 — это грузовые трюмы. Для погрузки и разгрузки лихтеров, контейнеров и других грузов на судне имеется мощное грузоподъемное оборудование.
Атомный контейнеровоз «Севморпуть». Фото автора
Но это еще не все особенности. Корма у «Севморпути» сделана таким образом, чтобы можно было осуществлять транспортировку груза с судна на берег или на лед. Это делает атомный контейнеровоз поистине незаменимым при многих задачах, выполняемых в Арктике. Это и Северный завоз, и снабжение труднодоступных необорудованных объектов, освоение шельфов и месторождений и так далее.
Атомный контейнеровоз «Севморпуть». Фото автора
Вот такое уникальное судно есть у нас в стране. Сейчас «Севморпуть» работает на Северном морском пути, в честь которого назван. Увидеть атомный контейнеровоз можно даже в Санкт-Петербурге, куда он периодически заходит, привозя грузы из Петропавловска-Камчатского.
Атомный контейнеровоз «Севморпуть». Фото автора
Пожелаем «Севморпути» успешного плавания и семь футов под килем!
На самом верхнем этаже палубной надстройки атомного ледокола «Вайгач» расположен капитанский мостик. Именно оттуда ведется управление громадным судном водоизмещением более 20000 тонн и мощностью почти 50000 лошадиных сил. У нас есть уникальная возможность побывать на борту ледокола и посмотреть на капитанский мостик изнутри.
Капитанский мостик поражает своими размерами. Отсюда открывается самый лучший обзор на весь 150-метровый ледокол. Разобраться тут самостоятельно — нереально.
Так выглядит капитанский мостик атомного ледокола «Вайгач»
К нам навстречу идет капитан атомного ледокола «Вайгач» Александр Скрябин. Александр Витальевич Скрябин на конкурсе Российской палаты судоходства был признан капитаном года.
К нам идет капитан атомного ледокола
Каждое слово капитана — предельно четкое и понятное. Держится Александр Витальевич совершенно без пафоса, охотно и очень доходчиво отвечает на любые вопросы. От него чувствуется надежность. Таким и должен быть настоящий капитан.
Капитан Александр Витальевич Скрябин
Одна из причин, по которым я люблю путешествовать — возможность пообщаться с такими людьми. Капитан Скрябин — потрясающий собеседник и рассказчик, человек с громадным опытом и колоссальным объемом знаний. Сейчас Александр Витальевич сменил судно, он — капитан атомного ледокола нового поколения «Арктика». Но я уверен, «Вайгач» навсегда останется в его сердце.
Капитан Александр Витальевич Скрябин
На самом деле, на атомном ледоколе капитанов двое. Работают они, как и весь экипаж, вахтами по несколько месяцев. Раз в пять лет капитаны должны подтверждать свою квалификацию.
За бортом — Мурманск и причал «Атомфлота»
У меня не было времени разбираться с описанием и назначением множества приборов, поэтому в общих словах. Отсюда ведется управление тремя гребными электродвигателями, также на капитанском мостике на пульте находятся приборы контроля и за буксирным устройством, панель управления камерой наблюдения за буксиром, индикаторы лага, эхолотов, репитер гирокомпаса, УКВ-радиостанции и так далее, вплоть до джойстика управления ксеноновым прожектором 6 кВт.
На капитанском мостике атомного ледокола
Атомный ледокол «Вайгач» работает на Северном морском пути, обеспечивая проводку судов вдоль побережья Северного Ледовитого океана и в устьях сибирских рек. Но в исключительных случаях атомный ледокол может и изменить привычный маршрут. Несколько лет назад «Вайгач» смог разгрести огромную пробку из более чем сотни судов, вставших в Финском заливе.
Если кто-то думает, что капитан все время находится в тепле на мостике, это не так. Выходить тоже приходится. Погрузка, разгрузка, проводка, буксировка — на ледоколе за все ответственность несет капитан.
Вайгач
На атомном ледоколе с таким невероятным собеседником очень интересно, но нам пора было идти, да и неловко было отвлекать капитана от его многочисленных дел. Если интересуетесь атомными ледоколами, рекомендую посмотреть видео с капитаном Скрябиным.
Если вам доведется увидеть атомный ледокол вблизи, вы наверняка обратите внимание на вмятину в кормовой части. Выглядит это очень странно. А на ней еще и какие-то заплатки. Неужели судно повреждено?
На первый взгляд — это вмятина, но всё совсем не так
Спешу успокоить: это не вмятина и не повреждение, а специальная и очень нужная выемка. А нужна она для того, чтобы осуществлять специальный способ буксировки других судов, который называется «проводка на усах».
Проводка «на усах»
Основная задача атомных ледоколов — проводка караванов судов в условиях низких и экстремально низких температур. Иногда условия настолько суровые, что разломанный лед и вода сразу за ледоколом превращаются в ледяную кашу и застывают, и судно, следующее за ледоколом не может пробиться. В таких случаях его «берут на буксир» или, как говорят на флоте, осуществляют «проводку на усах». Усы — это прочные буксирные стропы, но они тоньше чем основной буксирный трос.
Корма атомного ледокола «Вайгач»
Буксируемое судно подводят вплотную к ледоколу так, чтобы нос («форштевень») ведомого судна упирался в корму ледокол. После этого с помощью мощных тросов и цепей жестко крепят судно к ледоколу. На морозе и ветру делать это очень непросто.
Соответственно, «заплатки» на корме — это вовсе не заплатки, а защита от повреждений носа буксируемого судна и кормы самого ледокола.
Многослойная защита кормы ледокола
Состоит защита из нескольких слоев. Слово капитану атомного ледокола Дмитрию Викторовичу Лобусову:
"Колбаски" - буксирные кранцы состоят из собранных в жгут (как ручка веника) кусков резины круглого сечения, и этот жгут оплетен стальным тросом. Чтобы сохранить на дольше эту конструкцию и еще больше смягчить кранец, сверху кранцы накрывают фартуком (плетёный из растительных или синтетических толстых тросов ковер), и еще один слой - ковер из стальных тросов - кольчуга.
Скажу честно, что при активной работе с буксируемыми судами и эта сложная защита, порой, не выдерживает. Часто моряки сверху защищают всё это покрышками от грузовиков.
Атомный ледокол «Вайгач» на Чукотке
Я видел атомные ледоколы на Чукотке и в Мурманске. Ну, еще новые издалека в Санкт-Петербурге, где их строили. Самый простой способ увидеть атомный ледокол вблизи — посетить порт в Мурманске. Атомный ледокол «Ленин» уже давно стал музеем, но зато он всегда стоит на одном месте. Очень советую купить билет и подняться на борт с экскурсией. Кстати, у «Ленина» тоже есть характерная выемка в корме.
В Мурманске удалось побывать на борту действующего атомного ледокола «Вайгач» и пообщаться с его капитаном. Чуть позже покажу, как живут на атомном ледоколе. А пока всем спасибо за внимание, подписки и мотивацию к новым путешествиям.
Одно из самых ярких впечатлений от путешествий на Север — поездка в стойбище к настоящим оленеводам. Бригада круглый год кочует вместе с оленьим стадом. Живут в традиционном ненецком жилище — чуме. Про него я и хочу сейчас рассказать.
Работа и быт в Малоземельской тундре. Ненецкий автономный округ
Чум — гениальное изобретение, позволяющее круглый год жить в условиях тундры, при этом в среднем раз в две недели переезжать на новое место. Быт непростой — вода изо льда, печка топится тонкими веточками кустарника.
Устроен чум довольно просто — шесты ставят пирамидой, сверху отверстие — дымоход, снаружи нюки — покрытия из шкур. На пол кладут доски. По центру ставят печку. Чум можно разобрать и поставить за час-два, а опытные оленеводы могут справиться и за полчаса. При традиционном укладе чум разбирали и ставили женщины — чумработницы. Но сейчас зимой в бригаде только мужчины, мало кто из современных женщин готовы жить в тундре, если есть города и национальные поселки, где жизнь куда комфортнее.
В чуме очень темно и с непривычки очень дымно. Сырые ветки дают много дыма и мало тепла, но альтернативы нет. Оленеводы привыкли. Пока печь топится, температура в чуме около 20 градусов. Вечером все укутаются и лягут спать, печка прогорит, и температура к утру опустится до отрицательной.
Внутри чума
В чуме за печью стоит низкий стол. Основная еда — оленина. С собой привозят хлеб и продукты, которые могут храниться подолгу. Зимой вокруг — сплошной холодильник. Мы тоже приехали не с пустыми руками, чтобы не объедать хозяев.
Быт ненцев-оленеводов
На печке всегда несколько чайников. Чай ненцы любят. И горячее помогает согреться.
На печке несколько чайников и похлебка из оленины
Оленину едят в разных видах, в основном, варят бульон. Если времени для приготовления пищи нет или просто хочется разнообразия, то идет в ход строганина — по сути сырое мясо.
— Недавно подстрелили двух песцов, — рассказывает один из оленеводов и достает из-под полога две тушки.
С песцами оленеводам приходится бороться, эти хищники нападают на оленят, которые скоро появятся. Песцы абсолютно белые. Песцов не едят, но шкуры пригодятся. Их пока даже не разделывали, подождут, на таком морозе с ними ничего не случится.
Вот и песцам пришел песец. В тундре нужно защищать оленей от хищников
Мы сидели за столом и общались на разные темы. Сейчас молодежи в тундре мало. Владимир и Григорий — молодые ребята, получили хорошее образование, отслужили в армии и вернулись продолжать дело родителей. Сейчас большинство остаются в городах, особенно девушки. В связи с этим ребятам тяжело найти невест, которые готовы разделить с ними суровый оленеводческий быт. Возможно, придется ехать за невестами еще севернее, на Ямал.
Оленеводы в чуме
Не стоит думать, что оленеводы живут как в позапрошлом веке. Они пользуются плодами цивилизации. Есть генератор, спутниковый телефон, снегоходы. Зимой на снегоходе можно за несколько часов добраться до посёлка или до Нарьян-Мара. Туда члены общины «ВЫ ТУ» ездят по делам, а также чтобы участвовать в гонках на оленях и снегоходах. Владимир и Григорий не раз становились призерами. В 2023 их отец Андрей Григорьевич выиграл гонки на оленях, мама Ольга Владимировна тоже заняла 1 место. Сейчас семья опять готовится к гонкам, которые будут проходить 30 марта.
Самые ценные олени — транспортные
Помимо работы оленеводы иногда принимает туристов. Сами они туры, конечно, не организуют, но сотрудничают с туроператором из Нарьян-Мара. Если нужны контакты, подскажу.
Перед нашим отъездом оленеводы достали тетрадь, в которую они записывают важные для них встречи и события, этакий дневник общины. Я счел за честь оставить запись от имени нашей экспедиции.
Дневник общины «Вы Ту» (Огни тундры)
Перед тем, как опубликовать этот пост, я связался с Григорием. У них всё по-прежнему. Работают в тундре, настроение бодрое, не унывают, звали опять в гости. Я пообещал, что поделюсь потом ссылкой на этот пост. Возможно, Григорий и Владимир ответят на вопросы, если возникнут.
Честно говоря, я поражаюсь и восхищаюсь этими людьми. Они живут тяжелым трудом в условиях, которые большинство из нас не могут даже представить. При этом они гораздо ближе к природе. Пожалуй, они и есть природа.
Большое спасибо всей общине за гостеприимство! Здоровья и успехов в вашем нелегком деле!
Мы добирались до стойбища оленеводов пять часов на снегоходе по заснеженной тундре и столько же обратно. Но это того стоило. Впервые я увидел настоящих оленеводов, которые живут в настоящем чуме в тундре.
Так выглядит тундра зимой. Белое бескрайнее ничего, где стоят чумы и пасутся олени
У семейно-родовой общины «Вы Ту» большое стадо. Оно разделено на две части. Основное стадо пасется минутах в 20 езды от чума, а самые ценные олени — транспортные всегда рядом. Если нужно, чтобы стадо не разбегалось, ставят загон из сетки. Рога оленям спиливают, чтобы они не ранили друг друга.
Это малая часть оленей общины. В основном стаде может быть несколько тысяч голов
Транспортные олени нужны для того, чтобы перемещаться по тундре, перевозить скарб, когда стадо кочует, ездить за водой и дровами, а также участвовать в гонках на оленьих упряжках. Транспортные олени старше и умнее, чем те, которые в основном стаде.
Главный в тундре — Андрей Григорьевич Явтысый. Он бригадир, муж Ольги Владимировны, к которой мы заезжали в гости по дороге в тундру. Остальные члены бригады тоже являются родственниками — сыновья, братья, двоюродные братья. Зимой со стадом только мужчины, все женщины живут в поселке.
Бригадир Андрей Григорьевич Явтысый
В тундре все время приходится быть на морозе, а днем еще и под слепящим солнцем, отражающимся от снега. Солнечные очки тут не будут лишними.
Обычно ненцы ходят в рабочей одежде, но специально для нас Григорий надел малицу — традиционный ненецкий мужской наряд. Это очень теплая одежда из оленьих шкур, снаружи покрытая тканью. В малице можно даже спать на снегу.
Малица — парадная одежда
Нас, как гостей, предлагают прокатить на оленьей упряжке. Отказываться глупо.
Олени — это еда, тепло и транспортное средство
Мчаться по бесконечной белой тундре — это незабываемо!
Ненецкая тройка
Говорят, что олени развивают скорость до 40 километров в час. Я не проверял точное значение, спидометра здесь нет, но это восхитительно. В гонках на оленьих упряжках, которые проводят в Ненецком округе, мужчины семьи Явтысый со своими оленями регулярно занимают призовые места. Правда, добираться до места проведения гонок иногда приходится несколько суток.
Оленья упряжка
Пожалуй, выложу видео. Тут есть немного съемок с воздуха и из саней. Поднимать коптер в сильный ветер при -25° было очень рискованно, но ради этих кадров стоило рискнуть:
Видели когда-нибудь улыбающихся оленей? Смотрите!
Улыбочку. Конечно, олени не улыбаются, а переводят дух после езды
У оленеводов работы очень много. Помимо ухода за оленями, есть множество бытовых забот. Например, чум нужно отапливать. Сами понимаете, что деревьев в тундре нет. Поэтому нужно поехать к руслу реки или озера и нарезать веток ивняка. Ветки быстро прогорают и сильно дымят, но других вариантов нет.
Это вместо дров
Также нужно добыть воду. Снег не подходит, вода из него получается почти дистиллированная, такой водой не напьешься. Для получения воды зимой пилят лед на озере, глыбы привозят к чуму и складывают неподалеку. Если нужно вскипятить чай, отпиливают или откалывают кусок льда и несут в чум.
Запасы воды
Ещё нужно следить за снаряжением и чинить его. Вот Андрей Григорьевич делает хорей — длинный шест, которым погоняют оленей. Заготовки привозят из поселка.
Работы в тундре хватает
Дальше мы пошли в чум пить чай, про это расскажу отдельно. Фотографий будет немного — там темно, а техника с мороза мгновенно запотевает.
До встречи!
Вот так работают оленеводы в тундре. Условия, конечно, очень суровые. Люди и олени приспосабливались к ним веками.
Спасибо всем за внимание, плюсы и подписки. Очень приятно было получить уведомления о донатах, за это отдельная благодарность.