Объем и/или графомания
С вами наша регулярно нерегулярная рубрика «Кино, и как правильно в него долбиться», кажется уже восьмая часть, но я не уверен. Кто-то вообще их считает? Сегодня на примере фильмов Зака Снайдера, веб-романа «Червь» Джона Маккрея и книг Брендона Сандерсона мы поговорим о том случае, КОГДА ЭТИ ЧУВАКИ ПРОСТО НЕ МОГУТ ОСТАНОВИТЬСЯ, ИХ ТВОРЧЕСТВО ВСЕ РАСТЕТ И РАСТЕТ, ЗАТМЕВАЕТ ДАЖЕ НЕБО, ДАЖЕ... много что затмевает, короче.
Начнём мы с простого: Зак Снайдер, сукин ты сын, отойди уже от пишущей машинки. Кто вообще до сих пор даёт этому человеку деньги – загадка великая, на уровне курицы и яйца, потому как Снайдер, без вопросов, крутой режиссёр, но настолько же всратый сценарист.
В сущности, Зак Снайдер классический такой графоман, который не умеет резать по живому и которому самому нравится всё, что он делает, он не видит недостатков ни в себе, ни в своих работах. Даже если оно портит темп и ритм повествования, даже если после персонаж пропадёт до конца фильма и эта сюжетная линия никуда не придёт. Иронично, что отдельные кирпичи из этой груды реально крутые сами по себе, и из них можно было бы бахнуть крутой фильм.
В недавней его «Мятежной Луне» этого добра навало, и крутые элементы сами по себе, упиханны в шестичасовой фильм (шести часов, конечно же, мало, нужна расширенная режиссёрская версия). Из-за этого постоянно получается дурацкая штука, когда один персонаж делает что-то крутое (в задумке), а остальные просто стоят на заднем плане и терпеливо ждут, пока наступит следующая сцена. А ещё всё самое лучшее было где-то в прошлом персонажей и мелькает во флэшбеках. Хреновый сценарий как он есть.
И Джон Маккрей на первый взгляд делает то же самое. И на второй взгляд тоже, чего уж там, потому что Джон тоже графоман, который сел писать роман вообще без плана на сюжет. И поэтому сюжет там менялся на ходу, причём не один раз. Сначала у него это история была про то, что «благими намерениями выстелена дорога в ад», потом внезапно оно переключилось на «хулиганов надо пиздить», а закончилось все тем, что «цель оправдывает средства». Не удивительно даже, что текста получилось, мягко говоря, дохренища.
Огромное количество персонажей, которые все появляются и появляются до самого конца, сюжетная ветка с местными кайдзю, классический сюжет про «самоубийство бога», тайные организации, заговоры и много чего ещё, что просто перегружает историю без всякой меры. Отдельно выделю параллельные миры, которые похерили почти всё, так как людские жертвы и разрушения внезапно перестали значит хоть что-то: миллиардом людей больше или миллиардом меньше – без разницы. Ну и чрезмерный акцент на экшене историю тоже не красит, конечно. Умелый редактор с острыми ножницами легко бы срезал 2/3 романа и всё равно вышел бы нехилый такой кирпич, но куда более цельный, последовательный и темпоритмовый.
Может показаться, что «Червь» мне не нравится, но это не так. «Червь»... нормальный, особенно когда хочется лёгкого развлекательного чтива. Он скорее пример хорошего такого графоманства, потому как Джон Маккрей таки сконцентрировал вот это вот всё нагромождение на одном персонаже и этим персонажем прошил весь свой гигантский роман. То есть оно не очень гармонично получилось, неуклюже так и громоздко, но хотя бы более или менее цельно с точки зрения развития главной героини.
Это урок всем будущим мастерам литературы: если хотите показывать свой невероятно-классный мир, то показывайте его через одного персонажа и его развитие, его «путешествие», даже если фактически герой особо никуда и не двигается физически. Условно, можете повышать уровень главного героя, из-за чего класс его врагов будет расти соответственно, и так вы покажете все слои: от подворотни до государств и богов. Японцы в своих мангах так и делают, большие молодцы, задрали уже так делать, пожалуйста, хватит.
Поговорим теперь о хорошем, когда размер произведения не баг, а фича. То есть, о Брэндоне Сандерсоне. На первый взгляд может показаться, что Сандерсон тот ещё король воды, и размеры его книг, мягко говоря, космические, что, в общем-то, правда. Все эти огромные серии ещё и связаны между собой в одну вселенную, персонажи одних вселенных даже иногда кочуют в другие, и есть какой-то сверх-сюжет на заднем плане. Однако тут у нас этот объём оправдан.
Это 4/10 одного цикла
В первую очередь, персонажи тут не эволюционируют скачком: их развитие идёт плавно, без разрешения в одной книге. Если вы думаете, что это плохо и надо бы побыстрее, я вам про восьмой сезон «Игры Престолов» напомню, где Дейнерис «как бы забыла о существовании Железного Флота» и эволюционировала в «литералли хитлер» буквально за пару серий. У Сандерсона же, благодаря объёму, оно читается прям хорошо. Ну, в масштабе, так как из-за такого подхода запрягает каждый книжный цикл достаточно долго, как правило, всю первую книгу новой серии. Зато потом да, прям хорошо, рекомендую.
Но куда важнее то, что Сандерсон не просто оправдывает объём, он обращает его себе на пользу, как литературный приём. Я приведу два примера, стараясь не сильно спойлерить, но чтобы быть наглядным и дофига убедительным.
Для начала пример маленький. В одной книге враг главных героев — буквально божество, которое может влиять на физическую реальность, с парочкой ограничений. И там есть пророчество, от правильного толкование которого зависит буквально всё, но которое на бумаге постоянно незаметно изменяется этим злым божеством дабы направить героев по ложному пути. Меняется пророчество не сильно, герои не замечают лёгких перемен в парочке слов. И читатель, благодаря объёму перечитывающий пророчество не сильно часто, тоже не обращает внимание на эти мелкие изменения, что хорошо по ряду причин, но это тема для отдельной заметки.
Второй пример, более весомый. В одной из своих книг Сандерсон создаёт цельный и продуманный мир, и незаметно, наративно, устанавливает нам не только правила этого мира, но и его нормы. В частности, среди людей там живёт раса бездумных рабов, которые и слуги, и тягловая сила, и вообще хребет экономики, привычная для мира так же, как для нас солнце. И всю книгу ты такой читаешь, как эти существа качают детей в колыбели, возделывают поля, приносят хозяевам пищу и убирают мусор. Для понимания ощущения представьте себе коров, из которых можно добывать нефть (и только из них).
А потом, когда ты благодаря объёму сам начнёшь воспринимать этих существ как что-то фоновое и незыблемое, а к тому же и необходимое, ты вдруг получаешь инфу, что вот этот безмолвный скот в будущем неизбежно восстанет против тебя. В любое случайное мгновение станет массово разумным, и очень-очень злым, не без оснований так-то. А они буквально везде, и мгновенно просто убьют миллионы. И по хорошему надо бы ударить на упреждение, но это вот как для нас добровольно решить остаться без мяса и без нефти – в теории то можно, но катастрофа по сути. И ты реально проникаешься вызовом, который встал перед героями серии.
А там таких мощных, завязанных на объем, поворотов ещё дофигища. Потому что объем нужен не только для того, чтобы ружья прятать (с этим у Сандерсона тоже порядок, кстати, у него там в конце всегда целая канонада), но и ПОГРУЖАТЬ читателя/зрителя в контекст. Это не только на передачу нюансов сеттинга работает, но и на вес персонажей: одно дело, когда умирает статист, третий справа, и совсем другое, когда погибает весомый, прописанный за три книги и пусть даже второстепенный персонаж.
Так что хороший автор или сценарист должен быть как Сандерсон, и не просто делать объём потому что «ну так вышло», но и оборачивать это свойство себе на пользу. Графоман пишет, сколько пишется, а автор – сколько надо, даже если иногда надо много. Это ж очень мощное оружие в умелых руках, возможно одно из мощнейших, по типу атомной бомбы – собирать долго, но уж если бабахнет, так бабахнет. Я только два с половиной примера использования привёл, а их куда больше: я не задумываюсь накидаю ещё восемь. Куда чаще, однако, можно наблюдать, как этим мощным оружием производят выстрел в член. Очередью.
Не стреляйте атомными бомбами в член. И заберите уже кто-нибудь у Зака Снайдера все кресла, кроме режиссёрского. Мужик явно не умеет сам держать свой поводок, но может же, когда по готовому сценарию херачит, херачить лучше многих. Так что вы свой поводок тоже держите крепко, не уподобляйтесь.
Плюс - это спасибо за авторский пост.
Подпишись, если понравилось, постов у меня еще много.