
Асатру - психология, философия
Кратко об аутоагрессии
Это агрессия, направленная внутрь себя.
Когда мы себя сами обижаем внутренне и плохо относимся к своей личности.
Аутоагрессия-это не проблема, а следствие проблемы в виде нереалистичных ожиданий от мира.
Например, что вас будут ценить и любить только в случае вашей идеальности, правильности. Или что все можно предусмотреть, или что нельзя совершать ошибки.
Как бороться с этим?
1)Отследить, когда именно вы начинаете себя жестко щемить, унижать, обесценивать
2)Разрешить быть всем своим эмоциям
3)Заменить автоматические реакции на хорошее отношение к себе (разбила чашку, ну и пусть, ерунда)
4)Осознание своих мечт и желаний
5)После этого вернитесь к 1 пункту и проанализируйте: ваши желания действительно совпадают с тем, из-за чего вы себя обижаете или нет.
Если да, то найдите себе пример личности, которой вы будете вдохновляться.
Если нет, то просто отслеживайте все дальнейшие негативные моменты и нейтрализуйте их подменой на позитив.
Еще больше контента по психологии в моем тг: Прикрой свой гештальт
Подписывайтесь!
Расскажите, что вы мечтаете найти под елкой
Два человека из трех мечтают получить в подарок на Новый год технику — так показывают опросы общественного мнения. Но ведь техника бывает такой разной! Расскажите, о чем мечтаете именно вы. Представьте: разворачиваете подарок, а там…
Как выглядели скандинавские языческие алтари и священные места?
Как скандинавские язычники поклонялись своим богам и богиням? Как выглядели древнескандинавские священные места? Строили ли викинги алтари или святилища для религиозных ритуалов? Почему скандинавских храмов так мало по сравнению с другими древними культурами?
Как современные язычники, все эти вопросы могут прийти на ум, когда мы обустраиваем наши собственные священные места в наших домах. Многим из нас следование тем же традициям, что и наши древние предки, может помочь нам чувствовать себя более связанными с корнями наших предков и более укорененными в наших духовных практиках.
К сожалению, мы, вероятно, никогда не узнаем всей полноты древнескандинавских религиозных практик, поскольку викинги записали очень мало информации. Большая часть того, что мы знаем, исходит из комбинации 1) археологических открытий и 2) объяснений скандинавских языческих религиозных обрядов, записанных христианами — изначально предвзятый источник.Тем не менее, благодаря этим источникам историки и реконструкции смогли собрать воедино убедительную картину того, как могли выглядеть скандинавские языческие священные места и ритуалы в эпоху викингов.
Оглавление:
Народная религия против организованной религии
Древнескандинавские язычники в основном поклонялись на открытом воздухе
Скандинавские языческие храмы и внутренние священные места
Устраивали ли скандинавские язычники алтари в своих домах?
Как современные скандинавские язычники могут создать исторически достоверное священное пространство?
Народная религия против организованной религии
Во-первых, важно помнить, что древнескандинавская религия не была организованной религией, подобной той, которую мы знаем сегодня. Скандинавское религиозное поклонение было глубоко интегрировано в повседневную жизнь, главным образом вокруг выживания семьи.
Война, охота, рыбалка, путешествия и земледелие — все это сопряжено со своими рисками и опасностями, и скандинавские язычники обращались к богам в поисках защиты и удачи в этих начинаниях.
Местные духи земли ( landvættir ) были так же важны, как и главные божества, если не больше, и для каждой деревни или семьи было обычным делом иметь свои собственные обычаи и верования. У духов земли часто были местные имена, и они не были широко известны, несмотря на то, что были очень важны для местного сообщества.
Деревня рыбаков, жившая у крутого утеса с видом на море, подвергалась иным рискам и нуждам — и поэтому могла почитать других божеств и духов земли — чем деревня фермеров, живших у водопада.
По этой причине может быть полезно думать о скандинавском язычестве как о системе связанных верований и обычаев, которые варьировались в зависимости от географии и потребностей местного населения, а не как о единой религиозной доктрине.
Несмотря на эти региональные и культурные различия, все еще есть некоторые аспекты древнескандинавской религии, которые можно обобщить; например, важность священных действий и ритуальной практики.
Простой способ объяснить эту ключевую важность состоит в том, что скандинавское язычество было сосредоточено на том, что вы делали , а не на том, во что вы верили . Эта основная идеология резко контрастирует с христианством, построенным на концепции веры.
Для викингов не вера в богов, предков и духов земли приносила им силу, защиту и удачу, а жертвоприношения, подношения и ритуалы, которые они совершали.
Жертвоприношение ( blót ) было основой древнескандинавской религии. Определенные блоты проводились ежегодно, например, в честь смены времен года. Другие проводились перед экспедициями, дуэлями, похоронами или другими важными событиями в течение года. Церемониальный мед, ритуальные подношения, жертвоприношения животных и иногда человеческие жертвы — все это играло важную роль в этих кляксах.
В заключение этого раздела я хотел бы отметить еще один очень важный момент: когда мы говорим о древнескандинавской религии, мы имеем в виду не только религию тех народов, которые жили в эпоху викингов (793–1066 гг. н.э.) ; мы также обсуждаем религию людей, живших еще в скандинавском железном веке, который начался около 500 г. до н.э.
Это более 1500 лет религиозных традиций и верований для анализа! Естественно, религиозные обряды человека, жившего в Дании в 500 г. до н. э., скорее всего, во многом (включая типы используемых священных мест) будут отличаться от обрядов человека, жившего в Исландии в 900 г. н. э., даже если оба они подпадают под широкую категорию скандинавских язычество.
Ниже я постараюсь обобщить то, что мы знаем о скандинавских языческих священных местах на протяжении всей истории, но, пожалуйста, помните об этом отказе от ответственности.
Древнескандинавские язычники в основном поклонялись на открытом воздухе
Священные рощи были значимыми местами для ранних скандинавских язычников. В одной из этих рощ недалеко от Стренгнеса, Швеция, были обнаружены свидетельства ритуальной деятельности , охватывающей период со 2 века до н.э. по 10 век н.э. Ритуальные депозиты включают бусы, оружие и кости. В некоторых случаях эти отложения могли быть размещены вокруг определенного дерева, возможно, представляющего мировое дерево.
Как и рощи, водоемы были значимыми местами для древних язычников. Деревянные фигурки железного века были обнаружены в торфяных болотах Северной Ютландии, Дания. Неподалеку находится место, где были сделаны открытия бронзового века, что указывает на то, что это место, возможно, почиталось как священное в течение очень долгого времени.
Копья, щиты, инструменты, украшения, монеты и другие предметы были найдены в заболоченных местах, озерах и реках по всей Скандинавии. Ритуальный акт помещения подношений в воду напоминает историю о том, как Один бросил свой взгляд в Колодец Мимира, чтобы получить божественное знание.
Викинги, по-видимому, сохраняли эту практику во время своих путешествий, поскольку скандинавские ритуальные подношения были найдены в таких местах, как Британия.
Мы также можем узнать о священных местах эпохи викингов из письменных источников и археологических открытий в Исландии. Когда скандинавы прибыли на эту новую землю в эпоху заселения (870-930 гг. н.э.), некоторые природные места были определены и обозначены как области священного значения.
Несмотря на суровый климат, место, где люди искали контакта со сверхъестественными силами, находилось большей частью на открытом воздухе . Посещение святых мест было чем-то, засвидетельствованным сторонними наблюдателями, что часто вызывало интерес и любопытство. Так, в произведениях греческих и латинских писателей мы неоднократно слышим о священных лесах и рощах, о святилищах на лесных полянах и на вершинах холмов, у источников и озер и на островах, а также о местах, отведенных для погребения знатных умерших. (HR Эллис Дэвидсон, Мифы и символы в языческой Европе (Сиракузы: издательство Сиракузского университета, 1988), стр. 13.)
Эти священные места не часто были отмечены постоянными сооружениями , хотя иногда для их разграничения могли использоваться простые границы, такие как стоячие камни или рвы. Скорее, священными для скандинавских язычников, поселившихся в Исландии, были природные особенности самого ландшафта: дикое море, мощные водопады, эффектные скалы.
Хельгафелл — обнажение скалы на полуострове Снайфедльснес в Исландии — является одним из примеров священного места, использовавшегося скандинавскими язычниками для религиозных ритуалов в эпоху викингов.
Торольф Мостурский, один из первых поселенцев из Норвегии, основал Хельгафелл как место для поклонения Тору . Он построил здесь небольшой храм, хотя у нас нет сохранившегося описания того, как могло выглядеть это сооружение.
Что касается того, почему скандинавские священные места обычно не были отмечены зданиями или искусственными границами:
Тацит писал о германских народах в Германии в первом веке нашей эры : « Германцы не считают, что это соответствует божественному величию, заключать богов в стены или изображать их в подобии какого-либо человеческого лица. Их святые места находятся в лесах и рощах, и они применяют имена божеств к тому скрытому присутствию, которое видно только благоговейным взором». (HR Эллис Дэвидсон, Мифы и символы в языческой Европе (Сиракузы: издательство Сиракузского университета, 1988), стр. 16.)
При этом Тацит был не совсем прав; Фактически, идолы германских богов бронзового и железного веков были обнаружены по всей Скандинавии. Тем не менее, по сравнению с римлянами и греками, создававшими искусную резьбу, картины и храмы, понятно, почему Тацит сделал такой вывод.
Кроме того, Тацит умер в 120 году нашей эры, а это означает, что были сотни лет скандинавской религиозной истории (включая эпоху викингов), которые произошли после его смерти и не отражены в его трудах.
Теперь давайте рассмотрим известные нам типы открытых ритуальных пространств, начав со слова vé , которое в переводе с древнескандинавского означает «святыня» или «священное место».
Этот термин появляется в скальдической поэзии, а также в географических названиях. Например, название города Оденсе в Дании происходит от Odins Vé , что переводится как «святилище Одина». Это название указывает на место, где могло происходить открытое поклонение.
Другим примером открытого места поклонения на открытом воздухе является Хоув в Трёнделаге, Норвегия. Здесь подношения размещались рядом из десяти столбов с изображениями богов. На этом месте не обнаружено никаких следов постройки.
Вторым важным термином, который появляется в поэзии эпохи викингов, является hörgr , который относится к груде камней, куда совершались подношения. По сути, хёргр представлял собой открытый каменный алтарь.
Этот термин несколько раз используется в Поэтической Эдде, например, в поэме Hyndluljóð . В этом стихотворении Фрейя хвалит Оттара за то, что он использовал хёргр для почитания ее. Ниже перевод Энди Орчарда:
Он сделал мне высокий жертвенник
из нагроможденных камней:
собранные камни
стали все в крови,
и он снова окрасил их
в красный цвет свежей коровьей кровью;
Оттар всегда
верил в асинджур.
Скандинавские языческие храмы и внутренние священные места
Ранние археологические открытия показывают, что физические границы (хотя и не обязательно четыре стены и крыша) иногда возводились вокруг священных мест, возможно, чтобы отделить территорию от земного мира.
Самые ранние ограждения священных мест, по-видимому, состояли из земляных валов или рвов, отмечавших территорию, в которой совершались богослужения или особые обряды. Такие ограждения могут быть квадратными, прямоугольными или круглыми по форме и могут содержать такие элементы, как ритуальные шахты, источники, очаги, столбы, стоячие камни или монолиты. (HR Эллис Дэвидсон, Мифы и символы в языческой Европе (Сиракузы: издательство Сиракузского университета, 1988), стр. 27.)
Кости и другие подношения были найдены в этих простых закрытых помещениях, что указывает на то, что они служили местом для частного поклонения и консультаций с божественным, а не местом для больших собраний или совместных служб. Посетители этих священных мест могли видеть святыни и фигуры богов с другой стороны забора, стены или рва.
В сагах упоминаются более сложные религиозные храмы (которые обычно обозначаются термином « хоф »). В некоторых сагах эти храмы изображаются в виде сложных сооружений, заполненных статуями могучих богов, но важно помнить о христианском влиянии на эти изображения.
Самый известный скандинавский храм находится в Уппсале в Швеции, который был описан Адамом Бременским в 1070 году как «полностью украшенный золотом» с большими статуями Тора, Одина и Фрейра в центре зала. Археологические исследования обнаружили ямы для столбов, которые подтверждают заявления о большом храме. Однако мало что еще было восстановлено.
Теперь давайте рассмотрим несколько примечательных археологических открытий , которые могут рассказать нам о храмах и залах, использовавшихся древними язычниками Скандинавии для религиозных ритуалов:
Наиболее убедительное свидетельство дохристианского священного места находится в Мере на Тронхейм-фьорде, где, как известно, в эпоху викингов существовало важное святилище. Средневековая церковь изначально стояла на острове, и под ней были обнаружены следы более ранних построек. Самый ранний из них датируется примерно 500 годом нашей эры и был отмечен отверстиями для столбов, в которых удерживались основные колонны здания. У них были признаки возгорания на дне, и было найдено несколько крошечных кусочков тонкой золотой фольги, известной в Дании как goldgubber . (HR Эллис Дэвидсон, Мифы и символы в языческой Европе (Сиракузы: издательство Сиракузского университета, 1988), стр. 31.)
Материал золотой фольги, обнаруженный в Мере, изображает мужскую и женскую фигуры, обнимающие друг друга или обращенные друг к другу, и может быть связан с божествами ванов. Возможно, в Мере эти изображения предназначались для того, чтобы освятить деревянный храм и сделать его священным.
С момента публикации « Мифов и символов в языческой Европе » в 1988 году были сделаны новые открытия.
В 2000 году в Уппокре, Швеция, были раскопаны остатки того, что, вероятно, было храмом железного века. Это ритуальное сооружение несколько раз перестраивалось на протяжении более чем шестисот лет, каждый раз как деревянно-деревянное сооружение с деревянными стенами.
Многочисленные предметы были обнаружены на месте храма и вокруг него. Внутри были обнаружены бронзовый и серебряный кубок, стеклянная чаша, бусы, украшения и в общей сложности 111 пластин из золотой фольги с изображениями фигур. Датировка этих предметов насчитывает сотни лет, что предполагает непрерывную традицию ритуальных подношений.
Снаружи, к северу и югу от здания, ритуальные отложения впечатляют еще больше: из места раскопок к северу было извлечено более 300 предметов, а именно наконечники копий, фрагменты щитов и другое вооружение. Большинство этих предметов, по-видимому, было уничтожено и захоронено таким же образом, как и знаменитые находки на торфяных болотах в Дании.
Каждая итерация здания включала три входа, один на север и два на юг, а также камин в центре здания. Эта преемственность от поздней части доримского железного века до позднего периода викингов делает здание в Уппокре невероятно уникальным и предполагает, что оно служило важным священным местом для сообщества на протяжении нескольких столетий.
В 2020 году археологи обнаружили в храме в Норвегии планировку, которая была почти идентична зданию, найденному в Уппокре . Считается, что храм использовался для совершения жертвоприношений богам во время летнего и зимнего солнцестояния. Это первый и единственный храм такого рода, обнаруженный в Норвегии.
Другие археологические открытия последних нескольких десятилетий предполагают, что в позднем железном веке в Скандинавии могли существовать две основные категории культовых и религиозных построек:
Большие храмы и храмовые фермы (по предложению датского археолога Олафа Олсена), где проводились ритуальные праздники, пиры и жертвоприношения.
Небольшие религиозные постройки , которые были отделены от праздничного зала и использовались для ритуальных целей.
Происходили ли пиршества и религиозные ритуалы в одном и том же здании или в разных зданиях, ясно, что ритуальное хранение драгоценностей, оружия, сосудов и других предметов имело большое религиозное значение для скандинавских язычников. От торфяных болот Дании до храмов Швеции мы снова и снова видим свидетельства такого поведения.
Эти археологические находки указывают на то, что основной функцией языческих храмов должны были быть общественные пиршества и поминки , проводимые королем или местными лидерами. Во время этих общественных собраний церемониальный мед или эль использовались для освящения пиршественного зала, а жертвенное мясо подавалось в большом котле.
Гро Стейнсланд, историк скандинавского язычества, предположил, что вопрос о том, использовали ли скандинавские язычники храмы для ритуалов и поклонения, был вопросом экономики. В самых богатых районах, скорее всего, были построены сложные храмы; в более бедных сообществах помарки с большей вероятностью происходили на открытом воздухе или в любом доступном месте.
Устраивали ли скандинавские язычники алтари в своих домах?
Краткий ответ на этот вопрос мы получаем в следующем отрывке:
Люди в Скандинавии, очевидно, устанавливали небольшие святилища для собственного использования , так как Торольв из Хельгафелла, как говорят, воздвиг «храм» для Тора рядом со своим домом в Исландии, где хранились священное кольцо бога и чаша для жертвоприношений . (HR Эллис Дэвидсон, Мифы и символы в языческой Европе (Сиракузы: издательство Сиракузского университета, 1988), стр. 32.)
Но чтобы полностью ответить на этот вопрос, важно еще раз вернуться к ключевым моментам, которые мы рассмотрели в этой статье:
Древнескандинавская религия была сосредоточена на выживании, семейной ячейке и сообществе.
Не существовало единой доктрины, связывающей все скандинавские языческие религиозные обряды.
Местные духи земли, возможно, были так же важны, как и главные божества.
Жертвоприношения (блоты) и ритуалы имели ключевое значение для практиков.
Blóts часто происходили на открытом воздухе, возможно, на каменных алтарях (hörgr), а иногда и внутри храмов.
Пиры, ритуалы и помарки часто происходили во время одного и того же события.
Священные места принимали самые разные формы: от алтарей под открытым небом и небольших деревянных построек до больших общинных храмов и храмовых ферм.
Это важно помнить, потому что это подтверждает идею о том, что почти наверняка не было единого алтаря или храма, воспроизведенного всеми скандинавскими язычниками в их домах.
Многие современные языческие религии уделяют большое внимание устройству и дизайну алтаря; однако в эпоху викингов прихожане, вероятно, создали бы святыню, которая служила бы уникальным потребностям их семьи или деревни, если бы они вообще создали такое пространство в своих домах.
Несмотря на временные окружающие стены, важно рассматривать священное место не как что-то отдельное от обычного светского мира, а как жизненно важный центр для нужд общества и для поддержания царства. (HR Эллис Дэвидсон, Мифы и символы в языческой Европе (Сиракузы: издательство Сиракузского университета, 1988), стр. 35.)
Как современные скандинавские язычники могут создать исторически достоверное священное пространство?
Как современные язычники, почти все в нашем образе жизни отличается от образа жизни древнескандинавских язычников: дома, в которых мы живем, работа, которую мы делаем, пища, которую мы едим, и то, как мы взаимодействуем с нашими сообществами. поэтому имеет смысл, что наши религиозные практики и священные места также будут выглядеть по-другому, даже если они реконструированы из исторических источников.
Кроме того, как мы обсуждали в этой серии, не существовало стандартизированного типа священного пространства, которое воспроизводилось всеми скандинавскими язычниками ; некоторые участвовали в общественных блотах в больших храмах, другие использовали простые алтари на открытом воздухе, а третьи все еще клали подношения в болота и леса (и, возможно, некоторые занимались всем вышеперечисленным).
Итак, как современные скандинавские язычники могут развивать подлинную религиозную практику?
Я считаю, что мы можем поддерживать дух скандинавского язычества в современном мире, делая упор на действие, а не на эстетику, и отдавая приоритет фундаменту религии: пятнам.
Выполняя регулярные блоты (принося жертвы/подношения) богам, богиням, предкам и духам земли, мы уже занимаемся «аутентичной» практикой, чтящей основу древнескандинавской религии.
Боги сотворили человека и мир, культурные герои завершили Творение, и история всех этих божественных и полубожественных творений сохранилась в мифах. Реактуализируя сакральную историю, подражая божественному поведению, человек ставит и сохраняет себя близким богам , то есть реальным и значимым. (Мирча Элиаде, «Священное и мирское » (Нью-Йорк: Harcourt, Inc., 1957), стр. 202.)
Некоторые современные язычники устраивают красивые внутренние алтари, украшенные свечами, благовониями и идолами богов; другие поклоняются на открытом воздухе под небом, без каких-либо инструментов, кроме простого блюда для подношений. Пока происходят ритуальные действия, кто может сказать, какая практика приблизит нас к богам?
По своей сути скандинавское язычество заключается не в размещении меда в определенном месте на вашем алтаре, или в сборе идолов всех богов, или в использовании определенного количества свечей; речь идет об обновлении и укреплении связи со сверхъестественным миром.
В качестве отличного пошагового руководства по развитию собственного культа очага (домашней ритуальной практики) как части современной языческой традиции я рекомендую The Longship .
Тем не менее, я настоятельно рекомендую всем современным язычникам читать как можно больше первоисточников, чтобы выработать домашнюю практику, которая кажется им подходящей, как это когда-то делали викинги.
Использованная литература:
HR Эллис Дэвидсон, Мифы и символы в языческой Европе (Сиракузы: издательство Сиракузского университета, 1988)
Мирча Элиаде, Священное и мирское (Нью-Йорк: Harcourt, Inc., 1957)
Ларссон, Л. (2007). Ритуальное здание железного века в Уппокре, южная Швеция. https://www.academia.edu/42449912/The_Iron_Age_ritual_building_at_Uppåkra_southern_Sweden
Сундквист, О. (2009). Вопрос о древних скандинавских культовых постройках: с особым упором на древнескандинавский хоф . https://journal.fi/temenos/article/download/4578/6774
Эйнарссон, Б. (2008). Дома Блот в культовых практиках фермы эпохи викингов . https://www.academia.edu/5971504/BLÓT_HOUSES_IN_VIKING_AGE_FARMSTEAD_CULT_PRACTICES
Джексон Кроуфорд (2018, 8 мая). Историческое поклонение скандинавским богам [видео]. YouTube. https://youtu.be/qv8UVW3mBhw
Длинный корабль. (й). Часто задаваемые вопросы . Длинный корабль. https://www.thelongship.net/faq/
АВТОР: СЕЛЕСТА ЛАРСЕН · В: ЯЗЫЧЕСТВО
Dvergar
Дверги - существа в мифологии скандинавских народов. Разница между двергами, альвами (эльфами) и живыми мертвецами очень размыта. Двергов иногда называют «черными эльфами» (древнескандинавское svartálfar), а в некоторых случаях они описываются как мертвецы или существа, напоминающие своей бледностью человеческие трупы. Дверги живут под землей в Свартальвхейме - месте, которое, вероятно, считалось лабиринтом из шахт и кузниц. Они боятся солнца, от лучей которого превращаются в камень. Дверги чаще всего упоминаются как чрезвычайно искусные кузнецы и ремесленники. Среди созданных ими сокровищ известны: Мьёлльнир - молот Тора; Глейпнир - путы, которыми связали волка Фенрира; Скидбладнир - корабль Фрейра; Гунгнир - копье Одина; Драупнир - кольцо, принадлежащее Одину; Брисингамен - ожерелье, принадлежавшее Фрейе и длинные золотые волосы Сиф, жены Тора. Также упоминается их мудрость, ум и магические способности. Четыре дверга - Аустри, Вестри, Нордри и Судри («Восток», «Запад», «Север» и «Юг») были размещены богами по четырём сторонам света, чтобы каждый из них дул в свой рог, вызывая ветер.
Сновидения в культуре народов Скандинавии
Скандинавы очень серьезно относились к снам. Они признавали, что сны могли быть бессмысленными и бесполезными (их так и называли draumskrok «сон-бессмыслица»), но при этом, некоторые сны несли полезную информацию и были очень важны.
Часто сны наделяли способностью предсказывать будущее. Это было возможно, потому что согласно скандинавским представлениям, все события управляются судьбой, и поскольку будущее было предопределено, его можно было узнать заранее.
Как пример, тут можно привести сон королевы Рагнхильды, правившей на юге Норвегии в IX веке вместе с королем Хальвданом Черным. «Однажды ей снилось, будто она стоит в своем городе и вынимает иглу из своего платья. И игла эта у нее в руках выросла так, что стала большим побегом. Один конец его спустился к земле и сразу же пустил корни, другой же конец его поднялся высоко в воздух. Дерево чудилось ей таким большим, что она едва могла охватить его взглядом. Оно было удивительно мощным. Нижняя его часть была красной, как кровь, выше ствол его был красивого зеленого цвета, а ветви были белы, как снег».
(с)
Спустя годы Рагнхильд осознала значение сна. Дерево символизировало ее потомков. Ее сын, Харальд Файнхейр, должен был стать первым правителем всей Норвегии. Кроваво-красное основание дерева символизировало кровопролитие, которое должно было произойти при приходе Харальда к власти, зеленая верхняя часть ствола — силу и славу его правления, а белые ветви — его собственных потомков, от которых произошли правители Норвегии на много поколений вперёд.
Даже богам снились такие сны — Бальдру, например, предвещалась его смерть во сне до того, как она наступила.
В других случаях сны могли обеспечить контакт между живыми людьми и умершими, а также потусторонними существами, такими как эльфы, земные духи и даже боги. «Пришельцы» часто несли важные сообщение сновидцам, а иногда вовремя сна даже заключались сделки, которые приносили в последствие ощутимую пользу.
Например, говорили, что ранний исландский поселенец Бьорн однажды ночью во сне встретился с духом земли, и тот предложил Бьорну свою помощь. Вскоре после этого сна, в стаде коз Бьорна появился странный козёл. И в том году родилось так много козлят, что Бьорн разбогател, продавая их другим фермерам на острове. За это его прозвали «Козлом-Бьорном», а те, кто обладали «вторым зрением», говорили, что могли видеть духов, следующих за Козлом-Бьорном, куда бы он ни пошел.
Иногда во сне мог явиться просто знакомый или незнакомый человек и передать какое-то скрытое знание, например, местонахождение пропавших предметов или людей. Обычно это происходило в форме поэзии. В таких случаях источники часто указывают, что ни сам сновидец, ни явившийся им во сне человек не обладали способностями к ясновидению. Поэтому было принято считать, что такие сообщения в конечном итоге исходили от богов, что и объясняло их сверхъестественную проницательность и точность.
Некоторые люди всегда были признаны более искусными в толковании снов, чем другие. Естественно, прежде всего, это были провидцы, но так же просто мудрых людей не зависимо от происхождения и рода занятий часто просили высказать свое мнение о значении сна.
Когда скандинавы чувствовали, что им нужен «значительный (важный) сон» для совета, или прояснения чего-то в жизни, то его появление не оставляли на волю случая. Существовали особые методы вызывания таких снов, например, был распространён обычай ночевать на могильных курганах или спать в специальных шкурах животных. Таким образом, устанавливался практически гарантированный контакт с потусторонним миром, и можно было ожидать снов, несущих необходимую для сновидца информацию.
Landvttir
У каждого места на земле есть свой Дух- Хранитель. Считается, что духи живут в особенных деталях ландшафта, таких как странные деревья, рощи, скалы или отдельные камни в поле. Они могут благословлять или проклинать тех, кто живет на их землях или путешествует через них. При этом, самих духов также можно обидеть или благословить определёнными действиями. Эти духи являются яростными защитниками своих родных земель, редко терпимы к жестокому обращению и бесчестию, и в целом имеют очень импульсивный характер. Дохристианские народы Скандинавии старательно заботились о том, чтобы поддерживать их благосклонность. Например, первый свод законов Исландии (930 г. н.э.) предписывал тем, кто прибывает в страну на корабле, в момент, когда на горизонте появляется земля, снимать головы драконов со своих судов, чтобы они не пугали местных духов-хранителей. При этом, нет данных, что существовала граница, разделяющая духов места и богов, или что их чётко дифференцировали от альвов, двергов или ётунов.