Защиты, которые мешают жить: 5 примеров из жизни. Длиннопост
Очень многое можно узнать о человеке, его прошлом опыте и внутренних конфликтах, просто посмотрев на то, какие психологические защиты он использует чаще всего. Зачастую защиты — это автоматические реакции, патерны психики, которые могут быть уже неактуальны, могут не соответствовать жизненным ситуациям, контекстам и даже вредить отношениям или развитию личности.
Например, если человек отказывает в помощи и/или вообще никогда ее не просит даже самую пустяковую, это может говорить о контрзависимости. Такой человек бессознательно боится стать слабым и управляемым, его преследует страх поглощения. Скорее всего, в его прошлом был опыт, где границы нарушались, а доверие приводило к боли.
Задача терапевта здесь — не сломать защиты, а «подсветить» их клиенту. Дать обратную связь: «Посмотри, какой автоматизм сработал. Ты снова оттолкнул человека, когда он попросил/предложил помощь. Что ты при этом почувствовал?» Далее мы вместе с клиентом исследуем, насколько защита полезна, не нужно ли поискать/придумать другие способы реагирования на ситуацию.
Давайте разберем другие частые психологические защиты и то, что за ними обычно стоит.
---
1. Отрицание
Что это: полный отказ признавать очевидные факты или чувства, потому что они слишком болезненны. Человек как бы говорит: «Этого не происходит».
Пример: жена обнаружила очевидно романтическую переписку мужа с другой женщиной. Вместо конфликта или выяснений, она убеждает себя: «Они просто коллеги, у них рабочий проект. Он любит только меня». Она не видит измены, потому что мысль о возможном разрыве невыносима. Здесь есть ещё вопрос личных границ: как так случилось, что жена читала переписку мужа? — но это тема для другого поста.
Что за этим: глубокий страх перед переменами, болью, чувством собственной несостоятельности. Отрицание дает временную передышку, чтобы психика могла постепенно принять реальность.
2. Проекция
Что это: приписывание собственных неприемлемых мыслей, чувств или качеств другому человеку. «Это не я злой, это ты на меня злишься!»
Пример: мужчина, который сам испытывает симпатию к коллеге, начинает ревновать жену без повода, обвиняя ее в том, что она «слишком кокетливо общается с соседом/общим другом». Он проецирует на жену свое собственное желание.
Что за этим: неспособность признать в себе социально неодобряемое качество. Это защита от стыда и внутреннего конфликта. Часто это результат строгого, осуждающего воспитания.
3. Рационализация
Что это: попытка найти логическое, социально приемлемое оправдание своим поступкам или неудачам, чтобы скрыть истинные (и часто эгоистичные или болезненные) мотивы. «Рационально», убедительно объяснить себе, почему я что-то сделал или не сделал.
Пример: студент, который не готовился к экзамену и завалил его, говорит: «Да эта философия все равно не нужна для моей будущей карьеры». Истинная причина — прокрастинация и страх неудачи — остается в тени.
Что за этим: защита самооценки. Страх признаться себе в нежелании найти время для изучения предмета, страх признаться в собственных ошибках или нежелание принять свою неидеальность. Рационализация позволяет «сохранить лицо» в собственных глазах.
4. Реактивное образование
Что это: превращение неприемлемого импульса в его противоположность. Человек начинает демонстрировать поведение, диаметрально противоположное тому, что он на самом деле чувствует.
Пример: человек — «борец за нравственность». Он демонстративно осуждает геев, рассказывает, как они его раздражают, предлагает сослать их на какой-нибудь остров, чтобы спасти нас всех от «этих больных», и немедленно запретить «разврат» в искусстве.
Что за этим: сильный внутренний конфликт между желанием и внутренними запретами (социальными, моральными). Защита от чувства вины, стыда и собственных желаний. Подавление гомосексуального влечения или сильного интереса к «запретным» темам.
5. Соматизация
Что это: перевод психологического стресса и непереносимых эмоций в физические симптомы, на которые нет органических причин.
Пример: перед важным совещанием у человека внезапно начинает болеть голова или подниматься давление. Или у студента перед сессией регулярно случается «несварение желудка».
Что за этим: психика «выбирает» болезнь как более безопасный способ пережить стресс. Так легче получить сочувствие и отдых, чем признать свой страх, гнев или истощение.
---
Что со всем этим делать?
Помнить: психологические защиты — не враги. Это части нас, которые старались нас защитить. Но когда они начинают управлять нашей жизнью, пора учиться действовать осознанно.
Спросите себя: «Как я обычно реагирую на критику? На просьбы о близости? На стресс?» Простое наблюдение за своими автоматизмами — это уже половина пути к изменению.