wiccc

Пикабушник
Дата рождения: 10 декабря 1981
поставил 82 плюса и 0 минусов
в топе авторов на 337 месте
781 рейтинг 55 подписчиков 3 подписки 4 поста 3 в горячем

Размышления о семейном законодательстве РФ

Так уж вышло, что за последний год я глубоко погрузился в сей вопрос – и в теории, и на практике.

И многие моменты вызвали у меня недоумение… это примерно, как смотреть на код программы, написанной лет 20 назад – в целом логично, понятно почему так было сделано, но сейчас уже никто так не пишет.

Размышления о семейном законодательстве РФ Законодательство, Семейное право, Развод (расторжение брака), Права ребенка, Родительские права, Длиннопост

Когда я захожу на ГосУслуги или в МФЦ или в Сбер, то вижу, что вокруг вполне себе 2024-й год. Но, когда я взаимодействую с гос.органами по семейным вопросам, то ощущение, что на дворе год так 1984-й.

Причем к сотрудникам этих органов особых претензий нет – они работают по инструкциям. Вопросы к инструкциям, которые, на мой взгляд, сильно устарели. Ведь за прошедшие 40 лет потребности российского общества существенно изменились, а инструкции как будто остались теми же.

Например, в 1984-м году был демографический рост – детей много, разводов мало, да и государство было, по сути, третьим родителем.

Сейчас же ситуация обратная – о демографической проблеме не говорит лишь ленивый, государство выделяет огромные деньги на мат.капиталы и семейные ипотеки, но эффект получается так себе (ниже объясню почему).

В то время как изменение практик взаимодействия родителей с государством вполне может обойтись для бюджета бесплатно, а результат дать не хуже.

Справедливость

Для понимания сути дальнейших рассуждений следует сначала обсудить именно это понятие. Ведь целью законов и судов является как раз поддержание справедливости.

Многие считают, что справедливость это понятие субъективное, мол у каждого своя справедливость. Но это не совсем так.

Дело в том, что справедливость это по сути своей баланс, равновесие. Сколько взял – столько и верни. Сколько отдал – столько возьми взамен. Сколько прав – столько и обязанностей. Какое преступление – такое и наказание.

Так вот у справедливости есть интересное свойство – она склонна восстанавливаться сама собой, естественным путем. Например, если у какой-то группы людей становится многовато прав и маловато обязанностей, а у другой группы людей наоборот, то в обществе возникает «реактивная сила», направленная на восстановление равновесия.

Механизм простой и неумолимый – саботаж. То есть группа людей, чьи права занижены относительно обязанностей, начинает саботировать выполнение своих обязанностей. Тем самым, даже при отсутствии формальных изменений, общество со временем само нащупывает новую точку равновесия.

Пример – работник получает 50К, но работает на 100К, причем его это устраивает (денег хватает, условия труда комфортные). И вдруг он узнаёт, что его работа оказывается стоит 100К… думаете, он будет работать как раньше? Нет… он либо попросит себе больше, либо начнет снижать качество своей работы – примерно до 60-70К. А освободившееся время и силы потратит на хобби, семью и т.д. И что работодателю с ним делать? Увольнять невыгодно, надавить особо нечем.

Размышления о семейном законодательстве РФ Законодательство, Семейное право, Развод (расторжение брака), Права ребенка, Родительские права, Длиннопост

Таким образом, у справедливости есть вполне объективный способ измерения – через наличие/отсутствие этой самой «реактивной силы».

Права детей и родителей

Посмотрим, как выглядит, например, баланс прав-обязанностей в отношениях родителей с детьми.

В рамках традиционного земледельческого общества у ребенка были следующие права:

1) Еда

2) Одежда

3) Крыша над головой

Причем все эти пункты были «в рамках финансовых возможностей родителей». И если жрать нечего, то пухнем с голоду все вместе.

И еще эти права носили декларативный характер – «неплохо бы», то есть за их нарушение могло последовать разве что общественное порицание.

А вот обязанности детей были более конкретные:

1) Во всём слушаться родителей

2) По мере сил (то есть «изо всех сил») помогать родителям в ведении хозяйства

И, судя по тому, что указанная модель отношений сохранялась и тиражировалась тысячелетиями, она являлась равновесной для земледельческого общества. А заодно обеспечивала быструю адаптацию детей к реалиям жизни.

Размышления о семейном законодательстве РФ Законодательство, Семейное право, Развод (расторжение брака), Права ребенка, Родительские права, Длиннопост

А как этот баланс выглядит сейчас?

Права ребенка (в крупных городах развитых стран) существенно расширились – условия жизни должны быть неплохими, питание тоже, еще в школу водить его надо, и развлечения какие-нибудь обеспечивать. А если нет - родителям может прилететь втык от опеки. Да и просто ребенок может пожаловаться на них (или кто-нибудь может пожаловаться от его имени).

Обязанности же ребенка и вовсе упали под плинтус – родителей слушаться уже не столь обязательно, по хозяйству помогать тем более. А если будешь принуждать силой – может прилететь втык. А если в школе плохо учится, то это учителя виноваты, что не смогли заинтересовать.

Размышления о семейном законодательстве РФ Законодательство, Семейное право, Развод (расторжение брака), Права ребенка, Родительские права, Длиннопост

В ответ на это в социуме естественным путем возникла «реактивная сила» - если права детей завышены относительно обязанностей, значит … будем уменьшать количество детей. Угу, тот самый описанный выше саботаж.

Причем в каждом следующем поколении ситуация еще более ухудшается – дети, привыкшие к комфортному балансу прав-обязанностей, тем более не стремятся поменяться местами со своими родителями и завести собственных детей.

Размышления о семейном законодательстве РФ Законодательство, Семейное право, Развод (расторжение брака), Права ребенка, Родительские права, Длиннопост

Таким образом, изначально вроде бы неплохая задумка споткнулась об естественную эволюцию нравов социума.

В каком-нибудь ЕС это выражено более сильно, с тамошней лгбт-пропагандой вообще заводить детей стрёмно стало. В России ситуация чуть более балансная, но не надо иллюзий – мы тоже находимся за точкой равновесия.

Есть мнение, что демографические проблемы проистекают от низких доходов, отсутствия жилья и т.д., мол не хотим плодить нищету. Увы, но нет – в бедных странах демография лучше, чем в богатых.

Разговоры о деньгах идут от того, что в капиталистическом обществе и статус и права легко покупаются за деньги, поэтому социум, который недостаточно отрефлексировал описанную выше проблему прав-обязанностей, пытается полностью свести ее к экономическим отношениям.

Но, как показывает практика многих стран, материальное стимулирование тут работает лишь до определенного момента, просто потому что на больших масштабах это сводится к перекладыванию из одного кармана в другой – всё выдаваемое забирается потом обратно или налогами или инфляцией.

Типичный пример – разного рода семейные ипотеки, задумка вроде бы правильная, но на следующем шаге цены на квартиры подскакивают, и в итоге платишь всё равно столько же.

Да и в целом деньги на материальные стимулы берутся из налогов, которые платят эти же самые получатели стимулов.

Итого – сложное общество реагирует на любые управляющие воздействия диалектически. Решая одну проблему, вы автоматически создаете другую (и иногда даже более опасную). Большинство управленцев и реформаторов этого, увы, не понимают, поэтому время от времени реальность дает по лбу.

В случае с правами детей-родителей есть много разных путей решения, но все они идут по описанной выше схеме – или уменьшаем права детей, или увеличиваем их обязанности, или уменьшаем обязанности родителей, или увеличиваем их права. И так до равновесия.

Понятно, что оно будет иное, чем в земледельческом социуме, но это должно быть именно равновесие.

Ну и, поскольку, демография сейчас является в большей степени проблемой общества, чем конкретных людей, то и самом обществу (в лице государства) неплохо бы взять на себя часть «выпадающих» обязанностей. Не в материальном плане, естественно, это уже пробовали – работает так себе, а в организационном и в морально-этическом.

Права отцов и матерей

Когда-то давно попался мне на глаза опрос на тему «Сколько детей вы бы хотели иметь?». И результаты меня немного удивили – у мужчин желаемый СКР был 2.38, а у женщин – 2.28

Удивление было вызвано тем, что в большинстве известных мне пар инициатором создания семьи и рождения детей выступали как раз женщины. В комментариях многие ответили: «Ну болтать не мешки ворочать, женщины по своей природе ориентированы на семью и детей и т.д.». Однако, чуть подумав, я понял, что корень проблемы находится глубже.

Взять, например, всё тот же земледельческий социум. Брачный ритуал выглядел в нем примерно так – как только у юноши отрастало всё что надо, он садился на телегу и отправлялся в вояж по соседним селениям на поиски невесты. А девушки сидели в тереме у окошка и ждали, когда за ними приедет кто-нибудь на чем-нибудь. А по приезду могли еще и повыбирать, не соглашаться на первое же предложение.

То есть, инициатива в брачных делах много веков-тысячелетий была полностью на стороне мужчин. Почему так?

Дело в том, что в земледельческом обществе женитьба давала юноше большой статусный рост. До женитьбы он бесправный батрак на земле у отца, работает с утра до вечера за еду. А после женитьбы община выделяет ему землю, помогает построить избу, то есть он становится собственником земли, формально равным отцу по статусу. За такое можно и за тридевять земель съездить и десяток раз посвататься.

Для девушки же ситуация обстояла иначе – статусный рост от замужества был не слишком сильным, а вот количество хлопот по дому возрастало. Поэтому у нее было и пространство для торга и стимул потянуть время.

То есть, так называемая «традиционная семья» – это изобретение древних земледельцев, своего рода турбина, которая конвертировала мускульную энергию молодых пышущих тестостероном самцов в полезную хозяйственную деятельность – землю обрабатывать, детей растить. И в качестве управляющего механизма использовался как социальный статус – если ты добропорядочный крестьянин, то тебе почет и уважение. А если нет, то ты лентяй, балбес, непутевый, какая тебе нафиг земля – иди в охранники караванов. Ведь основной инстинкт у самцов вовсе не сексуальный, а иерархический.

Размышления о семейном законодательстве РФ Законодательство, Семейное право, Развод (расторжение брака), Права ребенка, Родительские права, Длиннопост

Почему же сейчас иначе?

Потому что с началом массовой урбанизации этот механизм оказался сломан. Не умышленно, просто так получилось – не подумали, другие проблемы казались важнее. Формально семью никто не отменял, но описанная выше движущая сила пропала, и вслед за этим началась и деградация семейных отношений.

Как, например, сейчас выглядит ситуация для молодого человека лет 25-ти, который отрастил всё что надо, включая профессиональные компетенции? А так, что от женитьбы и деторождения он не получит никаких прав, одни лишь обязанности. К своим 25-ти годам он уже успевает увидеть/услышать/прочитать на Пикабу об историях вида: «Женился за девушке, завели ребенка, потом она подала на развод, уехала к маме, и теперь ни жены, ни ребенка, да еще и должен полквартиры + алименты, прошу юридического совета».

Это примерно, как заводить бизнес в 90-х – в любой момент у тебя могут отобрать его без объяснения причин, и даже пожаловаться некому.

Поэтому у данного молодого человека возникает логичный вопрос – а зачем тогда всё это? Ведь существующее положение дел угрожает самой чувствительной точке его личности – его статусу. Именно той точке, через которую всю историю цивилизации и осуществлялось вовлечение мужчин в хозяйственную работу на благо социума.

То есть, потенциальный СКР со стороны мужчин довольно велик, выше уровня воспроизводства населения, а вот реальный СКР по указанным выше причинам что-то около 1.5, причем с тенденцией к дальнейшему снижению. А, поскольку для деторождения нужны двое, то итоговый СКР берется по минимальному значению.

И, кстати, это еще одна причина, почему материальные стимулы слабо работают – ведь они ориентированы в основном на женщин, в то время как мужчинам нужны как раз нематериальные стимулы.

Романтические чувства отчасти сглаживают ситуацию. Собственно, лишь из-за них ситуация ухудшается плавно, а не летит под откос. Но лишь отчасти, потому что эволюционно они связывали наших доисторических предков всего на 2-3 года (им больше и не надо было). Вот и сейчас первоначальная влюбленность обычно со временем остывает, и далее отношения часто строятся на иных принципах – дружба, взаимная выгода, а то и просто привычка.

Собственно, уже традиционная земледельческая семья не требовала романтической составляющей, рассматривалась в первую очередь как хозяйственная единица.

Получается, что в нынешних общественных реалиях мужчине наиболее надежно вложиться в свой статус можно следующим образом:

1) Фул-фокус на работу

2) На заработанные деньги приобрести статусные символы (дорогую машину, квартиру в престижном районе, золотое кольцо в нос и т.д.)

3) Для секса пользоваться проститутками или содержанками

4) Если хочется детей – или усыновить или заказать у суррогатной матери

Угу, цинично, зато практично.

Размышления о семейном законодательстве РФ Законодательство, Семейное право, Развод (расторжение брака), Права ребенка, Родительские права, Длиннопост

Сейчас этим путем идут лишь отдельные богатые люди, по возможности не афишируя сие. Но, опять же, не надо иллюзий – при сохранении нынешнего порядка вещей через 10-15 лет это станет модно, а еще через 10-15 лет это станет новым социальным стандартом. Потому что баланс прав и обязанностей тут намного ровнее.

Но, думаю, понятно, что для социума такой «естественный» путь развития ничего хорошего не принесет.

И всё-таки о семейном законодательстве

Вышеизложенное это была подводка, теоретическое обоснование и метод анализа. А теперь обсудим, какие практические меры можно предпринять.

Размышления о семейном законодательстве РФ Законодательство, Семейное право, Развод (расторжение брака), Права ребенка, Родительские права, Длиннопост

Понятно, что вот так сразу проблема не решится, тут потребуется много мер в самых разных сферах жизни. Но пусть процесс сдвинется хотя бы в одной и из этих сфер.


1. О правах детей и родителей

Году так в 2014-м наш старший ребенок внезапно научился ползать и свалился с кровати вниз головой. Мы как ответственные родители вызвали скорую, врач посмотрел, ничего опасного не обнаружил, но на всякий случай предложил съездить в больницу. Съездили, там тоже ничего не обнаружили, на всякий случай предложили госпитализироваться, мы отказались.

А потом началось… пришла опека, пришла полиция, пришел участковый – посмотрели, ушли. Мы с женой, глядя на всё это безобразие, решили больше в государственные больницы не обращаться.

Но в 2020-м году в разгар ковида, когда у ребенка заболел живот, то из частной клиники нас всё же отправили в государственную. Там его посмотрели, ничего не обнаружили (пока ездили живот уже сам прошел), на всякий случай предложили госпитализироваться, мы отказались.

И опять началось… опека, полиция, участковый. Причем по их глазам было видно, что они в гробу видали все эти визиты. И если сотрудница опеки хотя бы поглядела по сторонам – не валяются ли бутылки, то остальным я открывал дверь, показывал ребенка, они разворачивались и уходили, даже документов не спрашивали. Какой-то мужик показал какого-то ребенка – окей, все в порядке.

То есть, данный контроль он мало того, что особо не контролирует, так еще и прямо вредит. Ведь сама по себе необходимость родителей отчитываться перед кем-либо унижает их, уменьшает их права и увеличивает обязанности. И тем самым по описанному выше принципу равновесия ухудшает демографию.

А если дело доходит до изъятия ребенка из семьи … ууу … и не дай бог эта история становится достоянием общественности … ой-ё … сразу минус сколько-то тысяч рождений в ближайший год.

Это примерно, как с авиакатастрофами – так-то самолет весьма безопасный вид транспорта, намного безопасней автомобиля, но коллективное бессознательное так не думает. И после каждого падения самолета наблюдается некоторый период снижения спроса на авиабилеты.

Поэтому правильная роль государства по отношению к внутрисемейным делам – не вмешиваться вообще. Ну или вмешиваться только если совсем дичь происходит, и это уже стало заметно снаружи.

Ведь рождение и воспитание детей это планово-убыточное занятие, поэтому критиковать людей за то, что они делают это как-то по-своему – несправедливо (даже если у них это плохо получается). А потому вредит рождаемости.

Заодно и нагрузка на гос.органы снизится.

Если хочется помочь – лучше предоставить бесплатные курсы родительского мастерства (не знаю, есть ли такие).

2. Бракоразводные процессы

Судебные тяжбы между супругами довольно сильно отличаются от тяжб между хозяйствующими субъектами.

Если человек открывает свой бизнес, то он изучает и бухгалтерский учет и налоговый учет и законодательство в той сфере, где планирует работать. Не ленится обращаться к юристам за помощью, а то и вовсе нанимает себе юриста в штат. То есть, бизнесмен со старта воспринимает частью своих должностных обязанностей необходимость юридической защиты. А то и юридической атаки на клиентов/контрагентов/конкурентов.

В семейных же делах ситуация обратная – большинство людей вступают в брак в надежде прожить долго и счастливо, вероятность развода со старта не рассматривают, и потому законодательство в этой сфере не изучают. А, если развод всё же происходит, то обилие эмоций и личных обид часто мешает мыслить рационально (и юридически соответственно). К тому же многим в принципе неприятно выносить личную жизнь за обозрение других.

Поэтому судебной системе следует действовать в подобных ситуациях максимально деликатно – чтобы не отбить у людей желание в принципе связываться с семьей и детьми в дальнейшем.

Увы, но в данный момент деликатности этой нет и в помине.

Как сейчас выглядит рассмотрение судебного дела по семейным вопросам – приходишь ты в назначенное время в здание суда, доходишь до нужного кабинета, видишь длинную очередь. Перед тобой два дачника судятся о границе их участков, после тебя два бизнесмена судятся о неустойке по контракту, за ними кто-то судится о компенсации за ДТП и т.д.

Доходит ваша очередь, вы вместе с адвокатами забегаете в зал заседаний, судья быстро освежает в памяти ваше дело, предлагает сторонам высказаться. Если одна из сторон заявляет ходатайство (любое) – судья предлагает второй стороне сформулировать возражения и откладывает заседание на месяц. Если нужна дополнительная бумажка (любая) – судья откладывает заседание до ее появления. Если отложить не получается, и надо принимать какое-то решение, то судья экономит энергию мозга и действует примерно так же, как с имущественными спорами – установить виновного, назначить компенсацию потерпевшему. Решение в большинстве случаев шаблонное, потому что глубоко вникать в дело у судьи нет ни времени, ни желания – за дверью длинная очередь, так что у вас на всё про всё хорошо если минут 10-15.

В коммерческом праве такой подход уместен – если дать слабину, то юристы на зарплате начнут садиться на шею по любому поводу и без. Поэтому суды и занимают максимально недружественную позицию – «вам надо, вы и доказывайте», «да, правосудие дело небыстрое», «не нравится – договаривайтесь самостоятельно». То есть делают всё, чтобы стимулировать хозяйствующие субъекты решать свои споры досудебно.

В семейных же делах обеим сторонам некомфортен сам факт судебного разбирательства, они сюда пришли не от хорошей жизни, они явно изо всех сил пытались договориться досудебно, и они точно так же не хотят видеть судью, как и он их. Да и случаи здесь бывают очень разные, «каждая несчастная семья несчастлива по-своему» (с)

По-хорошему, целью судебной системы в семейных вопросах должна являться помощь супругам – или сохранить брак, или неконфликтно разойтись, сохранив нормальные отношения и друг с другом и с общими детьми. То есть суду следует выступать в роли медиатора, семейного психолога, пусть и с правом принуждения сторон к соблюдению выданных «рекомендаций».

Например, это может выглядеть так:

1) Регистрация заявления в суд – например, 1 сутки с момента подачи. Если каких-то документов в заявке не хватает – сразу и сообщить.

В моем случае регистрация заявления заняла 3 недели. И еще потом 1 неделю принимали отсутствующий документ.

2) При регистрации указывается телефон и электронная почта истца и его адвоката. При появлении в деле любой повестки или любого нового документа – их копии отправляются на электронную почту, о чем приходит уведомление по СМС.

В моем случае все оповещения приходили на обычный бумажный почтовый ящик, шли в среднем 2 недели. Иногда приходили с опозданием – повестка на завтрашнее число в другом городе. А один раз повестка не дошла вовсе.

Повторюсь – на дворе 2024-й год, а не 1984-й, сейчас электронные средства доставки делают это и быстрее и надежнее, чем бумажная почта.

3) В течение, например, 1 недели с момента подачи заявления к вам в гости приходит назначенный опекой семейный психолог – на разведку обстановки.  Если супруги готовы вместе с ним поговорить – то вместе, а если нет, то разговаривает с ними по отдельности. Если не получается поговорить лично – можно по телефону или по видеосвязи или пригласить к себе в кабинет.

Его цель – выяснить суть проблемы в отношениях, определить перспективы сохранения брака, а если их нет, то выяснить намерения сторон по жизни после развода.

Никаких решений не принимает, оценок не дает, просто фиксирует ситуацию максимально близко к тому, что услышал. Заодно проводит юридическую консультацию – разъясняет сторонам возможные пути и перспективы их дела.

4) Семейный психолог передает своё заключение судье, который специализируется на семейных делах (и занимается только ими), тот рассматривает его и назначает заседание, например, в течение 1 недели.

В моем случае между окончательным приемом документов и назначением даты заседания прошло 3 недели. А само заседание было назначено еще через 2.5 месяца после этого.

5) Судья принимает спорщиков не в пафосном особняке со старинным интерьером и давящими шторами, а в ненапряжной расслабляющей обстановке, похожей на кабинет семейного психолога. Коим этот судья и является в сути своей.

Там он общается с супругами, проверяет верность предоставленных опекой сведений, и пробует найти компромиссное решение.

Важно понимать, что семейное право должно работать с людьми, а не с бумагами. Поэтому адвокаты должны выполнять лишь консультативные функции, ну и, возможно, присутствовать в роли наблюдателей на заседании. А говорить с судьей должны сами родители. Ведь родитель он же и главный воспитатель, а если он два слова связать не может – какой же из него воспитатель?

Сейчас же совершенно нормальна ситуация, когда родители вообще в суд не приходят, за них выступают адвокаты, а судья принимает решения на основании предоставленных бумаг.

Для протоколирования хода процесса следует отдавать приоритет аудио-видеозаписям, а бумаги использовать лишь для фиксации результата – что обсуждали и к какому выводу пришли.

6) Если у родителей нет разногласий насчет порядка воспитания детей после развода, то этот самый порядок им следует сообщить для внесения его в решение суда.

Сейчас в подобных случаях пишется «разногласий нет», и на этом дело закрывается. Но проблема в том, что разногласия часто или есть, или их нет лишь временно. И через какое-то время полюбовная договоренность может начать нарушаться одним из родителей, и как тогда второму доказать, что такая договоренность вообще была?

Если же детали договоренности будут изложены в судебном решении, то желающему их изменить придется доказывать необходимость сего в судебном порядке.

7) Если оба родителя желают воспитывать общих детей и имеют на то возможность, то решением суда «по умолчанию» должно быть назначение совместной опеки.

Сейчас решением «по умолчанию» является назначение приоритетного родителя и графика общения с ребенком для второго родителя. Что, на мой взгляд это сугубо неправильно, потому что ущемляет права второго родителя без прямой его вины. Ведь сам факт развода виной не является, там обычно оба виноваты, что не договорились.

А где ущемление прав, там саботаж обязанностей, последствия сего описаны в начале статьи.

Поэтому, если оба родителя имеют материальные и прочие условия для воспитания детей, то и их права на общение с детьми также следует делать равными.

Если родители после развода проживают недалеко друг от друга и ребенок может ходить в одну и ту же школу, то всё совсем просто – суд устанавливает график проживания с одним и с другим родителем. Например, по 1 неделе или по 1 месяцу или еще как.

Как вариант можно прописать еще и порядок оплаты расходов на ребенка. Например, если один из родителей имеет более прочное материальное положение, то можно возложить на него чуть больше расходов. Но не в форме алиментов, а именно в форме прямых расходов на ребенка – оплачивать ему обучение или спорт или еще что-нибудь.

А, если один из родителей желает переехать с ребенком куда-нибудь подальше, то именно он должен будет доказывать суду необходимость сего. Быть может, искать какой-то компромисс со вторым родителем – по умолчанию инициатор изменения положения дел должен находиться в более слабой юридической позиции.

Такой подход, во-первых, существенно упростит процесс принятия судебного решения и сделает его менее конфликтным. Потому что принцип «всем поровну» он прост, понятен и обычно более-менее справедлив.

Во-вторых, он гарантирует соблюдение родительских прав обоим супругам даже в случае развода.

В-третьих, он стимулирует родителей вести социально одобряемый образ жизни – иметь те самые материальные и прочие условия для воспитания детей. Ведь, если, например, один из родителей злоупотребляет спиртным, то всё вышенаписанное про равенство прав к нему, естественно, не относится.

И, кстати, публично задекларированное равенство прав скорее всего уменьшит количество исков. Ведь, если обе стороны понимают, что суд всё равно выдаст им примерно поровну, то какой смысл судиться? Проще договориться самим, а судья просто зафиксирует эту договоренность.

8) Если вдруг потребовалась психолого-педагогическая экспертиза (например, одна из сторон заявила, что вторая сторона не в состоянии воспитывать ребенка по морально-психологическим качествам), то в роли такого эксперта должен выступать сам судья. При желании он может пригласить стороннего эксперта, но он должен лично присутствовать на экспертизе и вынести своё собственное мнение.

Дело в том, что сейчас с экспертизами ситуация следующая – эксперт выражает своё частное мнение, которое никого ни к чему не обязывает. То есть, привлечь эксперта к ответственности за ошибку практически невозможно. «Я художник, я так вижу, вы вправе видеть своё».

Но на практике судьи чисто из экономии сил при виде экспертного заключения просто выносят решение на его основании. Мол, «эксперт так сказал, зачем мне спорить с профессионалом?»

Вот и получается, что права есть, а обязанностей нету, что нарушает принцип справедливости. А также создает коррупционную кормушку – ведь подкуп судьи это уголовное преступление, а подкуп эксперта – так, пустяк.

Поэтому таким экспертом следует быть самому судье.

Или проводить все подобные экспертизы под видеозапись – чтобы имеющим юридическую силу документом были лишь вопросы-ответы, а выводы эксперта проходили как раз по категории «я художник, я так вижу». И при несогласии одной из сторон с выводами эксперта она могла бы самостоятельно проанализировать видео и указать суду на ошибки в логике эксперта.

9) В документах часто фигурируют словосочетания «в интересах ребенка», «с учетом мнения ребенка» и т.д. А что есть этот самый «интерес ребенка»?

Вообще-то у ребенка есть ровно один объективный интерес – вырасти полноценным членом общества. То есть получить нормальное образование, физическое развитие и правильные морально-этические установки.

Размышления о семейном законодательстве РФ Законодательство, Семейное право, Развод (расторжение брака), Права ребенка, Родительские права, Длиннопост

Причем это полностью совпадает с интересом общества в отношении ребенка.

Я иногда в порядке любопытства интересуюсь у людей разных возрастов: «А что ты хочешь от жизни?», «Каким бы ты хотел видеть своё будущее?» и т.д. Итог наблюдений – примерно в 2-х случаях из 3-х дети выдают цитату значимого взрослого, а в оставшихся случаях выдают личный креатив в стиле: «Чтобы у меня всё было, и мне за это ничего не было. Например, «Хочу быть волшебником в Нарнии» или «Хочу жить на берегу тропического острова, пить кокосовое молоко и охотиться на морских черепах».

Таким образом, попытки выяснять, что же там хочет ребенок, с высокой вероятностью приведут лишь к соревнованию родителей на тему: «Кто лучше сядет ребенку на уши».

Размышления о семейном законодательстве РФ Законодательство, Семейное право, Развод (расторжение брака), Права ребенка, Родительские права, Длиннопост

Поэтому, если родители расходятся в оценке интересов ребенка, то этот интерес должен определять сам суд, ориентируясь на указанный выше принцип.

10) После вынесения судебного решения государство не забывает об этом событии, а время от времени интересуется – всё ли у супругов в порядке. Например, тот психолог от опеки, который вёл их дело, раз в год созванивается или навещает их и интересуется – соблюдает ли вторая сторона решение суда? Не изменились ли жизненные обстоятельства? Нет ли потребности пересмотреть решение? Опять же – совершенно ненавязчиво.

11) Весь цикл разбирательства следует проводить как можно быстрее.

Оптимально – уложиться в 1 месяц. Потому что ситуация тут весьма стрессовая – нервничают родители, нервничают дети, нервничают бабушки с дедушками. Всё это сказывается и на работе родителей, и на учебе детей, и на их психическом здоровье. Поэтому, чем быстрее пройдет весь процесс, тем легче будет всем.

Ведь, если в случае коммерческого спора оба хозяйствующих субъекта могут позволить себе временно списать в убыток оспариваемый актив и работать без него, то как спишешь во временный убыток ребенка?

Сейчас сроки разбирательства очень затянуты – у меня вот от подачи иска до первого судебного заседания прошло более 4 месяцев, а с его момента уже почти год обсуждаем одну лишь подсудность, еще даже не начались прения по существу. Так и живем…

Еще это порождает правовую несправедливость следующего характера – сейчас, если один из родителей самовольно увозит ребенка в другой город и препятствует общению второго родителя с ним, то реакция опеки и полиции – «Обращайтесь в суд». А суд может занять ну ооооочень много времени. И в течение всего этого времени второй родитель лишается возможности общаться с ребенком без каких-либо законных оснований. На мой взгляд, такого быть не должно.

И еще один фактор времени – после развода у одного или даже у обоих родителей может возникнуть желание создать новую семью с другим партнером. А, где новый партнер, там возможны и новые дети. Но как всё это делать, если неясно, что будет с существующими? Поэтому личная жизнь у обоих супругов на время судебного разбирательства часто или ставится на паузу или поддерживается на малых оборотах.

Но это порождает проблему – сейчас и в первом то браке детей заводят поздно, а уж во втором браке так и вовсе на грани репродуктивного возраста. Таким образом, пока суды думают, у родителей тикают часики. Что в ряде случаев может привести к прямому демографическому ущербу – родители может и хотели бы завести еще одного ребенка, да уже никак.

Уфф … очень много букв, респект тем, кто дочитал до конца.

И, пользуясь случаем, вопрос к знающим людям – насколько реально донести эти мысли до людей, принимающих решения? Ну там депутатский запрос какой или что-нибудь подобное.

Тема то очень важная.

Показать полностью 10

За кулисами инфоцыганского проекта, часть 3

Первая часть, Вторая часть

В предыдущих частях было показано, что для создания долговременного и устойчивого инфобизнес-проекта нужно построить из своей паствы социальную структуру, похожую на секту. И если в Фазе-1 еще можно брать всех подряд по объявлению в интернете, то в Фазе-3 есть вполне четкий список желательных и нежелательных типажей клиентов.

За кулисами инфоцыганского проекта, часть 3 Личный опыт, Инфобизнес, Инфобиз, Инфоцыгане, Длиннопост

Гурение

В инфобизнесе (и особенно в инфоцыганстве) наиболее выгодным способом построения отношения с аудиторией является «гурение» - позиционирование себя как гуру, а свою аудиторию как паству. Паства должна внемлить гуру, ловить каждое его слово, ждать следующего окормления, ну и в перерыве не рефлексировать, а распространять.

То есть, взаимодействие тут нужно не информационное, а эмоционально-информационное, где информация используется лишь для обхода логических контуров мозга, а основное воздействие осуществляется через давление эмоциями на подсознание.

Однако, в этом занятии есть проблема – «Один подкованный в теологии атеист способен смутить сотню голов паствы». И вот для того, чтобы этого не случилось, и нужно изначально сформировать правильный состав паствы и правильный психологический климат в ней.

Классификация по мастерству

Рассмотрим типажи ваших клиентов в разрезе профессионального мастерства на примере указанного в предыдущей главе клуба «КиШ»:

1) Криворучка. Тот, кто не имеет способностей к кройке и шитью, но лелеет надежду когда-нибудь научиться сему колдунству, и готов платить за это.

2) Пряморучка. Тот, кто имеет способности к кройке и шитью, но не вполне их осознает. То есть имеет заниженную самооценку и, опять же, готов платить. В идеале – имеет некоторые дефекты психики или мировоззрения, которые не дадут ему стать профи и отправиться в самостоятельное плавание.

90+ процентов вашей паствы должно состоять из двух этих групп.

3) Профи. Это тот, кто уже добился чего-то в кройке и шитье, но решил повысить квалификацию и записался к вам на тренинг. Или тот, кто добился успеха в смежной области, и решил переквалифицироваться на кройку и шитье. Самооценка или адекватная или завышенная.

Такой клиент принесет вам сравнительно мало денег – скорее всего после прохождения тренинга он свалит в туман. Потому что вокруг успешных людей социальная активность обычно возникает сама собой, и им нет смысла покупать ее за деньги. Да и времени на эту активность часто тоже нет.

И если профи после тренинга свалит в туман, оставив вам положительный отзыв – это лучший для вас исход. Ведь если отзыв будет негативным, то ваша репутация может пострадать.

Однако, в небольших количествах эти профи всё же нужны, потому что именно они формируют вам портфолио. Ведь даже с пряморучками возни много, но результат не гарантирован. А с криворучками и вовсе гарантировано его отсутствие. В такой ситуации профи это легкий способ нарастить портфолио, не прибегая ни к вранью, ни к преувеличению:

«Михаил Иванович зарабатывал кройкой и шитьём 1000 тугриков в месяц, а после прохождения моего тренинга уже в первый месяц заработал 1500 тугриков. Тем самым отбил стоимость курса в 5 раз !!!»

Понятно, что тут хайли лайкли дело не в тренинге, а в профессиональных качествах самого Михаила Ивановича. Однако, формально тут написана чистая правда, которую сам Михаил Иванович без проблем подтвердит.

А вот даже успешный пряморучка даст в качестве фидбека лишь что-то вроде:

«Я прошел тренинг, потом поучаствовал вольным слушателем еще в 3-х тренингах, и вот после года тренировок я наконец-то вышел на доход 300 тугриков в месяц»

Угу… не столь впечатляет… такие отзывы тоже возможны, для разнообразия ассортимента, мол бывает по-разному. Но основное завлекалово должно идти с отзывов от профи – чтобы у ЦА создавалось ощущение быстрого и легкого заработка.

Чем больше размер вашей паствы, тем меньший процент профи нужен. Тут действует принцип: «Чтобы доказать любой тезис достаточно привести 3 примера». Таким образом, 3 истории успеха с каждого потока будет более чем достаточно для поддержания имиджа успешного преподавателя, вне зависимости от количества участников на потоке.

Классификация по психологическому типажу

Слабо пересекается с классификацией по мастерству, тут другие критерии.

1) Эльф. Когда вы слышите словосочетание «сектант Свидетелей Иеговы», то у вас, наверное, возникает перед глазами образ такого вот существа с восторженным взглядом, блаженной улыбкой и сугубо позитивными интонациями речи.

Да, именно такой типаж людей вам больше всего нужен, из таких людей и должно состоять ядро вашего клуба.

2) Латентный эльф. Поскольку эльфов в социуме не слишком много (не более 10%), и на них есть большой спрос со стороны ваших… хмм… коллег, то добивать массовку придется людьми, которые сами эльфами не являются, но которые готовы им подражать.

Для этого главным эльфом должны стать вы сами – излучать бесконечную благость, позитив, не скупиться на комплименты членам клуба, вычищать любую критику из пространства общения и т.д.

При таком подходе вам вполне хватит 20-25% эльфов в коллективе – они будут работать усилителями вашего излучателя благости, создавать у остальных ощущение, что здесь так принято, здесь это одобряется, а негатив осуждается.

Приятный бонус – если вы будете много хвалить других, то похвала самого себя также не будет вызывать негатива.

За кулисами инфоцыганского проекта, часть 3 Личный опыт, Инфобизнес, Инфобиз, Инфоцыгане, Длиннопост

3) Токсик. Тот, кто не хочет/не может быть эльфом. Это самая проблемная категория клиентов.

Название выбрано не случайно, ведь токсин – это яд, а яд это вещество, которое в малых количествах способно разрушить биомассу, превосходящую его на несколько порядков.

Если токсик криворучка, то вреда от него не слишком много, в некоторых случаях он даже приносит пользу, оттеняя ваше величие. Но, если токсик это пряморучка или, упаси Господь, профи, то он может оказаться тем самым «подкованным в теологии атеистом», разрушительный эффект от которого может быть ну оооочень большим.

Как отличить токсика:

- Достаточно умен по жизни (хотя бы умнее, чем паства в среднем)

- Разбирается в предмете лучше, чем паства в среднем. Ранее учился, читал литературу, ну или хотя бы загуглил вопрос перед началом обучения у вас, владеет терминологией.

- Обладает подвешенным языком, легко инициирует диалог, легко поддерживает его, легко уходит в оффтоп. Если вы отошли на несколько часов, и по возвращении обнаружили в учебном чате политическую дискуссию – внимательно изучите, как она началась, токсики где-то рядом.

- Обладает развитым критическим мышлением. Задает бестактные вопросы типа: «А почему вы так считаете?», «А какие у вас доказательства?», «А в трудах отца Пигидия написано иначе» и т.д.

- В целом пытается составить какую-то объективную картину излагаемого вами материала, пытается сформировать на базе ваших слов какое-то собственное мнение.

- Хвалит вас недостаточно восторженно, без придыхания. Или и вовсе пытается объективно вас оценивать (редиска).

- Общается с паствой за вашей спиной, а то и вовсе обсуждает с нею вас («Пятачок, неси ружьё»)

Партийные чистки

Здесь я не делю токсиков на умышленных и неумышленных. Потому что гнать взашей надо и тех и других. Но гнать максимально вежливо – стараться «уйти» их по-хорошему, возвращать им деньги, извиняться и т.д. Если удалось «откупиться» задешево – это удача (получается не всегда).

Если по-хорошему не получилось – банить публично. Но делать это максимально грамотно – выбрать момент, когда токсик напишет что-нибудь явно деструктивное, после чего красиво обосрать его и тут же забанить, не давая возможности ответить.

Если не получается дождаться деструктива – не тянуть резину, а банить за что угодно, пусть даже с высосанными из пальца формулировками типа «Как можно всерьез говорить о кройке и шитье с человеком, который не отличает Гегеля от Геделя?»

Но деньги всё равно вернуть(!) – чтобы инверсионный след был покороче.

И вот тут, кстати, хорошо видна разница между классическим преподаванием и инфоцыганством. Например, если студент на лекции заявит профессору математики, что какая-нибудь там теорема Кантора неверна, или что в изложенном доказательстве содержится ошибка, то профессор внимательно рассмотрит это утверждение и ответит максимально по существу. Причем еще и порадуется, что хоть кто-то не механически записывает его слова, а вдумывается в них.

В инфоцыганстве же, публичный диспут паствы с гуру – это удар по репутации гуру. И, даже если стороны пришли к консенсусу, и вроде как ничего фатального не произошло – на самом деле произошло. Потому что спор – это разговор равных, а гуру априори стоит выше. С ним не надо спорить, ему надо внемлить. Ведь за первым спором может последовать второй, за вторым третий, а далее ореол непогрешимости может и померкнуть.

Именно поэтому потенциальных токсиков желательно как можно раньше поставить на карандаш, и при первом удобном поводе выдавить из коллектива. Nothing personal, just a business.

… продолжение следует …

Показать полностью 2

За кулисами инфоцыганского проекта, часть 2

Первая часть статьи вызвала интерес, поэтому продолжу.

Итак, представим, что вы умеете шить-вязать like a boss и решили заработать на этом деньги – организовать обучение клиентов кройке и шитью.

Как может выглядеть общий план развития такого... хмм... инфобизнес-проекта:

Фаза 1 - Старт

Начинать, естественно, следует с классического преподавания. Попытка перескочить через сей этап это чистая и неприкрытая инфоцыганщина, которой лучше избегать. Поэтому – изучаем как можно глубже искусство кройки и шитья, ну и тренируемся обучать ему других людей. Если есть подопытные кролики, которые готовы бесплатно у вас поучиться (хотя бы друзья-родственники) – тренируемся на них. Если их нет – тренируемся перед видеокамерой.

Умение делать что-либо и умение обучать тому, что умеешь делать, это два настолько разных таланта, что с высокой вероятностью вы отвалитесь уже на данном этапе.

Но, допустим, этого не случилось, и через некоторое время вы почувствовали себя достаточно уверенно для того, чтобы учить кройке и шитью за деньги. Сдерживать эти позывы, разумеется, не следует, поэтому назначайте за ваши услуги минимально разумную цену и продолжайте тренироваться.

Варианты масштабирования

После пары-тройки удачных выпусков и набора какой-никакой базы клиентов, ну или хотя бы положительных отзывов, у вас может возникнуть желание масштабироваться, и тут есть 2 принципиальных стратегии – экстравертная и интравертная.

Экстравертная стратегия это чисто количественное масштабирование – берете натренированную в Фазе-1 схему и далее либо увеличиваете охват (количество клиентов), либо увеличиваете цену (можно и то и другое). Сопровождаете всё это агрессивной рекламой. Собственно, большинство инфобизнесменов, чье имя на слуху, используют как раз такую стратегию.

Издержки такого подхода – снижение качества работы с клиентами. Во-первых, потому что у вас просто не будет возможности уделять каждому клиенту столько же времени, сколько в Фазе-1. А, во-вторых, потому что многие методики преподавания имеют разную эффективность на аудиториях разного размера. И то, что работало с группой в 10 человек, будет буксовать в группе из 100 человек.

Интравертная же стратегия предполагает более медленный рост, но на каждом следующем этапе формат взаимодействия с аудиторией меняется, адаптируясь и под размер аудитории, и под сложившуюся в ней ситуацию.

Выбор тут за вами – если у вас хорошие hard-skills, то лучше первый путь, а если хорошие soft-skills, то лучше второй.

За последние годы произошло несколько громких судебных дел с участием разных инфобизнесменов, и причина в большинстве случаев была схожая – ребята слишком резко масштабировались, взяли на себя слишком много обязательств, ну и не сдюжили.

Поэтому предположу, что в ближайшее время в инфобизнесе станет более модна именно интравертная стратегия. К тому же ее использовал проект, в котором я сам участвовал, поэтому далее буду описывать именно ее – медленный и аккуратный вариант раскрутки.

Фаза 2 - Неформальный клуб

Медленные темпы расширения предполагают более глубокое «доение» уже имеющейся аудитории. То есть, ваши клиенты, закончив обучение, должны по каким-то причинам задержаться с вами, дабы принести вам еще больше денег. Наиболее логичный путь – сделать из них неформальный клуб любителей кройки и шитья.

Схема следующая – вы набираете следующий поток, который учите как обычно, а участникам предыдущего потока даете возможность потусоваться там же. Не за бесплатно, понятное дело, а за какую-нибудь необременительную плату порядка 20% от стоимости курса. За эти деньги они смогут повторно послушать ваши выступления, повыполнять задания, но без пристального внимания с вашей стороны, как вольные слушатели.

Если идея зайдет, то можно даже оформить это как постоянный абонемент – например, если ваш курс стоит 10000, то за 1000 рублей в месяц можно предоставить статус слушателя на всех следующих тренингах. В итоге за год такой клиент принесет вам даже больше денег, чем за первоначальный тренинг, причем без особых затрат внимания с вашей стороны.

Данный прием относится к категории «продажа сопутствующих товаров» - вы продаете не сам тренинг, а социальную активность вокруг него. Ведь для многих людей, посещающих тренинги в интернете, это весьма ценный товар, именно нехватка социальной активности часто и заставляет людей записываться в разные онлайн-движи.

Именно поэтому в данном варианте и требуются развитые soft-skills.

Если вы убедились, что вашей аудитории надо именно это, то можно усилить эффект:

  1. Выездной мастер-класс на загородной базе отдыха для любителей кройки и шитья.

  2. Лесной фестиваль в палатках для любителей кройки и шитья.

  3. Автопробег к Черному морю для любителей кройки и шитья.

  4. Летний лагерь для детей любителей кройки и шитья.

На что хватит фантазии и навыков тамады – то и предлагайте.

Инфобизнес это в первую очередь бизнес

Небольшое лирическое отступление.

Есть у меня такая концепция как «Банк добрых дел» - если ты от чистого сердца помогаешь другим людям, то тем самым ты делаешь вложения в этот самый банк. И со временем эти добрые дела к тебе вернутся, быть может, даже от совершенно других людей, никак не связанных с теми, кому помог ты.

Это неплохо работает в обычной жизни, но только не в инфобизнесе… там это верный способ нажить неприятности, затормозить развитие проекта, а то и вовсе развалить его.

Дело в том, что люди в массе своей не ценят то, что достается им бесплатно. Но если они за что-то переплатили, то наоборот, будут цепляться за это, не желая признавать, что потратили деньги впустую.

Например, если вы заплатили психологу 20000, то его советы помогут вам лучше, чем советы психолога за 2000. Даже если говорить они будут одно и то же. А точно такие же бесплатные советы от друзей-родственников вы, скорее всего, просто проигнорируете.

Поэтому для длительного взаимодействия с плюс-минус постоянной аудиторией нужно создавать у нее психологическую зависимость от вас, и вот разного рода Стокгольмские синдромы тут будут очень к месту.

За кулисами инфоцыганского проекта, часть 2 Инфобизнес, Инфобиз, Инфоцыгане, Личный опыт, Длиннопост

Так, например, за любую дополнительную активность ваши клиенты тоже должны вам платить, причем платить хорошо, благотворительность здесь ну совершенно лишняя. Следует создать в глазах аудитории имидж человека крайне принципиального, который без платежа на карту даже задницу от кресла не оторвет. А, получив платеж, еще подумает – достаточен ли он для?

Чтобы не выпадать из образа, желательно делать это не только в бизнесе, но и по жизни – никаких лишних расходов, никакого швыряния денег, каждая вещь/услуга должна стоить для вас ровно столько, сколько она стоит (а лучше чуть меньше) и т.д.

Ваша аудитория ни на секунду не должна забывать, что вы – пастырь, а они – паства. И никак иначе.

Фаза 3 - Формальный клуб

Если группу людей предоставить самой себе, то внутри нее неизбежно начнутся социодинамические процессы. Обычно негативного характера – разложение то есть. Например, «горизонтальное» разложение – ссоры членов группы, потеря мотивации, появление альтернативных групповых интересов. Или «вертикальное» разложение – эрозия авторитета лидера и управляющих контуров.

В пределе – «синдром Якубовича», когда вас все знают, но вас никто не смотрит (и не приносит деньги соответственно).

А если вместо разложения вдруг произошла консолидация, то это еще хуже, ведь центр этой консолидации не вы, а, значит, скоро грядет революция (или Исход).

Поэтому лидер такого комьюнити, дабы не потерять рычаги влияния (и доходы), должен время от времени сам поднимать ставки и проводить реорганизацию коллектива.

Одним из способов такой «реорганизации вверх» является учреждение формального клуба кройки и шитья «КиШ» – со своим названием, гербом, флагом, гимном, логотипом, уставом, цветовой дифференциацией штанов и т.д.

За кулисами инфоцыганского проекта, часть 2 Инфобизнес, Инфобиз, Инфоцыгане, Личный опыт, Длиннопост

На что хватит фантазии, то и вводите. Минимальная комплектация: название + членские взносы (куда же без них).

Принципы работы с аудиторией тут слегка отличаются – про кройку и шитье, разумеется, забывать не следует, про мероприятия из Фазы-2 тоже, но следует добавить ингредиенты из технологии создания сект. Ну там элитарность, «мы-они», закрытые сходки, собственную мораль, ритуалы, таинства и т.д. Опять же – на что хватит фантазии и талантов, необязательно всё сразу.

Под шумок придется почистить коллектив от нежелательных элементов, накопившихся в Фазе-2. Ведь открыто выгонять человека, который формально ни в чем не провинился, нежелательно, а вот не дать ему членство в клубе или дать слишком низкий ранг – запросто.

Про нежелательные элементы отдельно напишу в следующей главе, это очень большая и важная тема.

Фаза 4 - Общественное движение

Редкий страус добежит до середины Патагонии… вот и вы, скорее всего, отвалитесь на одном из предыдущих этапов.

Но если вдруг это не произошло, то помните, что «синдром Якубовича» неизбежен как дембель, и рано или поздно возникнет необходимость в очередной раз поднять ставки.

Рост численности и влиятельности вашего клуба/клана/секты/диаспоры наиболее логично конвертировать в общественное движение. Не самостоятельное, понятно дело (это уже будет политическая партия), а прицепленное к какой-то политической силе. Это даст вам крышу от наездов, а также откроет двери, которые ранее были закрыты (с соответствующим гешефтом).

Правда, с другой стороны, на вас навалятся обязательства по политической активности, по пропаганде ценностей вашей крыши в медийном пространстве и т.д.

Можно ли прикинуться валенком и отсидеться в сторонке? Начиная с определенного масштаба – уже нет. Ведь государство наше последнее время выражает озабоченность по поводу любых общественных кучкований, не имеющих внятного правового статуса. Поэтому, если вы не начнете публичную деятельность по собственной инициативе, то вокруг вас сама собой начнется деятельность непубличная.

… продолжение следует …

UPD:

продолжение - За кулисами инфоцыганского проекта, часть 3

Показать полностью 2

За кулисами инфоцыганского проекта, часть 1

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Это мой первый пост на Пикабу, и сразу по такой неоднозначной теме как инфобизнес. Злые языки называют это занятие инфоцыганством, и не сказать, чтобы совсем уж зря… действительно, инфобизнесмен в попытках заработать побольше денег часто ходит на грани, а то и за гранью превращения в инфоцыгана.

Сам я был косвенным участником одного инфобизнес-проекта – выступал в роли советника, духовного наставника, рецензента идей, ну или хотя бы просто одобрительно кивал. И еще на 3-х подобных проектах был в качестве клиента. И теперь вот захотелось поделиться своими мыслями на эту тему с широкой общественностью.

За кулисами инфоцыганского проекта, часть 1 Инфобизнес, Инфобиз, Инфоцыгане, Личный опыт, Длиннопост

История вопроса

Итак – откуда есть пошел инфобизнес, в чем генезис сего явления?

В античные времена профессия учителя была и престижной, и высокооплачиваемой. Всевозможные Сократы, Платоны и прочие Аристотели нехило так зарабатывали преподаванием своих наук. Точнее одной науки – философии, которая включала в себя всё остальное. В средневековье ситуация изменилась по форме, но не по сути – сфера образования осталась элитарным и потому крайне выгодным во всех смыслах занятием.

Однако, с изобретением книгопечатания ситуация начала постепенно меняться – книги стали дешевле, начали появляться публичные библиотеки. Потом усложнение технологий (военных, корабельных и строительных) привело к необходимости обучать большое количество людей чтению, письму и счету. Например, в раннем средневековье далеко не каждый аристократ умел читать-писать. А в Новое время начальное образование в виде церковно-приходских школ докатилось аж до крестьян.

Далее человечество подцепило всеобщую грамотность, всеобщее среднее образование, ну и последним ударом стало появление Интернета, который вывел доступность знаний на новый уровень.

Всё это привело к тому, что профессия учителя стала намного менее доходной. Не по чьему-то злому умыслу, а чисто по рыночным причинам – на насыщенном конкурентном рынке цена товара естественным путем стремится к его себестоимости.

Некоторые общества (не все) отрефлексировали сие явление, и в качестве компенсации стали позиционировать работу в сфере образования как социально одобряемую. Например, даже в напрочь капиталистических США с их лозунгом «если ты такой умный, то где твои денежки?» школьный учитель пользуется бОльшим уважением, чем таксист, даже если второй зарабатывает больше.

Однако желание много зарабатывать этим делом осталось, и люди начали придумывать более сложные схемы извлечения прибыли. Ход их мыслей был вполне логичен – если не получается дорого продать знания, значит, надо под видом продажи знаний продать… что-нибудь другое. Причем обязательно «под видом» - чтобы в случае чего прикрыться зонтиком социального одобрения.

Этот пункт начинающему инфобизнесмену следует помнить как «Отче наш» (!) – в любой непонятной ситуации прикидывайся валенком и тверди, что ты несёшь свет знаний в неокрепшие умы (!)

За кулисами инфоцыганского проекта, часть 1 Инфобизнес, Инфобиз, Инфоцыгане, Личный опыт, Длиннопост

Какие есть варианты этого самого «чего-то другого»:

  1. Аттестация. То есть, обучающийся платит не за сами знания, а за бумажку, утверждающую, что он эти знания получил. В простейшем варианте – сертификат о прохождении курсов. В более сложном – диплом престижного ВУЗа. Думаю, в 2024-м уже ни для кого не секрет, что во всяких там Оксфордах да Гарвардах программа обучения не особо отличается от других ВУЗов схожей направленности, ибо Интернет он как Кольт, сильно уравнял учебные заведения. А разница в ценнике обеспечивается надуванием щёк.

  2. Продажа сопутствующих товаров/услуг.

  3. Продажа иллюзий о знаниях.

На пункте 1 зарабатывают солидные организации, имеющие длинный послужной список, а вот инфобизнес пасётся на пунктах 2 и 3.

Не обманешь – не продашь

Известная всем фраза, смысл которой, однако, не все понимают правильно. Начинают спорить, мол если обманывать клиентов, то они со временем разбегутся.

Да, это всё так. Однако, если вести торговлю полностью честно, то вы получите прибыль, но не получите сверхприбыль. А чтобы получить сверхприбыль нужно или продать эксклюзивный товар (что сложно) или продать иллюзию об эксклюзивном товаре (что намного проще). Собственно, именно этим и отличается нормальный инфобизнес от инфоцыганства. Но, повторюсь, грань между ними ну оооочень шаткая.

За кулисами инфоцыганского проекта, часть 1 Инфобизнес, Инфобиз, Инфоцыгане, Личный опыт, Длиннопост

Пример – вы стеклодув, делаете hand-made бокалы. Ваши расходы на каждый бокал составляют 10 тугриков, вы продаете их по 15 тугриков, получая тем самым нормальную такую прибыль в +50% от затрат. Накручивать цену вы не можете – вы же не единственный стеклодув в городе.

И вот однажды вам в голову пришла идея – вы изготовили бокал слегка необычной формы, выгравировали на нем надпись на французском языке и скромно поставили его в углу витрины с ценником в 1000 тугриков. На удивленные вопросы покупателей стали рассказывать историю, что мол из этого бокала пил сам Наполеон, а ваша прабабушка спасла набор этих бокалов из Лувра во время немецких бомбежек.

Разумные покупатели, естественно, поняли, что это разводка на лоха. Хотя бы потому, что немцы не бомбили Лувр. Но спустя некоторое время нашелся богатенький буратино, который поверил в эту историю и обеспечил вам… тра-та-та-та… 10000% прибыли.

То есть, в 95% случаев действительно надо говорить правду, но именно оставшиеся 5% и дадут вам сверхприбыль. И мастерство продавца в том и заключается, чтобы искусно спрятать эти самые «сверхприбыльные» 5% лжи в 95% правды.

В инфобизнесе ситуация в этом плане более жесткая, чем в обычной торговле. Ведь стеклодув продает материальный продукт, цену которого можно объективно измерить. А инфобизнес продает нечто виртуальное, где объективную цену установить невозможно. Поэтому в инфобизнесе схема «бокал Наполеона» распространена намного шире.

Таким образом, инфобизнесмен, который умеет заливисто врать и не краснеть, имеет преимущество над конкурентами. А если он умеет еще и сам верить в свои же фантазии… уххх… это имба и не контрится.

Можно ли не врать?

Можно, если вас не слишком интересует ваш доход. Причин тому несколько:

  1. Если вы говорите правду, только правду и ничего кроме правды, и не втюхиваете клиентам ничего кроме знаний, значит, вы занимаетесь классическим преподаванием. А, поскольку чудес не бывает, значит, заработок у вас не слишком большой. Ибо, повторюсь, образование это насыщенный и конкурентный рынок.

  2. Человек это существо не строго экономическое. И гораздо больше объективной пользы он ценит пользу субъективную – то, что вызывает у него радость, положительные эмоции, восхищение и т.д. А знания при всей их практической полезности обычно обладают невысоким эмоциональным эффектом.

  3. Человеку хочется верить в чудо, поэтому он часто готов участвовать в игре с отрицательным мат.ожиданием, если эмоциональный выхлоп от победы будет достаточно велик. На этом держится популярность лотерей, азартных игр и прочего.

Ввиду указанных причин ложь имеет конкурентное преимущество над истиной. Ведь лжей много разных, и всегда можно выбрать ту из них, которая покрасивее, которая за душу цепляет. А истина уж какая есть, такая есть – обычно она серовата, неприглядна, и к тому же частенько уже известна клиенту.

Пример – как выглядит рецепт успеха почти в любой профессии:

  1. Учиться, учиться и учиться. Для новичка - читать доступную литературу, смотреть обучающие видео, посещать мастер-классы. Для специалиста – отслеживать новые веяния, следить за модой, изучать опыт конкурентов.

  2. Работать, работать и работать. Если долбить 5 лет в одну точку с перерывом на сон и еду, то успех неизбежен (ну кроме явных физиологических ограничений).

  3. Быть порядочным человеком – клиентов не кидать, коллег не подставлять, закон не нарушать, налоги платить, бабушек через дорогу переводить, котят с дерева снимать.

За кулисами инфоцыганского проекта, часть 1 Инфобизнес, Инфобиз, Инфоцыгане, Личный опыт, Длиннопост

Скажете, это банально и всем известно? Разумеется. Однако это базовая истина профессионального успеха (назовем ее «Истина №1»).

Можно ли заработать денег, преподавая ее? Нет, конечно – она же серовата, неприглядна и всем известна.

Чтобы заработать надо придумать что-нибудь позабористее. Например:

За кулисами инфоцыганского проекта, часть 1 Инфобизнес, Инфобиз, Инфоцыгане, Личный опыт, Длиннопост

Скажете, это слишком примитивная разводка? Разумеется. Однако, при должном рекламном охвате она вполне может дать гешефт. Как уже говорилось выше, человеку хочется верить в чудо, поэтому, даже понимая, что его разводят, он будет рассуждать примерно так: «Не, ну кого они пытаются обмануть… за 1 час в день и всего за полгода… это брехня какая-то, не бывает такого… думаю, там потребуется как минимум 2-3 часа в день… и хотя бы год… да и машина не факт что новая получился. А с другой стороны – мне что, жалко 1500 рублей? Ладно, запишусь, вдруг что-нибудь да выгорит»

Думаю, очевидно, что подавляющее большинство записавшихся не отобьет даже свои 1500 рублей.

Понятно, что оба приведенных примера это довольно простые утрированные схемы, однако они наглядно демонстрируют суть и смысл явления. В реальном инфобизнесе схемы основаны на тех же принципах, просто они более сложные, поэтому и подвохи там менее заметны. Но об этом уже в следующих главах.

… продолжение следует …

UPD:

продолжение - За кулисами инфоцыганского проекта, часть 2

Показать полностью 5
Отличная работа, все прочитано!