piratestavern

piratestavern

Здесь публикуются материалы Энциклопедии Парусных кораблей XV-XIX веков https://vk.com/allsailship Самый масштабный и амбициозный в Мире проект на тему истории парусных кораблей!
На Пикабу
поставил 0 плюсов и 0 минусов
719 рейтинг 13 подписчиков 0 подписок 11 постов 3 в горячем

Как Швеция потеряла три флагманских корабля за один месяц

Как Швеция потеряла три флагманских корабля за один месяц Катастрофа, Военная история, История флота, Морские сражения, Корабль, Длиннопост

Шведский флагманский корабль "Kronan" в бою

В 1660 году Швеция достигла своего расцвета как европейская военная держава. В войне против Дании в 1657–1658 годах Карл X Густав дерзким маршем двинулся прямо в сердце Дании с целью завоевать эту страну. Однако этот шаг поставил под угрозу интересы других государств. Поэтому Англия и Нидерланды поддержали Данию. Хоть попытка Карла X Густава полностью завоевать Данию провалилась, однако по Роскилдскому миру Швеция получила восточные датские провинции Блекинге, Халланд, Сконе, а также Бохуслен. Со всей современной Финляндией, находящейся во владении Швеции, а также с владениями в Прибалтике и Померании, Швеция стала доминирующей державой в Балтийском море и для защиты этого статуса требовался мощный флот. С этой целью в конце 1660-х годов в Швеции разворачивалась масштабная программа по судостроению. В качестве королевских флагманов были заложены сразу два «Riksäppelt» и 94-пушечный «Svärdet», спущенный на воду годом позднее. Ну а венчалась эта серия 126-пушечным «Kronan», вошедшим в строй в 1668 году.

Как Швеция потеряла три флагманских корабля за один месяц Катастрофа, Военная история, История флота, Морские сражения, Корабль, Длиннопост

Кормовые и носовые украшения шведского корабля "Kronan"

И «Kronan», и «Svärdet» и «Riksäppelt» использовались во время Сканской войны (1674–1679), в которой с 1675 года Швеция и Дания воевали за бывшие датские владения на юге Швеции, которые Дания уступила Швеции по Роскилдскому миру в 1658 году. Каждый из кораблей был флагманом одной из эскадр.

После поражения шведов в наземной битве при Фербеллине от Бранденбурга 18 июня 1675 года флот понадобился для поддержки шведских владений в Померании. Эскадра была довольно внушительной: 28 крупных (среди которых били: «Kronan» (128 орудий), «Svärdet» (86 орудий) «Riksäppelt» (82 орудия) и «Nyckeln» (96 орудий)) и средних линейных кораблей и почти стольких же боевых кораблей меньшего размера. С другой стороны, снабжение было недостаточным, опытных старших офицеров было мало, а слаженность экипажей была плохой. Датчане насмешливо называли шведские экипажи - «фермеры, окунувшихся в соленую воду». Флот вышел в море под командованием адмирала Густава Отто Стенбока осенью 1675 года, но не продвинулся дальше Карлсёрны у Готланда. Погода была необычайно плохой, низкая температура и сильный ветер. Экипажи были плохо одеты и вскоре значительная их часть заболела. Продовольствие начало заканчиваться, и после того, как «Kronan» потерял носовой якорь, Стенбок решил повернуть обратно в Даларё, и спасение немецких провинций провалилось. Король Карл отреагировал резко, и счел Стенбокса лично ответственным за провал, назначил ему штраф на сумму более 100 000 серебряных монет и отстранил от должности.

Как Швеция потеряла три флагманских корабля за один месяц Катастрофа, Военная история, История флота, Морские сражения, Корабль, Длиннопост

Шведский корабль «Svärdet»

Зимой ситуация в Померании ухудшилась, и флоту было приказано выйти в море для еще одной попытки спасти шведские силы в северных районах Германии. Однако зима 1675-76 годов была необычайно холодной. Когда флот под командованием опытного адмирала Клааса Угглы 23 января прибыл в Даларё, он оказался заблокирован льдом. В марте 1676 года датский флот из 20 кораблей вышел в море под командованием адмирала Нильса Юэля, а 29 апреля его войска высадились на Готланде, который быстро капитулировал. Шведскому флоту было приказано выйти 4 мая, но он из-за неблагоприятных ветров это удалось сделать только 19 мая. К тому времени Юэль уже покинул Висбю и отплыл в сторону Борнхольма, чтобы присоединиться к остальным датско-голландским силам, которые начали патрулировать пролив между Сконе и островом Рюген, чтобы не допустить доставку подкреплений шведами в Померанию. 25 и 26 мая два флота столкнулись между Борнхольмом и Рюгеном. Несмотря на то, что шведский флот имел численное превосходство (17 больших, 13 средних линейных кораблей, 21 меньший корабль, а так же вооруженные торговые корабли против 25 линейных кораблей и 10 фрегатов у союзников), они не сумели нанести противнику никаких потерь, а сами потеряли 1 военный и 1 транспортный корабль. Бой показал серьезное отсутствие координации шведского командования.

Как Швеция потеряла три флагманских корабля за один месяц Катастрофа, Военная история, История флота, Морские сражения, Корабль, Длиннопост

Шведский корабль «Riksäppelt»

После столкновения флот бросил якорь в Треллеборге, где его ждал король Карл с новыми приказами вернуть Готланд. Он так же предписал избегать боя на море, пока флот не окажется на широте мыса Эланд, чтобы попытаться сражаться в домашних водах. Когда 30 мая шведский флот покинул Треллеборг, датчане начали его преследование. К этому времени они были усилены еще одним одной эскадрой и теперь их флот насчитывал в общей сложности 42 корабля, из которых 25 были линейными кораблями большого или среднего размера. С подкреплением также прибыл новый генерал-адмирал и голландец Корнелис ван Тромп, один из самых опытных военно-морских тактиков того времени, нанятый датским королем Кристианом. 1 июня оба флота достигли южной оконечности Эланда. Шведы, выстроившись в линию, попытались опередить силы Тромпа и расположиться между ним и побережьем, чтобы получить лучшую начальную позицию для предстоящего сражения. Однако сильный ветер сильно повредил снасти многих шведских кораблей, что затрудняло сохранение целостности боевой линии. Утром два флота приблизились друг к другу и вскоре оказались на расстоянии работы артиллерии.

Эландское сражение, 1676

В полдень к северо-востоку от деревни Хюльтерстад шведский военно-морской флот осуществил разворот для того чтобы вступить в бой. На флоте такой маневр называется «все вдруг» и требует очень хорошей выучки и слаженности команд. Поспешный разворот в ненастную погоду был рискованным предприятием, и к нему нужно было тщательно подготовиться. «Kronan», накренился на правый борт из за того, что на нем было поднято слишком много парусов, зачерпнул воду открытыми портами и лег на борт. Через некоторое время пороховой склад в носовой части корабля по каким-то причинам взорвался разворотив большую часть правого борта. Кормовая часть поднялась вверх и корабль быстро затонул.

Как Швеция потеряла три флагманских корабля за один месяц Катастрофа, Военная история, История флота, Морские сражения, Корабль, Длиннопост

Сражение при Эланде, гравюра того времени

После затопления «Kronan» бой продолжался еще несколько часов без особого успеха для шведской стороны. Потеря флагмана привела к еще большему беспорядку в шведских рядах. Новым флагманском стал «Svärdet», но и он продержался не долго. Около 14:00, «Svärdet» был подожжен голландцем брандером. Пламя быстро охватило шведский флагман и начало распространяться. Около 16:00 пожар наконец достиг одного из пороховых складов вызвав взрыв, в результате которого разнесло часть кормы и корабль быстро пошел на дно.

Как Швеция потеряла три флагманских корабля за один месяц Катастрофа, Военная история, История флота, Морские сражения, Корабль, Длиннопост

Битва при Эланде, Клаус Мёйнихен

Шведский флот в беспорядке бежал, потеряв двух своих командиров и самые большие корабли флота. Один корабль сел на мель, а еще три были захвачены.

После сражения части флота отступили в гавань в Даларё, где «Riksäppelt» бросил якорь рядом с фортом гавани, под защитой его пушек. В ночь на 25 июня в заливе Мюзинген разразился жестокий шторм. Корабль сорвало с якорей и он пустился в дрейф, пока не наткнулся на скалу к югу от Аспона и затонул.

На основании материалов Энциклопедия парусных кораблей XV-XIX веков

Показать полностью 5

Боевая история службы в испанском и британском флотах

Источник. Энциклопедия парусных кораблей XV-XIX веков. Крупнейший отечественный проект по истории парусного флота

Англо-голландские войны. История корабля «Newcastle»

Известные даты: 1653- 1703

Англо-голландские войны. История корабля «Newcastle» Корабль, Военная история, Судно, Война, Парусник, Интересное, Пираты, Флот, Длиннопост

Корабль «Newcastle»

Характеристики:

Дата постройки: 1653

Длина: 108 футов (32,9 м) (киль)

Ширина: 33 фута 1 дюйм (10,1 м)

Осадка: 13 футов 2 дюйма (4,0 м)

Вооружение: 44 орудия (1660); 54 орудия (1677 г.)

Последняя известная дата: Потерпел крушение в 1703 году

Англо-голландские войны. История корабля «Newcastle» Корабль, Военная история, Судно, Война, Парусник, Интересное, Пираты, Флот, Длиннопост

Корабль «Newcastle»

«Newcastle» был 44-пушечным кораблем четвертого ранга английского Королевского флота, построенный Финеасом Петтом Младшим в Ратклиффе и спущенным на воду в мае 1653 года. К 1677 году его вооружение было увеличено до 54 орудий.

Боевое крещение «Newcastle» получил у Порто-Фарина (Тунис) в апреле 1655 года.

В начале 1655 года Роберт Блейк направил бею Туниса требование о возвращении захваченного английского торгового корабля и плененных моряков. Так же Блейк требовал возместить убытки и предлагал бею Туниса заключить соглашение, но получил отказ. В течение почти двух месяцев британская эскадра курсировала между Сицилией и Тунисом и после повторной отправки требований и очередного отказа начала боевые действия. 3 апреля эскадра прибыла в Порто-Фарина, где собрались берберийские корабли для намеченного плавания к Дарданеллам. На следующий день, 4-го числа, часть эскадры (в ней находился и «Newcastle») Блейка атаковала берберийские корабли , взяла их на абордаж и сожгла их. В то время как вторая часть более крупных кораблей атаковала форты, и уже к 11 часам заставила их замолчать. Это был первый случай, когда корабли разрушили береговые укрепления без помощи с суши. Английские потери составили 25 убитых и 40 раненых. Бей по-прежнему отказывался от требований англичан, но нападение Блейка помогло венецианцам в их противостоянии против мусульманских государств.

Другие участники Рейда на Порто-Фарина, информация по которым есть в Энциклопедии: «Taunton» / «Crown»

В те годы между Британией и Испанией шла война и Блейк в 1657 году решается напасть на испанский серебряный флот в Санта-Крус-де-Тенерифе на Канарских островах. С эскадрой из 23 военных кораблей, в числе которых был и «Newcastle») он ворвался в гавань, вступил в бой с береговыми фортами и испанскими кораблями, многие из которых были потоплены или сожжены. Достигнув своей цели, Блейк отступил, не потеряв ни одного корабля. Ему не удалось захватить сокровища т.к. они были уже выгружены на берег, но данная акция существенно отсрочила их попадание в Испанию.

Англо-голландские войны. История корабля «Newcastle» Корабль, Военная история, Судно, Война, Парусник, Интересное, Пираты, Флот, Длиннопост

Голландская гравюра изображающая бой в Санта-Крус-де-Тенерифе

Другие участники Рейда на Санта-Крус-де-Тенерифе, информация по которым есть в Энциклопедии: «Taunton» / «Crown», «Fairfax».

Во время второй англо-голландской войны 1665-1667 года «Newcastle» принимал участие в Битве при Лоустофе, которая состоялась 13 июня 1665 года. Это грандиозное сражение в котором со стороны британцев принимало участие 109 кораблей, а со стороны голландцев 103, закончилось победой англичан. Голландия потеряла 17 кораблей и более 4500 человек убитыми ранеными и пленными.

Англо-голландские войны. История корабля «Newcastle» Корабль, Военная история, Судно, Война, Парусник, Интересное, Пираты, Флот, Длиннопост

Сражение при Лоустофе 13 июня 1665 года.

Другие участники Сражения при Лоустофе, информация по которым есть в Энциклопедии: «Triumph», «Fairfax», «Taunton» / «Crown», «Royal Katherine», «Martin», «Nonsach».

В следующем году произошло еще два крупных морских сражения между Голландией и Британией в которых участвовал «Newcastle».

1 июня 1666 года началась знаменитая Четырехдневная битва, закончившаяся разгромом англичан и потерей последними 20 кораблей и около 5000 человек. Голландцы в свою очередь потеряли 4 корабля.

Англо-голландские войны. История корабля «Newcastle» Корабль, Военная история, Судно, Война, Парусник, Интересное, Пираты, Флот, Длиннопост

Четырехдневное сражение 1-4 июня 1666. Авраам Строк

Другие участники Четырехдневного Сражения, информация по которым есть в Энциклопедии: «Triumph», «Fairfax», «Taunton» / «Crown», «Royal Katherine», «Prince Royal», «Presideent» / «Bonaventure».

Следующее сражение произошло у Северного Форленда 25 июля. Эскадра из 90 британских кораблей под командованием принца Руперта и Джоржа Монка встретилась со 109 кораблями де Рюйтера. Не смотря на то, что бой длился почти два дня потери сторон оказались незначительными, но победу можно записать в актив Британии. Англичане потеряли 1 корабль и около 300 человек, а голландцы 2 корабля и около 800 человек.

Англо-голландские войны. История корабля «Newcastle» Корабль, Военная история, Судно, Война, Парусник, Интересное, Пираты, Флот, Длиннопост

Битва за День Святого Иакова, 25 июля 1666

Другие участники Боя в День Святого Иакова, информация по которым есть в Энциклопедии: «Warspite»/«Edinburgh», «Triumph», «Fairfax», «Royal Katherine», «Presideent» / «Bonaventure».

В 1667 году «Newcastle» был отправлен в Вест-Индию и присоединился к эскадре Джона Хармана. Британия готовила нападение на Мартинику, принадлежащую Французам, которые поддерживали голландцев в этой войне. С 30 июня по 7 июля британская эскадра из 11 кораблей произвела ряд нападений на гавань, в результате чего практически все французские корабли находившиеся в гавани были сожжены или потоплены. Так же были выведены из строя два форта. Французы потеряли 22 корабля и около 1000 человек.

Англо-голландские войны. История корабля «Newcastle» Корабль, Военная история, Судно, Война, Парусник, Интересное, Пираты, Флот, Длиннопост

Нападение на Мартинику 30 июня - 7 июля 1667 года

Другие участники Рейда на Мартинику, информация по которым есть в Энциклопедии: «Taunton» / «Crown», «Presideent» / «Bonaventure».

В 1670 году «Newcastle» ушел обратно в Европу и выполнял патрульные миссии в Средиземном море.

В 1672 году началась Третья Англо-Голландская война. И если битву при Солбее этого же года «Newcastle» пропустил, то в 1673 году он прошел через оба боя у Схонвельда и участвовал в Тексельском сражении, в котором Голландцы одержали убедительную победу, которая позволила им провести торговый флот со специями к своим берегам.

Англо-голландские войны. История корабля «Newcastle» Корабль, Военная история, Судно, Война, Парусник, Интересное, Пираты, Флот, Длиннопост

Сражение при Текселе 11 августа 1673 года

Другие участники Сражений при Схонвельде и Текселе, информация по которым есть в Энциклопедии:

Британия: «St Michael/Marlborough», «Resolution», «Presideent» / «Bonaventure», «Warspite»/«Edinburgh», «Royal Katherine», «Triumph», «Taunton» / «Crown», «Fairfax».

Голландия: «Gouden Leeuw»

В 1674 году «Newcastle» отплыл в Ньюфаундленд, а по возвращении14 марта 1674 под командованием сэра Джона Ветванга, в сопровождении «Cambridge» и «Crown» захватил голландский 70-пушечный Ост-Индский корабль «Wapen van Rotterdam», который был зажат в бухте Ронас Вое на Шетландских островах.

Весь период с 1675 по 1689 год «Newcastle» нес службу на Средиземном море. Исключением был 1677 год, когда корабль был переоборудован в 54 корабль.

В 1692 году он был разобран и перестроен, а в 1703 году потерпел крушение в Спитхеде во время Великого шторма, в результате чего погибло 229 членов его экипажа. Всего Британия во время этой бури потеряла 13 кораблей и около 1500 матросов.

Англо-голландские войны. История корабля «Newcastle» Корабль, Военная история, Судно, Война, Парусник, Интересное, Пираты, Флот, Длиннопост

Великий шторм 26 ноября 1703 года

Статья из Энциклопедия Парусных кораблей XV-XIX веков

Показать полностью 8

Потрясающая история настоящего кэпа и его трагедия. Или как экспедиция Лаперуза чуть не обнулила Наполеоновские войны

В 1785 году Людовик XVI и министр военно-морского флота маркиз де Кастри решили отправить исследовательскую экспедицию в Ост-Индию. Конец XVIII века был богат на подобные мероприятия. Британцы во всю осваивали новые земли, а с момента смерти Кука прошло всего 6 лет.

На роль главы экспедиции был выбран Жан-Франсуа де Гало, граф де Лаперуз. Собственно говоря, вот он.

Потрясающая история  настоящего кэпа и его трагедия. Или как экспедиция Лаперуза чуть не обнулила Наполеоновские войны Корабль, Интересное, Судно, Остров, Океан, Экспедиция, Море, Фрегат, География, Длиннопост

Лаперуз, которому на тот момент стукнуло 44 года, уже почти 30 лет провел на флоте, поступив на службу в 15 лет. В его биографии были и решающая битва Семилетней войны с англичанами при Киберон-Бей в 1759, (где он был ранен на борту «Formidable», а затем пленен и обменян в 1760-м) и рейд на Ньюфаундленд в 1762, и командование 32-пушечными фрегатами «Amazone» и «Astrée». Кстати, именно на «Astrée»,он вместе с «Hermione» дали прикурить британцам, атаковав 6 фрегатов. В результате этого боя, состоявшегося 21 июля 1781 года, они захватили 2 фрегата, а остальных обратили в бегство.

Но самым удачным для него был 1782 год, когда он фактически «сделал себе имя», сперва участвуя в Битве при Сенте, а затем командуя захватом двух британских фортов (Форт Принца Уэльского и Форт Йорк) на побережье Гудзонова залива. При этом он умудрился провернуть обмен губернатора и других пленных на французских заключенных в Британии.

Итак, вернемся к экспедиции...

Людовик XVI и его двор были вдохновлены предложением торговца-авантюриста голландского происхождения Уильяма Болтса, совершить подобную экспедицию, однако голландцу эту миссию поручать не решились.

Цели экспедиции заключались в том, чтобы завершить тихоокеанские открытия Джеймса Кука (которым очень восхищался Лаперуз), исправить и дополнить карты местности, установить торговые контакты, открыть новые морские пути и обогатить французскую науку и научные коллекции.

Для этого были выбраны и перестроены два довольно новых торговых шлюпа: систершипы «Autruche» и «Portefaix» 1781 года постройки. Корабли были переоборудованы во фрегаты, оснащены и переименованы в «Astrolabe» и «Boussole».

Характеристики кораблей были следующими:

Водоизмещение: 500 тонн

Длина: 38,7 м (127 футов)

Ширина: 8,5 м (28 футов)

Экипаж: 10 офицеров и 100 матросов

Вооружение: 12 6-фунтовых орудий; 3 х 1-фунтовых и 20 вертлюжных орудий.

Потрясающая история  настоящего кэпа и его трагедия. Или как экспедиция Лаперуза чуть не обнулила Наполеоновские войны Корабль, Интересное, Судно, Остров, Океан, Экспедиция, Море, Фрегат, География, Длиннопост

Модель фрегата «Astrolabe» от ModelShipYar

Они должны были исследовать как северную, так и южную часть Тихого океана, включая побережье Дальнего Востока и Австралии, и отправлять отчеты через существующие европейские аванпосты в Тихом океане. Их цели были географическими, научными, этнологическими, экономическими (поиск возможностей для китобойного промысла или торговли мехом) и политическими (возможное создание французских баз или колониальное сотрудничество с их испанскими союзниками на Филиппинах).

Приготовления

Еще в марте 1785 года Лаперуз предложил Полю Моннерону, который был выбран главным инженером экспедиции, отправиться в Лондон , чтобы узнать о мерах по борьбе с цингой, рекомендованных Куком, и о предметах обмена, используемых Куком в его отношениях с коренными народами, а так же купить научные инструменты у некоторых крупнейших английских фирм, в частности у Рамсдена, и два секстанта нового типа.

Лаперуз пользовался авторитетом у экипажей. Среди его команды было десять ученых: Жозеф Лепот Дагеле (1751–1788), астроном и математик; Роберт де Ламанон, геолог; Ла Мартиньер, ботаник; физик; три натуралиста и три иллюстратора, Гаспар Дюше де Ванси и Жан-Андре Монже. Даже оба капеллана экспедиции имели научную подготовку.

Интереснейший факт!

Одним из молодых людей, подавших заявку на путешествие, был 16-летний корсиканец по имени Наполеон Бонапарт. Бонапарт, в то время младший лейтенант парижской военной академии, попал в предварительный список, но в конечном итоге не был включен в список участников путешествия и остался во Франции. В то время Бонапарт был больше заинтересован в службе на флоте, а не в армии, из-за его знаний в области математики и артиллерии. Даже боюсь представить как бы изменилась мировая история, попади Наполеон в экспедицию из которой никто не вернулся.

Лаперуз и его 220 человек покинули Брест 1 августа 1785 года, обогнули мыс Горн, посетили испанские колонии в Чили и 9 апреля 1786 года прибыли на остров Пасхи.

Потрясающая история  настоящего кэпа и его трагедия. Или как экспедиция Лаперуза чуть не обнулила Наполеоновские войны Корабль, Интересное, Судно, Остров, Океан, Экспедиция, Море, Фрегат, География, Длиннопост

Французы на острове Пасхи, 1786 год

Затем корабли отплыли на Сандвичевы острова, (современные Гавайи где Лаперуз стал первым европейцем, ступившим на остров Мауи.

После этого Лаперуз повернул на север и взял курс на Аляску, где в конце июня 1786 года экипажи высадились в районе горы Святого Ильи для обследования окрестностей. 13 июля 1786 года баржа и два баркаса с 21 человеком на борту были потеряны в сильном течении залива, названного Лаперузом Порт-де-Франсэ, но теперь известного как залив Литуйя. Затем экспедиция направилась на юг, исследуя северо-западное побережье Америки, включая внешние острова современной Британской Колумбии (самая западная часть Канады сейчас).

Потрясающая история  настоящего кэпа и его трагедия. Или как экспедиция Лаперуза чуть не обнулила Наполеоновские войны Корабль, Интересное, Судно, Остров, Океан, Экспедиция, Море, Фрегат, География, Длиннопост

«Astrolabe» и «Boussole» в бухте Литуйя (Аляска), июнь 1786

30 августа Лаперуз достиг испанской провинции Лас-Калифорниас, современная Калифорния. Сообщается, что он наблюдал единственное историческое извержение горы Шаста 7 сентября 1786 года, хотя этот отчет сейчас опровергается. В Президио, Сан-Франциско экспедиция задержалась на достаточно долгое время, чтобы создать контурную карту области залива. Вообще Лаперуз был первый «не испанец», посетивший Калифорнию после Дрейка в 1579 году.

100 дней понадобилось экспедиции, чтобы пересечь Тихий океан и весной 1787 года она прибыла в Макао, где Лаперуз успешно продал меха, добытые на Аляске, разделив прибыль между своими людьми. 9 апреля 1787, после визита в Манилу, он отправился к побережью Кореи, зайдя в несколько пунктов, а затем повернул на север, посетив несколько островов, Сахалин и в конце концов 7 сентября достиг Петропавловска на Камчатке.

Здесь экипажи отдохнули от путешествия, наслаждались гостеприимством русских и местного населения. В письмах, полученных из Парижа, Лаперузу было приказано исследовать поселение, которое британцы основывали в Новом Южном Уэльсе, Австралия.

Бартелеми де Лессепс, сын французского вице-консула в Петербурге, который присоединился к экспедиции в качестве переводчика, высадился в Петропавловске, чтобы доставить во Францию корабельные журналы, карты и письма экспедиции. Хотя на это у него ушел почти год путешествия по нашей Сибири.

Потрясающая история  настоящего кэпа и его трагедия. Или как экспедиция Лаперуза чуть не обнулила Наполеоновские войны Корабль, Интересное, Судно, Остров, Океан, Экспедиция, Море, Фрегат, География, Длиннопост

Карта открытий Лаперуза в Японском и Охотском морях

6 декабря 1787 года, экспедиция достигла Самоа, но не задолго до отплытия местные аборигены напали на них, убив двенадцать человек, среди которых были Ламанон и де Лангле, командир «Astrolabe». Двадцать человек были ранены.

Экспедиция отправилась в Австралию, прибыв в залив Ботани 24 января 1788 г. Французов приняли вежливо, и они провели шесть недель в британской колонии (это будет их последний зарегистрированный выход на сушу).

Во время своего пребывания французы создали обсерваторию и сад, проводили мессы и геологические наблюдения. Лаперуз также воспользовался возможностью отправить журналы, карты и письма обратно в Европу с британским торговым судном «Alexander», которое прибыло в Сидней в составе Первого флота.

Потрясающая история  настоящего кэпа и его трагедия. Или как экспедиция Лаперуза чуть не обнулила Наполеоновские войны Корабль, Интересное, Судно, Остров, Океан, Экспедиция, Море, Фрегат, География, Длиннопост

«Astrolabe» и «Boussole»

10 марта набрав достаточно дров и пресной воды, французская экспедиция покинула Новый Южный Уэльс и направилась в Новую Каледонию, Санта-Крус, Соломоновы острова, Луизиады, а также к западному и южному побережью Австралии. Хотя Лаперуз сообщил в письме из Порт-Джексон, что он ожидал вернуться во Францию к июню 1789 года, европейцы больше не видели ни его, ни других членов его экспедиции.

Потрясающая история  настоящего кэпа и его трагедия. Или как экспедиция Лаперуза чуть не обнулила Наполеоновские войны Корабль, Интересное, Судно, Остров, Океан, Экспедиция, Море, Фрегат, География, Длиннопост

Маршрут экспедиции Лаперуза

В 1791 году французы предприняли попытку отыскать экспедицию отправив на ее поиски два корабля, «Recherche» и «Espérance», которые вернулись во Францию в 1793 году без результата.

Есть запись, что Людовик XVI утром перед казнью в январе 1793 года спросил: «Есть ли новости о Лаперузе?»

Документы, переданные во Францию из экспедиции Лаперуза, были опубликованы в Париже в 1797 году под названием «Кругосветное путешествие Лаперуза».

В 1825 году капитан Королевского флота Томас Мэнби представил отчет, подкрепленный предполагаемыми доказательствами, о том, что установлено место, где погибли Лаперуз и его команда. Английский китобой обнаружил длинный и низкий остров, окруженный бесчисленными бурунами, расположенный между Новой Каледонией и Новой Гвинеей, почти на равном расстоянии от них. Жители поднялись на борт китобоя, и у одного из вождей в ухе висел крест Святого Людовика. У других туземцев были мечи, на которых было выгравировано слово «Париж», а у некоторых были замечены медали Людовика XVI. Один из вождей, лет пятидесяти, рассказывал, что, когда он был молод, во время сильного шторма у кораллового рифа потерпел крушение большой корабль. Во время своего путешествия Мэнби видел несколько таких же медалей, которые Лаперуз раздал туземцам Калифорнии.

Только в 1826 году ирландский морской капитан Питер Диллон нашел достаточно доказательств, чтобы собрать воедино события трагедии. В Тикопии (один из островов Санта-Крус) он купил несколько мечей, которые, как он имел основания полагать, принадлежали Лаперузу или его офицерам. Он навел справки и обнаружил, что они прибыли из близлежащего Ваникоро, где несколько лет назад разбились два больших корабля. Диллону удалось получить корабль в Бенгалии и он отплыл на Ваникоро, где нашел пушечные ядра, якоря и другие свидетельства пребывания кораблей в воде между коралловыми рифами. Из информации, которую жители Ваникоро предоставили Диллону, можно было сделать грубую реконструкцию катастрофы, постигшей Лаперуза.

Оба корабля потерпели крушение у рифов Ваникоро. «Boussole» затонул первым. С «Astrolabe» успели снять часть груза и досок. Группа матросов , вероятно, выживших с «Boussole», была убита местными жителями. По словам островитян, некоторые выжившие моряки построили двухмачтовое судно из обломков «Astrolabe» и ушли в западном направлении примерно через девять месяцев, но что с ними случилось, неизвестно. Кроме того, двое мужчин, один «вождь», а другой его слуга, остались, но покинули Ваникоро за несколько лет до прибытия Диллона.

Потрясающая история  настоящего кэпа и его трагедия. Или как экспедиция Лаперуза чуть не обнулила Наполеоновские войны Корабль, Интересное, Судно, Остров, Океан, Экспедиция, Море, Фрегат, География, Длиннопост

Крушение «Astrolabe» и «Boussole»

Свен Валрус в своей книге 1989 года «Мятеж и романтика в южных морях» предполагает, что в 1791 году был единственный упущенный шанс спасти одного или нескольких выживших.

В ноябре 1790 года капитан Эдвард Эдвардс , командующий HMS «Pandora», отплыл из Англии с приказом прочесать Тихий океан в поисках мятежников с HMS «Bounty». В марте следующего года «Pandora» прибыл на Таити и забрал 14 членов экипажа «Bounty», которые остались на этом острове. Затем корабль покинул Таити в поисках «Bounty» и лидера мятежа Флетчера Кристиана.

Поиски капитана Эдвардса оставшихся мятежников в конечном итоге оказались безрезультатными. Однако, проплывая мимо Ваникоро 13 августа 1791 года, он заметил дымовые сигналы, поднимающиеся с острова. Эдвардс, нацеленный в поиски «Bounty» и убежденный, что мятежники, не будут так открыто выдавать свое местонахождение, проигнорировал дымовые сигналы и поплыл дальше.

Валрус утверждает, что дымовые сигналы почти наверняка были сигналом бедствия, отправленным выжившими из экспедиции Лаперуза, которые, как показали более поздние свидетельства, все еще были живы на Ваникоро. Уолрус «практически уверен», что капитан Эдвардс, которого он характеризует как одного из самых «безжалостных», «бесчеловечных», «черствых» и «некомпетентных» военно-морских капитанов Англии, упустил свой шанс стать «одним из героев морской истории» и , разгадать тайну пропавшей экспедиции Лаперуза.

Потрясающая история  настоящего кэпа и его трагедия. Или как экспедиция Лаперуза чуть не обнулила Наполеоновские войны Корабль, Интересное, Судно, Остров, Океан, Экспедиция, Море, Фрегат, География, Длиннопост

Мемориал Лаперузу на Ваникоро

Источник: Энциклопедия парусников XV-XIX веков.

Показать полностью 9

Греческий Меркурий. Не менее достойный чем наш, поскольку эта история так же достойна экранизации!

Много кто знает героическую историю брига "Меркурий", сумевшего отмахаться от двух линейных турецких кораблей. Я думаю больше у многих в памяти должна висеть картина Айвазовского об этом бое.

Греческий Меркурий. Не менее достойный чем наш, поскольку эта история так же достойна экранизации! Корабль, Судно, Бриг, Пираты, Морские сражения, Пираты Карибского моря, Парусник, Фрегат, Галеон, Военная история, Интересное, Длиннопост

Если коротко, то нашему 20-пушечному бригу бригу пришлось однажды встретиться с двумя турецкими линейными кораблями "Реал-Бей" и "Селиме", каждый из которых превосходил в вооружении "Меркурий" раз в 5. Но наш бриг, сумел выйти из этой передряги, хотя и был готов взорвать себя с любым из турецких кораблей. "Меркурий", получил свыше 200 пробоин, но вписал свое имя в историю. Это произошло в 1829 году.
Но за 8 лет до этого свое имя в историю вписал еще один бриг. На этот раз греческий, и все с теми же турками. Вот как то не заладилось у них с бригами)

Итак, начнем:
350-тонный «Aris» был построен как торговое судно в Венеции в 1807 году. После начала греческой революции в марте 1821 года его владелец, Анастасиос Цамадос (1774–1825) с Гидры, вооружил корабль 16 12-фунтовыми орудиями и присоединился к флоту своего родного острова. «Aris» участвовал во многих первых морских столкновениях с османским флотом, но прославился после боя в Наварино 8 мая 1825 года, который стал известен как «Вылазка Ариса» (Έξοδος του Άρεως).

Греческий Меркурий. Не менее достойный чем наш, поскольку эта история так же достойна экранизации! Корабль, Судно, Бриг, Пираты, Морские сражения, Пираты Карибского моря, Парусник, Фрегат, Галеон, Военная история, Интересное, Длиннопост

Модель брига «Aris»

В то время на острове Сфактерия был расквартирован греческий гарнизон, который контролировал вход в прекрасную естественную гавань Пилосского залива (Наварино). Ибрагим-паша из Египта, которому османский султан поручил подавить греческое восстание, должен был захватить остров, чтобы использовать залив в своих целях. «Aris» вместе с 5 другими бригами стоял на якоре в Сфактерии, когда утром 26 апреля прибыл объединенный османско-египетский флот и начал атаку на остров, обстреливая греческие позиции и высаживая многочисленные войска. Большинство капитанов кораблей находились на суше вместе с частью их экипажей, управлявших артиллерийскими орудиями острова. Другие корабли отплыли до того, как османский флот смог перекрыть залив, и, отбиваясь от османов, смогли уйти. Однако экипаж «Aris» все еще ждал своего капитана, который был убит. Вместо него на борт поднялись Николаос Вотсис, капитан уже отплывшей без него «Afina», и Димитриос Сахтурис, командующий Наваринской крепости, спасаясь от наступающих египетских воинов. Вотсис стал капитаном, а Сахтурис стал его первым помощником. На корабле также присутствовал государственный секретарь Александрос Маврокордатос, которого в целях безопасности отправили в трюм.

«Aris» снялся и пошёл к выходу из бухты. Это было сумасшествие, но альтернативой была только сдача. Впереди, на выходе, деревянной стеной стояла вся турецко-египетская армада.

Отправив Маврокордато в трюм, Воцис хладнокровно отдавал команды. Моряки вынесли икону Богоматери и оказавшийся на борту священник пел псалмы. Моряки обнимались с пожеланием «до скорой встречи в другом мире». Первыми на «Aris» набросились 2 фрегата и 2 корвета, но, обменявшись залпами, «Aris» сумел уйти от них. Но вот ветер спал, и «Aris» обступили 5 турецких бригов. «Aris» медленно шёл между ними, продолжая стрелять всеми 16 орудиями. Греки из Ньокастро, да и европейские офицеры других судов турецко-египетской армады продолжали с удивлением наблюдать за боем одинокого маленького корабля с целым флотом. Плотникам, морякам и артиллеристам «Aris» не было ни минуты передышки.

Греческий Меркурий. Не менее достойный чем наш, поскольку эта история так же достойна экранизации! Корабль, Судно, Бриг, Пираты, Морские сражения, Пираты Карибского моря, Парусник, Фрегат, Галеон, Военная история, Интересное, Длиннопост

Проход «Aris» через Турецко-Египетскую эскадру

Но вот один турецкий бриг разнесло в щепки, на другом снесло мачту, оставшиеся 3 брига с тяжелыми повреждениями отступили. После десятиминутной передышки «Aris» был настигнут двумя турецкими фрегатами, идущими на абордаж. Воцис посылает двух моряков в пороховой погреб с командой взорвать корабль как только турки высадятся на него. Нос одного из фрегатов нависает над палубой «Aris». Отчетливо видны и европейские офицеры на борту фрегата. Воцис кричит: «Братья, готовы взлететь на воздух». На турецком фрегате оказалось несколько греческих моряков с острова Касос. Касиоты перевели слова Воциса, и фрегат отошёл. Но в это время ядро, выпущенное с «Ареса», снесло носовую мачту на фрегате. Фрегат вышел из борьбы. «Aris», уже с поврежденным рулем, к удивлению наблюдающих за боем греков, турок, европейцев продолжает идти сквозь строй армады, ведя бой с 32 фрегатами, корветами, голетами, бригами. Но приближается вечер, ветер стих, дым сражения стал оседать и окутал «Aris». Бриг ускользает от армады. Потери среди экипажа составили всего двое убитых и шестеро раненых.

После окончания Войны за независимость корабль был куплен греческим правительством для нового Королевского греческого флота и переименован в «Athena» (Αθηνά). Он вернулся к своему старому названию в 1879 году и находился на вооружении, в основном как учебное судно для Греческой военно-морской академии, до 7 апреля 1921 года, когда он был торжественно потоплен у Саламина со всеми почестями в 100-летие Греческой революция. Акция, оправданная расходами на содержание корабля, вызвала в то время много критики со стороны тех, кто выступал за сохранение его в качестве военно-морского памятника. Сегодня в Национальном историческом музее Афин сохранилась только носовая часть корабля.

Смотреть каталог всех кораблей

Показать полностью 3

Дело движется! Энциклопедия парусников XV-XIX веков. Месяц после запуска!

Пару слов о проекте Энциклопедия парусников XV-XIX веков, его целях, и результатах работы за этот месяц в видео

Самый масштабный и амбициозный в Мире проект на тему истории парусных кораблей!
Миссия проекта: Ознакомить читателей с мировой историей парусного кораблестроения, мореплавания и боевых действий в период с XV по середину XIX века.
Цели проекта:
1. Отыскать всю существующую в сети информацию по конкретным парусникам и составить на каждый своеобразное досье с лучшими отобранными изображениями, фотографиями моделей и чертежами.
Для сбора информации используются отечественные и зарубежные википедии, форумы, сайты. Все переводы текстов осуществляются автором проекта.
Реальный план - около 2000 парусников за 3 года. (Больше 1000 уже есть в очереди)
2. Дополнить визуальную информацию, там где ее не хватает авторскими иллюстрациями. В первую очередь по отечественному флоту.
Цель на 3 года отрисовать не менее 50 отечественных кораблей в высоком разрешении.
3. Связать это все ссылками как в Вики.
4. Отдельно по мере наполнения карточек кораблей начнут публиковаться карточки сражений, представляющие максимальный авторский разбор с максимальной визуальной составляющей и ссылками на участников сражений из Энциклопедии.
Чем этот проект отличается от Вики?
1. В Российской вики, нет 90% британских, голландских, французских и пр. кораблей. Равно как и в Британской столько же процентов Российских, испанских и т.д.
2. Даже во всех википедиях мира нет 100% информации. Я добираю ее на национальных форумах, в статьях, книгах.
3. Трудности перевода. Читать авто-перевод не приятно. Я его адаптирую вручную
4. Минимум визуальной составляющей в вики. Этот проект напротив - упор на визуализацию как кораблей, так и событий, в которых они участвовали.

Показать полностью

Дуэль фрегатов «Africaine», Франция и «Phoebe», Британия

Дуэль фрегатов «Africaine», Франция  и «Phoebe», Британия Корабль, Пираты, Интересное, Судно, Фрегат, Наполеоновские войны, Военная история, Морской бой, Парусник, Длиннопост

Февраль 1801 года.

Шел третий год войны коалиции государств Великобритании, Австрии, России, Неаполитанского королевства и Османской империи против Наполеоновской Франции.

В самом начале войны французы проиграли сражение при Абукире у берегов Алжира, в котором потеряли одиннадцать линейных кораблей и два фрегата.

Дуэль фрегатов «Africaine», Франция  и «Phoebe», Британия Корабль, Пираты, Интересное, Судно, Фрегат, Наполеоновские войны, Военная история, Морской бой, Парусник, Длиннопост

Сражение при Абукире 1-2 августа 1798

Несмотря на такое тяжелое поражение французский флот действовал и продолжал выполнять свои задачи, в т.ч. и по поддержке французских войск на севере Африки.

13 февраля 1801 года из Рошфора в Александрию вышел французский 44-пушечный фрегат «Africaine», под командованием капитана Мадженти.

Дуэль фрегатов «Africaine», Франция  и «Phoebe», Британия Корабль, Пираты, Интересное, Судно, Фрегат, Наполеоновские войны, Военная история, Морской бой, Парусник, Длиннопост

Технический рисунок фрегата «Africaine» на основе чертежей корабля

Дуэль фрегатов «Africaine», Франция  и «Phoebe», Британия Корабль, Пираты, Интересное, Судно, Фрегат, Наполеоновские войны, Военная история, Морской бой, Парусник, Длиннопост

Целевой маршрут фрегата «Africaine»

Фрегат должен был доставить французских солдат в Египет, поэтому помимо 315 человек команды, на его борту находились 400 гвардейцев дивизии Сонье.

«Africaine» был довольно новым фрегатом, спущенным на воду в 1798 году. Длина корабля составляла 47,8 м (157 футов), а ширина 11,9 м (39 футов). Вооружение состояло из 44 пушек.

19 февраля 1801 года, пройдя Гибралтар, примерно в шести милях (9,7 км) к востоку от него, у берегов Сеуты, «Africaine» заметил парус.

Дуэль фрегатов «Africaine», Франция  и «Phoebe», Британия Корабль, Пираты, Интересное, Судно, Фрегат, Наполеоновские войны, Военная история, Морской бой, Парусник, Длиннопост

Место события

Судном оказался британский 46-пушечный британский фрегат «Phoebe».

Дуэль фрегатов «Africaine», Франция  и «Phoebe», Британия Корабль, Пираты, Интересное, Судно, Фрегат, Наполеоновские войны, Военная история, Морской бой, Парусник, Длиннопост

«Phoebe» был на три года старше своего визави, но отличался хорошей скоростью. На то время он мог давать до 13 узлов (24 км/ч; 15 миль/ч). Размеры корабля были несколько меньше чем у противника. Экипаж корабля составлял 264 человека.

Длина: 142 фута 9 дюймов (43,5 м), против 157 футов, (47,8 м) у «Africaine».

Ширина: 38 футов 3 дюйма (11,7 м), против 39 футов (11,9 м) у «Africaine».

А вот в вооружении разница была в пользу британцев использующих карронады.

Дуэль фрегатов «Africaine», Франция  и «Phoebe», Британия Корабль, Пираты, Интересное, Судно, Фрегат, Наполеоновские войны, Военная история, Морской бой, Парусник, Длиннопост

Как видим вес бортового залпа французского фрегата составлял 315 фунтов на каждую сторону, против 439 у британцев.

Прибавим сюда наличие на борту «Africaine» 400 гвардейцев, которые прибавляли как минимум 40 тонн веса кораблю. «И это если они шли без боеприпасов» (комментарий автора). Получаем не совсем выгодную ситуацию для французского фрегата. В итоге Маженди (капитан «Africaine») принял решение уходить от столкновения.

«Phoebe», находившийся на ветре начал преследование «Africaine» и в течение двух с половиной часов смог приблизиться на расстояние огня. Причем это произошло как раз на закате, поскольку солнце в этих широтах в феврале садится ± в 19:30.

Бой длился приблизительно два часа до 21:30, в результате чего «Africaine» получил более 340 попаданий. Исходя из этих цифр можем попробовать посчитать скорострельность «Phoebe»: 340 ядер / 23 орудия одного рабочего борта = около 15 залпов. Если разделить два часа на 15 залпов, получим скорострельность британских моряков равную 1 залпу раз в 8 минут.

Дуэль фрегатов «Africaine», Франция  и «Phoebe», Британия Корабль, Пираты, Интересное, Судно, Фрегат, Наполеоновские войны, Военная история, Морской бой, Парусник, Длиннопост

Бой «Phoebe» (слева) и «Africaine» (справа)

Комментарий автора:

«Мне пока не с чем сравнивать, но это расчет с учетом того, что 340 выпущенных ядер = 340 попавшим в цель, а это не реально. Соответственно расчет заранее завышен. Бой шел явно на ближней дистанции учитывая повреждения француза, но все же уверен, что на 340 попаданий было выпущено большее количество ядер. Соответственно 8-минутное время перезарядки либо поворота другим бортом еще сокращается, что мне представляется мало вероятным для того времени.

Если у кого то есть информация о скорострельности орудий того времени, поделитесь в комментариях»

Понеся значительные потери «Africaine» спустил флаг. После того как британцы поднялись на борт французы сообщили, что они потеряли 200 человек убитыми, включая начальника сухопутной дивизии Сонье и двух армейских капитанов. 143 человека было ранено, в том числе капитан фрегата Мажанди, который был ранен дважды. Тяжелые потери были результатом того, что французские солдаты пытались вести ружейный огонь столпившись на верхней палубе, что в темноте было практически бесполезно. Перевод причины таких действий в источнике звучит как: «Войска отказались укрыться под палубой из-за ошибочной доблести». Я не стал ничего корректировать, поскольку перевод довольно ясно отображает суть.

«Phoebe» потерял одного человека убитым и 12 ранеными. Его мачты, паруса и такелаж так же были сильно повреждены, но он смог доковылять в Порт-Махон. Слабый ветер привел к тому, что путешествие с еще более сильно поврежденным «Africaine» заняло две недели.

Дуэль фрегатов «Africaine», Франция  и «Phoebe», Британия Корабль, Пираты, Интересное, Судно, Фрегат, Наполеоновские войны, Военная история, Морской бой, Парусник, Длиннопост

Маршрут «Phoebe» и «Africaine» после боя

Британцы взяли на вооружение «Africaine» под его существующим именем.

Капитан «Phoebe» Барлоу за этот бой получил рыцарское звание. Первый лейтенант, Джон Вентворт Холланд, который был ранен, получил повышение до командира.

Мой вывод: Думаю, главную роль в бое сыграли британские карронады, которые скорее всего били картечью по верхним палубам «Africaine» с короткой дистанции. Отсюда и такое безумное количество потерь и повреждений. Если считать повреждения от картечи за пробоину, рисуется совсем другая математика по скорострельности приведенная выше. Но опять же я отталкиваюсь от тех цифр, которые имею в наличии.

Более подробно о предыдущей и последующей судьбе обоих фрегатов вы можете узнать по ссылкам:

История фрегата «Africaine»

История фрегата «Phoebe»

Материал взят из Энциклопедия парусных кораблей XV-XIX веков

Показать полностью 8

Круто!

Отличная работа, все прочитано!