historian78

historian78

Научный сотрудник ИНИОН РАН, выпускник исторического факультета МГУ, историк
Пикабушник
Дата рождения: 11 мая
1589 рейтинг 53 подписчика 28 подписок 127 постов 16 в горячем
4

Книги пророков Авдия и Аггея

Книга пророка Авдия

В книге Ветхого Завета, которая приписывается пророку Авдию, излагается пророчество о падении Эдома (вероятно, после его помощи вавилонянам во время осады и взятия Иерусалима) и возвышении "сынов Израилевых" после "дня Яхве" ("Божьего суда"). Она самая короткая в еврейской части Библии (одна глава, состоящая из 21 стиха).

О личности Авдия библеистам достоверно ничего неизвестно. Время его жизни и деятельности также не установлено. Появление книги, авторство которой приписывается Авдию, связано с тем, что эдомитяне (родственное древним евреям семитское племя) заключили союз с врагами "сынов Израилевых" и жестоко с ними обошлись. "За притеснение брата твоего, Иакова, покроет тебя стыд и ты истреблен будешь навсегда" (Авд. 10). Вероятно, Книга Авдия была написана после 586 г. до н.э., и в ней пророк угрожал карами эдмитянам, которые заключили союз с вавилонянами и разграбили вместе с ними Иерусалим. "В тот день, когда ты стоял напротив, в тот день, когда чужие уводили войско его в плен и иноплеменники вошли в ворота его и бросали жребий о Иерусалиме, ты был как один из них" (Авд. 11). В наказание за союз с врагами своих единоплеменников в "день Яхве", как считал Авдий, эдомитяне будут сурово наказаны за свои грехи, а "избранный народ" взойдет на гору Сион, вновь достигнет процветания, и Яхве станет владычествовать над ним.

Таким образом, в Книге Авдия основная мысль сводится к тому, что все враги Израиля будут сурово наказаны, а счастливое будущее ожидает лишь избранный народ. Тем самым в своих взглядах пророк Авдий расходился с универсалистскими представлениями некоторых "великих и "малых" пророков (например, Второисаии и Софонии) и подготовил почву для изменения религиозно-политического мышления иудеев уже после их возвращения из вавилонского плена.

Пророк Авдий. Икона первой четверти XVIII века из иконостаса храма Преображения Господня в Кижах

Пророк Авдий. Икона первой четверти XVIII века из иконостаса храма Преображения Господня в Кижах

Книга пророка Аггея

Пророк Аггей являлся первым из ряда пророков, деятельность которых совпала с возвращением иудеев из вавилонского плена (после 538 г. до н.э.) и послевавилонским периодом в истории Иудеи. О личности самого Аггея практически ничего неизвестно. Многие исследователи Библии полагают, что пророк не находился в вавилонском плену и остался в Иудее после взятия Иерусалима вавилонянами в 586 г. до н.э. Вероятно, Аггей еще застал неразрушенным храм Соломона и во время его разорения находился в Иерусалиме.

В Книге Аггея содержатся четыре проповеди, вероятно, относящиеся к 520 г. до н.э., когда в Иерусалиме возвратившиеся из плена иудеи приступили к строительству Второго храма (или храма Зоровавеля, названного так по имени персидского наместника, который стал инициатором его сооружения).

Аггей считал, что возвратившиеся из плена иудеи должны восстановить в Иерусалиме разрушенный храм, и только тогда они смогут вернуться к праведной жизни. Поэтому главными идеями Книги Аггея стали Иерусалимский храм и все, что с ним связано. Аггей утешал стариков, видевших прежний пышный храм Соломона (его существование многими библеистами, историками и археологами ставится под сомнение), говоря, что новый храм будет менее роскошным, но его слава превысит славу Первого храма: "Слава сего последнего храма будет больше, нежели прежнего, говорит Яхве Саваоф; и на месте сем я дам мир, говорит Яхве Саваоф" (Агг. 2:9). Обычно толкователи и исследователи Ветхого Завета интерпретируют этот стих Книги Аггея в том смысле, что слава нового Иерусалимского храма затмит славу прежнего, поскольку после его сооружения придет мессия, который принесет мир и счастливое будущее "избранному народу". Ранние христиане (а затем и религиозные толкователи Библии разных конфессий) относили (и относят в настоящее время) вышеупомянутые строки к Иисусу Христу, который появился в храме (правда, уже в храме Ирода или Третьем храме) еще ребенком, а затем изгнал из него торговцев и менял и тем самым продемонстрировал свою власть над храмом.

Страница ВКонтакте

https://vk.com/idhistorian (плейлист Тайны истории христианской церкви на Рутубе и ссылки на моей странице)

Сайт Исторические путешествия во времени на Гугл

https://sites.google.com/view/mem-78/

Телеграм-канале История и современность

https://t.me/ilyahistory

Канал Тайны истории христианской церкви на Рутубе

https://rutube.ru/u/secrethistorychurch/

Страница на Одноклассниках (ссылки на лекции на канале)

https://ok.ru/profile/244725744180?utm_campaign=mobile_share...

Показать полностью 1
9

Александр Порфирьевич Бородин (1833-1887) - русский композитор, участник "Могучей кучки", химик-органик, общественный деятель и врач

Избранные произведения А.П. Бородина: оперы "Князь Игорь" (Пролог), и "Млада" (фрагмент), романс "Для берегов отчизны дальней" (на стихи А.С. Пушкина), "Что ты рано, зоренька" (по мотивам русской песни). Обзор музыкального творчества известного русского композитора, автора опер, романсов, симфоний, инструментальных концертов и т.д.

Опера "Князь Игорь" (Пролог, хор "Слава")

Романс "У берегов отчизны дальней" (на стихи А.С. Пушкина, в исполнении Дмитрия Хворостовского)

Канал BuganМузТВ на Рутубе

https://rutube.ru/channel/29846749/

Сообщество канала BuganМузТВ в ВК

https://vk.com/buganmuztv/

Страница в Одноклассниках (ссылки на выпуски канала)

https://ok.ru/profile/244725744180?utm_campaign=mobile_share...

Показать полностью 2
2

Книга пророка Аввакума

Время и место деятельности пророка Аввакума, согласно сведениям Ветхого Завета, точно неизвестны. У библеистов также нет единой точки зрения о периоде создания Книги Аввакума. Одни исследователи полагают, что Аввакум жил и пророчествовал до падения столицы Ассирии Ниневии под ударами вавилонских и мидийских войск (612 г. до н.э.), другие считают, что его деятельность относится к эллинистической эпохе, точнее ко времени правления в Иудее Селевкидов, а затем Маккавеев (Хасмонеев) (197-142 гг. до н.э.). Наиболее предпочтительной является точка зрения, согласно которой Аввакум жил в период правления иудейского царя Иоакима (609-597 гг. до н.э.), второго сына религиозного реформатора Иосии, но до первой осады Иерусалима вавилонскими войсками (597 г. до н.э.). Нововавилонское царство (точнее, халдеи) в то время представляло главную внешнюю опасность для Иудеи, о чем говорится и в самой Книге Аввакума: "...я подниму халдеев, народ жестокий и необузданный, который ходит по широтам земли, чтобы завладеть не принадлежащими ему селениями" (Авв. 1:6). Однако, предупреждая об опасности, грозящей со стороны Вавилона, пророк не упоминал об осаде Иерусалима, что дает основание многим исследователям предположить, что Аввакум начал свою пророческую деятельность после Наума и был современником Иеремии.

Предполагаемая могила пророка Аввакума в Кадарим (Израиль).

Предполагаемая могила пророка Аввакума в Кадарим (Израиль).

В Книге Аввакума основными идеями стало недоумение "избранного народа": почему на Ближнем Востоке господствуют халдеи, нечестивый и грешный народ, а не "избранники Яхве", почему безбожники, грешники и злодеи выбраны в качестве "карающего меча" Яхве, и как Бог мог допустить власть халдеев над "праведной" Иудеей? "Ты, Яхве, только для суда попустил его. Скала моя! для наказания ты назначил его. Чистым очам твоим не свойственно глядеть на злодеяния, и смотреть на притеснения ты не можешь; для чего же ты смотришь на злодеев и безмолвствуешь, когда нечестивец поглощает того, кто праведнее его..." (Авв. 1:12-13).

Пророк Аввакум полагал, что халдеи и другие безбожные и нечестивые народы не смогут уйти от суда и наказания Яхве, поскольку выполнили его карающую волю для "избранного народа" с такой жестокостью и беспощадностью, с какой Бог не ожидал от них. Иудеи должны утешиться и верить, что наказание для чужих и грешных народов наступит, пусть и позднее, а "избранный народ", с помощью Яхве, восторжествует и вновь будет процветать: "Ты выступаешь для спасения народа твоего. Ты сокрушаешь главу нечестивого дома, обнажая его от основания до верха" (Авв. 3:13).

Многие исследователи Библии полагают, что Аввакум, как и его возможный современник Наум, был лжепророком, который, вместо того, чтобы предсказывать грядущую опасность для Иудеи и обличать пороки современного ему общества (социальную несправедливость, идолопоклонство, угнетение бедных богатыми), предрекал грядущую гибель Вавилона, поскольку справедливость Яхве, как он полагал, не согласуется с властью нечестивцев и злодеев, халдеев, над "праведной" Иудеей.

Вероятно, что заключительную молитву, приведенную в Книге Аввакума, священники использовали для литургических целей (возможно, для богослужений в Иерусалимском храме). Не исключено, что сам пророк составил книгу для служб в храме.

Показать полностью 1
27

Иоанн II Добрый (1350-1364). Хаос Столетней войны. Народные волнения во Франции. Часть 15

на обложке видео: убийство Этьена Марселя сторонниками дофина Карла в июле 1358 г.

Иллюстрация к хроникам Фруассара. XV в.

Ухудшение положения восставших парижан после подавления Жакерии. Убийство Этьена Марселя сторонниками дофина Карла

После окончательного подавления Жакерии в июле 1358 г. положение восставших парижан во главе с Этьеном Марселем резко ухудшилось. В предместьях столицы Франции уже стояли войска регента Карла, правителя королевства, блокировавшие ее с севера. С юга к Парижу подошли англо-наваррские отряды короля Наварры Карла Злого, которые Этьен Марсель впустил в Париж под предлогом защиты города от банд разбойников, разорявших окрестности сиолицы. Карл Злой добился своего избрания капитаном Парижа (командующим городским ополчением). Многие парижане были недовольны присутствием англичан в своем городе, начались стычки горожан с английскими наемниками Карла Наваррского, в которых несколько англичан были убиты. Чтобы успокоить недовольство парижан, Этьен Марсель распорядился взять под стражу англичан, однако ночью они тайно были выпущены из тюрьмы и присоединились к английским отрядам, разорявшим окрестности Парижа. Под влиянием Карла Наваррского и Этьена Марселя городское ополчение парижан выступило против английских отрядов, но в Булонском лесу недалеко от Парижа оно попало в ловушку и было полностью разбито и уничтожено английскими рыцарями и лучниками. Немногим удалось спастись бегством. Карл Наваррский благоразумно вывел свои отряды из Парижа, и Этьен Марсель фактически лишился его поддержки в борьбе с регентом Карлом, который решил покинуть свой лагерь в Мо и уехать в свои владения в графстве Вьеннском (Дофине), поскольку считал, что борьба за Париж со сторонниками Карла Злого и Этьена Марселя им проиграна. Отъезд регента Карла был намечен на 31 июля 1358 г., но именно в этот день политическая обстановка в Париже резко изменилась в его пользу.

Париж был по-прежнему блокирован с севера, выше по течению Сены, войсками регента Карла, а теперь еще и с юга, ниже по течению, англо-наваррскими отрядами Карла Злого, которого беспокоила непоследовательная политика купеческого прево Парижа. По столице ползли противоречивые слухи и домыслы, повсюду парижане видели измену. Однако укрывшиеся в Париже окрестные сеньоры, спасавшиеся от крестьянского бунта, и зажиточные горожане (бюргеры) решили, что пора действовать против Этьена Марселя и его уже немногочисленных сторонников, чтобы облегчить взятие Парижа войсками регента Карла и положить конец смуте в столице. Против Этьена Марселя назревал заговор, участники которого сумели направить против купеческого прево недовольных парижан.

В этих условиях Этьен Марсель решил тайно впустить в Париж англо-наваррские отряды Карла Злого в ночь с 31 июля на 1 августа, пренебрегая недовольством парижан против присутствия англичан в городе, что его окончательно погубило. 31 июля Этьен Марсель вместе со своими советниками отправился к воротам Сен-Дени, где существовало укрепление (бастида), охраняемая небольшим воинским отрядом парижан. За бастиду отвечал Жан Майяр, зажиточный горожанин, суконщик, который раньше был сторонником Этьена Марселя, а теперь решил перейти в лагерь его противников. Майяр, увидев, что с Марселем рядом стоял казначей Карла Наваррского, наотрез отказался выдать купеческому прево ключи от укрепления Сен-Дени.

Этьен Марсель, купеческий прево Парижа в 1355-1358 гг., руководитель восстания 1358 г., убит сторонниками дофина Карла в июле 1358 г.

Этьен Марсель, купеческий прево Парижа в 1355-1358 гг., руководитель восстания 1358 г., убит сторонниками дофина Карла в июле 1358 г.

Пока Этьен Марсель пытался достать ключи от другого укрепления Парижа, Сент-Антуанских ворот, Майяр поскакал во весь опор по улице Сен-Дени с криком: "Монжуа королю и герцогу!" ("Да здравствуют король и герцог!"). Это был боевой клич сторонников регента Карла. На Крытом рынке (в одном из известных в то время торговых кварталов Париже) вокруг Майяра быстро собралась народная толпа. Смотритель бастиды Сен-Дени выступил перед ней с речью, в которой быстро настроил собравшихся парижан в свою пользу. Он заявил, что король Наварры, с помощью купеческого прево Парижа, намерен вернуться в город, тот самый Карл Злой, по вине которого столько парижан погибло от рук англичан в Булонском лесу. Весть об измене Этьена Марселя быстро всколыхнула толпу, которая направилась к Сент-Антуанским воротам, где в то время находился купеческий прево. В толпе оказалось королевское знамя с белыми лилиями (время для красно-синих шаперонов, символа восстания в Париже, уже прошло).

Карл II Злой, король Наварры (1349-1387), граф Эвре (1343-1378), вероломный соратник Этьена Марселя. Иллюстрация А. де Невиля из книги Ф. Гизо «Популярная история Франции с древнейших времён» (1862)

Карл II Злой, король Наварры (1349-1387), граф Эвре (1343-1378), вероломный соратник Этьена Марселя. Иллюстрация А. де Невиля из книги Ф. Гизо «Популярная история Франции с древнейших времён» (1862)

В это время купеческий прево терял время в переговорах со стражей Сент-Антуанских ворот, которая, как и охрана ворот Сен-Дени, также наотрез отказалась давать ему ключи, поскольку слухи об измене Этьена Марселя достигли этого укрепления быстрее, чем он смог до него добраться. Мгновенно купеческого прево окружила толпа недовольных парижан. От него потребовали, чтобы он закричал: "Монжуа королю и герцогу!". Марсель долго отказывался, а потом стал кричать все, что от него требовала толпа. Он уже не мог сопротивляться под натиском горожан, которые устали от смут и треволнений нескольких месяцев восстания в Париже с февраля по июль 1358 г.

Заговорщики против купеческого прево уже решили его убить. Сигналом к этому должна была прозвучать фраза: "Это что?". В толпе находились и родственники по жене Этьена Марселя, племянники и другие зятья его покойного тестя Пьера дез Эссара, главного банкира короля Филиппа VI Валуа. Они наблюдали, как толпа уже готова растерзать выскочку, "паршивую овцу", вошедшую в круг их семейных и финансовых связей. Они ему ничего не простили. Один из спутников Марселя упал замертво, затем рухнул и купеческий прево, которого били, пинали ногами, подвергали оскорблениям и издевательствам. Вероятно, последним, смертельным ударом для Марселя стал удар секирой. Несколько приближенных Этьена Марселя были также растерзаны толпой. Остальные сумели спастись, остались в живых и отделались лишь заключением в городской тюрьме Шатле. Никто из парижан не защитил купеческого прево, полностью забыв, что когда-то многие из них были его сторонниками или соратниками Карла Наваррского.

Страница в Одноклассниках

https://ok.ru/profile/244725744180?utm_campaign=mobile_share...

Страница ВКонтакте

https://vk.com/idhistorian

Канал Исторические путешествия во времени на Рутубе

https://rutube.ru/u/historiantimetravel/

Сайт Исторические путешествия во времени на Гугл

https://sites.google.com/view/mem-78/

Показать полностью 2
1

Книги пророков Софонии и Наума

Книга пророка Софонии

Пророк Софония жил в Иудее во второй половине VII в. до н.э., в правление царя Иосии (640-609 гг. до н.э.). Вероятно, его деятельность протекала в Иерусалиме. В то время северное царство древних евреев, Израиль, уже не существовало, поскольку было завоевано Ассирией. Книга пророка Софонии вошла в состав Ветхого Завета и, по мнению многих библеистов, была дополнена, вероятно, его последователями в период вавилонского плена иудеев (после 586 г. до н.э.) и после его окончания (после 538 г. до н.э.).

Центральным аспектом учения пророка Софонии является его вера в наступление "суда Божьего" не только для "избранного народа", но и для всего человечества. Эти взгляды пророка внесли существенный вклад в религиозные реформы царя Иосии (622 г. до н.э.), активным участником которых был Софония, поскольку способствовали борьбе с идолопоклонством, утверждению монотеизма и укреплению веры в Яхве в Иудее.

Как считал Софония, человечество заслужило наказание Яхве, особенно жители Иудеи и Иерусалима, поскольку они отвернулись от "истинного бога" и поклонялись чужим богам, говоря: "не делает Яхве ни добра, ни зла" (Соф. 1:12). Грехи людские и земная несправедливость ускоряют, по мнению Софонии, наступление "страшного суда", "дня Яхве": "Близок день Яхве, близок и очень поспешает..." (Соф. 1:14). "Суд Божий будет страшен: Яхве уничтожит всех животных и сметет людей с лица земли, это будет день гнева, страха и страданий человечества: "...в день гнева Яхве, и огнем ревности его будет пожрана вся эта земля; ибо истребление, и притом внезапное, совершит он над всеми жителями земли" (Соф. 1:18). Позднее, в эпоху Средневековья, был написан религиозный гимн "Диес ире" (Dies ire, "День гнева"), в котором изображены боль и страдания гибнущего мира, основанным на пророчествах Софонии.

Однако "страшный суд" Яхве не вечен, после его описания Софония уже грозит "Божьим наказанием", а увещевает свой народ. Смиренные, бедные и праведники спасутся, поскольку ищут справедливости и исполняют законы, а не нарушают их, как власть имущие и богатые: "Но оставлю среди тебя народ смиренный и простой, и они будут уповать на имя Яхве" (Соф. 3:12-13). Этот остаток народа Израиля, как считал Софония, не будет лгать, станет жить праведной жизнью и прославится среди других народов.

Во время своего суда над другими народами, пророчествовал Софония, Яхве пощадит лишь тех, кто очистится от грехов и примет его заповеди и закон: "...я дам народам уста чистые, чтобы все призывали имя Яхве и служили единодушно. Из заречных стран Ефиоплян, поклонники мои, дети рассеянных моих, принесут мне дары" (Соф. 3:9-10). Таким образом, Софония представлял Яхве богом не только "избранного народа", но и всего человечества. Если остальные народы отринут зло, грехи и ложных богов и будут верно служить Яхве, он пощадит их остатки во время "страшного суда" и будет властвовать над очищенным от грехов человечеством.

Книга пророка Наума

Жизнь и деятельность пророка Наума в Иудее относилась к периоду ослабления Ассирии и ее падением под ударами вавилонских и мидийских войск (612 г. до н.э.). Наум был современником пророка Софонии и, вероятно, был связан с Иерусалимским храмом. Он также участвовал, как полагают некоторые библеисты, в религиозных реформах царя Иосии в Иудеи. Большинство исследователей и критиков Библии признают авторство Наума в отношении значительной части книги, названной в Ветхом Завете его именем, сомнению подвергается лишь принадлежность пророку вступительного литургического гимна.

Пророк Наум решительно осуждает грехи чужих народов и грозит им гибелью, своих соплеменников он всячески превозносит, предсказывая им счастья, радость и избежания наказания в день "страшного суда". Наум нисколько не сомневается, что Израиль будет восстановлен после "Божьего суда", его враги будут повержены и жестоко наказаны, прежде всего Ассирия: "Вот, я - на тебя! говорит Яхве Саваоф. И сожгу в дыму колесницы твои, и меч пожрет львенков твоих, и истреблю с земли добычу твою, и не будет больше слышен голос послов твоих... Нет врачества для раны твоей, болезненная язва твоя. Все, услышавшие весть о тебе, будут рукополескать от тебе, ибо на кого не простиралась беспрестанно злоба твоя?" (Наум 2:13, 3:19).

Икона пророка Наума. Середина XVII в. Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Икона пророка Наума. Середина XVII в. Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Многие библеисты, исходя из взглядов Наума полагают, что он относился к числу лжепророков, которые, в надежде на вознаграждение, пророчествовали в угоду власть имущим в Иудее. Против таких предсказателей выступали истинные пророки, например, Иеремия, который решительно их осуждал: "Врачуют раны народа моего легкомысленно, говоря: "мир! мир!", а мира нет" (Иер. 6:14).

Другие исследователи Библии считают, что в Книге Наума впервые предприняты попытки доказать "избранность" евреев по сравнению с другими народами, ибо обещания прихода мессии и наступления "царства Божьего" касаются только "избранных". Этот взгляд на свою исключительность распространился среди иудеев уже после возвращения из вавилонского плена. Существует также точка зрения, что в Книге Наума содержатся не только предсказания о гибели чужих народов за их грехи, но и пророчества о "страшном суде" и над народом Израиля. Традиционное толкование Книги Наума связано с утверждением, что Яхве накажет все грехи, несправедливость, жесткость и угнетение.

Не исключено, что первая часть Книги Наума была составлена с богослужебной целью как тексты благодарственных Яхве служб в Иерусалимском храме после падения Ниневии и крушения Ассирии. Вероятно, что сам пророк был составителем литургии. Начинается религиозный гимн восхвалением Яхве, властителя земли и неба, которых истребит своих врагов с лица земли. Далее берет слово Наум, который излагает учение Яхве о гибели всех врагов и освобождение от них "избранного народа". Возможно, часть книги, в которой рассказывается о гибели Ниневии, является свидетельством современника событий.

Литература к видеолекции на канале Тайны истории христианской церкви на Рутубе и посту на Пикабу

Гече Г. Библейские истории. Ветхий Завет. Новый Завет. М.: Политиздат, 1989 (перевод с венгерского).

Косидовский З. Библейские сказания. М.: Политиздат, 1969 (перевод с польского, есть последующие издания).

Тов, Э. Текстология Ветхого Завета.— М.: БИ, 2003

Шифман И. Ш. «Ветхий Завет и его мир». Изд. СПбГУ, 2007.

ВКонтакте

https://vk.com/idhistorian (плейлист Тайны истории христианской церкви на Рутубе и ссылки на моей странице)

Сайт Исторические путешествия во времени на Гугл

https://sites.google.com/view/mem-78/

Канал Тайны истории христианской церкви на Рутубе

https://rutube.ru/u/secrethistorychurch/

Страница на Одноклассниках

https://ok.ru/profile/244725744180?utm_campaign=mobile_share...

Показать полностью 1
17

Иоанн II Добрый (1350-1364). Хаос Столетней войны. Народные волнения во Франции. Часть 13

UPD:

14-ю часть видеолекции на канале Исторические путешествия во времени о правлении во Франции Иоанна II Доброго от 18 октября можно посмотреть здесь

https://rutube.ru/video/79237dcc17fe3e4548bc26b1da10b589/

Жакерия - мощное крестьянское восстание во Франции времен Столетней войны

В конце мая 1358 г. политическая ситуация во Франции была очень напряженной. Правитель королевства регент Карл, старший пленного короля Иоанна II Доброго (он находился в плену англичан после поражения французских войск в битве при Пуатье в 1356 г.), почти не контролировал обстановку в стране. Париж находился во власти восставших горожан во главе с купеческим прево (старшиной) Этьеном Марселем, по всей Франции разбойничали английские отряды, грабившие города и сельские поселения, которые им удавалось захватить. Французская знать была разобщена и большая ее часть была на стороне англичан, фактически помогая им в Столетней войне, король Наварры Карл Злой привел английские отряды в предместья Парижа под предлогом их защиты нападений банд разбойников, которыми были, в частности, все те же французские сеньоры, враждовавшие между собой вместо того, чтобы противостоять англичанам.

Крестьянское недовольство ростом налогов и податей, усугублением тягот англо-французской войны, к которым добавились тяжелые социальные и демографические последствия эпидемии "Черной смерти", прокатившейся по Франции и остальной Европе в 1348-1352 гг., давно уже назревало. Зажиточные горожане и французские сеньоры презрительно называли крестьян "Жак-простак", поэтому крестьянское восстание, охватившие многие французские провинции, получило название Жакерии. Однако скоро стало не до смеха знати и бюргерам. Мощное крестьянское восстание охватило многие французские провинции (преимущественно на севере страны), отдельные отряды бунтовщиков доходили до окрестностей Парижа.

Восстание началось с обычного местного происшествия. Отряд рыцарей, проезжая через окрестности городка Сен-Лё-д`Эссеран (на севере Франции), бесцеремонно грабил жителей предместий и соседних деревень под видом реквизиции на военные нужды. Через эти места часто проезжали купеческие обозы с различными товарами, направлявшиеся в Париж. Они также неоднократно подвергались грабежам со стороны окрестных рыцарей. Чаша терпения крестьян переполнилась, они напали на бесчинствующих латников и полностью их перебили.

В соседних деревнях и поселениях, как отмечали современники событий, крестьяне с изумлением и восторгом восприняли новость о том, как простолюдины одержали верх над знатью. В окрестностях многих городов Северной Франции: Бове, Суассона началось стихийное формирование отрядов восставших крестьян, поднявшихся на борьбу со знатью и состоятельными людьми. Крестьянское восстание быстро распространилось на Шампань, Монморанси, Лонжюмо и Арпанжона. Отряды бунтовщиков возникли в Бургундии, Лотарингии, Нормандии и Артуа, но в этих французских областях восстание не приобрело такого размаха, какого оно достигло в окрестностях Парижа.

Французская знать и политические группировки, боровшиеся в то время Париже (сторонники регента Карла, купеческого прево Этьена Марселя и короля Наварры Карла Злого) совсем растерялись. Никто из них не ожидал такого поворота событий. Крестьянское восстание вспыхнуло стихийно, никто его не ожидал и не организовывал. Никаких настоящих предводителей восстания не было, как и целей и лозунгов. Было только стихийное желание восставших крестьян убивать представителей знати (сеньоров и рыцарей).

Конечно, в стихии крестьянского бунта выделялись мелкие рыцари, которые разорились (по разным обстоятельствам), порвали со своим окружением и пытались организовать стихийные крестьянские отряды в более стройное войско. Однако многие из них скорее становились предводителями бунтовщиков поневоле, в силу сложившихся обстоятельств. Таковыми стали, например, Гийом Каль (или Карль), возглавивший крестьянские отряды в Бовези, и Жакен из Шенневьера, которого "избрали" своим предводителем крестьяне в Монморанси.

Гийом Каль, который взял на себя функции главного предводителя Жакерии в последних битвах ее участников с отрядами северофранцузских рыцарей во главе с Карлом Злым и на последнем этапе восстания пытался заручиться поддержкой восставших парижан во главе с Этьеном Марселем, хотел придать крестьянским отрядам характер более организованного войска, но ему это практически не удалось. К тому же, фактически Каль был всего лишь одним из вожаков стихийного крестьянского бунта. Гийом Каль, как описывали его современники, был высоким, красивым, сильным, красноречивым крестьянином, и у него был военный опыт (прежде он служил лучником), попытался научить нестройные крестьянские толпы хоть каким-то начаткам военной дисциплины, поскольку, конечно, крестьяне и понятия не имели о какой-то военной организации. Как показал дальнейший ход восстания, неорганизованные крестьянские отряды, вооруженные лишь кольями, дубинами, железными палками, не сумели провести ни одной совместной операции против хорошо организованного и вооруженного войска северофранцузской знати, стремившегося их полностью разгромить, подавить восстание и сурово наказать его зачинщиков и предводителей. Реальность Жакерии, как и любого стихийного крестьянского бунта, была такова: сколько деревень приняло участие в восстании, столько было и стихийных отрядов, а то попросту ватаг грабителей и мародеров, стремившихся просто поживиться добром состоятельных людей.

Гийом Каль, один из основных предводителей Жакерии 1358 г., казнен после подавления восстания

Гийом Каль, один из основных предводителей Жакерии 1358 г., казнен после подавления восстания

В течение всего крестьянского восстания (май - июнь 1358 г.) царил жестокий террор, и проливалась кровь. Многих бунтовщиков опьяняла собственная дерзость, поскольку они прекрасно понимали, что прежний порядок будет восстановлен власть имущими без долгих церемоний. Зачем же тогда сдерживаться? Современники событий, даже те из них, кто сочувствовал народным движениям и критиковал существующие общественные порядки, отмечали бессмысленную жестокость "жаков". Так, например, приор (настоятель небольшого мужского монастыря) ордена кармелитов с площади Мобер в Париже Жан де Венетт, который, судя по своим историческим сочинениям, не скрывал своего сочувствия к обездоленным, писал: "И всех знатных мужчин, каких только встречали, даже собственных сеньоров своих ("жаки") убивали и уничтожали без жалости. Не довольствуясь этим, дома и крепости дворян сравнивали с землей и, что еще более достойно жалости, знатных дам и малых детей их, которых встречали, предавали мучительной смерти".

Льежский хронист Жан Ле Бель (ок. 1290-1370), современник многих событий Столетней войны, фламандский рыцарь, был хорошо осведомлен о размахе Жакерии по рассказам очевидцев и не скрывал своего ужаса перед стихией крестьянского бунта, но в то же время не хотел рассказывать всего в своем историческом сочинении "Правдивые хроники": "Никогда не осмелюсь ни написать, ни рассказать как об ужасах, так и о непристойностях, каковые они (бунтовщики) творили с дамами. Среди прочих недостойных деяний они убили рыцаря, насадили его на вертел и поджарили. Это видели дама и дети. После того как десять или двенадцать из них изнасиловали даму, они силой заставили ее его есть. Потом они умертвили его злой смертью".

Даже если ужасы крестьянского бунта и были преувеличены некоторыми современниками (в силу их социального происхождения), то, несомненно, возмущение вызывало насилие восставших над женщинами и детьми, которых оберегал неписаный средневековый кодекс чести. Но, с другой стороны, было непонятно, почему сеньоры и рыцари, хорошо знакомые с военным делом и в некоторой степени защищенные стенами своих замков и крепостей, совершенно не подумали о защите собственных семей от простолюдинов, безусловно, неспособных несколько дней осаждать крепость или замок. По словам современного французского хрониста, "они вошли, гурьбой, без иного оружия, кроме палок с железными наконечниками и ножей, в дом одного рыцаря. И вломились в дом и убили его, и его жену, и его детей. Потом дом сожгли. Потом они пошли в один крепкий замок и поступили того хуже, ибо взяли рыцаря, крепко привязали, и изнасиловали на его глазах даму и дочь. Потом они убили даму, беременную, и дочь, потом рыцаря и всех детей. И сожгли замок. Так они поступали во многих замках и добрых домах".

Канал Исторические путешествия во времени на Рутубе

https://rutube.ru/u/historiantimetravel/

Сайт Исторические путешествия во времени на Гугл

https://sites.google.com/view/mem-78/

Канал История и современность в Телеграме

https://t.me/ilyahistory

Страница ВКонтакте

https://vk.com/idhistorian

Показать полностью 1
5

Книги пророков Осии и Михея

*на обложке видно: Пророк Осия. Роспись кафоликона монастыря Ватопед на Афоне (Византия, 1311/12 г.)

Книга пророка Осии

Пророк Осия, как и его современник Амос, жил в северном царстве древних евреев, в Израиле. Его пророческая деятельность началась около 750 г. до н.э., во второй половине правления царя Иеровоама II. Достоверных сведений о жизни Осии сохранилось мало. Согласно сведениям Книги Осии, пророк был женат (его брак сложился несчастливо), у него было трое детей. Осия пережил падение Израиля в 722 г. до н.э. под ударами ассирийских войск Саргона II и, возможно, пророчествовал и после падения Израиля (умер, вероятно, вскоре после этого события).

Текст книги пророка Осии сохранился до настоящего времени в плохом состоянии, его пророчества были записаны, вероятно, уже после его смерти в Иудее.

Осия считал, что за грехи народа погибнут только жрецы, вельможи и цари, но Яхве не позволит исчезнуть "избранному народу". Однако его оценка состояния Израиля, несмотря на его кратковременное процветание при Иеровоаме II, сурова: "...нет ни истины, ни милосердия, ни богопознания на земле. Клятва и обман, убийство и воровство, и прелюбодейство крайне распространились, и кровопролитие следует за кровопролитием" (Ос. 4:1-2).

Из Книги Осии известно, что пророк женился на блуднице Гомерь, которую потом выгнал из дома за неверность, но потом сжалился, простил за многочисленные измены и вернул обратно. Брак с блудницей имел символическое значение, поскольку неверная жена олицетворяла "избранный народ", который поклялся соблюдать верность Яхве, но не сдержал своего слова и стал поклоняться чужим богам: "Судитесь с вашей матерью, судитесь; ибо она не жена моя, и я не муж ее... Ибо блудодействовала мать их... ибо говорила: "пойду за любовниками моими, которые дают мне хлеб и воду, шерсть и лен, елей и напитки"... А не знала она, что я, я давал ей хлеб и вино и елей и умножал у нее серебро и золото, из которого сделали истукана" (Ос. 2:2, 5, 8).

Осия простил неверную жену-блудницу, и Яхве, как считал пророк, также простит свой неверный народ за идолопоклонство и почитание чужих богов: "И будет тот день, говорит Яхве, ты будешь звать меня "муж мой", и не будешь большей звать меня "Ваали"... И обручу тебя мне навек, и обручу тебя мне в правде и суде, в благости и милосердии. И обручу тебя мне верности, и ты познаешь Яхве" (Ос. 2:16, 19-20).

В грехах народа виновны, по мнению Осии, прежде всего, жрецы, которые неверны Яхве и не соблюдают его законов, и цари, которые не всегда соответствуют своему положению: "Слушайте это, священники, и внимайте, дом Израилев, и приклоните ухо, дом царя; ибо вам будет суд, потому что вы были западнею в Массифе и сетью, раскинутою на Фаворе. Глубоко погрязли они в распутстве, но я накажу всех их" (Ос. 5:1-2).

Своих детей Осия назвал также символически, подчеркивая неверность "избранного народа" Яхве: старшего сына назвал Изреель, показывая, что Яхве положит конец существованию Израиля как самостоятельного царства, младший сын пророка получил имя Лоамми ("не мой народ"), а дочь Осия назвал Лорухамой ("непомилованной"). Но настанет время, говорил Осия, и Яхве смилостивится и простит свой народ за грехи: "... И помилую непомилованную, и скажу не моему народу: "ты мой народ", а он скажет: "ты мой Бог" (Ос. 2:23).

Чистосердечное раскаяние "избранного народа", как считал Осия, будет вознаграждено милосердием Яхве, и Израиль вновь обретет былое процветание: "Уврачую отпадение их, возлюблю по благоволению; ибо гнев мой отвратился от них. Я буду росою для Израиля; он расцветет как лилия, и пустит корни свои, как Ливан" (Ос. 12:5-6).

Книга пророка Михея

Пророк Михей жил в Иудее, в южном царстве древних евреев, во второй половине VIII в. до н.э.(вероятно, в правление царей Ахаза и Езекии) и был современником пророков Исаии, Амоса и Осии. Из Книги пророка Михея известно, что он был простого происхождения (вероятно, сельским жителем), но пророчествовал во дворе Иерусалимского храма, сурово обличая грехи современного ему иудейского общества, за что власти (вельможи и жрецы) неоднократно подвергали его преследованиям. Текст Книги Михея, вероятно, окончательно сформировался в V в. до н.э., в послевавилонскую эпоху, составители собрали в них проповеди и предсказания разных пророков, в том числе, и Михея.

Пророк Михей выступает перед народом. Гюстав Доре (1832-1883)

Пророк Михей выступает перед народом. Гюстав Доре (1832-1883)

В своих пророчествах Михей осуждал, прежде всего, лжепророков, которые смущали народ, внушая ему ложную уверенность в полной безопасности от внешних и внутренних угроз (в то время Израилю и Иудее грозила постоянная опасность ассирийского вторжения, а изнутри оба царства подтачивали социальные и религиозные противоречия и политическая нестабильность): "Так говорит Яхве на пророков, вводящих в заблуждение народ мой, которые грызут зубами своими - проповедуют мир, а кто ничего не кладет им в рот, против того объявляют войну" (Мих. 3:5).

Михей, как и его современники Исаия, Амос и Осия и многие другие ветхозаветные пророки, сурово обличал идолопоклонство и измену Яхве, за которую виновные в этом грехе будут жестоко наказаны: "Все истуканы ее будут разбиты и все любодейные дары сожжены будут огнем, и всех идолов ее предам разрушению" (Мих. 1:7).

Пророк также решительно осуждал социальную несправедливость в современном ему иудейском обществе, а ответственность за нее возлагал на вельмож, жрецов и пророков: "Главы его судят за подарки и священники его учат за плату, и пророки его предвещают за деньги..." (Мих. 3:11). Однако напрасно надеются вельможи и жрецы на свою избранность, которая якобы спасет их от справедливого наказания Яхве за их грехи и проступки: "... а между тем опираются на Яхве, говоря: "не среди нас ли Яхве, не постигнет нас беда!"" (Мих. 3:11). Однако их надежды напрасны, предупреждает Михей: "Посему за вас Сион распахан будет как поле, и Иерусалим сделается грудою развалин, и гора дома сего будет лесистым холмом" (Мих. 3:12).

За грехи народа и его правителей Сион и Иерусалим получат заслуженное наказание Яхве в "конце времен", как пророчествовал Михей, но затем "гнев Божий" утихнет, и наступит царство всеобщего мира и счастья: "... каждый будет сидеть под своею виноградною лозою, и под своей смоковницею, и никто не будет устрашать их..." (Мих. 4:4). Придет долгожданный царь (мессия), который будет родом из Вифлеема и происходить из дома Давида, и будет править "избранным народом" от имени Яхве, освободит Израиль от чужеземцев, сотворит мир и получит власть над всем человечеством.

В Новом Завете (в Евангелиях от Матфея и Иоанна) эти предсказания Михея толкуются как пророчества о приходе Иисуса Христа (Мф. 2:6, Ин. 7:42).

ВКонтакте

https://vk.com/idhistorian (плейлист Тайны истории христианской церкви на Рутубе и ссылки на моей странице)

Сайт Исторические путешествия во времени на Гугл

https://sites.google.com/view/mem-78/

Канал Тайны истории христианской церкви на Рутубе

https://rutube.ru/u/secrethistorychurch/

Показать полностью 1
13

Человечество в эпоху Средневековья и Раннего Нового времени

UPD:

Здесь можно посмотреть выпуск канала занимательная астрономия на Рутубе от 14 октября о человечестве в эпоху Нового времени

https://rutube.ru/video/f5d5189ca928020e656697da1303f485/

Европейское Средневековье: периодизация и общая характеристика

Период Средневековья, согласно одной из распространенных периодизаций, продолжался 12 веков в мировой истории между древностью и Новым временем, с V по XVII вв., однако в разных регионах мира (в Европе, Азии, Африке, Америке) имел свои особенности, в некоторых регионах начался и закончился позже. Период европейского Средневековья обычно делится на три этапа:

1. Конец V - середина XI вв. - раннее Средневековье, когда феодализм как общественно-политическая система Средневековья еще только начал складываться в сложных социально-политических условиях перехода от поздней древности к раннему Средневековью. Происходило смешение социальных слоев античного рабовладельческого и "варварского" родоплеменного строя (земледельцев, рабов, городского населения, родоплеменной и рабовладельческой знати). В раннем Средневековье в Европе происходил упадок городов и господствовали аграрные, натурально-хозяйственные отношения. Города сохранились только в Средиземноморье и по-прежнему играли существенную роль в торговых связях Запада и Востока. В раннесредневековой Европе, после падения Западной Римской империи (как в исторической литературе называются западные провинции Римской империи после ее окончательного раздела в 395 г.), существовали варварские (раннефеодальные) государственные образования (королевства франков, бургундов, вестготов, остготов, вандалов, англосаксов, позднее образовались государства южных, западных и восточных славян), которые находились на пути перехода от древности к Средневековью.

В культурном плане в переходную эпоху от древности к Средневековью (с V по VIII вв.) происходил упадок духовной жизни, который постепенно сменился ее подъемом (после гибели античного Рима и натиска языческого бесписьменного мира). Христианская церковь (в своем западном или восточном варианте) сыграла решающую роль синтезе римской античной культуры с раннесредневековой, в частности, оказывая большое влияние на усвоение античного наследия. Византия (Восточная Римская империя), после падения античного Рима, пошла своим уникальным историческим путем как наследница Римской империи и сумела многое сохранить из античного культурного и духовного наследия.

2. Середина XI - конец XV вв. - развитое (классическое или высокое) Средневековье. В политической жизни Европы шло постепенное преодоление феодальной раздробленности и складывание централизованных государств (Англии, Франции, Испании, Польши, Чехии, Венгрии, скандинавских стран, Российского (Московского) государства и т.д.). Возникла феодальная монархия с сословным представительством, происходило усиление центральной власти и роли сословного представительства (особенно бюргерства - зажиточных горожан). Однако некоторые европейские страны (Италия и Германия) так и остались раздробленными на отдельные государственные образования до конца Средневековья и большей части Нового времени (до второй половины XIX в., когда произошло объединение Италии и Германии).

В культурной жизни постепенно происходила секуляризация общественного сознания, становления рационализма и опытного знания. В конце развитого Средневековья началось постепенное формирование гуманистической культуры эпохи Возрождения.

XVI - XVII вв. - позднее Средневековье (Раннее Новое время). В Европе в это время происходил процесс перехода от позднефеодальных к раннекапиталистическим отношениям. Крупные антифеодальные движения с широким участием широких народных масс обеспечили успех первых буржуазных революций (Нидерландской и Английской). В это время, с появлением протестантизма, особо остро ощущались религиозные противоречия, во многих европейских странах (Шотландии, Франции, Англии, скандинавских странах, немецких землях, Польско-Литовском государстве (Речи Посполитой) и ряде других), принявшие форму религиозных войн. Окончательно оформились три основных христианских конфессии в Европе: католицизм, православие и протестантизм (разных направлений), отношения между которыми были порой далеко небезоблачными. Оформился новый тип государственного устройства - абсолютная монархия, которой постепенно уступила место сословно-представительная монархия. В разных европейских странах (Англии, Франции, Испании, Австрийской монархии Габсбургов, Российском государстве и др.) абсолютистский строй приобрел свои специфические черты. В духовной жизни существенными особенностями Раннего Нового времени были поздний гуманизм, Реформация, Контрреформация. В XVII в. началось активное развитие естественных наук и рационализма.

Доменико ди Микелино. Божественная комедия освещает Флоренцию. 1465. Фреска. Собор Санта-Мария-дель-Фьоре

Доменико ди Микелино. Божественная комедия освещает Флоренцию. 1465. Фреска. Собор Санта-Мария-дель-Фьоре

Каждый из этапов европейского Средневековья открывался и сопровождался крупным передвижением народов и миграцией разных слоев населения по территории Европы и вне ее: IV - VII вв. - массовое переселение германцев, гуннов и славян и дальнейшая экспансия арабов, венгров, скандинавских племен (викингов) в конце раннего и начала развитого Средневековья; крестовые походы в XI - XIII вв. на Восток и в Восточную Европу (Прибалтику и Северо-Западную Русь), нашествия монголов в XIII в., и, наконец, морские путешествия и географические открытия европейских мореплавателей в Африке, Азии, Америке, Австралии и Океании с последующими колониальными захватами на этих континентах.

Население Европы в период Средневековья и Раннего Нового времени исповедовало христианство разных конфессий. Вплоть до конца Средневековья в Западной, Центральной и отчасти Восточной Европе господствовала католическая церковь во главе с апостольским (папским) престолом с центром в Риме. Византия и те страны (преимущественно славянские) Европы, которые приняли от нее крещение, исповедовали православие (восточное христианство). И хотя православная церковь (в отличие от католической и позднее протестантской) играла в основном подчиненную государству роль, все же обе христианские конфессии (в отличие, например, от буддизма) стимулировали более деятельное отношение к реальному земному миру как Божьему творению. Такой же позиции придерживались и возникшие в период Реформации протестантские конфессии.

Миниатюра на первой странице Остромирова евангелия (1057)

Миниатюра на первой странице Остромирова евангелия (1057)

В период европейского Средневековья возникло большинство народов, языков и государств, существующих в современной Европе, сформировались национальная культура и национальный характер европейских народов. Высокие образцы литературы, искусства, философской, исторической, политической мысли и в настоящее время оказывают существенное влияние на европейскую культуру и духовную жизнь. Романская, готическая, ренессансная, средневековая славянская, византийская архитектура во многом до настоящего времени материализуют образ эпохи европейского Средневековья. Живая связь времен привлекает к истории европейского Средневековья не только научный интерес, но и чисто обыденный, побуждая в особенностях прошлого искать ответы на вопросы современной жизни, что делает медиевистику интереснейшей и актуальной областью исторической науки.

Восточное Средневековье: периодизация и общая характеристика

Для истории Европы, где впервые стал применяться термин «Средневековье», смысл этого термина понятен и легко объясним: имеется в виду хронологический промежуток между античностью и Возрождением многих античных признаков и структурных черт в новое время. Европейское Средневековье – это по сути синоним феодализма. Семантический же подтекст слова в том, чтобы подчеркнуть, что динамика исторического развития Европы в средние века шла по линии преодоления феодальной раздробленности и элементов чуждой античности восточной структуры. Логика этой динамики привела после Возрождения к вызреванию капитализма как качественно новой, но сущностно близкой античности структуры, поднявшей на принципиально новый уровень священный принцип частной собственности.

Словом, Восток развивался, временами даже достигал уровня зажиточности, а то и процветания. Богатая международная торговля способствовала распространению этого уровня, а консервативная стабильность социальной структуры в известной мере (учитывая неизбежные колебания в рамках циклов) гарантировала его устойчивость. Конечно, не стоит преувеличивать: богаты были отнюдь не все. Но не было и чересчур кричащей имущественной разницы вне пределов престижного потребления причастных к власти. Главное же было в том, что каждый имел столько, сколько ему положено, соответствовало его положению в государстве и обществе. Зарвавшиеся же собственники, нарушавшие эту неписанную норму, обычно сравнительно легко ставились на место.

Если оперировать комплексом критериев, то следует принять во внимание степень централизации власти, скажем, переход ее на уровень «мировых» держав, великих империй, ее институционализации, т. е. отработки механизма администрации, гибкого аппарата власти. Важно учесть роль великих мировых религий, способствовавших наднациональному общению и создававших определенные условия для существования «мировых» держав. Необходимо принять во внимание темпы освоения первобытной периферии, т. е. экстенсивное развитие крупных держав. Наконец, многое значит и возникновение устойчивых зон господства той или иной цивилизации, базирующейся на веками складывавшемся культурном стандарте и освященной какой-либо из великих религий или выполняющих их функции идейных доктрин. Все эти и многие близкие к ним критерии в сумме действительно помогают сформировать определенный комплекс важных признаков, который может свидетельствовать о некоем рубеже между старым и новым в истории разных стран и регионов Востока. Но при этом возникает новая практически непреодолимая сложность: комплекс критериев помогает найти логическую

Если обратиться к истории Индии и связанного с ней региона, всей индо-буддийской цивилизационной зоны (это Индостан, включая Пакистан и Бангладеш – речь идет об их истории, а не о современном состоянии, – а также большая часть Юго-Восточной Азии и ряд мелких государств типа Непала и Шри-Ланки), то окажется, что рубеж между древностью и Средневековьем определить тут с помощью комплекса критериев будет еще сложнее. Как в глубокой древности, так и много позже, вплоть до проникновения ислама, здесь существовали крепкие восходящие к варново-кастовым и общинным связям социальные структуры, тогда как государства были политически неустойчивыми. Шел постепенный процесс индианизации юга полуострова, индуизм и в еще большей степени буддизм проникали на восток от Индии и завоевывали прочные позиции во многих районах, прежде всего в Юго-Восточной Азии. Но ничего более радикального не происходило вплоть до XII–XV вв., когда энергичное проникновение ислама во все или почти все страны региона изменило достаточно радикально образ жизни этих стран. Таким образом, если руководствоваться комплексным критерием, перед нами возникнет лишь одна логическая грань: XII–XV вв. Обратившись к Китаю и всему Дальнему Востоку, мы обнаружим совершенно иную логическую грань: на рубеже III–II вв. до н. э. древнекитайское общество, пережив структурную трансформацию и обретя единую официально санкционированную идеологическую доктрину, в духе которой были реформированы основные социальные институты и сориентированы образ жизни и ментальность населения, стало во многом иным, как иным стало и государство, приняв форму могущественной империи. Правда, эта империя в первые века своего существования испытала тяжелые удары кризиса, а затем на несколько веков даже распалась на части, причем как раз в это время формировались соседние с Китаем государства (Корея, Вьетнам, Япония), многое заимствовавшие у него и бывшие длительное время по сути частью китайской цивилизации. Приняв во внимание упомянутые события и процессы, можно опять-таки растянуть логическую грань между древностью и средневековьем в этом регионе Востока почти на тысячелетие (III в. до н. э. – VI в. н. э., когда была воссоздана империя). Приняв во внимание все изложенное, нельзя не заметить, что определяемая комплексом критериев логическая грань, вполне доказательная и приемлемая в каждом из конкретных случаев, годится как грань лишь для данного региона. Конечно, есть и определенные совпадения: исламизация была общей и для Ближнего Востока, и для Индии и Юго-Восточной Азии. Но эта общность разрушается хронологическим дисбалансом (VII в. в одном случае, XII – в другом, XV – в третьем) и даже сущностной неравнозначностью: исламизация в Индии оказалась несовместима с исламом; только в Юго-Восточной Азии, где сильной кастовой структуры не было, успех ислама был ощутим, да и то с оговорками. Хронологически близки между собой периоды трансформации от древности к средневековью на Ближнем и Дальнем Востоке, но в обоих случаях эти периоды протянулись на тысячелетие, которое явно не может претендовать на роль хронологической грани.

Сказанное означает, что первый вариант, т. е. попытка опереться на комплекс объективных критериев для выработки общей периодизации, не дает приемлемого результата. Общей для всего Востока грани на этой основе наметить практически невозможно. Остается второй вариант, т. е. принятие некоей условной хронологической грани.

Собственно, именно это и делается ныне практически всеми. На этой основе создаются учебники, общие труды, энциклопедии и т. п. Только в марксистской историографии эту условную и откровенно заимствованную из европейской истории хронологическую грань (примерно V в. н. э.) обычно, о чем уже говорилось, отождествляют с формационной (начало феодализму – опять-таки с незримой ссылкой на то, что именно так было в Европе). Учтя все это и твердо отдавая себе отчет в том, что фактически речь идет не о грани между формациями, а об условной хронологической грани, откровенно ориентированной на реалии европейской истории и взятой именно для удобства периодизации, мы вправе ориентировочно датировать начало восточного средневековья примерно началом, первыми веками нашей эры. Итак, начало, пусть условное, намечено. А как быть с концом? Проблема здесь не менее сложна, хотя в некотором смысле более очевидна. Снова о грани между формациями речи нет – можно говорить лишь о начале трансформации восточных обществ под воздействием европейского капитала, колониализма, международного рынка. Естественно, что это длительный процесс, далеко не завершившийся и даже не достигший заметных результатов в ряде случаев и в наши дни. Так что же в таком случае взять за грань, пусть даже и условную? Совершенно очевидно, что на сей раз приводимую обычно в наших учебниках, энциклопедиях и общих трудах периодизацию, не только откровенно ориентированную на реалии европейской истории, но прямо опирающуюся на эти реалии (Английская революция? Французская революция?), принимать нет оснований. Здесь все-таки нужна грань, пусть условная, пусть как-то соотнесенная с европейской историей, но все-таки имеющая смысл для самого Востока как субъекта исторического процесса. Другими словами, здесь необходимо принять во внимание не просто европейские процессы, но прежде всего то, как эти процессы затронули Восток. Речь идет, естественно, о колониализме, об экспансии колониального капитала, о связанной с этой экспансией трансформации Востока, наконец, о превращении ряда восточных стран в колонии.

Начало колониальной экспансии было положено на рубеже XV–XVI вв. Страны южных морей стали энергично осваиваться испанцами, португальцами и голландцами уже в XVI в., тем более в XVII в. Колонизаторы, включая и испанцев, англичан, представителей других европейских держав, активно осваивали территории Африки, Америки, Юго-Восточной Азии, в форме отдельных небольших анклавов оседали в Индии, Китае, занимали все укреплявшиеся позиции в торговле и мореплавании Ближнего Востока. Все это безусловно воздействовало на традиционную структуру неевропейских стран, а в ряде случаев – работорговля в Африке, латинизация Америки, активность в Юго-Восточной Азии – даже очень заметно. Тем не менее для традиционного Востока с его древними центрами высокой культуры это было только началом некоторых изменений, в то время еще едва заметных, если заметных вообще. Даже в XVIII в., когда европейские державы начали активное колониальное проникновение на Восток и было начато завоевание англичанами Индии, внутренней структуры восточных стран, в том числе и той же Индии, это коснулось очень слабо. Стран Ближнего и Дальнего Востока почти не коснулось. Торговые связи между этими странами и Европой шли практически в одну сторону – в Европу, нуждавшуюся в пряностях и иных «колониальных» товарах, но практически не имевшую того, в чем нуждался в то время Восток (точнее, не имевшую товаров, которыми он заинтересовался бы). И только с XIX в. ситуация стала решительно меняться. Как известно, в Европе XIX век начался с Великой французской революции, давшей энергичный толчок капиталистической трансформации – как политической, так и экономической, основанной теперь же на машинной индустрии. Вот эта-то машинная индустрия и совершила подлинную революцию в мировом хозяйстве. Именно она способствовала энергичной трансформации внутренней структуры Востока, прежде всего Индии, наводненной английскими промышленными товарами. Только теперь, с XIX в., начался период ломки и трансформации традиционной внутренней структуры Востока, вынужденного приспосабливаться к новым реалиям колониального капиталистического мирового рынка. Приняв во внимание сказанное, мы вправе условно установить завершающую грань восточного Средневековья в XIX в., для большинства стран Востока – скорее всего в середине XIX в., когда только что упомянутые процессы уже повсеместно стали давать о себе знать, вызывая ответную реакцию традиционного восточного общества.

Пирамида Кукулькана в Чичен-Ице (цивилизация майя)

Пирамида Кукулькана в Чичен-Ице (цивилизация майя)

Самобытной частью мировой истории эпохи Средневековья и Раннего Нового времени стали доколониальные цивилизации аборигенов Южной Америки майя, ацтеков и инков, существовавшие на территории многих стран современной Латинской Америки (Мексики, Перу, Гватемалы, Гондураса, Боливии, Эквадора и т.д.), следы которых сохранились до настоящего времени и включены (особенно майя) в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Культурные, общественные, научные достижения этих цивилизаций, несмотря на их уничтожение европейскими колонизаторами (испанскими конкистадорами) в ходе колониальных захватов в Южной Америке в XVI в., и сейчас являются существенным достоянием исторического и культурного наследия человечества.

Канал Занимательная астрономия на Рутубе

https://rutube.ru/u/entertainigastronomy/

Канал Занимательная астрономия в Телеграме

https://t.me/astronomy78

Моя страница ВКонтакте

https://vk.com/idhistorian (ссылки на выпуски канала Занимательная астрономия)

Страница в Одноклассниках (ссылки на выпуски канала)

https://ok.ru/profile/244725744180?utm_campaign=mobile_share...

Литература к выпуску канала Занимательная астрономия и посту на Пикабу:

Васильев Л.С. История Востока. Т. 1. М.: Высшая школа, 1993.

История средних веков. (под ред. С.П. Карпова). Т. 1. М., 1998.

Рождение Европы = L`Europe est-elle née au Moyen Age? — СПб.: Alexandria, 2007. — 398 с. — (Становление Европы). — ISBN 978-5-903445-04-2.

Ле Гофф Ж. Средневековый мир воображаемого / Пер. с фр., общ. ред. С. К. Цатуровой. — М.: Прогресс, 2001. — 440 с. — ISBN 5-01-004673-3.

Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада / Пер. с фр., общ. ред. Ю. Л. Бессмертного; Послесл. А. Я. Гуревича. — М.: Издательская группа Прогресс, Прогресс-Академия, 1992. — С. 376. — ISBN 5-01-00-3617-7.

Егер О. Всемирная история. Средние века / 3-е изд. испр. и доп. — М.: АСТ, 200

Показать полностью 3
Отличная работа, все прочитано!