baba.s.baobaba

baba.s.baobaba

Аналитик бизнес-процессов, стратег Правовед @kuzinast
На Пикабу
поставил 2936 плюсов и 0 минусов
отредактировал 0 постов
проголосовал за 1 редактирование
17К рейтинг 93 подписчика 863 комментария 13 постов 9 в горячем

Ответ на пост «Купи казан, с*ка!»

Как же тяжело работать под управлением таких косноязычных.

На переговорах с одним РОПом:

Я: Такая конверсия(Юр.услуги)поднимается достаточно легко хорошим сервисом. Вы об этом думали?

РОП: Я проходила эту процедуру(банкротство) мне сервис был не нужен. Он меня раздражал, я не понимала ничего.

Я: Не обязательно общаться с клиентами канцеляризмами, но очень важно помогать оставаться лояльными, а лояльность управляется сервисом. Если процесс сервиса заброшен, то в коэффициенте лояльности творится хаос, соответственно, много дебиторок будет слетать.

РОП: Ну это мы с вами финансово образованные, а они там не очень это все понимают. Они там все на кнопочный телефонах сидят. Их сопровождать не нужно.

Балансчегототам привет! Ставьте во главе филиалов кого-нибудь кто умеет в причинно-следственные, а не финансово-образованных банкротов. Плюс РОП управляет всем филиалом - вы очумели?! Откуда там конверсия выше плинтуса поднимется если двенадцатью бизнес-процессами управляет человек, который не понимает как управлять одним (своим же) процессом?

И еще: вы зачем РУКОВОДИТЕЛЮ-КОНТРОЛЕРУ даёте рекламные бюджеты на УПРАВЛЕНИЕ если он ни разу не управленец?

Очень горько, считала эту компанию лучшей на рынке.

Кстати, по поводу навязывания услуг: они там держат в кабинете людей чтобы люди дали номера потенциальных клиентов - знакомых. И называют это ВЫСТРАИВАНИЕ АГЕНТСКОЙ СЕТИ! Прикиньте! Странно ведь, что такая низкая конверсия? Очень странно...

Показать полностью
13

Зачем мне разбираться в бизнесе?! Это не модно #1

Сегодня хочу рассказать, как незнание процессов бизнеса разрушает его изнутри на примере. Буквально вчера общалась с РОПом одной компании (продукт - банкротство), говорит, решили развивать агентурную сеть в городе.


Во-первых, хотят прозвонить базу наших уже настоящих клиентов и предложить 5000 р. взамен на клиента. Во-вторых, когда человек у нас в офисе, просят "Дайте нам 5 номеров знакомых, мы им обязательно позвоним". При этом конверсия в компании 10%.


Я в свою очередь предлагаю заняться хорошим сервисом - клиент должен знать, детали своего дела и понимать, у кого он  это может спросить в любой момент. РОП повела бровью и сказала сначала, что она уже обанкротилась, ей писали и отчитывались, ей это было не понятно, а потом сказала примерно так:


"Это мы с вами грамотные люди понимаем все, а клиенты у нас низшего и среднего класса не понимают ничего"

Представьте, что вы попали в долговую яму, по сути, в липкую ситуацию о которой даже говорить вслух не приятно и страшновато. Естественно, когда дело касается вас лично. Вы приходите в кабинет,вам презентуют 1 час "крутость" банкротства, а потом просят, чтобы вы дали номера людей которым бы сами в жизни не признались, что находитесь в таком отвратительном положении. Как ощущение? Хочется убежать? А возвратиться в такую компанию сильно хочется? Удивительно тогда, что конверсия аж целых 10%, а не ещё меньше с таким подходом.


Уже второй день обдумываю ее слова. Какие ваши мысли на этот счет? Я попытаюсь тоже со своей стороны сформировать внятное мнение.

Показать полностью
3798

Ответ aleksiberia в «Ну что, дебилы?»

В свое время в юности, приходилось попадать в крайне неадекватные ситуации, в том числе быть обижаемой вот таким Женей, однажды моя мать психанула, пошла в школу и навешала этому герою люлей. Был суд, психиатрические экспертизы с обеих сторон, я на нервной почве попала в больницу с гастродуоденитом, и как вишенка на торте моя же мать меня обвинила в том, что я ей жаловалась на плохие условия в школе. (Не могу не заметить, что спустя 7 лет мы с Женей жили в одной комнате в общаге и в целом, неплохо сдружились).


Я это рассказываю, чтобы у читателя было понимание, что я знаю цену необдуманным поступкам по отношению к таким экземплярам как Женя. Через много лет я поняла как нужно подходить к таким ситуациям: аккуратно, по закону и без жалости. Я уже писала комментарий из 3-х шагов, что бы по идее нужно сделать, но думаю, можно написать инструкцию подробнее, тем более, что я имею немалые представления как себя вести в таких ситуациях,но уже в качестве родителя.


Итак,


1. Узнать, кто родитель или официальный опекун у этого ребенка и во всех заявлениях прописывать ФИО родителей;


2. Первый инцидент должен быть подробно описан на бумаге и направлен: директору под подпись. Просите официального ответа на заявление с личным вручением прямо в этом заявлении.


Как писать: если бумагу отдаете лично в канцелярию или секретарю, то в 2-х экземплярах, один забираете себе. Там должна стоять печать, дата, подпись принимающего, его фамилия и номер входящего сообщения.


Если отправлять письмом то обязательно заказным, с описью вложения и уведомлением о вручении. Это страхует вас от “Ой, а мы ничего не получали”.


3. Ждете 30 дней, письмо конечно вам директор не принесет. И вы пишете в опеку и в управление образованием


В управление образования писать о том, что бездействует система образования - не обеспечивает безопасность детей в школе. А в опеку не на мальчика, а на родителей: невыполнение родительских обязанностей. Все заявления писать коллективно.


Требуете в заявлении настоятельно


А) Осуществить проверку условий надлежащего содержания ребёнка, в случае, отсутствия ухода, соответствующего его возрасту и состоянию здоровья применить меры по изъятию ребёнка из семьи, до устранения недостатков;


Б) Проверить родителей на психологический статус. В случае подозрений компетентных лиц в психическом здоровье родителей - направить родителей на медицинскую экспертизу;



Люди, состоящие на учете в психоневрологическом диспансере, могут воспитывать детей, если не лишены дееспособности. Если в процессе дела выяснится, что родитель сам больной (психика, наркомания, алкоголизм), то ребёнка заберут пока родитель не научится принимать препараты и контролировать себя.


В) Семью поставить на контроль с дальнейшим сопровождением со стороны органов опеки эту семью.


Я это пишу не просто так: у моей родственницы забрали сына пока она не начала принимать лекарства на постоянной основе. Самое страшное, что может случиться, если опека решила, что ребенок в опасности, его могут отобрать. После отобрания, согласно семейному кодексу РФ, в суд обязательно подается иск о лишении родительских прав.


Основаниями для лишения родительских прав являются хронический алкоголизм или наркомания, жестокое обращение с детьми, злоупотребление родительскими правами и «отсутствие заботы» о здоровье и обучении детей, а также об их «физическом, психическом, духовном и нравственном развитии».


Опека проводит проверку, находит или не находит нарушений - это уже не важно. Вам нужно фиксировать все инциденты и после каждого писать в опеку. Они рефлексируют на каждое письмо.


4. Через 30 дней после реакции управления образования на инцидент (30 дней начинают отсчитываться с момента получения докладной/заявления), написать заявление в прокуратуру и департамент образования на бездействие со стороны руководства УО относительно систематически возникающих инцидентов представляющих опасность для учительского состава и учащихся.

Важно: может быть страшно вести  упертую переписку, ведь школе может сильно не понравятся такие выкрутасы со стороны учительского состава. Но коли ТС пишет, что хочет менять профессию, то тут уже речь идет о более важных процессах, чем просто работать за деньги с детьми.


5.  Через 30 дней после реакции департамента образования на инцидент, написать заявление в прокуратуру и министерство образования  на бездействие со стороны ДО относительно систематически возникающих инцидентов представляющий опасность для учительского состава и учащихся.



5. С жалобой на опеку - по той же схеме в прокуратуру.


Каждая их этих жалоб должна быть вручена официально. Содержание таких жалоб должно быть безэмоциональным, без односторонних выводов. Только просьба провести проверку.

Возможно, что на той стороне зачешутся раньше, но что после этого начнется суета, это точно.


7. Можно еще параллельно подключать СМИ, если понимаете, что школа может со своей стороны ущемлять в правах в качестве отместки, то пишете в разные СМИ местного, регионального и федерального масштаба. Вместо заголовка пишете “В 123 школе из ребенка выращивают будущего стрелка”, “Он пытался меня проткнуть карандашом: рассказ учительницы чудом спасшейся от малолетнего преступника” “ Школа покрывает преступника”, “Я всего лишь хотела учиться детей английскому: напуганный учитель просит защиты у общественности”. Имя мальчика не раскрывайте, просто говорите об его существовании. Вам важно не пацану жизнь испортить, а убрать его из школы и заставить родителей выполнять свою функцию.

И держите в курсе событий, этот случай нельзя оставлять безнаказанным.


Еще спрашивали, а что делать с таким психом в детсаду? Алгоритм абсолютно такой же, только вместо слова “школа” вставляйте “сад” и вперед. Удачи!

Показать полностью
58

Бизнес-моделирование: ниши, бизнес-модели, позиции на рынке

Обещала сделать пост типовые бизнес-процессы и описать их, но поняла, что для начала нужно понять, какие виды предприятий вообще существуют на рынке. Эта статья вышла объемная, она поможет упорядочить в голове каждого что происходит на рынке и поможет ответить на вопросы:


- Важно ли выбирать определённую нишу для старта бизнеса?

-Какой тип бизнеса подходит мне?

- Нужен ли мне тип бизнеса с его типовой рентабельностью?

- Кто диктует условия для условий работы моего предприятия?

- Какие системные типичные ошибки я совершаю?

- Какие ресурсы мне приобрести, чтобы усилить компанию? Где мне взять недостающие ресурсы и как?



Чтобы я могла так уверенно заявлять об этих данных и цифрах мне и другим участникам моей команды пришлось проанализировать большое количество информации, пропустить через себя много разных компаний. Если эти данные вам будут полезными - буду этому безмерно рада. Если вам есть что добавить или где -либо поправить меня, тоже буду благодарна.


Итак любые предприятия можно характеризовать:


А. По нише. К примеру медицина, строительство, бьюти-индустрия, энергетика, юриспруденция и т.д. В сущности, здесь нет каких - либо определенных критериев. Каждая ниша, это индустрия с отдельной спецификой, глубиной рынка и мастодонтами этой ниши. Видов ниш может быть огромное количество, их перечислять нет смысла. Главное, понимать свою нишу и уметь с ней обращаться не кустарно, а прибегая к профессиональным инструментам.


Ошибки в выборе ниши бывают также часто как и везде, например, открывает предприниматель школу финансовой грамотности для детей и называет область своей работы "бизнес-обучение". Также бывает, бьюти мастер решает учить девочек красить брови, и почему-то думает, то поменяла нишу "бьюти" на "обучение". Еще случается, когда, человек занимается, например, программированием 1С для оптовых складов, и по идее это ниша и есть "программирование", но он верит, что работает в нише "опт".


Дело не в том, что они все тупые и нужно их высмеять, просто иногда наше неправильное позиционирование может нас лишить новых заказчиков, подрядчиков и даже партнеров. Поэтому важно определить свою нишу корректно.


B. Тип бизнес - модели. Моделей бизнеса бывает всего девять, они отличаются друг от друга по количеству и типу привлекаемых ресурсов для полноценной работы бизнеса, по рентабельности, по видам потребителей и партнеров. Их важно различать любому предпринимателю, поскольку выбрав не верную бизнес-модель предприниматель может не только вогнать себя и компанию в долги, но даже свалиться в депрессию, ошибочно посчитав себя ни на что не способным. И это увы, не редкая ситуация.


1. Производство.


Это например, изготовление (ковка) ворот, цементные (любые другие) заводы, бисероплетение, рисование, нефтедобыча, аграрное и машиностроительное ремесло.


Требуемые ресурсы для запуска такого вида бизнеса: капитал (для приобретения сырья и производственных мощностей) + опыт в нише + актуальная информация о рынке

К примеру, без опыта в нише не будут производить поля нужное количество плодов на продажу, также как и плести из бисера самому без опыта, это в первое время домашнее милое рукожопие с перспективой. Без информации с рынка, насколько актуально вышивать гладью в 21 веке можно тоже прогореть. Еще раз: мы говорим не про хобби приносящее доход, а про работающий бизнес.

Средняя годовая рентабельность такой бизнес-модели в РФ до пандемии: 11-15 %

Сотрудничает: с оптовыми компаниями и иными производствами

Основные ошибки:

а) Продавать свою продукцию в розницу,

b) Заниматься упаковкой товара для конечного потребителя

c) Пытаться увеличить рентабельность за счет сокращения трат на другие важные процессы.


обратите внимание на низкий процент рентабельности. Часто предприниматели идут в бизнес по модели  производства, вкладывают туда силы, время, привлекают инвестора. Время идет, а рентабельность не повышается. Предприниматель выгорает и уходит из бизнеса вообще, поставив на предпринимательстве крест. Это происходит из-за незнания теоретической базы. К сожалению, начинающие предприниматели занижают значимость инвестирования знаний в себя, как в основателя бизнеса, и стремятся получать больше знаний о нише (что само по себе не плохо), но тогда выпадает понимание принципов построения и ведения бизнеса. Оттуда появляются компании работающие по 10+ лет на рынке, во главе с самодуром - нежелание инвестировать в знания,в получения новых технологий.


2.  Товаропроводящий опт.


Примеры: это все оптовые базы (продуктовые, хоз.товары т .д.), склады комплектующих запчастей чего угодно, склады с сырьем не завершенного продукта (рулонов ткани) и т.д.


Это может быть крупный, средний и мелкий опт. Это также (как бы не хотели от этого откреститься аналитики) крупные склады для конечного портебителя типа Светофор, Hoff, БауЦентр и т.д. Демпингуют цену они в том числе за счет сокращения логистического пути выступая как бы магазином будучи огромной базой по хранению товаров.


Требуемые ресурсы для запуска такого вида бизнеса: опыт в бизнесе + актуальная (рыночная, государственная, законодательная) информация


Информация: опыт в оптовом бизнесе специфичен, и надо понимать, где находятся подводные камни и как их обойти наиболее безопасно для бизнеса. Взять такой ресурс можно консультацией у профессионала в этой бизнес - модели. Не в нише продаж сои оптом, а именно у основателя работающей компании. Да, люди не боятся делиться информацией. Жадность до информации это сильный миф, который я сама для себя развеяла не так давно. Также информационным ресурсом в этом типе бизнеса выступают базы данных которые обзванивают работники отдела продаж.


Опыт в нише здесь не критичен: продавать можно сметану, саморезы, утюги и все оптом. Главное, все это указывать в ОКВЭД ))


Средняя годовая рентабельность в РФ до пандемии: 23-25 %

Сотрудничает: с физическими/юридическими лицами и государством

Основные ошибки:

a)концентрироваться на развитии одной точки (склада) не развивая сеть

b) не выстраивать агентурную сеть

c) не работать с гос.заказами

d) не становиться поставщиком для других оптовиков

e) Вести себя как бизнес в услугах B2B


3. Товаропроводящая розница.


Примеры: Магнит, Апельсин, пивные магазины, бутики в ТЦ и пр.


Требуемые ресурсы для запуска такого вида бизнеса: Капитал + опыт в нише + актуальная (рыночная, государственная, законодательная) информация о рынке


Капитал: Если в опте можно договориться на условиях дропшиппинга или чаще, дистрибьюторства, то в рознице для старта и работы нужно закупать товар с предоплатой.


Опыт в нише: нужно понимать с какими поставщиками следует работать, а каких держаться подальше. Где правильнее открыть точку с товаром такого рода и т.д. Конечно, большинство этот опыт приобретают в процессе работы, но здорово, если такую информацию можно взять у работника в подобной организации. Кстати, классный способ заполучить такую информацию - оставить заявки во все возможные франшизы. Они рассказывают просто всё!


Опыт в типе бизнеса: это важная составляющая. Иногда предприниматель всю жизнь работал в другом типе бизнеса (бизнес-модели). Этот ему не знаком, не понятны его законы и нужен тот, кто понимает, как работает розница. И такой опыт лучше брать либо внутренним партнером, либо внешним временным партнером (иными словами сопровождением от практика).


Средняя годовая рентабельность в РФ до пандемии: 19-21%

Сотрудничает: с физическими лицами и юридическими лицами

Основные ошибки:

a) концентрироваться на развитии одной точки не развивая сеть

b) Работать на точке лично основателю/друзьям/родственникам

c) Вести себя как бизнес в услугах B2c


Прокомментирую: Да, на старте, многие предприниматели работают на розничных точках самостоятельно, и во многом это верно. Но когда точка начала приносить свою стабильную прибыль, развиваться - это не модное веяние, это инструмент для выживания бизнеса.

Пример №1: периферия. Магазин продуктов. В начале много клиентов, все соседи рады, много приятелей и друзей появилось. Спустя 3 года ситуация основателя не устраивает: Светозар и Пяторка наступают на пятки, отток посетителей, скоропорт решили не закупать, поэтому приходят еще меньше покупателей. Из основных товаров - пиво и сигареты. Все идет к закату

Пример №2: Центр города. Магазин по продаже сплит-систем. Муж устанавливает, жена продает. Наняли девочку, она продает плохо, поэтому жена все равно выходит

2/2. Устали, как получается продавать другим компаниям с наемными сотрудниками - не понятно. На открытие новых точек времени не осталось ни у кого.


Также часто розничные магазинчики называют себя B2c, что в корне не верно, ведь в данном случае реализуется товар, а не производится услуга, и не исключительно физ.лицам, а всем, кто придет в магазин. Каждый из этих бизнес-моделей усиливают разные бизнес-процессы, а поэтому, такая ошибка для основателя может сильно ухудшить рентабельность розничной точки.


4. Консалтинг.


Примеры: McKinsey & Company, и другие консалтинговые компании (психологи, финансисты, юристы и т.д).

Требуемые ресурсы для запуска такого вида бизнеса: опыт в нише+актуальная (рыночная, государственная, законодательная) информация о рынке


Опыт в нише важен. Другой вопрос, что консалтинг, чаще нацелен на аудиторию бизнесменов. Но все же многие обыватели пользуются услугами тех же психоаналитиков, а без опыта, и тем более образования в таком деле лучше не находиться. Поскольку такие происшествия уже успели повлиять на рынок, то я могу от лица многих людей заявить, что появилось очень много советчиков без образования (психологов, юристов, диетологов) которые несут систематический вред всем с кем они имеют дело. Мало того, такие люди свои неверные теории масштабировали в бизнес с работающими отделами и очень хорошо на этом зарабатывают, а даже учат этому шарлатанству других. Это очень печальная практика, которую, я верю, скоро законодательно купируют.


Опыт в бизнесе: зависит от стратегии бизнеса. Иному консалтеру хорошо всю жизнь просидеть на самозанятости.


Информация: для консалтинга нельзя знать часть актуальной информации о рынке или всю информацию о рынке, но годовалой давности - важно держать руку на пульсе. Иначе, консалтинг будет некорректен и даже вредоносен для обеих сторон договора. А также, предприниматели не имеющие никогда ни одного бизнеса кроме консалтинга - это сигнал тревоги для заказчика.


Средняя годовая рентабельность в РФ до пандемии: 35-45 %

Сотрудничает: с физическими/ чаще с юридическими лицами и государством

Основные ошибки:

a)работать только индивидуально с клиентом, не предлагать свои знания на рынок коробочным b)вариантом (обучающими готовыми блоками)

c)Открыться командой экспертов-наёмников


Бывает, что предприниматель боится предлагать рынку свои обучающие курсы. Это происходит из-за негативной волны покупателей некачественных обучающих продуктов. Также порой происходит, что консалтинговая компания собирается из опытных профессионалов, которые знают все в теории, но никогда не работали на передовой или не имели бизнеса, а работали наемными управленцами. Это чревато тем, что консультирующие не понимают последствий своих советов на стратегическом уровне, и дают советы исходя их своего опыта работы в найме. Такая компания не проживет больше года.


5. Услуги B2C.


Примеры: проведение интернета в дом, вся ниша бьюти-индустрии, монтаж потолков (сплит-систем), вся работа по строительству для физлиц, СТОшки.


Требуемые ресурсы для запуска такого вида бизнеса: Опыт в бизнесе + опыт в нише + актуальная (рыночная, государственная, законодательная) информация о рынке


Опыт в бизнесе: работать с физиками почти всегда сложнее с точки зрения эмоциональной нагрузки, чем с компаниями. Поэтому, опыт в работе с таким типом бизнеса тоже немаловажен.

Опыт в нише: без опыта работы в нише бизнес B2C невозможен. Можно нанять несколько понимающих управленцев,но если вы не понимаете ничегошеньки в этой нише, то вас ждет большое число криворуких исполнителей, нечестных на руку управленцев и подрядчиков. В итоге вы разочаруетесь в бизнесе и уйдете обратно в найм чертыхаясь, что бизнес вести в России невозможно. Кстати, в одной их своих статей я уже писала, то многие франшизы берут в партнеры себе людей без опыта в нише говоря “Всему научим!”. Опыту научить невозможно. Можно передать технологии, но если человек не будет понимать смысла их работы, то конечно, он не будет применять и половины их них.

Информацию в таком типе бизнеса важно иметь не только как ресурс, который помогает бизнесу, но и демонстрировать эту информацию физ.лицам как инструмент маркетинга т.к Физ.лица принимают решения чаще всего благодаря демонстрации экспертности со стороны компании.


Средняя годовая рентабельность в РФ до пандемии: 21-23 %

Сотрудничает: с физическими лицами

Основные ошибки: концентрироваться на одной точке. Не развивать сеть


5. Услуги B2B.


Примеры: автоматизация CRM - систем, услуги рекрутинга, бухгалтерское сопровождение, юридическое сопровождение, создание/автоматизация/регламентация отделов под ключ.


Требуемые ресурсы для запуска такого вида бизнеса: опыт в нише + опыт в ведении бизнеса + актуальная (рыночная, государственная, законодательная) информация о рынке

Опыт в бизнесе: это образующий опыт для такого типа бизнеса. Невозможно предоставлять услуги компаниям ничего не смысля в самом бизнесе. Я таких примеров видела так много, что отрицание и гнев, сменились на принятие, а потом снова вернулся гнев. Вы даже не представляете сколько маркетологов мнят себя гуру маркетинга зная только про инстасрам и РСЯ. И сколько диджитал-компаний начинают штамповать обучающие курсы по бизнес-автоматизации не успев вытереть молоко с усов.

Опыт в нише: он же опыт в бизнесе по своей сути, но помним, если компания занимается бух.аудитом, то не нужно начинать собирать форумы для строительных компаний и там их учить класть бетон на кирпич. Это звучит смешно, но примеров - тьма

Информация: иногда нужны базы для обзвона. Но чаще нужно знать просто где обитает твой клиент.


Средняя годовая рентабельность в РФ до пандемии: 28-32 %

Сотрудничает: С юридическими лицами

Основные ошибки: оставаться все время в позиции подрядчика, не выращивать влияние на рынке.


6. Инфобизнес.


Примеры:многие образовательные курсы в онлайн-пространстве


Требуемые ресурсы для запуска такого вида бизнеса: экспертность в нише + опыт в ведении бизнеса + актуальная (рыночная, государственная, законодательная) информация о рынке.


Экспертность в нише (она же опыт в нише): экспертность, это самостоятельная работа в нише (не в найме) продолжительностью от 3-х лет минимум. Обязательно нужно иметь подтвержденные данные о своем профессионализме. Этот опыт взять с рынка нельзя ничем кроме как внутренним партнерством. От него без трудных последствий избавиться нельзя, поэтому выбирая себе эксперта, нужно сто раз взвесить,а не дилетант ли он.


Опыт в бизнесе: нельзя быть просто маркетологом или просто экспертом, чтобы иметь такой бизнес. Всевозможные курсы рассказывают как запустить обучающий курс (ключевое слово “запуск”), но никто не рассказывает как этот бизнес развивать, как этим бизнесом управлять, как его масштабировать, куда его в итоге нужно привести. Больше вопросов, чем ответов. И маркетолог на эти вопросы ответы давать не компетентен. Ровно как и эксперт. Поэтому, если вы ищете себе именно человека с опытом в таком бизнесе подумайте тоже сто раз: запускать-то дело не хитрое, а кто знает что делать дальше, и главное зачем? Партнера который знает ответы на эти вопросы нужно искать, а не "запускатора".


Информация: важно понимать, нужен ли продукт аудитории. Да,я знаю, что пипл нынче хавает все, но интеллигентный предприниматель думает о стратегии и знает историю про Кашпировского и Гробового. Поэтому, информация о рынке здесь крайне важна. Как ее получить: консалтингом. Да, именно консультируясь у своей потенциальной аудитории можно понять нужно им это или нет. Но не в сети, а в жизни.


Средняя годовая рентабельность в РФ до пандемии: 35-55 %

Сотрудничает: с физическими/юридическими лицами и государством

Основные ошибки:

a)Брать экспертом/лектором дилетанта не знающего свою тему полностью

b)Делать продукт “для запуска”

c)отталкиваться только от личного бренда, не развивать корпоративный бренд


Комментарий: этот тип бизнеса работает в России с появлением интернета, но сейчас успел набить оскомину обывателю как раз из-за первых двух упомянутых ошибок. Возможно вы заметили, что у этого типа бизнеса есть серьезное отличие - самая высокая рентабельность. Этот факт и привлекает большое число мошенников и дилетантов - сотрудников нанимать не нужно, зарплату платить некому, офисы снимать не нужно, станки не нужны. Но если вы достаточно экспертны, в своем деле, а информацию которой вы владеете можно упаковать в формат обучения, то формат инфобизнеса может быть для вас приемлем.


Еще один момент: если любую онлайн-школу перенести на оффлайн формат, то как я уже говорила, подспудные траты заставят сильно пострадать рентабельность, а соответственно, инфобизнесом это уже назвать будет невозможно, т.к. учителя уже предоставляют услугу с глазу на глаз, и это уже будут услуги B2C.


7 IT.


Примеры: процесс разработки всех приложений (web,desktop, мобильные , серверные и т.п.)


Требуемые ресурсы для запуска такого вида бизнеса: опыт в нише + опыт в бизнесе

Опыт в нише: можно одновременно делать софт для пиццерий и для коллекторских агентств. Ниша не важна практически

Опыт в типе бизнеса: если вы работаете сами на себя, то без опыта, наверняка, и сами понимаете, ничего не получится кроме ерунды


Средняя годовая рентабельность в РФ до пандемии: 25-45 %


Сотрудничает: c физическими/юридическими лицами и государством


Основные ошибки:концентрироваться только на производстве IT-решений, забывать про сбыт/


8. Платформенное решение.


Платформа, это всегда соединение одной аудитории с другой. Самые примитивные примеры, это всевозможные газеты, ярмарки. Еще посовременней Алиэкспресс, Ягодки, Достависта, ЯндексТакси, Авиасейлс,Букинг и т.д.


Требуемые ресурсы для запуска такого вида бизнеса: опыт в нише + опыт в ведении бизнеса + актуальная (рыночная, государственная, законодательная) информация о рынке + связи

Опыт в нише здесь решает практически все. Он дает и связи, без которых запустить платформу немыслимо - откуда- то нужно пригнать сразу внушительное число людей. Да еще и разной аудитории (например, пассажиров и таксистов). Если нет такого опыта, то он нужен в виде партнера или в виде сопровождения человеком который имеет такой бизнес сейчас или имел недавно.

Опыт в виде бизнеса: в такой тип бизнеса приходят как правило из B2B. Таких решений не так уж и много на рынке, поэтому иметь опыт с типом бизнеса очень сложно.


Средняя годовая рентабельность в РФ до пандемии: 25-35 %

Сотрудничает: физическими/юридическими лицами и государством

Основные ошибки:

a)забывать про сотрудничество с государством, не консультировать своих клиентов, не b)предоставлять хороший сервис



C. Также бизнесы можно разделить по позиции относительно других компаний.


Подрядчик - это компания которая выполняет работу по договору. ТЗ пишет заказчик, невыполнение ТЗ влечет за собой последствия для подрядчика. Товаропроводящие компании: бутики, которые продают / распространяют продукцию.Пример: компания выигравшая торги на госзакупках и выполняющая работы САМОСТОЯТЕЛЬНО без привлечения силы.

Субподрядчик - Компания которая выполняет заказ переданный от подрядчика по ТЗ написанному заказчиком. Компании по брендированию и упаковке косметических товаров (обычно производства). Другой пример: компания получившая заказ на работу от предприятия выигравшего контракт на госзакупках

Управляющая компания - компания/группа компаний полностью берущие на свои плечи работу всех бизнес-процессов без подрядов и параллельно забирающие процессы на своё управление от своих же конкурентов. Например, компания, которая развивают косметические бренды кластерами (пример - мировые гиганты L'Oreal, Chanel)

Фондовое объединение (шеринг провайдер) предоставляющее другим компаниям свое ноу-хау. Это может быть группа компаний создающая новые бренды и покупающие имеющиеся бренды на рынке.Например Android и iPhone - они предоставляют другим компаниям “шерить” свою технологию или ресурсы на условиях которые они выставляют сами. А еще всевозможные ЯндексТакси и Ягодки тоже позволяют шерить свои мощности на условиях которые они придумали. Это тоже считается фондовым объединением.



Итого:  Общество научилось заимствовать опыт у предыдущих поколений (добыча огня, водопровод, плавка металлов и т.д.). Это мера которая нам позволяет развиваться быстрее.  Это работает везде: в быту, в семейных отношениях, в медицине, в геологии, и в бизнесе в том числе.


Если человек только планирует открыть бизнес и не собирается тратить свое время на собирание всех граблей предыдущих предпринимателей, то ему крайне важно уметь заимствовать опыт в виде информационной выжимки от опытных бизнесменов. Если унего есть бизнес и он понимает, что его две цели, это выстоять в кризисные времена и развиться, то самым рациональным решением будет не распыляться на применение  всевозможных мер, а выстроить стратегию своего бизнеса, ответив серьезно и обстоятельно:


Что я за предприниматель?

На каком этапе я сейчас?

На каком этапе развития мой бизнес?

Какие процессы в моем бизнесе сейчас есть?

Куда  его хочу привести в итоге?

Какие ресурсы мне для этого необходимы?

Где я могу взять эти ресурсы?

Какое время займет у меня поиск и внедрение ресурсов в бизнес?


Это не абстрактные вопросы, ответы на которые приведут к думам о вечном. Это первичная  информация, которая поможет провести верхнеуровневую аналитику текущих дел и запланировать первые шагу к плодотворным изменениям.


Следующий пост я напишу уже о бизнес процессах, которые есть в любой компании:

1. Маркетинг

2. Продажи

3. Производство услуги

4. Сервис и допродажи

5. HR

6. Бухгалтерское сопровождение

7. Юридическое сопровождение

8. АХО

9. Стратегическое управление бизнесом

10. Операционное управление

11. Финансовое управление

12. Управление брендом и репутацией на рынке


Этот пост будет полезен тем, кто хочет понять, насколько готов его бизнес к тому, чтобы начать масштабироваться. Начинающим предпринимателям эта информация даст понимание из какой позиции управлять процессами, чем заниматься в первую очередь и на что обращать внимание. Бывалым бизнесменам советую  прочекать свои бизнес-процессы, узнать, в какой позиции основатели находятся относительно каждого из процессов и какие процессы на самом деле важны для ваших партнеров.


Просто старалась проверять в ворде. Если будут ошибки - прошу меня великодушно простить. На конструктивные вопросы с удовольствием отвечу в комментариях.

Показать полностью
3419

Подеградировать, видите ли они сюда приходят...

8 лет назад я узнала про такой феномен как Пикабу. Сюда я заходила в основном, за поиском качественной информации, которой нет на закрытых узкопрофилированых сайтах и форумах. Здесь всегда писали содержательные тексты и истории послужившие многим людям инструкциями. Это был (и верю, что есть) сайт для любителей и профессионалов пораскинуть мозгами и узнать что-то новое.

И до чего же меня удивляют комментарии, под длинными и содержательным постами "тебе не сюда, тут развлекательный сайт " или "я сюда подеградировать вообще то захожу".

Дружочек, ты куда то не туда подеградировать приходишь. Прекрати заливать вековые баяны и иди обратно в одноклассники классить однояйцевого ветерана который связал платочек крючком, а старожилам и правда может быть интересно почитать, где коленки у пингвина или как устроен банкомат изнутри.

Обзор рынка франшиз ч.1

Долго отмалчивалась читая посты про франчайзинг, надеялась, что тема пройдёт мимо меня, но не сдержалась и написала содержательный ответ про явление франчайзинга в России изнутри. Людям зашло, даже появилось +10 подписчиков. Значит, пишу дальше.


Этот текст будет полезен для тех, кто хочет сам начинать масштабировать свой бизнес, но боится, что франшиза, это всегда плохой способ (нет, это не так) и тем, кто хочет приобрести себе франшизу, но боится наткнуться на пустышку или зелёных бизнесменов не смыслящих ничего в бизнесе


Сегодня хочу поговорить о том, что такое управляющая компании во франшизе, какие они бывают вообще и какие функции должна она выполнять , чтобы не быть причиной так называемой "смертности" франчайзи.



Что такое УК франшизы?


Управляющая компания в принципе, как термин, в России исторически уходит в ЖКХшную тематику, это ожидаемо. Но если начать копать в смысл этого термина, то возникает понимание, что УК это компания, которая управляет какими -либо процессами самостоятельно от имени и в интересах другой компании/группы компаний.


Когда Основатель бизнеса принимает решение открывать франшизу, то он задается вопросом, как управлять-то этой франшизой с юридической точки зрения, а опытных юристов в России с такой специализацией мало кто может подсказать, а имеющиеся берут достаточно дорого. Поэтому бизнесмен самонадеянно "пихает" франшизу в уже существующее юр.лицо, регистрирует торговую марку и начинает искать подрядчика на работу по созданию этой самой франшизы. Хотя по идее, надо бы эти процессы увести в отдельную управляющую компанию, по причинам, которые я опишу чуть ниже.


Важно заметить, что управляющие компании бывают разными:


1. Она может выступать отделом в существующей компании и состоять целиком из наёмного персонала, который нужно обучить и адаптировать.

2. Можно взять компанию на аутсорсе, которая занимается профессионально работой с франчайзи

3. Можно создать отдельное предприятие, которое будет работать на собственных мощностях



И тут заключается первая ошибка франшиз, которая сбивает с толку: головной офис компании вместе со всеми собственными филиалами, это отдельное юридическое лицо отработавшее несколько лет на рынке, имеющее свои отточенные процессы и понимающее как влиять на показатели, в том, числе на свою же рентабельность.


Если в это предприятие включить франшизу, то получится вот что: в головном офисе открываются новые отделы (отдел запуска работы франчайзи, отдел продаж, отдел сопровождения) сидящие первое время на бюджетах головного офиса, при том, что денежные потоки  не пересекаются тут и близко - это разные процессы и разные оплаты. Это неминуемо удар по рентабельности центрального офиса, по привычному режиму работы в компании. И вместо того, чтобы с холодной головой подходить к разработке франшизы, основатели, что ожидаемо, начинают переживать за свой стабильный доход, пытаться выкрутить бюджеты, выдоить их из различных отделов, скручивая ставки или KPI. Это классическая истерика предпринимателя выходящего на новый этап без подготовки (об этапах тоже расскажу отдельным постом).


Наверняка, вы такое видели в других компаниях: работаешь, компания растёт, начинает выходить на серьезные обороты и тут резко меняется система оплаты исполнительского персонала. Вот это оно - собственник где - то накосячил, и теперь меняет финансовую модель, т.к. уходит в минуса.


Итак, чтобы так не косячить, франшизу нужно всегда(!!) уводить на другое юридическое лицо, на него регистрировать товарный знак и там открывать отделы и/или привлекать сотрудников на аутсорс, и там же наблюдать за рентабельностью. Потому что во франшизе рентабельность всегда совершенно другая, не та, что в центральном офисе. Это константа.


Вывод: один из проверочных вопросов франшизе


У вас есть управляющая компания?

И тут компании отвечают как правило тремя ответами :

1. Мы сами себе УК
2. Мы связывались с одной УК, нас это не устроило.
3. Да, у нас есть управляющая компания

Здесь уточняете, на каком Юр лице эта компания. Если компания на одном предприятии держит все на свете деятельности - уходите. Потому что потом, у них может поплыть фин. Модель из-за например, маркетинга и они резко изменят условия сотрудничества, начнут подсовывать доп соглашения, вставлять палки в колеса. Да, это поведение наблюдается не в 100% случаев, но на них в самом начале не написано порядочный там Основатель или у него шифер уже давно ушуршал. Поэтому страхуйте риски заранее.



Теперь про функционал управляющей компании :


В любой франшизе есть свой % закрытия франчайзинговых точек. Наиболее объективные цифры можно получить после того как сама франшиза откроется и отработает в режиме продаж года 3-4. Это цикл при котором даже самые флегматичные франчайзи либо выстреливают, либо закрываются. Задача УК здесь - сделать все, чтобы этот процент был наиболее низкий. В прошлом посте писала про 3 года, это для отдельно взятых франчайзи тоже так работает.


Любая франшиза берет на себя следующие процессы:


1. Проектирование сети


Сюда входит весь детальный просчёт того, какая будет эта самая франшиза:

- Отрисовка портрета франчайзи,

- Какие пакеты будут,

- Как себя юридически защитить,

- Какая финансовая модель,

- Какие ресурсы нужно привлечь, чтобы открыть одну точку,

- Какие функции можно увести на сервис в качестве дополнительных услуг для франчайзи.


Это не общие данные крупными мазками, а очень точные сроки, даты, цифры, метрики.


Если франшиза взяла под управление этот процесс (часть процесса), вы увидите четкую картину бизнеса (не продукта), вам будет ясно, что из себя представляет это сотрудничество. Вам скажут, что  включено в пакет, а что в пакет включать не стали и почему. Ради вас исключений делать не будут (бесплатно давать второго бухгалтера), это система, здесь каждая запятая на счету.



Если франшиза не взяла под управление этот процесс (часть процесса), то он брошен, вам будут предлагать купить что-то, чего еще нет, но "Мы такие классные, нас и без сайта хотят купить". Вот это все путь предпринимателя, который прямо хочет, чтобы его кинули. Вы и таких можете встретить. Это жадные до одури люди, которым не нужен никто, но они нуждаются во всех.


Проверить наличие процесса  в компании можно вопросами:

Какой у вас портрет франчайзи?  Какие бизнес-процессы вы закрываете своим предложением?

Комментарий: В прошлом посте я уже писала, что 5% русских франшиз знают какие у них есть процессы, остальные додумывают. Я лично общалась с людьми которые по 12 лет во франчайзинге и до сих пор считают запуск бизнес-процессом франчайзи. Поэтому на опыт и регалии тоже не советую вестись.


Задавайте вопросы постепенно, по каждому бизнес-процессу так, чтобы они в полном объёме показали свою состоятельность.


Готовьтесь к ответам типа:

Вы какой то странный покупатель

Или

Это уже коммерческая тайна, я не имею права вам это говорить

Или

Я не знаю, об этом наш основатель Коловрат Полиграфыч вам рассказать может

Это все показатель не достаточной подготовки отдела продаж франшиз. И об этом тоже можно писать отдельный пост: продавцы иногда продают тут же услугу компании (например, праздники под ключ) и они же продают франшизу (франшизу организации праздников под ключ)  или вместо рассказа о бизнесе они задвигают пламенную речь о продукте.



2. Упаковка франшизы

- Оцифровка всех бизнес-процессов,

- Написание бизнес - книги для франчайзи,

- Подготовка шаблонов документов для заключения договоров


Тут я даже расписывать не буду. Упаковщиков франшиз у нас просто хоть соли. Одна беда, дальше упаковки они понятия не имеют что делать. На этом их полномочия всё.


Если франшиза взяла под управление этот процесс, по звонящему сразу слышно, что у него есть представление о том, кому и зачем он это рассказывает. вы не услышите "Валерий Михайлович, ваш дражайший основатель" - это исключено. Звонящие говорят по делу, проводит анкетирование, презентуют экосистему, а не "У нас 33 вида танцев для детишек! Представляете?". Он  вам направит договор если нужно, ему нечего скрывать, вопросы по договору он также попросит подготовить письменно. Так эффективнее проводить собеседование.


Если франшиза не взяла под управление этот процесс (часть процесса), то менеджеры по продажам не будет понимать зачем вам информация о процессах, а не о продукте. Они не будут понимать к чему интерес про бренд, про бухгалтера компании т.д.



Проверить его наличие в компании можно вопросами:

Сколько бизнес-процессов у вас в бизнес-книге?
Книга привязана к договору концессии?
Можно ознакомиться этими договорами предварительно?

3. Маркетинг

- Запуск сайтов /соц.сетей /мессенджеров,

- Подготовка презентаций,

- Запуск рекламной компании,

- Написание этапности отбора франчайзи


Если франшиза взяла под управление этот процесс, то реклама (если вы увидели рекламу) будет бить в цель. Вы столяр - вам будет реклама франшизы по производству табуреток, вы управляющий рестораном - вам будет реклама точки фаст-фуда. Если вы и попали все-таки во франшизу с не знакомой нишей, то вы не пройдете отбор, вами не будут рисковать. У нормальной франшизы на кону репутация, чтобы место на рынке занять, а не цель денег срубить.



Если франшиза не взяла под управление этот процесс (часть процесса), то вам будет приходить не презентации, а просто будет с вами переписываться нехотя некий, к примеру, Семён, говорить, что у них все окей работает. Или, тоже бывает часто, у компании будет большой процент закрытия точек, потому что франшизу продают всем без серьезного подхода: и мышонку, и лягушке, и зверушке с интересным гендером.  Вам по телефону будет девочка по скрипту тарахтеть что-то выученное на зубок, спрашивать про "Есть у вас такие большие денюшки?" и все. Это не отбор франчайзи, это впаривание франшизы.


Проверить его наличие в компании можно вопросами:

Мне важно, чтобы мои партнеры-франчайзи были также компетентны в вопросе как и я. Это меня страхует от потери вашего внимания - с неопытными франчайзи нужно много проводить времени. Вы как отбираете себе франчайзи? Нужен ли опыт в бизнесе? Опыт управления персоналом? Опыт в конкретной нише?
И тут часто начинается хохма - да, они прям отбирают, ну говорят так. Им это очень важно, прям да, но (!) Петр Степаныч в том квартале вообще слепой пенсионер без опыта в бизнесе открыл три точки и сразу улетел на трехдневный трип на Гоа. Там и прозрел, кстати.


В прошлом посте я писала, что продавать франшизы, это не эффективно. Нужно франчайзи отбирать. Причём отбор должен быть не как приём для "накидывания пуха", а действительно, страховкой рисков. А в основном, рассказывают про свою важность, не являясь таковыми. Вы точно таких встретите, если начнете оставлять заявки на франшизы. Я вам обещаю, что эти рассказы будут вас по началу очень смешить.



4. Заключение сделок и обучение


- Продажи происходят

- Компетентные франчайзи получают необходимое обучение

- Компетентные исполнители также получают необходимое обучение


Франчайзи должен управлять процессами, результатами и сотрудниками, а не становиться в позицию исполнителя случись что.


Если франшиза  взяла под управление этот процесс (часть процесса),  УК обучает управленцев управлять, исполнителей исполнять, а точнее, подтягивает их навыки. И не втирает никому, что Джефф Безос (Основатель Амазон) когда нет курьера, на доставку едет сам. А таких много, я записываю разговоры с такими кадрами и пруфы если что у меня тоже имеются =)


Если франшиза не взяла под управление этот процесс (часть процесса), растут криво работающие точки и возмущения, что франчайзи диктуют свои условия основателям.


Так все ведь правильно - если компания набирает себе в партнёры не управленцев, а исполнителей, то и вести они себя будут также: необоснованно психовать, винить окружающих, диктовать свои условия. Там нет опыта ведения бизнеса и управленческих навыков. И неоткуда ему взяться.


Проверить наличие процесса в компании можно вопросами:

Кого вы обучаете: франчайзи, управляющего или исполнителей? А франчайзи учите руководить? А исполнителей?

И тут откроется место для еще одной волны анекдотов.



5. Коммуникация с партнерами.


Если франшиза взяла под управление этот процесс (часть процесса), то коммуникации делятся на категории



- Рутинные

в каком количестве печатать флаеры?

ответ в бизнес-буке уже написан. Ответить легко. Возникают вопросы в начале пути очень часто



- Операционные

Хочу нанять/заменить ещё одного сотрудника. Можно?

- решается за 15 минут рядовым персоналом ук. Возникают вопросы реже, но постоянно



- Юридические и околоюридические

а можно я букву в названии добавлю?

ответ (даже лежащий на поверхности) формируется после пятиминутки руководящий персоналом. Возникают вопросы редко, но надо быть готовым.



- Стратегические

я хочу купить/продать точку. Что делать дальше?

ответ формируется основателем компании. Возникают вопросы реже всего и не у всех




Если франшиза не взяла под управление этот процесс (часть процесса), то после вопроса

Вы с партнерами как коммуницируете?

И тут начинается рассказ, что на каждом этапе запуска они поддерживают франчайзи, и куратор есть, и не спит он ночами, чтобы заветную смс-ку получить от франчайзи и немедленно, как Флеш, ответить не неё. Тут я обычно торможу этот пламенный речитатив и спрашиваю


А после этапа запуска, как будет проходить коммуникация? С кем? Как часто?

Вот тут обычно сыпятся многие: есть чат в вотсапе, там сложно писать вопросы, а вообще раз в месяц если вам надо, будете подключаться к встречам в Zoom. То есть со стороны франшизы инициатив по поддержке и коммуникации франчайзи после запуска ноль целых хрен десятых. Ссылку в Zoom-е они обычно формируют и все на этом.



Соответственно и коммуникации должны быть разбиты на типы и виды,с соответсвующей периодичностью. Никаких "ежели че, свистни и мы появимся". Это не профессионально.



6. Развитие сети/бренда


Это стратегический процесс, который идёт фоном, но постоянно обновляется. Франшизе нужно занять долю рынка, быть выгодной для партнёров и стать достаточно известной, чтобы не оправдываться при каждом звонке ("Мы Империя Фикусов. Производим цветы на рассаду", - Додопицца не говорит "мы производим и продаём пиццу", это все итак понимают и знают)



Вот ещё раз 6 процессов которые должна делать любая управляющая компания:

1. Проектирование сети

2. Упаковка франшизы

3. Маркетинг франшизы

4. Заключение сделок и обучение

5. Управление сетью

6. Развитие сети


Часто бывает, что УК у франшизы нет и какие-то процессы компания тащит на себе, а какие-то заброшены, что приводит плохой обратной связи от партнеров и повышенном % смертности франчайзи. Но если подходить к этой задаче рационально, не пытаясь сэкономить, то вполне возможно стать достойной компанией. Правда такие в России сильно не задерживаются и сравнительно быстро уходят работать заграницу.


В следующем посте хочу расписать подробнее про бизнес-процессы, как они должны быть распределены в обычной (любой) компании, как - во франшизе. И какие компании бывают в принципе.


Пыталась писать очень структурировано, больше примеров, меньше воды. Внутри оставлю коммент для минусов, ежели чего.

Показать полностью
114

Ответ на пост «Франчайзинг или как все хотят быть бизнесменами»

Очень хорошо понимаюболь обычных продавцов франшиз, ведь им никто не говорит, как наиболее безопасно подходить к такому продукту (да явлению тоже), как франчайзинг.

Я много лет работала во франчайзинге, в частности в управляющей компании, которая занимается масштабированием бизнеса(ов)путем построения разных сеток. К слову, кроме франчайзинга есть филиальный путь масштабирования бизнеса, оптовый, дилерский, агентский. Но имеем, что имеем - моду на франшизы. Итак поехали.


Уже 5 лет мы (я в частности) придерживаемся политики, в которой франшизу продавать ни в коем случае нельзя. Чтобы начать пояснять детальнее, я пропишу этапы, которые крайне важно пройти любому бизнесу, чтобы вообще мнить себя могущим масштабироваться:

1. Бизнес (головной офис) работает более 3-х лет. Этот критерий показывает, то основатель и его компания не зеленые сопляки, а группа людей умеющих выстроить процессы, раздать функции и какое-то время их контролировать и корректировать. За один год компания не успеет понять вообще ничего, это год одного большого околокризиса, в этот год компанию правильно называть "недобизнес". Второй год, это этап, когда паникеры убежали, если бизнес выжил, то можно масштабировать функции: набрать продавцов, увеличить бюджеты на маркетинг, взять фидбек у покупателей, допилить продукт. И только на третий год процессы начинают отлаживаться, возникает понимание, как работать размеренно и без дедлайнов. Это я имею ввиду идеальную картину мира, в реальности компании по 10 лет не могут понять почему у них текучка, зато уже пошли филиалы открывать. Поэтому еще раз: компания обязана отработать на рынке 3 года минимум, в идеале 5 лет.

2. У компании должна быть четкая стратегия. Не стесняйтесь спрашивать эту стратегию у франшиз. Дело в том, что пока вы надеетесь, что ваше сотрудничество с компанией будет длительным и плодотворным, основатель может выжидать когда у него увеличится рентабельность, оборот, число франчайзи или чего чего-то, чтобы эту компанию продать. И с кем потом вы будете сотрудничать и будете ли - это огромный вопрос.

Плюс к тому, часто бывает, что собственник спустя 34 неудачные попытки открыть бизнес "выстреливает", и ему отрывает башню, он начинает хотеть всего на свете, в нем просыпается Илон Маск, он планирует в ларьке с шаурмой открыть точку для медитаций и пункт выдачи звездюлей и это все на 6 кв.м. Как помните в том анекдоте "Хочу уши большие, чтобы обернуться можно было." Это все говорит об отсутствии стратегии, ну и опыта тоже.А не опытный основатель франшизы, это неминуемая стагнация, а в дальнейшем, кризис.


3. Бизнес должен не только работать, но и быть готовым масштабированию, то есть легко "почковаться", в нашем случае способом "франчайзинг". А вот тут самое интересное на мой взгляд.

Во-первых, такой сложный продукт как франшиза нужно сначала разработать. Разработать, это не значит "упаковать", а прописать все процессы до мельчайших подробностей. И вот тут начинается свистопляска, потому что какие бизнес-процессы у компании должны быть под частую не знает даже сам фаундер. Проверяется это очень легко - задаётся вопрос "Сколько в вашем франчайзи-буке прописано бизнес-процессов?"

И (во-вторых) тут начинается парад цифр и чисел 8,10 даже 25 слышала у одной франшизы. На деле все прозаически просто. У абсолютно любого бизнеса есть только 12 бизнес-процессов.

Любой бизнес начинается с выстраивания основных четырех: маркетинг, продажи, осуществление услуги и сервсиное обслуживание.
Потом выстраиваются поддерживающие процессы: HR, бухгалтерское сопровождение, юридическое сопровождение и АХО. У крупных концернов здесь иногда бывает еще отдел НИОКР.
И следом отстраиваются управляющие процессы: Стратегическое управление бизнесом, Операционное управление, Финансовое управление и Управление репутацией на рынке.

И зная эти пункты, можно проверить франшизу на готовность масштабироваться. Задаются очень простые вопросы:

"Как вы управляете репутацией на рынке?", "Какая у вас стратегия?", "Кто занимается бухгалтерией?", "Кто управляет точкой в целом?".

(Каждый из этих вопросов достоин отдельного поста) И тут столько курьезов бывает, что если честно, мне уже совсем не смешно.

К примеру, есть компания по изготовлению голосовых чат-ботов. Это компания которая работает только в интернете и у них нет деления на города или страны между франчайзи - поток заявок каким-то образом распределяется между всеми франчайзи, но это ерунда вообще.

Суть в другом: покупая эту франшизу вы учитесь программировать эти боты самостоятельно, своими руками, садитесь это делать, параллельно занимаетесь продажами, еще ведете сами бухгалтерию. Ну вы поняли - все процессы на вас. Знаете сколько стоит этот геморрой? 450 000 рублей. Я прямо спросила у продажника:

"А не проще ли вам нанять сотрудников, которых вы выучите и они будут работать в штате, а не в качестве партнеров-программистов?".

Мне ответили честно

"Нам это не выгодно".

Конечно, я попыталась объяснить, что бизнес, это экосистема, которая работает за счет правильного распределения функций и отношений, но им плевать. Понимаете? Их основной аргумент "Ну вам надо, вы и нанимайте себе штат". Это вот и есть классический подход основателя большинства франшиз в России.

И когда основатели начинают искать ребят которые занимаются "маштабированием бизнесов", то в 95% случаев находят "упаковщиков", они:

- Пишут компании франчайзи бук. Там бизнес-процессы все собираются воедино, а мы же с вами помним, какое понимание у бизнеса о процессах? Чего стоит, когда они туда пихают под личиной "процесса" МИССИЮ КОМПАНИИ. Прикиньте? Это процесс, чтоб вы знали. Мало ли, вдруг не в курсе.
- Создают сайты, соц.сети, мессенджеры, прописывают скрипты для менеджеров разного порядка
-Создают генерацию заявок на франшизу
-Садят продажников за телефон

Все. И вот тут то и начинают бедные продажники выть белугой. Но мы еще не перечислили все этапы, которые важно пройти любому масштабирующемуся бизнесу.


4. Работа с партнерами. Это тоже кстати, нужно бюджетировать при создании франшизы, чего часто не хотят делать основатели, считая это ненужными тратами, а это, между прочим, одна из самых важных составляющих.

ТС писал, что франшизой часто пользуются, чтобы стать предпринимателем. И это правда, за оговоркой, что на этот крючок

"Ну и что, то нет опыта, мы всему научим!"

в основном и пытаются подсадить на этапе продаж.

За много лет работы, я поняла, что партнеров нужно отбирать, а не продавать всем подряд франшизы. И отбор должен быть очень серьезным, без поблажек.

Помимо отбора, нужно еще заниматься обучением, и тут тоже часто так факапятся, что аж стыдно за франшизы: обучают продукту не продавцов на точке, а франчайзи. Нахера? Его нужно обучать УПРАВЛЯТЬ этой экосистемой, а не разбираться в сортах кофе или знать все виды танцев.

Это происходит, потому что в франчази берут людей которые незнают продукт, не имеют опыта работы с ним. Я видела мучину, который всю жизнь гнул метал и варил ворота, а потом открыл франшизу "обучение бизнесу детей" (!!!!) Охренеть просто!!!

И его пропустили, и он конечно слил бюджеты. И это я рассказала только про отбор и обучение, а в этом пункте есть еще адаптация франчайзи и коммуникация с ними - боюсь, места под это все мне уже не хватит.


Вот 4 пункта привела:
1. Бизнес работает более 3-х лет
2. У бизнеса есть стратегия
3. Бизнес готов к масштабированию
4. Бизнес понимает как работать с партнерами


И ни один из пунктов обычно у компаний не выполнен до конца! Не удивительно, что о франшизах в России такое мнение. Я бы сказала, это вполне логично. Завтра созвон еще с тремя, одни мне уже проговорились, что "Открываешь офис и сам там сидишь первые 2 месяца".

Показать полностью

Хочу открыть юридическую компанию

Всем привет. Меня зовут Анастасия, я 7 лет (скоро будет 8) как параллельно с моей основной деятельностью, занимаюсь правовой помощью физ.лицам. В особенности, должникам, но вопросы прилетают разного толка, поэтому круг компетентности чуть-чуть шире. Нет, я не заводила юридические каналы в тик токах и не приглашала на марафоны финансовой грамотности. Моя помощь, это набор годами отрепетированных действий о которых я могу расписать позднее.


Итак, я решалась на запуск компании 2 года. Строила планы, меняла подходы и типы бизнеса, прописывала финансовые модели с вероятностями, исследовала рынок, беседовала с конкурентами, маскировалась под покупателя банкротных франшиз. Конечно, параллельно работала по своей основной специальности. Кстати эта специальность мне и помогла выстроить свою план действий: я разрабатывала бизнес-стратегии для разных компаний. Поэтому, как развивать бизнес я знаю в теории, но на практике я больше самозанятый.


Почему я решилась запускаться:


1. Хочу запустить голосового робота который разгружал бы должников и юристов забирая на себя переговоры с банками, МФО и коллекторами. С юридической точки зрения эти переговоры не несут ни пользы, ни являются официальным способом коммуникаций. Но в то же время, такая мера снимет груз с плеч клиентов, поэтому я решила, что этот робот - очень крутая штука. Да, это дорого, уже знаю прайсы, но Москва тоже не сразу строилась.


2. У меня есть хороший теоретический базис. Да, это не практика, но я знаю десятки классических факапов предпринимателей на разных этапах развития бизнеса и я верю, что такой заимствованный и проанализированный опыт других людей послужит хорошим подспорьем


3. Юристы и финансовые управляющие: хочу найти не лучших (у лучших много гонора), а порядочных. Да, это долго, я лично искала одного юриста 3 месяца, потратила кучу нервов и энергии, а нужно таких 12 спецов найти. Я к этому готова.


4. Люди должны знать и понимать, что решение их ситуации это не коробочный продукт. Я хочу, чтобы как можно больше людей знало об этом.


5. Сервис. Конкуренты перекидывают процесс сопровождения клиентов на юристов или отдел продаж. Конечно, они пытаются сэкономить рентабельность, но стараюсь не бежать за деньгами, а сделать все по уму насколько это в моих силах. В противном случае клиенты чувствую себя брошенными, я проводила опросы.



Теперь к сути. Я хочу запустить 4 основных бизнес-процесса: маркетинг, продажа, производство и сервис. В месяц не напрягаясь за месяц можно обработать 300 заявок, у меня сейчас есть 100, что из них получится не знаю, но пока что процесс маркетинга закрыт. Продажи я пока что буду делать сама, Биртикс настроила сама, сама сделала все интеграции с телефонией и вотсапом. Не подумайте, я не очень умная, просто бестолковые подрядчики нарукожопили такое, что пришлось переделывать все заново. Производство состоит из юристов и финансовых управляющих. Один юрист у меня есть, финуправ нашла на время “погонять” у одной компании, но нужны свои и порядочные и скорее всего их придется обучать самостоятельно. По каких признакам я вычленяю порядоных могу рассказать в отдельном посте. Сервис увела на кураторов, наняла девочек, дала инструкции, скрипты и раздала рабочие аккаунты.


У меня есть крутой продажник и задатком проектного управления, но я мы договорились начать сотрудничать чуть позже. Я считаю с точки зрения трудозатрат это верным

.

Завтра начинаю обзвон заявок. Через неделю напишу как все идет. Если есть советы, комментарии или предложения - открыта. Пишите.


П.С. Текст в ворде прогнала, теги какие ставить на ум не приходит.

Показать полностью
468

Лень вперёд меня родилась

Лень вперёд меня родилась Машина, Снег, Лень, Картинка с текстом

Баянометр молчит

Показать полностью 1
85

Можно ли вернуть последние 3 года по гарантии если они с дефектами?

Можно ли вернуть последние 3 года по гарантии если они с дефектами? Юмор, Возраст, Картинка с текстом

Буду благодарна, если найдёте автора это наброска, т.к. Сама не смогла его найти, чтобы отметить)

Показать полностью 1
Отличная работа, все прочитано!