Решил рассказать об одном интересном проекте, который вроде бы оказался
не совсем успешным, но, в конце концов, во-первых результат этого
проекта прекрасно используется уже не один год, а во-вторых — неудачный
опыт — это ведь тоже опыт, может кому-то и пригодится, и он сделает
лучше… :)
Итак, авто — Паджеро 4, "стандартный" фаркоп Bosal "под запаской", нужно
перевозить велосипеды, 1-4 штуки. До этого ездил на Mitsubishi Airtrek с
багажником на пятую дверь, при чём багажник не снимал всё лето — всё
устраивало, правда дверь царапает мама не горюй. Там, правда, реальная
вместимость была — 2 вела. Третий уже прям ооочень заморочно было
вешать.
Ещё был опыт сварки простой и предельно утилитарной платформы под
американский квадрат для Ford Explorer для друга. Безо всяких заморочек:
прямоугольная платформа, закрытая "кладочной сеткой", П-образная дуга,
квадратная труба под "американский квадрат". Забегая вперёд, хочу
заметить, что для самодельного изготовления подобная предельно простая
платформа и есть самый рациональный вариант. Выёживаться со всякими там
складными затеями, как это сделал я, можно исключительно ради любви к
искусству, если очень чешутся руки. У меня как раз был такой случай. :)
Первая проблема, которую я начал решать ещё до создания эскизов
платформы — как закрепиться на шар фаркопа. На "американца" — всё
понятно, на шар — совершенно неясно. (На самом деле — РОВНО НАОБОРОТ! В
"американца" что ни сунь (ещё поди найди!) — всё будет хоть немножечко
люфтить, и как там надёжно зафиксировать трубу — для меня до сих пор
загадка. А на шар надёжно закрепиться — никаких проблем!)
Чтобы закрепиться на шар нужно взять два кусочка какой-то обычной
сварной водопроводной трубы, внешним диаметром примерно как шар фаркопа.
Трубу я нашёл у отца за сараем (старые трубы отопления), и на ней не
было ничего написано, но Интернет подсказывает, что это была труба 1,5
дюйма, внешний диаметр у ней 48 мм (шар фаркопа — 50мм). Отрезаем два
коротеньких кусочка и делаем с одной стороны на каждой небольшую выточку
под "шейку" шара фаркопа. Засаживаем всё это в такую вот примерно
рамку, и… много позже обнаруживаем, что так делать нельзя: этот вот
длинный болт (фото выше) плохо работает "на излом", а весь вес приходится на него.
А правильный, финальный результат будет примерно такой (фото выше). Очень уродливо,
да. Это не только потому, что я не умею варить, а ещё и в силу того, что
это доделывалось, когда уже платформа была полностью готова, и даже
покрашена. Но суть в чём: НЕОБХОДИМО, чтобы обе половинки "зажима" шара
(оба кусочка трубы) были закреплены хотя бы в одной точке шарнирно
именно к "обойме". Нельзя, чтобы одна из них крепилась к болту: она
будет смещаться вверх-вниз и выламывать болт, точнее его гайку.
Любое решение, когда половинки трубы жёстко закрепелены на раме (у меня
одна приварена полностью, вторая — качается, но можно изобрести так,
чтобы обе качались) — ОБРЕЧЕНО на успех! Крепление садится на шар мёртво
(в отличие от "американского квадрата", не болтается вообще, ставится
элементарно, снимается ещё проще). Ну, ещё болт необходимо достаточно
длинный, чтобы половинки трубы могли "откинуться" достаточно, чтобы шар
вышел оттуда, когда снимаем, и контргайка ещё влезла. Я ещё тут
"площадку", на которой качается второй кусочек трубы, загнул и сделал
ещё одну проточку для "шейки" фаркопа, пониже, — так ещё надёжней
упирается. Но вот это в целом лишнее.
В теории платформа может "провернуться" вокруг шара, в горизонтальной
плоскости, но на деле как-то особо не стремится сделать это. Болт
сжимает шар очень крепко.
Итак, на шар закрепились — дальше всё просто и сложно одновременно. Понятно, что стал рисовать эскизы, я делаю это в гугловском Скетчупе. Очень повезло, что в библиотеке нашлась моделька Паджеры, да ещё весьма правдоподобная! Всё примерял по ней. Очень хотел реализовать три затеи:
1. Платформа должна "складываться" вверх, почти не увеличивая габарит машины, чтобы было удобно ездить без велов, не снимая платформу (не особо надо по факту. платформа снимается/ставится элементарно, в отличие от обычных багажников на пятую дверь)
2. Платформа должна откидываться вместе с велами так, чтобы можно было хотя бы приоткрыть пятую дверь (совсем не надо по факту: чем возиться там под велами, откидывать их — в сто раз проще откинуть спинку сиденья и залезть в багажник изнутри, из салона)
3. Крепёж велов в вертикальном положении должен складываться, чтобы платформа становилась "плоской" для хранения (вот это для меня оказалось действительно актуально)
Ну и — поскольку на паджере шар фаркопа находится под запаской — нужно было сделать платформу сильно "выдвинутой назад", чтобы обойти запаску и её декоративную крышку.
Рисовал много разных вариантов, потом начал варить, в процессе ещё
многое переделывал. Главная и решительная переделка: это "задрать"
заднюю часть повыше. Уже когда очертания платформы вырисовывались, стало
ясно, что с "прямой" платформой я смогу только по асфальту проехать. Мне
это не годится, поэтому появился "излом" и задние два вела "забрались
повыше".
Долго мучился из чего сделать площадки для колёс велосипеда, в итоге
сделал из той же профильной трубы 40х20, а для закрепления колёс на них
распечатал на 3Д-принтере хитрые "корытца". К ним колёса приматываются
просто лентой "велькро" — нормальное, надёжное решение. В целом, думаю,
рациональнее было бы использовать V-образные или П-образные (вверх
ногами) профили, как это делается на многих заводских платформах. Но моё
решение позволило легко обеспечить видимость штатного номерного знака в
сложенном состоянии платформы. Хотя можно было бы и со сплошными
профилями решить этот вопрос, но я не придумал где их взять, да ещё
занедорого.
Для откидывания и складывания платформы она выполнена как бы из двух
частей: площадка с креплением на шар закреплена на машине жёстко, а
платформа с велами сдвигается назад и откидывается вверх-вниз, если
расслабить два болта с барашками, а ещё два — полностью выкрутить. Болты
с барашками стОят каких-то конских денег в наших краях, я печатал бошки
для болтов сам на принтере. Конструкция получилась надёжная, всё
нормально, да вот беда: если складывание платформы ещё иногда
пригождается, то откидывать её, чтобы открыть багажник — совершенно
лень. Всегда.
Закрепление велов в вертикальной плоскости решил вот такими складными
штангами. Сразу говорю — это нехорошее решение, штанги слишком "жидкие",
велы качаются. П-образная дуга была бы помощней. Надо бы переделать, да
вроде и так нормально.
Электрика всей этой затеи — самый простой и приятный процесс. Китайские
светодиодные фонари, дубликат номерного знака (благо теперь его можно
спокойно заказать хоть на автомойке), провод в металлической гофре,
вилка…
Покрасил "Хаммеритом" валиком, тогда он ещё как-то адекватно стоил, а
краскопульта у меня ещё не было. Приятная в работе красочка, чё
говорить, приятная!
Опыт реального использования привёл к пониманию, что лучше дополнительно
крепить велы к верхней части запаски текстильной стяжкой. Так они
совсем прекращают какие-либо колебательные движения в процессе
перевозки, даже при сильных "подбросах" филейной части, стоят как
влитые. Надо бы вывести над запаской какие-нибудь кронштейны
металлические для этой цели, но пока текстильные петли сделал для неё — и
к ним цепляю крючками. Петли остаются на запаске всё лето, там багажная
резинка их крепит чтобы не потерялись.
Ну и в итоге — имеем то, что имеем. Вроде как получилось чё попало,
колхозное какое-то решение, всё вареное-перевареное, постромки какие-то…
Но в то же время: платформа работает, велы вожу уже не первый год
(правда, нечасто). Один-два вела ставятся прям махом и очень удобно.
Третий и четвёртый — уже там надо покрутить педали, рулИ, всё
расположить аккуратно и т.д. Вес платформы — всего 16 кг, использована
труба 20х40 и 20х20 из Леруа. На изготовление ушло пара выходных и ещё
несколько вечеров. По деньгам не считал, но очевидно, что не более 2-3х
тысяч рублей.
А ещё одно применение такой платформы — это просто перевозка груза. Сшил
из старого баннера вот такой баул с ручками, на "молнии". Туда можно
сложить целую гору всякого объёмного хлама для кемпинга — так намного
удобнее грузить, чем на крышу, вдвоём можно снять сумку целиком и
переставить, например, на лодку, и нет шума на трассе, как от груза на
крыше.
Сама концепция задней платформы очень удобна! Это намного удобней, чем прицеп (понятно, что у прицепа при этом вместимость на порядок больше) и определённо удобней багажника на крыше, особенно для велов, и особенно, опять же, для высокой машины. На трассе платформа не мешается и не требует внимания вовсе, в городе — только место для парковки чуть длиннее надо, чем обычно. На хорошее бездорожье я с нею не совался, но просто на просёлке — никаких забот не доставляет. Не боишься, что ветка сломает велы, не паришься с разворотами как с прицепом и т.д.
Но, конечно же, стОит отметить, что вся эта затея 100% противозаконна в РФ. Платформа не прошла никакую сертификацию, не имеет никаких разрешительных документов. В оправдание хочу заметить, что на сегодняшний день совершенно любая велоплатформа в РФ незаконна, т.к. закрывать задние фонари и регистрационный знак нельзя, а понятия "дубликат" — не существует. Так что моя просто чуть более незаконна, чем заводские ;) ГИБДД она не интересует. Может, если спереди, перед капотом такое присобачить — будут вопросы, а так в догонку никто ещё не бросался. :)