Perec.travel

Perec.travel

Мы Кирилл и Кристина! Рассказываем о туризме, путешествиях и горящих турах во все уголки планеты. Поможем не заблудиться в туристических дебрях! — t.me/perectravel
Пикабушник
Дата рождения: 19 июля 1985
поставил 4 плюса и 0 минусов
отредактировал 0 постов
проголосовал за 0 редактирований
1128 рейтинг 9 подписчиков 2 подписки 23 поста 2 в горячем

А не пойти ли нам в баню?

«Понимаете, каждый год 31 декабря мы с друзьями ходим в баню. Это у нас такая традиция»

— Женя Лукашин, «Ирония судьбы, или С лёгким паром!»

Допустим, вы тоже ходите в баню. Может, под Новый год, как герои известной киноэпопеи. Или чаще?

В любом случае, родная банька давным-давно знакома, привычна, стала обыденностью. А это значит, самое время попробовать что-нибудь новое. Ведь париться любят не только в России – иной раз совсем как мы, а часто – очень даже экзотично.

Сегодня расскажем о банных традициях в Японии, Египте, Турции и Финляндии.

О-фуро

Первый пункт нашего путешествия – Япония. Японцы парятся в бочке, она называется фурако (а баня в целом, как комплекс процедур и традиций, называется о-фуро). Это большая деревянная бочка, наполненная горячей (40...+50 °С!) водой. Чтобы вода не остывала, под дном бочки или даже внутрь устанавливают печку (в городах с её ролью справляются трубы парового или водяного отопления, но это всё ересь, в оригинале нужна печь).

Перед тем, как залезть в бочку, нужно помыться с мылом и мочалкой: в фурако надлежит садиться чистым. Чтобы не допустить перегрева организм, на голову надевают матерчатую или войлочную шапку, смоченную в холодной воде. Долго не засиживаются: новичкам будет достаточно 10-15 минут, а любители хорошенько попарить косточки обычно ограничиваются получасом.

Другой способ избежать перегрева – правильное расположение: часто о-фуро устанавливают на открытом воздухе, и наслаждаются горяченьким посреди зимы. В Японии такие бани-бочки есть в каждом уважающем себя спа-центре, бассейне, водятся они и во многих домах: в Стране Восходящего солнца любят традиции.

Настоящую фурако делают из массива кедра, дуба сосны или другой плотной древесины; бочка может быть рассчитана как на одного, так и на нескольких человек. Внутрь можно поставить удобные скамейки, а на бортик обычно вешают лесенку.

А не пойти ли нам в баню? Туристы, Отдых, Путешествия, Туризм, Отпуск, Баня, Поездка, Турция, Египет, Финляндия, Япония, Сауна, Длиннопост

Хаммам

Теплая и гостеприимная Турция не всегда была страной мандаринов, туризма и дешевого ВНЖ (уже не такого и дешёвого!); веками империя Османов была страной суровых воинов и великолепных строителей. Позаимствовав идею у древнеримских терм, турки модифицировали её: источником пара здесь служат чаны с кипящей водой. Пол здесь также непростой, с подогревом, из мрамора (это в идеале, но бывают и керамические, и гранитные, и даже кирпичные полы). В парной всегда очень влажно – 98–99%.

Как и в традиционных римских термах, здесь есть 3 бассейна с водой разной температуры. Начинается хаммам с предбанника джамекян – здесь не парятся, а отдыхают, переодеваются, болтают и чаёвничают.

Когда вы сочтёте себя готовым, можно заходить в солугук – парилку. Там тепло, примерно 35-38 градусов. Здесь задерживаются на 10-20 минут (всё индивидуально, конечно. В хороших хаммамах к парилке прилагаются ещё 5 отдельных кабинетов с разнообразной температурой воздуха на любой вкус.

Но главное тут – харарет, непосредственно банная. В центральной его части стоит гебек – каменный лежак, на котором возлежат посетители, пока опытный банщик с задатками палача делает им мыльный массаж при помощи специальной рукавицы (она называется кесе).

Попарился? Отлично! К твоим услугам три бассейна с водой на любой вкус: прохладная, потеплее и холодная.

Турецкие бани есть и в России, а лучшие, конечно, на Кавказе: в Дербенте есть бережно реконструированный хаммам XVII столетия, а варианты попроще доступны в любом крупном городе.

А не пойти ли нам в баню? Туристы, Отдых, Путешествия, Туризм, Отпуск, Баня, Поездка, Турция, Египет, Финляндия, Япония, Сауна, Длиннопост

Бани Баязида в турецком Баязете

Расул

Египетский родич хаммама, можно сказать – старший брат (существуют свидетельства, что расулы застали ещё египетских фараонов). В силу возраста не любит экстремальных температур: в хаммаме воздух разогревается до 55-60 градусов, а тут лишь до 40.

Подразумевает следование определённой церемонии, которая включает обертывания, лечебные грязи, разные натирания и притирания, а под конец, перед тем, как выпустить на свободу, вас смажут ароматными фитомаслами и разотрут до поросячьего розового цвета.

Правильный расул не предполагает бассейна, но обычно он есть. А ещё (в качестве бонуса или за дополнительную плату) вам сделают массаж и эпиляцию по старинным египетским рецептам.

А не пойти ли нам в баню? Туристы, Отдых, Путешествия, Туризм, Отпуск, Баня, Поездка, Турция, Египет, Финляндия, Япония, Сауна, Длиннопост

Финская сауна

В нашем царстве-государстве финская баня – явление столь же популярное, как традиционная банька. Оно и понятно: если русский выходит из дома без своего медведя с балалайкой, то доза адреналина на день не получена.

Шутка ли: температура воздуха в сауне может достигать 120 градусов по Цельсию! Секрет выживания – в низкой, не более 10-20%, влажности: более сырой воздух бы отправлял моющихся прямиком к древним скандинавским богам. А так ничего, дышать можно. Единственное: любителям (и любительницам) ботокса нужно быть очень осторожными, из-за адского жара возможны миграции введённого под кожу добра с самыми непредсказуемыми последствиями.

Финская баня практикует берёзовые веники, готовить их надо с лета: так они наберут достаточно веса и упругости, чтобы хорошенько пропарить, но при этом не повредить кожу (впрочем, при наличии сына-двоечника стоит ободрать использованный веник, чтобы получилась замечательная розга).

А не пойти ли нам в баню? Туристы, Отдых, Путешествия, Туризм, Отпуск, Баня, Поездка, Турция, Египет, Финляндия, Япония, Сауна, Длиннопост

Ну как, созрели попарить косточки в хаммаме или фурако? Если да, пишите сюда - и мы обязательно отправим вас в баню! Турецкую, египетскую, финскую, тибетскую или какую-нибудь одиозно-африканскую.

В общем, было бы желание, а подходящий тур - горячий, жаркий, острый - мы вам обязательно подберём. Тут двух мнений быть не может.

Показать полностью 4

7 предметов, которые могут вызвать проблемы в аэропорту

Авиакомпании предъявляют к багажу пассажиров много требований. И всё не ограничивается измерениями по длине-ширине-высоте: одни вещи можно возить в салоне, другие в багаже, а третьи и вовсе проще оставлять дома.

Как-то мне попалось интервью с контролёром Шереметьево, так тот сказал, что ежедневно изымают несколько сотен разных вещей. Разумеется, у людей нет злого умысла что-то нарушить и тем более – поставить жизнь других пассажиров под угрозу (хотя некоторые, разумеется, бравируют умением протаскивать запрещёнку в карманах).

Ручная кладь: что можно, чего нельзя и чем заменить?

  • Жидкости в таре более 100 миллилитров

Обычно сюда относят воду и другие напитки, косметику и средства гигиены (от шампуня до скраба или тоника). Зубная паста тоже считается жидкостью, равно как пища, которую можно размазать или выдавить из тюбика (паштеты, соусы и джем в пролёте).

При этом важно понимать: значение имеет не количество жидкости, а объём флакона или тюбика, поэтому нет смысла трясти упаковкой жидкого мыла, доказывая, что там на донышке – сотрудники могут всё это изъять.

Что делать? Сдавать большую тару в багаж, а в ручную кладь брать флаконы до 100 мл.

  • Колюще-режущие предметы

Вязальные спицы, крючки и иголки, ножницы – маникюрные и бытовые, и любые другие инструменты, позволяющие резать и колоть, в ручной клади и карманах быть не должны. Всё это следует сдавать в багаж (только упакуйте получше, чтоб ножницы не наделали дыр в ваших вещах).

  • Зажигалки и спички

Национальные правила на этот счет разнятся: в США то и другое брать в самолёт запрещается, как и в Египте или Таиланде. А в Европе можно взять зажигалку или коробочку спичек.

При этом в багаж их сдавать нельзя: а ну как вспыхнет?

Сдаваемый багаж: что недопустимо и как быть?

  • Аккумуляторы

Аккумуляторы и батарейки – самый проблемный актив, их изымают в 70% случаев, и возить их положено в ручной клади. Оно и понятно: а вдруг загорится? Или, чего доброго, бахнет? Случаи были.

На борт нельзя брать больше двух батарей, причём массовый объём лития не может быть больше 2 грамм (100 Вт/ч на штуку), а сами батареи должны быть защищены от короткого замыкания.

7 предметов, которые могут вызвать проблемы в аэропорту Отпуск, Отдых, Туристы, Путешествия, Туризм, Поездка, Длиннопост
  • Горючие жидкости

Бензин для зажигалок, спирт, жидкость для снятия лака или лак для волос в больших банках могут вызвать пожар, поэтому брать на борт их строго запрещено – что в салон, что в багаж.

А что до лака, то есть маленькие флаконы на 100–150 миллилитров.

  • Патроны

Патроны провозить в багаже нельзя, они потенциально нарушают правила пожарной безопасности. Однако правильно упакованные в специальный контейнер патроны в ручной клади возить можно. Важно только заблаговременно получить разрешение на их провоз.

Ну, и не забывайте, что сейчас действует запрет на вывоз из России боеприпасов любого типа.

  • Лыжная смазка

А также – средства для снятия смазки. В их составе содержатся легкогорючие и воспламеняющиеся химикалии, поэтому в багаже и ручной клади возить их нельзя. Впрочем, твёрдые и негорючие мази брать в багаж можно, но тогда на упаковке должна быть пометка, что в их составе нет горючих веществ.

7 предметов, которые могут вызвать проблемы в аэропорту Отпуск, Отдых, Туристы, Путешествия, Туризм, Поездка, Длиннопост

Как быть, если у вас нашли «запрещёнку»?

Билет не отберут и в камеру вас не законопатят. А так есть три варианта решения. Вы можете:

  • сдать в камеру хранения или спецхран – там вещи будут ждать хозяина минимум месяц;

  • положить в машину на стоянке;

  • просто выбросить.

Даже будучи изъятыми, вещи остаются вашей собственностью и их можно вернуть. О том как это сделать, расскажут специалисты, оформляющие изъятие (в каждой стране и даже аэропорту они свои).

Что тут можно сказать? Надеемся, что невозможность прихватить баночку любимой лыжной мази и поллитровую канистру бензина для любимой Zippo ничуть не омрачит для вас радость от путешествия. А чтобы быть совсем уверенными, предлагаем заглянуть вот сюда. Там всё: горячие, прямо-таки острые туры на любой вкус, оперативная помощь и мегабайты полезной информации.

Показать полностью 2

Культура путешествий эпохи Эдо в Японии

С наступлением эдосского периода в Японию пришла беспрецедентная стабильность, что создало условия для мужчин и даже женщин из разных социальных слоёв (но в основном богатых и знатных), позволяющие безопасно путешествовать с самыми разными целями.

После сотни лет войн люди с удовольствием пользовались этой возможностью, хотя доступна она была далеко не всем.

Официальные путешествия

В 1639 сегунат Токугава издал указы, запретившие португальцам въезд в Японию, что стало началом политики национальной изоляции – сакоку. Вплоть до реставрации Мейдзи передвижение любых иностранцев по островам и выезд японцев за его пределами строго контролировались властями. Япония оказалась в полной изоляции от западного мира, за исключением небольшой фактории голландской Ост-Индской кампании на Десиме, островке в Нагасаки.

При этом с азиатскими соседями отношения оставались довольно активными, хотя и ограниченными японцы торговали с Китаем, Кореей (через княжество Цусима) и Рюкю (через Сацуму), вели колонизацию Эдзо – ныне Хоккайдо.

Культура путешествий эпохи Эдо в Японии Туризм, Туристы, Путешествия, Азия, Отдых, Отпуск, Поездка, Достопримечательности, Остров, Япония, История (наука), Длиннопост

Нисимура Сигенага (1697–1756), Посол Кореи на пути в столицу, 18 век, гравюра на дереве, бумага, тушь, цвет.

Все иностранные поданные, путешествовавшие по Японии, начинались с визита в резиденцию сёгуна в его замке в Эдо – именно там решался вопрос, куда, как, каким образом и на какое время можно будет поехать. Этот формальный ритуал был призван поддерживать господство сёгуната. Этой же цели отвечали официальные приёмы с участием иностранцев, а также японских художников, учёных и знатных придворных, наблюдать за которыми собирались тысячи людей.

Дайме – феодалы, управлявшие 260 доменами, составлявшими Японию, также путешествовали по приказу сёгуна, проводя половину времени при его дворе, а вторую – в своих владениях.

Эти путешествия представляли собой сложные процессии со свитой в несколько сотен, а иногда до тысячи человек, со сложным графиком, маршрутом и бюджетом (его определял сёгун): своего рода театрализованное шествие с танцами, церемониями, песнопениями и военными маршами, всё ради того, чтобы показать свою преданность правителю.

Культура путешествий эпохи Эдо в Японии Туризм, Туристы, Путешествия, Азия, Отдых, Отпуск, Поездка, Достопримечательности, Остров, Япония, История (наука), Длиннопост

Школа Хисикава, Шествие даймё в Эдо, c. 1700 г., ручная прокрутка (фрагмент), тушь, цвет, золото, шелк.

Сами сёгуны также путешествовали неохотно, обычно с церемониальными или инспекционными целями. Важнейшей такой церемонией была поездка в Никко севернее Эдо, на родину основателя сёгуната Токугавы Иэясу. А вот в Киото за 200 лет ни один сёгун так и не доехал.

Инфраструктура

Если в Греции путешествия были редкостью из-за дефицита дорог, то в Японии с этим проблем не было – уже к 1640 году была создана система официальных дорог – Пять маршрутов, гокайдо: эти шоссе расходились от «Японского моста» в Эдо в разные стороны:

  • Токайдо (вдоль восточного побережья в Киото);

  • Накасендо (ещё один маршрут из столицы в столицу, но горами);

  • Косю Дочу (на северо-восток);

  • Осю Дочу (на север до Сиракавы в Муцу);

  • Никко Дочу (до Никко).

Кроме того, были созданы восемь официальных вспомогательных путей, а в дополнение к ним – дополнительные (ваки кайдо) пути – за их содержание отвечали дайме. Для охраны дорог и предупреждения ввоза в Эдо оружия были созданы 53 станции охраны.

Дороги были грунтовыми, что обеспечивало отличный дренаж, а обочины засаживали кустами и деревьями для создания тени и защиты от ветра. Колесному транспорту было запрещено ими пользоваться – чтоб дорога не превращалась в колею.

Паломничество и отдых для масс

Рост урбанизации в XVII веке породил скачок межрегиональной торговли. Купцы и ремесленники пользовались большей свободой передвижения, чем самураи и тем более - дайме. Странствующие торговцы продавали утварь, лекарства, книги, им не нужно было получать официальное разрешение у сёгуна, хотя визит в некоторые города был сопряжён с необходимостью получить такое у местных властей.

Ещё свободнее были крестьяне и горожане, они могли путешествовать почти свободно – хотя бумагу, подтверждающую цель путешествия (религиозное паломничество, лечение и брак были самыми популярными, а ещё в подорожных встречаются формулировки «для приобретения необходимых вещей», для «осмотра храмов и живописных ущелий», наконец – для того, чтобы попробовать местную кухню – таким образом, уже три столетия назад в Японии были шоппинг-туры и гастротуризм).

Пик пришёлся на период с 1780 по 1840 год. Причины приятные: жить японцы стали лучше, риса стали выращивать больше, и даже многие фермеры из окрестностей Осаки и Киото стали достаточно богаты, чтобы отправиться в путешествие в паломничество или с другими далёкими от утилитарных целями.

Самым популярным местом для паломничества был храм Исэ, посвящённый богине солнца Аматерасу. Например, в 1830 году его посетили пять миллионов человек – масштабы, немыслимые для Европы вплоть до конца XX века. Многие паломники затем отправлялись в Киото, где находилось более тысячи буддистских храмов, и в другие регионы.

Культура путешествий эпохи Эдо в Японии Туризм, Туристы, Путешествия, Азия, Отдых, Отпуск, Поездка, Достопримечательности, Остров, Япония, История (наука), Длиннопост

Чого, Паломники, путешествующие в Исэ, 18 век, висящий свиток (деталь); тушь и цвет на бумаге.

Власти не поощряли осмотр достопримечательностей, считая его бесполезным, но путешественники шли на хитрость: отправляясь к священным местам, они могли посетить расположенные поблизости горячие источники… Или покурить табак, пообедать лапшой соба или поиграть в азартные игры. В общем, наряду с актами религиозного поклонения отправиться в путь многих вдохновляли возможность насладиться саке, местной едой или живописными видами.

Отношение храмов и святилищ к этому вопросу было весьма прагматичным; почти повсеместно, за исключением некоторых буддийских сект вроде Дзёдо Синсю, храмы предлагали товары и услуги – от чая и продуктов до развлечений в виде танцев, пения и проституток (последние скрывались за эвфемизмом «служанка» meshimori onna; в 1844 году в Синагаве, одной из почтовых станций, работали 1348 таких «служанок»!).

Был и другой сценарий развлекательного туризма, он отражал рост интереса к географии Японии: путешественники стремились к мэйсё – достопримечательностям, в список которых, наряду с храмами и святынями, входили десятки тысяч исторических, живописных и литературных (да-да!) памятников по всей стране, от Сацумы до Хоккайдо.

Одни достопримечательности были известны всем – например, Мацксима или Хасидатэ; чтобы отыскать другие, требовались услуги гидов – странствующих монахов или предприимчивых местных жителей; так люди знакомились с местной культурой, а заодно раздвигали для себя границы возможного.

На этом рассказ о японских путешествиях эдосской эпохи ещё не закончен; мы вернёмся к нему позже, поговорим про то, какой отклик туризм нашёл в японском искусстве и культуре, а также - о том, как предприимчивые японцы А пока предлагаем заглянуть в наш канал в Телеграм: прогулки по Накасендо не обещаем, но самые жгучие и острые туры на рынке и лучший сервис – это 100%.

Показать полностью 3

Куда пропадает багаж и как с этим быть?

Интересно, почему в России авиакомпании теряют багаж заметно реже, чем в мире? Гипотетически можно предположить, что причина – в меньшем пассажиропотоке, меньшем количестве мультихабов. Коллеги вот подсказывают, что теряют в основном на стыковочных рейсах, а у нас почти все прямые, но тут я возражу: почти все мои потери приходились на прямые рейсы.

Как бы там ни было, сойти с самолёта и не найти свой любимый, повидавший немало и переживший ещё больше чемодан – чертовски неприятно! Остаться без вещей в чужом городе – настоящее ЧП, хотя для авиакомпаний и администрации аэропорта это всё дело привычное: по статистике WorldTracer, специальной системы, отслеживающей багаж, за 2022 год потеряли 25 миллионов чемоданов и сумок (впрочем, в пересчете на проценты это чуть больше 0.6%).

Как быть? Прежде всего, не отчаиваться. Расскажу вам, куда обращаться и что делать, если ваш багаж не выехал на транспортёрную ленту.

Почему теряется багаж во время перелёта

Чаще всего причина – ошибочное сканирование багажной бирки. Так бывает, если остались старые бирки и лишние наклейки (а мы все это любим, правда? Ну, почти все).

Другая распространённая причина – короткие пересадки между стыковочными рейсами. Багаж перевозят из одного самолёта в другой, цейтнот и ошибки на выходе получаются неизбежны. И вот уже вы летите в Нью-Йорк, а ваш законный чемодан – в Старые Васюки.

Куда пропадает багаж и как с этим быть? Отдых, Отпуск, Туристы, Путешествия, Багаж, Авиация, Авиакомпания, Поездка, Туризм, Длиннопост

Чем больше стыковок и меньше времени, тем выше риск.

Случаются и другие ошибки. Например, бирка может отвалиться от чемодана, а сотрудники могут накосячить с её заполнением. Поэтому перед тем, как богатырским размахом забросить чемодан на ленту, проверьте, что написано на бирке и хорошо ли она наклеена.

Куда пропадает багаж и как с этим быть? Отдых, Отпуск, Туристы, Путешествия, Багаж, Авиация, Авиакомпания, Поездка, Туризм, Длиннопост

А ещё чемоданы бывают одинаковые, и другой человек – случайно – может захапать ваш багаж, оставив свой на ленте. Не спешите его потрошить, сдайте на стойке потерянных и найденных вещей: очень возможно, что и ваш багаж так вернут.

Наконец, последнее соображение: багажных лент в крупном аэропорту много. Проверьте все, а также не забудьте заглянуть в специальный отдел крупных негабаритных грузов – там выдают горные лыжи или сноуборд, музыкальные инструменты. Кто знает, может там вас ждёт и ваш чемодан?

Багаж всё же потерян. Что мне делать?

Найдите стойку Lost and Found (она есть в больших аэропортах, а в маленьких нужно идти на стойку авиакомпании, если и её нет – то в администрацию). Говорите: так мол и так, пропал багаж.

Вам дают бланк PIR (Property Irregularity Report). Либо сами заполняете его печатными буквами, либо просите сотрудника (тогда ему нужно дать загранник, отрывной талон билета и фото чемодана).

В бланк вносят:

  • ФИО и контактные данные (номер телефона, e-mail и адрес, куда надо доставить багаж);

  • Номер рейса и маршрут;

  • Данные с багажной бирки, которую вам приклеили на билет;

  • Внешние данные чемодана (цвет, размер, форма, особые приметы);

  • Перечень содержимого.

Акт составляется в двух экземплярах, один ваш, его нужно сохранить на случай, если вы решите стребовать с авиакомпании компенсацию.

Что будет дальше?

Есть три варианта:

  • багаж найдут целым в течение 21 дня;

  • багаж обнаружат в течение 21 дня, но он будет повреждён;

  • чемоданчик тю-тю.

В последних двух случаях авиакомпании придётся заплатить за это.

Куда пропадает багаж и как с этим быть? Отдых, Отпуск, Туристы, Путешествия, Багаж, Авиация, Авиакомпания, Поездка, Туризм, Длиннопост

Кстати! Та же история, если вы нашли свой чемодан на ленте транспортёра, но он сломан. Нужно обратиться к представителю компании за помощью. Они дадут бланк претензии на возмещение.

Кстати-2! Обычно авиакомпания требует чек о покупке чемодана, поэтому его нужно сохранять. Если чека нет, цену будут рассчитывать по среднерыночной.

Что делать, если авиакомпания потеряла багаж?

21 день придётся тупо ждать – только через 3 недели чемодан признают потерянным. После этого нужно обратиться в авиакомпанию с претензией. Претензию – вот нелепость – нужно писать от руки и высылать заказным письмом с уведомлением.

Приложите документы, подтверждающие потерю багажа, и составьте их список в конце письма. Что нужно?

  • копия паспорта;

  • оригиналы багажной квитанции и отрывного талона билета;

  • чек об оплате билета (вы найдете его на своем E-mail);

  • копия PIR;

  • реквизиты счёта в банке.

А что делать, если в чемодане был ноутбук или что-то дорогое и ценное?

В этом случае нужно приложить копию чека на покупку. Нет чека? Нет компенсации.

Заявление пишется в свободной форме, но есть обязательные реквизиты:

  • ФИО и контактные данные (номер телефона, e-mail и адрес, куда надо доставить багаж);

  • Номер рейса и маршрут;

  • Данные с багажной бирки, которую вам приклеили на билет;

  • Внешние данные чемодана (цвет, размер, форма, особые приметы);

  • Сумма, которую вы требуете вернуть (сумму нужно обосновать);

  • Реквизиты для перевода.

Рассматривают заявление 30 дней, если не ответят и ничего не сделают – можно идти в суд.

Заявление на компенсацию можно подать:

  • в течение 6 месяцев для внутренних рейсов (статья 126 Воздушного кодекса РФ);

  • в течение 18 – для международных (статья 127).

Какова сумма компенсации и как её рассчитать?

Максимальный размер возмещения установлен международными конвенциями, их две – Варшавская и Монреальская. В России действует Монреальская, размер компенсации – не более 1000 СПЗ – специальных прав заимствования, это такая искусственная валюта МВФ.

Курс СПЗ можно найти на сайте Центробанка, вот тут.

На 14 декабря 2023 года курс 119,47; это значит, что вы можете рассчитывать на компенсацию самое большое в 119470 рублей.

Монреальская конвенция действует в США, ЕС и Турции, Канаде, Саудовской Аравии, ОАЭ – словом, почти везде, где наша не пропадала.

Если в стране, где зарегистрирована авиакомпания, пролюбившая багаж, действует Варшавская конвенция, сумму возмещения рассчитывают по формуле «1 кило веса – 17 СПЗ». Это значит, что даже увесистый чемодан в 30 кило потянет всего на 60929 рублей с копейками.

Куда пропадает багаж и как с этим быть? Отдых, Отпуск, Туристы, Путешествия, Багаж, Авиация, Авиакомпания, Поездка, Туризм, Длиннопост

Ещё можно потребовать у авиакомпании компенсировать затраты на покупку вещей первой необходимости – одежды по сезону, медикаментов, мыла и прочих шампуней и зубных щёток.

Сохраняйте чеки, они пригодятся после. Рецепт такой же: пишем письмо-претензию и прикладываем все чеки. Обычно предел компенсации тут ограничен 100-200 долларами (зависит от компании).

Как возвращают найденный багаж?

Некоторые компании предлагают доставку на дом, другие – выдают добро хозяину на стойке Lost and Found. У иностранных компаний всё может быть чуть иначе. Например, сербы и турки помогают составить претензии и сами запрашивают список содержимого чемодана, если за пять дней его не удалось найти. Когда найдут – доставят по адресу, указанному в заявлении.

А что делать, если я забыл чемодан в аэропорту?

Его отнесут в бюро находок. Если на чемодане есть бирка, с вами свяжутся по телефону, если бирки нет – ищите свой чемодан вот тут, на официальном сайте международной службы поиска — World Tracer.

Тут и контакты будут, а через 10 дней после размещения появится список содержимого: чемодан вскроют.

Забытые вещи хранятся не бесплатно, тарифы устанавливаются каждым аэропортом по своему усмотрению. Срок хранения варьируется в диапазоне 90-180 дней: при желании этого хватит, чтоб забрать своё добро.

Теперь, когда вы вооружены этим тайным (на самом деле нет) знанием, самое время куда-нибудь отправиться (Если что - это не призыв немедленно потерять чемодан, чтобы на практике попробовать всё, что описано в статье). А наш турагрегатор "Перец" поможет выбрать, куда именно!

Показать полностью 4

Рейс отменили из-за непогоды: что делать?

На прошлой неделе Москву засыпало снегом, а на этой малость приморозило, что обернулось отменой десятков рейсов. Тем временем, за Уралом столбики термометров местами пробили отметку «минус сорок», и в ряде случаев пассажирам это тоже вышло боком.

Что такое отмена рейса?

Это геморрой. Сыплются планы, отменяются деловые встречи, нарушаются планы на отпуск или слетают стыковочные рейсы…

Рейс отменили из-за непогоды: что делать? Аэропорт, Гражданская авиация, Туристы, Отпуск, Туризм, Путешествия, Отдых, Длиннопост

Безнадёга?

На самом деле нет. Расскажу, как узнать об отмене или замене рейса и как быть, чтобы свести к минимуму финансовые и временные потери.

Почему могут отменить рейс?

Причины могут быть разные. Чаще всего это:

  • стихийные бедствия (наводнение, ураган или пожар – вот самые частые);

  • нелётная погода (туман, гроза, обледенение ВПП);

  • военное или чрезвычайное положение;

  • поломка, делающая невозможным вылет;

  • некомплект экипажа (давеча один рейс вылетел без пилота и половины пассажиров: по правилам международной авиации такого быть не должно);

  • ограничения авиаперевозок. Ну, то есть, если завтра власти примут решение о запрете полётов в Египет или Зурумбию, то авиакомпании возьмут под козырёк и до свиданья.

Как и когда я узнаю об отмене?

Обычно приходит уведомление на e-mail, а иногда ещё и по SMS или даже в приложение, но на всякий случай лучше подстраховаться: перед поездкой в аэропорт перепроверить (обычно вся информация есть на специальных сайтах, а ещё можно позвонить в колл-центр.

Рейс отменили из-за непогоды: что делать? Аэропорт, Гражданская авиация, Туристы, Отпуск, Туризм, Путешествия, Отдых, Длиннопост

А уже в аэропорту информацию об отмене гоняют через табло.

По общим правилам об отмене положено сообщить за 10 дней, но в связи с экстренными обстоятельствами отмена может пройти за пару дней (например, если самолёт поломался) или часов (если погода категорически не лётная).

Как быть, если рейс отменён или отложен?

Если отмена рейса случилась более чем за сутки, система переоформит билет на аналогичный рейс. Вас такое не устраивает? Не хотите лететь? Оформляем возврат. Нюанс: авиакомпания должна подтвердить, что возврат без штрафа правомерный – тогда пассажир получит деньги в полном объёме.

А что если вы уже приехали в аэропорт и только там узнали, что всё, никто и никуда не летит?

Во-первых, нужно обратиться к авиакомпании (проще всего это сделать через справочную или персонал авиаузла). Выясните причину и поинтересуйтесь, какие решения может предложить авиакомпания (обычно у них есть типовые сценарии на любой случай);

Во-вторых, нужно проставить штамп об отмене или задержке в посадочный талон – это понадобится на случай, если вы захотите компенсировать ущерб.

Рейс отменили из-за непогоды: что делать? Аэропорт, Гражданская авиация, Туристы, Отпуск, Туризм, Путешествия, Отдых, Длиннопост

Если всё происходит за границами нашего богоспасаемого отечества, нужно ознакомиться с правилами страны пребывания – они могут быть не похожи на принятые в России.

Кстати! В транзитном аэропорту вовсе не обязательно зависать в зале ожидания. Попробуйте получить суточную экстренную визу - emergency visa. Просто так, чтоб погулять, её не дадут. А вот если надо в аптеку или купить детское питание – запросто. Такая виза позволит снять гостиницу и подышать свежим воздухом, пройтись по магазинам или даже навестить музей-другой. Нет визы? Печаль-беда, сидим в транзитной зоне.

В-третьих, нужно сохранить любые чеки и бумаги, подтверждающие издержки – только так можно будет затребовать возмещение расходов. Если авиакомпания отказывается помогать, требуйте письменный отказ.

На что я имею право, если рейс отложен?

Часы ожидания в аэропорту можно скрасить, а тяготы – облегчить.

Например, если задержка превышает 2 часа, вы получаете:

  • право на два телефонных звонка и два E-mail бесплатно;

  • бесплатное питьё.

Если задержка достигает 4 часов, пассажирам должны обеспечить горячую еду, а семейным – ещё и комнату отдыха.

Дальше – больше. После 6 часов днём и 8 ночью вы можете рассчитывать на отель с трансфером туда-сюда и питанием. Не подходит такой вариант? Хорошо, можно сделать вынужденный возврат без штрафа.

Как и где требовать возврата?

Чтобы вам вернули деньги, нужно обратиться в кассу аэропорта или офис компании, где билет приобретался. Можно прямо уточнить у авиакомпании, как и где вы сможете получить возврат и компенсацию.

Та же история, если из-за отмены вы опоздали на стыковку.

Для связи можно использовать любой способ – от «мыла» до мобильного приложения. Можно обратиться к сотруднику компании в аэропорту или позвонить на горячую линию.

Заявить на компенсацию можно в течение 180 дней на внутренних рейсах и в течение 2 лет – на заграничных, а возврат происходит, как правило, в течение 60 дней.

Кстати! Вернуть деньги в случае отмены или задержки можно даже по невозвратному билету, и даже если рейс чартерный, ведь вы отказываетесь не потому, что левая пятка пожелала, а вынужденно.

Рейс отменили из-за непогоды: что делать? Аэропорт, Гражданская авиация, Туристы, Отпуск, Туризм, Путешествия, Отдых, Длиннопост

А можно получить компенсацию за задержку?

Ага. По закону час опоздания «стоит» 25 рублей – причём на внутренних рейсах максимальный объём компенсации не может быть больше 50% стоимости билета. Не очень интересно, но деньги есть деньги.

Другое дело – международные рейсы. Там компенсации более весомы, поскольку на них распространяется действие конвенции ИКАО в Монреале.

Поэтому, если задержка не превышает 3 часов, вы можете получить от 250 до 600 евро, а если рейс пошёл под отмену или замену менее чем за 14 дней до вылета, то на 150–600. Это если вы согласны лететь другим рейсом. Если нет, воля ваша: отказываетесь и получаете возврат.

А теперь, вооружившись этим полезным знанием, самое время подобрать себе хороший, классный, горячий – просто-таки жгучий тур. Правда ведь?

Показать полностью 4

Чем заняться в зале ожидания: самые необычные услуги аэропортов мира

Аэропорты всеми силами стараются разнообразить досуг в зоне ожидания. Тут и duty free, лаундж-зоны и бистро-кафе, и спа-салоны и возможность заняться йогой в зале ожидания (с профессиональным наставником!): на что только не пойдешь ради конкуренции за траффик? Особенно теперь, когда после пандемии «короны» туристическая отрасль отжимается в прыжке.

Словом – надеемся, что наш скромный обзор будет вам интересен.

Лечиться

Чем заняться в зале ожидания: самые необычные услуги аэропортов мира Туризм, Туристы, Путешествия, Отдых, Отпуск, Поездка, Авиация, Авиаперелеты, Аэропорт, Длиннопост

Что может быть гаже, чем заболеть в путешествии? Пожалуй, только травма. Но в этих аэропортах вас прикроют!

  • Миннеаполис-Центральный, международный аэропорт Пола (MSP)

Здесь вам помогут размять косточки после долго перелёта; сеанс мануальной терапии, растяжка или коррекция до или после полёта – и не страшны даже самые длинные рейсы.

  • Международный аэропорт Сан-Франциско (SFO) и Международный аэропорт Ванкувера (YVR)

Предлагают нечто большее: в главных терминалах расположена клиника, где можно не только купить нужные туристам лекарства, но и получить консультации по лечению острых травм, сделать рентген, получить неотложную помощь, не говоря уже о пакете туристических прививок и медосмотрах для эмигрантов. Есть даже стационар, и всё это не выходя за пределы зала ожидания!

Смотреть кино

Почти у каждого сегодня есть айпад или ноутбук, но наушникам и планшету далеко до большого экрана. Поэтому в Международном аэропорту Портленда (PDX) есть бесплатный кинотеатр на 17 мест (правда, крутят там исключительно короткометражки от малоизвестных студий США); а в Сингапурском Чанги (SIN) (2 зала), международных аэропортах Инчхон в Сеуле (ICN) и Миннеаполис-Централ (MSP) (тоже два зала) крутят блокбастеры и документалки, причём в круглосуточном режиме).

Чем заняться в зале ожидания: самые необычные услуги аэропортов мира Туризм, Туристы, Путешествия, Отдых, Отпуск, Поездка, Авиация, Авиаперелеты, Аэропорт, Длиннопост

Плавать

Что может быть лучше, чем навернуть километр-другой в бассейне (да и просто полежать-понежиться в прохладной водичке бывает круто)? Разве что сделать это во время пересадки с одного рейса на другой, пока все остальные залипают в свои ноутбуки или дремлют в кресле!

  • Сингапурский Чанги

В терминале 1 на крыше есть принадлежащий отелю Aerotel Airport Transit бассейн (а ещё бар, джакузи и душ). Всё удовольствие обойдётся в 17 долларов.

  • Hamad International в Дохе (DOH)

За 50 долларов здесь можно воспользоваться услугами оздоровительного фитнес-центра Vitality, и в числе прочего – сауной, гидромассажными ваннами, 25-метровым бассейном с подогревом и даже площадкой для игры в сквош.

  • Международный аэропорт Дубая (DXB)

Оздоровительный клуб отеля Dubai International Airport в Терминале 3, помимо бассейна, предлагает массаж и отдельные сауну и турецкую баню для мужчин и женщин.

  • Международный аэропорт Пунта-Кана в Доминиканской Республике (PUJ)

В VIP-зале есть пейзажный бассейн с видом на взлетно-посадочные полосы, хотя доступ открыт только владельцам карт Priority, Dragon и Lounge Pass; пассажирам первого и бизнес-класса, а также лицам, приобретающим VIP-услуги аэропорта.

Чем заняться в зале ожидания: самые необычные услуги аэропортов мира Туризм, Туристы, Путешествия, Отдых, Отпуск, Поездка, Авиация, Авиаперелеты, Аэропорт, Длиннопост

Сыграть в гольф

Самый известный гольф-клуб в аэропорту, гонконгский Nine Eagles, закрылся; но есть и другие:

  • Гольф-клуб Sky 72 расположился в пяти минутах езды на бесплатном шаттле от сеульского Инчхона; посетители могут сыграть на 9 или 18 лунках, а если времени совсем мало – просто потренировать удар или свинг.

  • Зал PGA MSP Lounge в аэропорту Миннеаполиса не потянет на полноценное поле, но здесь тоже можно потренировать удары, причём владелец Priority Pass может сделать это бесплатно.

Чем заняться в зале ожидания: самые необычные услуги аэропортов мира Туризм, Туристы, Путешествия, Отдых, Отпуск, Поездка, Авиация, Авиаперелеты, Аэропорт, Длиннопост

Прогуляться

Обычно аэропорты сплошь заасфальтированы, но есть одно исключение, где можно насладиться отдыхом на свежем воздухе: сложная природная тропа в сингапурском Чанги включает в себя Сад кактусов в Терминале 1 (сад на крыше с более чем 100 видами кактусов из Африки и Америки) и Сады подсолнухов и орхидей в Терминале 2.

Чем заняться в зале ожидания: самые необычные услуги аэропортов мира Туризм, Туристы, Путешествия, Отдых, Отпуск, Поездка, Авиация, Авиаперелеты, Аэропорт, Длиннопост

Пожениться

Иной раз, планируя медовый месяц, так замотаешься, что забываешь о главном – церемонии. Но это не повод всё отменять, ведь романтика бракосочетания превосходно «бьётся» с романтикой путешествий. Особенно, если ваш маршрут пролегает через один из этих аэропортов:

  • Международный аэропорт Франкфурта (FRA)

За 1500 евро вы получите организатора торжеств, торт, крутого профессионального фотографа, один день (и ночь) в люксе и приём на 15 гостей в одном из пятизвездочных отелей на территории авиаузла.

  • Ламберт Интернэшнл в Сент-Луисе (STL)

Зал для торжеств площадью свыше 6000 «квадратов», панорамный вид на аэропорт и продуманная система кейтеринга позволяют организовать торжества любого формата и размаха.

  • Манчестерский международный аэропорт (MAN)

Церемонию тут предлагается провести под крылом Concorde, некогда летавшего в цветах British Airways, а теперь превратившегося в фешенебельный ресторан.

  • Стокгольмский Арланда (ARN)

Предлагает продуманный выбор свадебных услуг – от кейтеринга и фотографов до частных залов и священников церкви Швеции. А ещё тут можно пожениться в диспетчерской вышке – и всё без отрыва от работы, под аккомпанемент болтовни диспетчеров!

Чем заняться в зале ожидания: самые необычные услуги аэропортов мира Туризм, Туристы, Путешествия, Отдых, Отпуск, Поездка, Авиация, Авиаперелеты, Аэропорт, Длиннопост

Встать на лёд

Мюнхенский аэропорт (MUC) предлагает осмотреть рождественскую ярмарку (она начинает работать с конца ноября), пробежаться по магазинам, а потом зашнуровать коньки и отправиться нарезать восьмёрки на одном из двух сезонных катков.

Аналогичную возможность предлагает аэропорт Денвера (DEN): всё, что нужно, это забронировать рейс с отправлением из Денвера, и каток ваш.

Чем заняться в зале ожидания: самые необычные услуги аэропортов мира Туризм, Туристы, Путешествия, Отдых, Отпуск, Поездка, Авиация, Авиаперелеты, Аэропорт, Длиннопост

Поглазеть на рыбов

Удивлять, так удивлять – решили в международном аэропорту Ванкувера (YVR) и запилили прямо посреди международного терминала ручей, впадающий в аквариум объёмом полторы сотни тонн. Рыбов тут не продают, нет. Но показывают очень красочно.

В этом аквариуме – вся морская жизнь Британской Колумбии, от пёстрых рыб до десятков видов медуз в отдельном резервуаре.

Помыть машину

Кого сейчас удивишь бесплатными обедами или залом ожидания? Вот и в Spokane International (GEG) так решили, а потому предлагают бесплатную автомойку для всех, кто припарковался в одном из двух гаражей или на внешней парковке. Мойка автоматическая и работает только снаружи, но, с учётом цены (халява!) жаловаться не на что.

Отведать икорки

Не нужно отказываться от хорошей жизни только потому, что ты летишь: легендарный французский ресторан управляет барами Caviar and Seafood в Гонконгском международном аэропорту, лондонском Хитроу (LHR) и Гатвике (LGW), Нью-Йорке (JFK), Copenhagen International (CPH), Dubai International, а также в аэропортах имени Шарля де Голля (CDG) и Orly International (ORY) в Париже. В меню камчатский краб, копчёный лосось, икорка дюжины сортов и неизменное шампанское.

Чем заняться в зале ожидания: самые необычные услуги аэропортов мира Туризм, Туристы, Путешествия, Отдых, Отпуск, Поездка, Авиация, Авиаперелеты, Аэропорт, Длиннопост

Выпить пива

Пролётом через Мюнхен можно воздать должное традиционному немецкому пивному залу Airbräu: 600 мест, салатный бар, немецкие традиционные колбаски и восемь сортов пива. Разумеется, тут есть завтраки, обеды и ужины, а за скромный прайс можно отправиться с экскурсией прямиком на пивоварню.

Надегустироваться виски

  • Portland International (PDX)

Priority Pass открывает кредит в размере 28 долларов США на посещение дегустационного зала виски; помимо знакомства с актуальными сортами вы сможете узнать всё о том, как зерно, трансформируясь в виски, попадает в ваш стакан. Аналогично в Лондонском Гатвике есть паб и ресторан под названием «дом Николаса Калпепера», но коронавирус нанёс по нему серьёзный удар, после которого заведение толком не оправилось.

Вот, теперь вы знаете всё или почти всё. Очередь за малым – выбрать направление, дату и тур. Если с последним трудности, наши агенты помогут выбрать действительно уникальный, яркий и острый тур – такой, что не оставит равнодушным и обеспечит 100% качественные и яркие воспоминания.

Показать полностью 8

Что ждать русским от арабского «шенгена»?

На 40-м заседании министров внутренних дел Совета сотрудничества стран Персидского залива под председательством Хамуда бен Фейсала Аль Бусаиди в Маскате 6 странам удалось утвердить единую туристическую визу, позволяющую жителям и туристам легко перемещаться между шестью странами.

Вступление единой визы в силу ожидается в 2024–2025 году – страны не прописали единые сроки, всё будет зависеть от национальных норм.

Хочу отметить несколько моментов.

Прежде всего, напомню, что идея о введении так называемого «арабского шенгена» была выдвинута совсем недавно, в мае этого года на форуме Arabian Travel Market 2023; спустя полтора месяца министр наследия и туризма Омана заявил, что решение утверждено всеми шестью участниками ССАГПЗ - ОАЭ, Саудовской Аравией, Бахрейном, Катаром, Оманом и Кувейтом.

Что ждать русским от арабского «шенгена»? Экономика, Туризм, Путешествия, Саудовская Аравия, Оман, ОАЭ, Бахрейн, Кувейт, Туристы, Отпуск, Отдых, Поездка

И вот, спустя скромные пять месяцев решение принято уже на официальном уровне, есть дорожная карта и конкретные сроки. В официальном коммюнике говорится, что, согласно ожиданиям ближневосточной шестерки, единые визы будут способствовать росту числа туристов благодаря возможности свободного передвижения, а также – проведения совместных рекламных кампаний.

На горизонте забрезжила перспектива создания общей платформы бронирования…

Впрочем, точных сроков пока нет – чиновники ОАЭ и Бахрейна обещают «в ближайшее время», саудиты «скоро», только Оман готов ввести визы в действие уже в первом квартале 2024 года (хотя и тут не ясно, на каких условиях: неизвестны ни стоимость, ни сроки, ни порядок получения).

Также неизвестно, потребуется ли получать визу туристам из тех стран, для которых сейчас въезд в страны ССАГПЗ упрощен или безвизовый.

Как арабский безвиз отразится на русских?

Да, в общем и целом, никак: с 3 странами из 6 у нас безвизовый режим, ещё в одном случае визы оформляются по прибытии, и лишь с Кувейтом придётся повозиться (немножко).

При этом власти РФ ведут со всеми странами Залива переговоры о полной отмене виз; это удобно не только россиянам, приезжающим в регион, но и туристам из арабских стран которые намерены посетить Россию: по моим прикидками, если не только упросить визовый режим, но и поддержать тему маркетингово, мы получим 100-120 тысяч знойных арабских парней ежегодно. А это всяко неплохо.

Как сегодня россияне ездят в страны Персидского залива?

  • ОАЭ – самое популярное направление для россиян в регионе и одно из самых популярных в мире. Виза не нужна, если срок пребывания не превышает 3 месяца.

  • Катар – также безвизовое направление сроком до 90 дней, однако при пребывании свыше месяца нужна локальная медстраховка.

  • Оман – ещё одно безвизовое направление, правда максимальный срок пока всего лишь 14 дней.

  • Бахрейнскую визу можно получить в упрощённом режиме, по прилёте в страну, за 15 $.

  • Желающим въехать в Саудовскую Аравию нужна электронная виза, она обойдётся в 535 риалов КСА (~10к рублей). Сюда входит медстраховка на весь период пребывания. Кстати! Визу можно получить и на месте, это даже дешевле (480 риалов, ~9к рублей).

  • Кувейт – визовая страна, за документом нужно обращаться в посольство в России, цена вопроса $100 (для транзита виза не нужна).

А ещё в страны региона из России летают прямые и стыковые рейсы, можно и с пересадкой. Хотите подобрать себе интересный, горячий, а главное - острый тур? Пишите, наши агенты помогут разобраться, что к чему, и выбрать идеальный маршрут.

Показать полностью 1

Туризм в Римской империи

Во времена Римской империи римляне часто посещали термальные воды и великолепные зрелища, такие как театры и Колизей. Ездили на побережье Средиземного моря в города Помпеи и Геркуланум, в провинции Кампании (близ Неаполя). А ещё на остров Капри, где находились фешенебельные дачи патрициев и даже императоров. (У императора Тиберия была вилла на острове Капри, сегодня все желающие могут взглянуть на её руины и оценить масштаб и фантазию далёких предков).

Туризм в Римской империи Туристы, Туризм, Путешествия, Отпуск, Отдых, Поездка, Достопримечательности, Древний Рим, Римская империя, Длиннопост

Кто знает? Возможно, этот несчастный помпеянец тоже был туристом

Все эти увеселительные поездки стали возможны благодаря Pax Romana, римскому миру – концепции империи, включающей, среди прочего, централизованные меры по развитию путей сообщения. Кроме того, дороги позволили выйти на новый уровень торговли, создать высший класс, располагавший не только деньгами, но и свободным временем для туризма.

Своего пика туристическая активность в Империи достигла в имперский период – с 27 г. до н. э. по 476 г. н. э; императора иногда выбирала армия, огромное влияние имели сенат и потомственная знать (в сегодняшней Италии, к слову, есть несколько семей, ведущих род ещё со времён старого Рима).

Империя была разделена на провинции, которые, в свою очередь, были разделены на провинции и колонии. В каждом таком территориальном образовании имелись службы общественного досуга и развлечений, которые иногда посещали жители других территорий. Им было любопытно взглянуть на цирки и амфитеатры, пройтись по рынку или побывать на форуме, и конечно – воздать должное богам в местных храмах.

Провинции и колонии сообщались посредством сети дорог, которые начали строить около 150 г. до н.э. и очень быстро раскинулись на десятки тысяч миль, что позволило охватить всю империю от Шотландии и Германии до Египта, Персии и Крыма.

Римские дороги строила армия, существовали жёсткие стандарты и правила по обустройству дорожного полотна и прочей инфраструктуры. Вдоль дорог ставили каменные знаки, указывающие расстояние до следующего города, название дороги, дату ее строительства и ее строителя (иногда ещё какие-нибудь религиозные тексты). Примерно каждые 10 миль строились посты, где путники могли перекусить или сменить уставших лошадей... На перекрестках возникали таверны – и новые города.

Туризм в Римской империи Туристы, Туризм, Путешествия, Отпуск, Отдых, Поездка, Достопримечательности, Древний Рим, Римская империя, Длиннопост

Полина, римская таверна

Это было как раз то, что нужно для появления туризма. Ну, ещё крупные морские порты, вроде Александрии, Остии и Картаго-Нова.

Римляне любили путешествовать, и делали это с удовольствием (хотя важно отметить, что, как и у греков, туристический трансфер могли себе позволить лишь очень обеспеченные и знатные люди; сюда входили слуги и рабы, клиенты и вооруженный эскорт, причём в случае с морскими путешествиями охрана должна была быть очень существенной).

Бывали, правда, и исключения. Сенатор и римский губернатор провинции Испания Катон путешествовал пешком или верхом, с единственным слугой. В день, когда его назначили губернатором, Катон продал свою лошадь, чтобы не создавать дополнительных расходов казне. Нужно ли уточнять, что Катон не был примером для подражания?

Туризм в Римской империи Туристы, Туризм, Путешествия, Отпуск, Отдых, Поездка, Достопримечательности, Древний Рим, Римская империя, Длиннопост

Марк Порций Катон Старший, проконсул Испании

Нерелигиозный туризм

Римляне путешествовали, чтобы увидеть храмы Средиземноморья, пирамиды и памятники Египта. Также посетить Олимпийские игры в Греции и процветающие рынки Малой Азии. На этих рынках было много экзотических товаров, никогда не встречавшихся в Риме, которыми можно было украсить виллы Кампании (а вот и далекий предок сувенирных лавок на Старом Арбате!).

Они нанимали местных гидов и покупали папирусы, в которых описывалась та или иная местность и доступные в ней развлечения, советы по выбору таверн и поиску ночлега. Разумеется, они покупали всякую мелочевку на сувениры и оставляли о себе на память граффити, вырезая своё имя на придорожных камнях и постаментах памятников.

Местные, кстати, были не против: престиж и громкое имя известного гостя привлекали новых туристов.

Зачем римляне отправлялись в турпоездки? Для удовольствия, по делам, ради поправки здоровья или по религиозным соображениям: религиозный туризм и паломничество к греческим и римским храмам стали частью почти каждого туристического маршрута. Но речь шла не о изъявлении верности богам, а о развлечениях; туристы часто посещали храмы, которые уже давно перестали быть священным местом и представляли собой стоящий ля посещения памятник.

Римские виллы выходного дня: Капри и Помпеи

Туризм в Римской империи Туристы, Туризм, Путешествия, Отпуск, Отдых, Поездка, Достопримечательности, Древний Рим, Римская империя, Длиннопост

Римляне также любили проводить свободное время вдали от города и время от времени переезжали в Кампанию (Неаполь). Со времен Октавия Августа Сенат уже не был институтом власти. Император правил, а сенаторы служили декорацией его власти, одни охотно, другие с нежеланием.

Сенаторы удалились из Рима и расселились в сельской местности за его пределами – но так, чтобы при необходимости добраться до Вечного города быстро и без приключений. Идеально подходила Кампания: Помпеи, Геркуланум, Тиволи, Беневентум и острова вроде Капри обзавелись фешенебельной недвижимостью, особенно широкими дорогами, портами, каботажными прибрежными маршрутами, десятками гостиниц и рынков.

Дома в городе Риме стали лишь официальной резиденцией, а загородная вилла – родным домом; в этих новых центрах общественной и деловой жизни быстро появилась разнообразная инфраструктура. Например, в Помпеях – амфитеатры и просторный цирк, терм и лечебные ванны.

На Капри Тиберий построил фешенебельную виллу с бассейном, а также шикарные термы – общественные бани с парилками, кальдарием (бассейн с горячей водой) и фригидарием (это уже с холодной), а также гимнастическими залами, комнатами отдыха и массажными кабинетами, садами, библиотекой (в бане ж без «почитать» буквально никак) и кабинетами-переговорными: а ну, как придётся заняться делами?

Амфитеатры для всех

Туризм в Римской империи Туристы, Туризм, Путешествия, Отпуск, Отдых, Поездка, Достопримечательности, Древний Рим, Римская империя, Длиннопост

С другой стороны, строительство Цирка и Колизея в Риме привело к появлению обратного траффика: вся империя желала познать Рим. Дороги, их охрана и pax romana способствовали притоку туристов в Рим.

Были и другие популярные точки притяжения, такие как театр Оранжа и амфитеатры в Ниме и Арле (их можно осмотреть и в наши дни, они сохранились очень неплохо).

Моя дорогая, а что если мы посетим Эспарту?

Во времена римского господства в Греции город Спарта, могущественный и знаменитый со стародавних времён, стал популярным центром элитного туризма. Прежних возможностей – военных, экономических, политических и религиозных – у Спарты не было, но они нашли, что предложить империи – образование.

Туризм в Римской империи Туристы, Туризм, Путешествия, Отпуск, Отдых, Поездка, Достопримечательности, Древний Рим, Римская империя, Длиннопост

Будучи независимой, Спарта славилась военной подготовкой молодёжи. Попав под римский контроль, они сделали это своей фишкой. Образование в Спарте было столь трудным, что само по себе было туристической достопримечательностью.

Кое-что, конечно, пришлось поменять: ритуальные бои в святилище Артемиды Ортии превратились в диамастигозы – ритуальные бичевания детей и подростков на алтаре богини, иной раз до первой крови, а иногда и до смерти (думаю, если бы такое зрелище было доступно сейчас, оно привлекло бы тысячи кровожадных и мстительных школьных училок). Эти и другие церемонии, например шествие спартанских девушек, привлекали множество зевак…

Кроме того, римлянам было очень любопытно узнать, как город, который в свое время внушал страх, превратился в город пастухов коз и потешного военного образования (а заодно – и первое в мире направление образовательного туризма).

Цицерон пишет в «Тускуланах» (II 34), что спартанское образование и его излишества превратились в зрелище, привлекавшее туристов. Толпа, пришедшая на представление, была настолько многочисленна, что пришлось построить амфитеатр перед храмом, чтобы вместить ее. Это зрелище привлекало туристов вплоть до четвертого века нашей эры – а после нашествия варваров сделали развлечения такого рода мало актуальными...

Римская империя - хорошо ли, плохо ли - приказала долго жить, оставив после себя бесчисленные артефакты, разбросанные по трём континентам, историю, литературу и общую для всех нас-европейцев культуру (и я сейчас не о сериале "Рим" и даже не о порнотриллере "Калигула"!). Добраться до них из России сейчас трудновато, но нет ничего невозможного для человека с интеллектом, да ещё при помощи наших агентов. В общем, если задумали вылазку в Италию, Францию или куда ещё, то спросите нас, как.

Показать полностью 6

От начала времён: туризм в Древней Греции

Все мы любим путешествовать – а как же иначе? Новые впечатления, яркие краски, возможность что-то узнать или посмотреть, наконец – шанс прикоснуться к древним легендам и сокровищам…

А каково было тем, кто создал эти сокровища своими руками? Куда было крестьянину податься до того, как построили Колизей и открыли Каирский музей?

Каким был древний туризм?

Туризм в современном виде существовал не всегда. Логично, что в древние времена, когда путешествия были трудными и сулили множество опасностей, для большинства они были недоступны: древние отправлялись в путь только если у них была цель. Например, политическая, религиозная или медицинская.

Больше всех везло купцам и военным: первые по торговым маршрутам проникали в отдалённые уголки известного мира, вторые отправлялись в походы ради грабежа или завоевания новых земель. Но всё это были общественные потребности, а не частные желания, поэтому туризмом как таковым назвать их было нельзя.

Всё изменилось с приходом античности.

В Греции было всё, кроме грецких орехов. И туризм!

В 776 году до нашей эры состоялись первые Олимпийские игры, состязания атлетов в честь богов Олимпа. Атлеты соревновались в разных видах спорта, приносили жертвы конкретным божествам и молились, а в промежутках – веселились и глазели на других участников игр.

От начала времён: туризм в Древней Греции Туризм, Туристы, Путешествия, Отпуск, Поездка, Отдых, Древняя Греция, Греция, Древний Египет, Длиннопост

Чуть менее известными, но популярными были Немейские, Истимейские, Пифийские игры; они привлекали множество людей, которым, разумеется, нужны были дороги и транспорт (путешествовали чаще всего верхом на осле или пешком, «на одиннадцатом»).

Дороги были паршивые. Всё дело в том, что греческое общество не было единым, оно состояло из многих десятков, а то и сотен городов-полисов. И если в Афинах с богатеев собирали специальный налог на строительство дорог, то в каком-нибудь Амфиполисе по дорогам было пройти даже пешком. Были, впрочем, и исключения: дороги между крупными союзными городами и пути к местным святилищам и храмам: вот тут уж старались так старались: некоторыми тропами до сих пор можно пользоваться.

Если путник уставал, он мог заночевать в одной из гостиниц. Именно заночевать: столоваться предполагалось в другом месте. Зато в любом античном городе были публичные бани, в которые полагалось приходить со своими полотенцами. Туристы снимали одежду и помещали её в специальные шкафчики, а затем при помощи рабов и кувшинов с горячей и холодной водой заботились о гигиене.

От начала времён: туризм в Древней Греции Туризм, Туристы, Путешествия, Отпуск, Поездка, Отдых, Древняя Греция, Греция, Древний Египет, Длиннопост

Примерно так (но без подсветки) могла выглядеть греческая гостиница два с половиной тысячелетия назад

Некоторые туристы жили в палатках, а торговцы и знать часто останавливались на постой в частных домах. Тогда же появились первые гиды, они за скромный прайс спешили рассказать чужеземным гостям, на что надо посмотреть, куда отправиться за покупками или где найти продажную любовь.

Акрополь и пирамиды

Очень распространён был религиозный туризм. Паломники отправлялись в святилище Аполлона в Дельфах, очень популярным был Эскулап, бог медицины (тут можно было заодно и подлечиться, ведь жрецами бога были те, кого сейчас бы назвали профессиональными докторами).

Некоторые греческие полисы предлагали лечебные ванны, а также морские курорты, театральные фестивали и возможность увидеть такие памятники, как Афинский Акрополь. Акрополь с пятого века до нашей эры стал одним из самых посещаемых мест в мире, древним наряду с пирамидами Египта. Это были два из семи чудес древнего мира.

От начала времён: туризм в Древней Греции Туризм, Туристы, Путешествия, Отпуск, Поездка, Отдых, Древняя Греция, Греция, Древний Египет, Длиннопост

Геродот, великий историк и автор первого популярного путеводителя

Да, греки выезжали и за рубеж; чаще по военным или торговым делам, но не только: исторические источники (например, записки о путешествиях Геродота в десяти книгах или заметки Палефата и Аполлония) свидетельствуют, что уже в VI веке до нашей эры греки совершали поездки в Египет, куда их влекли история, культура, необычный климат, а также пирамиды и великолепные храмы. Считалось также, что в Египте много целебных грязей.

От начала времён: туризм в Древней Греции Туризм, Туристы, Путешествия, Отпуск, Поездка, Отдых, Древняя Греция, Греция, Древний Египет, Длиннопост

Обитаемый мир по версии Геродота

Проксеносы

В Древней Греции иностранец или даже уроженец другого города не имел никаких прав, потому что не являлся гражданином. Поэтому греки учреждали проксеносы – офисы со специальным должностным лицом, которое должно было присматривать за гражданами определенных городов.

Чужеземец-афинянин! Ты, может быть, не знаешь, что очаг нашего полиса — ваш проксен. Когда все детьми услышат, что они — проксены какого-то полиса, то каждым из нас — проксенов с юности благорасположение к этому полису овладевает, как ко второй родине после своего собственного полиса"

Платон, "Законы"

Например, коренной афинянин или житель Коринфа назначался проксеносом для посетителей Коринфа в Афинах. Он выполнял дипломатические и «консульские» функции, отвечая за интересы граждан Коринфа в Афинах. Забота о жителях другого города подразумевала оказание как обыденных услуг, таких как получение билетов в театр, так и более сложных процедур, таких как обеспечение доступа в столицу или аудиенции у городских чиновников.

От начала времён: туризм в Древней Греции Туризм, Туристы, Путешествия, Отпуск, Поездка, Отдых, Древняя Греция, Греция, Древний Египет, Длиннопост

Декрет о проксении из Онхеста в Археологическом музее в Фивах

Проксенов могли назначать не только города, но и коммерческие компании, жреческие коллегии и другие организации – в их обязанности входило присматривать, чтобы клиенты и члены организаций ни в чём не нуждались и не терпели ущерба. Очень похоже на институт современных консульств, не правда ли?

В общем, как мы видим, путешествия были делом непростым, опасным, но увлекательным, а институт консульств намного старше, чем Венская конвенция о дипломатических сношениях и даже чем Вестфальская система международных отношений.

А о современном туризме можно почитать вот тут - а заодно и подобрать себе что-нибудь по вкусу.

Показать полностью 5

3 простых совета как сэкономить на поезде в Германии

Из любого путеводителя вы можете узнать, что в Германии – одна из самых крупных в Европе железнодорожных сетей, а поезда ходят часто и чётко по расписанию. Так вот. Это – лишь полуправда.

Железных дорог в Германии действительно много, поезда красивые и чистые, и ходят быстро, но про пунктуальность безбожно врут: немецкие железнодорожники постоянно бастуют, что-то чинят, поезда отменяются, а ещё можно сесть на поезд, идущий в Берлин – а вместо этого без предупреждения оказаться в Лейпциге (тут мы немножко приврали – предупреждение будет на табло на платформе, но по-немецки и мелким шрифтом).

3 простых совета как сэкономить на поезде в Германии Отпуск, Туристы, Туризм, Отдых, Путешествия, Поездка, Германия, Железная дорога, Поезд, Транспорт, Лайфхак, Длиннопост

Вообще это Deutsche Bahn, но российский министр иностранных дел Лавров наверняка придумал бы аббревиатуре другую расшифровку

А ещё по статистике расходы на транспорт – одна из наиболее существенных статей расходов туристов в Германии. Поэтому знать несколько простых рецептов, как сэкономить, просто необходимо.

Вот три совета, которые помогут вам экономить на поездках по Германии

Пробная BahnCard

Скидочные карты, такие как карта BahnCard, предлагают постоянные скидки на билеты поездов в Германии. Они могут быть особенно полезны для частых путешественников и это знает каждый.

Другое дело, что для тех, кто собирается находиться в Германии пару месяцев, есть опция «Probe BahnCard» - пробная трехмесячная подписка на годовую карту. Но отыскать её под силу не всем. Хитрость в том, что эта короткая пробная версия указана только на немецкоязычной версии сайта.

Выбираем карту по вкусу (1-й или 2-й класс, скидка 25, 50 или 100% - да, такие тоже бывают), оплачиваем и пользуемся. Главное – не забыть за шесть недель до истечения срока в письменном виде подать заявку на отмену подписки – в противном случае, с вашего счёта спишется полная стоимость 12-месячной версии, а это больно.

Предварительное бронирование

Нет BahnCard? Не беда, коли есть голова на плечах. Планируйте поездки заранее – тариф с предварительной покупкой может быть в разы дешевле обычного билета день-в-день. Цены зависят от количества свободных мест, поэтому правила универсальные: чем раньше, тем лучше (билеты, забронированные более чем за 72 часа, можно будет отменить – удержат 19 евро, но иногда оно того стоит).

Задержки и опоздания

Как я уже говорил, немецкие поезда опаздывают, а иногда едут в другую сторону. Столкнувшись с подобным в первый раз, человек испытывает шок и растерянность, суетливо отыскивая альтернативные способы добраться до пункта назначения. Про компенсацию потом никто и не задумывается – а зря.

3 простых совета как сэкономить на поезде в Германии Отпуск, Туристы, Туризм, Отдых, Путешествия, Поездка, Германия, Железная дорога, Поезд, Транспорт, Лайфхак, Длиннопост

Например, если поезд опаздывает более чем на час, пассажир может получить 25% компенсацию (чем больше задержка, тем больше сумма). Более того, если в поезде не работает печка или кондиционер, пассажир также может потребовать полного или частичного возврата средств. Deutsche Bahn знает, какие поезда задерживаются и насколько, но получить от кондуктора опоздавшего поезда бланк за подписью и печатью, подтверждающий этот факт, определённо хорошая идея.

Хотите воспользоваться нашими советами на практике? Осталось всего ничего – добраться до Германии. Это непросто, но нет ничего невозможного, особенно - для моих коллег. Здесь – размещение в отелях, лучшие маршруты и консультации гуру туризма.

Показать полностью 2
Отличная работа, все прочитано!