Ликбез о железнодорожных переездах-2

Навеяно двумя постами. Сначала был холивар о "скорой", которую не пропускали на переезде: Патовая ситуация. Вчера же тепловозом ЧМЭ3 была сбита карета "скорой": Поезд снёс реанимобиль и убил пациентку.

У меня был пост Ликбез о железнодорожных переездах, но он касался распространённых жалоб на долгое ожидание автомобилистов у закрытых переездов.

Этот пост о том, каким образом обеспечивается безопасность движения поездов и, если получится, автомобилей на железнодорожных переездах.

1.КЛАССИФИКАЦИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПЕРЕЕЗДОВ.
Переезды бывают регулируемыми и нерегулируемыми.

  • К регулируемым относятся переезды, оборудованные автоматическими устройствами переездной сигнализации, извещающей водителей транспортных средств о приближении поезда, или обслуживаемые дежурным работником. Таких переездов, наверно, 99%.

  • Нерегулируемые переезды не оборудованы устройствами переездной сигнализации и не обслуживаются дежурным работником. Грубо говоря, в чистом поле не самый главный ЖД-путь, по которому редко ходят поезда, пересекает автомобильная дорога (как правило грунтовая), и поэтому никто не заморочился обустройством регулируемого переезда.

Переезды бывают охраняемыми и неохраняемыми.

  • Охраняемые переезды обслуживаются дежурным работником и оборудуются устройствами заграждения для движения автотранспорта. Эти переезды оборудуются в зависимости от категории*:

    Категории железнодорожных переездов

    Охраняемыми должны быть переезды:

    - I категории;

    - II категории на участках с ограниченной видимостью или на участках с интенсивностью движения более 16 поездов в сутки;

    - III категории на участках с интенсивностью движения более 16 поездов в сутки и неудовлетворительной видимостью, а также на всех участках с интенсивностью движения более 200 поездов в сутки.
    *таблица стырена из интернетов, возможно, уже устарела и есть другая, более новая. Если кто в курсе - велком в комменты.

  • Неохраняемые переезды не имеют дежурного работника и не оборудованы устройствами заграждения для движения транспорта. Неохраняемых регулируемых переездов большинство на ЖД. Когда автомобильная дорога пересекает железнодорожные пути, в наличии переездная сигнализация, но дежурного по переезду, шлагбаумов и прочих заградительных устройств нет.

    2.ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ.

    Есть на ЖД так называемый заградительный светофор.

    Заградительный светофор

    Он относится к нормально негорящим светофорам. То есть он не горит, когда всё нормально, загорается красным огнём при нештатной ситуации для остановки поезда, но конкретно в двух случаях:
    - неисправна переездная сигнализация. То есть автомобили могут быть вообще не в курсе, что поезд приближается к переезду;
    - дежурный по переезду увидел, что для поезда возникло препятствие (например, автомобиль застрял). Эта фича закономерно недоступна для неохраняемых переездов, там зажечь красный огонь просто некому. Попутно дежурный по переезду вызывает машиниста по радиостанции и предупреждает о препятствии, если сможет дозваться.

    Что заградительный светофор делает?
    Он загорается красным, на участках с автоблокировкой снимает со своего блок-участка коды в рельсовой цепи, считываемые локомотивом. На локомотивном светофоре в кабине машиниста загорается белый (или красный, если до этого был красно-жёлтый) огонь. Машинист снижает скорость, попутно понимая, что впереди переезд, и, возможно, на нём горит красным заградительный светофор. Останавливает поезд, увидев красный заградительный светофор. ДТП предотвращено.
    Но есть одна проблема. Застревание на неохраняемом ЖД-переезде. Тут машинисту никто светофор не зажжёт, по радиостанции не вызовет. И тогда спасение утопающего - дело рук самого утопающего. Согласно ПДД:

    15.5. При вынужденной остановке на переезде водитель должен немедленно высадить людей и принять меры для освобождения переезда. Одновременно водитель должен:

    - при имеющейся возможности послать двух человек вдоль путей в обе стороны от переезда на 1000 м (если одного, то в сторону худшей видимости пути), объяснив им правила подачи сигнала остановки машинисту приближающегося поезда;

    - оставаться возле транспортного средства и подавать сигналы общей тревоги;

    - при появлении поезда бежать ему навстречу, подавая сигнал остановки.

    Примечание. Сигналом остановки служит круговое движение руки (днем с лоскутом яркой материи или каким-либо хорошо видимым предметом, ночью - с факелом или фонарем). Сигналом общей тревоги служат серии из одного длинного и трех коротких звуковых сигналов.

3.О ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВАХ СО СПЕЦСИГНАЛАМИ.
Никаким преимуществом на ЖД-путях эти т/с не обладают, их маячки сигнального значения для поездов не имеют, да и вообще, они никак не фигурируют в железнодорожных инструкциях. В ПДД:

3.1. Водители транспортных средств с включенным проблесковым маячком синего цвета, выполняя неотложное служебное задание, могут отступать от требований разделов 6 (кроме сигналов регулировщика) и 8 - 18 настоящих Правил, приложений 1 и 2 к настоящим Правилам при условии обеспечения безопасности движения.

Я выделил главное. Дежурный по переезду относится к регулировщикам. Пруф в ПДД:

"Регулировщик" - лицо, наделенное в установленном порядке полномочиями по регулированию дорожного движения с помощью сигналов, установленных Правилами, и непосредственно осуществляющее указанное регулирование. Регулировщик должен быть в форменной одежде и (или) иметь отличительный знак и экипировку. К регулировщикам относятся сотрудники полиции и военной автомобильной инспекции, а также работники дорожно-эксплуатационных служб, дежурные на железнодорожных переездах и паромных переправах при исполнении ими своих должностных обязанностей. К регулировщикам также относятся уполномоченные лица из числа работников подразделений транспортной безопасности, исполняющие обязанности по досмотру, дополнительному досмотру, повторному досмотру, наблюдению и (или) собеседованию в целях обеспечения транспортной безопасности, в отношении регулирования дорожного движения на участках автомобильных дорог, определенных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2020 г. N 1442 "Об определении участков автомобильных дорог, железнодорожных и внутренних водных путей, вертодромов, посадочных площадок, а также обеспечивающих функционирование транспортного комплекса зданий, сооружений и помещений для обслуживания пассажиров и транспортных средств, погрузки, разгрузки и хранения грузов повышенной опасности и (или) опасных грузов, на перевозку которых требуется специальное разрешение, являющихся объектами транспортной инфраструктуры, и признании утратившими силу актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации".

То есть эти водители должны подчиняться сигналам дежурного по переезду.
Но если переезд неохраняемый? Я не юрист, но, думаю, в таком случае не соблюдается часть требования пункта 3.1 ПДД, а именно "при условии обеспечении безопасности движения". Возможно, если водитель увидит издалека поезд, поймёт, что он ещё нескоро, то в таком случае сможет проскочить и всё будет Ок. Но эта ситуация сугубо на свой страх и риск. Успел - обеспечил безопасность движения, не проскочил - не обеспечил.

4.МИФ О ШУНТИРОВАНИИ РЕЛЬСОВ.
Иногда вижу в просторах интернетов один миф. Если застрял на переезде, то можно просто соединить проводом рельсы, на которых стоишь. В таком случае якобы поезду зажжётся красным светофор, он остановится и всё такое. Лайфхак, короче.
Но это не сработает:
- на участках без автоблокировки (их по стране немало);
- если поезд следует по телефонным средствам связи (не редкость на всех ЖД страны);
- если поезд следует с неисправными устройствами АЛСН (не читает рельсовые коды);
- поезд следует при перерыве действия всех средств сигнализации и связи (редкость, но такое может быть).

Надеюсь, пост будет полезным.

Железная дорога

3.7K поста6.4K подписчиков

Добавить пост