MaxEd

Пикабушник
Дата рождения: 21 мая
4294 рейтинг 4 подписчика 9 подписок 10 постов 0 в горячем
Награды:
5 лет на ПикабуС Днем рождения, Пикабу!
10

Что я узнал за 20 лет работы программистом в геймдеве

Вообще, я немного вру - юбилей трудовой деятельности у меня будет только в следующем году. Но не думаю, что моё видение за это время сильно поменяется. За это время, я успел поработать в 5 компаниях, делал ММО-убийцу-Варкрафта, ММО-как-арены-в-Варкрафте, мобильные говноклоны, и, наконец, в 2019 году пришёл в компанию, которая делает игры, которые мне нравятся. Заранее прошу прощения за многословность - не люблю писать утверждения без развёрнутых объяснений.

  1. Самое главное: разработка игр - это круто. Честно скажу - не любил ни школу, ни ВУЗ, и только придя в свою первую компанию я почувствовал себя на своём месте, среди людей, с которыми мне приятно общаться и работать. Конечно, это субъективное. Но очень важное. Я всегда представлял себе идеальную работу чем-то средним между НИИЧаВО Стругацких и Малого Тайного Сыскного Войска из книжек Макса Фрая, и по-моему, геймдев - это оно. Самое главное, что люди здесь не только делают игры, но и живут ими, играют сами, обсуждают их, болеют сердцем за то, что создают. Очень редко можно встретить в разработке человека, который просто приходит работать за зарплату, независимо от возраста. Конечно, есть и другие отрасли и компании, где такое норма, но, по рассказам, это, скорее, редкость.

  2. Тем больнее, когда ты чувствуешь, что делаешь что-то не то, но начальство/инвестор настаивает на своём видении. Поэтому я больше не хочу возвращаться в мобильный геймдев: все мобильные игры, над которыми я работал, провалились, и, вроде бы, мне с самого начала было видно, что они провалятся, но люди, дающие деньги, были уверены в обратном. Ну, и поскольку я не совсем целевая аудитория мобильных игр (играю на ПК, в основном, а если на мобиле - то не совершаю много покупок в игре), то я всегда утешал себя тем, что они, наверное, знают, что делают - всё-таки, своими деньгами рискуют. Практика показала, что нет: зачем мы в одной компании два года делали прямой клон "Clash of Clans" с "улучшенной графикой" - так и осталось загадкой, поскольку в результате оказалось, что игрокам в "Clash of Clans" не нужна лучшая графика, и проект закрылся спустя месяц после релиза.

  3. Программировать игры - весело. Но не для всех. Потому что это вечный бардак. Сбор требований? Какие требования, есть только одно настоящее требование - чтобы игра была весёлой. Если для этого в середине проекта надо полностью поменять всю боевую систему - программисты не могут сказать "ой, простите, этого не было в требованиях", даже в голову не придёт. В начале разработки, как правило, никто себе толком не представляет, как будет выглядеть игра в конце, и системы, которые изначально писались простыми, потому что "вроде ничего сложного не надо будет, а готово должно быть прям завтра" обрастают слоями расширений и костылей до тех пор, пока не становятся совершенно непонятными для всех участников процесса. Если повезёт - в этот момент система будет сожжена и написана заново, но это случается редко, потому что денег и времени нет. Хорошо, если код кочует из предыдущего проекта в следующий: в волшебный момент между проектами иногда можно довольно радикально побороться с техническим долгом.

  4. Все игровые движки, существующие дольше нескольких лет - тоже набор жутких костылей, неисправимых багов и странных решений, которые теперь уже нельзя менять, потому что на них завязан код сотен или тысяч игр. Что не мешает иногда авторам движков при выпуске очередного малозначительного обновления всё к хренам сломать. И не верьте тем, кто хвалит (да и ругает) тот или иной движок за производительность: хорошая работа игры - это всегда кровь, пот и слёзы команды конкретной игры. На любом движке можно сделать круто, а можно говно. И круто - всегда сложно. Если делать всё не думая и второпях - то игра всё равно может получиться, и даже быть весёлой, но никогда не будет нетребовательной к железу, скорость работы кода (и ресурсов) - всегда обратно пропорциональна скорости разработки. Но "прожорливость" игры мало влияет на продажи, кроме редких случаев (новая платформа, например: у нас была гонка для Windows Phone, которая на голову обставляла конкурентов по скорости работы на этой платформе за счёт самодельного движка, даже на дешёвых китайских HTC, и в результате мы зарабатывали с мобильной Винды больше, чем с Android или даже Apple).

  5. Зарплаты программистов в геймдеве хорошие по меркам России в целом, но не сказать чтобы топовые по меркам IT (знакомый по собачьей площадке удивлялся, почему я живу в спальном районе на окраине Москвы, а не в одной из башен Сити; ответ - потому что я близко не зарабатываю так, чтобы позволить себе даже однушку в престижном районе, ибо цены на недвижимость в Москве окончательно объелись ухи). Перейти из геймдева в бизнес-разработку с заметным повышением зарплаты вполне реально. Но там и скучнее будет, и ответственности больше - серьёзный баг в игре это неприятно, но, как правило, не страшно, и не ведёт к судебным искам против компании. Впрочем, вопрос скуки, конечно, субъективный. Лично мне пришлось на некоторое время перейти от игровых задач к более "приземлённым" (навигация в помещениях и криптокошелёк), и мне не понравилось - душа хотела бегающих по экрану человечков, ездящих машинок, чего угодно, но не просто сухих цифр и бесконечной войны с Bluetooth LE или протоколом Bitcoin. Хотя казалось бы, код - он везде код.

  6. Не могу сказать за всю индустрию, но, судя по всему, российский геймдев очень сильно отличается от западного в плане рабочей культуры. Ужасающие рассказы про 80-часовую рабочую неделю в EA - для меня так и остались рассказами, ни в одной из компаний, где я работал, постоянные переработки были не приняты. Да, бывало, конечно, что выходили поработать в выходной, или оставались чуть попозже - но это были редкие, исключительные случаи, реже одного раза в год. По своему желанию, конечно, бывало засиживался за работой, но это реально рабочий азарт - когда любишь то, что делаешь, и не хочешь бросать на пол пути, потому что иначе контекст из головы улетучится.

  7. Игроки, конечно, очень плохо представляют себе сложность/стоимость некоторых компонентов игры. Особенно это касается поддержки мультиплеера и модов - и то, и другое, на самом деле, ОЧЕНЬ сложно и дорого, если не заложено изначально. С другой стороны, даже разработчик не всегда представляет себе, сколько будет стоить добавить какую-то, вроде бы, мелкую фичу в игру, и понимает всю глубину пропасти, в которую катится, только после недели-другой усердной работы. Как простой и не очень катастрофичный пример, меня в определённый момент начало бесить, что в игре, которую мы тогда разрабатывали, в бою довольно медленные анимации, и я захотел сделать возможность их ускорить/пропустить (это вообще моё больное место, я во всех играх всегда включаю все возможные ускорения, даже если авторы игры их не предусмотрели: вы знали, что если сначала запустить игру F117 Stealth Fighter 2, выйти из неё, а потом запустить Sid Meier's Civilization - то юниты в "Цивилизации" будет двигаться намного быстрее?). То, что на первый взгляд казалось приключением на 20 минут (ну, сделать галочку и добавить множитель где-нибудь, правда ведь?) оказалось задачей на несколько дней, породившей, а результате, несколько багов и необходимости поддержки этого самого ускорения в будущем. Потому что если просто ускорить течение времени - то будет некрасиво и неудобно, а чтобы сделать хорошо - надо точечно и ПО РАЗНОМУ подпирать разные аспекты игры. Например, передвижение работает так, что мы каждый кадр телепортируем персонажа на следующую клетку пути без анимации, а в применении умений надо именно ускорять анимации (и не у всех умений, а только у некоторых), но при этом ещё не забыть ускорить полёт снарядов на ту же величину - это отдельный код. Или вот задача "добавить поиск по имени предмета в инвентаре" - она выливается в переделку части интерфейса, и отдельные увлекательные танцы с бубном, чтобы это и на чёртовых консолях, где нет ни мышки, ни клавиатуры, это тоже как-то работало.

  8. Многие программисты не умеют в отладку. Ну, то есть, не то чтобы совсем не умеют, но умеют не очень хорошо. Приходилось встречаться с подходом, когда человек заявлял "ой, ошибка не в моём коде, пусть другая команда разбирается, это у них!", что могло приводить к перекидыванию одной и той же проблемы между отделами, и увеличению сроков исправления. Нет, я не говорю, что надо бросаться исправлять чужой код - это чревато, если ты в нём не разбираешься, как в своём. Но вот попробовать проследить причину, и принести другому человеку уже не просто баг "оно сломалось", а результат расследования в формате "у вас вот тут, кажется, такая-то ошибка, потому что когда мы вам отправили вот такие вот данные в таком-то состоянии, оно ломается таким-то образом, хотя мы ожидаем, что оно будет работать вот так" - это, по-моему, должна быть норма. Тем более, что тот факт, что следы бага уходят в чужой код, далеко не всегда означает что ошибка в нём: возможно, косяк всё-таки у тебя, просто надо копнуть глубже. Чаще всего такое происходит при взаимодействии игровой логики и пользовательского интерфейса: тебе приходит баг вида "я нажимаю на кнопку, а оно ничего не делает", ты видишь, что оно ничего не делает, потому что в UI происходит ошибка при нажатии кнопки, но потом оказывается, что ошибка эта возникает потому, что это ТВОЙ код ранее привёл UI в невалидное состояние.

  9. Я люблю отладку (и оптимизацию, которая, по сути, есть отладка проблем с производительностью) больше, чем все остальные аспекты программирования. Это всегда увлекательный детектив - выяснить, какое же сочетание обстоятельств привело к ошибке. Есть в этом азарт охоты, или, может быть, исследовательской работы: ты строишь гипотезы, проводишь эксперименты, проводишь археологические раскопки в коде, иногда даже опрашиваешь свидетелей. Написание нового кода тоже по своему интересно, но для меня это задача со слишком многими неизвестными, что вызывает некоторый нервяк. Отладка же - работа с "закрытой" системой, и ты точно знаешь, что где-то в этой системе есть правильный ответ на твой вопрос ("почему оно сломалось?"), и тебе просто надо его найти.

  10. Люди - тупые, ленивые, невнимательные и забывчивые существа. Я - в первую очередь. Поэтому: всё что можно автоматизировать, должно быть автоматизированно. Если в коде где-то есть два связанных места, которые всегда надо менять одновременно, но при этом между ними нет жёсткой связи - рано или поздно об этом забудут, и будет весёлый баг. Всеми силами такого надо стараться избегать. Меня убивает, что другие отделы часто работают на договорённостях вида "давайте вот так делать, а по другому не делать", которые хорошо если где-то зафиксированы, а часто есть только в головах тех, кто их обсуждал когда-то. Всё, что не может быть автоматически проверено - рано или поздно будет проёбано, и вопрос только в цене этого проёба. Кстати, документация в геймдеве - относительно редкий зверь. Актуальная - так вообще. У нас даже был мем "былинный геймдев", потому что вся важная информация передавалась из уст в уста, как легенды и предания у примитивных народов. Впрочем, чем студия больше - тем и документации больше, надо признать, иначе совсем тяжко.

  11. Не верьте тому, кто говорит вам, что основная проблема геймдева - пиратство. Основная проблема геймдева - менеджмент, который не понимает, что хочет, или понимает, но хочет фигню. Чтобы там всякие Мацанюки и прочие фанаты StarForce-подобных систем ни говорили. До сих пор горжусь тем, что меня на старом DTF забанили "за пропаганду пиратства", а "директор" одной мелкой российской студии приходил ко мне в уютную ЖЖшечку и писал в личку чтобы я "жил и боялся", и как он "меня найдёт" (в индустриальных кругах у него была кличка "Леонид Позвонид", потому что писал он угрозы вообще всем подряд, и один раз чуть не был за это бит, когда на конференции встретил одного из тех, кому угрожал). Ну и ни для кого не будет секретом, что весь российский геймдев (и значительная часть западного) вырос на пиратстве - почти ни у кого из нас в детстве не было лицензий на компилятор, или на Фотошоп, да и на DOS и Винду тоже. И у любой российской IT-компании как минимум в "млаледчестве" обязательно был сетевой диск с "почти лицензионным", как мне один раз сказали на Горбушке, софтом.

  12. Вторая основная проблема геймдева - клиническая недооценка сложности задач, и, как результат, сроков и бюджетов. И я честно ХЗ что тут делать. Домножение на "Пи" или "e" не всегда помогает. Мы как-то раз запланировали пользовательский интерфейс для игры сделать за 2 месяца, а потратили больше года, потому что к моменту начала работ выяснилось, что, собственно, графику для оного интерфейса, которую должен был предоставить заказчик, никто ещё делать и не начинал.А когда её доделали - художник, работавший над ней, уволился к хренам, и после этого любые элементы, которых нам не хватало, мы собирали из кусочков, своими кривыми программистскими руками.

  13. Искусственный интеллект ПОКА не заменяет ни программистов, ни художников, ни сценаристов, ни тестеров. Он МОЖЕТ делать то, что делают все эти профессии, но пока что делает это плохо и неконсистентно. Я не знаю, у кого там ИИ уже за него половину работы делает, а в моём опыте ты чаще встречаешься с его галлюцинациями, когда он выдумывает на пустом месте несуществующие библиотечные функции, а если его в это ткнуть носом - вообще бред начинает нести. На вопрос "а в чём тут может быть проблема" - отвечает совсем плохо, то есть к отладке непригоден. Не знаю, может типовые сайты он скоро сможет клепать (с типовыми дырами в безопасности, хе-хе), но в играх, я думаю, ещё несколько лет у нас есть, даже если развитие будет идти ускоряющимися темпами. А в тот момент, когда ИИ сможет ПОЛНОЦЕННО заменить программиста - у человечества уже будет сильно больше проблем, чем безработица.

Вот такое вот "что я узнал". Не думаю, что открыл какую-то Америку, или рассказал что-то принципиально новое, но таковы мои основные впечатление от выбранной сферы деятельности. Ни о чём не жалею, и если бы у меня были дети - был бы рад, если бы они заинтересовались этим же направлением. Сам же планирую оставаться в профессии до тех пор, пока не выгонят :) И на пенсии, если голова ещё будет варить, всё равно что-нибудь тихонечко программировать, если, конечно, будет та пенсия, а не ядерный армагедец или восстание машин.

Показать полностью
6

Ответ на пост «А как было бы здорово, если бы мы могли видеть, куда уходят наши налоги в режиме реального времени»1

Мне кажется, большая часть присутствующих не понимает, что такое цифровой рубль и как он будет использоваться. Если бы ВЫ платили налоги цифровым рублём и он имел хождение среди населения - это было бы, ну, может вот как-то похоже на то, что в посте написано. Но никто, насколько я знаю, не предлагает такого. Цифровой рубль будет появляться в момент выделения денег из бюджета, и прослеживаться до зарплаты условного землекопа - и в этот момент он будет исчезать, превращаясь в рубль обычный, который выдадут землекопу, и он на него пойдёт и купит шаурму (но никто об этом уже не узнает, т.к. он будет её покупать за обычный рубль, а не за электронный).

То есть, ещё раз - собираем налоги в обычных рублях, кладём их в условную кубышку, на каждый рубль в кубышке - выдаём электронную "бумажку" в один рубль. Дальше по всем электронным системам ходит эта бумажка, а когда дело доходит до того, что надо эту электронную бумажку обменять на реальные товары - идёшь к организации, которая заправляет кубышкой, отдаёшь её бумажку, она тебе выдаёт рубль. Всё. Никаких "я увижу, куда пойдёт мой рубль налогов" в этой схеме нет, и не надо. Зато вот переводы между мутными конторами, подрядчиками госзаказа, станет видно гораздо лучше. Только не простым гражданам, конечно, а аудиторам из Счётной Палаты, скорее всего.

Почему это лучше, чем просто безналичный расчёт, который и так отслеживается неплохо? Точно не знаю, но думаю просто тем, что чтобы проследить за безналичным рублём тебе надо бегать между информационными системами разных банков, обслуживающих сотни участников процесса (например, нацпроекта), а тут всё будет в рамках одной системы, и человек, имеющий к ней доступ, сможет ответить на вопрос "откуда на счету ООО "Рога и Копыта" взялись 100млн.?" за один клик вместо месяца упорного труда.

Будет ли от этого вообще какой-то толк хоть кому-то? А хрен его знает. Система не замкнута, в ней есть момент конвертации электронных рублей в обычные, что делает и коррупцию, и воровство вполне возможными: никто не мешает выставить счёт за 10 землекопов, получить электронные рубли, поменять их на обычные, якобы выплатить ими зарплату, а на самом деле нанять одного землекопа, а остальное положить в карман. Откуда у тебя в кармане эти деньги - система уже сказать не может, её полномочия кончились на переводе денег из бюджета твоей организации. Ну, вот просто взять и перевести выделенные тебе государственные деньги без обоснования в швейцарский банк ты уже не сможешь, но, я подозреваю, это и сейчас уже невозможно вот так втупаю, а через всякие схемы - и сейчас возможно, и будет возможно. Единственный вариант - переводить вообще все платежи в государстве на цифровой рубль, но тогда не только граждане будут знать, куда идут их налоги, но и твой сосед будет знать, что ты купил розовый шипастый дилдо. Полная прозрачность "только для чиновников" невозможна - либо все страдают, либо никто.

Источник: я работал в маленькой компании, которая похожую схему предлагала ещё в 2017 году, и даже писал прототип на основе умных контрактов Ethereum (который никуда так и не пошёл). Мы тогда много обсуждали как раз, как электронный (у нас он назывался "сметный" или "проектный") рубль взаимодействует с обычным, и на основе этого я думаю, что имею представление, как оно будет на самом деле.

Показать полностью
19

Ответ на пост «GeekBrains-идея хорошая, реализация никакая»1

У меня жена там на Data Science учится сейчас. Впечатления тоже, скорее, отрицательные - слишком много лекций в записи (судя по всему, от ГБ где-то в конце 2022 разбежались все преподаватели, и лишь сейчас снова начали появляться живые люди), не всегда хорошие преподаватели и записи, ДЗ, которые то проверяют, то нет...

Единственное у нас чуть меньше претензий к составу курса - в принципе, всё что они там проходят для работы в DS нужное, включая Линукс и SQL. Проблема в том, что всё это читается в очень сжатые сроки, и крайне поверхностно. Курс математики, который у меня на факультете читали 3 года, тут уложили в три-четыре месяца. Конечно, за это время понять ничего нельзя, особенно если учащийся не имеет уже подготовки (а курс рекламировался как не требующий ничего; так-то жена по образования филолог). Сейчас вот был курс "молекулярная биология". Длиной 1 месяц, ага. При этом, кстати, именно на этом курсе - отличный преподаватель, но у неё тупо нет времени.

В общем, польза от курса пока выходит не нулевой - на Питоне жена программировать более-менее научилась, хотя до этого не знала никаких ЯП вообще, и даже уже использовала Pandas для решения задач по текущей работе. Это, я считаю, отличное достижение. Но в целом вся эта организация - та ещё профанация образования. ГикБрейнс умудряются совмещать в себе минусы традиционного и онлайн образования: как в оффлайне, нельзя "поставить на паузу" и остановиться на какой-то теме подольше, если не можешь понять, и в то же время, взаимодействие между студентами - нулевое, поэтому ни обсудить ДЗ с сокурсниками толком нельзя, ни знакомств полезных не заведёшь - это уже свойство онлайна.

Но я возражу тем, кто говорит "курсы не нужны, берёшь и смотришь бесплатные лекции/читаешь материалы сам". Это хорошо для тех, кто уже в теме, либо обладает железной самодисциплиной, а ещё - бесконечной уверенностью в себе, чтобы в случае тупняка смело идти на StackOverflow и задавать самые тупые вопросы. Для человека, который учит ИТ-профессию с нуля, и в то же время, страдает от неуверенности в себе - хорошие курсы были бы гораздо удобнее, потому что:

1) Тебе структурируют процесс. Если ты нифига не знаешь о Data Science, ты даже не будешь знать, с какого конца браться. Математика? Если да, то какая? Машинное обучение? Питон? На курсах В ТЕОРИИ информацию должны подавать последовательно, чтобы для каждого следующего курса был подведён базис предыдущими.

2) Тебе дают задания. Если ты просто читаешь статьи - то задания тебе надо будет выдумывать самому, а это не легко, когда ты ничего не понимаешь. Когда я сам учил QuickBasic в детстве, то у меня хотя бы была высшая цель - делать игры, и поэтому я мог задавать себе конкретные цели - загрузить картинку, нарисовать картинку, научиться двигать картинку и т.д. Но вообще, это сложно.

3) Тебя проверяют. Это большая проблема при обучении - ты что-то сделал, оно как-то работает, но далеко не всегда очевидно - правильно ли ты всё сделал? Можно ли лучше? На хороших курсах, тебе должны давать обратную связь. И не только оценками, а подробным разбором твоих косяков (и удачных решений). Надо сказать, было два-три курса на ГБ, где такая обратная связь была, и это было хорошо. А вот там, где её не было - эти курсы я считаю бесполезными.

4) Тебя подгоняют. С одной стороны, дедлайны в обучении - часто ненужный стресс. Ну, потому что если совпал курсовой проект и аврал на работе, то сделать и то, и то можно только ценой сна и нервов, а это плохо. С другой стороны, всё-таки какие-то внешние стимулы быть должны, потому что заёбанный жизнью взрослый человек с работой часто без оного стимула не найдёт в себе силы вечером или в выходные ещё и сесть заниматься. Нет, если вы Шварцнеггер самомотивации - я вас поздравляю, но не все такие.

5) Есть кому задавать вопросы, и при этом не стыдно задавать ему вопросы. Опять же, я знаю, многие скажут "да надо просто научиться идти на форумы или в чаты и спрашивать!". Но это вот "надо просто" нифига не просто для некоторых людей. Психика не позволяет им показаться некомпетентными перед случайными людьми. Да, это проблема, которую в идеале надо бы решить, но у кого из нас нет психических проблем, которые надо бы решить, но мы не решаем, потому что это капец как сложно? Поэтому, наличие специально выделенного человека, который готов отвечать на твои даже самые дурацкие вопросы - это полезно. То есть, скажем, на вопросы по Питону и я могу жене ответить, но в машинном обучении я уже разбираюсь еле-еле, а в молекулярной биологии - простите, совсем нет. Поэтому в идеале преподаватели нужны.

Подводя резюме: курсы нужны. Не всем. Но многим. Но те курсы, что есть сейчас, кажется, все говно, и это очень печально, потому что они ещё и нифига не дешёвые. Но альтернативы им толком нет, поэтому приходится жрать что дают.

Примечание: я слышал, есть ещё сайты для поиска наставников, то есть, как я понимаю, фактически это "репетиторы для взрослых". Это выглядит отличной идеей, т.е. решает многие проблемы, которые я упомянул выше. Есть только одно "но": один наставник не может преподать тебе весь набор знаний. В идеале, эту проблему должны бы решать курсы, но они, как уже было сказано выше, говно. Видимо, правильный подход на текущий день - это пойти на говнокурсы, осилить обзорную программу, примерно понять, что ты не понимаешь, и уже по этим темам конкретно потом отдельно искать нормальных наставников. Как-то так.

Показать полностью
5

Мой особый плейлист #1

Мой особый плейлист - это песни, которые я переслушиваю помногу раз. Тут я хочу поделиться ими, немного о них рассказать, и конечно же найти людей, близких по вкусам и послушать рекомендации. Не бойтесь, про "House of the Rising Sun" и прочие широко известные хиты морочить вам голову в сотый раз не буду!

Первая песня в плейлисте принадлежит малоизвестному исполнителю рок-н-ролла со странным именем Glen Glenn. Даже среди фанатов жанра знают и помнят его немногие, это был артист где-то даже не второго, а третьего уровня известности, и из его творчества в 50ых более-менее известна только композиция "Everybody's Movin'", но речь не про неё.

В конце 50ых его забрали в армию. Вернувшись, он, как и Элвис, переориентировался в сторону более попсовых композиций, но успеха с ними не имел. И лишь в конце 70ых, на волне набирающего силу возрождения рок-н-ролла его треки переиздали, и на него снова обратили некоторое внимание. Он снова начал вступать и даже записал в 1984 году целый один альбом. Вот трек "Rocking Around The Mountain" с этой пластинки и попал в мою коллекцию благодаря одному из пиратских сборников, продававшихся в переходе метро в 90ые (ссылка на Yandex.Music, потому что эту песню ещё хрен где найдёшь).

В этой песне мне нравится решительно всё - и достаточно глубокий голос, порой переходящий на лёгкое рок-н-ролльное рычание, и летящая соло-гитара, и быстрый, чёткий ритм. Ещё интересно то, что песня эта - обработка народной песни о Втором Пришествии "She'll Be Coming Round The Mountain" (а может и пародия на неё). Это не первый раз, когда эта композиция привлекла внимания исполнителей рок-н-ролла - существует ещё инструментальная версия группы The Capers под названием "Rockin' Round The Mountain".

Раз уж мы начали с рок-н-ролла, то с того же сборника у меня есть ещё одна любимая песня, имеющая много общего с первой, хотя и происходящая с другой стороны земного шара. Австралийская группа Flying Saucers так же никогда не являлась прям супер известной (хотя всё же была приглашена разок на британскую телепередачу Top of the Pops до того, как та превратилась в площадку для бойз-бэндов), но если вам в руки попадала популярная в СССР польская пластинка с рок-н-роллом 1977 года, то возможно вы знаете их зажигательную версию "South Gonna Rise Again" и собственную композицию "Keep On Coming" с неё. Это всё тоже прекрасные композиции, но в мой плейлист попала "Rock Round The Baby" с альбом "The Rawking Sandy Ford" (названного в честь вокалиста группы). Я просто фигею со звучания гитары и ударных на ней. Вроде бы ничего особенного, но такой вкусный звук!

Ну, у кого такой же сборник был, признавайтесь? Кто по двум песням вспомнит? :)

Вообще, рок-н-ролла в этих постах будет много, люблю я этот жанр более всех прочих, причём именно в его классическом понимании, в том виде, в каком он изначально появился в 50ые (и в 70-80ых был ненадолго возрождён). Ну, или, если хотите, пусть это будет не рок-н-ролл, к которому относят себя все от Элвиса до AC/DC, Машины Времени и Земфиры, а конкретно рокабилли.

Рокабилли, как известно, не на пустом месте возник. Это было смешение белой и чёрной музыки и выход этой смеси к белой (читай - весьма платёжнспособной) аудитории, и происходило всё это постепенно. Многие белые музыканты, игравшие в жанре кантри, интересовались зажигательными ритмами чёрных клубов, и привносили их в свою музыку, но это переходное поколение - до Элвиса, до Билла Хейли с его "Rock Around the Clock" - вспоминают не часто. А между тем, в нём присутствовали чудесные музыканты и чудесные записи. Пример из моего плейлиста - Roy Hogsed "Snake Dance Boogie". К сожалению, никаких теле-записей выступлений Роя и его трио не сохранилось, но они, несомненно, были одной из самых зажигательных и техничных групп, играющих ближайшего предшественника рок-н-ролла - кантри буги. Билл Хейли и его Кометы (тогда ещё назвавшиеся The Saddlemen) тоже с этого начинали, кстати.

Ну а закончу я первый пост песней группы Manhattan Transfer - пожалуй, наиболее известной из всех, о ком я сегодня рассказал, но известной, скорее, своими поздними альбомами, благодаря вокальному джазу, в том числе - переделке инструментальных композиций в вокальные. Это всё очень хорошо и за это мы их любим, но первый состав группы, записавший в 1971 году альбом "Jukin'" и после довольно быстро распавшийся был не менее талантлив. Завершающий этот альбом трэк "Roll Daddy Roll" удивительно совмещает в себе рок-н-ролльный ритм и атмосферу, и бэк-вокал, который, скорее, ожидаешь на церковных песнопениях в стиле госпел.

Показать полностью
9

Роторная бритва начала драть волосы после замены ножей. Что делать?

Терпеть не могу бриться, но бороду отращивать тоже не хочу, поэтому бреюсь примерно раз в неделю, проклиная растительность на роже и трату времени. Всю жизнь использую роторные электрические бритвы, начиная с подаренной отцом Невы, и кончая зоопарком Филлипсов (один раз попробовал сеточную - она мне так волоса начала драть, что больше не пытался).


Сейчас у меня Phillips Series 5000, но недавно я поменял в ней лезвия, и всё стало Очень Плохо: если раньше после прохода триммером обычные ножи брили в целом безболезненно, то теперь норовят с корнем вырвать любой волосок длиннее доли миллиметра. Думается мне, лезвия подменные мне попались плохие, потому что когда бритва была новая, и с родными лезвиями - такой проблемы не было. Но тратить ещё 4000+ рублей на покупку ещё одного комплекта "на пробу" не хочется... Поэтому вопрос, что делать дальше?


Можно купить тупо новый Филлипс с родными лезвиями, и наверное он будет норм. Но понимая сразу, что бритва "одноразовая". Менять ножи - это какая-то лотерея, и в прошлый раз когда я с другой бритвой это делал - тоже как-то так себе получилось (хотя и не так плохо, как с этой). Но если всё-таки брать, то может имеет смысл младшую модель? Чем они отличаются-то хоть, кроме ненужной возможности влажного бритья...


Можно взять какой-нибудь Xiaomi или другой китайский брэнд. По крайней мере, оно дешевле, и если я таки захочу менять ножи - они не пропадут из за санкций. Но смущают отзывы. Мне надо, чтобы мою недельную щетину (после обработки триммером) брило не дёргая, а там у народа и с двухдневной проблемы. Оно, конечно, всё индивидуально. Но тут не тот случай, когда можно купить, а если не подойдёт - вернуть.


Ещё есть родной Бердск. Про который ну прям подозрительно хвалебные обзоры во всём российском интернете. Мол, режет всё как газонокосилка, включая небольшие кусты, волоса не дерёт, живёт 100 лет и т.п. Это попахивает то ли заказухой, то ли ностальгией по советском. Или же нет?


В принципе, может конечно я вообще неправильно подхожу к проблеме. Но бриться чаще - точно не вариант, и подозреваю что станки тоже не подойдут (не слышал, чтобы их хвалили в подобных случаях, вроде, они, скорее, для почти-ежедневного бритья).

Показать полностью
0

Недописанная шпионская песня

Меня иногда пробивает на сочинение стихов и песен, обычно когда приём у стоматолога заканчивается, или ещё какие нервы прекращаются :) И вот как-то раз родилось начало такой шуточной песенки, про шпионов. Дописать её никак не удаётся, так что выброшу сюда, вдруг кому понравится.


"Сороковка"


(Мотив и исполнение - блатные, возможно с лёгким одесским акцентом)


Куплет:


Выход в город к Курском вокзалу

Я спешу туда вперёд толпы

Чтобы ты меня нашла и опознала

Я несу под мышкой три доски.


Припев:


Сороковка, сороковка, ах, нелёгкая, чертовка,

И зачем ввязался я в агентурную игру?

Сороковка, сороковка, тяжело мне и неловко,

Поворачиваясь, я сбиваю граждан на ходу.


P.S. Когда-то, когда я ещё смотрел КВН, часто расстраивался, когда команда начинала какую-нибудь интересную песню, а потом кто-нибудь приходил, и произносил сакраментальное "стоп, хватит". А потом понял, что дальше первого куплета-то просто не придумали ничего. И это и правда так и бывает, что сначала вроде пошло что-то, а как дописать до конца - да чёрт его знает, вдохновение прошло, запал угас.

Показать полностью
5

Обзор: Ada Palmer, серия романов "Terra Ignota"


Некоторое время назад, мой взгляд зацепился за рекомендацию на книгу "Too Like Lightning" Ады Палмер, и я решил её прочитать. Кто-то из комментаторов сравнивал её с книгами Лоис Буджолд, но это конечно наглая ложь - трудно представить себе серии, более непохожие, чем четверокнижие "Terra Ignota" и приключения Майлза Форкосигана и его друзей. Гораздо больше творчество Ады напоминает Йана Бэнкса, по двум важным параметрам - неудобочитаемость текста (хотя и по разным причинам) и интересное видение будущего человечества (книги Буджолд, при всей моей любви к ним, по уровню оригинальности мира недалеко ушли от среднестатистической космооперы с звёздными империями и космическими истребителями - их прелесть совсем в другом). Вообще, в моей голове "Terra Ignota" теперь - это приквел к "Культуре" Бэнкса, и вы меня не переубедите.

Что ещё роднит книги Бэнкса и Ады Палмер, так это то, что обе они описывают общество, которое по современным стандартам можно считать утопией. Что для современной научной фантастики большая редкость - она, как правило, тяготеет либо к уже упомянутым звёздным империям, либо ко всяким анти- и дистопиям, где всё плохо и будет только хуже. При этом, мир "Terra Ignota" - это, конечно, утопия с врождёнными пороками, но всё же трудно назвать его как-то иначе, чем этим вышедшим из моды словом: к началу первого романа, на Земле уже 300 лет как не было ни одной войны, работать людям приходится только 20 часов в неделю, а ещё у них есть летающие машины, которое могут за считанные часы доставить вас в любую точку планеты. И нет ни деспотичного правительства, контролирующего каждую секунду жизни своих подданных, ни секретной полиции, ни всемогущих жадных корпораций, а единственный угнетённые здесь - это люди, совершившие тяжкие преступления, и теперь привлекаемые к общественным работами.

Прямо скажем, мир этот не идеален - да что-там, до управляемого разумными машинами светлого будущего Культуры Бэнкса, где никто не нуждается ни в чём, а единственной настоящей ценностью является полезная работа, тут как пешком до звёзд. Но всё равно жить в таком мире хочется больше, чем в нашем текущем, чего нельзя сказать о многих других книгах. Этот мир может стать лучше - и в этом и есть центральный конфликт книги, что делает её практически уникальной в моём понимании. Очень приятно обнаружить произведение, где противоборствующие стороны не делятся на зло и добро, и даже не на разные оттенки зла, как сейчас модно. Все они до определённой степени привлекательны - и читателю будет нелегко выбрать, за кого "болеть"! - но у них совершенно несовместимые представления о том, каким должно быть будущее, и за претворение этих представлений в реальность и предстоит борьба не на жизнь, а на смерть.

Сразу скажу, что есть некоторые моменты, которые на дают мне немедленно признать "Terra Ignota" лучшей научно-фантастической серией за последние 10 лет (хотя она всё равно сильный претендент на это звание, и я даже не знаю, кто ещё может на него честно претендовать). Главный из них - стиль, в котором написаны книги. Проблемы с этим есть и у Бэнкса - местами приходилось продираться через его запутанные и медленно текущие абзацы, но у Ады Палмер всё, пожалуй, ещё хуже. Она слишком влюблена в восемнадцатый век, и многие части текста стилизованы под философские произведения, или может быть личные дневники того времени. В данном случае, это означает использование множества архаичных словечек, делающих чтение на английском (а русского перевода пока не завезли) довольно непростым, а так же обращений к "дорогому читателю", которые часто выглядят раздражающе. Приёмчик надоедает уже к концу первой книги, но к сожалению автор не отказывается от него и в последующих, даже когда на время меняется рассказчик. Отдельно хочется отметить не слишком приятную личность самого рассказчика - если говорить попросту, он жуткий, занудный плакса. Правда, он постоянно плачет и просит прощения у всех подряд - у других персонажей, у "дорогого читателя"... Да, понятно, что судьба его изрядно поломала, но можем мы уже принять это, и дальше как-то пропустить большую часть нытья, пожалуйста спасибо?

Ещё, меня изрядно утомили постоянные рассуждения о том, местоимение какого рода присвоить какому персонажу ("присвоенный" пол одного из персонажей он в своих текстах меняет за 4 книги 3 раза, каждый раз объясняя, почему так). В прекрасном мире будущего пол считается не важным, но поскольку рассказчик имитирует стиль 18ого века, то для него это прям очень серьёзная тема, и он тратит на неё много времени. До какой-то степени, понятно почему, но надоедает.

Наконец, отмечу ещё одну особенность текста (плохую или хорошую - вот тут каждый решает для себя). Порой создаётся ощущение, что книга написана для того, чтобы превратить её в телесериал, потому что по всему тексту разбросанно весьма большое число неожиданных резких сюжетных поворотов, после которых так и хочется вставить рекламную паузу. Мне, впрочем, было с этим ОК - повороты хорошие, годные, но мне кажется, что такая интенсивность может каким-то читателям и не понравится, так что не говорите, что я вас не предупреждал.

Теперь, собственно, о сюжете. Без спойлеров я могу рассказать только о части первой книги, поэтому дальше будет часть со спойлерами, но пока - читайте без опасений.

Итак, у нас есть прекрасное далёкое будущее, в котором государства давно прекратили своё существование, и вместо этого люди объединены в "Ульи". Но вы не думайте, что это какие-то hive-mind'ы из анти-утопий про человеческие муравейники! Слово взято из философии всё того же 18ого века, и используется в положительном значении (вы вообще узнаете про философию 18ого века больше, чем хотели, пока будете читать эту серию). По сути, это просто объединения людей по общей философии и интересам (см. также Eastern Standard Tribe Кори Доктороу, где люди объединялись по тому, по какому часовому поясу им удобнее жить).

Скажем, улей Гуманистов состоит из спортсменов, художников, певцов и прочих людей, которые считают что главное в человеческой жизни - стремиться к пределу человеческих возможностей и расширять его, а улей Кузин объединяет тех, кто видит цель жизни в проявлениях заботы о других людях. Бриллисты заняты изучением человеческого мозга и попытками создать человеко-машинный разум, Митсубиси заботятся о природе и земле, а улей Утопия - самый маленький - кладёт все силы на терраформирование и колонизацию Марса (впрочем, их философия сложнее, чем просто любовь к космосу). Ну и последний улей, Масоны (то ли "те самые", то ли просто примазавшиеся) самые непонятные, но тоже в целом неплохие.

Существование Ульев стало возможным в результате двух событий - во-первых, изобретению летающих автономных гиперзвуковых машин Мукта, которые позволяют достигнуть любой точки земного шара не более чем за 3 часа (физики, молчать! Это всё-таки не жёсткая НФ), и Религиозной Войны, ставшей последней войной в истории. В её ходе, уже и так пребывавшие в упадке национальные государства изрядно потрепали друг друга (так, что некоторые места на планете до сих пор светятся), но главное - потеряли большую часть своих жителей, которые воспользовались летающими машинами, чтобы сбежать от призыва и войны в целом. Эта свобода перемещения и служит основой нового мира - никто не может удержать человека там, где ему не нравится (тут автор опускает множество деталей, которые, на мой взгляд, сделали бы такой мир всё-таки невозможным, но я разрешаю ей это).

Большую часть прошедших после войны трёх веков Ульи занимались восстановлением нормальной жизни, так что по сравнению с нашим 21ым веком технологии продвинулись за это время не безумно далеко. Главным новшеством, пожалуй, можно назвать людей "сет-сетов", генетически модифицированных, чтобы воспринимать информационные потоки всеми доступными чувствами. То есть они видят, слышат и щупают данные (на самом деле, упоминается что там порядка 40 разных чувств) - что позволяет им быстро и точно анализировать огромные массивы информации. В частности, они управляют летающими машинами, которое за небольшим исключением объединены в одну систему (у Утопии есть своя, отдельная, потому что их не устроила надёжность общей, но их система не может обслуживать большое количество вызовов)

За все эти годы не случилось ни одного серьёзного конфликта, хотя несколько раз мир находился на грани новой вспышки насилия. Но почему-то каждый раз отступал от опасной черты. Кто-то считает это просто взрослением человечества, которое научилось решать свои проблемы по взрослому, через разговоры и компромиссы, но правда ли это? Нет ли скрытой цены, которую общество платит за эту стабильность? И не повлияет ли на неё появление на Земле двух аватар Бога - причём, по ходу дела, двух разных богов?

Вот, пожалуй, и всё, что я могу рассказать об этой книге без спойлеров. Четыре книги проведут нас через несколько лет истории, которые буду насыщены судьбоносными событиями, определяющими дальнейшую историю этого мира. И я очень рекомендую вам ознакомиться с ними. При всех своих минусах, эта книга заставляет задуматься - иногда о том, насколько автор наивна в некоторых вопросах, но иногда и о нашем современном мире и его будущем. Или о своих личных взглядах. Ну, а если вы уже прочитали эти книги, или всё-таки не собираетесь их читать, или просто не боитесь спойлеров - то добро пожаловать дальше.

-------------------- SPOILERS AHEAD --------------------

В первой книге выяснится, что стабильность держится, на самом деле, на тайных убийствах. Занимается ими одно "семейство" (это очень неточное слово, но как перевести на русский использующийся в книге термин "bash", являющийся сокращением от японского "ibasho" - я не знаю), то самое, сет-сеты которого контролируют систему летающих машин. И не то чтобы они там злые, или ищут выгоду себе, нет: просто в какой-то момент, сет-сеты научились видеть точки напряжения в потоках данных, которые могли вот-вот вспыхнуть беспорядками, или даже войной, и естественным ходом для устранения этого напряжения стали аварии, якобы случайные. Чаще всего, устранялся не тот человек, который был причиной напряжения, а кто-то посторонний, но связанный с ним, чья смерть заставила бы его сменить приоритеты, пересмотреть взгляды и так далее. Впрочем, довольно скоро члены семейства расширили арсенал и в сторону обычных убийств, которые каждый раз выглядели как несчастные случаи.

К этому обстоятельству у меня есть важная придирка. Если эти сет-сеты такие умные, что могут проследить, какого человека надо убить, чтобы заставить другого человека измениться, то почему они не могут найти другой способ, не требующий убийства? Да, может такого нет, или его увидеть более сложно, но неплохо было бы, если бы автор потратила время на то, чтобы это обосновать. Увы, нет.

Кстати, о летающих машинах. Их устройство нигде не описано, но кажется там просто таки должна присутствовать антигравитация, поскольку они не требуют аэродромов, а спокойно садятся на улицы и крыши домов. И при этом лучший способ выводить груз в космос - это всё ещё космический лифт? Да, это кажется мелкой придиркой, но лифты в поздних книгах станут важными элементами сюжета. А выглядит так, что можно было бы обойтись и без них... Впрочем, с точки зрения науки и техники книги, прямо скажем, слабоваты в целом. Но в отличие от многих других произведений, здесь всё же есть то, что эту слабость компенсирует, с точки зрения интересности.

Возвращаясь к сюжету. После того, как убийства станут достоянием общественности, в мире, очевидно, начнётся кризис. Люди разделятся на два лагеря - одни будут считать, что пара убийств в год - не большая плата за мир и стабильность, и будут носить на груди мишень, как символ своей готовности умереть за человечество, другие же будут призывать к реформе. Реформа предстоит радикальная - а именно "ХЗ какая". Суть в том, что одним из персонажей книги является аватар какого-то бога. Только это бог другого мира - в своём мире он всемогущ, а у нас - может максимум читать людей, как открытую книгу. И не может врать. Сам он считает, что бог, сотворивший этот мир, пригласил его сюда в качестве наблюдателя, и может быть, со-автора, чтобы доработать замысел (к этой идее он, впрочем, придёт не сразу). В силу одного очень запутанного заговора, включающего в себя гендерный бордель, манеры 18ого века и различные любовные интриги, этот персонаж оказывается, фактически, в позиции, позволяющей ему стать властелином Земли и диктовать свои реформы, как он хочет - если, конечно, население согласится. Правда, сам аватар бога не знает, какую именно реформу он хочет провести, и честно говорит об этом своим последователям, но они верят в то, что если кто-то и может переделать систему, чтобы она не зависели от тайной организации убийц - так это он.

Спойлер: население не соглашается. Точнее, не соглашается как раз так его часть, которая была не против убийств. Разрешить этот конфликт мирными методами очевидно невозможно (тем более, что новый лидер убийц поклялся пристрелить аватара), и впервые за 300 лет на планете разражается война. В её ходе происходит очень много странного, делающего её совершенно непохожей на войны нашего времени. Первым делом улей Утопия атакует все прочие ульи, а точнее все места на земле, где находится оружие массового поражения, или то, что в него можно быстро превратить. Далее, кто-то взламывает сеть летающих машин и использует их для объявления "бесполётной зоны" над всей планетой (всё, что пытается взлететь - сбивается тараном). А ещё этот кто-то блокирует все современные средства связи, устроив жуткий шум на всех частотах (кабелей к этому момент, как я понимаю, уже не осталось).

Однако это не единственный конфликт - их на самом деле два, и второй не менее важен, чем первый (и, пожалуй, даже более интересен с философской точки зрения). Дело в том, что два самых маленьких, но самых научных улья - Бриллисты и Утопия - очень, очень по разному видят дальнейшее будущее человечества. Не ближайшее - про это как раз первый конфликт - а скорее дальнее. Утопия мечтает вывести человечество в космос. Марс - лишь первая остановка, но конечная их цель - покорить вселенную. Бриллисты же надеются объединить человека и машину, и тем самым многократно увеличить человеческий потенциал (а заодно обрести бессмертие). К сожалению, ресурсов на выполнение обеих целей одновременно не хватит, и хуже того - Утопия считает, что после того, как люди станут бессмертными, они станут ещё более консервативными, и откажутся покидать уютную Землю. У этих опасений есть основания - некоторые члены самого этот Улья уже отказались от пути первопроходца на Марсе, а ведь они - космический авангард человечества! Бриллисты же считают, что улетев в космос, человечество займётся привычной экспансией/колонизацией, и ему станет не до радикальной переделки мозгов. В общем, куда будет направлен вектор - вовнутрь, или вовне?

Теперь, когда я рассказал вам об этих двух конфликтах, я хочу их раскритиковать.

Начнём с конфликта между теми, кто хочет сохранить текущую структуру (существующую за счёт убийств) и реформаторами. Он представлен как фундаментальный и неразрешимый иначе, как с помощью насилия, но... А как вообще первые собираются засунуть джинна в бутылку? Уже весь мир знает о существовании секретной организации убийц. Это в новостях было, чёрт побери. Бабушки по вечерам обсуждают подробности судебного дела. Неужели эта организация сможет в таких условиях продолжить свою работу? Если же они откажутся от убийств, а будут пытаться на основе анализа данных искать другие методы воздействия - тогда нафиг нужны реформы? Опять же - наверное, можно придумать какие-то аргументы, уточнить позиции сторон и привести их более логичному конфликту, но никто в книге даже не пытается обсуждать поднятые мной вопросы всерьёз.

Хуже всего то, что реформы, предложенные в финале, не выглядят для меня достаточными, чтобы поменять суть системы. Да, они масштабны, но с виду - крайне поверхностны. С одной стороны, возможно систему глубинные реформы и не нужны - в целом-то она неплохо работала, но с другой... Есть всё-таки ощущение, что "недодали", что автор просто не осилила придумать, как улучшить придуманный ей мир.

Конфликт Утопии с Бриллистами мне нравится больше, он более фундаментален. Однако, и в нём я могу увидеть изъян: со всей их ненавистью к Смерти, Бриллисты как-то упускают из вида возможность событий космического масштаба, угрожающих планете. Если мы все дружно загрузимся в Матрицу, но сервера всё ещё будут на Земле - случайно залетевший астероид может легко уничтожить нашу цивилизацию. Даже если сделать бэкапы на Марсе, да хоть на Плутоне, шанс тотального экстерминатуса остаётся. Поэтому распространение человечества в космосе выглядит как важный императив для тех, кто хочет, чтобы Смерти больше не было никогда. Да, возможно имеет смысл сначала слиться с машинами, а потом лететь на Альдебаран, но было бы неплохо, если бы кто-нибудь в книге про это упомянул.

Эта проблема несколько ослабляет для меня позицию этой фракции, а жаль - в целом второй конфликт мне нравится именно тем, что я тут готов болеть за обе стороны, понимаю и принимаю их аргументы, и не могу выбрать фаворита (ну, ОК, некоторые вещи, которые творят Бриллисты ближе к концу четвёртой книги меня коробят, но с другой стороны, Утопия - тоже не ангелы, если честно).

Тем не менее, этот конфликт - самое близкое в современной НФ, что я видел к "борьбе добра с добром", что для меня является гораздо более интересным сюжетом, чем привычные тёрки с "злыми" оппонентами. Было бы здорово, если бы кто-нибудь подсказал мне, в каких ещё книгах я могу найти такой тип конфликта, потому что в голову ничего так сходу-то и не приходит ("Схизматрица", может быть? Но сколько ей уже лет-то...).

Ну, вот и всё, что я хотел рассказать об этой серии. Надеюсь, этот пост кого-нибудь подвигнет её прочитать - при всех её недостатках, она того стоит.

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!