Max1812

Max1812

Пикабушник
29К рейтинг 53 подписчика 97 подписок 70 постов 31 в горячем
Награды:
5 лет на Пикабу За семейные ценности
8

Подписан контракт на строительство научно-экспедиционного судна «Иван Фролов» проекта 23680

6 марта 2023 года АО "Адмиралтейские верфи" (Санкт-Петербург, в составе АО "Объединённая судостроительная корпорация") и Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Российской Федерации (Росгидромет) подписали контракт на строительство научно-экспедиционного судна "Иван Фролов" проекта 23680. Судно, предназначенное для выполнения антарктической программы Российской Федерации, будет находиться в эксплуатации у Арктического и Антарктического научно-исследовательского института (ААНИИ). Сдача судна запланирована на декабрь 2028 года. Планируется, что судно "Иван Фролов" заменит нынешний флагман полярного флота научно-экспедиционное судно (НЭС) "Академик Федоров" и будет оставаться в строю не менее 30 лет.

Модель научно-экспедиционного судна "Иван Фролов" проекта 23680

"Новое научно-экспедиционное судно "Иван Фролов" необходимо для бесперебойной работы Антарктических экспедиций. У нашей страны на континенте размещено 5 круглогодичных станций и 5 сезонных баз. Нынешнее судно, которое доставляет полярников и грузы в Антарктиду, уже устаревает и осталось как раз немного времени, чтобы ввести в строй новое судно. "Иван Фролов" будет судном "пять в одном": танкер, ледокол, пассажирское, грузовое и научное судно. Строить его будут "Адмиралтейские верфи" - у питерских корабелов просто огромные компетенции. Как пример, они построили уникальную для всего мира ледостойкую самодвижущуюся платформу "Северный полюс", которая сейчас дрейфует в высокоширотной Арктике", - заявил присутствовавший на церемонии подписания контракта министр природных ресурсов и экологии Российской Федерации Александр Козлов.

"У нас есть достаточно обширный график работы, он расписан до декабря 2028 года. (...) У нас контракт на проектирование и строительство. Проектирование будет длиться весь этот год, закладывать судно будем в следующем году", - заявил на церемонии руководитель Росгидромета Игорь Шумаков.

Правительственное распоряжение о выделении 39,7 млрд рублей в 2023-2028 годах на строительство НЭС "Иван Фролов" премьер-министр России Михаил Мишустин подписал в конце декабря 2022 года.

"Иван Фролов" сможет обслуживать действующие российские станции в Антарктиде и Арктике. Судно ледового класса Arc7 будет иметь водоизмещение около 25 000 тонн и дедвейт около 9200 тонн. На борту разместятся до 20 лабораторий, а также ангар на два вертолета и площадка, позволяющая принимать вертолеты Ми-8, Ми-38 или Ка-32. Численность экипажа и спецперсонала нового НЭС составит 240 человек. НЭС увековечит на своем борту имя известного океанолога, члена-корреспондента РАН Ивана Фролова, который в течение двух десятилетий возглавлял ААНИИ.

Разработчиком НЭС проекта 23680 является АО "Невское проектно-конструкторское бюро" (в составе ОСК). Это универсальное судно для Арктики и Антарктики, обеспечивающее существующую инфраструктуру и функционирование полярных станций и проведение научных исследований, имеющее класс РСКМ (*) Arc7 (hull, machinery) [1] AUT1-C EPP ECO BWM (T) HELIDECK-H DE-Tier III Special purpose ship. Согласно данным проектанта, судно имеет характеристики:

Длина наибольшая, м - 164,8

Ширина наибольшая, м - 26

Высота борта, м - 13,5

Осадка, м - 8,5

Водоизмещение, т - около 25 000

Экипаж + спецперсонал,чел. - 240

Дедвейт, т - около 9200

Назначение:

- Замена персонала арктических и антарктических станций;

- Проведение морских научно-исследовательских работ;

- Выгрузка на необорудованный берег, ледяной барьер, припай;

- Материально-техническое обеспечение полярных станций;

- Вывоз отходов и мусора из Арктики и Антарктики;

- Мониторинг и охрана окружающей среды.

Функциональные особенности:

- Научное судно;

- Пассажирское судно;

- Базирование вертолетов;

- Ледокол;

- Танкер;

- Сухогруз;

- Контейнеровоз.

Научный комплекс:

- Сухая лаборатория;

- Мокрая лаборатория;

- Гидрохимическая лаборатория;

- Гидрографическая лаборатория;

- Метеосиноптическая лаборатория;

- Геолого-геофизическая лаборатория;

- Гравиметрическая лаборатория;

- Лаборатория приема спутниковой гидрометеорологической информации;

- Ледоисследовательская лаборатория;

- Лаборатория мониторинга ледовых нагрузок;

- Ледоисследовательская холодная лаборатория.

Палубное научное оборудование и вертолетный комплекс:

- Базирование вертолетов;

- П-рама высотой 8 м;

- Многолучевой эхолот;

- Разъездной рабочий катер;

- Заваливающаяся кран-балка;

- Носовая грузовая площадка;

- Кормовая вертолетная площадка;

- Ангар на 2 вертолета Ми-8, Ми-38 или Ка-32.

Грузовые возможности:

- Сухие грузы или 100 контейнеров;

- 2 носовых крана 50т х 27 м;

- 2 кормовых крана 12т х 27 м;

- Топливо дизельное и авиционное 5000 т;

- Технические масла в бочкотаре 800 ед.

Напомним, что сейчас флагманом флота ААНИИ и антарктических экспедиций является научно-экспедиционное судно "Академик Федоров" финской постройки проекта 758, введенное в эксплуатацию в 1987 году. Для его замены ранее на Адмиралтейских верфях было построено НЭС "Академик Трешников" проекта 22280, введенное в эксплуатацию в 2012 году, однако в силу меньшего размера и недостатков конструкции оно так и не смогло заменить "Академика Федорова", что оставляло вопрос о постройке нового крупного антарктического НЭС для замены последнего открытым до настоящего времени.

Изображения научно-экспедиционного судна "Иван Фролов" проекта 23680 (с) АО "Невское проектно-конструкторское бюро"

Новости ВПК

Показать полностью 3
46

"Роскосмос" показал макет "сердца" ядерного буксира "Зевс"для дальних полетов

"Роскосмос" на международном форуме "Атомэкспо-2022" в Сочи представил более подробный, чем ранее, макет транспортного энергетического модуля (ТЭМ) с ядерной энергодвигательной установкой мегаваттного класса для полетов в дальний космос, передает корреспондент РИА Новости.

В этот раз на выставке показан только сам ТЭМ, однако на макете можно рассмотреть различные детали - активную зону, коллекторы и трубопроводы, а также конструкционные элементы.

Макет спутника "Зевс" с ядерным буксиром для полётов к планетам Солнечной системы.

РИА

Спутник

Показать полностью 3
35

Выбор внешнего вида нового отечественного высокоскоростного поезда

На сайте компании ОАО "РЖД" завершено голосование, в рамках опроса посетители выбирали один из трех вариантов внешнего вида поезда. В опросе по внешнему оформлению будущих российских высокоскоростных поездов приняли участие почти 15 тыс. пользователей.
Больше всего голосов, 60,4%, набрал вариант дизайна с трехлучевой световой линией.

В июле 2021 года РЖД сообщали, что планируют реализовать проект по созданию высокоскоростного пассажирского поезда, способного развивать крейсерскую скоростью до 400 км/ч, совместно с компанией «Синара — Транспортные машины» (СТМ). СТМ входит в группу компаний «Синара» и объединяет 11 предприятий, занятых разработкой и сервисным обслуживанием железнодорожной техники и дизельных промышленных установок.

Компания, в частности, выпускает скоростные поезда «Ласточка» на заводе «Уральские локомотивы» в Верхней Пышме. На сети РЖД сейчас курсируют около 1200–1300 вагонов «Ласточек» 28 различных модификаций. Локализация производства этих электропоездов составляет около 87%.

Обслуживанием и ремонтом «Ласточек» ранее занималась в России дочерняя компания Siemens «Сименс Мобильность». Эта же компания производила и обслуживала скоростные поезда «Сапсан», курсирующие между Москвой, Санкт-Петербургом и Нижним Новгородом. После ухода Siemens из России техобслуживание и ремонт «Ласточек» и «Сапсанов» взяли на себя РЖД.

http://www.hsrail.ru/press-center/news/1090.html

https://www.rbc.ru/business/18/10/2022/634ea8c29a7947311f16d...

Показать полностью 4
78

Пожары и гари сибирской тайги

«Черное небо», дымный «туман» с отчетливым запахом гари – таким осталось в памяти населения Сибири лето 2019 г. В тот год площадь охваченной огнем тайги уже к середине августа превышала 5 млн га – дым от этих лесных пожаров дошел до Урала и Казахстана. Леса, пройденные огнем, восстанавливаются далеко не всегда. При этом ученые относят лиственницу и сосну – доминанты северной тайги – к деревьям-«огнелюбам». Так возникает парадокс: если эти леса не будут гореть, они не будут расти

Леса в Сибири горели всегда, но в XXI в. частота и площади лесных пожаров возросли: в отдельные годы пройденные огнем территории достигали 10–12 млн га. Такие катастрофические пожары случались и раньше (например, в 1915 г. сибирская тайга горела на площади 12 млн га), но значительно реже.

Уже при беглом взгляде на карту территорий, пройденных огнем, может показаться, что только за последнее десятилетие северная тайга выгорела наполовину, и в ближайшее время мы рискуем остаться без сибирских лесов. Но следует различать «пройденные огнем площади» и погибшие древостои, поскольку последствия зависят как от вида и интенсивности пожара, так и от типа растительного покрова.

Лиственница способна залечивать раны: со временем подсушины – следы былых пожаров – могут полностью зарастать (слева). Их следы на спилах деревьев позволяют датировать былые пожары

КАК ГОРИТ В «БОРЕАЛЬНОМ ЗАРУБЕЖЬЕ»
Ситуация в лесах Канады и Сибири не слишком отличается: в Стране кленового листа ежегодная площадь пожаров с 1970-х гг. удвоилась и составляет более 2,5 млн га, достигая 7 млн га в неблагоприятные годы. Возрастает и число крупных лесных пожаров. На северных территориях Канады, как и в Сибири, пожары тушат только вблизи поселений и объектов промышленной инфраструктуры.
В США ежегодная площадь пожаров за последние 50 лет возросла вчетверо. Регулярно горят леса Аляски: в 2019 г. горели леса на площади более 1 млн га, а столица штата Анкоридж весь июль была накрыта плотным облаком смога. Но горят, разумеется, не только северные леса. В теплой Калифорнии в 2018 г. сгорело 800 тыс. га лесов – и это при высокой численности и технической оснащенности «огнеборцев».
В 2019 г. экстремальная горимость наблюдалась не только в Сибири, но и в тропической Амазонии. В том же году катастрофические пожары погубили 12 млн га «бушлендов» (кустарниковых полян) Австралии. Потепление привнесло пожары даже в гренландскую тундру
При верховом пожаре, когда огонь скачет по кронам, гибель деревьев неизбежна. Однако при малоинтенсивных низовых пожарах, особенно в сосняках и лиственничниках, значительной гибели древостоя обычно не происходит. В реальности до половины всех лесов, испытавших на себе воздействие огня, не погибает (Барталев и др., 2015).

С чего начинаются пожары?
Согласно парадигме специалистов-пирологов, существует «триада загорания леса», в которую входят: наличие лесных горючих материалов, их «зрелость» (готовность к возгоранию, зависящая от погоды) и источник огня. При отсутствии любой составляющей пожар невозможен.Горючих материалов в тайге всегда хватает. На их готовность к воспламенению, скорость распространения и вид пожара влияют осадки, температура и влажность воздуха, ветер, тип растительного покрова, рельеф местности.

В лесах средних широт, где проживает большая часть населения, причиной более 80 % возгораний является «человеческий фактор». Но чем дальше на север и меньше плотность населения (в Эвенкии, например, она составляет 0,03 чел./км2), тем ниже вероятность пожаров из-за неосторожности с огнем. Немаловажно, что сами северяне издавна бережно относятся к лесам, знают и чтут таежные законы.

С продвижением в высокие широты число пожаров в ареале лиственницы снижается, однако площадь территорий, пройденных огнем, возрастает вплоть до широты полярного круга

Выделяют три вида пожаров: низовой, верховой и торфяной. В большинстве своем (более 95 %) лесные пожары – низовые, распространяющиеся по лесной подстилке, опаду и нижним ярусам растительности. По скорости распространения и характеру горения их подразделяют на беглые и устойчивые. Первые обычны для ранней весны, когда пожарной зрелости достигают лишь верхние слои лесной подстилки, отмершей травы и опада. При таких пожарах деревья обычно не повреждаются, однако в хвойных молодняках возможен переход в верховые пожары. Устойчивые низовые пожары возникают преимущественно в летне-осенний период. При них погибает напочвенный покров и подрост, повреждаются корни и нижние части стволов. На торфяных почвах они могут переходить в торфяные пожары, а в молодняках и многоярусных насаждениях – в верховые.
Верховой пожар охватывает весь полог леса. Переходу низового пожара в верховой способствуют сомкнутость древесного полога и наличие густого хвойного подроста и подлеска. Возникают верховые пожары в летне-осенний период при сильных ветрах. Огонь по пологу распространяется очень быстро, скачками со скоростью до 100 м/мин и более

В высоких широтах основной источник возгораний (до 90 % случаев) – это разряды молний, особенно во время «сухих гроз» с минимальным количеством осадков, возникающих при высокой температуре и низкой относительной влажности воздуха. Возгораниям в результате удара молнии способствует и скачок электропроводности на границе талого грунта с мерзлотой, из-за чего энергия концентрированно выделяется в узком поверхностном слое, повышая вероятность возникновения пожара. Кстати сказать, потепление климата влечет за собой возрастание частоты молний на 10–12 % на каждый градус (Romps et al., 2014).

С продвижением в высокие широты уровень инсоляции снижается, поэтому там меньше тепла, необходимого для просушки горючих материалов до уровня воспламенения от удара молнии или искры костра, а следовательно, пожароопасный сезон короче.

С одной стороны, это влечет уменьшение числа пожаров и, соответственно, межпожарного интервала. Если в тайге междуречья Ангары и Подкаменной Тунгуски он составляет около 80 лет, то на северном пределе произрастания лиственницы – уже 300 лет. С другой стороны, с продвижением в высокие широты площади гарей возрастают: «база» горючих материалов там обширнее, а пожары, не угрожающие населенным пунктам, не тушатся.

На карте указаны площади лесов (отмечены красным цветом), пройденные огнем в азиатской части России в 2012–2019 гг. При этом надо учитывать, что при слабоинтенсивных низовых пожарах, особенно в сосняках и лиственничниках, устойчивых к действию огня, значительной гибели древостоев обычно не происходит. Реальные масштабы последствий воздействия огня можно оценить только с помощью анализа временных рядов спутниковых снимков. Карта составлена на основе данных спутникового мониторинга (Институт леса им. В. Н. Сукачева СО РАН, Красноярск)

У северных пожаров есть и еще ряд отличий. Так, в средних широтах наблюдается два пика горимости: весной в начале лета и в августе-сентябре. На «северах» частота пожаров лимитируется теплом, необходимым для «созревания» горючих материалов, поэтому горимость там максимальна в середине лета.

Возникновение и развитие пожаров тесно связано с рельефом местности. От высоты над уровнем моря зависят величина осадков и температура воздуха, влияющие на горимость, а также вероятность молниевых разрядов. Пожары возникают преимущественно на южных прогреваемых склонах. В горной тайге скорость продвижения кромки огня резко (до 10 крат) возрастает на крутых склонах, чему способствуют восходящие по склонам потоки горячего воздуха.

Как феникс из пепла


Лиственница, наряду с березой, заслуживает право быть символом нашей страны, ведь лиственничники занимают более 40 % площади всех российских лесов. А в криолитозоне, характеризующейся вечной мерзлотой и неглубоким сезонно-талым слоем, лиственницами – сибирской, даурской и Каяндера – сформированы до 80 % таежных лесов.

Особенность лиственничников, растущих на мерзлотных почвах, заключается в том, что слой, где могут располагаться корни, со временем постепенно сужается (до 30 см и менее) из-за уменьшения глубины сезонного оттаивания. Причина – разрастание мохово-лишайниковой «подушки», прекрасного теплоизолятора. По мере подъема мерзлоты приток питательных веществ снижается и, как следствие, падает величина годичного прироста деревьев. Наряду с этим резко уменьшается и количество подроста: легкие семена лиственницы, зависая на слое мха, не способны при прорастании «дотянуться» до почвы.

Так, лиственничники «впадают в дрему», из которой их могут вывести только пожары. Более половины всех пожаров в Сибири возникает именно в тех лесах, где доминирует лиственница. К тому же в большей части этой зоны выпадает мало осадков (нередко менее 300 мм/год) и часты продолжительные засухи. Свой вклад в высокую пожароопасность лиственничников вносит мощный сибирский антициклон, при котором дожди могут не выпадать в течение месяца и более. Возникновение пожара провоцирует разрастание мхов и лишайников, при высыхании превращающихся в прекрасный проводник горения.

Наибольшее воздействие на леса оказывают крупные пожары, площади которых достигают от 100 до 200 тыс. га. И хотя доля таких пожаров не превышает 8–10 % от всех случаев, их площадь составляет 90 % от всей охваченной огнем территории. Интенсивность пожара зависит от типа древостоя и метеоусловий, и в 5–15 % случаях речь идет об очень сильных пожарах

На гари со временем нарастает слой теплоизолятора – лишайниково-мохового покрова, снижающего глубину оттаивания почвогрунтов

Важнейшее последствие этих пожаров – улучшение экологических условий для возобновления лиственницы. Источником семян становятся уцелевшие на гари деревья: даже при сильных пожарах не все лиственницы погибают, чему способствуют неоднородности рельефа и увлажненности. И даже если сам лиственничник погиб, но семена успели созреть, что возможно при осенних пожарах, то гарь обильно засевается из упавших раскрывающихся шишек. Легкие, с «крылышками» семена лиственницы могут заноситься на гарь с неповрежденных древостоев по снегу ветром и талыми водами.

Эти семена дают обильную, быстро растущую поросль, так как почва на гари обогащена азотом, фосфором и другими биогенными элементами, ее дренаж и аэрация лучше, а глубина сезонного оттаивания больше. Кроме того, на гарях резко улучшается световой режим за счет гибели материнского полога и выгорания живого напочвенного покрова, что важно для этого светолюбивого вида. Так что и выжившие после пожара деревья значительно увеличивают свой прирост.

Таким образом, пожары способствуют обновлению и омоложению экосистемы лиственничников. Лесоводы определяют лиственницу как пирофитный, т. е. «любящий огонь», вид, поскольку пожары способствуют доминированию лиственницы, особенно в условиях вечной мерзлоты. Кстати сказать, наряду с лиственницей гари криолитозоны частично возобновляются березой и ольховником. Эти виды сохраняются в лиственничниках как примесь в благоприятных местообитаниях, например в поймах рек.

В жестких эколого-климатических условиях криолитозоны древостои обычно разреженные, поэтому в лиственничниках преобладают низовые пожары. У лиственницы сибирской живые ткани ствола защищены от таких пожаров толстой коркой. У даурской лиственницы, преобладающей в криолитозоне, корка значительно тоньше (вверху). В условиях вечной мерзлоты корни деревьев зажаты в узком поверхностном сезонно-талом слое. Поэтому основным фактором гибели деревьев при низовых пожарах служит тепловое повреждение корневой системы

К «огнелюбам» относится и сосна обыкновенная. При отсутствии пожаров она вытесняется на более бедные почвы и заболоченные территории другими породами, такими как ель. Как и лиственница, сосна очень светолюбива и плохо возобновляется под пологом леса. Оба эти вида эволюционировали в условиях периодических пожаров, адаптируясь к ним и приобретая конкурентные преимущества перед другими породами.

Судя по спутниковым снимкам и наземным обследованиям, вся территория северных лиственничников, по сути, представляет собой мозаику древостоев, находящихся на разных стадиях восстановления после пожаров. И возникает вопрос: есть ли смысл повсеместно бороться с огнем в лесах, само существование которых определяется периодическими пожарами? Оправданны ли экономически затраты на их тушение, особенно на далеких труднодоступных территориях – там, где пожары не угрожают жизни людей, их домам и промышленным объектам? В конечном итоге сработает природный «противопожарный» механизм – циклоны, несущие дожди, которые приходят на смену сухой и жаркой погоде.


Горят темнохвойные

Наибольший ущерб пожары причиняют темнохвойным лесам, сформированным кедром, пихтой и елью. Пожары в них обычно случаются реже, так как эти породы более требовательны к условиям увлажненности: в их местообитаниях осадков выпадает больше, чем там, где растут устойчивые к засухе лиственницы и сосны. Сосну кедровую сибирскую (в просторечии – кедр) за влаголюбие даже называют «деревом туманов».

Перестойные, плохо возобновляющиеся лиственничники Заполярья, в которых между пожарами может пройти три столетия

Однако в засушливые годы и в таких лесах площади пожаров достигают миллионов гектаров, как это случилось, например, в 2010 г. в Западной Сибири. В отличие от сосны и лиственницы, стволы темнохвойных пород слабо защищены коркой от низовых пожаров, а густая, нередко опускающаяся до земли крона, насыщенная эфирными маслами, способствует переходу низовых пожаров в опустошительные верховые. Скорость распространения последних такова, что от них едва ли спасется даже быстроногий лесной олень.

Возобновление гарей в темнохвойниках обычно идет через смену древесных пород. Вначале эти площади, как правило, захватывают осина и береза, под пологом которых селятся темнохвойные породы, способные выносить затенение, в первую очередь пихта и ель. Постепенно они продвигаются в верхний ярус леса. Береза и особенно осина являются светолюбивыми видами и под густым темнохвойным пологом не выживают. К тому же они недолговечны: большинство осин к 80 годам практически полностью поражаются сердцевинными гнилями.

Таким образом, за сто лет мелколиственные породы обычно вытесняются коренными темнохвойными. Однако часть территории может быть надолго захвачена травами, кустарниками и той же осиной или березой. Дело в том, что разросшийся травяно-кустарниковый покров провоцирует пожары (весной сухая трава – прекрасный горючий материал), которые уничтожают подрост темнохвойных. Береза же и осина способны размножаться корневыми отпрысками. Вот в таких местообитаниях помощь человека в восстановлении темнохвойных лесов необходима.

Наибольший ущерб пожары причиняют темнохвойным лесам из кедра, пихты и ели. Вот так выглядят кедровые древостои в горах Западного Саяна после опустошительного верхового пожара

Однако полное подавление пожаров приводит к формированию старых, ослабленных «перестойных» древостоев, которые становятся кормовой базой для короедов и других фитопатогенов. К примеру, в свое время леса западного побережья Северной Америки, сбереженные от огня, погубили жуки-короеды, превратив их в сухостои.

Чтобы избежать катастрофических пожаров и понизить уровень пожароопасности, пирологи предлагают устраивать «профилактические» пожары. При таких контролируемых выжиганиях сгорает «лесной хлам» (валежник, опад и т. п.), который при накоплении способен стать пищей для низового пожара и спровоцировать его переход в опустошительный верховой.

Метод «управляемых пожаров» требует высокого профессионализма и может быть применим только локально. Во-первых, он затратный: необходимо подготовить выбранный участок, прорубить вокруг него просеки, а затем отслеживать динамику пожара. Во-вторых, он рискованный, так как нужно точно выбрать время и погодные условия, чтобы при смене направления или усилении ветра огонь не «убежал» из зоны контроля и/или не вызвал верховой пожар. Подобное случилось, к примеру, в начале 2000-х гг. в США, когда вышедший из-под контроля пожар развернулся в сторону знаменитого Лос-Аламосского ядерного центра в Калифорнии.

Лес, согласно присловью пирологов, горел, горит и будет гореть. А в будущем, по прогнозам, гореть будет чаще и на все возрастающих площадях. Потепление в Сибири, как и во всей бореальной зоне, идет вдвое быстрее, чем в целом по планете. Это влечет усиление погодных аномалий, удлинение пожароопасного периода, а значит, возрастание частоты, интенсивности и площади пожаров.

В перспективе ожидается смещение природных зон, что приведет к изменениям показателей горимости сибирских лесов. В южной тайге это выразится в первую очередь в сокращении межпожарных интервалов, на севере – в усилении мозаичности пожарных режимов.

В целом же в ближайшие десятилетия пожарная ситуация в бореальных лесах неизбежно будет обостряться. Об этом предупреждают и наши канадские коллеги: «Необходимо принять, что в будущем площадь лесных пожаров возрастет более чем вдвое, что повлечет усиление задымленности атмосферы» (Flannigan, 2020). Густой дымный смог уже накрывает не только канадские леса, но и достигает Ванкувера, Монреаля и Нью-Йорка.

В условиях меняющихся пожарных режимов необходима разработка новой стратегии борьбы. Известно, что полное подавление лесных пожаров ведет к накоплению горючих материалов в древостоях, провоцируя возникновение катастрофических пожаров, – эффект, который пирологи называют «пожарным парадоксом». При этом снижается и разнообразие лесных ландшафтов.

Деревья, выжившие после пожара, увеличивают индекс годового прироста. Даже на широте полярного круга он может превышать средний прирост лиственницы из южной тайги (слева). Возобновление лиственницы на гари: более 500 тыс. деревцев на гектар! Бассейн р. Нижней Тунгуски

В борьбе с лесными пожарами могут помочь сами пожары, поскольку они, как ни парадоксально, не только снижают вероятность возникновения обширных интенсивных пожаров, но и способствуют восстановлению лесных экосистем – так называемый двойной пожарный парадокс. Никакие иные способы («управляемые пожары», удаление горючих материалов) не могут по отдельности поддерживать существование обширных северных лесов (Tymstra et al., 2020).

БОРЕАЛЬНЫЕ ЛЕСА КАК «СТОК» УГЛЕРОДА
Северные леса имеют особую ценность: именно они являются для планеты одним из основных источников кислорода и «стоком», поглотителем углекислого газа. Как повлияют изменения климата и возрастание частоты пожаров на эту роль северной тайги, в том числе лиственничников?
Оказывается, с повышением горимости лесов возможен их переход из «стока» в источник углекислого газа. Такой феномен уже был зафиксирован в отдельные годы экстремальной горимости в таежных лесах Канады (IPCC, 2014).
Однако потепление влечет, наряду с повышением горимости, также удлинение вегетационного периода и увеличение годичного прироста деревьев, что подтверждается возрастанием валовой первичной продуктивности лиственничников на большей части их ареала. Поэтому в будущем вероятен сценарий, согласно которому роль северных лесов в связывании углерода и смягчении антропогенного воздействия на биосферу будет усиливаться.
Кроме того, в результате потепления лиственница, как и ряд других представителей древесно-кустарниковой флоры, продвигается в зону полярной тундры и, согласно прогнозам, должна выйти к побережью Ледовитого океана

В условиях потепления климата нам нужно принять тот факт, что ущерб от пожаров будет возрастать, а возможность их полного подавления – снижаться. В этой связи канадские ученые предлагают сменить существующую парадигму и допускать большее число лесных пожаров в пределах обширных лесных ландшафтов. Вместо полного подавления пожаров рекомендуется вести их мониторинг, прибегая к тушению пожаров лишь в случае угрозы населению и особо охраняемым территориям. Подобная стратегия тушения пожаров на основе приемлемых рисков возможного ущерба уже реализована в провинции Саскачеван на юге Канады.

В XXI в. частота и площадь лесных пожаров в Сибири возрастают, что связано с потеплением и аридизацией территории. По данным спутниковой съемки, Terra/MODIS. На фото: Подрост лиственницы на Крайнем Севере

Аналогичные идеи были предложены и отчасти применены на практике отечественными учеными и инженерами. Однако в условиях меняющегося климата требуются значимые изменения в стратегии и тактике борьбы с пожарами в наших лесах, включая районирование лесных территорий по уровню предпочтения в тушении пожаров. Необходимо выделить приоритетные территории, сфокусироваться на охране территорий с высокой социальной, природной и экономической ценностью, учитывая значимость подверженных опасности лесов, включая их внерыночную стоимость, наличие индустриальной инфраструктуры и населенных пунктов, влияние задымления на здоровье людей, а также стоимость противопожарных работ. Особое внимание следует уделить совершенствованию методов борьбы с пожарами, повышения технической оснащенности «огнеборцев», включая создание парка «самолетов-цистерн» и расширение ресурсов сети авиалесоохраны.

Но пока такой подход к проблеме возрастающей горимости лесов и рискам увеличивающихся потерь от лесных пожаров не находит должного понимания не только у политиков, но и у общественности.

Наука из первых рук

Показать полностью 10
8

Киты в ловушке

С севера и запада остров Кунашир омывается Охотским морем, с юга и востока – Тихим океаном. Его теплые прибрежные воды кипят жизнью: богатые кормовые угодья привлекают сюда не только множество морских птиц и ластоногих, но и китообразных: от косаток до малого полосатика – одного из самых мелких представителей усатых китов.

А вот такие морские великаны, как кашалоты, встречаются здесь не часто: неглубокие воды близ острова представляют для них смертельную угрозу. 23 ноября 2018 г. сотрудники заповедника «Курильский» обнаружили двух кашалотов, попавших в ловушку мелководья у юго-восточного побережья Кунашира

«В тот день был обычный выезд на кордон “Андреевский”… На спуске к Серноводскому перешейку заметили что-то необычное в море недалеко от берега. Первая мысль была – камни… Но откуда? Там ведь песчаный берег… Остановились, присмотрелись. Киты!!! Сняли фото, видео…», – рассказывал позже Александр Яковлев, водитель и лаборант научного отдела заповедника.

Фотографии и видео спин, хвостов, а главное, фонтанов китов были посланы специалистам по китообразным. Так мы узнали, что к нам заплыли кашалоты – глубоководные киты, достигающие веса 50 т и длины 25 м. Но как такие исполины оказались здесь, в мелководном проливе?

Тофицкий рейд располагается в Южно-Курильском проливе между мысами Водопадный и Четверикова. На рейде и подходе к нему находятся песчаные отмели с глубинами 4,6–13,2 м. В эту ловушку и попали морские гиганты

Кашалот – морское млекопитающее, крупнейший представитель зубатых китов. Как и все представители этого семейства, кашалоты – хищники. Основу их рациона составляют кальмары и осьминоги: взрослый кит за день может потребить до тонны таких головоногих моллюсков. В поисках добычи кашалоты обычно погружаются на глубины в несколько сот метров.
Эти киты встречаются практически во всем Мировом океане, но предпочитают держаться подальше от берегов, а их перемещения зависят как от времени года, так и от миграций головоногих моллюсков. Кашалоты – стадные животные: численность их групп может достигать сотен особей. В российских водах кашалоты обитают в первую очередь в акватории Тихого океана, а также в Баренцевом и Охотском морях

Первая мысль: что можно сделать, чем помочь? К сожалению, в такой ситуации человек бессилен. Киты огромные, ничем их не сдвинешь с места. Из-за небольших глубин большое судно не подойдет, а с лодки может быть опасно для самих спасателей. Исход был предопределен. Нам оставалась лишь роль наблюдателей.

Целые сутки киты боролись за жизнь на мели: пытались развернуться к океану, пускали фонтаны… Приехав на Тофицкий рейд на следующий день, Саша обнаружил два огромных безжизненных тела в 100 м от берега. Многотонные животные оказались беспомощны на мелководье и раздавили сами себя.

Только с помощью вскрытия тела погибшего кита можно получить необходимые сведения о жизни и, главное, причине смерти этого морского млекопитающего

Невозможно сдержать слез, когда видишь такую картину… Но надо обуздать эмоции и идти дальше. Для науки тела погибших кашалотов – очень редкая и ценная находка, и нужно выполнить все действия, предписанные в таких случаях: взять образцы тканей на гистологический анализ и зубы для определения возраста.

Жалко «рыбу»Пробы биоматериала (кожи, жира, мышц) мы смогли взять несколько дней спустя после гибели китов, когда к трупам удалось подобраться с берега. Когда делали обмеры, стоя по колено в красной от крови воде, произошел настоящий взрыв: у одного из китов лопнула грудная клетка и все внутренности с фонтаном крови вспыли на поверхность. Жуткое зрелище…

Факт выброса кашалотов на Кунашире стал сенсацией среди специалистов по морским млекопитающим. Нужно было все детально изучить, чтобы понять причины их гибели, а для этого требовался настоящий эксперт. Им стал голландец Питер ван дер Вольф, научный консультант по экологии компании «Сахалин Энерджи», большой знаток морских млекопитающих, который в течение 15 лет проживает на Сахалине и занимается исследованием популяции серых китов в Охотском море.

Вскрытием погибшего кашалота руководил голландский специалист Питер ван дер Вольф, который много лет занимался изучением китообразных и был не понаслышке знаком с этой процедурой

Настоящий викинг – под два метра ростом, с седой бородой – вместе с 30 кг оборудования прилетел на Кунашир по нашему приглашению первым же авиарейсом. Ученый хотел узнать, что было в желудках кашалотов, так как это могло пролить свет на трагедию: в его практике были случаи, когда причиной гибели китов становился проглоченный пластик и другой индустриальный мусор. Вскрытие китов не было для него экзотикой, а наша задача состояла в том, чтобы обеспечивать его работу и помогать во всем.

Осенью нет больших отливов, поэтому время, когда можно подойти к китам для вскрытия, было ограничено. Сам процесс описать нелегко. Заниматься этим могут, пожалуй, только медики, биологи и сотрудники заповедника, которые понимают, что только таким способом можно получить необходимые сведения о жизни и смерти морских гигантов.

…Трупный запах заглушали эфирными маслами. Все, что можно, обтирали влажными антибактериальными салфетками, так как существовала опасность заражения инфекцией, которой могли болеть киты. Использованные перчатки, салфетки, костюмы сжигали на месте каждый день. Вечером отмывались от въедливого китового жира, точили ножи и планировали очередной рабочий день.

Работали мы вчетвером, и у каждого была своя задача. Я до сих пор восхищаюсь нашими мужчинами, которые в простых резиновых сапогах проводили по полдня в очень холодной воде, выполняя непростую работу. Я же снимала все на камеру, вела дневник, брала мелкие пробы, подавала инструменты, оставаясь «чистой».

В последний день решили поработать ночью, так как погода портилась, трупы кашалотов от морской воды «дубели» – оставалось все меньше возможностей добраться до «истины», т. е. до желудка… К тому же именно на это время суток приходятся самые большие отливы. Нам удалось отобрать необходимые пробы и просмотреть содержимое кишечника у одного из китов, в котором оказались клювы кальмаров – основной пищи кашалотов.

«Местные жители очень интересовались погибшими китами, подходили к телам. “Жалко рыбу!” – говорили дорожные работники, в очередной раз посетив нас за работой. В попытках восстановить истину мы объясняли, что киты, как все учили еще в школе, – это морские млекопитающие, а вовсе не рыбы. “Да, да, мы знаем, они кормят детей молоком, но все равно жалко рыбу!” Что тут скажешь, да это и неважно, ведь главное – неподдельное сочувствие к могучим живым существам, погибшим в результате рокового стечения обстоятельств…»

В ту ночь пошел первый снег. Работу закончили около часа ночи – Питер решил, что мы сделали все, что смогли. Но еще долго мы стояли у костра, говорили о том, что удалось и не удалось сделать. А громадные черные тела за нашей спиной покрывались белым траурным одеялом снега…

Как показали исследования, погибшие кашалоты были молодыми, здоровыми и полными сил самцами. Предположительно, смерть китов наступила в результате гидроудара, который сбил их с маршрута миграции. Первопричиной могли стать военные учения или землетрясение, неделей раньше случившееся в проливе Екатерины между островами Итуруп и Кунашир. Кашалоты очень чувствительны к громким звукам, которые могут вызывать у них дезориентацию. А эти киты – очень социальные животные, и обычно они следуют друг за другом: вот так и попали в беду сразу две взрослые особи.

Известно, что только самцы кашалотов заходят так далеко на север, а самки с детенышами остаются в теплых водах Южного полушария. Это подтвердили две новые находки погибших кашалотов в 2021 г. – на Шикотане и Кунашире. А в июне 2022 г. буквально на том же месте на Кунашире был найден труп еще одного взрослого самца.

Однако все эти останки находились на стадии сильного разложения, поэтому их вскрытие никто не проводил, лишь у последнего самца были взяты пробы для исследования. Судя по состоянию зубов, он пожил немало и, возможно, умер от старости, а его тело течением принесло на Курилы.

Один из положительных итогов нашей «китовой эпопеи» – бесценный опыт работы с Питером ван дер Вольфом, не только высококлассным специалистом, но и замечательным человеком. Возможность сотрудничать с такими людьми, получать «из первых рук» новые знания – в этом состоит один из больших плюсов профессии сотрудника заповедника.

Клювы кальмаров, извлеченные из кишечника одного из кашалотов, могут рассказать о пути его миграции, так как видовой состав этих головоногих моллюсков в разных областях Мирового океана также различается

И главный итог – нам удалось собрать ценнейший научный материал, который будет исследован, в том числе с помощью молекулярно-генетических методов, в московском Институте проблем экологии и эволюции им. А. Н. Северцова РАН и Камчатском филиале Тихоокеанского института географии ДВО РАН.

Наука из первых рук. 22.10.2022г.

Показать полностью 7
151

Командир морпехов с позывным "Струна" - Герой Российской Федерации!

Легендарный командир морских пехотинцев с красным рюкзаком получил сегодня звание Героя РФ. Летом Струна был ранен в бою и лишился ступни. Сейчас он находится на реабилитации.

Командир морпехов с позывным "Струна" - Герой Российской Федерации!

RT https://russian.rt.com/russia/news/1064099-geroi-rossii-stru....

Почёт и уважение!

Показать полностью
88

Автономный самосвал Scania

Очевидно, что уже в недалеком будущем водителей-людей заменят системы автономного управления, оснащенные искусственным интеллектом. Наглядный пример – беспилотный самосвал AXL от шведской компании Scania.

Компания разработала несколько автономных грузовиков, которые уже находятся в активной эксплуатации. Правда, пока их все же контролируют водители. Полная ликвидация кабины, как ненужного элемента, станет следующим шагом, поскольку AXL контролируется исключительно внешней логистической системой, которая сообщает ему алгоритм действий.

Бескабинная модификация существенно меняет дизайн грузовика. Очевидно, что он станет дешевле. На данный момент AXL – это концептуальная модель, хотя Scania заявляет, что не использовала для его создания никаких неизвестных ранее технологий. Двигатель самосвала работает на биотопливе, а управляется он с помощью радаров, камер, лазерных лучей, GPS, лидара и бортового компьютера, которые позволяют ему ориентироваться в окружающей обстановке.

Разработчики поясняют, что AXL предназначен исключительно для работы в горнодобывающей промышленности и на закрытых строительных объектах, где действия автономных грузовиков проще просчитать и проконтролировать. Массовое внедрение подобных беспилотных систем – это лишь вопрос времени.

Источник

Показать полностью 1 1
Отличная работа, все прочитано!