Luzetskii

Luzetskii

пикабушник
6560 рейтинг 140 подписчиков 93 комментария 38 постов 20 в "горячем"
10

ОНО - обществознание

ОНО - обществознание Обществознание, Школа, Подростки

Предисловие

Я никогда не любил обществознание. Вот прям совсем. Постараюсь объяснить. Во-первых, это какой-то весьма странный микс из истории, философии, экономики, социологии и психологии, который, не раскрывая сути и методов каждой из этих наук и областей знания, приводит их к некоему общему (и необходимо наименьшему) знаменателю. То есть, мы не получаем ни истории, ни философии, ни психологии. Кроме того, это (я сейчас про учебники) поразительно скучно написано. И если хороший учебник истории можно читать с увлечением, ожидая, что там, на следующей странице, перестоят русские татар на Угре или нет, то учебника по общаге мне такого не попадалось. Да судя по рассказам коллег, никому не попадалось .

По этой причине я как-то не удивился, когда девятый класс пришел без домашнего задания. Я и до этого видел, что предмет и программа их как-то не вдохновляют. То есть, на истории им интересно, а вот на обществе не то, чтобы очень. И по этой причине я решил подойти к предмету «более по-другому». Конечно, я уведомил начальство о своем хитром стратегическом плане. Мне позволили воплощать его в жизнь, с тем условием, что по итогу ученики программу знать будут. А там программы-то на 200 несложных страниц: политика и право. Ну, то есть, немного про государство и политические режимы с гражданскими обществами, а уж потом про конституцию и права человека. До сих пор, кстати, не понимаю такую логику компоновки материала. То есть, сначала мы им должны рассказать, как жить в гражданском обществе, а потом рассказать, что они люди и у них есть права (клево, да).

План-капкан

Мысль, как известно, рождается из интеллектуального удивления и эмоционального потрясения. Значит, подумал я, надо задеть их за живое. Притом так, чтобы это разбудило в них любопытство, а потом еще и на нужную тему вывело. Да еще и так, чтобы это плотно коррелировало с историей двадцатого века.

Значит, все обществознание надо свести к одному-двум жестким вопросам/задачам/проблемам, , поставленным, прежде всего, как их личные вопросы/задачи/проблемы, а потом раскручивать узелок. Узнавать, как вышло, то, что вышло и что с этим делать.

Начать я решил с пессимизма Европы, по поводу самой себя и вопроса Камю по этому поводу: «Стоит ли жизнь того, чтобы ее прожить».

Начинать отвечать я решил с Фромма. «Быть или иметь» и «Бегство от свободы» - прекрасный вариант. И нет, ни разу они не сложные для девятого класса. Пишет он легко, а с трудными местами можно и помочь. Кроме того, весь двадцатый век, как на ладони, тут тебе и про государство и про право и про социальные отношения. Но, самое главное, про человека.

Окей, а как сделать так, чтобы Фромм был открыт? Я, конечно, могу его пересказать в переводе Гоблина, но это не их поиск и не их авторское действие. Значит, Фромма нужно параллелить с тем, что они уже знают. С каким-то произведением искусства, где есть схожий подтекст или чем-то вроде того. Где этот сюжет? И тут я благословил Animation School и свою вторую работу – редактора и преподавателя сценарного мастерства. Кинг, «Оно», разбор которого я как-то готовил.

И, знаете, зашло. Фромм оказался открыт. Продолжать планирую Ремарком, а потом Франклом и Беттельгеймом, как раз параллельно с Второй Мировой прекрасно пойдет. Ну, теоретически. В любом случае, расскажу, чего вышло.

PS. Вот вам ссылка на фрагмент разбора «Оно»:

https://vk.com/public72484070?w=wall-72484070_2068

Показать полностью
217

Которское кладбище

Которское кладбище Кладбище, Черногория, Котор, История средневековья, Клим Жуков, Длиннопост

Третьего лня к нам в Черногорию прилетел известный товарищ и просто хороший человек - Клим Жуков. И мы пошли с ним гулять по городу Котору. Куда пойдут два историка? Правильно, смотреть ближайшие развалины. Развалины долго искать не пришлось, они как раз между автобусной станцией и старым городом. В некоторых путеводителях они ("ха" три раза) отмечены как римское кладбище.

Которское кладбище Кладбище, Черногория, Котор, История средневековья, Клим Жуков, Длиннопост

Кладбище действительно есть. Може быть, когда-то ооочень давно оно и было римским, но на текущий момент оно вполне себе позднесредневековое. На фотографии сверху представлена плита, датированная 1561 годом, например.

Которское кладбище Кладбище, Черногория, Котор, История средневековья, Клим Жуков, Длиннопост

Вообще, плиты нам вполне конкретно (формой щита) говорят о венецианском влиянии. А также о том, что хоронили здесь не только дворян, но и представителей городских цехов. Мы обнаружили гербы с наковальнями, морскими узлами, топорами и прочими ни разу не дворянскими штуками.

Которское кладбище Кладбище, Черногория, Котор, История средневековья, Клим Жуков, Длиннопост
Которское кладбище Кладбище, Черногория, Котор, История средневековья, Клим Жуков, Длиннопост
Которское кладбище Кладбище, Черногория, Котор, История средневековья, Клим Жуков, Длиннопост

Многие плиты оборудованы кольцами, для того, чтобы изымать истлевшего постояльца и, переместив его кости в оссуарий, на его место определить следующего. Что нормально для средневековых европейских захоронений.

Показать полностью 5
5

Профориентация как развод

Профориентация как развод Школа, Универ, Профориентация

Итак. Скоро начнется все вот это вот. И Вас, дорогие друзья начнут, простите, профориентировать. Некоторых в извращенной грубой форме. Мол, ты уже почти взрослый, решай, чем ты будешь всю жизнь заниматься, запишись на курсы, присмотрись, подготовься к поступлению в профильный ВУЗ и все, вперде. Не записался – лузер, стыд отца своего.

Но! Не вздумайте вестись на этот развод.

А теперь подробнее. Что есть профессия в современном (российском) понимании данного слова. Это способность выполнять некий алгоритм трудовых процедур. Качественно или не очень. К примеру, мой родной педагогический. Чему он нас учил, что проверял на экзаменах? Историю и способность вести школьный урок. Школьный, Карл. То есть мы не получали представления о всей широте педагогической практики (в рамках курса), как и об исторической науке, к слову, мы учились работать в государственной системе образования. Или в системе очень похожей на государственную. А накройся, вдруг, эта система? Или пойми я, через десять лет работы, что это не про меня (а больше я ничего, допустим, не умею)?

И, ориентировать себя на одну профессию сейчас тупо опасно. Профессия, которая десять лет назад была на пике, сегодня может переживать не лучшие времена. За исключением некоторых. Люди всегда будут кушать, болеть, косячить и умирать. Общепит, больница, полиция и кладбище могут быть спокойны. Школа, к сожалению, тоже.

Так вот, хотя я об этом писал, как о различии техникума и университета. Университет не дает профессию. Университет погружает в некую сферу человеческого знания, опыта, набора соответствующих практик (видов деятельности). Например, мама Ро получила диплом по специальности английская филология. Что она потом может делать? Все, что, так или иначе, коррелирует с предметом ее интереса: преподавание, лингвистика (как наука), журналистика и много чего еще. И может, что очень важно, менять профессии внутри своей сферы в зависимости от настроения и условий момента.

Я это к чему. К тому, что не стоит искать себе сейчас некую профессию. Во-первых, Вы можете не угадать, и то, что представлялось интересным, окажется пристанищем уныния и тлена (со сферой такое тоже может быть, но вероятность меньше). Во-вторых, предлагаемая сейчас модная профессия, может завтра оказаться на периферии. В третьих, Вы точно уверены, что сейчас Вы сможете решить за того себя, каким Вы станете через пять-семь лет? В четвертых, школа Вам предлагает из имеющихся вариантов, то есть из того, что могут предложить окрестные университеты и институты, а вдруг именно Вам это не интересно.

Попытайтесь определиться со сферой Ваших интересов. Про то, как это сделать есть один умозрительный эксперимент. Представьте, что некий выше среднего доход выплачивается Вам в виде ренты. Просто за то, что Вы есть. Чем бы Вы занимались в этих условиях. На что потратили бы жизнь при условии, что деньги зарабатывать не нужно.

59

История школы, часть III. Дисциплина чтения

История школы, часть III. Дисциплина чтения История средневековья, История, Образование, Церковь, Длиннопост

Сегодня я постараюсь подробно остановиться на дисциплине чтения в монастырской и вообще в школьной культуре средневекового Запада. Дело в том, что когда мы говорим, что монахи читали, нам интуитивно кажется, что мы прекрасно понимаем, что именно и как они делали. Ведь и мы читаем, значит, они делали это примерно так, как это делаем мы. Однако, в этом случае мы вынуждены признать, что наше интуитивное знание ложно.

Итак. То, что монах должен был быть грамотным не было целью монастырской жизни, но было ее необходимым условием. Но что значило быть грамотным. Быть грамотным (literatus или grammaticus – слова синонимы, согласно активно цитируемому в ту эпоху Марку Теренцию Варрону) означало «знать то, что говорят поэты, ораторы и историки». Овладеть искусствами «чтения, письма, понимания написанного и доказательства». Иначе говоря, мы видим перед собой классический античный тривиум, состоящий из логики диалектики и грамматики.

Но как им стать? Святой Бенедикт не дает в своем Уставе никаких уточнений касательно этого вопроса. И его биограф святой папа Григорий Двоеслов тоже обходит этот вопрос вниманием. В прекрасном исследовании монашеской книжной культуры Леклерка можно найти предположение, что для Бенедикта монастырь, прежде всего, школы служения Господу – Dominici schola servitii. То есть, монахи приходят туда умеющими читать и писать, а если нет, то попав под духовное руководство одного из старших братьев, достаточно быстро научаться читать и толковать Библию и в особенности Книгу псалмов Давида. И при этом, они не только прочтут это, но и возможно выучат наизусть. Я не знаю, ставил ли святой Бенедикт такую цель, для монахов Монте-Кассино, но то, что начиная с поздней античности монахи знали текст Писания достаточно хорошо, чтобы мочь его легко цитировать большими фрагментами, является фактом. В качестве примера можно привести широко известную Краткую Псалтирь, составленную святым Августином для его матери. Судя по тому, как легко и поэтично написан весьма объемный текст, состоящий из стихов разных псалмов, Августин не сидел с книгой, выписывая нужные строки, но творил, опираясь на свою память. Но оставим святого Бенедикта. И обратимся к одному из его современников Флавию Магну Аврелию Кассиодору, который сам не будучи монахом, для монахов сделал не мало. Он написал прекрасный труд «Наставление в науках божественных и светских», в котором отстаивал необходимость изучения не только св. Писания, но и классических трудов светских авторов, что Бенедикт не считал необходимым (для него было необходимым, насколько мы можем судить, слияние грамматики и раввинистического искусства толкования исключительно на поле Библии).

История школы, часть III. Дисциплина чтения История средневековья, История, Образование, Церковь, Длиннопост

Так вот, Кассиодор, примерно в возрасте пятидесяти лет оставляет службу у короля Теодориха и, покинув Равенну (в 538 году, через восемь лет после основания Монте-Кассино), предается литературному творчеству, точнее проекту создания христианской школы в которой, как он пишет в своих «Наставлениях», «душа могла бы устремиться к вечному спасению, и язык бы приобрел безукоризненное и благонравное красноречие». Прошу заметить, он ставит два этих элемента через запятую, то есть в одном ряду. Иначе говоря, они оба для него безмерно важны. И, как мне кажется потому, что без развитого языка, без умения «читать, писать, понимать и доказывать» спасение души достаточно затруднено. Разверну мысль: без чтения человек не может постигнуть суть св. Писания, без понимания и доказательства, он не может увериться в истинности своей трактовки прочитанного. Так вот, хоть Кассиодор и не был монахом и создателем (или аббатом) монастыря, его работа оказане сильное влияние и на Алкуина, Павла Диакона интеллектуальных двигателей Каролингского Возрождения и на Беду Достопочтенного, утонченнейшего интеллектуала, автора «Церковной истории народа англов». Также его труды были приняты и в Фульде, и в аббатстве святого Колумбана и даже в Монте-Кассино.

Так что же предложил Кассиодор, кроме преподавания светских наук? Он предложил создать при монастырях скрипторий. То есть, место переписывания книг. В которых их неизбежно читали, толковали и снабжали немалыми дополнениями при переписывании. При этом, читали и переписывали не только писания святых отцов, Библию и литургические тексты, но и наследие античных авторов. Что (заметка на полях) чрезвычайно активно начнется при Алкуине, когда нужно будет массово исправить огромное количество книг, написанных с ужасающими ошибками на дурной латыни, написанными в то время, когда латынь массово перестала быть разговорной, и хорошее чувство латинского языка было невозможно почерпнуть вне монастыря (конец заметки). Наследие античных авторов давало, прежде всего, хорошую и разную латынь, так как невозможно думать и писать только лишь на латыни Писания. Что я подразумеваю под разной латынью, так это сочинения поэтические, исторические, юридические, то есть не только богословские и философские. О том, как языческие авторы попали в скриптории христианских монастырей прекрасно сказал Рабан Мавр, монах из Монте-Кассино, аббат Фульдский в своем труде «О воспитании клириков»: «если те, кто называют себя философами, случайно в своих рассуждениях или сочинениях сказали что-либо истинное, подобающее нашей вере, особенно последователи Платона, то этого не только не следует страшиться, но и, наоборот, это нужно забрать от их незаконных владельцев и приспособить к нашему употреблению». Также он учил, что «мирские учения – не только выдуманные суеверные образы и тяжкое бремя бесполезного труда», но в них есть много полезного, то есть грамматика, риторика и диалектика.

История школы, часть III. Дисциплина чтения История средневековья, История, Образование, Церковь, Длиннопост

Но в самом начале я сказал, что чтение было дисциплиной, основополагающей дисциплиной монастырской жизни. Но при этом я еще ни слова не сказал о том, как именно было принято читать и почему я назвал это дисциплиной. Итак, чтение в средние века, это всегда (за редкими исключениями) чтение вслух – lectio. То есть, это упражнение для всего тела. Нужно было занять определенную позу (чаще стоя за аналоем или кафедрой) и возвысив голос читать. После чего приступить к meditatio или disputatio, то есть размышлениям о прочитанном или обсуждении прочитанного. И размышлениям не от ветра головы своея, от Аристотеля, Платона и авторитета св. Писания. Индивидуальным и вслух, если чтение являлось актом преподавания, коллективным, если речь шла о некоем подобии семинара или научного диспута. Причем исходный текст мог перечитываться несколько раз, для наиболее лучшего его понимания и запоминания. При этом, это можно воспринять как аскетическую практику. Аскетическую в прямом смысле, то есть практику очищения. С одной стороны, читающий дисциплинировал свой ум, заставляя себя отсечь лишнее и сконцентрироваться на читаемом (читать в полглаза, как это делаем мы он не мог, так как после озвучивания текста книги от него ждали его рассуждения). С другой, в ходе meditatio и disputatio он отсекал лишние, ложные и неверные трактовки, прибегая к диалектике и риторике. Также, в процессе переписывания текста, он ведь тоже его прочитывал и проговаривал, концентрируясь на грамматике, дабы не совершить ошибки или исправить ошибку в исходном тексте, допущенную предыдущим переписчиком. И в обоих случаях его чтение было направлено не только на пользу самому себе, но и на пользу тем, кому он читал и для кого он переписывал.

Но это то, что можно сказать о простом чтении, а было еще и lectio divina – чтение и пение священных текстов. Которые требовали не только немалой дисциплины тела за богослужением, но и размышления о прочитанном. Регулярного размышления. Так как те или иные фрагменты Священного Писания будут им читаться минимум раз в год, а другие тексты – ежедневно. И они читались ежедневно именно для того, чтобы побудить к meditatio divina. Для более легкого запоминания они часто имели стихотворную – гармоничную форму. И тексты сакральные очень часто именно заучивались наизусть и читались по памяти. В качестве примера приведу практику молитвы розария, появившуюся в начале тринадцатого века благодаря святому Доминику. Что такое розарий. Это не просто молитва на четках (определенное количество одинаковых молитв). Розарий состоит из двадцати тайн (четыре цикла по пять). Каждая тайна представляет собой один момент евангельской истории. От Благовещения до Успения. Каждая тайна предваряется цитатой из Писания. И вот ее нужно помнить и читать по памяти.

Подытоживая. Практика чтения в средние века гораздо шире, чем просто чтение текста. Оно не возможно без его понимания, которое зиждилось на строгой логике Аристотеля. То есть, если ты не знаешь Аристотеля и Платона – ты не умеешь читать. Оно не возможно без оформления жесткой логики в прекрасную риторику. То есть, если ты не можешь участвовать в обсуждении о прочитанном, ты тоже не умеешь читать. Если твое чтение не полезно для других, значит, ты просто не читаешь. И вот, что я думаю (в первую очередь о себе), а умеем ли мы читать?

Показать полностью 2
6

Дети 404

Дети 404 Подростки, Реальная история из жизни, ЛГБТ

Случилось тут пообщаться с одним подростком, который про себя понял, что он не такой как все. Что с половым самоопределением у него, мягко говоря, не стандартно. И он это осознанно принимает, осознавая, как тяжело ему будет в этом жестоком мире, и это его выбор, и он поднимает радужное знамя, и далее по тексту.


Разговорились. Я в собеседники не навязывался, но на меня решили вывалить всю скорбь подрастающего, и, как водится, непонятого, поколения. Не страшно, бывает, входит в профессию. Слушаю. Задаю вопросы. Сначала из вежливости, потом интересно стало.


Спрашиваю, мол, как дошел до жизни такой? С девушками не вышло или не понравилось? Или наоборот понравилось больше? Ответ меня сначала озадачил, потом успокоил. Хотя поначалу я реакция отторжения у меня к подростку появилась. Не то чтобы я вырос в нетерпимой семье, но у нас к евреям-то относились с предубеждением, не говорю уж о педерастах.


Оказалось следующее: опыта никакого не было. То есть вообще никакого. Совсем. Юноша был чист со всех сторон, как котта тамплиера. А выбор выбрался таким, потому что так честнее. Потому что нельзя идти на поводу у общества, которое навязывает насквозь ложные стандарты поведения и давит твою человеческую сущность. Потому что надо не бояться и бороться за право быть собой. Потому что любовь не знает ни пола ни возраста, будь ты хоть негр преклонных годов. Потому что обычная семья построена на финансовой необходимости двух партнеров друг в друге, что порождает взаимную ложь и убивает искренность и еще пятнадцать минут в том же духе.


И вот, чем больше я слушал, тем больше успокаивался. Дело в том, что риторика юноши дико напомнила мне мою собственную риторику, когда я пытался объяснить моему почтенному родителю (Царствие ему Небесное), на кой ляд я сделал с волосами эдакое непотребство (ирокез), слушаю очень странную музыку, обвешался цепями и понапроклывал уши.


Дело в том, что во времена юности моего покойного батюшки, для того чтобы показаться лихим и контркультурным, достаточно было одеть брюки клеш, немного отпустить волосы и образ готов. Нам, для того, чтобы эпатировать публику приходилось ухищряться больше: косухи, серьги, драные джинсы, цветные ирокезы. Потом в ход пошли более серьезные орудия - розовые челки и прочее. Так вот. Нынешним подросткам, нас, кроме своей декларируемой гомосексуальности озадачить нечем. Нет инструмента выразить протест. Мы все видели, кроме этого, ко всему привыкли.


А раз так, то я, более или менее, спокоен. Это пройдет вместе с прыщами.


Но вот следующему поколению придется постараться еще круче.


Изначально опубликовано здесь: https://vk.com/@publicspesfenced

Показать полностью
32

КАРЬЕРНЫЙ…STATUS QUO

КАРЬЕРНЫЙ…STATUS QUO Преподаватель, Школа, Карьера, Длиннопост

Довелось мне несколько раз участвовать в пьянках офицеров российских армии и флота. И среди многих тостов весьма часто поднимались рюмки за новые звезды, за много звезд на погон, за мало звезд, но больших и прочее. И подумалось мне (в числе прочего), что подобные тосты совершенно немыслимы в педагогической среде, так как из массы существующих корпораций педагоги чуть ли не единственные люди никак не радующиеся карьерному росту.


Итак. Педагог приходит в школу работать с детьми, учить их чему-нибудь хорошему и даже полезному. И вот, представим себе молодого и способного представителя корпорации, который попал в школу и пару лет превозмогал: учил, организовывал кружки и внеурочки, таскал детей на районные мероприятия, участвовал в конкурсах, готовил к олимпиадам. Короче, превозмогал так, что начальство (директор и РОНО) заметило его труды и решило как-то облагодетельствовать. И его делают завучем. Та-даааам. Зарплата его остается на прежнем уровне – доплаты идут за должность, но исчезают за всякие сверхплановые мероприятия с детьми. Детей в его жизни становится сильно меньше, а отчетной и плановой документации – сильно больше. Правда, денег может стать больше, процентов на десять. А если молодого завуча сделают директором школы, то дети кончаться совсем, количество бумаг взлетит до небес, вместе с перспективными сроками и увольнением «по статье». Тут только зарплата радует. Но главная задача и завуча и директора – держать два фронта: родителей и РОНО, постоянно находясь в центре змеиного гнезда, то есть, женского коллектива. В общем, пить за это можно только не чокаясь или с изрядным цинизмом.

Но, у молодого педагога, если он чрезмерно активен, есть еще одна возможность – уйти на повышение в то самое РОНО. РОНО – самые несчастные люди от образования, там совсем много бумаг и совсем нет детей, даже в коридорах. Обычно туда попадают или карьеристы, или люди, чья кипучая и беспредметная активность вынудило администрацию школы «отфутболить их наверх», от греха подальше.

Иначе говоря, педагог, которому хочется быть педагогом, не желает никакого карьерного роста. Любой карьерный рост превращает его в чиновника, сначала в маленького, а потом в большого. Он от него бежит. Или соглашается, но крайне ненадолго (потом он или уходит с должности, или перестает быть педагогом). У него есть несколько путей развития, если у него получилось отбрехаться от ярма завуча, притом, большинство этих путей совместимы между собой, в той или иной степени. Первый, выиграть все конкурсы пед мастерства в округе (за победы, кстати, платят), стать заметным, тогда его будут приглашать вести мастер классы, очень любить, избавлять его от бремени классного руководства, делать под него расписание. Кстати, расписание…Очень изощренный пыточный инструмент: молодому и\или нелюбимому преподу могут поставить один урок в день и восемь на следующий, а потом семь, а потом опять один. И, вдобавок, свесить на него все трудные классы школы (их обычно два-четыре). Но, я отвлекся. Второй способ остаться у доски заключается в том, чтобы адово готовить к ГИА и ЕГЭ. ЕГЭ – это отчетность. Если учащиеся хорошо сдают итоговую аттестацию, например, лучше всех в районе, то директора начальство зацелует в известные места, а он, в свою очередь, создаст для своей персональной золотой рыбки золотой аквариум. Но, помимо золотых рабок есть еще и курицы, несущие золотые яйца, а именно золото олимпиад, спортивных конкурсов, театралок, хоров и прочих кэвээнов. За которые директора также целуют в известное место. И это третий путь для педагога. Ну, еще он может писать годные книжки и методички и тем быть на виду у корпорации. Да, а если такого товарища начинает что-то не устраивать в его школе, то он просто уходит в другую, благо зовут его много куда. Как достойный рыцарь, уходящий от плохого сеньора. И это, кстати, сильно бьет по авторитету директора, от которого ушел такой препод. Долго по коридорам и учительским будет гулким эхом ходить история про самодура, который не удержал, не создал условий, развалил коллектив.

Вот. А где мораль? А мораль в том, что чаще всего толковым офицером руководит чуть более старший, опытный и чуть более толковый офицер. А толковый педагог испытывает странное ощущение от того, что им руководят те, кто или не смог учить сам и потому ушел, или дурак настолько, что не заметил, что не может учить и его по-тихому отфутболили с глаз долой.

PS Я вовсе не хочу сказать, что нет годных, толковых завучей, директоров и администраторов от образования. Есть, и еще как есть, но чаще всего они получаются не из хороших педагогов, а из совершенно других людей.

Впервые было опубликовано мной вот здесь: https://vk.com/publicspesfenced

Показать полностью
60

История школы, часть 2.

История школы, часть 2. История средневековья, Образование, Монастырь, Длиннопост

Итак. Средние века. На них я позволю себе остановиться подробнее. По нескольким причинам. Во-первых, она гораздо большее отношение имеют к нам нынешним и понять феномен дисциплины и образование в средние века для нас важнее для понимания нас самих. Именно тогда сложились многие из тех образовательных институтов, которые мы знаем сейчас, университеты, первые школы-коллегиумы. Можно сказать и иначе. Средние века, это уже Европа, уже наш мир, а античность еще нет. Три составляющие нашего мира: Рим, Афины и Иерусалим еще не смешались в колбе Творца. Во-вторых, мне просто хочется говорить о них больше, и я не вижу причины это как-то скрывать. Но нельзя сказать, что разговор об античности был всего лишь предисловием.


Но, так как разговор о средних веках может пойти различными путями, отмечу для себя и для вас некий план, которому я постараюсь следовать:


Что мы уже выяснили? Семь свободных искусств – семь дисциплин, уводящих разум человека от самого человека и возвращающего его к самому себе на финальном этапе. Также мы выяснили, что они не только научают чему либо, но (в первую очередь) очищают субъект. И вот тут перед нами встает первый вопрос: для чего? Для чего нужно это очищение? И что конкретно оно из себя представляет, то есть, какими добродетелями и знаниями должен обладать субъект очищенный и когда его можно таковым считать. То есть, что отличает очищенного от неочищенного. И отличается ли человек средних веков по своим базовым добродетелям от человека античного? И тут закономерно возникает еще один вопрос: в чем отличие образования средневекового от образования античного. В чем принципиальная особенность образования и дисциплины в средневековье? И, что безумно важно, что такое схолэ и схоластика для людей той эпохи.


Отвечать на эти вопросы я буду, опираясь на такие источники, как «Установления» Кассиодора, книгу Рабана Мавра «О воспитании клириков», «Духовные проповеди и рассуждения» мейстера Экхарта, «Размышления» Бернара из Клерво. А также на исследования Ле Гоффа, Гуревича, Фуко и Леклерка. Я с огромным сожалением расписываюсь в том, что не смог найти полный перевод труда Винсента из Бове «О воспитании детей знатных граждан» ни на русский, ни на английский языки. Также и труды святого Ансельма были у меня лишь частично.


Но перед тем, как мы начнем, было бы неплохо описать тот исторический контекст в котором это все происходило. Так как я чувствую, что если я этого не сделаю, то мы можем оказаться в сложной ситуации. Дело в том, что когда мы употребляем термин (спорный и неоднозначный) средние века, наше воображение привычно рисует нам условную Европу века тринадцатого или четырнадцатого. Европу с развитыми городами, распаханными полями, над которыми довлеют твердыни замков и монастырей, а по дорогам едут купцы и рыцари. Но мы с вами сейчас окажемся в шестом веке, в 530 году, у дверей монастыря Монте-Кассино, который именно в тот год был основан святым Бенедиктом Нурсийским. Всего сорок четыре года прошло с того момента, как Хлодвиг основал Франкское королевство. И пятьдесят четыре с того момента, как Одоакр отослал в Константинополь императорские инсигнии низложенного Ромула Августула, последнего императора Запада. И если мы вместе со святым Бенедиктом поднимемся на гору над городом Кассино, разоренном остготами, увидим, как он переступит порог храма Аполлона, разобьет статую языческого божества и на месте его алтаря вознесет Святой Крест. Отсюда начнется то, что мы впоследствии назовем культурой монастырей. С их дивной архитектурой, пением и, конечно скрипториями и библиотеками. Но пока все совсем не так. Монастырская культура только зарождается (и зарождается она на периферии), а саму Европу трудно назвать христианской. И христианской ее будут делать монахи. Монахи-бенедиктинцы, апостолы Европы. А. Шишков в своем энциклопедическом труде «На плечах гигантов» прекрасно описал этот период, интересующимся очень его рекомендую. Итак, монастырей мало и они расположены на окраинах мира, по которому прокатываются волны Великого Переселения. Это южная Италия (монте-Кассино 530 год), Ирландия (Бангорский монастырь, седьмой век), Шотландия (Айонское аббатство 563 год), побережье Нормандии (аббатство Сен-Мишель 708 год). Помимо мест окраинных монахов также вполне устраивали места пустынные и труднодоступные, каковых в эпоху предшествующую активной внутренней колонизации было в избытке. Прекрасно подходили горы Швейцарии (аббатство святого Галла 613 год) и леса центральной Германии (Фульдское аббатство 744 год). Монахи обустраивают эти монастыри, делая их экономически самодостаточными и вполне автономными и, что немаловажно, достаточно уединенными. Но, основав обитель, часть монахов движется дальше, с целью основания новой. Дело в том, что помимо созерцательной жизни, которая составляла суть монашеского призвания, монахи той эпохи уподоблялись мужам апостольским, неся Благую Весть туда, где ее еще не слышали. Приходя на новое место они не просто молча чего-то там строили исключительно для себя, но крестили местное население. Или, если так можно сказать, катехизировали население номинальное крещенное, но не просвещенное. То есть, мы наблюдаем некий парадокс. Парадокс неразделенности путей in loci (на месте) и in peregrinationes (в пути). Монахи и пребывали в монастырях постоянно и, одновременно с этим, отправлялись с миссией. Что не похоже на картину высокого и позднего средневековья, в котором бенедиктинцы, трапписты и картезианцы пребывают in loci, в стенах своей обители, а братья проповедники и меньшие братья in peregrinationes. Но. Культура христианства – культура текста и текста письменного. Соответственно монахи должны быть грамотны, кроме тех, кто был признан к этому органически не способным. Вопрос о языке, полагаю, не поднимался. Вариантов, кроме латыни, особо не было. Варварские языки очень просты и не обладают достаточно богатым словарем, чтобы на них можно было думать, говорить и писать о тайне Боговоплощения. Кроме того, крестители нашего мира не читали учебника по истории средних веков за шестой класс и им никто не сказал, что предыдущая, римская эпоха кончилась, что для них, полагаю, не было очевидным. Это не было очевидным даже для Карла Великого. И то, что весь мир не говорит на латыни, они, вероятно, считали не интересной особенностью, с которой стоит мириться и приспосабливаться к ней, а, скорее, своей недоработкой. Но, рассчитывать на то, что в монастырь будут сразу приходить люди книжные, не приходилось. Значит, они должны были обучаться прямо в нем. Кроме того, помимо производства хлеба насущного, необходимого для поддержания телесных сил, монастырь был обязан производить книги. Без книг христианский монастырь немыслим. Они необходимы не только для высокого богословия (которое заведомо не для всех), но и для вещи составлявшей центр и смысловое ядро жизни любого монаха, а именно для литургии. При этом книги необходимы и для евхаристии, и для литургии часов. И все это нужно и для себя и для обителей, которые недавно основаны или чье основание только планируется. И создание этих книг тоже работа для монаха. То есть, монахи раннего средневековья, вынуждены были быть образованными просто для того, чтобы быть нормальными монахами. Кстати, вот интересный вопрос, которому стоит уделить время (но, к сожалению не сейчас), а какие вообще книги составляли обычную библиотеку раннесредневекового монастыря? И допустимо ли говорить об обычной библиотеке? Насколько библиотека ирландского монастыря отличалась от библиотеки монастыря в германских землях? Но, думаю, пора переходить к нашей основной теме. Я боюсь увлечься.


Итак.


Первое, что стоит отметить как особенность средневекового образования – удаленность его от мира. Во-первых, территориально. То есть, это не античная школа, располагавшаяся в городе или неподалеку от него и имевшая дело с городскими детьми. Это школа монастырская, в которой обучались те, кто в этом монастыре жил. Они, конечно, могли оттуда уйти, но нормой, как я понимаю было то, что человек принимал постриг. Во-вторых, школа была удалена от мира языково – мир образования был миром латыни. Можно сказать, что мир образования, это вообще немного иной мир, отличный от обычного распорядком дня, ценностями, обиходом, бытовыми привычками. Это такой мир педагогической провинции из «Игры в бисер». Мир Йозефа Кнехта. И, что немаловажно, это мир дисциплины. Конечно, с появлением иезуитских коллегиумов и школ ордена пиаров ситуация изменится, но это ближе к концу средневекового мира. Изменится не в вопросе дисциплины, а вопросе удаленности от мира.


Второе, особенность отношения учителя к ученику. Но тут, в начале средневекового мира без античности не обошлось, точнее без Платона. Который, возможно немного неожиданно для себя дает обоснование средневековой трехчастной структуре общества: молящимся, воюющим и работающим. Делает он это в «Законах» когда уподобляет правителя пастуху. Интеллектуалы средних веков развивают эту идею: да, глава народа некий пастырь, за его безопасностью следят сторожевые псы, а сам народ подобен пасомому стаду. При этом, пастыри – первое сословие, сторожевые псы – второе, а народ – третье. Конечно, я сейчас очень грубо описал трехчастную структуру общества. Лучше и подробнее это написано Ле Гоффом в «Цивилизации средневекового Запада». Но для истории образования и феномена дисциплины, как ее элемента важно то, что человек образованный предпринимает труд по образованию себя не просто так и не для себя лишь только, а для управления обществом. То есть, так же как и в античности, образование остается элитарной практикой. С тем лишь отличием, что царь-мудрец Платона и пастырь средневекового христианского запада – разные типы управленца.


Мне кажется, что стоит сказать несколько слов о пастырском типе управления. По двум причинам. С одной стороны, мы получим некое представление о том, кого растила средневековая школа, с другой, поймем (пусть не полностью) тип отношения учителя к ученику внутри этой школы. Ведь учитель тоже пастырь над учениками и он тоже управляет.


Итак, пастырство. Во-первых, для средневекового сознания это вариант христологической власти. Первый пастырь – Бог. И Христос – пастырь добрый, полагающий душу Свою за овец, и ветхозаветный Бог, присутствие которого было особенно видно именно в момент перемещения народа. Как пример можно вспомнить сорокалетнее скитание по пустыне, когда народ был веден столпом и смерчем огненным. Можно сказать, что пастырство это власть, осуществляемая в движении. Второе, этот тип власти направлен на благо пасомого. Пастырь заботится о стаде, охраняет его от волков, изгоняет тех заболевших, чья болезнь может быть опасна для всех, ищет для стада тучные пастбища. Также, это власть, направленная на всех и на каждого, то есть, он пасет все стадо, но вместе с тем занимается проблемами самых слабых и больных, прилагая усилия к их излечению. Он готов жертвовать собой ради блага вверенных ему овец. И тут очень важный момент. Пастух чаще всего пасет не свое стадо. Он посредник между волей господина овец и самими овцами. При этом, по словам Фуко, это «самоотверженное посредничество», в котором благополучие стада ценнее благополучия и жизни пастуха. (подробнее: М. Фуко «Безопасность, территория, население»)


Возвращаясь к тому с чего начал этот абзац, а именно к Платону, точнее к Сократу, хочу отметить, что ключевое отличие античного обучение от средневекового в том, что (согласно высказыванию Сократа) учитель любит ученика так, как он сам должен был любить себя, но пока не умеет. Но античность не предполагает жертвы учителя собой за благо ученика. А мысль средневековая предполагает. И в эту логику прекрасно укладываются поступки апостолов Европы, которые, рискуя собой, шли к диким племенам, желая их научить, зная, что возможно они будут неприняты или убиты.


Но, полагаю, что для одного раза я сказал достаточно и возможно утомил вас. В следующий раз мы все-таки приступим в Кассиодору и Рабану Мавру)

Показать полностью
50

Король Артур и все все все

Король Артур и все все все Профессиональный юмор, Школа, История средневековья

Шестой класс. История Средних веков. Говорим о втором сословии, точнее о рыцарском копье (Lance): из кого состояло, как формировалось. Пару слов новых узнали по ходу: кто такие бургманы и минестериалы, что такое алебарда и першерон. Потом вернулись к слову, к Lance. Тут я не смог не сказать, что вольно тусующийся (по куче разных причин) рыцарь это свободное копье – Free lance. И тут не выдержал ребенок:

- Так что, выходит, что все эти распрекрасные Персивали и Ивейны, про которых мы читали – тупо толпа фрилансеров?

- Выходит так

- А король Артур и его Камелот тогда что?

- Ну, судя по всему, коворкинг.


Впервые опубликовано мной здесь: https://vk.com/publicspesfenced

62

ПУШКИН, ОТ ЕНИСЕЯ ДО АДРИАТИКИ

ПУШКИН, ОТ ЕНИСЕЯ ДО АДРИАТИКИ Красноярск, Подгорица, Пушкин, Подозрительные совпадения
ПУШКИН, ОТ ЕНИСЕЯ ДО АДРИАТИКИ Красноярск, Подгорица, Пушкин, Подозрительные совпадения

Пару дней назад проезжая по подгорице поймал дежавю. Мне показалось, что я снова в Красноярске. Почему? Потому что я увидел памятник Пушкину, повторяющий красноярский памятник поэту, практически полностью.

И мне стало интересно, кто кем, так сказать, "вдохновился": красноярские скульпторы черногорскими или наоборот?

Полез искать информацию. Что вышло?

Памятник в Подгорице (авторы - Корси и Таратынов) открыли в 2002 году, а его побратима в Красноярске (скульптора Демирханова) установили в 2008.

Так что, друзья сибиряки, у вас есть шикарная возможность прикоснуться к солнечной Черногории прямо на берегах Енисея. Действительно - поэзия связывает страны и стирает границы.

PS Я не утверждаю, что господин Демирханов увел чужую идею. Вполне может быть, что оба скульптора вдохновлялись неким классическим рисунком или полотном, о котором мне не известно.

PPS Красноярск - снизу, Подгорица - сверху

Показать полностью

О домах из клееного бруса: честно, без прикрас, из личного опыта

О домах из клееного бруса: честно, без прикрас, из личного опыта Длиннопост

О клееном брусе для строительства домов ходят легенды. Кто-то считает, что дом из такого дерева «не дышит», кто-то — что прочнее материала не сыскать. Ниже история записана со слов Михаила, который построил себе дом из клееного бруса через компанию АПС ДСК. Он делится инсайтами про стройку и дает советы, как не пролететь на дорогом, но любимом многими стеновом материале.


Из чего делать стены для жилья — это практически религия. Кого-то здесь убеждать и спорить — обогревать космос. Я в строительном бизнесе уже 14 лет. И три года назад, изучив все про клееный брус, заказал себе дом именно из него. Вот вам краткая анатомия этого материала и мой опыт работы с ним, а дальше решайте сами, надо оно вам или нет.

Забудьте про «сэкономить»


Хороший брус действительно стоит денег. С самого начала примите это. Цены начинаются от 25 000 рублей за кубометр. У «Слонов» (АПС ДСК) брус мне обошелся в 28 000 рублей. Еще и 4 месяца пришлось ждать в очереди, чтобы взять именно с их завода.


Квадратный метр двухэтажного дома в Подмосковье (под ключ, с сантехникой, заходи – и живи), если заказывать его в строительной конторе, обойдется в среднем в 45-60 000 рублей за квадратный метр. У меня вышло с отделкой ровно 50 000 рублей. Тепловой контур (фундамент, стены, крыша, окна) 27 500 р. за кв. м. Если вам где-то предлагают сильно дешевле — не ведитесь. Наверняка есть подводные камни.


Весь дом мне встал в 8 000 000 рублей. Это заезжай и живи.


Накопите деньги на предоплату. Сумма нужна немаленькая, потому что придется выкупить брус, который нарежут на весь ваш дом. Хранить его долго нельзя, надо сразу строить. Причем долго — это больше недели. Брус должен быть защищен от влаги и вредителей, но при этом к нему нельзя перекрывать доступ воздуха. В общем, сложно.

О домах из клееного бруса: честно, без прикрас, из личного опыта Длиннопост

Совет №1. Выберите подходящий проект или хотя бы фото из интернета с желаемым домом и отдайте его вместе с размерами на просчет в две-три компании. Сравните их предложения по простому чек-листу.


1. Тип фундамента, почему такой выбран. Какая отделка цоколя. Какой пол. Если он на лагах — какой они толщины и с каким шагом. Если тонкие и мало — пол будет как батут.

2. Сколько всего бруса. Если в разных конторах цифра разная, вопрос: а за счет чего сокращают или увеличивают количество высоты потолков, материала внутренних стен?

3. Утепление кровли. Какая пароизоляция и ветрозащита. На качестве пленки экономить нельзя. И упаси вас господь от неумелых строителей, которые мало того, что плохо ее проклеивают, так еще и кладут не той стороной.

4. Стеклопакеты — сколько камер, из чего рамка. У пластиковых меньше теплопроводность. Применяются ли скользящие крепления оконных и дверных коробок.

5. Шлифовка стен, тонировка, антисептик, огнезащита.

6. Инженерка. Первым делом — какое отопление.


Вот минимум позиций, по которым нужно сравнивать предложения строительных компаний. Посмотрите цены и параметры, погуглите нюансы и посоветуйтесь со знающими людьми, если есть возможность.

О домах из клееного бруса: честно, без прикрас, из личного опыта Длиннопост

Какие риски у работы с клееным брусом


Раньше пролететь с клееным брусом можно было легко. Человеку строили дом, внешне он был как пряник, а через год все расклеивалось и шло винтом. В последнее же время качество бруса выровнялось, хотя за Уралом брак еще встречается. Совсем уж плохой материал продают неадекватно дешево. Скупой платит дважды, а в случае с домом это большие деньги, ошибаться нельзя.


Качество клееного бруса по виду определить сложно. Цепочка производства у него длинная, на каждой стадии можно нахимичить. Могли на внутренние ламели пустить доску какую попало: трухлявую, с дефектом, даже ель под видом сосны. Могли доски взять слишком разной влажности или просто сырые. Чем сырее, тем сильнее ваш дом потрескается от усушки. Молчу уже про схему, когда грузят материал так, что сверху и по бокам брус, как себе бы брали, а внутри паллеты — самая что ни на есть труха.


Некоторые продают под видом добротных пород сущую ерунду. Ангарская и архангельская сосны ценятся в строительстве, потому что структура у них лучше. Деревья растут севернее, и дома из них прочнее получаются. Но ангарской сосны столько не рубили, сколько из нее строили. Часто суют что-нибудь поюжнее и пожиже, а цену ломят.


Совет №2. Берите клееный брус с предприятий, у которых есть история и репутация. Узнайте про производство — где, что, как, откуда лес, какой клей.
О домах из клееного бруса: честно, без прикрас, из личного опыта Длиннопост

О нюансах теплоизоляции


Поставщики вам расскажут, что теплозащита у дерева поперек волокон даже лучше, чем у газобетона. Но сруб есть сруб, он будет студить по углам. А если поведет геометрию — так и между брусьями. Но если брус хороший и все по технологии — будьте спокойны. Двухсотого (толщиной 200 мм) вам хватит, чтобы зимовать с комфортом.


Совет №3. Особенно тем, кто не в теме и хочет отдать все «на откуп профессионалам». Не хотите сюрпризов — придется вникнуть, хотя бы базово. Иначе или смета раздуется ближе к стройке, или вылезут ошибки — замучаетесь переделывать..

Со «Слонами» мне особо вникать в план стройки не пришлось. Менеджеры сразу расписали все плюсы и возможные риски, проконсультировали в нескольких смежных вопросах. Как по мне, это правильно.


Обязательно поинтересуйтесь, как обстоят дела с организацией стройплощадки: есть ли биотуалеты, бытовка и так далее. А то после новоселья еще несколько месяцев будете мусор разгребать.

О домах из клееного бруса: честно, без прикрас, из личного опыта Длиннопост

О сложностях с геометрией


Каким бы качественным ни был брус, это все же дерево. Оно сохнет, мокнет, сужается и расширяется. А значит «гуляет». Причем влажность меняется неравномерно. Внутри, на солнце и зимой — меньше, снаружи, в тени и летом — больше. Деформаций не избежать, вопрос лишь в качестве бруса и пряморукости тех, кто собирал коробку. В первую зиму, помолясь, начинайте топить. Сруб будет потрескивать, это нормально.


Венцы — конструкции из одного ряда брусьев, уложенных перпендикулярно друг другу — по всей высоте сруба пронизаны металлическими стержнями на 40 мм, по две на стену. Когда сруб собран, гайки на них протягивают специальными домкратами и приотпускают — чтобы дать небольшую свободу для колебаний. Соответственно, ничего не должно сковывать этих колебаний — ни оконные или дверные коробки, ни отсутствие специальных зазоров — даже лестницу рекомендуется крепить независимо или устанавливать ее уже на этапе финишной отделки. А иначе могут быть трещины в стенах — я видел такие с ладонь толщиной.


Тех, с кем я строил, на всякий случай перепроверил, съездил на их объекты, навел справки по клиентам, узнал, что к качеству сборки нареканий нет. Соберетесь строить — советую сделать то же самое.


Еще несколько важных моментов
1. На брусе могут появляться маленькие трещинки — это нормально. Все равно усадка будет 1-2%.
2. Зимой дом из бруса придется топить чаще, по сравнению с домом из того же утепленного газобетона.
3. Со временем наружный лак отобьется дождем и выгорит на солнце. Покрывать заново нужно будет через 6-8 лет.
О домах из клееного бруса: честно, без прикрас, из личного опыта Длиннопост

Какие плюсы у клееного бруса


Стройка дома из клееного бруса вам сейчас кажется той еще проблемой, но я объясню, почему все же выбрал его. Главное, понятно: дерево — это жизнь, в таком доме есть душа. Тут и спится, и дышится по-другому. Попробуйте как-нибудь, поживите — в каменный мешок обратно не захочется.


Главная фишка — дом собирается быстро, буквально за пару месяцев, как из лего. Заехал и живи. Плюсом экономия времени и денег на отделке. Мокрые процессы заканчиваются на стадии фундамента, никакой грязи на площадке. «Слоны» собрали мне коробку за месяц — все быстро, аккуратно. Дальше дело за малым оставалось.


Клееный брус — вариант не для всех, но кто подошел осознанно, не пожалеет. Главное — не берите лишь бы дешевле и не стройте с кем попало. Как учил меня один состоятельный дружище: можно завести собаку не такую породистую, взять отель звездой ниже, вместо ресторана сходить в столовку. Но когда строишь свое жилье, мелочиться нельзя — из кожи вылезь, но сделай нормально.


И последний совет. Контролируйте стройку на каждом этапе. Хоть у ребят и стояли веб-камеры на объекте, я старался приезжать на площадку минимум раз в неделю. Так спокойнее. Сами не шарите — приглашайте независимых спецов. Но помните, стройки совсем без проблем не бывает. Главное, как ваш застройщик на них реагирует и решает.
О домах из клееного бруса: честно, без прикрас, из личного опыта Длиннопост

Когда строили мой дом, не угадали с погодой. Свежая биозащита пошла потеками. Но технадзор подрядчика отработал, вовремя засекли проблему и все поправили. В остальном все прошло гладко. Я со своим опытом не лезть не мог, но ребята прислушивались. А если не согласны были, аргументировали, чем их решение лучше для проекта.


Дом закончили за 5 месяцев. Еще примерно столько же ушло на обустройство и отделку. За все время я ни разу не пожалел о решении строить из клееного бруса.

О домах из клееного бруса: честно, без прикрас, из личного опыта Длиннопост

Три причины строить дом через АПС ДСК


Во-первых, после того, как внес предоплату — смета не растет, даже если дорожают стройматериалы. Например, контракт заключили зимой, в смете «зимние» цены, а закупка начинается уже по «летним». Бетон может быть вдвое дороже, но клиента это не коснется.


Во-вторых, у компании свое производство клееного бруса и работают они уже 12 лет. Весь процесс от доски на входе до дома на выходе они контролируют сами. Используют финский клей Kiilto и постоянно у финнов учатся.


В-третьих, в течение всей стройки на объекте работает внутренний технадзор. В чек-листе у проверяющего 96 параметров, и все они отражаются на зарплате исполнителей. Плюс к этому — на стройплощадке порядок. Все строго по технике безопасности и оборудовано.

О домах из клееного бруса: честно, без прикрас, из личного опыта Длиннопост
Подробнее о строительстве деревянных домов из клееного бруса по доступным ценам читайте на сайте, а также в инстаграм-аккаунте главного «Слона». В копилке компании двухэтажные дома и жилье в стиле hi-tech или классическом стиле.
Показать полностью 8
Отличная работа, все прочитано!