Когда я учился на историческом факультете, нам рассказывали, как преподавать детям историю, что логично. Рассказывали и про фронтальный подход и про разнообразные хитрости. Но суть сводилась к одному: мы должны были под любым соусом впихнуть в сопротивляющегося ребенка (а то, что эта тварь будет сопротивляться – было аксиомой) определенное количество информации. То есть, факты (имена, места, даты), их хронологическую последовательность и причинно-следственные связи существующие между ними. Тип соуса, под которым мы должны были подать основное блюдо отдавался на откуп нам самим. Нет, нам конечно же говорили, что соусы нужно иногда менять, а то от одного и того же может сделаться дурно, рассказывали, как их правильно готовить, а также учили работать тем или иным (который лично у тебя получался прекрасно) особенно вдумчиво, добиваясь шедевра. Кому-то удавался игровой подход, из кого-то получался годный лектор, ну да не важно. Суть была в том, что есть определенный набор килобайтов, который нужно внедрить в ребенка, который будет сопротивляться и запомнит далеко не все. Его можно обмануть, заставить, восхитить, сделать все, что угодно, но цели своей добиться. Мы обязаны дать и дать так, чтобы он не имел ни единого шанса не взять. Такая стратегическая наступательная операция.
Но при этом, как показал опыт, сами мы брали знания, когда нам их никто особо и не давал. Когда мы готовились к урокам, писали исследовательские работы (не обязательные, а те, которые в кайф), то есть, когда мы, во-первых, знали как мы применим наши знания, а во-вторых, узнавали нужное параллельно с чем-то не особо связанным с предметом. Например, параллельно с изучением возрастной психологии и всякого смежного, так как нам важно было знать, какой объем информации подросток способен переварить за раз, без особого ущерба для себя.
То есть, знания хорошо усваиваются тогда, когда ты их собираешься применить в ближайшем или хотя бы обозримом будущем и, одновременно, когда ты их берешь с корпусом неких иных знаний. Не абы какую Америку я сейчас открыл, но тогда это было ново и важно. То есть знания не столько даются, сколько берутся. А берутся настолько, насколько применяются.
Потом, когда годы моей учебы закончились, я попытался начать применять все это на практике. Первая попытка была не удачна от слова совсем: я попытался устроить среди детей научную конференцию, с серьезными историками в качестве экспертов, с интересующими их темами (про секс, фашизм, секты и рекламные технологии). Попытка оказалась провальной: темы я дал им выбрать годные, а вот эксперты оказались явно не про них. Профессионалы истории, преподаватели университета просто не входили в их референтную группу и были детям чудовищно скучны. И, кроме того, сам формат применения знаний – конференция, тоже был не про них. Но это и логично, ученые же собираются на конференции познакомиться с коллегами, поговорить, выпить, поспорить, найти точки соприкосновения. Не за докладами же туда, на самом деле, едут. А дети друг друга давно и хорошо знали, и о ходе работы друг друга были прекрасно осведомлены.
В ходе второй попытки я учел ошибки первой. Сделал так, чтобы можно было и перед своими хвост распушить и драйва поймать и научиться много чему, помимо самой истории. Это была реконструкция. Много я про нее уже говорил, повторяться не буду. Скажу лишь, что не ей одной жив человек (нет, правда).
И вот я созрел для эксперимента №3.
Итак, в ходе своей работы я все больше работаю с подростками, ориентированными на те или иные гуманитарные специальности. Кроме того, я обожаю объединять интересные мне вещи в что-то одно. И я решил попробовать предложить детям следующее: написать серию сценариев, охватывающих изучаемый период. Писать предложу, как полный метр, так и короткий. Как для анимации, так для кино и театра.
С одной стороны, им придется окунуться в материал и узнать много. И я сейчас говорю не только о политической и бытовой истории, но и про саму драматургию, право слово, там есть, что почитать, от Аристотеля и Шекспира до Роулинг и Маки. Так же, масса того, чему придется научиться: структурировать информацию, расставлять акценты, писать, в конце концов. И при этом, писать по-разному, так как одно дело - логлайн, и совсем другое – разработка диалога. И тут, например, всплывают такие куски исторического знания, которые мало где всплывают: о чем реально могли поговорить два горожанина, скажем, Флоренции, встретившись на улице? Как друг другу могли обращаться рыцарь и монах, встретившись на дороге? Да и про логлайн забывать не стоит: как в двух-трех строках заинтересовать современного человека историей Савонаролы или шотландского гвардейца французского короля?
С другой стороны, для современного подроста, выросшего на кино (что не плохо, просто факт), использование привычной драматургической схемы для структурирования исторического материала может оказаться удачным ходом.
Вот смотрите. Мы берем предложенную выше схему и начинаем укладывать в нее историю Генриха VIII Английского. Делая акцент на его разводе с Екатериной Арагонской. Или, возьмем шире, на его семейной жизни в целом. Также сюда прекрасно ляжет история любого другого исторического деятеля. Не только биографии ложатся в эту схему, но и революции (хоть обычные, хоть научные) на примере рядового участника, которого автор решит сделать героем. Он просто наведет фокус камеры на конкретного Жана (Джона, Иоганна, Ивана), и проведет его через то или иное, заинтересовавшее его событие. О котором ему придется немало узнать.
В-третьих, для подростка это будет интересной профессиональной пробой. Навык написания сценария может пригодиться много где, не только на студии.