Keyten

Keyten

JS-девелопер в Canva. Живу в Сиднее. Увлекаюсь языками и stunt work. Ex-математик. Ex-инженер. Немного ex-художник (лол).
Пикабушник
Дата рождения: 05 ноября 1996
поставил 6224 плюса и 519 минусов
отредактировал 0 постов
проголосовал за 0 редактирований
Награды:
10 лет на Пикабу За участие в поздравительном видео более 1000 подписчиков объединение 100 и более тегов
65К рейтинг 1157 подписчиков 197 подписок 49 постов 8 в горячем

Пропал друг всей жизни [Нашелся]

UPD нашелся #comment_239181295


Не знаю, поможет или нет, но это слишком важно, чтобы пренебрегать какими-то вариантами.


Так что -- Южные Ватутинки (мог убежать в Новые Ватутинки, Десеновское или куда-то ещё поблизости), если вы видели или знаете, кому репостнуть, я буду мегаблагодарен.


Этому чуду 14 лет, и он полуглухой и полуслепой, поэтому очень важно найти его как можно быстрее.

Пропал друг всей жизни [Нашелся] Без рейтинга, Новые Ватутинки, Потеряшка, Сила Пикабу, Потеря, Ватутинки, Троицк, Новая Москва, Длиннопост, Пропала собака, Собака
Пропал друг всей жизни [Нашелся] Без рейтинга, Новые Ватутинки, Потеряшка, Сила Пикабу, Потеря, Ватутинки, Троицк, Новая Москва, Длиннопост, Пропала собака, Собака
Пропал друг всей жизни [Нашелся] Без рейтинга, Новые Ватутинки, Потеряшка, Сила Пикабу, Потеря, Ватутинки, Троицк, Новая Москва, Длиннопост, Пропала собака, Собака

Откликается на кличку Рекс, на ошейнике имя и телефон (оставлю его же в комментах).


На одной щеке шерсть _сильно_ длиннее, чем на другой (была у него такая операция).

Пост без рейтинга, плюсанувшим -- от меня плюсов в карму.

Показать полностью 3

Как звучала латынь, на каком языке европейцы говорили до пирамиды Хеопса, и откуда мы это знаем

Привет. Там в комментариях спрашивали, откуда мы вообще знаем, что латынь звучала иначе, и что римляне говорили «Кикеро» и «Кайсар» вместо «Цицерон» и «Цезарь». Ведь, как известно, все аудиозаписи с речью древних римлян были безвозвратно утрачены при падении Рима.


Тема интересна многим, поэтому решил репостнуть пару своих комментариев оттуда как отдельный пост.

Вот нашли мы письменные источники. Как мы вообще можем узнать, что произношение было другим?

1. Грянул апокалипсис, через тысячу лет прилетели инопланетяне и начали исследовать нашу цивилизацию. Как они могли бы узнать, что молоко произносилось "малако"? Например, по записям первоклассников, которые пишут малако и карова.

Спорим, первоклассники из о-кающих областей России не ошибаются в этих словах?


Кстати, кажется, какая-то такая история была с Помпеями – их произношение латыни слегка отличалось от обычного, и так мы об этом узнали.


2. А как мы можем узнать, что во времена Пушкина у какого-то слова было другое ударение? А просто с нашим ударением стихотворение перестает рифмоваться. И это не в единственном стихотворении так, а во всей поэзии той эпохи.


3. По учебникам и записям о произношении. В британских учебниках английского 300 лет назад написано про моду не произносить r после гласного, поэтому мы знаем, что уже тогда car и computer в Британии произносились как /ka:/ и /kəmˈpjuːtə/.

У латыни тоже остались письменные источники, включая произношение.


4. По общелингвистическим закономерностям и логике вообще.


Вообще с латынью нам повезло больше, чем с праиндоевропейским -- на нём говорили до изобретения письменности, и восстанавливать приходится по похожим словам в разных языках.


И тем не менее. Как мы узнали, что у них отличались звуки p, pʰ, b и bʰ? То, что они были, куда вероятнее в свете существующих языков, чем то, что они появились с нуля, потому что механизмы появления куда сложнее.


(pʰ и bʰ это звуки с придыханием -- сравните первую и последнюю п в слове «поп», вот нам нужна последняя)


А есть ещё вариант, что были только p, b и bʰ, но с ним спорят, потому что он встречается в языках крайне-крайне редко (примерно в одном что ли), и статистически менее вероятен.


А как мы узнали, что праиндоевропейцы жили где-то возможно в горах, были знакомы с лесными зверями, уже приручали коней и пчёл, ели мед и варили медовуху, да и вообще знаем примерное место проживания? Неплохо так для народа, который первый одомашнил лошадь, жил за 2000 лет до пирамиды Хеопса и за 3000 лет до появления письменности?


А просто у них были все слова для их образа жизни, лол.

Если у нас есть мёд, а по-английски медовуха mead, и это не заимствование, значит, оно дошло до нас из того времени, когда мы говорили на одном языке. А ещё:

- mēdus – латынь

- métʰu – древнегреческий

- mádʰu – санскрит

- mádu – иранский

- mid – кельтские

- mit и maddu в вымерших (но с письменностью) тохарском и хеттском.


А тохарцы активно взаимодействовали с китайцами, поскольку жили рядом, ну и поэтому в китайском мандарине оно теперь тоже ми (источник: https://www.reddit.com/r/todayilearned/comments/dyuzi0/til_the_mandarin_word_for_honey_蜜_mì_is_a_cognate/).


А если у праиндоевропейцев было слово для меда и пчелы, значит *дедукция*, оно им было нужно. Если мы одинаково называем колесо, коней и медведей (арктос, кстати -- Арктика в честь медведей названа), значит, наши предки ими пользовались. Ну или хотя бы встречались.


Ну а дальше выстраиваем по словам образ жизни и привлекаем историю и археологию, чтобы понять, где так можно жить. Чтоб и п(бъ)челы были, и медведи, и на конях можно.

Как звучала латынь, на каком языке европейцы говорили до пирамиды Хеопса, и откуда мы это знаем Лингвистика, Праиндоевропейский язык, Статья, Научпоп, Язык, Латынь, Греческий язык, Этимология, Длиннопост

...ещё забыл про ларингальную теорию рассказать, кстати.

Однажды лингвисты обратили внимание, что определённые слова сильно различаются в разных языках, и это сложно объяснить. Вот представим, что мёд читалось бы в русском через и, в немецком через о, в хинди через а, а в латыни через ы. При этом мы точно знаем, что в общем случае е не превращается во всех этих языках в и, о, а и ы, но в некоторых словах да.


Вот примерно такое они и нашли, только чуть сложнее (мой пример максимально неточный, но зато наглядный).


Лингвисты предположили, что в праиндоевропейском были звуки, из-за которых соседние звуки произносились по-другому, но они исчезли во всех языках-потомках, оставив после себя только измененные гласные.

Насчитали три таких, назвали h1, h2, h3.


По тем же общелингвистическим закономерностям в целом известно, как звуки влияют друг на друга. Например, что ки / ке часто любит переходить в чи / че, просто потому что удобнее произносить. Именно поэтому руки -> ручищи (не рукищи же), в английском speak -> speech, а в итальянском вообще ке / ки не бывает, там всегда че / чи, а Cesare это Чезаре (upd: на самом деле che / chi это ке / ки, итальянский тысячу лет назад изучал и всё забыл #comment_205910436). В современном английском по той же причине last year, sugar и soldier это ласчйеар, шугар и солджьер.


Или вот бывает передняя а и задняя а, два разных звука. Мы их не отличаем особо, но в некоторых языках это разные звуки, и разница важна. У нас а передняя почти всегда, но из-за свойств нашей л (она же dark l) перед ней произносится задняя. Бал, зал. А вот в английском a: всегда задняя. Father, dark.


Или вот пример, упомянутый чуть выше: когда мы произносим поп, тот, кот, последняя согласная звучит как придыхательная. В русском мы никогда не отличали придыхательную от непридыхательной, поэтому этого даже не замечаем.

(кстати, не единственный пример уникальных звуков -- например, слово лучше единственное в русском, где мы произносим твердую ч, как в белорусском и польском... и всё из-за влияния ш на ч)


А вот в английском наоборот: p, t, k придыхательные почти всегда (кроме некоторых случаев, например, после s). P в слове pig с придыханием, speak без, а в play опять с придыханием, причём l из-за этого становится шумной.


Так вот, возвращаясь к h1, h2, h3, они так влияют на окружающие согласные, что мы можем догадаться, что это за звуки. Сейчас есть три что ли варианта, это всё похожие на х звуки (например, велярное х как в русском, глоттальное h как в английском и фрикативное г, как в украинском).


Клёво, но в целом звучит не то чтобы убедительно, да ведь? Если мы посмотрим на слово sugar и при этом мы знаем, что сью переходит в шью в английском, несложно догадаться, что недавно оно могло произноситься как сьюга:. Но праиндоевропейский это, чёрт возьми, 6000 лет назад, когда речь ещё на буквы делить не придумали. Он тысячу раз восстановленный, оспариваемый и гипотетический. А тут ещё и гипотетические звуки, которые во всех языках исчезли.


А потом открыли хеттский язык и оказалось, что эти звуки там остались.

Хорошо, но именно про латынь откуда мы знаем?

Как минимум, 1 пункт в посте: если c и k произносились одинаково, значит, регулярно кто-нибудь ошибался и писал kaesar вместо caesar например.


Но ещё проще взглянуть на заимствования. Открываем https://en.wikipedia.org/wiki/Caesar_(title) и видим, что в греческом Καῖσᾰρ. Буква Κ в древнегреческом не произносилась как ц никогда. Собственно, Καῖσᾰρ и произносится примерно как Кайсар.


Кстати, точно такая же история с древнегреческим – в нём ρ (звучит как русская р) в начале слова произносилась придыхательно. Давайте вспомним парочку английских слов, которые начинаются на R и пришли из древнегреческого. Rhythm, Rhodes (название острова). Английский заимствовал их из латыни, а она заимствовала их из древнегреческого. Древние греки произносили ρ с придыханием, потому логичные римляне и записали древнегреческое слово с rh.


Кроме того, обычно чем меньше письменность похожа на речь, тем она старше. Например, русское милиция и белорусское мiлiцыя. Белорусская письменность очень молодая, и там нет артефактов типа ци, которая произносится как цы. А вот французская письменность очень старая, и уже обросла непроизносимыми согласными со всех сторон.


Почему? Потому что придумывая алфавит, мы бы придумывали разные буквы для разных звуков. Потому что никому бы не пришло в голову записывать цы как ци. Никому бы не пришло в голову, что о можно записывать как haut или eau. Так и римляне, будь у них звук ц, придумали бы для него отдельную букву, а не правила типа "вот давайте ц и к будем обозначать одной буквой c". Это же тупо.


Это потом люди начинают произносить иначе, а писать так же. По-другому писать неграмотно ведь.


Но это всё про логические выводы. А вот комментарий от человека больше в теме, PhD лингвистики с 20-ю языками: https://www.quora.com/How-did-latin-philologists-come-to-the...

Показать полностью 1

Одиннадцатый о девушке-Докторе

Пересматривал регенерации и случайно наткнулся.

Одиннадцатый пришёл в ужас, подумав, что он регенерировал в женщину.


(восклицает "I'm a girl! No! Noo!" — "Я девушка! Нет! Неет!")

Одиннадцатый о девушке-Докторе Доктор Кто, Одиннадцатый Доктор, Мэтт Смит, Джоди Уиттакер, Coub

Как легко запоминать по 60 иностранных слов в день

Без регистрации и смс, всё как вы любите.

В комментариях бонус, полиглоты.


В начале января я рассказал в комментах, что устроил себе летом мини-марафон с запоминанием порядка 60 иностранных слов в день, и упомянул, что этому несложно научиться.

После этого у меня заспаунилось порядка 700 новых подписчиков, что и в самом деле меня убедило запилить пост.


Но... сначала предисловие.

Все названия и имена опущены, дабы не делать рекламы.

Этим летом информационное пространство ВК (и ещё некоторой части рунета) наводнила реклама некоего образовательного центра, создатель которого стучал себя пяткой в грудь, кричал, что он многочисленный рекордсмен в запоминании (то-то вики про него слышала впервые), и обещал вот прям всех-всех научить своей собственной методике изучения иностранных языков, которой ни у кого нет. Каждому, в общем-то, мало-мальски разбирающемуся в теме, было сразу всё понятно. Я на всякий случай посмотрел один из вебинаров, там он рассказывал про кривую забывания, что информацию нужно повторять, чтобы она не забывалась, и всё такое. И уже предусмотрительно упоминал, что вот, мол, базируется на уже известных открытиях, а его заслуга, дескать, в объединении всего.

К чему я это всё… Вы же не поверите человеку, рассказывающему о таблице умножения, что это вся математика, да ещё и что он её изобрёл и открыл? Не торопитесь верить подобным людям и нести им деньги за «уникальные методики», которые на самом деле известны с древних времён.


Давным-давно в далёкой-далёкой Древней Греции был такой поэт Симонид (иные версии повествуют то ли о Цезаре, то ли о Цицероне). Однажды во время пира, когда он вышел покурить, случилось землетрясение, и крыша обвалилась: только Симонид и уцелел. По останкам было сложно определить, кто был на пиру, однако Симонид закрыл глаза, представил комнату, и — о чудо, вспомнил, каждое из мест, на каком месте кто сидел, и назвал их всех по именам.


Другая легенда повествует о Цицероне: каждый день он ходил на работу и с работы одной и той же дорогой, и до того часто это делал и внимательно всё рассматривал, что запомнил каждый камешек, встречавшийся по пути. И затем мог, вспоминая дорогу, мысленно прикреплять образы, и запоминать таким образом любую информацию — от цифр числа пи (древним грекам вообще в плане числа пи было проще) до списка покупок и номера телефона Пифагора.


Да и вам наверняка, чтобы вспомнить список тех, с кем учились в школе, нужно представить свой класс, и вспомнить, кто за какой партой сидел. Многие воображают неделю как страницы дневника. А времена года — как разноцветный круг.

Как легко запоминать по 60 иностранных слов в день Мнемотехника, Запоминание, Чертоги разума, Иностранные языки, Шерлок Холмс, Менталист сериал, Память, Видео, Длиннопост
Как легко запоминать по 60 иностранных слов в день Мнемотехника, Запоминание, Чертоги разума, Иностранные языки, Шерлок Холмс, Менталист сериал, Память, Видео, Длиннопост

Прежде чем перейти к словам, я расскажу про важную и интересную технику.


Сколько слов из следующего списка вы запомните за… скажем, минуту?


КЛУМБА  ЧЕРТА  ФЛАГ  СВЕЧА  КАРАНДАШ  СПИЦА  ВЕРЕВКА  ГИРЬКА  САМОЛЕТ  БОТИНОК  ЖУК  РЮМКА  НЕБОСКРЕБ


(один из стандартных списков из книжек по мнемотехнике)


А что, если я скажу тебе, что сейчас ты сможешь, не напрягаясь, запомнить секунд за 30 все слова в том же порядке, что они идут?

Как легко запоминать по 60 иностранных слов в день Мнемотехника, Запоминание, Чертоги разума, Иностранные языки, Шерлок Холмс, Менталист сериал, Память, Видео, Длиннопост

Всё просто — нужно сформировать образы! Например, я представляю полукруглую клумбу, усаженную яркими мультяшными цветами (не просто читайте - воображайте!). Её пополам делит черта, и в самом центре этой черты — развевающийся флаг (почему-то Великобритании). На флаге каким-то чудом, противореча всем законам гравитации, стоит горящая бледно-жёлтая свеча, по ней бежит стекающая блестящая капля расплавленного воска. В свечу воткнут карандаш (он достаточно острый, а воск уже размягчён). Из карандаша торчит спица, с которой свисает…

Сочиняйте дальше сами!


Важно:

1. Каждый образ должен быть как можно более ярким и запоминающимся. Берите первый же образ, который пришёл на ум (тогда он и вспомнится быстрее), не пытайтесь придумать что-то умнее и логичнее. Нарушайте законы физики, биологии, математики и логики!

2. Каждый следующий образ должен быть обязательно соединён с предыдущим — иначе потеряетесь.

3. Продолжайте цепочку прямо сейчас, не откладывая на потом. Как досочиняете — можете дальше читать пост.


Зачем это нужно?

- Теперь можно хвастаться тем, что вы можете запомнить список из 100 продуктов за пару минут.

- Подобные цепочки хранятся в памяти… ну очень долго. Вышеуказанная цепочка была моей первой, я её выучил 5 лет назад, не проходил с тех пор, и только что написал для поста по памяти.

- При запоминании практически не нужно прикладывать усилий. Фантазировать же все любят?

- Развивает фантазию и память, йее. Серьёзно.

- Тренировка перед следующей более серьёзной техникой.

Как легко запоминать по 60 иностранных слов в день Мнемотехника, Запоминание, Чертоги разума, Иностранные языки, Шерлок Холмс, Менталист сериал, Память, Видео, Длиннопост

Да-да, это тот самый способ, которым пользуется Шерлок (от BBC), а также Патрик Джейн (сериал «Менталист»).

Правда, у Шерлока, по-видимому, версия 2.0 (скрещённая с тульпами и шизофренией), ибо пользуется он ей не только для запоминания. И Майкрофт об этом не знает, заявляя «Чертоги разума — это техника для запоминания, не более».


Итак. Нужно:

1. Закрыть глаза.

2. Вспомнить комнату, где вы сейчас находитесь. Мысленно прогуляйтесь по ней, вспомните каждый предмет мебели, его цвет и форму, пересчитайте количество стульев, полок в шкафу, окон. Какие в комнате шторы? Что стоит на столе? Заправлена ли кровать?

3. Мысленно пройдитесь по квартире, повторяя всё то же. Мысленно загляните в холодильник, попробуйте назвать продукты.

4. Можно выйти на улицу и мысленно прогуляться, вспоминая лавочки, деревья, ямы на дорогах.


Это и станет нашим первым дворцом памяти.

Выберите какое-нибудь место, по которому вы уже прошлись. Это может быть одна из комнат, ну или кусочек двора, ограниченный мысленной чертой, или класс в школе, в которой вы учились. Можно превратить в дворец памяти практически любое место, которое вы помните.

Его мы и будем населять образами.


Вот вам кусочек из сотни самых частых слов французского (легко гуглится):


adresse f адрес

aimer любить

aîné, aînée старший, -ая

aller идти

allumer зажигать, включать

alors тогда, в таком случае

ami m друг

amie f подруга

s'amuser забавляться, веселиться, развлекаться

année f год; cette ~ в этом году

août [ut] август

appeler звонить (кому-л.), звать (кого-л.); s'~ зваться, называться

appliqué, -e прилежный, старательный, -ая

apporter приносить

apprendre изучить, выучить

après после, позже, (вслед) за; peu après немного позже, вскоре после этого

l'après-midi m время после полудня, вторая половина дня; cet après-midi сегодня днем

architecte архитектор(ша)

arriver прибывать, приходить, приезжать

art m искусство

assez довольно, достаточно, хватит

être assis, assise сидеть

assister быть, присутствовать (на)

aussi также, тоже


Если не умеете читать по-французски — найдите что-нибудь другое, что более актуально для вас (скажем, английские или испанские слова). Ну или забейте и читайте как-нибудь. Буквы f и m намекают на род слова.


Кто выложит в комментариях транскрипцию этих слов или что-нибудь другое для запоминания, получит много плюсов :)


Теперь самое сложное — образы. Нужно придумать к каждому слову образ.

Пользуйтесь всем, что у вас есть. Скажем, слово art совпадает с английским art, и, если вы это помните, можете не запоминать его, как отдельное слово. Arriver созвучно (и совпадает по смыслу) с английским arrive, а про adresse итак всё понятно. Можно подумать о том, как слово появилось, и какие у него родственные: apporter (приносить) прозрачно намекает на команду «апорт», а aimer (любить; читается «эме») сразу напоминает о слове «амур». Да и, в общем, l’amour и есть любовь.

И уже можно вообразить радостную собаку, машущую хвостом и держащую в зубах палку, и купидончика с крылышками и луком.


Теперь представляйте свою комнату (или другое выбранное место) и начинайте заселять её придуманными образами. Собака, виляя хвостом, стоит у двери в комнате, а купидон парит около шкафа, помахивая крылышками. Ami (друг) — сразу вспоминается испанское слово «амиго», и вот уже в моей воображаемой копии комнаты с собакой и купидоном соседствует испанец с усами в широкополой разноцветной шляпе, протягивающий руку для знакомства. Ну или на компьютере, стоящем на столе, устанавливается Амиго.

Ну а теперь самостоятельное задание: придумайте образ к слову après (переводится как после, позже). С ассоциациями проблем наверняка не возникнет :D


Вы можете и не знать английского, но знать, например, китайский, ну или биологию, и пользоваться словами оттуда; я же рассказываю о том, чем пользовался я. Например, я заранее знал, что amigo по-испански друг, и это мне помогло. Если бы не знал — вероятно, превратил бы в «Am I going. А может, и нет.

Включайте фантазию и память, пользуйтесь всеми-всеми знаниями, что у вас есть. Набирайте в поиске картинок, если не можете придумать образ. Ваша задача — выложиться по максимуму, запоминая этот список. Читерите, если можете. Ваша цель — запомнить.


Впервые запоминать может быть весьма сложно, и на небольшой список слов из 30-40 может уйти даже минут 20-30. Но в следующий раз будет проще и быстрее. Потом ещё. И ещё.


Ну а теперь запомните остальной список.

Как легко запоминать по 60 иностранных слов в день Мнемотехника, Запоминание, Чертоги разума, Иностранные языки, Шерлок Холмс, Менталист сериал, Память, Видео, Длиннопост

Лайфхак: можно использовать игровые локации. У меня, например, есть игра, которую я проходил раз 40 или 50 (Jedi Academy), и наизусть помню не только почти все карты, но и расположение и количество противников на ней, оружие и количество хп у каждого из них. Могу даже проходить её в уме. Правда, играть в неё теперь скучно.


Отдельный момент: не забывайте отдыхать. Выучивать неделю-две по сотне слов — это, конечно, прикольно, но к концу недели у многих фантазия настолько устанет, что перестанет откликаться даже на простые ассоциации. Дайте ей отдохнуть, и она заработает с силой, которая удивит вас самих.


Что тренируется при работе с дворцом памяти и ассоциациями:

- Память. Память тренируется весьма активно, и вскоре вы начнёте запоминать и помнить даже то, что не использовали при работе с дворцом.

- Система ассоциаций. Сначала образы придумывать сложно, а потом всё легче и легче. А потом внезапно обнаруживаешь, что нередко находишь ассоциации и аналогии между весьма отдалёнными вещами, и удивляешься тому.

- Внимательность. См. следующий пункт, в общем-то.


Как улучшить дворец памяти:

Рассматривайте внимательно все места, где вы находитесь.

Считайте. Например, на станции метро можно пересчитать, сколько колонн. Идя мимо забора, можно посчитать, из скольких частей он состоит.

Обращайте внимание на мелочи.

И будьте осознанны. Не в своих мыслях, а в моменте «здесь и сейчас». Советую фильм «Мирный воин», чтобы понять о чём я.


Повторяйте. Регулярно прогуливайтесь по дворцу, рассматривая сохранённые там образы.


Читать:

Эйнштейн гуляет по Луне — книжка о мнемотехнике. Обычный журналист увлёкся и случайно стал чемпионом США по запоминанию. Отзывы.


Думай как математик — на самом деле речи о математике не идёт, зато очень много о том, как человек запоминает и обдумывает информацию. Очень полезно знать. Пост, рассказывающий некоторые вещи из книги.


Есть отличный курс на курсере от того же автора, во многом повторяющий книгу — Learning how to learn. Из интересного — доп. материалы, которых в книге нет.

Как легко запоминать по 60 иностранных слов в день Мнемотехника, Запоминание, Чертоги разума, Иностранные языки, Шерлок Холмс, Менталист сериал, Память, Видео, Длиннопост

# Слова нужно запоминать в контексте, а заучивать их бессмысленно

Слова запоминать в контексте можно, начиная… ну с уровня где-нибудь B1 хотя бы. На таком уровне слова зачастую сами запоминаются без всякой мнемотехники.

Грамматика весьма плохо учится без хотя бы какого-то минимума слов, а сами слова мнемотехникой изучаются быстрее всего.


Ну и да, мнемотехника — единственный способ запоминать информацию в таком объёме столь надолго.


# Слова нужно декодировать из образов, это долго, и они не остаются даже в пассивном словарном запасе

Это не так. Во-первых, привыкаешь декодировать их очень быстро. Вы внимательно читали пост? Запоминали слова? Что значит apporter? А aimer? А ami?

Забыли? Воображаем комнату. Но, уверен, ami все прекрасно запомнили и без комнаты.


Во-вторых, слово, встреченное несколько раз, автоматически переходит в обычную долгосрочную память и обычный пассивный, а то и активный словарный запас.

А встречать слово можно не только в тексте или речи, но и просто прогуливаясь по дворцу.


Отдельный момент. Если хотите серьёзно, то советую выделить на это полчаса-час каждый день, и не ложиться спать, пока не выучите новых N слов. И не прогуляетесь по дворцу, вспомнив вчерашние-позавчерашние N.

P. S. Идея поста у меня зародилась давно, и я давно обдумывал, что именно рассказать. Сейчас у меня сессия (через два часа я сдаю экзамен, пожелайте мне удачи!), в связи с чем все давние мысли отложены на дальнюю полку.

Но, поскольку многие сгорали от нетерпения, я решил написать пост сейчас, и… есть подозрение, что забыл рассказать какую-то важную тему, которую хотел. Если вспомню, будет пост-дополнение :)


Ваш я

Как легко запоминать по 60 иностранных слов в день Мнемотехника, Запоминание, Чертоги разума, Иностранные языки, Шерлок Холмс, Менталист сериал, Память, Видео, Длиннопост
Показать полностью 7 1

Star Wars: Rogue Contract

Создаётся командой Mind Trick Cinema (ребята из Москвы!).

P.S. Не судите строго. Не стоит сравнивать по качеству с голливудскими фильмами и т.п.

Снимается (насколько знаю) практически без бюджета, и снято, надо заметить, лучше, чем большинство российских фильмов (у которых бюджет ого-го какой, да ещё и при поддержке разных фондов кино и минкультуры).

Выкладывается на youtube.

Показать полностью

Зачем нужна математика в компьютерных играх? [часть 1]

Привет-привет.

Почти 200 дней назад я написал комментарий под одним из постов, в котором немножко популярно объяснил, зачем в компьютерных играх (и компьютерной графике вообще) нужна линейная алгебра. Тот самый линал, что любой студент-технарь изучает на 1 курсе универа.


О том, что пост мне пилить лень, я предупредил сразу, но пикабушников это не убедило, у меня прибавилось over 100 подписчиков (с одного коммента-то!), так что почему бы и нет.


Примечание: рассказывать я буду с расчётом на людей, понимающих, что такое матрица, вектор и cross product, но, несмотря на это, постараюсь всё объяснить и расписать понятно даже для гуманитария (в идеале, линал для понимания поста изучать не нужно).


Как говорил Стивен Хокинг, «Любая формула уменьшает количество моих читателей вдвое». Пока, ребят).

Зачем нужна математика в компьютерных играх? [часть 1] Линейная алгебра, Алгебра, Математика, Игры, Графика, Длиннопост

Чуть-чуть школьной геометрии. Что такое вектор? Это стрелка. У неё есть длина и направление. Есть двумерные векторы (у которых направление — от 0 до 360 градусов), есть трёхмерные (у них есть два направления, оба от 0 до 360).

В абстрактной алгебре есть даже бесконечномерные векторы, но это нам не нужно)

Зачем нужна математика в компьютерных играх? [часть 1] Линейная алгебра, Алгебра, Математика, Игры, Графика, Длиннопост

Вот эта красная стрелка — и есть вектор. Линии, обозначенные буквами x, y, z, — называются умным словом координатные прямые.

Давайте запихнём наш вектор в коробку (оранжевые пунктирные прямые) и померяем её длину, ширину и высоту. Эти значения называются координатами вектора. В частности, здесь это (10, 2, 10). [именно в таком порядке, (x, y, z)]


Теперь если мы кому-нибудь скажем «вектор (10, 2, 10)», он сразу сможет его нарисовать, и это окажется в точности тот же вектор.


В школе на геометрии обычно изучают скалярное произведение двух векторов. Вот оно:

Зачем нужна математика в компьютерных играх? [часть 1] Линейная алгебра, Алгебра, Математика, Игры, Графика, Длиннопост

А ещё его изучают в универе, на линейной алгебре.


А теперь главное: применение! Давайте представим, что мы хотим нарисовать на экране 3D-модель. Любая 3D-модель состоит из треугольников, и, в общем, нарисовать кучу треугольников рандомным цветом — достаточно лёгкая задача.

Зачем нужна математика в компьютерных играх? [часть 1] Линейная алгебра, Алгебра, Математика, Игры, Графика, Длиннопост

Не слишком привлекательно, да? Давайте попробуем сделать нормальные тени.

Нужно узнать, каким цветом заливать каждый треугольник.


Итак, для начала введём вектор, который начинается в центре модели, а заканчивается там, где и будет источник освещения. А именно — вектор (0, 0, 1).


Так получается потому что ось z направлена на нас, а координаты — что-то вроде процентов, например, точка (0, 0, 0.5) — это точка ровно посередине между центром модели (которая, как мы считаем, находится «позади экрана») и экраном компьютера :)


А теперь давайте проведём из каждого треугольника перпендикулярный ему вектор (причём длины 1) и скалярно перемножим с нашим вектором источника освещения.

Это и будет коэффициент освещённости треугольника:

— если 0, то совсем не освещён, рисуем чёрным.

— если 0.5, то освещён наполовину, рисуем серым 50%.

— если 1, то полностью освещён, рисуем белым.

— и тому подобное.


И наша модель обретает жизнь!

Зачем нужна математика в компьютерных играх? [часть 1] Линейная алгебра, Алгебра, Математика, Игры, Графика, Длиннопост

Есть и более продвинутые модели освещения (например, Фонга), про них, возможно, напишу в будущем, но вряд ли.

И небольшое примечание про перпендикулярные векторы.

Перпендикуляр треугольника находится с помощью векторного произведения: берём любые 3 точки треугольника и составляем из них 2 вектора. Векторное умножение выглядит так:

Зачем нужна математика в компьютерных играх? [часть 1] Линейная алгебра, Алгебра, Математика, Игры, Графика, Длиннопост

Как видно, скалярное произведение — число, а векторное произведение — вектор.


Нужно ещё сделать, чтобы перпендикуляр был длиной 1, а это операция нормирования вектора:

Зачем нужна математика в компьютерных играх? [часть 1] Линейная алгебра, Алгебра, Математика, Игры, Графика, Длиннопост

С кодом модели можно поиграться тут: http://jsfiddle.net/2wvyga24/24/ .

Также можно почитать статьи хабраюзера haqreu: https://habrahabr.ru/post/248153/ .

Зачем нужна математика в компьютерных играх? [часть 1] Линейная алгебра, Алгебра, Математика, Игры, Графика, Длиннопост

Матрицы — это главная причина, по которой всё, что в играх должно вращаться или двигаться, вращается или двигается. И это именно то, как работает Free Transform в фотошопе.


Матрица — это обычная табличка с числами. Их даже можно складывать и умножать.

Зачем нужна математика в компьютерных играх? [часть 1] Линейная алгебра, Алгебра, Математика, Игры, Графика, Длиннопост
Зачем нужна математика в компьютерных играх? [часть 1] Линейная алгебра, Алгебра, Математика, Игры, Графика, Длиннопост

Если сложение — достаточно очевидная вещь, то вот умножение...

Зачем нужна математика в компьютерных играх? [часть 1] Линейная алгебра, Алгебра, Математика, Игры, Графика, Длиннопост

Запоминается простым правилом «строка на столбец». Берём 2 строку первой матрицы и скалярно умножаем на 1 столбец второй. Это и будет элемент, стоящий во 2 строке 1 столбца произведения.

Казалось бы, зачем так усложнять? Почему не умножать обычным образом?


Разгадка проста: изначально матрицы были придуманы, чтобы решать уравнения. Но это мы не будем затрагивать...

Ведь вдруг оказалось, что матричное умножение — это то, что делает матрицы столь полезными для компьютерной графики!

А ещё можно матрицы умножать на векторы. По обычному правилу: по сути, вектор — и есть матрица, просто с одним столбцом (или одной строкой, но это совсем отдельная тема).

Зачем нужна математика в компьютерных играх? [часть 1] Линейная алгебра, Алгебра, Математика, Игры, Графика, Длиннопост

Давайте возьмём плоскость и засунем любую картинку в нулевые координаты (т.е. левый нижний угол квадратика с кексом имеет координаты 0,0).

Зачем нужна математика в компьютерных играх? [часть 1] Линейная алгебра, Алгебра, Математика, Игры, Графика, Длиннопост

Как её теперь повернуть на 45 градусов? Картинка ведь состоит из точек (пикселей), и нужно найти новые координаты для каждой точки. Нужна какая-нибудь формула.


И она есть!


Итак, любая точка с координатами (x, y) — по сути, вектор с координатами (x, y) же. Умножение на матрицу 2×2 — это преобразования пространства (сжатие, поворот и тому подобное).


И поворот выглядит вот так:

Зачем нужна математика в компьютерных играх? [часть 1] Линейная алгебра, Алгебра, Математика, Игры, Графика, Длиннопост

Координаты x', y' — это и есть новые координаты после поворота.

А вот масштабирование (увеличение / уменьшение) — на λ по x и на η по y.

Зачем нужна математика в компьютерных играх? [часть 1] Линейная алгебра, Алгебра, Математика, Игры, Графика, Длиннопост

И наконец, «cкос», также известный как Skew / Shear. Фотошоперы поймут).

Зачем нужна математика в компьютерных играх? [часть 1] Линейная алгебра, Алгебра, Математика, Игры, Графика, Длиннопост

Поскольку ничего не понятно, вот утащенная из интернета картинка:

Зачем нужна математика в компьютерных играх? [часть 1] Линейная алгебра, Алгебра, Математика, Игры, Графика, Длиннопост

Например, мы повернули картинку на 30 градусов, а затем увеличили в 3 раза по вертикали и в 2 по горизонтали.

Тогда пиксель с координатами (50,30) перейдёт в пиксель с координатами (2, 175):

Зачем нужна математика в компьютерных играх? [часть 1] Линейная алгебра, Алгебра, Математика, Игры, Графика, Длиннопост

Я же ничего не перепутал, да?


Все наши преобразования происходят вокруг начала координат — точки (0, 0). Если мы хотим повернуть картинку вокруг центра, нужно вставлять её так, чтобы центр картинки оказался в точке (0, 0).


Увы, перемещения с помощью матрицы выразить нельзя. Так что был придуман небольшой хак: давайте перейдём к матрицам и векторам 3×3:

Зачем нужна математика в компьютерных играх? [часть 1] Линейная алгебра, Алгебра, Математика, Игры, Графика, Длиннопост
Зачем нужна математика в компьютерных играх? [часть 1] Линейная алгебра, Алгебра, Математика, Игры, Графика, Длиннопост

Все предыдущие преобразования остаются в силе:

Зачем нужна математика в компьютерных играх? [часть 1] Линейная алгебра, Алгебра, Математика, Игры, Графика, Длиннопост

Но теперь мы можем выразить перемещения!

Зачем нужна математика в компьютерных играх? [часть 1] Линейная алгебра, Алгебра, Математика, Игры, Графика, Длиннопост

Ну что ж, теперь несколько хороших моментов:


— Умножение матриц не перестановочно, т.е. обычно A × B ≠ B × A. От перестановки множителей меняется произведение. Например, [переместить на x,y и повернуть на φ] — не то же самое, что [повернуть на φ и переместить на x,y].


— Однако ассоциативно, т.е. (A × B) × C = A × (B × C).


— А значит, перемножение матриц даёт суммарное преобразование. Например: A — поворот, B — перенос, C — масштаб. Тогда матрица A × B × C — это всё сразу. И произведение матрицы (A × B × C) на вектор — это преобразование вектора всеми тремя способами на все те же координаты.


— Обратная матрица — обратное преобразование. Например, поворот на 30 градусов — поворот на -30. Увеличение вдвое — увеличение в 0.5.


И самое важное:

— Всё это переносится практически без изменений в трёхмерное пространство. Векторы и матрицы становятся четырёхмерными (чтобы выражать перемещения), появляется несколько видов поворотов... ну и всё.

P. S. вероятно, следующие посты не будут публиковаться в сообщество.

P. P. S. поскольку мне лень, ждать продолжения бывает долго х)


Вопросы в комментарии :D

Показать полностью 22

Star Wars: Rogue One

Лига Звездных войн!

Лига Звездных войн! Star Wars, Лига, Лига звёздных войн

Лига Звёздных войн! -- одного из крупнейших фантастических миров.

Расширенная Вселенная (ныне "Легенды") и новый мир, придуманный Диснеем, сиквелы и спин-оффы, игры и фан-творчество. И многое-многое другое, конечно же.


=============================


Усы, лапы и хвост: вот мои доказательства \o/

Лига Звездных войн! Star Wars, Лига, Лига звёздных войн

А ещё вот:

http://pikabu.ru/story/a_tem_vremenem_vyishel_novyiy_treyler...

http://pikabu.ru/story/uluchshenie_grafiki_dlya_jedi_academy...

http://pikabu.ru/story/obeshchannaya_kastomizatsiya_personaz...

http://pikabu.ru/story/jedi_academy_knights_of_the_force_i_m...

http://pikabu.ru/story/jedi_academy_escape_yavin_iv_pozhaluy...

http://pikabu.ru/story/port_ioquake_v_jedi_academy_3780300

http://pikabu.ru/story/novyiy_film_o_star_wars_3472391

(так уж исторически сложилось, что посты мои были посвящены, в основном, одной из самых известных игр мира ЗВ, наравне с KOTOR и BF)


Вместе мы сможем изменить баланс сил и провозгласить Пикабу Первой Галактической Империей!

Показать полностью 1
Отличная работа, все прочитано!