Гонорары в 15 рублей и Борис Гребенщиков в роли Толкина: как снимался советский "Властелин колец"1
Посты об этом телеспектакле уже дважды появлялись на "Пикабу", но я принес вам не баян, а первое интервью с режиссером : ) знакомьтесь - Наталия Серебрякова, режиссер детской редакции Ленинградского телевидения. В советское время ставила телесказки, причем экзотические - индийские, испанские, ирландские и бог весть какие еще. Разумеется, когда на прилавках появился Толкин - появился и стал мегапопулярным среди советской молодежи - пройти мимо Наталия Серебрякова не могла.
Написали сценарий, запланировали съемки. А дальше - одни чудеса за другими и одни других неприятнее. На дворе стоял 1991-й год, все разваливалось, и Ленинградское телевидение в том числе. Денег на декорации, костюмы и реквизит не было, студийные слесарные мастерские, где можно было бы чего-нидуь изготовить с нуля, закрылись. Благо, оставался склад, где хранились декорации и реквизит со всех предыдущих спектаклей - им-то и воспользовались. И вовремя - буквально через два месяца склад закрылся следом за мастерскими. Богатейшая коллекция декораций и реквизита куда-то утекла, куда - никто до сих пор не знает.
Внимание на фон. Это, объясняет Серебрякова, рирпроекция - процеирование рисованных декораций на цветную ткань, предшественник современного хромакея. По такой технологии в "Хранителях" отсняты все сцены в пещерах, улицы городов, а также некоторые погони. Кадр не самый удачный, в движении это смотрится куда убедительнее : )
В спектакле играл настоящий цвет ленинградских театров. Чего стоит хотя бы один Георгий Штиль (Бильбо (Бэггинс) Торбинс, он на фото в центре) - Народный артист России. Кстати, забавный факт: сам Штиль своего участия в "Хранителях"... не помнит. Говорит, посмотрел спектакль только позавчера и будто в первый раз - но остался очень доволен и собой в том числе.
За съемочный день платили в среднем 15 рублей. Благо, все актеры друг друга хорошо знали, не раз снимались вместе, были молодыми, а потому работали на голом энтузиазме. Что-то мастерили сами - вывеску на трактире, например, и домик Фродо (Беггинса) Торбинса, который эпично сгорает в первой же сцене. Управились всего за две недели, а дальше спектакль один раз показали на ТВ и... положили на полку. Почему?
Сама Серебрякова говорит, что дело, скорее всего, в человеке с фотографии выше. Это Дюша Романов - музыкант и композитор, написавший музыку к "Хранителям" и снявшийся в роли рассказчика. Дюша в те годы играл в "Аквариуме", а "Аквариум" (по крайней мере руководством Ленинградского телевидения) считался жестким и непонятным андеграундом. Поэтому снять фильм - сняли, но вот прокатывать с таким-то "неблагонадежным" элементом в команде не стали. 30 лет он лежал в архивах.
P.S.: вместо Дюши Романова роль рассказчика - по сути, самого Толкина - мог сыграть сам Гребенщиков. Мысли такие у Наталии Серебряковой были, но по здравому размышлению она решила, что это ни к чему - не тот образ. А жаль. Было бы эпично.
Вот тут - с подробностями, если кому интересно:
https://www.spb.kp.ru/daily/27259/4391380/
P.P.S.: боянометр ругался на картинки, но текст полностью оригинален : )