Пиво как лекарство

Мой дедушка очень любил пиво.

И однажды, когда мне было лет 10 - 12, произошла эта забавная история.

В начале 1980х, дедушка с бабушкой жили в небольшом городке под Кировоградом, дедушка работал небольшим начальником на небольшом заводе, и местное пиво там было не очень.

(По словам дедушки. Я тогда был мал, и в пиве не разбирался.) Поэтому, когда они приезжали в гости к нам, в Запорожье, дедушка, под бурчание бабушки, оттягивался.

Очень он уважал пиво нашего местного пив. завода.

И вот, в один из своих приездов, в первый день, мы пошли с ним в магазин. В гастрономе пиво было, и оно было свежее, (тогда у него был срок годности семь дней) и мы решили брать.

И отстояв небольшую очередь он заказал две бутылки лимонада для меня и много пива для себя. Я сейчас количества не помню, но набив две сумки, он достал из кармана пару авосек и стал укладывать бутылки и в них.

Какие-то тётки, стоящие за нами, начали возмущаться и ругаться. Мол «алкашня, сколько можно, зачем так много, и ребенка ещё привёл». Их поддержала продавщица и они дружно насели на нас. Мне стало стыдно, неудобно и я не знал куда деваться.

А вот дедушка…

Он не растерялся и начал говорить.

Я, конечно, дословно не помню. Но смысл такой. «Да как вы могли подумать. Вы посмотрите на меня, разве я похож на алкаша? А это мой внук. Разве я смог бы заставить его для себя носить пиво? Просто я болен.»

Тут он посыпал медицинскими терминами, продолжая укладывать бутылки.

«У меня кожное заболевание. Язвы по всему телу. И мне ничего не помогает. Кроме одного. Раз в месяц – ванна из свежего пива. Пиво ведь свежее? Так вот, приходится набирать ванну пива и лежать в ней час. Дорого, конечно. Но что делать. Больше ничего не помогает.»

И под сочувственные взгляды замолчавших тёток, мы вышли из магазина.

По пути домой я спросил у дедушки, правда ли он болен.

— Нет, — ответил он, — я просто пошутил.

Вечером, когда вся семья собралась за ужином, я рассказал эту историю. Хохотали все.

Все, кроме бабушки. Она не довольно бурчала.

— Вот ведь, дурак старый. Побьют тебя, когда-то за твои дурацкие шутки. Побьют и правильно сделают.

Любила она его.

А у нас во дворе…

Был как-то такой случай.

Мужик потерял ключи от квартиры, и решил залезть по балкону от соседей. Четвёртый этаж. Пьяный. Естественно грохнулся. Но повезло. Внизу был палисадник с густыми кустами, и поэтому он отделался ушибами и сломанной ногой. Пока был на больничном, постоянно звонили с работы просили поскорее выйти на завод. Ну он и вышел, проявил сознательность.

А тут – сюрприз! Так как травма была по пьяни, больничный ему оплатили по минимуму. Он очень ругался и возмущался по тому поводу.

И на второй или третий день, он в душевой после работы, поскользнувшись падает, и опять ломает ногу.

Ту самую и в том же самом месте.

И тут он уже оттянулся. Сбил себе максимальную компенсацию с начальства. Съездил в санаторий. И просидел на больничном почти полгода. Профилакторий, реабилитации там и всякое такое.

На вопросы о том, специально ли сломал себе ногу второй раз, — отшучивался.

Ненависть объединяет

Знакомый рассказал.

Несколько лет назад, на заводе, при печати ежегодной инструкции по технике безопасности допустили опечатку. Вместо «высотные работы на высоте 1 метр 30 см.» напечатали «30 см.»

И вот, целый месяц, пока инструкцию не исправили и заново не утвердили, инженер по Т.Б. ходил и с огромным удовольствием выписывал талоны за нарушение Т. Б., с последующим лишением премии всем подряд.

За работу на лестницах, стремянках, подмостях, подставках. И также, стоя на табуретках и стульях.

Знакомый говорит, что никогда не видел такой сплочённый и дружный коллектив, искренне объединённый лютой ненавистью к одному человеку.

Авторитет и мужской характер

- Молодым шалопаем, в конце 1960х, я уехал на свою первую вахту. На севера. Отпахали полгода. Последний рабочий день. Естественно - сокращённый. И меня, как самого молодого оставили в бараке готовить праздничный обед.

Ну всё сделал, приготовил. Конец смены, все заваливают, раздеваются, моют руки. Шум, гам. Вдруг, машина под окном. Заходит начальник участка. Подходит к бригадиру и глядя куда-то в потолок, говорит. «Авария на втором участке. Вокруг никого, вы ближе всех. Машина будет через двадцать минут.» Разворачивается и уходит. Все смотрят на бригадира.

Он молча встаёт, надевает робу и на выход. Мужики, негромко матерясь, за ним.

Я – офигел. Тут стол. Четыре сковородки с жареным мясом с картошкой, грибы, рыба и спирт.

Ну полная поляна.

И все не раз видели, что бригадир с начальником не только матом орали друг на друга, но и за грудки тягали. А тут… Ну, я по-быстрому всё понакрывал, поукутывал и побежал догонять своих.

Я тогда что-то понял. И про авторитет, и про мужской характер.

- И что именно?

- Э-э-э… Не могу слов подобрать.

- А чем всё закончилось?

- Аварию устранили. Правда, провозились до ночи. Чумазые приехали в барак, а там ящик спирта стоит. Благодарность от начальника.

Ну, дальше не интересно рассказывать…

Странный костёл

Польша. Субъективные впечатления.

В городе, в котором мы живём среди множества костёлов есть один который очень выделяется. Некоторые местные его так и называют – Странный костёл.

Странный костёл Польша, Жизнь за границей, Фотобродилки, Длиннопост, Достопримечательности, Архитектура, Фотография

В первый раз мы с женой увидели его два года назад, когда только переехали на этот район. В один из летних вечеров мы возвращались от друзей. Немного утомлённые их чрезмерным гостеприимством, решили пройтись пешком, освежиться. Лето, тепло. Завтра выходной.

Как в той старой песне:

«Я возвращался поздно лунной ночью,

Бродяга-ветер фонари качал,

И чтобы путь мой был чуть-чуть короче…»

Мы решили немного срезать, и свернули не туда. Проплутав немного незнакомыми дворами, вышли на дорогу с небольшими частными домами и минут через пять увидели ЭТО.

Ночь. Тишина.

Луна на полнеба и такая инфернальная штука торчит до самых звёзд, и мы стоим, задрав в восхищении головы и не много покачиваясь от избыточной доброжелательности наших друзей.

А до этого мы его видели только издали, и вообще не подозревали что это такое.

Эти две фотки не мои, а неплохого местного фотографа по имени Tomasz Pestka.

Взяты с его Фейсбука.

Желающие могут зайти к нему посмотреть. У него много интересного (Спойлер, котики – есть.)

А теперь немного информации. На русском языке не нашёл, а на польском написано следующее.

Во-первых, полное название. Костел Святого Франциска Ассизского и Святой Клары.

Kościół św. Franciszka z Asyżu i św. Klary w Tychach. Костёл плюс монастырь. И построено, как бы по мотивам средневековой францисканской архитектуры.

Во-вторых, это построено по проекту знаменитого местного архитектора Станислава Немчика. На одном сайте его, вообще называют «Польским Гауди». Наверное, из-за необычности его проектов. Или из-за того, что он умер, не успев достроить свой последний проект. Вот этот костёл. Жил он в здесь, Тыхы, а строил по всей Польше. Строил от и жилые дома, целые кварталы, и школы, но больше всего – костёлы. И всё очень странноватое, и не похожее друг на друга.

Этот костёл начали строить в 1999 году. На земельном участке, подаренном безвозмездно(!) и добровольно(!) Гжегожем Чардибоном. (Интересно, как это выглядело.) Краеугольный камень благословил сам Папа Иоан Павел II. Очень уважаемый человек в Польше.

Строили двадцать лет. Вот как выглядело 2009 году.

А в 2019 году Станислав Немчик умер.

И строительство приостановилось. Когда достроят - неизвестно.

Высота башен 40 метров. Башни символизируют четыре раны Христа. И пятая, строящаяся, должна быть 70 метров – Сердце Христа. И она должна постоянно гореть. Я не знаю, что имеется ввиду. Вечный огонь на башне, или подсветка прожекторами.

Это мы специально пришли днём осмотреть его. Впечатление, конечно, колоссальное. Огромное светлое непонятно что.

Все ворота и двери заперты. И, по-видимому, очень давно. Проходя мимо, на некоторых окнах увидели занавески. А на одном подоконнике стоял пакет молока. Окно приоткрылось, кто-то забрал его, окно закрылось.

То есть там живут. Кто? Строители, сторожа, священники, монахи?

Что ещё удивляет, так это какая-то инопланетность что ли, этого костёла.

Вокруг обычный город и вдруг - бац! Такая странная махина.

Горд Тыхы, 120 тысяч населения. Плюс 18 тысяч официально живущих украинцев. (Согласно последнему сообщению местного Ужонда). Вообще, в городе много костёлов. Есть и старинные. И современные – модерновые. Но этот всё равно выделяется. Кстати, у местных отношение к нему спокойное. Ну стоит и стоит. «Странный Костёл».

Наверное, у них, как говорил Шарапов Жеглову – «глаз замылился».

Вот так костёл выглядит со стороны.

Его видно издалека.

Пишут также, что каждое Рождество костёл открывают для службы. И внутри очень красиво. Вход свободный. Сходим посмотрим.

А вот так он выглядит с балкона десятого этажа наших друзей Юли и Саши.

(Привет вам, земляки!) В правом верхнем углу.

Башни издалека похожи на огромные гвозди с квадратными шляпками.

Наверно этого сходства и добивался архитектор.

В общем, будете в Тыхы, - посмотрите. Оно того стоит. Перекресток улиц Папроцаньской и Пшемысловой. Адрес на Гугл картах: Paprocańska 90, 43-110 Tychy.

Декабрь 2021.

Продолжение следует...

Предыдущий пост: Польская провинция

Первый снег - внезапный снег...

Плов и сила интернета

Занесло нас с женой этим летом в Бердянск. Это город курорт на берегу Азовского моря. Украина. И произошла там с нами забавная история.

Остановились мы подальше от людей, на Дальней косе в маленьком отеле. А пляж большой, не огороженный. Рядом несколько небольших баз. Море чистое, людей не много… Всё как мы любим. В первый день найдя на берегу небольшой бар, разговорились с барменом. И он порекомендовал кухню на свой базе. Сказал, что очень вкусно готовят. А мне хотелось плова.

Бармен говорит, - к четырём часам приходите и всё будет.

Ну, мы приходим, оплачиваем. По 100 гривен за порцию (примерно по 3.5 бакса), идём садимся в беседку. Приносят вилки, салфетки, соль, перец. И плов в больших красивых тарелках.

Но! Это не плов! Бледно жёлтый рис, с полусырым луком и морковью. Куски варёного мяса. Похоже было, что вареный рис просто перемешали с мясом и насыпали в тарелку. Отвратительно. Жена моя, немного попробовав, сразу отодвинула. А я, был чуть выпимши, поэтому с четверть порции осилил, но потом тоже сдался. А я скандалить не люблю. Даже в интернете. Когда на Рутрекере мне не понравился фильм или альбом группы, я не пишу отрицательный отзыв. Зачем? Не вижу смысла. Такой характер.

А когда выпимши, я вообще стараюсь избегать конфликтов. И сейчас, встали и молча ушли. Бармену просто буркнули, что пускай отдадут собакам, очень невкусно.

А чуть позже, на пляже, я разозлился.

Помните, как это было раньше…

Плов на море.

Идёшь по улочке или мимо какого-то базарчика. Столики, мангал, печь с казаном. Человек с восточным лицом что-то шаманит рядом, хищно шевеля усами. И аромат вокруг… Не удержавшись, подходишь просто узнать цену. И через пару минут получаешь полную тарелку плова.

« - А сдачи нет дарагой! Я тебе с паходом палажу.»

И идёшь к столику стараясь не уронить обжигающую пальцы тонкую одноразовую тарелку с горой плова. Садишься, пробуешь… И рис не слипшийся, с какими-то кисловатыми ягодами, и изюм, и морковь, и нежнейшее мясо… И всё такое ароматное, с дымком. И вкус одновременно и мясной и овощной. И с каждой вилкой немножко, но отличается. И ты ешь, ешь, ешь. И съев пол тарелки понимаешь, что наелся. Но вкусно так, что удержаться не можешь. И съев ещё не много понимаешь, что сегодня есть больше не будешь. А когда доел, понимаешь, что наелся уже навсегда. И сидишь умиротворённый, не в силах скрестить ноги под столом, и думаешь, как бы теперь добрести до пляжа.

Мда… У меня не хватает слов чтобы рассказать о таком.

А тут… Короче, полный разочарования, я зашёл с телефона в интернет нашёл эту базу и накатал им отрицательный отзыв с подробностями. Поставил одну звезду и успокоился.

Мы потом нашли нормальные кафешки. И с обычным ассортиментом, и с восточным. С классным пловом, лагманом, шашлыком. И с отличной жареной рыбой. И с домашней кухней. Никогда не думал, что это такой кайф, сидя в небольшой кафешке на самом берегу моря поесть обычной пюрешки с котлетой, и салатик с помидорчиками.

А на ту базу, и к тому бару мы больше не заходили.

Но у этой истории было продолжение.

Пляж, как я уже говорил, широкий, большой, без всяких заборов. Несколько небольших баз.

И вот, через два дня, лежим мы на пляже, вдалеке от той базы, и подходит к нам женщина.

- Мне так стыдно. Я спать не могу, возьмите деньги, и простите за не вкусный плов.

И протягивает нам 200 гривен и шоколадку. Мы ничего не понимаем. Она кладёт деньги нам на подстилку и уходит. Мы удивлены. Кто она? Как она нас нашла? Как узнала? Первым побуждением было догнать и вернуть. Но потом подумав, решили: - А почему собственно?

А обсудив, решили, что, наверное, какой-то начальник прочитал отзыв, и послал повариху загладить вину. Что бы отзыв удалили.

И вот я думаю. Может и есть какая-то польза от негативных отзывов.

А деньги мы не вернули. И отзыв в интернете я не удалил.

Вот такая вот забавная история.

Спишь

Армия. Мы – новый призыв. Молодые бойцы.

Мой дружбан попадает в наряд. Дневальным. Ночью стоит на тумбочке при входе в казарму и спит. В армии мы научились спать стоя. Опираешься спиной и головой на стену и спишь. Ничего сложного. Один из множества навыков, полученных в армии и абсолютно бесполезных в жизни.

Дежурный сержант увидев это безобразие, недолго думая, - Херак! Кулаком его в ухо.

Дружбан с диким грохотом летит на пол.

Сержант: - Спишь, сука!

Дружбан, лежа на полу и потирая ухо, - Спишь, спишь, ебал я такой спишь…

И всё.

Все два года, а мы тогда столько служили, мой дружбан носил кличку – «Спишь».

Даже командир части, на построении говорил: - А этот, ну как его, ну «Спишь» который, домой последним поедет. Он у меня ещё послужит, Родину позащищает, падла.

Польская провинция

Польша. Субъективные впечатления.

Занесло нас как-то в небольшой городок Миколув. Силезское воеводство.

На польском – Mikołów. И несколько вещей меня удивило.

Польская провинция Польша, Длиннопост, Жизнь, Жизнь за границей, Достопримечательности, Фотография, Фотобродилки, Кот

Городку 800 лет. Первое упоминание в 1222 году. История.

На сорок тысяч населения шесть костёлов. А мы, сначала пошли в парк. Почему-то.

Наверное, потому что осень. Красиво. Желтеющие деревья. Тишина. Парк большой, ухоженный. Много лавочек. Дорожки, урны.

Детские площадки в окружении деревьев. Смотрятся здорово.

А это школа. Выходит прямо в парк. Здорово, наверное, учиться в такой школе.

Парк узкий, но длинный. Есть очень старые деревья. Чуть дальше, и с другой стороны точно также прямо в парк выходят некоторые дома. Продолжает удивлять отсутствие лавочек перед подъездами, в Польше это как-то не принято. Двери в подъездах все с домофонами. Но сами двери - стеклянные.

Небольшая площадка, для празднования свадеб, наверное. На ограде висят замочки с именами.

Ещё дальше по парку - площадка для выгула собак. Калитка закрыта, но не заперта. На заборе объявление. «открылась новая площадка на улице Конституции». Здорово, что даже в таких маленьких городках думают о собакосодержащих людях.

(Жена смеётся. Говорит нет такого слова. Ну и ладно.)

Кстати, за три года в Польше, ни мы, ни наши друзья, ни когда не видели бродячих собак.

А уличных котов - очень редко. И только мы об этом поговорили…

Появился Он. Наглый. Самоуверенный. Но с ошейником. Кот. Даже не так. Котяра. Для начала он по-хозяйски шуганул голубей. Которые долго убегали от него, но потом поняв, что не отвяжется – лениво улетели.

Потом он пошёл к пруду с уткам. Шуганул и их. На «кис-кис» не отреагировал, фотографироваться не захотел, на людей ноль внимания. Лениво пошел дальше.

По своим важным делам.

Мы тоже вышли из парка и пошли по улицам. Провинция как провинция. Как я уже говорил, Польше всё как у нас, но немного отличается.

Тихо, спокойно. Много деревьев. Старые дома. Чисто.

Справа небольшой супермаркет. И он закрыт. А почему? А потому что - воскресенье. А в воскресенье в Польше всё закрыто. Ну, почти всё. Работают только магазины сети «Жабка», и в крупных городах некоторые супермаркеты. Идём дальше.

На соседней улице мы и нашли «Жабку», и взяли кофе.

На одной из улиц нашёлся туалет. Бесплатный. Несмотря на то, что на входе никто не сидит – внутри - кабинки, умывальники, зеркало, чисто и нет запаха. Туалетной бумаги, правда, тоже нет. Провинция…

А это мы добрели до исторической части города.

Пешеходные улицы.

Центральная площадь. Главная приманка для туристов.

На площади полно магазинов. Продовольственный, книжный, цветочный, ювелирный… Закрыто всё! Даже магазин сувениров. Воскресенье. Работает только гриль паб.

А это Городской Дом Культуры. Открыт.

За углом нашёлся местный Ужонд. В Польше это что-то типа городской администрации. Или мэрии. А тут… в таком небольшом здании.

И с одной стороны парикмахерская, а с другой гриль паб. Так мило. Провинция…

На одной из улиц такой памятник. Озадачил. Подошли по ближе.

На табличке подпись.

«Секреты Девушек». А-а-а… Так вот они какие... Секреты... Ну теперь всё понятно…

На улицах людей почти нет.

За углом нашлась кафешка. Работает! Ура! Кофе - наше всё!

И  тихонько напевая старую песню "Кофе мой друуууууг, музыка, мой драаааг..." пошли дальше.

На одной из улиц увидели такую подворотню. Решили зайти.

Не пожалели. Вот такой дворик. Волшебно.

Идём дальше.

Внезапно из-за угла показался костёл.

Не так, конечно, как в рассказах О.Генри «маленькая церковь за углом».

А огромный костёл. Точнее - Базилика Святого Адальберта. Построена в 1861 году.

Подошли поближе. Стоянка забита машинами. Внутри шло богослужение. Полно народу. Даже на входе стояли люди. Чуть дальше волонтёры.

Опустив несколько монет им в коробочку для пожертвований, мы получили по небольшой наклейке с изображением Папы Иоанна Павла Второго.

Кстати, очень уважаемый человек в Польше. Везде продаются плакаты, брошюры, открытки с его портретом. Есть и монеты с ним, и даже купюра в 0 евро. В конце года, когда продаются календари, каждый третий с ним. Почти в каждом доме у поляков, где мы были, - есть его фото.

А у первой нашей квартирной хозяйки, бабули, пани Терезы, его портреты были не только в каждой комнате, но и на кухне.

Вообще, в этом городке есть ещё много чего. И музей средневековых подвалов, и Аква Парк, и одних костёлов шесть штук (мы видели - два), и ботанический сад, и футбольная команда, и Стендап клуб, и несколько отелей включая трёхзвёздочный. Есть и что посмотреть и где пожить. Но, нам нравится просто бродить, куда глаза глядят.

И глазеть по сторонам.

Достаточно свернуть на любую улочку как увидишь что-то интересное.

Как говорил Джон Малкович в одном старом и странном фильме,

«мы не туристы, мы путешественники».

Октябрь 2021.

Продолжение следует...

Предыдущий пост: Рабочий Посёлок 1920х годов, сохранившийся до наших дней

Читая Гоголя. Про пуговицы

Перечитываю Гоголя. В который раз. И улыбнулся фрагменту из «Вий».

«- А что, дядько, - сказал молодой овчар с пуговицами, - можно ли узнать по каким-нибудь приметам ведьму?

- Нельзя, - отвечал Дорош. - Никак не узнаешь; хоть все псалтыри перечитай, то не узнаешь.

- Можно, можно, Дорош. Не говори этого, - произнес прежний утешитель. - Уже бог недаром дал всякому особый обычай. Люди, знающие науку, говорят, что у ведьмы есть маленький хвостик.

- Когда стара баба, то и ведьма, - сказал хладнокровно седой козак.»

И перед этим тоже.

«- Правда ли, - сказал один молодой овчар, который насадил на свою кожаную перевязь для люльки столько пуговиц и медных блях, что был похож на лавку мелкой торговки, - правда ли, что панночка, не тем будь помянута, зналась с нечистым?»

А потом я подумал, а почему овчар с пуговицами? Что это за описание персонажа? При чём тут пуговицы? В примечаниях в книге нет ничего.

Полез в инет. И обнаружил две интересные вещи.

Во-первых. Есть целые работы на эту тему. Например, «Роль пуговицы в творчестве Гоголя и Достоевского». Или диссертация «Вещный мир в творчестве Н.В. Гоголя. Анализ деталей одежды персонажей.» Я не шучу. Литературоведы всерьёз изучают эту тему.

А во-вторых, в те времена, пуговица была не только застёжкой на одежде, а это был специальный аксессуар, магический талисман, оберег, назначение которого отпугивать нечистую силу.

Приведу пару цитат.

«Раньше у пуговиц было и магическое значение: отпугивать злые, враждебные человеку силы. Для этой цели в них помещали кусочек металла или круглый камешек, который при движении издавал приглушенный звук, похожий на звон бубенца. Способность издавать этот звук и превращала пуговицы в обереги.»

«Пуговица в русском языке имеет тот же корень, что и слова пугать, пугало, пугач. Некоторые российские исследователи считают, что это совпадение связано как раз с тем, что пуговица долгое время служила защитой от злых сил.»

И ещё.

« …у западных народов основными функциями пуговицы всегда были утилитарная и декоративная, в то время как у славян на первое место ставилась функция оберега.»

Таким образом, когда Гоголь описывая молодого овчара, упоминает о пуговицах, это значит, что овчар верит в нечистую силу и боится её. И то, что именно он задаёт такой вопрос, придаёт дополнительный смысловой и эмоциональный оттенок этому эпизоду. И читатель времён Гоголя всё это понимал.

Современному же читателю это всё уже не доступно. Увы.

И напоследок. Тот, кто считает, что всё понял про Гоголя ещё в школе…, советую перечитать. Умел писать Николай Васильевич.