Разбираем труды З. Фрейда: "Толкование сновидений". Часть седьмая

Разбираем труды З. Фрейда: "Толкование сновидений". Часть седьмая Психология, Эзотерика, Психотерапия, Толкование снов, Сон, Психоанализ, Фрейд, Необычные сны, Мозг, Разбор книги, Обзор книг, Рецензия, Психолог, Что почитать?, Книги, Посоветуйте книгу, Длиннопост

В этой части разбора "Толкования сновидений" мы продолжим знакомство с шестой главой книги. Переходим к изложению учета изобразительных возможностей. Данная часть предшествует переходу к символизму в сновидениях, а также к другим видам типичных сновидений.

Первый вопрос, которым задается З. Фрейд звучит так: какое изменение производится на материале сновидения ради образования сновидения (в целом)? Как мы уже поняли из предыдущих частей работы, материал сновидения подвергается сжатию и смещению, что позволяет создавать переоценку материала. Смещение служит сгущению: из двух элементов получается нечто среднее. Но есть и иной вид смещения. Он проявляется в замене словесного выражения данной мысли. В этом случае одно словесное выражение заменяется другим.

Цель смещения состоит в том, что незначимое и абстрактное становится значимым и конкретным. Тут все просто: конкретное может быть доступно для изображения в сновидении в отличии от абстракции. При этом получается обходить цензуру.

Фрейд заключает, что вся сфера остроумия становится доступна для работы сновидения: иногда сновидение находит такое словосочетание, которое является двусмысленным - в этом сочетании слов заключены несколько мыслей сновидения.

Смещение также благоприятно сказывается на искажении в сновидении. Если конкретное выражение заменяется двусмысленным, то этот ход может ввести толкователя в заблуждение.

Фрейд отмечает, что при толковании каждого элемента сновидения возникают сомнения в следующих вопросах: стоит воспринимать элемент в негативном или позитивном ключе; стоит ли его толковать как воспоминание (исторически); стоит ли его толковать буквально; стоит ли его толковать символически.

Фрейд сравнивает толкование сновидений с толкований иероглифов древних народов, причем отмечает, что толкователь снов испытывает куда больше трудностей.

Стоит отметить, что толкование сновидений по методу Фрейда (когда речь идет о толковании мыслей сновидения через наглядный пример в материале сна) отличается от толкования сновидения через символику: в первом случае ключ к символической интерпретации общеизвестен - он подразумевает знание устойчивых выражений, во втором же случае ключ к интерпретации символов выбирается толкователем произвольно.

Стоит выделить еще один момент: при толковании сновидения приоритетной является та мысль, которая имеет побочную связь со зрительно изображенным материалом.

В тексте приводится описание эксперимента, проводимого Гербертом Зильберером: когда он в состоянии сонливости пытался размышлять какую-либо мысль, то она ускользала, а вместо нее возникал образ, в котором можно было найти "содержание" той мысли, которая подверглась обдумыванию.  Зильберер называет  эту замену "аутосимволической", но Фрейд подмечает, что автор делает это не совсем обосновано.

Фрейд постулирует, что лишь небольшая часть материй имеет универсальную символику, которая основывается на общеизвестных намеках и замене слов. Обычно подобная символика идентична той, что находит свое выражение в неврозах, обычаях и фольклоре.

Собственное тело занимает фантазии не только сновидения, но еще и характерно для фантазий невротиков, как отмечает З. Фрейд. Символизация тела не всегда использует в качестве символа дом. Как при неврозах так и в сновидениях. Фрейд ссылается на свой опыт анализа и приводит в пример пациентов, которые обладали архитектонической символикой гениталий и тела. Так водопровод - это мочевые органы, колонны - ноги, ворота (любые) - отверстия в теле. Также охотно сексуальные образы скрываются, например, за "растениями" и "кухней". В случае с растениями большую роль играют устойчивые выражения и остатки фантазий о подобных сравнениях, корнями уходящие в древние времена. Для сексуальной символики в принципе свойственно "прятаться" за чем-то повседневным и обыкновенным. Невроз, как отмечает Фрейд, очень схож с образом мышления, характерным для древних людей. Остатки этого мышления сохранились в обычаях и суевериях.

Эту часть шестой главы З. Фрейд завершает некоторым подведением итогов: работа сновидения не включает какую-то особую деятельность психики по образованию специфичной символизации, сон, если и использует символы, вбирает в себя лишь те, что уже содержались в бессознательном мышлении. Символы во многом удовлетворяют требования для образования сновидения благодаря тому, что свободны от цензуры и являются образными.

Список литературы

1. Фрейд, З. Толкование сновидений.

Книжная лига

22.5K постов78.5K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Мы не тоталитаристы, здесь всегда рады новым людям и обсуждениям, где соблюдаются нормы приличия и взаимоуважения.


ВАЖНЫЕ ПРАВИЛА

При создании поста обязательно ставьте следующие теги:


«Ищу книгу» — если хотите найти информацию об интересующей вас книге. Если вы нашли желаемую книгу, пропишите в названии поста [Найдено], а в самом посте укажите ссылку на комментарий с ответом или укажите название книги. Это будет полезно и интересно тем, кого также заинтересовала книга;


«Посоветуйте книгу» — пикабушники с удовольствием порекомендуют вам отличные произведения известных и не очень писателей;


«Самиздат» — на ваш страх и риск можете выложить свою книгу или рассказ, но не пробы пера, а законченные произведения. Для конкретной критики советуем лучше публиковаться в тематическом сообществе «Авторские истории».


Частое несоблюдение правил может в завлечь вас в игнор-лист сообщества, будьте осторожны.


ВНИМАНИЕ. Раздача и публикация ссылок на скачивание книг запрещены по требованию Роскомнадзора.