Ответ на пост «Почему фехтование в кино далеко от реального?»

Ответ на пост «Почему фехтование в кино далеко от реального?» Средневековье, История, Рыцари, Фильмы, Оружие, Научпоп, Видео, YouTube, Длиннопост, Числа, Фехтование, Ответ на пост

То же самое верно для римских гладиаторов.


Современные люди, измученные правилами безопасности в спорте (футболиста толкнули локтем, и он уже в корчах падает, призывает священника и нотариуса), склонны воображать ужасы про гладиаторские бои - дескать, вышло двое, один проиграл, зрители такие "палец вниз", и побежденного хладнокровно добивают под овации цирка.


Такое действительно случалось, но в основном на арене гибли приговоренные преступники (их мочили в первой половине дня, перед гладиаторами) и третьесортные гладиаторы, набираемые из дешевых (по случаю военной победы) рабов для массовки - их наскоро обучали и кидали погибать на торжествах в честь той же победы.  Кроме того, между уголовниками и гладиаторами нередко выступали на разогреве потешные бойцы, вооруженные палками и кнутами.


Гладиаторские бои были в первую очередь шоу, где у самых артистичных бойцов собирались целые фанклубы, и бабло платилось до того щедро, что многие отслужившие свое и получившие рудис (деревянный меч, символ освобождения) гладиаторы не желали оставлять такое интересное занятие, ухитряясь получать рудис по два-три раза за карьеру.

Известных публике гладиаторов обычно миловали при поражении - зрители тоже были не дураки и понимали, что пустят сейчас в расход Халка Хогана Бородатого Фракийца, и все, его больше не будет, даже в записи не посмотреть бои с ним.


По этим же соображениям гладиаторов учили сценическому фехтованию и вооружали специфическим оружием - в основном короткими рубящими мечами, короткими копьями и трезубцами, которым легко было наносить эффектные, но не слишком опасные кровоточащие раны (кровотечение опасно не столько общим количеством вытекшей крови, сколько резким падением кровяного давления), и трудно было нанести смертельный удар сохраняющему боеспособность противнику.


Для иллюстрации - знаменитый секутор (тяжелый гладиатор с мечом и щитом) Фламма провел тридцать четыре боя, выиграв из них двадцать один, девять сведя вничью (внезапно, это не было редкостью) и четыре проиграв. Судя по тону источников, такой низкий процент поражений был необычен - это значит, что гладиатор мог до 30% боев проигрывать, особенно не парясь насчет сохранности своей жизни.

Примечательно, что за три десятка боев Фламма четыре раза получил освобождение, но воспользоваться ни одним не захотел. Можно сделать вывод, что гладиатор, успешно проведший семь-восемь схваток, мог спокойно собирать манатки и идти куда хочет.


Только куда и зачем? Тут жратва, бухло, шлюхи, бабло. Фанаты с трибун вопят, твое имя на стенках пишут, от патрициев кошели с сестерциями регулярно передают, чтобы на арене проорать их предвыборные лозунги, круто! И все это бросить, чтобы что? Стать вольноотпущенником и открыть попину, до старости возиться с пьяницами и ворами, жениться на бывшей шлюхе?


Нееет, лучше сценическое фехтование.

Ответ на пост «Почему фехтование в кино далеко от реального?» Средневековье, История, Рыцари, Фильмы, Оружие, Научпоп, Видео, YouTube, Длиннопост, Числа, Фехтование, Ответ на пост

Лига историков

13.9K постов50.9K подписчик

Добавить пост

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
302
Автор поста оценил этот комментарий

Так все толково описано, как будто сам в Древнем Риме побывал.

И чего тогда Спартаку в гладиаторах не сиделось? ))

раскрыть ветку (71)
106
Автор поста оценил этот комментарий

Потому что тут есть два момента.

Провести десятки боёв это удел умелых или популярных бойцов.

Так же как в любом шоу бизнесе. Есть звезды. А есть те кого зарежут в первых боях. Из тысяч гладиаторов таких успехов достигали десятки. Большинство гибло в течение пары лет.

Так что с одной стороны не правы те кто говорят что быть гладиатором лафа.

А с другой неправы те кто думают что гладиатор не мог добиться успеха большего чем свободный.

Да и драться на потеху публике и часто насмерть это такое себе.

раскрыть ветку (26)
71
Автор поста оценил этот комментарий
- Видал, как вчера Прокиус Аркона завалил?! Клёво было да?
- Не, не видел. В провинцию по делам мотался...
-Блин, брат! много потерял...
- Ага... жалко. Слушай! А есть запись? Охота посмотреть!
- Какая запись, братан! До эпохи интернета ещё хер его знает, сколько лет! Но мы Прокиуса вчера помиловали. Он сегодня в Колизее выступает, там ещё пишут, что львы будут! Айда сегодня, позырим?!!!
- Ну, айда чо!...😁))
раскрыть ветку (13)
46
Автор поста оценил этот комментарий
Не, ну интернета понятно нет. Но на видеокассету записать можно же было такой бой!
раскрыть ветку (6)
24
Автор поста оценил этот комментарий

Ну там были ньюансы типа фресок и плакатов.

Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку (4)
6
Автор поста оценил этот комментарий

Астациус на первой пикче сам себе в затылок нож загнал, это  норм вообще?)

раскрыть ветку (1)
4
Автор поста оценил этот комментарий
Мозг зачесался - вот и почесал!
Автор поста оценил этот комментарий

Ух ты, Иакулятор, как мне ник поменять?

Автор поста оценил этот комментарий
Ой! А чё там с первым чуваком делают?!... не по понятиям, или за дело, так? Чо!?...
...А! Я просто с телефона сижу. не приблизил, не просёк чего там...Ссорри!
12
Автор поста оценил этот комментарий
тупанул пацан, да!...
11
Автор поста оценил этот комментарий

Блин, а прикиньте бизнес у условных скоморохов. Отправляете одного в Колизей, он смотрит бои, если бой особо зрелищный, потом повторяете его на площадях фанатам которые пропустили. Или там, заболел какой патриций, дома с температурой лежит, не хочет в Колизей переться, вызывает таких скоморохов домой, и они ему всё разыгрывают по ролям))

раскрыть ветку (4)
5
Автор поста оценил этот комментарий
Заучит как стартап. Жаль с тысячелетием опоздал))
раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий
Двумя
Автор поста оценил этот комментарий
...всё заебись! Вы придумали рассылки по СМС и уведомления...вот это хочу посмотреть, а вот это - сразу нахер!... Да! и пиццу мне, которая "четыре сыра", плиз!...
... ох, жизнь моя, охуенная!...))
раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Не четыре сыра, а кваттро формажжи, мамма мия, слава Риму!

1
Автор поста оценил этот комментарий

А почему Прокиуса понадобилось помиловать, если он и так победитель?

22
Автор поста оценил этот комментарий

Ну как в современных боксах и мма

Бойцов овердохуя, но всем известных и всеми обожаемых - по пальцам двух рук пересчитать в одной весовой категории.

А остальных никто не знает и всем на них похуй, хотя неподготовленного человека они вынесут на раз

раскрыть ветку (11)
7
Автор поста оценил этот комментарий

Убери из "современных боксов и мма" телетрансляции и видеозаписи - и - опа! - у тебя появляются местные звездульки, которых знают только "в Мытищах", но этого вполне достаточно и для бойцов, и для зрителей. Не все, знаешь ли, могут сгонять на выходных в столицу и отсмотреть бои лучших из лучших.

раскрыть ветку (5)
Автор поста оценил этот комментарий

Вы думаете там в каждой деревне колизей был?

Да и что это меняет по сути? Получаем ту же пирамиду на вершине которой местная звезда и десятки её безвестных жертв.

раскрыть ветку (4)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Колизей не колизей, но всякие праздничные даты (государственные и религиозные), когда местный правитель был обязан обеспечить зрелище точно были. Убивать "десятки безвестных жертв" на уровне провинциального городка - непростительная трата ценного ресурса.

раскрыть ветку (3)
Автор поста оценил этот комментарий

Десятки жертв естественно не за один раз. Насчёт ценного ресурса это спорный момент. Рим в рабах никогда недостатка не испытывал.

Бои изначально имели ритуальный характер. Их устраивали на похоронах и оплачивали их родственники умершего. Не думаю что у них было на выбор в прайслисте: 1. "Спектакль" с убийством.

2. "Спектакль" без убийства.

Да и дрались там не профи, а осуждённые на смерть.

И после когда игры стали зрелищем не связанным с ритуалами, ведь их не организаторы гладиаторских школ оплачивали и организовывали? Какое дело клиенту до ресурсов главы гладиаторской школы, если он уже оплатил зрелище? Ему важно, чтобы всё прошло на высшем уровне и платит он не за танцы, а за экшн.

раскрыть ветку (2)
4
Автор поста оценил этот комментарий

К концу второго - началу третьего века Рим испытывал такой недостаток в рабах, что к ним вынужденно улучшилось отношение, появились "рабы с хижинами", и даже слово servus начало менять смысл в сторону "слуги".


Просто потому, что прекратились завоевания, бывшие основным источником рабов.

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Естественно надо уточнять период, но мы же говорим про Древний Рим в общем на протяжение всей его истории. А в целом на протяжении своей истории Рим постоянно вёл захватнические войны и для него было характерно наличие большого количества рабов.

4
Автор поста оценил этот комментарий

По модели к гладиаторам ближе PvP игры: игроков масса, только вот "нагибаторов" небольшой процент, а остальные массовка и корм для этих "нагибаторов".

раскрыть ветку (4)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Только нормальных хардкорных ПвП игр увы уже не осталось, одни корейские мобильные ПвЕ гриндилки, спрос и предложение формируемое казуальной аудиторией увы)

раскрыть ветку (3)
1
Автор поста оценил этот комментарий

ВоВ аренка 2*2

1
Автор поста оценил этот комментарий
квейк же
1
Автор поста оценил этот комментарий

Потому что хардкорных геймеров старой школы мало. А молодняк только ноет как их танчик арта убила, плак-плак...

58
Автор поста оценил этот комментарий
И чего тогда Спартаку в гладиаторах не сиделось? ))
Вариантов множество, истины мы, как обычно не узнаем. Может при "захвате" убили близких и он затаил месть лютую. Может понял/рассказали, что его хотят пустить на убой (ну т.е. не делать из него мега звИзду, а корм для этой звезды), может просто человек был упертый и не мог терпеть над собой давления. Судя по тому, что такое восстание (именно масштабное) известно одно, да были мелкие (рабы постоянно восставали на тех же латифундиях допустим), то большую часть остальных все устраивало.


Это как в "местах не столь отдаленных" сейчас (сравнение грубое конечно). Есть контингент, который всячески недоволен тем, что оказался там,  а есть те, кто целенаправленно туда заезжают, ибо уже не представляют свою жизнь вне этих стен.

раскрыть ветку (3)
32
Автор поста оценил этот комментарий

Согласно одной из гипотез - Спартак был не италийцем, но состоял в армии, откуда за прегрешения попал в рабы, уж больно хорошо он был знаком с устройством легионов.

раскрыть ветку (2)
12
Автор поста оценил этот комментарий

Хз. В книжке Джованьолли он был захвачен в бою и стал ауксиларием, дослужился до декана. Потом дважды дезертировал. Первый раз разжаловали в рядовые, второй раз уже в гладиаторы отправили. Историей вопроса сам не занимался, да и книжка больше похожа на художественную, чем на документальную. Но всё же...

раскрыть ветку (1)
17
Автор поста оценил этот комментарий

Она полностью художественная. Возможно сериал Спартак ближе к истине, нежели книга

195
Автор поста оценил этот комментарий
Потому что он раб. Предназначение которого было погибнуть в первом бою на арене.
ещё комментарии
29
Автор поста оценил этот комментарий

Ладно Спартак, но с ним бежали ещё 78 гладиаторов.  Похоже не всё так радужно было в их цехе.

Но это происходило еще в период республики, а Фламма, о котором пишет автор звездил при Адриане, т. е. через полтора века. Это, как сравнивать современный шоу бизнес со временами Александра II.

5
Автор поста оценил этот комментарий

лично Спартаку - точно никто не узнает. разве что найти его разрубленный на куски скелет и пригласить некроманта.

Но нехилым катализатором начала восстания первого костяка из гладиаторов было то, что они узнали о том, что их собираются массово "пожертвовать богам" на грядущих крупных играх.

16
Автор поста оценил этот комментарий

Это цитата из видео Клима Жукова про гладиаторов

Предпросмотр
YouTube31:29
2
Автор поста оценил этот комментарий

Достаточно одного начальника, который именно в тот период щемил гладиаторов, чтобы они восстали. Или вдруг узнать о планах, что их решили на ближайшем празднике принести в жертву (например, выпустить на них львов, а они без оружия). При том в остальное время могло быть всё проще и спокойнее.

1
Автор поста оценил этот комментарий

До сих пор даже не известно - кто он был по жизни...

1
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Он был пацифистом

Автор поста оценил этот комментарий
Политика. Восстания были всегда и везде, достаточно чуть лишить народ свободы какой либо, вот например чего (Северная если не ошибаюсь) Ирландия так давно метит выйти из состава Великобритании? А вроде ведь и не гладиаторы
1
Автор поста оценил этот комментарий

Агент запада

ещё комментарии
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку