Matra Bonnet Djet V S: нелюбимый автомобиль Гагарина

Несмотря на строгий жизненный уклад, бомонд в Советском Союзе по уровню обеспеченности и различных свобод не слишком отличался от западной богемы. Это значит, что различных благ у них было не в пример больше, чем у рядовых граждан. Взять, к примеру, Юрия Гагарина, который, совершив первый полет в космос, стал знаковой фигурой не только в СССР, но и во всем мире. Советское руководство осыпало Гагарина дорогими подарками, среди которых были и автомобили. Впрочем, подобные презенты космонавт №1 привозил также из-за границы.

Matra Bonnet Djet V S: нелюбимый автомобиль Гагарина СССР, Юрий Гагарин, Космос, Космонавты, Автомобилисты, Авто, Полезное, Транспорт, Машина, Знаменитости, Водитель, Ретроавтомобиль, Эксклюзив, Подарки, Техника, Необычное, Коммунизм, Леонид Брежнев, Эпоха, Коллекционирование, Длиннопост

Почти как у Брежнева

Леонид Брежнев, занявший пост Генерального секретаря Коммунистической партии Советского Союза после Никиты Хрущева, помимо прочего, питал настоящую страсть к автомобилям. Его личный автопарк насчитывал десятки различных импортных моделей – лучших представителей европейской и американской школ автомобилестроения своего времени.

Matra Bonnet Djet V S: нелюбимый автомобиль Гагарина СССР, Юрий Гагарин, Космос, Космонавты, Автомобилисты, Авто, Полезное, Транспорт, Машина, Знаменитости, Водитель, Ретроавтомобиль, Эксклюзив, Подарки, Техника, Необычное, Коммунизм, Леонид Брежнев, Эпоха, Коллекционирование, Длиннопост

Помимо Брежнева, коллекционировать автомобили пытались многие советские знаменитости. Но самое впечатляющее их собрание, если говорить о частном лице, было у Юрия Гагарина. Причем из своего кармана он приобрел лишь самую первую машину – ГАЗ-12 «ЗИМ». Покупка эта была сделана задолго до выхода космонавта №1 на орбиту планеты Земля.

Matra Bonnet Djet V S: нелюбимый автомобиль Гагарина СССР, Юрий Гагарин, Космос, Космонавты, Автомобилисты, Авто, Полезное, Транспорт, Машина, Знаменитости, Водитель, Ретроавтомобиль, Эксклюзив, Подарки, Техника, Необычное, Коммунизм, Леонид Брежнев, Эпоха, Коллекционирование, Длиннопост

После совершенного подвига партийное руководство тут же презентовало Гагарину черный автомобиль ГАЗ-21 «Волга» со знаменитым номером «78-78 мод». Машина была из спецпартии, с более качественными материалами отделки салона и хромированными элементами экстерьера. По слухам, подарок достался Юрию Алексеевичу лично от Брежнева. Несколько позже у космонавта появился аналогичный автомобиль скромного бежевого оттенка. Понять, кому принадлежит эта «Волга», можно было лишь по характерному номерному знаку «12-04 юаг», в котором были заключены инициалы Гагарина и дата полета в космос.

Matra Bonnet Djet V S: нелюбимый автомобиль Гагарина СССР, Юрий Гагарин, Космос, Космонавты, Автомобилисты, Авто, Полезное, Транспорт, Машина, Знаменитости, Водитель, Ретроавтомобиль, Эксклюзив, Подарки, Техника, Необычное, Коммунизм, Леонид Брежнев, Эпоха, Коллекционирование, Длиннопост

Внедорожник ГАЗ-69 в буквальном смысле ждал возвращения Гагарина на Землю. Он стал первым автомобилем, подаренным космонавту, да еще с приставленным к нему личным водителем. На этой машине тот передвигался, пока не имел водительских «прав». Впрочем, данное упущение было быстро исправлено. А вот для публичных выездов Гагарину выделили роскошный лимузин ЗИЛ-111В серо-голубого цвета со складной крышей. Всего в Советском Союзе было собрано лишь 112 таких машин.

Заграничные гости

За те несколько лет, что Гагарину довелось быть Послом мира, он посетил с официальными визитами более трех десятков стран, и в каждой его встречал почетный эскорт.

Matra Bonnet Djet V S: нелюбимый автомобиль Гагарина СССР, Юрий Гагарин, Космос, Космонавты, Автомобилисты, Авто, Полезное, Транспорт, Машина, Знаменитости, Водитель, Ретроавтомобиль, Эксклюзив, Подарки, Техника, Необычное, Коммунизм, Леонид Брежнев, Эпоха, Коллекционирование, Длиннопост

За теми автомобилями, которыми космонавт №1 управлял лично, закреплялся статус «гагаринских», как, например, за кабриолетом Rolls-Royce Silver Cloud Drophead, номерной знак которого вскоре после поездки в Великобритании изменился на YG-1.

Matra Bonnet Djet V S: нелюбимый автомобиль Гагарина СССР, Юрий Гагарин, Космос, Космонавты, Автомобилисты, Авто, Полезное, Транспорт, Машина, Знаменитости, Водитель, Ретроавтомобиль, Эксклюзив, Подарки, Техника, Необычное, Коммунизм, Леонид Брежнев, Эпоха, Коллекционирование, Длиннопост

А в Париже Юрий Алексеевич ездил на спорткупе Citroёn DS19, якобы лично подаренном космонавту Шарлем де Голлем. Фотографии с той поездки сохранились, а вот судьба авто неизвестна, как и факт его дарения Гагарину французским президентом.

Matra Bonnet Djet V S: нелюбимый автомобиль Гагарина СССР, Юрий Гагарин, Космос, Космонавты, Автомобилисты, Авто, Полезное, Транспорт, Машина, Знаменитости, Водитель, Ретроавтомобиль, Эксклюзив, Подарки, Техника, Необычное, Коммунизм, Леонид Брежнев, Эпоха, Коллекционирование, Длиннопост

Однако исторически правдивым является другой факт: во время посещения авиасалона в Ле-Бурже в 1965 году Юрий Гагарин был потрясен спортивным автомобилем Matra Bonnet Djet V S coupé. Космонавт вертелся вокруг него более получаса и был очень рад, когда представители стенда Matra позволили ему сесть за руль этого купе и проехать по одной из дорожек комплекса.

Matra Bonnet Djet V S: нелюбимый автомобиль Гагарина СССР, Юрий Гагарин, Космос, Космонавты, Автомобилисты, Авто, Полезное, Транспорт, Машина, Знаменитости, Водитель, Ретроавтомобиль, Эксклюзив, Подарки, Техника, Необычное, Коммунизм, Леонид Брежнев, Эпоха, Коллекционирование, Длиннопост

Этот вроде бы невинный жест повлек скорые последствия: уже через месяц восторженные французы отправили Гагарину подарок через советское посольство – тот самый Bonnet Djet V S coupé. Впрочем, сделано это было не только из-за признательности Гагарину за первый шаг в освоении космоса. Так малоизвестный бренд пытался малой кровью «прокачать» свою репутацию…

Что такое Matra Bonnet Djet?

Бренд был зарегистрирован во Франции в далеком 1945 году в качестве производителя велосипедов. Позже подразделение Matra Hautes Technologies занялось выпуском телекоммуникационного и авиационного оборудования, а также систем вооружения, связанных с ним. А в 1964-м появилось еще одно отделение, Matra Automobiles, ориентированное на выпуск современных автомобилей.

Matra Bonnet Djet V S: нелюбимый автомобиль Гагарина СССР, Юрий Гагарин, Космос, Космонавты, Автомобилисты, Авто, Полезное, Транспорт, Машина, Знаменитости, Водитель, Ретроавтомобиль, Эксклюзив, Подарки, Техника, Необычное, Коммунизм, Леонид Брежнев, Эпоха, Коллекционирование, Длиннопост

Подобная автомобильная марка возникла во многом благодаря стечению обстоятельств: в упомянутом 1964 году Рене Бонне, инженер и сооснователь марки по выпуску спорткаров Deutsch et Bonnet, терпит полное разорение. Обстоятельства вынуждают его продать свое наследие со всеми наработками состоятельному бренду Matra.

Matra Bonnet Djet V S: нелюбимый автомобиль Гагарина СССР, Юрий Гагарин, Космос, Космонавты, Автомобилисты, Авто, Полезное, Транспорт, Машина, Знаменитости, Водитель, Ретроавтомобиль, Эксклюзив, Подарки, Техника, Необычное, Коммунизм, Леонид Брежнев, Эпоха, Коллекционирование, Длиннопост

Тот, в свою очередь, сразу планирует серию громких премьер с «заряженным» купе Bonnet Djet, имевшим аэродинамический и очень легкий (всего 615 кг) корпус из композитных материалов. При скромных размерах 3800 х 1400 х 1150 мм даже не самый производительный 1,1-литровый двигатель от Renault 8 Major мощностью 65 «лошадей» мог разгонять авто до 165 км/ч.

Matra Bonnet Djet V S: нелюбимый автомобиль Гагарина СССР, Юрий Гагарин, Космос, Космонавты, Автомобилисты, Авто, Полезное, Транспорт, Машина, Знаменитости, Водитель, Ретроавтомобиль, Эксклюзив, Подарки, Техника, Необычное, Коммунизм, Леонид Брежнев, Эпоха, Коллекционирование, Длиннопост

Djet в переводе с французского означает «реактивный». Любопытно, что первый автомобиль Matra с таким названием разгонялся за «сотни» за долгие 13,2 секунды. Впрочем, динамику модели французы быстро улучшили. По сути, Bonnet Djet стал первым в мире гражданским автомобилем с конструктивным расположением двигателя по центрально-задней схеме, то есть за водителем, но перед задним мостом. Ранее подобное применялось только в гонках.

Matra Bonnet Djet V S: нелюбимый автомобиль Гагарина СССР, Юрий Гагарин, Космос, Космонавты, Автомобилисты, Авто, Полезное, Транспорт, Машина, Знаменитости, Водитель, Ретроавтомобиль, Эксклюзив, Подарки, Техника, Необычное, Коммунизм, Леонид Брежнев, Эпоха, Коллекционирование, Длиннопост

При колесной базе 2400 мм Bonnet Djet получился очень маневренным. С учетом футуристичного дизайна он мог стать своего рода открытием для молодых пижонов, любящих скорость, но не желавших ради этого выбирать карьеру гонщика.

Matra Bonnet Djet V S: нелюбимый автомобиль Гагарина СССР, Юрий Гагарин, Космос, Космонавты, Автомобилисты, Авто, Полезное, Транспорт, Машина, Знаменитости, Водитель, Ретроавтомобиль, Эксклюзив, Подарки, Техника, Необычное, Коммунизм, Леонид Брежнев, Эпоха, Коллекционирование, Длиннопост

Так бы и случилось, если бы не слишком высокая стоимость 20 тысяч франков, что намного превышало ценовой диапазон спортивных авто начального уровня: Jaguar E-Type в тем времена стоил лишь втрое дороже. Любопытно, что аналогичный автомобиль самого Гагарина таможенная служба оценила лишь в 14.200 франков.

Matra Bonnet Djet V S: нелюбимый автомобиль Гагарина СССР, Юрий Гагарин, Космос, Космонавты, Автомобилисты, Авто, Полезное, Транспорт, Машина, Знаменитости, Водитель, Ретроавтомобиль, Эксклюзив, Подарки, Техника, Необычное, Коммунизм, Леонид Брежнев, Эпоха, Коллекционирование, Длиннопост

В общем, Bonnet Djet на французском рынке уже на старте продаж перешел в разряд экзотики. Зато карьера самого бренда Matra в мире профессионального автоспорта сложилась отлично. В 1968 году Джеки Стюарт на болиде MS80 добился чемпионского титула в Формуле-1, а в 1972-м команда Matra выиграла гонку «24 часа Ле-Мана». Но это уже другая история…

***

Что касается судьбы гагаринского Bonnet Djet, то она была не слишком богатой на события. Поначалу Юрий Алексеевич любил прокатиться на диковинной французской машине. Но каждый такой выезд сопровождался определенными сложностями: авто неизменно обступала толпа зевак, а после того как в нем замечали еще и легендарного космонавта, машине и вовсе не давали дороги.

Matra Bonnet Djet V S: нелюбимый автомобиль Гагарина СССР, Юрий Гагарин, Космос, Космонавты, Автомобилисты, Авто, Полезное, Транспорт, Машина, Знаменитости, Водитель, Ретроавтомобиль, Эксклюзив, Подарки, Техника, Необычное, Коммунизм, Леонид Брежнев, Эпоха, Коллекционирование, Длиннопост

Кроме того, в партийном руководстве не были довольны тем, что Гагарин предпочитает подарок капиталистов образцам советского автопрома, с таким теплом ему презентованным. Это Юрий Алексеевич прекрасно понимал и безо всяких сторонних намеков, поэтому вскоре вновь пересел за руль своей черной «Волги».

Matra Bonnet Djet V S: нелюбимый автомобиль Гагарина СССР, Юрий Гагарин, Космос, Космонавты, Автомобилисты, Авто, Полезное, Транспорт, Машина, Знаменитости, Водитель, Ретроавтомобиль, Эксклюзив, Подарки, Техника, Необычное, Коммунизм, Леонид Брежнев, Эпоха, Коллекционирование, Длиннопост

На купе Bonnet Djet Гагарин ездил лишь изредка, даже обмолвился в одном из многочисленных интервью, что чувствует себя в этой машине «чужим, не в своей тарелке». После трагической гибели Юрия Алексеевича в 1968 году французский автомобиль оставался в семье Гагариных вплоть до начала 1990-х, после чего был продан какому-то коллекционеру из Прибалтики.

Автомобильное сообщество

26.5K постов48.3K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

Добро пожаловать в автомобильное сообщество!

У нас запрещено:

-Публикация видео с тематикой ДТП, без описания и комментариев к нему.

-Нарушать правила сайта.

-Создавать посты несоответствующие тематике сообщества.

-Рекламировать что бы то ни было.

-Баяны не желательны (игнорирование баянометра карается флюгегехайменом).

-Заваривать ромашковый чай в костюме жирафа.

У нас разрешено:

-Создавать интересный контент.

-В сообществе разрешены авторские видео посты. Пост должен содержать, помимо самого видео, описание происходящего в нем. Авторским, будет так же считаться посты от имени ютуб каналов.
-в сообществе разрешены не авторские видео посты, только с описанием происходящего на видео.

-Участвовать в жизни сообщества.

-Предлагать темы для постов.

-Вызывать администратора или модераторов сообщества при необходимости.

-Высказывать идеи по улучшению Автомобильного сообщества.

-Изображать коняшку при комментировании.