Книжная лига

Как убивали русскую литературу. Рассказывает журнал «Лучик»1

Несколько лет назад американский журнал Foreign Policy опубликовал статью под обидным названием «Русская литература мертва?». Краткое содержание: русские писатели измельчали. Последние их гениальные книжки – это «Доктор Живаго» и «Архипелаг ГУЛАГ» (так в статье), с тех пор ничего интересного не было. Раньше американцы находили в русской литературе большие идеи и откровения, жизненные модели и жизненную философию, от писателей ждали, что их произведения будут более глубокими, чем жизнь простого смертного, а сегодня, увы, ничего этого нет.

Как убивали русскую литературу. Рассказывает журнал «Лучик» Литература, Русская литература, Писатели, Что почитать?, История России, Образование, Культура, Длиннопост

Поскольку в главном американский журнал, как ни печально, прав, давайте вспомним, отчего и как такая беда случилась.

* * *

Однажды мне попалась на глаза любопытная публикация, в которой со ссылкой на некоего пленного офицера Вермахта – аналитика, занимавшегося изучением загадочной русской души, рассказывалось, что русская литература якобы являлась для немцев источником сведений о состоянии боевого духа предполагаемого противника. (Гипотеза чересчур прекрасная, чтобы быть правдоподобной, хотя от романтичных немцев с их Аненербе всего можно ожидать.)

Так вот, этот немец якобы жаловался: вы понаписали романов о чудаках и нытиках, о всяких идиотах и «лишних людях», и поэтому мы, доверчивые господа немецкие офицеры, считали, что вы слабаки. Но вы нас обманывали. Вы специально не писали о титанических стройках, о штурме и натиске пятилеток, о небывалых жертвах, на которые готов идти ваш народ, – вы нас обманывали.

Ну что тут скажешь. Ах, обмануть того не сложно, кто сам обманываться рад. Всё мы вам писали: и «Железный поток» Серафимовича, и «Как закалялась сталь» Николая Островского, и «Мужество» Веры Кетлинской, и «Время, вперёд!» Валентина Катаева – бери изучай. Нет же, они в Достоевском и Толстом рылись. Не там, где лежит, а там, где лампочка светит.

В общем, история эта, думается, выдумана, но хвостик правды из неё торчит. Потянем за хвостик.

Западу настолько интересна русская литература, насколько интересна Россия, а Россия интересна ему в одном смысле: как с ней совладать. Это значит, что как только Россия перестаёт быть сильной (и, стало быть, угрожающей), интерес к русской литературе пропорционально падает. Всплеск интереса к русской культуре на рубеже 80-90-х годов объяснялся любопытством: точно ли русский медведь ослаб? А может, ему помочь?

Помощь была нужна. И Джордж Сорос учредил в 1988 году фонд «Культурная инициатива», преобразованный затем в институт «Открытое общество». Одной из его задач была «поддержка толстых литературных журналов». Об успешности этой программы можно судить по следующему показателю: в конце восьмидесятых, когда фонд начал свою филантропическую деятельность, средний тираж основных толстых литературных журналов штурмовал отметку в миллион экземпляров. В середине девяностых, когда Сорос умыл руки, передав заботу об «Открытом обществе» Ходорковскому, средний тираж цеплялся за пять тысяч экземпляров.

Как убивали русскую литературу. Рассказывает журнал «Лучик» Литература, Русская литература, Писатели, Что почитать?, История России, Образование, Культура, Длиннопост

"Спаситель русской литературы" Джордж Сорос (он же Дьёрдь Шварц)

(Забегая вперёд: сейчас часть журналов вообще закрылась, а те, что остались, выходят тиражами и того меньше: от двух тысяч до до нескольких сотен штук.)

Понятно, что тиражи  всё равно бы рухнули из-за снижения уровня жизни и, скажем так, перераспределения общественных интересов. Однако филантропами был использован следующий приём: поддержкой пользовались те журналы, которые придерживались строго либеральной позиции, прочие получали шиш. И что же?

У либеральных журналов тираж, как уже говорилось, упал до пяти тысяч и ниже (несмотря на поддержку), а у сидящего на бобах патриотического «Нашего современника» (без поддержки) он составлял девять тысяч, почти вдвое больше! О чём это говорит?

О том, что задачей было не столько «дать журналам выжить», сколько втоптать их в либеральное лакейство. Хочешь гранток – играй музыку, которая нравится заказчику, а не хочешь – крутись как хочешь. Конечно, гранток надёжнее.

В начале девяностых англичане запустили у нас франшизу литературной премии «Букер». Столичная литературная интеллигенция на этот «Букер» только что не молилась, ведь там были фуршеты! С тех пор литературный процесс в России так и держится на двух китах: премия и фуршет. Фуршет и премия. Премиями определяется общественная значимость литературных произведений, а общественная значимость самих премий измеряется их денежным выражением и классом кормёжки.

Как убивали русскую литературу. Рассказывает журнал «Лучик» Литература, Русская литература, Писатели, Что почитать?, История России, Образование, Культура, Длиннопост

Как только стало ясно, что мы восприняли преподанный урок и сами справляемся с втаптыванием своей литературы в «европейский стандарт», заграничный дядюшка и сам ушёл, и сундучок унёс. Ни поддержки, ни интереса. «Русская литература умерла», ах, какая неприятность…

Она не умерла, её вбомбили в каменный век. Мы имеем такую литературу, которую нам дозволяют иметь либеральные литературные функционеры. В качестве цензурного инструмента используются «механизмы рынка». Работая в крупном издательстве, я наблюдал, как это происходит. Очень просто: приносите вы книжку с «подозрительным содержанием» в отдел маркетинга. Там чешут репу и этак простодушно спрашивают:

– Хм, а на что это похоже? На «Духless» или на Дарью Донцову?

– Ни на что не похоже! – яритесь вы. – Это бомба, такого сто лет не было!

– Хех, — снисходительно смеются в маркетинговом отделе, – нового Толстого открыл? Слушай сюда, мальчик. У нас частное коммерческое издательство, если ты не знал. В него Соломон Пантелеич личные деньги вкладывает (слава Соломон Пантелеичу). Поэтому ты давай неси то, что продаётся, или то, что похоже на то, что продаётся! Мы хорошим предложениям всегда открыты.

Там, где «механизмы рынка» по каким-либо причинам не действуют, применяется прямая цензура. Впоминается в связи с этим забавный анекдот. Один мой приятель, литературный критик, написал для толстого литературного журнала (из тех, что поддерживались Соросом) статью, в которой, среди прочего, был абзац о разумности литературной цензуры. Статья вышла, а абзаца-то в ней и нет… «Знаешь что, — сказали ему в редакции. — У нас демократическое издание, мы против цензуры. А потому этот абзац выкинули!» Чик-чик.

Писатели «нежелательного» направления были отлучены от актуального литературного процесса. А литературный процесс – это и редактура (работа с дельным редактором — иногда залог половины качества), и профессиональное обсуждение, задающее писателю ориентиры развития и стимул к работе. И материальная база!.. Вот пример: хотел я издать книжку великолепного псковского писателя К***, уговорил издателя, тот говорит: ладно, давай, но только быстро… Звоню в Псков: скорее присылайте тексты! Диктую электронный адрес… А он переспрашивает: какая-какая улица? Оказывается, у человека нет компьютера. Он печатает рассказы на пишмашинке. В 2014 году.

Как убивали русскую литературу. Рассказывает журнал «Лучик» Литература, Русская литература, Писатели, Что почитать?, История России, Образование, Культура, Длиннопост

Замечательные книги того самого "писателя К***" – искренне советую! Если повезёт найти...

Смех смехом, но когда писатель находится в изоляции, он неизбежно деградирует. Тот же К***, изредка издаваемый меценатами крошечными тиражами, собирает свои сборники сам, и у меня душа обливается кровью, когда я вижу, насколько неправильно он это делает. А столичный редактор или премиальный «ридер» тычет злорадно пальцем в какую-нибудь несуразность и хохочет: «И вот это вот ваша „русская литература“? Ха-ха!..»

Изредка сквозь эшелонированную либеральную оборону по недоразумению либо по недосмотру просачивается что-нибудь неположенное, и тогда случается «скандал». Но за двадцать лет таких «скандалов» было, кажется, всего четыре. Дайте вспомнить.

1. Алексей Варламов с повестью «Рождение» (1995 год, премия «Антибукер»). Человек всего-то написал, что его героя рождение ребёнка заботит гораздо больше, чем призыв Гайдара к интеллигенции в 1993 году выходить на площадь и «давить гадину». Ох, как же его за это мочили… (Воспитали на всю жизнь.)

2. Александр Проханов с кислотным романом «Господин Гексоген»(2002 год, премия «Национальный бестселлер»). Но перед этим его же куда более острые и литературно-удачные романы «Красно-коричневый»и «Идущие в ночи» были успешно замолчаны, а это был совсем другой Проханов, и при нормальном литпроцессе, где именно эти романы (а не постмодернистский «Гексоген») были бы оценены по достоинству, мы бы получили другого писателя.

3. Михаил Елизаров с патриотической сорокинщиной «Библиотекарь»(2007 год, премия «Русский Букер»).

4. Пытающаяся объяснить (а значит, понять? а значит, простить?!) кровавую логику русского ХХ века «Обитель» Захара Прилепина (премия «Большая книга» в 2014 году).

Ну, последние два примера — это уже когда дело было сделано, и Левиафан ослабил хватку, так что, можно сказать, по большому счёту прокололись лишь дважды.

Зато ничего не говорят широкому читателю имена воронежца Вячеслава Дёгтева и ленинградца Георгия Сомова (уже покойных); оренбуржца Петра Краснова, псковитянина Владимира Клевцова, нижегородца Алексея Сероваи ещё десятков тех, кого я сейчас не назвал, или не вспомнил, или просто не знаю. Этих писателей просто «нет». Их книги не издаются (или издаются на коленке тиражами по 500-200 штук), с ними не работают редакторы (а ведь бывают целиком «редакторские» писатели, например, Виктор Астафьев), их не обсуждают критики. Между тем русская литература, в которой присутствовал бы, например, роман Юрия Баранова «По пути на ЮБЛО»(«Южный Берег Ледовитого Океана», я извиняюсь), или «Песни Гипербореев» Владимира Федорова, или «Своим чередом» Зои Прокопьевой, – это была бы совсем другая русская литература и совсем другая история России 90-х годов. Другое самосознание народа, другие «странные русские».

Поскольку прочесть эти книги вы, вероятнее всего, не сможете, я о некоторых из них расскажу. Не потому, что они «самые-самые» (это не одному человеку решать, для этого как раз литпроцесс и нужен), а потому, что первыми пришли в голову.

Как убивали русскую литературу. Рассказывает журнал «Лучик» Литература, Русская литература, Писатели, Что почитать?, История России, Образование, Культура, Длиннопост

Сборник рассказов Вячеслава Дёгтева «Крест». Очень задел меня, человека, тогда ещё не обременённого детьми, государственническими убеждениями и весьма циничного, рассказ «Джеляб». Во время первой чеченской войны горцы захватили нескольких русских баб и организовали из них что-то вроде «отделения добрых услуг», тягая по горам и используя как проституток. Потом, под предлогом того, что везут к врачу, отправили расстреливать. Там была подогревающая эмоции «романтическая» линия, которую мы опустим, но, короче, всех убили, а одна за кустик над пропастью зацепилась, спряталась и, раненая, плачет, бормочет: «Ну, падла, погоди, выберусь, сыновей нарожаю, они тебе…» Это было время, когда правозащитник Сергей Адамович Ковалёв и героическая чеченолюбивая журналистка Елена Масюк ни на секунду не вылезали из телевизора. А ошарашивало в рассказе именно то обстоятельство, что русские, оказывается, способны не только разбомбить (если генералы Березовского им позволят), но и «нарожать». Это русские-то? Но Дёгтев написал так, что сомнений не оставалось. И откуда ни возьмись ком в горле, и уверенность: нарожает!

Совершенным шоком (в хорошем смысле) оказался для меня и никому не известный роман Владимира Федорова «Песни Гипербореев». Там вкратце вот о чём: начало девяностых, самый разгар «развала и вымирания». Деревня рушится, все скулят. А у Федорова в романе люди просто забили на государство, банки, кредиты и прочее и живут сами по себе, как на острове. Будто нет над ними никакой власти, никакого радио-телевизора. Колхоз развалился — хорошо. Что плохо лежит — украли. Что лежит хорошо — ну, постарались, пошевелили мозгами и тоже к делу приспособили. И живут. Сеют, пашут, богатеют, строятся. Женятся, заводят детей. Параллельная цивилизация, «Другая Россия». И никакого тебе упадка духа в связи с «демократическими реформами». Наоборот, хорошо, что перестали на нас внимание обращать! Хоть раздышимся… По этой книжке семинары можно было проводить по выживанию без оружия. Русское кунг-фу.

С этим кунг-фу перекликается роман Зои Прокопьевой «Своим чередом». Начало тридцатых, до Сибири докатилась коллективизация. Одну деревню «раскулачили» поголовно: нужны были бесплатные рабочие руки — валить лес, готовить просеку для новой ветки узкоколейки. Вывезли людей в лес в чём были, а в это время того, кто железную дорогу строить должен был, посадили. И оказались эти люди никому не нужны. Их просто забыли. Пришлось выживать самим: собирать камни и месить глину, строить кузнечные горны, землянки рыть, потом избы ставить в тайге, корчевать поля и так далее. В общем, как «Таинственный остров» Жюля Верна, книга про выживание. (Говорят, Зоя Прокопьева сама поставила в тайге дом, своими руками, почти без помощи, такая вот оригиналка, так что разбирается в вопросе таёжного выживания она неплохо.) Много народу вымерло, но те, кто выжил, новую деревню поставили, стали жить. А тут про них вспомнили. На стройку металлургического гиганта вывезли. Там — разорение, бардак, голод, нищета, разврат и апатия. А эти люди (метафора русского народа; роман вообще очень поэтический и глубокомысленный) и здесь ухитрились выжить и более того — навести порядок. Такой «Антикотлован» платоновский получился. Дважды должны были сгинуть без следа, всё для этого родная власть сделала, а не сгинули. И комбинат построили, танки начали выпускать, и на войну на этих танках пошли, и даже вернулись многие. Ничего их не берёт.

«По пути на ЮБЛО» Юрия Баранова — это уже при демократии дело было: подмосковное село, подъедаемое богатыми столичными дачниками. Рядом лес и обширнейшее болото. Районное начальство, глава Администрации, местный мент — все сволочи. Дачники — тоже не подарок. Сыплются обиды на шею русского человека. А несколько местных мужичков сговорились и стали так дела обтяпывать, что обидчики начали кто с перерезанным горлом, кто просто так в болоте тонуть. И без улик — не подкопаешься. Что только ни делала власть, чтоб остановить эту мистику и прищучить подозреваемых, а мистика, зараза, не останавливается. И что самое смешное, жизнь-то от этого лиходейства заметно улучшилась. Этакий террористический инструктаж о способах народного правосудия. Таинственная русская душа — она такая, о двух сторонах: светлой и тёмной. Даже не берусь себе этот роман на полках в книжном магазине представить.

А, собственно, почему? Мало, что ли, у нас книжек и фильмов о маньяках да извращенцах? Но ведь то ж правильные маньяки, вы поймите… Они для услажденья плоти и кармана маньячат. А тут маньячат, чтобы жить по совести можно было. Это уже как-то… статьёй попахивает.

То ли дело романы о страданиях высокоинтеллектуальных лесбиянок, или влюблённых в олигархов риэлторш и прочей «интеллигенции»! Это да. Это прямо-таки необходимо хорошенечко изучать аналитикам из Лэнгли или откуда они там, чтобы знать, на что загадочный русский народ в предстоящей войне способен. Тут-то им и объясняют (на самом-то деле — объясняют нам, чтоб мы сами так думали): русский народ — он мальчик. Он хочет в торгово-развлекательный центр и трусики. Он не хочет воевать с партнёрством во имя прогресса! Да и чем ему, хи-хи, воевать-то? Томиком Пелевина? Стаканчиком из-под капуччино? Ключиком для сборки мебели из магазина IKEA?..

Как убивали русскую литературу. Рассказывает журнал «Лучик» Литература, Русская литература, Писатели, Что почитать?, История России, Образование, Культура, Длиннопост

Нет, конечно. Не ключиком. Зубами загрызём – вы только разозлите как следует. А что нет у нас для вдохновения великой русской литературы, так это ничего. Хитрость-то вся в том, что это не мы русской литературой вдохновляемся, а ровно наоборот – она нами. Всегда так было. Так что логика тут простая: будет великая страна – будет и великая литература.

А если нет, то зачем нам тогда великая литература? Кто, простите, "будет её носить"?

Как убивали русскую литературу. Рассказывает журнал «Лучик» Литература, Русская литература, Писатели, Что почитать?, История России, Образование, Культура, Длиннопост

Это, как снова поняли самые догадливые из нас, не статья из детского журнала "Лучик", а просто досужие размышления его редакторов, которым "что-то не то завезли в редакцию". Что поделать? Мир несовершенен. Совершенен только журнал "Лучик", с которым можно познакомиться здесь (онлайн листалка) или здесь (скачать для удобства чтения).

Книжная лига

24.6K постов79.5K подписчика

Правила сообщества

Мы не тоталитаристы, здесь всегда рады новым людям и обсуждениям, где соблюдаются нормы приличия и взаимоуважения.


ВАЖНЫЕ ПРАВИЛА

При создании поста обязательно ставьте следующие теги:


«Ищу книгу» — если хотите найти информацию об интересующей вас книге. Если вы нашли желаемую книгу, пропишите в названии поста [Найдено], а в самом посте укажите ссылку на комментарий с ответом или укажите название книги. Это будет полезно и интересно тем, кого также заинтересовала книга;


«Посоветуйте книгу» — пикабушники с удовольствием порекомендуют вам отличные произведения известных и не очень писателей;


«Самиздат» — на ваш страх и риск можете выложить свою книгу или рассказ, но не пробы пера, а законченные произведения. Для конкретной критики советуем лучше публиковаться в тематическом сообществе «Авторские истории».


Частое несоблюдение правил может в завлечь вас в игнор-лист сообщества, будьте осторожны.


ВНИМАНИЕ. Раздача и публикация ссылок на скачивание книг запрещены по требованию Роскомнадзора.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
1277
Автор поста оценил этот комментарий
Лучик будто бы страдает синдромом Туретта. Потому что череда статей выглядит совершенно фантасмагорично: рыбки, вулканы, математика, ГЕИ, ЗАПАД, АТЕИСТЫ, ПЛАН ДАЛЛЕСА!!! Бабочки, космос, ГНУСНЫЕ ПИДОРАСЫ РАЗЛАГАЮЩИЕ РОССИЮ, древняя Греция, занимательная география, ЖИДОМАСОНСТВУЮЩИЕ РЕПТИЛОИДЫ!!! О, птички, путешестаия, улиточки...
раскрыть ветку (108)
183
Автор поста оценил этот комментарий

А может они и не лучик совсем А ?

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку (8)
67
Автор поста оценил этот комментарий

А прожектор???

раскрыть ветку (2)
81
Автор поста оценил этот комментарий

Фонарь Под глазом Русской литературы

18
Автор поста оценил этот комментарий

С тигром?

Иллюстрация к комментарию
60
Автор поста оценил этот комментарий

Лучик-лучик.
Только не света, а совсем другой субстанции.

Пыщь-пыщь ололо.

раскрыть ветку (2)
3
Автор поста оценил этот комментарий
Предпросмотр
YouTube1:57
раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий
О моя любимая композиция
18
Автор поста оценил этот комментарий
Струя. Тугая. Ток цвет меняется, как эти говновбросы оказываются в горячем - загадка
1
Автор поста оценил этот комментарий
Боже, какой кот!!
131
Автор поста оценил этот комментарий

Так написано же, "досужие размышления его редакторов, которым "что-то не то завезли в редакцию".


Нейролептики, видимо, не завезли, а вот что завезли, не угадать

раскрыть ветку (1)
34
Автор поста оценил этот комментарий

Кокос закончился, а с ним и вся доброта.

60
Автор поста оценил этот комментарий

собственную очень странную трактовку христианства пропустили

раскрыть ветку (2)
10
Автор поста оценил этот комментарий
На такое как-то не натыкалась)
раскрыть ветку (1)
8
Автор поста оценил этот комментарий

пару дней назад было

56
Автор поста оценил этот комментарий
Да я сам охуел. Ещё недавно читал статью на уровне БДЭ, а тут хуяк и разоблачение. Хорошо в журнал не входит,а то так ребенок после этого журнала построит не домик из конструктора,а социализм в своей комнате
раскрыть ветку (2)
4
Автор поста оценил этот комментарий
в журналах такая же история
Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку (1)
4
Автор поста оценил этот комментарий
Я с такой ересью в юности собирал журналы. Научная фантастика на границе с шизофренией казалась откровением для неокрепшего подросткового разума. Хотя по ходу редакция данных журналов использует стекломой не по назначению.
34
Автор поста оценил этот комментарий
Это у них главред такой. Он в инсте в свое время прям от своего лица писал, там сплошной фейспалм. Такой же подбор тем для постов.
ещё комментарии
145
Автор поста оценил этот комментарий
Комментарий удален. Причина: Провокации и грубое общение
ещё комментарии
90
Автор поста оценил этот комментарий

абсолютно согласен. Уважаемый автор поста. Вы вообще кто? Главред? Ну так вы наносите большой ВРЕД популярности вашего журнала, публикуя такие абсолютно не детские и не очень здоровые тексты о врагах Великой России. И еще. Я понимаю, что для Вашего ума, явно выросшего в СССР, слово "либерал" является ругательным, как и для многих, к сожалению, в нашей стране. Просто напомню, что либерализм означает философское и общественно-политическое течение, провозглашающее непоколебимость прав и свобод человека. Либерализм провозглашает права и свободы каждого отдельного человека высшей ценностью и устанавливает их основой общественного и экономического порядка. Мне просто интересно, автор поста, Вы с какой частью либерализма не согласны?

ещё комментарии
104
Автор поста оценил этот комментарий

У них это стандартно. Три статьи "про доброе, вечное, интересное", а потом ХУЯК!!!!!!! ЗАПАД НАСТУПАЕТ!!!!!!!!! МОЗГИ ПРОМЫТЫ!!!!! СКРЕПЫ!!!!!! СЕРМЯЖНОСТЬ!!!!!!! ПЯНЕ, ОЛОЛО!!!!!!!

раскрыть ветку (2)
43
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

В данном случае не ПЯНЕ, а ПЫНЕ.

раскрыть ветку (1)
10
Автор поста оценил этот комментарий

Блин, старый стал) Спасибо!!!

5
Автор поста оценил этот комментарий
там и про ковид было, придуманный мировыми лидерами))
Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Жесть, они этот бред реально в печать выпустили! Это уже не просто плод чьей-то больной головы на Пикабу. Жуть просто
136
Автор поста оценил этот комментарий
Потому что работает обычная пропагандон контора, на рыбках и червячках раскручиваем канал, получая живую подписоту, с потом впихиваем пропаганду. Всё просто.
раскрыть ветку (12)
30
Автор поста оценил этот комментарий
Ага, как те два белорусских пидораса с проникновеными голосами и рассказывающих про музыку набирая подписоту, а потом хуяк и про политику!!)))
раскрыть ветку (7)
8
Автор поста оценил этот комментарий

Это кто?

раскрыть ветку (1)
6
Автор поста оценил этот комментарий
Один лысый как моя коленка и он этого стесняется всё время носит кепки и вязаные шапочки, а второй противопоказан диабетикам.
3
Автор поста оценил этот комментарий
Ссылку на выпуск можно?
2
Автор поста оценил этот комментарий

Это вы про лонгплей?

раскрыть ветку (1)
2
Автор поста оценил этот комментарий
Лонгплей стали про политику??? И что говорят?
2
Автор поста оценил этот комментарий

А чё за педорасы?)

3
Автор поста оценил этот комментарий
За что платят за то и поют.
10
Автор поста оценил этот комментарий

Ну то есть как множество блогеров и сделали (Варламов, Пушкин и т.п.), ясно конечно.

раскрыть ветку (3)
2
Автор поста оценил этот комментарий
Так эта система работает в любую сторону. Ну кроме тех блоггеров которые уже изначально было понятно на что заточены.
9
Автор поста оценил этот комментарий

Вы не понимаете, это другое.

раскрыть ветку (1)
8
Автор поста оценил этот комментарий

Эталонное причем

10
Автор поста оценил этот комментарий
Предпросмотр
YouTube2:41
84
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Это редакторская колонка,

По слогу сразу видно руку мастера совкодрочера

раскрыть ветку (11)
41
Автор поста оценил этот комментарий

Проханов или Дугин, вот в чем вопрос.

раскрыть ветку (10)
40
Автор поста оценил этот комментарий

Ильин III. Скоро голубое сало извлекать будут.

раскрыть ветку (8)
2
Автор поста оценил этот комментарий

А с каких пор , фашист Ильин, стал советским? Или как в статье совкодрочерство уживается с раскулачиванием?

раскрыть ветку (7)
6
Автор поста оценил этот комментарий

А как восхищение Ильиным уживаются с "распад СССР - величайшая катастрофа"?

раскрыть ветку (6)
Автор поста оценил этот комментарий

это надо не у меня спрашивать. Ответы могут быть разные, начиная с банального - капиталистическая Россия была бы сильнее если бы в нее продолжали входить остальные территории (хотя бы за счет большего размера внутреннего рынка) и заканичивая более экзотическими версиями

раскрыть ветку (5)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Мне просто интересно, как СССР превращается в капиталистическую Россию, да ещё и более сильную, чем в реале.


Тут с одной Чечней не знали как справиться (да, если честно, и не справились, а просто закидали халявными деньгами).

раскрыть ветку (4)
Автор поста оценил этот комментарий

Мне просто интересно, как СССР превращается в капиталистическую Россию, да ещё и более сильную, чем в реале.


Если брать именно теоретический вариант - можно посмотреть как приватизацию и реформирование проводили другие страны, Китай и бывшие страны соц. лагеря - там это делалось гораздо дольше, цены за сертификаты и за производства были в десятки раз выше, контроль государства сильнее - т.е. по итогу население получило гораздо больше от приватизации, и не захапали все за копейки. А дальше - сравните рынок 140млн и 270 млн населения: больше внутреннего потребителя - больше рынок сбыта предприятий, больше доход и т.д. Убираются таможни - меньше расходов по деньгам и логистике и тд.


Тут с одной Чечней не знали как справиться

А это следствие развала и ослабления страны и репресивного аппарата. В той-же Белоруссии ничего похожего не наблюдается, да и Китай решительно задавил любые подобные выступления (площадь Тяньняньмынь). Более раннний пример - депортация определенных народов в СССР за совершенные их представителями антигосударсвенные действия. Никто не пикнул, потому что понимал чем это мгновенно бы закончилось - это действия сильного государства. Кстати, США примерно так-же подавили в 30е выступления рабочих, там даже из пулеметов стреляли.

раскрыть ветку (3)
Автор поста оценил этот комментарий

можно посмотреть как приватизацию и реформирование проводили другие страны, Китай и бывшие страны соц. лагеря

У СССР были совсем другие условия для реформ. С Китаем вообще ничего общего. В реале все накрылось копытами уже при попытке ввести республиканский хозрасчет.


это следствие развала и ослабления страны и репресивного аппарата

На штыках сидеть можно, но неудобно.

Горбачев в этом убедился, в Тбилиси и Прибалтике репрессивный аппарат обосрался по полной, да и ГКЧП как бы намекает.

раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий

У СССР были совсем другие условия для реформ. С Китаем вообще ничего общего. В реале все накрылось копытами уже при попытке ввести республиканский хозрасчет.


Я не зря привел пример страны соц. лагеря. У вас же получается что везде смогли провести нормальную приватизацию, без ограбления народа, а в СССР - нет потому что он не правильный. Просто где-то была политическая воля, а где-то нет и специально развалили.


На штыках сидеть можно, но неудобно.

Горбачев в этом убедился, в Тбилиси и Прибалтике репрессивный аппарат обосрался по полной, да и ГКЧП как бы намекает.


Причем тут штыки? Речь идет о конкретных действиях по подавлению антигосударственной деятельности. А ГКЧП это вообще смешно, вы их видели? Они в телевизоре с трясущимися руками! Они сами боялись того, что делали и говорили. ГКЧП это успешная провокация для того, что бы иметь основания провести окончательный развал страны, запрет КПСС и невозможность отрезвления народа и возврат в управляемость и социализм. Кстати косвенно это подтверждается тем, что всех ГКЧПистов помиловали, а вот Навальный сидит годами. Второй этап был после гос. переворота устроенного Ельциным и расстрела танками Верховного Совета

раскрыть ветку (1)
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Пирогов Лев Васильевич глав ред

1
Автор поста оценил этот комментарий

– ... Вам для чего? – Я твержу с первой фразы –
сила, надежда, Грааль, эгрегор,
вечность, сияние, лунные фазы,
лезвие, юность… Отдайте топор.

2
Автор поста оценил этот комментарий

Смахивает на темы для передачи "своя игра"🤔

Автор поста оценил этот комментарий
Иллюстрация к комментарию
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку