Серия «Педагогика.»

Какие методы и приемы использовать, чтобы школьники усвоили новые знания по истории

Спасибо за предоставленную информацию Сергею Сараеву.

В современном мире образования обучение истории играет важную роль в формировании базовых знаний учащихся и развитии их аналитических способностей. Однако, многие школьники сталкиваются с трудностями в усвоении материала по истории из-за его объема, сложности и абстрактности. В данной статье мы рассмотрим различные методы и приемы, которые помогают школьникам эффективно усваивать и закреплять новые знания по истории. От традиционных подходов до современных технологий обучения, мы изучим разнообразные методики, способствующие развитию интереса к дисциплине и успешному освоению исторических знаний.

Метод подготовки конспекта.

Ученики читают параграф по истории, а затем выписывают себе в тетрадь основные мысли по теме параграфа. Предупредите детей, чтобы делали конспект коротким и емким, покажите на примере, как его составить. Во-первых, так они научатся перерабатывать информацию и находить главное. Во-вторых, короткий конспект поможет им быстро подготовиться к проверочной работе или экзамену.

Метод структурно-логических схем.

Когда изучаете новый материал, можно составлять совместно с учениками логические схемы. Изобразите на схеме исторические факты или события, чтобы ученикам было проще анализировать пройденный материал и запоминать информацию.

Например, вы проходите тему: «Формы правления». В конце урока вызовите одного из учеников к доске и предложите ему составить схему по видам форм правления. Чтобы составить схему, школьник должен вспомнить, что существуют две основные формы правления – монархия и республика. Монархия бывает абсолютная и конституционная. Конституционную монархию можно разделить на дуалистическую и парламентарную. Республиканская форма правления делится на парламентскую, президентскую и смешанную. Все это ученик структурно изображает на схеме. Пример такой схемы смотрите на рисунке:

Какие методы и приемы использовать, чтобы школьники усвоили новые знания по истории Наука, Ученые, Общество, Цивилизация, Научпоп, Исследования, Образование, Развитие, Критическое мышление, Длиннопост, ВКонтакте (ссылка)

Как может выглядеть структурно-логическая схема по теме «Формы правления».

Метод кластеров (от англ. сluster – «гроздь, скопление»).

Это графический способ организации учебного материала. Многие педагоги сравнивают кластер с моделью Солнечной системы. Кластер помогает школьникам осознать актуальность и структуру темы урока, лучше запомнить учебный материал.

Чтобы подготовить кластер, ученики должны пройти четыре этапа:
1) Прочитать текст учебника и выделить в нем основную смысловую единицу. Например, в теме «Внутренняя политика Ивана Грозного» смысловой единицей будет сам Иван Грозный;
2) Записать смысловую единицу;
3) Прочитать учебник еще раз и вокруг смысловой единицы написать дополнительные сведения. Например, Иван Грозный венчался на царствование;
4) Дополнить кластер новыми блоками, сведениями по теме, которых нет в учебнике. Например, Иван Грозный венчался на царствование в 1547 г. Схема может быть любого размера.

Прием «Самое главное».

Школьники читают учебник. Потом вы даете два задания. Первое – придумать наиболее подходящее слово, которое характеризует прочитанный текст. По вашему сигналу ученики по цепочке называют свой вариант ответа. Лучший вариант вы записываете на доске, а дети – в тетрадях. Второе задание – охарактеризовать прочитанный материал одной фразой, а после найти в нем то, без чего текст был бы лишен смысла. Лучшие варианты также запишите на доске и попросите детей зафиксировать их в тетрадях

Прием Фишбоун.

Фишбоун – это графическая схема в форме рыбьего скелета. Ее используют, чтобы систематизировать информацию по конкретной учебной теме. Схему может составить как учитель на доске, так и школьники самостоятельно. Также педагог может предложить ученикам составить фишбоун в качестве домашнего задания. Голова схематичной рыбы – это проблема. Верхние косточки – причины этой проблемы, нижние косточки – факты. Хвост рыбы – выводы. Записи на схеме должны быть короткими и состоять из ключевых слов. Как может выглядеть фишбоун, смотрите в конце урока в «Картотеке примеров».

Какие методы и приемы использовать на уроке, чтобы школьники закрепили знания по истории.

Прием перепутанных логических цепей.

Запишите на доске 5–6 исторических событий или дат в неверном порядке. Ученики должны восстановить правильный порядок в цепочке и объяснить его. Это задание кажется простым. Но многие ученики допускают ошибки в хронологии событий, так как задание рассчитано на внимательность. Такое упражнение отлично тренирует память.

Предупредите школьников, что вы собираетесь ошибаться на уроке. Перед началом урока сообщите ученикам, что будете намеренно искажать некоторые даты, факты и имена. Попросите школьников внимательно следить за вашей речью и при необходимости поправлять. Например, на уроке истории в 11-м классе вы говорите, что в 1861 году Юрий Гагарин совершил полет в космос. Ученики тут же должны вас поправить: 1861 год – это год отмены крепостного права, а Гагарин совершил свой полет в космос 12 апреля 1961 года.

Как мотивировать детей искать ошибки.

Чтобы у детей была мотивация проявлять внимательность, предложите поощрение. Например, пятерку за урок ученику, который обнаружит больше всего ошибок. В конце урока подведите итоги и разберите все ваши ошибки.

Прием «Аукцион».

Организуйте для учеников урок-аукцион. Лотами сделайте задания, а оплатой – оценки по предмету. Простая форма аукциона выглядит так: вы даете ученикам условные монеты, например по 20 штук. Каждый лот оцениваете в две монеты. Право ответа на задание появляется у того, кто предложит наибольшую цену. Победителем становится ученик, который потратил все монеты и ответил правильно на наибольшее количество вопросов. Такой ученик получает оценку 5.

Прием «Исторический диктант».

Надиктуйте детям 5–10 слов. Например, исторические имена, события или другие термины по пройденному материалу. Затем дайте время, чтобы ученики объяснили значение этих слов. Другой вариант – на доске с одной стороны напишите слова, а с другой – их значения. Ученикам понадобится соединить стрелками слова и значения по их соответствию

Прием «Хронологическая дуэль».

Чтобы использовать этот прием, поделите класс на команды. Число команд должно быть четным. Команды начинают задавать друг другу вопросы, которые требуют знания дат. Побеждает команда, которая правильно отвечает на большинство вопросов.

Прием «Словарный аукцион».

Как и в хронологической дуэли, поделите класс на несколько команд. Каждой команде предложите назвать термины, имена, исторические названия по одной теме. Побеждает команда, которая назовет больше слов.

Прием «Карточки-сорбонки».

Это двусторонние карточки, с одной стороны которых находится вопрос, а с другой – ответ на него. Сорбонки помогают запоминать большой объем информации.

Попробуйте на уроке истории вместе с учениками изготовить такие карточки. Для этого потребуется плотная бумага, из которой нужно вырезать карточки размером 10 × 15 см. На лицевой стороне карточки маркером напишите дату, а на обратной – соответствующее дате событие. Например, на одной стороне карточки можно спросить: «В каком году в России отменили крепостное право?», а на обороте написать ответ: «1861 год». Как использовать сорбонки для проверки домашних заданий смотрите на картинках.

Какие методы и приемы использовать, чтобы школьники усвоили новые знания по истории Наука, Ученые, Общество, Цивилизация, Научпоп, Исследования, Образование, Развитие, Критическое мышление, Длиннопост, ВКонтакте (ссылка)

Как использовать «сорбонки».

Материал взят с сайта «Актион Студенты»: https://student.action.group/ .

Показать полностью 2

Что такое бригадно-лабораторная система обучения?

Что такое бригадно-лабораторная система обучения? Общество, Исследования, Научпоп, Наука, Ученые, Цивилизация, Образование, Развитие, Критическое мышление, Длиннопост, Текст

В 1905 г. Хелен Паркхёрст впервые применила систему индивидуализированного обучения, которая впоследствии получила название «Дальтон-план», по названию города в США, в школе которого впервые была опробована данная методика.
Паркхёрст считала, что классно-урочная система не даёт возможностей для реализации личностно-ориентированного образования, а детей в школах учат насильно, практически не учитывая их желаний, после чего дети не умеют свободно высказывать свои мысли и задавать интересующие их вопросы.

В основе Дальтон-плана лежала идея об индивидуализированных целях обучения - чтобы ученик сам ставил себе цель, какую тему ему нужно изучить, на основании своих собственных желаний и интереса. Также ученик в этой системе может сам выбирать себе партнеров (или делать задание индивидуально), источники информации, темп, способы, форму работы и т.д. При этом ученик несет ответственность за свое учение и осуществляет самоконтроль и взаимоконтроль.
Ученику предоставлялась возможность свободно обращаться за помощью к учителю, родителям и другим ученикам, чтобы он не стеснялся своего незнания и всегда с уверенностью обращался за помощью.

Задания же, которые предлагает учитель в системе Дальтон, должны были содержать в себе элементы творчества и основываться на какой-то проблеме. Примером задания может быть проект или исследование с экспериментом. Задание могло выходить за рамки основной учебной программы, но должно было оставаться посильным для ученика.
Однако Лев Семенович Выготский показал, что обучение ведёт за собой развитие психики человека и что эффективно только такое обучение, которое опережает развитие. То есть ребенок для успешного психического развития должен выполнять не только посильные для него задания, но и более сложные, которые он может выполнить только совместно с учителем или со сверстниками, чтобы у ученика был стимул развиваться для их уже самостоятельного решения в будущем.

У системы Дальтон-плана есть и другие минусы:
1) Ученики концентрируются на изучении только тех тем, что им интересны, из-за чего у них формируются не все общеучебные умения и навыки, а образование становится несистематизированным и узкоспециализированным;
2) Ребенку, который всегда делал лишь то, что ему было интересно и что ему хотелось, когда он повзрослеет, и общество начнет требовать от него выполнения каких-либо обязательств, будет сложно привыкнуть к этому давлению и справиться с ним;
3) У учеников, обучающихся по системе Дальтон-плана, не формируется коллективизм, так как у них отсутствует значительная совместная деятельность, а их ученический коллектив существует временно, лишь при посещении совместных занятий;
4) Составление индивидуализированных заданий под особенности каждого отдельного ученика требует много сил, времени и ресурсов, которые не всегда могут быть в наличии у преподавателя.

В СССР в 1920 - 1930-х гг. Дальтон-план был модернизирован и преобразован в Бригадно-лабораторную систему обучения: ученики в новой системе стали выполнять задания, проекты и исследования коллективно уже всегда, а не на свое усмотрение. Это развивало коллективизм и приучало ребенка ориентироваться не на свои сугубо личные интересы и желания, а на интересы и желания коллектива (так как теперь тема, источники и способы и формы работы выбирались коллективно), что подготавливало его к жизни в обществе, где такая ориентация необходима.

Для коллективного выполнения проектов ученики распределялись по бригадам - объединениям учащихся разного или равного уровня знаний, под руководством выбранного ими бригадира. В ходе подготовки бригадам нужно было провести несколько наблюдений и опытов, таким образом соединяя теоретические знания с практикой. На итоговых конференциях бригадир от имени всей бригады отчитывался за выполнение задания, а оценка за задание выставлялась одна для всех членов бригады.

Бригадно-лабораторный метод обучения, как и его предшественник - Дальтон-план, - всё также предполагал отказ от классно-урочной системы. Стоит учесть, что он родился в результате бурного переустройства общества после Великой Октябрьской Социалистической Революции, в результате попыток создать новое и прогрессивное во всех сферах общественной жизни, что проявлялось в отречении от всех старых и традиционных методов, в том числе и от классно-урочной системы.

Бригадно-лабораторный метод сохранил главный минус Дальтон-плана: без классно-урочной системы оказалось невозможно дать ученикам систематические разносторонние знания и сформировать все общеучебные умения и навыки. В итоге страдал уровень общеобразовательной подготовки учащихся, значительно снижалась успеваемость.
И хотя бригадно-лабораторная система создает условия для углубленного изучения интересующего предмета и самообразования, а учащиеся чувствуют себя более свободно, учатся ценить время, планировать свою работу и осваивают опыт самостоятельной учебной деятельности, такая система формирует очень узкий круг знаний и навыков.

Кроме того, так как оценивалась работа не каждого ученика в отдельности, а бригады в целом, и отметка ставилась одинаковая всем членам бригады, могла сложиться такая ситуация, когда некоторые недобросовестные участники бригады ничего не делают, а задание в основном выполняют наиболее активные и преуспевающие ученики, в первую очередь – бригадир.
Вероятно, что для недобросовестных учеников такая возможность будет одноразовой, потому что в следующий раз никто в бригаду таких бездельников брать уже не захочет, но также можно смягчить этот недостаток, убрав должность бригадира и обязав всех членов бригады совместно представлять свою работу на конференции.

В любом случае, бригадно-лабораторный метод оказывается более эффективным, чем метод индивидуальных проектов, который используется в современности, так как бригады развивают коллективизм, поэтому в мы предлагаем использовать его в качестве дополнения к классно-урочной системе, как это было в Коммуне имени Феликса Эдмундовича Дзержинского под руководством Антона Семёновича Макаренко.

Спасибо за помощь в написании заметки А., Сергею Сараеву и Артему Демченко.

Показать полностью 1

Подпишите нашу петицию о введении в Российские школы элементов бригадно-лабораторного метода обучения!

Подпишите нашу петицию о введении в Российские школы элементов бригадно-лабораторного метода обучения! Политика, Наука, Ученые, Научпоп, Развитие, Цивилизация, Исследования, Образование, Общество, Критическое мышление, Социализм

В современной Российской системе образования сложилась проблема односторонности методик преподавания: большой акцент делается на индивидуальной работе учеников. Классно-урочная и тестовая системы образования и индивидуальные проекты школьников не позволяют учащимся достаточно социализироваться в коллективе и не дают возможности развить в подрастающем поколении чувство коллективизма.

Для решения этой проблемы мы обращаемся с просьбой о внедрении в систему образования РФ элементов бригадно-лабораторного метода обучения, проверенного на практике А. С. Макаренко, который в 1988 году был признан одним из величайших педагогов XX века по версии международной организации ЮНЕСКО.

Внедрение в систему образования коллективной проектной деятельности за счёт части от объёма осуществляемых на данный момент методик обучения позволит подготовить учащихся к работе в трудовых коллективах, развить коммуникативные навыки и разнообразить процесс обучения, тем самым повышая личную заинтересованность и вовлечённость учеников.

Подпишите эту петицию, если вы хотите, чтобы эта тема получила большую огласку: https://www.change.org/p/введение-в-российские-школы-бригадно-лабораторного-метода-обучения .

Подробнее в популярной форме об обосновании предложенного решения обозначенной проблемы вы можете прочитать в этой заметке:
https://vk.com/wall-213062587_7599 .

Показать полностью

Методическая и профессиональная компетентность учителя истории

Методическая и профессиональная компетентность учителя истории Наука, Ученые, Научпоп, Цивилизация, Развитие, Исследования, Образование, Общество, Критическое мышление

Автор: Сергей Сараев.

Во-первых, это владение содержанием школьного исторического и обществоведческого образования на уровне, обеспечивающем удовлетворение общественных потребностей в гуманитарном знании. К таким потребностям можно отнести: обеспечение вхождения человека в отечественную и мировую культуру, расширение его культурного кругозора; освоение исторического и социального опыта, накопленного человечеством; понимание тенденций развития человека и общества, возникающих при этом проблем. Традиционно знания будущего учителя оценивались по таким критериям, как глубина и системность. Сегодня к ним добавляются такие качества, как мобильность получения знания и способность к его оценке, интерпретации

Сейчас в СМИ регулярно обсуждаются проблемы, связанные с положением таких стран, как Афганистан, Иран, Ирак. Перед учителем вполне может возникнуть ситуация, требующая объяснения и оценки положения в этом регионе мира. Для этого он должен оперативно, из различных источников информации, получить сведения для освещения указанных проблем. Причем такая ситуация может быть характерна и для учителя обществознания, и для учителя истории. Способность учителя осваивать новые пласты знания в быстроменяющемся мире является одной из основных профессиональных компетенций

Во-вторых, учитель истории и обществознания должен обладать способностью к управлению информационными потоками, содержащими общественно-политическую информацию. Общественное сознание школьника формируется на современном этапе, и (это следует признать) отнюдь не на основе школьных учебников. Одну из главных ролей в получении информации играют СМИ, прежде всего телевидение, сеть Интернет, общение с взрослыми и сверстниками. Информация, получаемая из этих источников, зачастую носит мифологический характер, наполнена домыслами, штампами, суевериями, которые могут носить социально опасный характер. На основе такой информации у школьников может возникать превратное представление об общественной жизни и социальных нормах, регулирующих поведение человека, она мешает принимать адекватные решения. Школа может выступать как социальный институт, который, до определенной степени, способен осуществлять корректировку исторического и общественного сознания за счет обучения ученика способам работы с информацией, ее получения и оценки

В-третьих, современный учитель должен владеть всеми доступными педагогическими технологиями и средствами обучения. Эта сторона традиционно является магистральной в подготовке учителя истории и обществознания и, в целом, успешно реализуется. Однако она требует дополнительных ресурсов по оснащению вузов современной техникой и усиления психолого-педагогической и методической составляющей подготовки учителя

В-четвертых, очень значим личностный потенциал учителя, его профессиональная мотивация. К сожалению, создать профессиональную мотивацию только средствами вузов не удается. Усилия по созданию профессиональной мотивации студентов зачастую не поддерживаются соответствующей общественной средой, в которой престиж профессии учителя не очень высок. Формирование профессиональной мотивации требует государственной и общественной поддержки по повышению престижа профессии учителя, формирования привлекательного образа учительского труда.

Показать полностью 1

Дальтон-план

Дальтон-план Наука, Ученые, Научпоп, Цивилизация, Образование, Исследования, Развитие, Общество, Критическое мышление, Длиннопост

Автор: Артем Демченко.

Дальтон - это название города в США, в школе которого впервые была опробована данная методика. Сейчас технологию Дальтон используют в школах США и некоторых европейских стран.

Дальтон-план представляет собой метод обучения используемый в школе. Современная педагогика, к сожалению, в условиях классно-урочной системы не дает возможности для реализации личностно-ориентированного образования.

Американский педагог народного образования - Хелен Паркерхерст, - пришла к выводу, что в школах детей учат насильно, практически не учитывая их собственных желаний, дети не имеют возможности свободно высказывать свои мысли, задавать интересующие вопросы. С тех самых пор целью её работы стало найти метод, который позволит по-новому организовать жизнедеятельность детей в условиях учебного учреждения. Паркерхерст разработала план, который помог бы ученикам жить в обществе, развивать ум, тело и дух.

В основе ее разработки лежала идея о том, что педагог и ученик должны вместе ставить и достигать индивидуализированные цели обучения. К целям технологии Дальтон-плана относятся:
1) Создать план индивидуального развития ученика;
2) Дать возможность приобретать ученику необходимый социальный опыт, навыки сотрудничества, ответственности, самостоятельности в учебной деятельности.

Технология Дальтон Включает в себя три основных принципа:
1) Принцип свободы;
2) Принцип самостоятельности;
3) Принцип сотрудничества.

Принцип свободы реализуется в том, что ученик может сам выбрать предмет, тему, партнера, источник информации, темп, способ и форму работы. Но учебный предмет определятся учебным паном. При этом ученик несет ответственность за свое учение, он сам осуществляет самоконтроль и взаимоконтроль, но окончательные результаты оценивает педагог. Ученик докладывает учителю о своей проделанной работе индивидуально.

Принцип самостоятельности заключается в том, что ученик сам выбирает какому уровню будет соответствовать его самостоятельная познавательная деятельность, какие самостоятельные действия и решения он будет принимать во время своей работы.

Принцип сотрудничества заключается в том, какую форму учебно-познавательной деятельности он выберет, например, индивидуальную, парную или в малой группе. При этом ученику предоставлена возможность обращаться за помощью к учителю, родителям и другим ученикам. Ребёнок не долен стеснятся своего незнания и всегда с уверенностью обращаться за помощью. Это поможет научить детей уважать друг руга, помогать друг другу, принимать совместные решения.

Технология Дальтон-план включает в себя три основных компонента:
1) Задание;
2) «Лаборатория»;
3) Дом.

Содержательная основа технологии Дальтон находится в задании. Задания должны иметь в себе элемент творчества, так же должна быть обозначена проблема, сами задания должны быть сформулированы на уровневой основе. Примером задания может быть разработка проекта или исследовательское задание с экспериментом. Задние может даже выходить за рамки основной учебной программы. Задание проверяется у каждого ученика лично учителем, а затем даётся проверочная работа по теме исследования для всех учеников.

Задание технологии Дальтон-план должно соответствовать следующему набору требований:
1) Уровневый характер;
2) Достаточный охват материала;
3) Имеет четко поставленную цель и результат;
4) Понятно, интересно ученику;
5) Посильно для ученика;
6) Имеются указания, источники, срок выполнения;
7) Имеется возможность для самоконтроля и контроля;
8) Имеет предварительное и последующее обсуждение.

Под «лабораторией» понимается время в расписании учащегося, отведенное для выполнения задания и участия в учебных занятиях.
Под «домом» понимают условия, в которых ученик будет выполнять свое задание. Эти условия предполагают место, где ученик будет работать, ученик может самостоятельно выбрать, с кем он будет работать и с кем будет консультироваться в ходе выполнения задания.

Дальтон-план:
1) Классное учебное занятие;
2) Коллективный урок;
3) Лабораторное занятие;
4) Конференция.

Основная цель классного учебного занятия - это усвоение теоретического материала и отработка умений и навыков. Классное учебное занятие может включать в себя лекции, контрольные работы и т.д. Такая форма является составной частью классно-урочной системы обучения.

Следующая форма Дальтон-плана - это коллективный урок. Этот урок имеет ряд основных черт:
Во-первых, имеется некая проблема, которая возникает у большей части учеников во время практики;
Во-вторых, учитель является организатором и участником обсуждения этой проблемы, а ученик, в свою очередь, является учеником и субъектом организационной деятельности;
В-третьих, результат урока - это решение проблемы и последующая деятельность. При проведении урока, учитель не прибегает к лекциям, не дает оценок и не представляет ученикам законченные выводы.

Еще одной формой Дальтон-плана является лабораторное занятие. Оно так же имеет ряд отличительных черт. При такой форме работы у ученика должно быть место, которое обеспечено необходимыми источниками информации. «Лаборатория» должна предоставлять длительный промежуток времени для работы ученика. В лаборатории присутствует хотя бы один консультант. Во время этой формы работы учащийся работает индивидуально, он использует свой темп в работе, может осуществлять работу в паре или мини-группе. Так же он может прибегнуть к консультации с учителем в случае необходимости.

При этой форме в обязанности самого учителя входит следующее:
1) Консультировать учеников;
2) Проводить беседы с учениками по результатам их деятельности;
3) Принимать зачеты;
4) Выдавать новые задания.

Последней формой работы в технологии Дальтон-плана является конференция. Во время конференции происходит обсуждение теоретического материала. Конференция так же имеет ряд отличительных черт:
Во-первых, для конференции является необходимым этап подготовки;
Во-вторых, выступая, учащиеся должны выразить свою личную позицию;
В-третьих, при обсуждениях особое значение уделяется человеческим ценностям.

Показать полностью 1

Бригадно-лабораторная система

Бригадно-лабораторная система Наука, Ученые, Научпоп, Цивилизация, Образование, Исследования, Развитие, Общество, Критическое мышление

Прообразом для разработки в СССР бригадно-лабораторной системы обучения послужил Дальтон-план. Согласно Дальтон-плану, школьники сами выбирали уровень нагрузки в начале года: минимум или максимум. Программа делилась на месяцы-подряды, в течение каждого из которых ученики выполняли задания. По ходу обучения они могли индивидуально консультироваться с учителем. Кстати, большой сторонницей этого метода была Надежда Крупская. В СССР Дальтон-план модифицировали в соответствии с советскими реалиями: школьники выполняли проект в коллективе, а не индивидуально.

Бригадно-лабораторный метод обучения предполагал отказ от классно-урочной системы, ученики теперь выполняли задания по проектам. В ходе их подготовки школьникам нужно было провести несколько наблюдений и опытов, таким образом соединяя теоретические знания сразу с практикой. Для совместного выполнения проектов школьники чаще всего распределялись по бригадам - это были объединения учащихся разного или, наоборот, равного уровня знаний под руководством назначенного бригадира. В целом снижалось значение учителя, основная функция которого сводилась к периодическим консультациям учащихся. Вообще предполагалось, что педагог при такой системе играет роль наблюдателя и консультанта.

На общих занятиях планировалась работа, учитель давал детям задание (раз в неделю), объяснял трудные вопросы темы и подводил итоги общей деятельности, направлял учеников. Определяя задание бригаде, учитель устанавливал сроки его выполнения и обязательный минимум работы. Большие проекты, например, «весенне-летние работы», делились на более мелкие: «организация ухода за скотом», «выращивание семян» и так далее. На итоговых конференциях бригадир от имени бригады отчитывался за выполнение задания. Оценка по предмету выставлялась всем членам бригады.

Преимущества:
1) Бригадно-лабораторная система создает условия для углубленного изучения интересующего предмета и самообразования;
2) Из достоинства такой формы обучения можно выделить то, что учащиеся чувствуют себя в такой системе более свободно, чем на уроке, учащиеся учатся ценить время, планировать свою работу, осваивают опыт самостоятельной учебной деятельности;
3) Воспитание коллективизма.

Недостатки:
1) Бригадно-лабораторный метод формирует очень узкий круг знаний и навыков - только те, что требовались на фабриках, заводах, в колхозах и мастерских. Ведь от идеи трудового обучения советское руководство не отказалось. В итоге страдал уровень общеобразовательной подготовки учащихся;
2) Несмотря на то, что в какой-то степени присутствовала и индивидуальная работа учеников в бригаде (при необходимости задания, конечно, индивидуализировались), оценивалась работа не каждого ученика в отдельности, а бригады в целом, что очевидно создавало благоприятные условия, которыми недобросовестные ученики могли воспользоваться, а задания в бригадах в основном выполняли наиболее активные и преуспевающие ученики;
3) Переоценка учебных возможностей учащихся, как и метода самостоятельного добывания знаний, привели к значительному снижению успеваемости, отсутствию системы в знаниях и несформированности важнейших общеучебных умений.

На реализации бригадно-лабораторного метода в СССР также сказались материальные и технические трудности. Ученикам не хватало пособий и книг для самостоятельной работы, а учителям в перегруженных школах – времени.
Кроме того, педагоги, опять же, оказались не готовы к применению новаторских методов: они не имели достаточно опыта руководства самостоятельной работой школьников. В итоге обучение либо становилось фактически бесконтрольным, либо, наоборот, сводилось к работе «под диктовку».

Уже в 1931/1932 учебном году наркомпросы союзных республик создали учебные программы на основе предметного преподавания. В дальнейшем ЦК продолжил этот курс. В 1932 году был осуждён бригадно-лабораторный метод. К 1935 году в школы вернулись уроки, постоянное расписание и распределение по классам согласно возрасту.

Показать полностью

Проект практикоориентированных школ

Проект практикоориентированных школ Общество, Ученые, Наука, Научпоп, Цивилизация, Исследования, Образование, Критическое мышление, Развитие, Социализм, Коммунизм, Капитализм, Длиннопост

Морган Вестлинг - «Сельская школа», 1879 г.

Авторы: А., Сергей Сараев, Максим Сезёмин, Older Vane.

Введение.

В современной России востребованными являются профессии инженеров и технических специалистов, операторов сельскохозяйственного оборудования, слесарей, машинистов, водителей, врачей, IT-специалистов и прочих людей, которые что-то создают. Понадобятся они в большом количестве и при реиндустриализации, которая начнется после установления в будущем нового пролетарского государства.
Однако система среднего профессионального образования (СПО), которая должна поставлять рабочих в промышленность и сельское хозяйство, на данный момент находится в упадке, а подобные востребованные профессии не считаются престижными.

Для обновления системы СПО мы разрабатываем проект городских практикоориентированных школ, где ученики уже с 5 класса будут получать востребованные обществом трудовые навыки и умения, которые пригодятся учащимся в их дальнейшей жизни. Эти школы являются не общеобразовательными, а специализированными. Данный проект пока что является абстрактным, представляет идеальную школу при наличии всех необходимых условий. При реализации его в действительности, очевидно, все может быть подкорректировано и адаптировано под имеющиеся реалии.

Организационно-правовая форма.

Изначально реализация данного проекта может принять форму частной школы. Необходимо сотрудничать с производствами, чтобы они предоставляли школам современное оборудование, станки и финансирование, а взамен получали хороших специалистов (целевое обучение, учёба с дальнейшим распределением, как в СССР). Если же оборудование невозможно разместить прямо в школе, производства могут брать учеников на практику к себе. Для учеников же это будет гарантией трудоустройства после обучения.
Затем, если результаты школы будут положительными, ей может заинтересоваться государство, и она станет продвигаться на государственном уровне. При смене же общественно-экономической формации на коммунистическую такие школы перейдут в общественную собственность и будут организовываться уже в широких масштабах.

Цели и задачи.

Целью разрабатываемых школ является воспитание и обучение всесторонне развитой личности, способной к самостоятельной и полноценной жизни в обществе.
Задачи:
1) Научение ученика самостоятельно мыслить и учиться;
2) Выработка способностей использования всех своих теоретических знаний на практике, преодоление разделения умственного и физического труда;
3) Формирование коллективизма, командного духа, социальных и коммуникативных навыков, умений командной работы, взаимопомощи, в том числе в учебе;
4) Получение способностей самоуправления коллективной деятельностью и своей жизнью;
5) Образование навыков бытовой жизни;
6) Трудовое воспитание, получение профессии, полезной обществу;
7) Получение учащимся полных знаний о промышленных и сельскохозяйственных производственных цепочках для преодоления отчуждения от труда;
8) Экологическое воспитание для гармоничного сосуществования с природой;
9) Духовное воспитание, создание учеником произведений искусства;
10) Политическое воспитание с помощью политруков, политической подготовки и изучения на обществознании политэкономии, классовой теории и т.д.

Принципы обучения.

1) Принцип сотрудничества. Свободное обращение учащегося за помощью к учителям, родителям и другим ученикам. Отсутствие стеснения из-за незнания;

2) Принцип инициативы. Поощрение учащихся за самостоятельную деятельность и инициативы;

3) Принцип коллективизма. Большу́ю часть заданий ученики выполняют не индивидуально, а коллективно, в бригадах;

4) Принцип примера. Сотрудники школы должны показывать ученикам примеры достойного поведения. Например, сами должны заботиться о природе, раз учат детей экологии;

5) Принцип практичности. Ориентация изучения теоретических знаний для использования их на практике;

6) Принцип наставничества. Преподаватели и учителя должны быть вовлечены в жизнь школьников, интересоваться ею и помогать им;

7) Принцип достаточного отдыха. Одной из ключевых проблем современной образовательной системы является закабаление учеников образованием до полного их нервного истощения. Всё образование ориентировано на нелимитированный объём личной работы ученика, а программы разных предметов взаимоисключают одна другую по требованиям ко времени, которое ученикам необходимо тратить на задания, делая параллельное изучение всей образовательной программы по различным дисциплинам невозможной и добавляя стресс неуспеваемости, либо вынуждая к сужению интересов.
Принцип достаточного отдыха гарантирует составление программы таким способом, чтобы каждый ученик получал задания с учётом наличия важнейшего ресурса - времени, - занимаемого как другими заданиями, так и временем отдыха, личной жизнью и здоровыми рекреационными занятиями.

Формы организации обучения.

1) Классно-урочная система. Является основной формой обучения. Всем она знакома по личному опыту обучения в самых обыкновенных школах, поэтому объяснять её суть нет смысла.

2) Бригадно-лабораторная система. Она не заменяет классно-урочную, а используется в качестве дополнения, параллельно с посещением общих занятий и выполнением общих заданий;

Бригадно-лабораторная система обучения представляет собой коллективное выполнение учениками какого-либо проекта или исследования с экспериментом. Для этого ученики распределяются по бригадам - объединениям учащихся разного или равного уровня знаний – назначают себе тему проекта на основании своих собственных желаний и интереса, затем самостоятельно ищут источники информации, определяют темп, способы, форму работы и т.д. При этом ученики несут ответственность за свое учение и осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль.

Ученики всегда свободно могут обращаться за помощью к учителям, родителям и другим ученикам. Например, если они не могут выбрать себе тему проекта, они могут попросить учителя дать им задание. Задания должны содержать в себе элементы творчества и основываться на какой-то проблеме; они также могут выходить за рамки основной учебной программы. Определяя задание бригаде, учитель устанавливает сроки его выполнения и обязательный минимум работы. Большие проекты, например, весенне-летние работы, могут делиться на более мелкие: организация ухода за скотом, выращивание семян и т. д.

На общих занятиях, посвящённых проектам, планируется работа, учитель объясняет трудные вопросы темы и подводит итоги общей деятельности, направляет учеников. Основная функция учителя при выполнении учениками коллективных проектов, таким образом, сводится к периодическим консультациям учащихся.

В ходе подготовки бригадам нужно было провести несколько наблюдений и опытов, таким образом соединяя теоретические знания с практикой. На итоговых конференциях все члены бригады отчитываются за выполнение задания, и им всем выставляется общая оценка за коллективную работу.

Бригадно-лабораторная система развивает коллективизм и приучает ребенка ориентироваться не только на свои сугубо личные интересы и желания, но и на интересы и желания коллектива, что подготавливает его к жизни в обществе, где такая ориентация необходима. Также она создает условия для углубленного изучения интересующего предмета и самообразования, а учащиеся чувствуют себя более свободно, учатся ценить время, планировать свою работу и осваивают опыт самостоятельной учебной деятельности.

Петиция о введении бригадно-лабораторного метода: https://www.change.org/p/введение-в-российские-школы-бригадно-лабораторного-метода-обучения .

3) Летние школьные практики. Еще М. Н. Покровский предлагал вводить для школьников летние практики в деревнях и сёлах для достижения необходимой наглядности в изучении естествознания, сельского хозяйства, развития семьи и общественных классов и страт (рабства, крепостничества, батрачества, фермерства), соответствующих форм крупной собственности и т.д.

Другие преимущества:

1) У учеников, которые будут проводить лето совместно со своими одноклассниками в деревнях, будет развиваться коллективизм и командный дух. Будет происходить сплочение класса, преодоление разделения класса на небольшие группки по интересам из нескольких человек, перемешивание этих группок, установление между ними связей, что будет способствовать социализации обучающихся и образованию у них новых верных товарищей.
Этот пункт также актуален потому, что с одноклассниками, с которыми ребенок проводит 9 - 11 лет (одних из важнейших в формировании личности человека) в совместной деятельности, необходимо иметь хорошие и дружные взаимоотношения;

2) Кроме того, в условиях отдаления от родителей у учащихся будет воспитываться самостоятельность, образовываться навыки бытовой жизни, они, условно, будут учиться там сами стирать себе штаны, готовить еду и многое другое – это всё очень полезные навыки, необходимые в жизни каждому человеку.

Конечно же, на летней практике будут профессиональные повара и, при наличии ресурсов, прачечные, но, в любом случае, детей этим навыкам будут обучать, потому что не все родители и не всегда этим занимаются;

3) Помимо прочего, в сельской местности у школьников будут преодолеваться излишние привередливость, страх грязи, насекомых и т.д., приспособление к обстоятельствам полевой местности для того, чтобы позже, при каких-то непредвиденных обстоятельствах, человек, прошедший летнюю практику, был готов с ними справиться. Это можно сравнить с подготовкой каких-нибудь пионеров или бойскаутов;

4) Также, летние практики приведут к оживлению деревень, потому что в них начнётся хоть какая-то активная деятельность, что будет способствовать их развитию, а не вымиранию (из примерно 150 тысяч сельских населенных пунктов в России 25 тысяч остались без населения вообще и еще 35 тысяч - с населением не более 10 человек), а также преодолению противоречия между городом и деревней. Заодно можно начать и цифровизацию сельской местности;

5) На летней практике будет продолжаться обучение детей, их политическая подготовка, они будут в летние месяцы не бездельничать, а посещать образовательные мероприятия: различные экскурсии, интересные лекции и т.д. Конечно же, это будет происходить не в виде 8 уроков 6 дней в неделю с домашними заданиями, а в более простых и лёгких вариантах. Это важно потому, что детей всегда нужно держать в тонусе, направлять их на развитие и совершенствование и заинтересовывать в различных занятиях, а не пускать их на самотёк, пока они не имеют собственных способностей к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию;

6) При этом, будут проводиться оздоровительные процедуры и спортивные состязания на свежем воздухе, коммунистические субботники. Самое главное в этом и предыдущем пунктах – это заинтересовать детей в них и замотивировать их с помощью пропаганды, наград и значков, похвал, установки в пример кого-либо и прочих методов;

7) В свою очередь, родители, у которых нет бабушек в деревнях или денег на летние лагеря, смогут бесплатно летом отдохнуть от своего любимого чада;

8) Вместе с тем, учителя будут летом не страдать в пустых школах, занимаясь заполнением бесполезных бумажек, а продолжать работать с детьми на природе, получая дополнительную материальную и прочую поддержку;

9) В итоге, детям не придется убивать своё свободное время, впитывая глупости из интернета, смотря тик-ток и прочие аналоги и развивая клиповое мышление, потому что они будут заняты более полезными и интересными для них занятиями.

Конечно же, для родителей все это дело будет бесплатным. Проходить летняя практика может в форме археологических раскопок, исторических реконструкций, географических выездов, работы в поле и колхозах "на картошке", летнего лагеря, похода на природу и многого другого, на что хватит фантазии. В зависимости от выбранной формы, будет приобретаться различный дополнительный опыт и навыки.

Проживание и прочие хозяйственные нужды в селе будут происходить в специально построенных зданиях или отремонтированных и переоборудованных пустующих деревенских помещениях под контролем учителей, вожатых и прочего рабочего персонала. Будут иметься столовые, прачечные, душевые и т.д.
Важно также обеспечить, чтобы всё это не превратилось в скучную рутину, как в позднем СССР возили на картошку.

Для школьников это мероприятие может быть как обязательным, так и добровольным, при условии, что будет вестись пропаганда, вызывающая мысли, что, если не принять участия, то ты подведешь общество, коллектив и своих товарищей.
В любом случае, это будет воспитывать в детях демократичность, что для успешности жизни общества иногда приходится подчиняться решениям большинства, но и не забывать про своё мнение и высказывать, отстаивать его.

Если обратиться к истории, то, например, в социалистическом Китае уже была подобная практика во времена Культурной революции, и прошла она, по отзывам современного старшего поколения, весьма неплохо: городская молодёжь приобщилась к труду, крестьяне - к культуре, а воспоминания остались очень тёплые.

Например:
В июне после 5 класса дети едут на 3 недели в деревенский лагерь, чтобы постепенно привыкать к жизни без родителей.
В июне после 6 класса дети едут на 3 дня в обычную деревню, где все удобства все еще есть, но уже не такие хорошие, как в лагере. Ведут географические описания, составляют карты, получают навыки самостоятельной жизни, помогают готовить пищу, стирают одежду, ходят в походы в лес, на речку и т.д.
В июне после 7 класса дети едут на неделю в экскурсию на археологические раскопки, где для них подготовлены палатки, столовая и прочие удобства; археологи ведут им лекции. Ученики сами на некоторое время берут в руки лопаты прикасаются к археологическим находкам, продолжают вести географические исследования и т.д.
В июне после 8 класса дети на неделю едут в деревню, где работают в полях, на фермах, занимаются сельским хозяйством, изучают комбайны.
В июле после 9 класса дети едут на 2 недели на археологические раскопки, сами ставят себе палатки, готовят пищу, роют туалеты, копают и т.д.
В июне после 10 и в июле после 11 класса дети сами выбирают, поехать им на сельскохозяйственные работы, на археологические раскопки или на полноценную географическую экспедицию со всеми присущими ей задачами.

Структура.

В школах будут представлены: основное общее образование (с 5 по 9 классы), среднее общее образование (10 и 11 классы) и среднее профессиональное образование (от 2 до 4 курсов), - всего 11 уровней, на каждом из которых может быть несколько параллелей (а, б, в и т.д.). В одной параллели не может быть более 20 учеников.

Разнообразие направлений среднего профессионального образования (транспортное, медицинское, сельскохозяйственное, техническое и т.д.) будет зависеть от возможностей каждой конкретной школы и актуальных потребностей общества.

Программа обучения.

Обязательные дисциплины (в течении 11 уровней обучения):

1) Ботаника и садоводство (200 часов + часы в зависимости от направления СПО). Теоретические изучение растений и практическая их высадка, уход за сельскохозяйственным культурами, сбор урожая, его обработка, хранение и использование. Изучение сельскохозяйственных промышленных цепочек;

2) Курсы бытовой жизни (200 часов + часы в зависимости от направления СПО). Получение базовых навыков сантехники (починка смесителей, кранов, чистка сифонов и т.д.), электрики (ремонт розеток, замена лампочек и т.д.), ремонта и строительства (поклейка обоев, оштукатуривание, сборка табуреток и т.д.), оказания первой медицинской помощи, финансовой грамотности, стрижки волос и т.д.;

3) Кулинария (200 часов + часы в зависимости от направления СПО). Приготовление и употребление учениками пищи из продуктов, в том числе из тех, которые они сами посадили, вырастили и собрали. Работа на кухне и в столовой;

4) Транспортное обучение (200 часов + часы в зависимости от направления СПО). Правила дорожного движения, вождение и ремонт велосипедов, мопедов, мотоциклов, квадроциклов, автомобилей, автобусов, комбайнов и т.д.;

5) Экология (200 часов + часы в зависимости от направления СПО). Изучение науки экологии, экосистем, сортировка и переработка отходов, вторичное использование вещей, высадка деревьев, субботники, ландшафтный дизайн и т.д.;

6) Труд (200 часов + часы в зависимости от направления СПО). Работа со станками, 3д-принтером, сваркой, фрезеровкой и т.д. с использованием информационных технологий. Изучение промышленных производственных цепочек. Образование должно опережать своё время и обучать пользованию самыми современными и прогрессивными технологиями. Если же необходимо обучение работе на огромных производствах с автоматизированными линиями, которые не получится переместить в школу, можно организовывать практики прямо на производствах;

7) Физкультура (600 часов + часы в зависимости от направления СПО). Ученики могут самостоятельно выбирать себе виды физической деятельности (танцы, аэробика, йога, гимнастика, плавание и т.д.);

8) Искусство (700 часов + часы в зависимости от направления СПО). Живопись, скульптуры, музыка, литература и т.д.;

9) Логика, риторика и философия (300 часов). Изучение диалектического материализма, получение умений свободно строить и высказывать свои мысли.

Изучение предметов, перечисленных выше, идёт на базовом уровне, и углубляется в зависимости от выбранного учеником направления СПО. Если ученик уже умеет делать то, что изучается на этих дисциплинах, то он может досрочно сдать экзамен по предмету, а освободившиеся часы распределить между теми дисциплинами, в которых он хотел бы получить более углубленные знания и навыки.
Если учащийся собирается сдать ЕГЭ, уйти после 11 класса и пойти в ВУЗ, а не оставаться в школе для получения СПО, то он в 10 – 11 классах освобождается от трудовых дисциплин, чтобы у него освобождалось время для подготовки к экзаменам.

Обязательные дисциплины (с 5 по 11 классы):

1) Русский язык и основы лингвистики (800 часов);

2) Иностранный язык (700 часов). Испанский, английский, немецкий и т.д. по выбору;

3) Математика (1300 часов). Алгебра, геометрия, черчение;

4) География (400 часов). Теоретические занятия и практические выезды на местность на несколько дней (для рытья почвенных разрезов, ведения климатических заметок, описания геоморфологии, флоры и фауны, составления карт и ориентации по ним и т.д.);

5) Биология (350 часов). Теоретические занятия и практические задания: например, препарирование лягушек и мышей, эксперименты по изучению психики и поведения животных;

6) Физика (364 часов). Теоретические занятия и практические эксперименты;

7) Химия (300 часов). Теоретические занятия и практические эксперименты;

8) История (500 часов). Теоретические занятия и практические выезды на археологические раскопки, исторические реконструкции;

9) Обществознание (300 часов). Политэкономия, классовая теория;

10) Информатика (400 часов). Изучение computer science, работы hardware, программирования, работа с программами и сайтами (Госуслуги, ФНС и т.д.);

11) ОБЖ (150 часов). Теоретические занятия и практические учения по отработке действий в случае ЧС.

Таким образом, всего с 5 по 11 класс (7 лет) - 8364 академических часа обязательных дисциплин. Это 1195 часов в год, 33 часа в неделю и 5,5 уроков в день.

Внеурочная деятельность, дополнительное образование:
1) Шахматы;
2) Астрономия;
3) Можно запросить дополнительные часы по любому предмету;
4) Краеведение;
5) Психология;
6) Животноводство (например, дойка коров);
7) Массаж;
8) Гончарное дело;
9) Робототехника.
На эти кружки могут записываться не только обучающиеся в школе, но и вообще все желающие. Для школьников они бесплатные, а для всех остальных - платные.

Управление и порядки.

Школы будут самоуправляемы посредством ученического совета, который будет избирать президента, и учительского совета, который будет избирать директора. Эти советы будут осуществлять взаимоконтроль друг над другом. Участие в ученическом совете и принятие коллективных решений обязательно, чтобы ученики готовились к участию в диктатуре пролетариата и советской демократии.

Советы решают свои внутренние вопросы: какую внеурочную деятельность добавить, а какую убрать, какие вести летние школьные практики, перераспределяют часы между дисциплинами, решают вопросы по питанию в столовых и т. д.

Необходимо также значительно снизить количество бумажной бюрократической волокиты, лежащей на учителях, из-за чего они не успевают заниматься обучением детей, а просто пишут отчёты о каждом сделанном ими шаге. В частной школе это не требуется, но для государственных школ это проблему можно решить либо на законодательном уровне, либо через введение отдельной должности, человек на которой будет заниматься бюрократией вместо учителей.

Продукцию, производимую в школах (овощи, поделки из мастерских, программы и т.д.), можно продавать на рынке, что будет увеличивать мотивацию учеников и дополнительно развивать их финансовую грамотность.
За свою работу на станках, СТО, плантациях, кухнях, в теплицах, гаражах и т.д. ученики будут получать деньги на карманные расходы, кроме покупки алкоголя, табака и прочих вредных и бесполезных для организма человека вещей.
Также учащийся может взять отпуск и не заниматься физическим трудом 1 месяц в любое время учебного года, предварительно посоветовавшись со своими одноклассниками. Однако от прочих учебных занятий он не освобождается.

Местонахождение.

Школа должна находиться в черте города, чтобы ученикам не приходилось долго до неё добираться. У школы также будет свой автобусный транспорт, который будет возить учеников до школы и до дома, если они не могут добраться самостоятельно, и на различные мероприятия и летние практики. На весь город предусмотрена одна такая большая специализированная практикоориентированная школа, которая также может использоваться, как учебно-производственный комбинат (УПК), куда могут приходить ученики из других школ, чтобы работать на оборудовании, которого у них в школах нет.

Также территория школы должна быть достаточной, чтобы вмещать в себя:
1) Основное здание школы для проведения уроков;
2) Лаборатории со станками (металлообрабатывающими, деревообрабатывающими и т.д.) и оборудованием (сварочным, кухонным, медицинским, экспериментальным и пр.);
3) Кухню и столовую;
4) Теплицы, склады сельхоз продукции;
5) Гаражи и СТО, где дети будут учиться самостоятельно ремонтировать автобусы, которые возят их в школу и домой.

Дополнительно в состав школы также могут входить:
1) Спортивный комплекс (бассейн, спортивные площадки, тренажёрный зал и др.);
2) Плантации, свинарники, коровники, курятники и т.п.

Благодарности: Цзиньмяо Куан, Ярик Самсонов, Даша Бабушкина, Артем Демченко, Павел Перандор, Иван Ковязин, Евгений Сараев, Михаил Пучковин, Алексей Лебедев, Данил Пронин, Рустам Кувандыков, Артём Стебенев, Егор Смыслов, Иван Просвирнин, Майкл Левин, Jard Jawella, Павел Кот, Александр Семёнов, Ольга Солдатенко, Даниил Тележный, Blashemian Annihilator, Diablonok Diablonok, Михаил Тухачевский, Татьяна Коровина и Андрей Танайлов.

Показать полностью 1

В Питере шаверма и мосты, в Казани эчпочмаки и казан. А что в других городах?

Мы постарались сделать каждый город, с которого начинается еженедельный заед в нашей новой игре, по-настоящему уникальным. Оценить можно на странице совместной игры Torero и Пикабу.

Реклама АО «Кордиант», ИНН 7601001509

План Трампа

План Трампа Наука, Ученые, Научпоп, Цивилизация, Образование, Исследования, Развитие, Общество, Критическое мышление, Воспитание детей, Воспитание, Длиннопост

Автор: Сергей Сараев.

Обучение по плану Л. Трампа получило распространение в 1950 - 1960 гг. Его автор – американский профессор Ллойд Трамп, предложивший обучать школьников по системе, которая представляла собой оригинальную модификацию лекционно-семинарской системы.

Лекционно-семинарская система традиционно применяется в вузах и позволяет сочетать занятия в больших аудиториях (100 и более человек) с занятиями в набольших группах (10 - 25 человек).
Для школы она была адаптирована следующим образом. Всё учебное время было поделено на три вида учебной работы.

1. Занятия с большими группами – лекции, которые читались сразу для 100 - 150 человек наиболее квалифицированными преподавателями с применением современных технических средств. На эти занятия отводилось 40% учебного времени.

2. Занятия в малых группах (10 - 15 человек) были посвящены более глубокому изучению отдельных тем. На них углублялись знания, полученные на лекции, и приобретались умения их применять на практике. В малых группах использовались разные формы организации учебной деятельности: семинары, дискуссии, практикумы. Занятия в малых группах велись рядовыми учителями или их помощниками из числа студентов или лучших учеников. Такие занятия занимали 20% учебного времени.

3. Индивидуальная работа в лабораториях, мастерских, специально оборудованных кабинетах, библиотеках и т.д. Она также проводилось рядовыми учителями или их помощниками. На индивидуальную работу отводилось 40% всего учебного времени.

Введение в школе плана Трампа отменяло классно-урочную систему. Состав малых групп постоянно менялся, в зависимости от интересов учащихся. В выборе индивидуальной работы ученику также предоставлялась свобода.

По замыслу Трампа, его система должна была организовать индивидуальное обучение на высоком научно-теоретическом уровне (этого как раз недоставало другим популярным американским системам обучения: далтон-плану и методу проектов). Однако при практической реализации уровень научных знаний, заданный на лекциях, часто не находил дальнейшего продолжения на других занятиях. Свобода учащихся в выборе содержания образования и методов учебной деятельности приводила к тому, что многие ученики не могли определиться в своих учебных интересах, что негативно сказывалось на качестве образования. Поэтому план Трампа не прижился в мировой практике массовых школ. По этой системе теперь работают отдельные экспериментальные школы, а в массовой практике обучения закрепились лишь некоторые её элементы (например: проведение нестандартных уроков в форме лекций и семинаров, введение лекционно-семинарской системы в старших профильных классах как способ подготовки к обучению в вузе).

Показать полностью 1
Отличная работа, все прочитано!