Серия «Биографии»

1

Стив Джобс: почему «гений» — это проект, а не проклятие или дар

Культ Стива Джобса как одинокого гения, чей успех был предопределен свыше, — это удобная сказка для тех, кто ищет оправдание собственному бездействию. Его история кажется магией, а не логичным результатом, что позволяет нам списывать свои неудачи на отсутствие врожденного дара. Но настоящая ценность его наследия не в этом. Жизнь Джобса — это не миф, а подробная инструкция, доказывающая, что величие конструируется из конкретных, воспроизводимых компонентов.

В этой статье мы разберем три ключевых элемента, которые, сплетясь воедино, создали феномен Apple. Первый — это труд, доведенный до фанатизма, до одержимости мельчайшими деталями, невидимыми обычному глазу. Второй — среда, уникальный сплав технологий, культуры и людей Кремниевой долины, без которого самый яркий визионер остался бы никому не известным мечтателем. И третий — удача, или, точнее, феноменальное умение извлекать пользу из случайных обстоятельств и горьких провалов, превращая их в трамплин для рывка.

Наша цель — не слепое поклонение, а трезвый анализ. Понимание этих принципов — первый шаг к тому, чтобы перестать видеть в успехе магию и начать воспринимать его как сложный, но абсолютно достижимый проект.

Стив Джобс: почему «гений» — это проект, а не проклятие или дар Развитие, Мозг, Статья, Совершенство, Эволюция, iPhone, Стив Джобс, Мышление, Саморазвитие, Сознание, Исследования, Telegram (ссылка), Длиннопост

Глава 1: Труд. Перфекционизм как форма упорства и одержимости

Когда Малкольм Гладуэлл популяризировал «правило 10 000 часов», основанное на исследованиях Андерса Эрикссона, он говорил о целенаправленной практике — сознательном, часто монотонном повторении навыка для достижения мастерства. У Джобса этот принцип проявлялся иначе, но не менее эффективно. Его 10 000 часов — это не время, проведенное за пайкой микросхем или написанием кода (этим занимался Возняк), а время, потраченное на бесконечные, изматывающие команду итерации, на оттачивание деталей, невидимых глазу обычного пользователя, на споры о градусах скругления углов и оттенках белого. Его мастерство заключалось не в техническом исполнении, а в развитии до сверхъестественного уровня вкуса, эстетической интуиции и требовательности. Это был труд тирана-перфекциониста, возведенный в абсолют.

Пример 1: Шрифты для Macintosh — миф об озарении и реальность тирании. История о том, как курсы каллиграфии, посещенные Джобсом после отчисления из Рид-колледжа, привели к появлению пропорциональных шрифтов с засечками и возможностью их смены в Macintosh. Ее часто подают как пример прекрасного, почти мистического озарения: случайное знание, полученное из любви к прекрасному, годы спустя преображает целую индустрию. Это красиво, но лживо. За этой историей стоит не моментальное озарение, а тираническое, упрямое требование, поставившее под угрозу сроки сдачи проекта. Инженеры Macintosh, и без того работавшие на износ, были в ужасе. Реализация редактора с несколькими гарнитурами шрифтов, каждый из которых необходимо было вручную растрировать для экранного отображения и отдельно запрограммировать для принтера LaserWriter, была кошмарной задачей. Это потребовало огромных ресурсов памяти и вычислительной мощности — дефицитных товаров в начале 1980-х. Ведущий инженер проекта, Энди Герцфельд, открыто выступал против этой «безумной» затеи, считая ее ненужной и расточительной. Но Джобс был непреклонен. Его одержимость эстетикой текста была необъяснима для прагматичных инженеров, но именно она, в конечном счете, стала одним из ключевых дифференцирующих факторов Macintosh. Это был не акт гениального озарения, а акт воли, реализованный через принудительный труд десятков талантливых людей, мотивированных его фанатизмом. Он не придумал шрифты, он заставил других сделать их идеальными.

Пример 2: Прототип iPhone. Легенда о том, что первый прототип iPhone был отвергнут Джобсом потому, что он, будучи сделанным из пластика, не издавал правильного, «солидного» звука при падении на стол, идеально иллюстрирует его трудоголизм, направленный на неосязаемые качества. Для инженера цель — работоспособность. Для Джобса — ощущение. Инженерам компании пришлось разрабатывать десятки, если не сотни вариантов корпуса, систем крепления, динамиков, чтобы добиться у прототипа нужного «веса», баланса, тактильного отклика и, да, того самого звука. Это была почти синестетическая задача: превратить цифровое устройство в объект желания через призму подсознательных сенсорных ощущений. Стоимость таких итераций была астрономической.

Глава 2: Среда. Кремниевая долина как плодородная почва для мифа

Стив Джобс не возник в вакууме, как Афина из головы Зевса. Он был закономерным продуктом уникальной экосистемы Кремниевой долины начала 70-х. Эта среда, состоящая из гениальных инженеров-самоучек, рисковых инвесторов, хиппи-философов и безжалостных предпринимателей, предоставила ему все необходимые компоненты для роста: технологии, идеи, людей и, что немаловажно, определенную культурную ауру, где вера в преобразующую силу технологий были основной религией.

Любой разбор феномена Джобса бессмысленен без понимания роли Стива Возняка. Их дуэт — это классическое разделение ролей «Визионер-Инженер». Возняк был воплощением чистого, бескорыстного инженерного гения. Его целью было создание элегантных и доступных схем, а не завоевание мира. Именно он в одиночку спроектировал Apple I и революционный Apple II — машины, которые финансово и технологически сделали Apple. Джобс же не написал ни строчки кода и не спаял ни одной платы для этих проектов. Его роль заключалась в другом: он увидел коммерческий потенциал в хобби Возняка, настоял на продаже готовых плат, а затем и готовых компьютеров, занимался маркетингом, поиском компонентов и формированием видения продукта. Без технического гения Возняка Джобс остался бы харизматичным продавцом, возможно, менеджером. Без деловой хватки и видения Джобса Возняк, вероятно, остался бы гениальным инженером в компании Hewlett-Packard, подарившим миру несколько изящных разработок, о которых знал бы лишь узкий круг специалистов. Их симбиоз был алхимической реакцией, породившей феномен. Позже эту роль «гениального реализатора» играли другие ключевые фигуры: Энди Герцфельд, Билл Аткинсон, Джонатан Айв. Джобс умел с точностью находить таких людей, вдохновлять их, выжимать из них максимум, а часто — присваивать их идеи, делая их частью единого целого.

После успеха Apple I и первых заказов Пола Террелла компания Джобса и Возняка оставалась кустарной мастерской в гараже. Им катастрофически не хватало деловой хватки, связей и понимания, как строить бизнес. Эту роль взял на себя Майк Марккула, бывший менеджер по маркетингу из Intel, который разглядел потенциал и вложил в Apple $250,000 собственных средств. Но его вклад деньгами не ограничился. Марккула фактически стал третьим сооснователем. Именно он написал бизнес-план Apple, научил молодых Стивов основам бухгалтерии, управления и маркетинга, познакомил с венчурными инвесторами и профессиональными менеджерами. Он был мостом между миром хиппи-энтузиастов и миром большого бизнеса. Без его веры, руководства и первоначальных инвестиций Apple почти наверняка осталась бы любительским проектом, каковых в те годы в Долине были десятки, или была бы поглощена более крупной компанией на раннем этапе. Марккула был тем, кто предоставил Джобсу не просто деньги, а структуру, в рамках которой его харизма и видение могли быть легитимизированы и масштабированы.

Нельзя недооценивать роль конкуренции, в частности, вечного противостояния с Биллом Гейтсом и Microsoft. Гейтс был антиподом Джобса: прагматик, стратег, сторонник открытых платформ и лицензирования, в противовес закрытой, идеалистической экосистеме Джобса. Поражение Apple в «войне операционных систем» в 80-90-х годах, унизительное копирование Windows ключевых элементов Mac OS — все это стало для Джобса болезненным, но необходимым уроком. Это соперничество создавало то самое экзистенциальное давление, которое закаляло сталь и не позволяло почивать на лаврах. Оно заставляло Apple постоянно искать новые преимущества, быть на острие. Позже, после возвращения Джобса, таким же «достойным противником» стала Google с ее OS Android, которую Джобс воспринял как личное предательство и кражу идей iPhone. Эта паранойя, это ощущение «крепости, осажденной врагами», сплачивало команду и оправдывало его тиранические методы управления. Конкуренция была не врагом, а катализатором, превращавшим внутреннюю энергию компании в прорывные продукты.

Стив Джобс: почему «гений» — это проект, а не проклятие или дар Развитие, Мозг, Статья, Совершенство, Эволюция, iPhone, Стив Джобс, Мышление, Саморазвитие, Сознание, Исследования, Telegram (ссылка), Длиннопост

Глава 3: Случай. Ловец удачи и алхимик провалов

Удача — неотъемлемая часть любой истории успеха. Но особенность Джобса была не в том, что ему просто везло, а в его уникальной способности сталкиваться со случайностями, извлекать из них уроки и, что важнее, годами хранить эти «случайные» знания в памяти, чтобы в нужный момент извлечь их и превратить в конкурентное преимущество. Он был не пассивным получателем удачи, а ее активным ловцом и алхимиком, способным превращать даже горькие провалы в золото будущих побед.

Рождение в эпицентре бури. Сам факт рождения Стива Джобса в 1955 году в Сан-Франциско и взросления в самом сердце будущей Кремниевой долины — уже колоссальная удача, результат случайного стечения обстоятельств. Он попал в уникальный исторический и культурный вихрь. Здесь, в Калифорнии, смешивались контркультура хиппи с ее идеями личностной свободы и экспрессии, наследие военно-промышленного комплекса с его высокими технологиями и академическая среда Стэнфорда и Беркли. У него был доступ к таким вещам, как Homebrew Computer Club — место, где энтузиасты-любители обменивались идеями и деталями. Для подростка из другого штата или, тем более, другой страны, подобный доступ был бы немыслим. Эта среда дала ему не только знания, но и смелость думать, что один человек может изменить мир с помощью технологии. Это была удача места и времени.

Случайная встреча с каллиграфией: хранение «зерна». История с курсами каллиграфии в Рид-колледже — хрестоматийный пример. Он записался на них из чистого любопытства, от скуки, после отчисления. Это был абсолютно случайный, ни к чему не обязывающий выбор, диктуемый сиюминутным интересом и отсутствием обязательной программы. Никакого стратегического расчета там не было. Но именно эта случайность, помноженная на его феноменальную память и врожденное эстетическое чутье, пролежала в его сознании словно семя, чтобы годы спустя, когда у него появилась власть и ресурсы, дать росток. Большинство людей, пройдя такой курс, получили бы приятные впечатления и забыли о них. Джобс же превратил это знание в краеугольный камень философии удобочитаемости и дизайна персонального компьютера. Он был не просто любопытен; он был системно любопытен, и его ум был настроен на извлечение пользы из, казалось бы, бесполезного опыта.

Увольнение из Apple в 1985 году казалось абсолютным крахом, публичным унижением и концом карьеры. Для его огромного эго это было сокрушительным ударом. Однако, с высоты последующих лет, это событие видится величайшей удачей в его жизни. Именно в вынужденной «ссылке» он основал две компании: NeXT и Pixar. NeXT, хотя и не стала коммерчески успешной, позволила Джобсу отточить свои управленческие навыки на собственных ошибках, без давления биржевых ожиданий Apple. Он построил компанию с нуля, с идеальным, с его точки зрения, продуктом. Технологии и софт NeXT впоследствии стали фундаментом для возвращения Джобса в Apple и легли в основу macOS и iOS. Но главный приз был в другом — в Pixar. Купив подразделение у Джорджа Лукаса, Джобс вложил миллионы в, по сути, побочный для себя проект — компьютерную анимацию. Он был инвестором и владельцем, но долгое время не понимал творческой стороны процесса. Путь Pixar к успеху был мучительным и дорогим. Однако финальный результат — «История игрушек» — стал мировой сенсацией, изменив индустрию анимации и принеся Джобсу не только колоссальное богатство (после IPO Pixar), но, что важнее, беспрецедентный кредит доверия и статус визионера, который видит будущее. Этот успех, достигнутый вне Apple, и провал самой Apple без него стали теми козырями, которые позволили ему триумфально вернуться в 1997 году. Без этого «прожигающего» опыта изгнания, без уроков смирения и управления, полученных в NeXT и Pixar, не было бы того зрелого, стратегически мыслящего, мудрого Джобса 2000-х, который привел Apple к невиданным высотам. Провал был переплавлен в успех.

Стив Джобс: почему «гений» — это проект, а не проклятие или дар Развитие, Мозг, Статья, Совершенство, Эволюция, iPhone, Стив Джобс, Мышление, Саморазвитие, Сознание, Исследования, Telegram (ссылка), Длиннопост

Глава 4: Наследие. Можно ли повторить успех? Уроки «проекта» под названием «Гений»

Урок Стива Джобса для последующих поколений предпринимателей и инноваторов заключается отнюдь не в том, что нужно носить черную водолазку и быть грубым с сотрудниками. Слепое копирование внешних атрибутов без понимания сути — верный путь к провалу. Его истинное наследие — это не персональный культ, а система принципов и подходов, которые можно и нужно анализировать и, в адаптированном виде, применять.

Повторить личность — нельзя и не нужно. Его специфическая, часто токсичная смесь харизмы, нетерпимости, перфекционизма и психологического манипулирования была продуктом его уникальной личной истории: травмы от отказа биологических родителей, опыта хиппи-коммуны, раннего успеха и столь же раннего публичного падения. Это сложный и во многом деструктивный коктейль. Попытка воспроизвести его стиль управления без его контекста и, что важнее, без его безошибочного вкуса приведет лишь к созданию токсичной среды, которая отпугнет таланты и не произведет на свет ничего выдающегося.

Но, повторить принципы — можно и необходимо.

  1. Инвестируйте время и деньги в широкий контекст. Курсы каллиграфии, интерес к дизайну мебели Баухаус, буддизм, музыка Боба Дилана — для инженера 70-х это было отвлечением. Для Джобса это были инвестиции в будущий вкус. Он понимал, что технологии существуют не в вакууме, а в культурном контексте. Великие продукты находятся на стыке технологии и гуманитарных наук (Apple даже наносила этот лозунг на свои сумки для ноутбуков). Сегодня это значит: поощряйте любопытство за пределами своей непосредственной области, изучайте искусство, архитектуру, психологию, биологию. Следующая прорывная идея может прийти из аналогии с совершенно другой дисциплиной.

  2. Собирайте вокруг себя людей лучше вас и доверяйте их экспертизе. Джобс был не лучшим инженером (Возняк), не лучшим дизайнером (Айв), не лучшим операционным менеджером (Тим Кук). Но он был лучшим в подборе этих людей и создании среды, где их гений мог быть реализован, пусть и под его жестким давлением. Ключевой навык лидера — не знать всё, а уметь распознавать талант и выстраивать систему, в которой этот талант принесет максимальную пользу.

  3. Придавайте смысл случайностям. Воспитайте в себе системное любопытство. Любая встреча, любая прочитанная книга, любое посещенное мероприятие — это потенциальное «зерно». Задача в том, чтобы быть достаточно восприимчивым, чтобы его поймать, и иметь в голове достаточный объем знаний, чтобы это зерно могло за что-то «зацепиться». Не бывает бесполезного опыта, бывает опыт, пользу от которого вы еще не увидели.

  4. Провалы следует рассматривать не как тупики, а как стратегические активы. Каждое поражение содержит в себе уникальный ресурс — будь то опыт, нетривиальные связи или неожиданно открывшаяся возможность. Искусство заключается в том, чтобы провести холодную инвентаризацию последствий неудачи, извлечь из неё всё ценное и конвертировать этот капитал в следующую, более осознанную попытку. Умение превращать негативный опыт в топливо для будущего роста — это ключевой навык, отделяющий тех, кто застревает в прошлом, от тех, кто использует его как трамплин.

Сегодняшний мир, перенасыщенный технологиями и испытывающий кризис идей, нуждается не в меньшем, а в большем количестве «джобсов» — людей, которые видят целое там, где другие видят разрозненные детали, которые способны навязать рынку свое видение, а не слепо следовать за фокус-группами. Но для этого необходимо совершить интеллектуальное усилие и отказаться от удобного, но лживого мифа о гении-одиночке. Нужно начать кропотливо строить его из трех основных кирпичей: осознанного, целенаправленного труда, построения правильной творческой и профессиональной среды и воспитания в себе чуткости, чтобы разглядеть удачу в случайном стечении обстоятельств и вовремя за нее ухватиться.

А с работающим алгоритмом успеха от Стива Джобса вы можете познакомиться в этом посте

Показать полностью 3
357

Александр Флеминг: Забытый гений за тенью пенициллина

Александр Флеминг: Забытый гений за тенью пенициллина Ученые, Наука, Мышление, Исследования, Статья, Научпоп, Химия, Учеба, Физика, Книги, Telegram (ссылка), Длиннопост, Александр Флеминг, Пенициллин

Имя Александра Флеминга знают во всем мире. Его называют человеком, подарившим миру пенициллин – первый настоящий антибиотик. Это открытие перевернуло медицину и спасло миллионы жизней. Его звездный момент наступил в 1928 году. Тогда Флеминг заметил необычную вещь: вокруг пятна плесени в забытой чашке Петри бактерии погибли. Это была плесень Penicillium notatum. За это открытие он получил Нобелевскую премию в 1945 году, разделив ее с Говардом Флори и Эрнстом Чейном. Но за славой "отца пенициллина" для большинства людей исчез образ настоящего ученого. Его вклад в науку был гораздо шире. Путь к великому открытию начался задолго до той знаменитой чашки.

Из Шотландии в лабораторию: Начало пути

Александр Флеминг родился 6 августа 1881 года в Шотландии. Его семья была простой, фермерской. Путь в большую науку оказался не прямым. Сначала он переехал в Лондон и работал клерком. Судьба изменилась, когда он получил наследство от дяди. Эти деньги позволили ему исполнить мечту – стать врачом. В 1906 году он блестяще закончил медицинскую школу при больнице Святой Марии. С этого момента его жизнь была связана с этой больницей. Большое влияние на него оказал известный бактериолог сэр Алмрот Райт.

Флеминг быстро показал себя талантливым исследователем. Его главными интересами стали инфекции, иммунитет и поиск веществ, способных убивать вредные бактерии, не вредя при этом человеку. Он был мастером лабораторной работы, очень внимательным к деталям. Но у него была и другая черта – его рабочий стол часто был в беспорядке. Как выяснилось позже, иногда это приводило к счастливым случайностям.

Лизоцим: Важное открытие до пенициллина (1921)

За семь лет до истории с плесенью Флеминг сделал другое важное открытие. Оно само по себе могло бы прославить его имя. В 1921 году у ученого был сильный насморк. Он капнул немного слизи из своего носа в чашку Петри, где росли бактерии. Каково же было его удивление, когда бактерии вокруг капли погибли!

Александр Флеминг: Забытый гений за тенью пенициллина Ученые, Наука, Мышление, Исследования, Статья, Научпоп, Химия, Учеба, Физика, Книги, Telegram (ссылка), Длиннопост, Александр Флеминг, Пенициллин

Флеминг стал исследовать этот феномен. Он обнаружил, что причиной гибели бактерий был особый фермент. Этот фермент содержался не только в носовой слизи, но и в слезах, слюне, яичном белке, многих тканях человека и животных. Ученый назвал его лизоцимом (от греческих слов "растворение" и "закваска").

Лизоцим стал первым известным природным антибактериальным ферментом. Он – часть нашей естественной защиты, врожденного иммунитета. Его действие простое: он разрушает стенки определенных бактерий (в основном безвредных), буквально растворяя их. Флеминг детально изучил лизоцим, опубликовал результаты. Он даже надеялся, что лизоцим станет мощным лекарством. Прямая медицинская польза лизоцима оказалась ограниченной – он плохо действует на опасные болезнетворные бактерии. Но его открытие было очень важным по другим причинам:

  1. Лизоцим показал, что в самом организме есть вещества, борющиеся с бактериями. Это открыло новое направление в иммунологии.

  2. Флеминг разработал способы выделять и изучать такие вещества. Позже эти же методы пригодились для работы с пенициллином.

  3. Открытие лизоцима подсказало мысль искать другие природные "убийцы бактерий". Именно этот путь привел Флеминга к пенициллину. Сам ученый признавал: без опыта с лизоцимом он, возможно, просто выбросил бы ту заплесневевшую чашку как испорченный эксперимент.

Пенициллин: Случайность и гениальная догадка (1928)

История открытия пенициллина в сентябре 1928 года теперь известна всем. Вернувшись из отпуска, Флеминг обнаружил в стопке немытых чашек одну необычную. Вокруг пятна плесени колонии стафилококков растворились. Важно не то, что он заметил это. Важно, что он сделал после. Менее внимательный человек просто выбросил бы чашку. Флеминг задал правильные вопросы: Что убило бактерии? Может ли это вещество помочь людям?

Александр Флеминг: Забытый гений за тенью пенициллина Ученые, Наука, Мышление, Исследования, Статья, Научпоп, Химия, Учеба, Физика, Книги, Telegram (ссылка), Длиннопост, Александр Флеминг, Пенициллин

Ученый определил плесень как Penicillium. Он выделил из нее жидкость (фильтрат) и назвал ее "пенициллином". Начались интенсивные исследования. Флеминг установил ключевые вещи:

  • Пенициллин подавляет рост многих опасных бактерий (стафилококки, стрептококки, пневмококки и другие).

  • Он не ядовит для белых кровяных клеток (лейкоцитов) и подопытных животных даже в больших дозах.

  • Его можно использовать наружно, как антисептик для ран.

В 1929 году Флеминг опубликовал свои результаты. Казалось бы, мир должен был обрадоваться. Но потенциал пенициллина остался нереализованным больше десяти лет. Почему? Вещество было очень нестабильным. Его было невероятно сложно получить в достаточном количестве. Еще сложнее было очистить для введения в кровь (инъекций). Флеминг был блестящим наблюдателем и биологом, но у него не было ресурсов и, возможно, глубоких знаний в химии, чтобы решить эти проблемы. Он использовал неочищенный пенициллин для лечения поверхностных инфекций. Он пытался заинтересовать химиков, но безуспешно. Пенициллин оставался лабораторной диковинкой.

Незаслуженно забытые герои: Флори и Чейн

Здесь в историю пенициллина входят люди, которых часто забывают, говоря о Флеминге. В конце 1930-х годов в Оксфорде работала группа ученых. Ею руководили Говард Флори и Эрнст Чейн. Они систематически искали природные вещества, способные убивать бактерии. В ходе этой работы они наткнулись на статью Флеминга 1929 года. Они сразу поняли огромный потенциал пенициллина.

Александр Флеминг: Забытый гений за тенью пенициллина Ученые, Наука, Мышление, Исследования, Статья, Научпоп, Химия, Учеба, Физика, Книги, Telegram (ссылка), Длиннопост, Александр Флеминг, Пенициллин

Флори, Чейн и их команда взялись за титанический труд. Им нужно было выделить чистое вещество, наладить его производство в больших масштабах, очистить и проверить на людях. Работа была невероятно сложной. Особенно трудно было во время Второй мировой войны. Но их усилия увенчались успехом. К 1943 году пенициллин начал спасать жизни раненых солдат и мирных жителей. Он стал настоящим "чудо-лекарством".

Нобелевский комитет в 1945 году поступил справедливо. Премию разделили между Флемингом (за первоначальное открытие), Флори и Чейном (за разработку производства и применение в медицине). Но в сознании обычных людей закрепился только Флеминг. Его имя стало синонимом пенициллина. Роль Флори и Чейна осталась в тени.

Что еще сделал Флеминг? Не только пенициллин и лизоцим

Хотя лизоцим и пенициллин – главные открытия Флеминга, его научный вклад этим не ограничивался. Он был авторитетным ученым в области бактериологии и иммунологии. Вот другие важные направления его работы:

  1. Тест на чувствительность к антибиотикам: Флеминг разработал и широко внедрил простой, но очень важный метод. Он позволял быстро проверить, какой антибиотик подействует на бактерии, вызвавшие болезнь у конкретного пациента. Этот тест делали прямо в чашке Петри. Он стал основой для современных методов подбора антибиотиков и до сих пор часто называется его именем. Это был прорыв в выборе правильного лечения.

  2. Борьба с сифилисом: Флеминг был одним из первых врачей в Британии, кто начал применять препараты мышьяка (сальварсан) для лечения сифилиса. Эта болезнь тогда была настоящим бичом. Он внес вклад в разработку более эффективных схем лечения.

  3. Вакцинотерапия: Работая с сэром Райтом, Флеминг участвовал в исследованиях по лечению инфекций с помощью вакцин. Идея была в том, чтобы вводить убитых или ослабленных бактерий для стимуляции иммунитета больного. Хотя сам метод имел ограничения, эта работа помогла лучше понять, как работает иммунная защита.

  4. Практические изобретения: У Флеминга были патенты на лабораторное оборудование и методы. Он придумал усовершенствованные инкубаторы для выращивания бактерий и приборы для точного дозирования жидкостей при лабораторных посевах. Эти изобретения не так громки, но они сделали работу микробиологов по всему миру проще и точнее.

Александр Флеминг: Забытый гений за тенью пенициллина Ученые, Наука, Мышление, Исследования, Статья, Научпоп, Химия, Учеба, Физика, Книги, Telegram (ссылка), Длиннопост, Александр Флеминг, Пенициллин

Александр Флеминг умер в 1955 году. Он был национальным героем Великобритании и мировой знаменитостью. Его открытие пенициллина положило начало эре антибиотиков. Однако сводить всю его долгую и плодотворную научную карьеру только к этой единственной, пусть и грандиозной, удаче – большая несправедливость.

История Флеминга — это не только про плесень и Нобелевку. Меня всегда задевало, как легко мы превращаем реальных людей в мифы, забывая настоящую драму, ошибки и человеческие качества за громкими открытиями. В своем Telegram-канале я разобрал эту историю под другим углом: что она говорит нам о ценности "неудач", упрямстве перед лицом непонимания и о том, как часто настоящие герои остаются в тени. Это размышление вышло далеко за рамки статьи. Если вам близка тема "человеческого" за историческими фактами — заглядывайте.
P.S. В канале я делюсь мыслями о книгах, саморазвитии и личных инсайтах. Иногда такие вот исторические параллели.

Показать полностью 5
4

Евгений Сандов — отец современного бодибилдинга


В мире, где бодибилдинг стал глобальным феноменом с многомиллионными индустриями добавок, тренажеров и соревнований, трудно представить, что у истоков этой культуры стоял один человек. Этим человеком был Евгений Сандов, фигура, чье влияние на физическое развитие человечества трудно переоценить. Рожденный Фридрихом Вильгельмом Мюллером в прусском Кенигсберге 2 апреля 1867 года, он создал философию, систему и эстетический идеал, ставшие фундаментом современного культуризма и фитнеса. Сандов по праву считается первым в истории бодибилдером в современном понимании этого слова.

Детство Сандова не предвещало будущей славы «сильнейшего человека». Он был болезненным и хилым ребенком. Однако судьбоносным стало посещение Италии в подростковом возрасте, где он попал под очарование греческой и римской культуры. Совершенные пропорции скульптур произвели на него неизгладимое впечатление. Именно тогда в нем зародилась цель развить свое тело до уровня этих классических образцов, достичь идеала физического совершенства. Эта эстетическая цель принципиально отличала его от цирковых силачей того времени, чьи выступления фокусировались на грубой демонстрации мощи часто при неразвитой, скрытой жиром мускулатуре.

Сандов начал свой путь к силе под руководством отца, но настоящим прорывом стало знакомство с профессором Аттилой (Луисом Дурлахером), знаменитым силачом и импресарио. Аттила не только обучил юношу основам силовой тренировки и цирковым номерам, но и дал ему сценический псевдоним – «Евгений Сандов», звучавший более экзотично и рыночно, чем Фридрих Мюллер. Работа в цирке Аттилы стала для Сандова школой выживания и мастерства. Он освоил сложнейшие силовые трюки: удержание платформы с лошадьми и людьми, разрывание цепей, поднятие тяжестей одной рукой. Но Сандову было тесно в рамках просто демонстрации силы. Его амбиции и уникальный подход к развитию тела, ориентированный на симметрию и рельеф, вскоре привели к разрыву с учителем.

Евгений Сандов — отец современного бодибилдинга Книги, Биография, Актеры и актрисы, Бодибилдинг, Знаменитости, Мозг, Спорт, Длиннопост

Началась эпоха самостоятельных гастролей Сандова по Европе и Америке. Его шоу были театрализованными действами, где он позировал, демонстрируя свою невероятно развитую и пропорциональную мускулатуру. Этот акт «позирования» был революционным. Впервые публика видела не просто мощь, а красоту человеческого тела, доведенную до скульптурного совершенства сознательными тренировками. Сандов сознательно копировал позы античных статуй, подчеркивая бицепсы, трицепсы, грудные мышцы, пресс и спину. Он превратил свое тело в произведение искусства, а его демонстрацию – в главный аттракцион. Легендарным стал его «силовой поединок» со львом: Сандов выходил в клетку, и когда разъяренный хищник бросался на него, он ловил его, удерживал за шею и отбрасывал. Этот номер, сочетавший невероятную храбрость с демонстрацией силы и контроля, сводил публику с ума.

Однако сила Сандова была не мифом. Его рекорды впечатляют даже по современным меркам. Он мог одной рукой выжать штангу весом 122 кг, удерживал на вытянутых руках гири по 27 кг в каждой в течение нескольких секунд, делал сальто назад с 1,5-пудовыми (около 24 кг) гирями в руках и приземлялся в стойку на одной руке. Он отжимался 200 раз за 4 минуты и делал стойку на одной руке на стеклянных бокалах.

Гений Сандова проявился и в его системном подходе к развитию тела. Он понимал, что его успех – результат не врожденных данных, а продуманной методики. Будучи самоучкой, он экспериментировал, изучал анатомию и разработал собственную систему физического развития, основанную на прогрессивном сопротивлении с использованием гантелей и собственного веса тела. Его книга «Система физического тренинга» (1894), а позже «Сила и как ее обрести» (1897) стали бестселлерами и первыми в мире методическими пособиями по построению тела. Сандов детально описывал упражнения (многие из которых используются до сих пор: сгибания рук, жимы, приседания, отжимания), принципы прогрессии нагрузок, важность правильного дыхания и восстановления. Он был ярым противником изнуряющих нагрузок, пропагандируя умеренность, регулярность и внимание к самочувствию.

Сандов популяризировал использование гантелей как доступного инструмента для домашних тренировок. Более того, он наладил производство и продажу специальных регулируемых гантелей «Sandow’s Dumb-bell» через сеть магазинов и по почте, став, по сути, пионером фитнес-индустрии и торговли спортивным оборудованием. Его система была адресована не только атлетам, но и обычным людям, мужчинам и женщинам, детям и пожилым, подчеркивая универсальную пользу физической культуры для здоровья, осанки и жизненного тонуса.

Евгений Сандов — отец современного бодибилдинга Книги, Биография, Актеры и актрисы, Бодибилдинг, Знаменитости, Мозг, Спорт, Длиннопост

Сандов был невероятно дальновидным маркетологом и популяризатором. Он понимал силу образа и медиа. Его фотографии в обнаженном виде или в набедренной повязке, демонстрирующие мускулатуру, печатались на открытках, плакатах и в журналах, становясь эталонами мужской красоты для целой эпохи. Он снялся в нескольких немых фильмах. Он основал журнал «Physical Culture» и сеть студий физической культуры «Институты Силы Сандова» по всему миру, где преподавали его систему. Его именем называли пищевые добавки и шоколад. Он стал первым в мире «фитнес-гуру» с глобальным именем и брендом.

Венцом его усилий по популяризации идеала развитого тела стал первый в истории конкурс красоты атлетического сложения, проведенный 14 сентября 1901 года в лондонском Королевском Альберт-Холле. Сандов сам отбирал участников (предварительно оценив около 2000 фотографий) и выступил главным судьей. Критериями оценки были симметрия, гармония пропорций, общее развитие мускулатуры и состояние кожи – те самые принципы, которые легли в основу современного конкурсного бодибилдинга. Победитель, Уильям Л. Мюррей из Ноттингема, получил золотую статуэтку самого Сандова работы скульптора Фредерика Помера, ставшую прообразом легендарной статуэтки «Мистер Олимпия». Этот конкурс стал символическим актом рождения бодибилдинга как соревновательной дисциплины, отделенной от цирковой силовой атлетики.

Жизнь «отца бодибилдинга» оборвалась трагически и неожиданно 14 октября 1925 года. По одной из версий, он умер от кровоизлияния в мозг, пытаясь одной рукой вытащить свой автомобиль из кювета. По другой, менее героической, причиной стал сифилис. Тем не менее, его наследие оказалось невероятно прочным.

Имена таких титанов бодибилдинга XX века, как Чарльз Атлас (ученик одного из учеников Сандова), Джо Вейдер и, конечно, Арнольд Шварценеггер, стоят на плечах этого прусского силача. Самый престижный титул в современном бодибилдинге, «Мистер Олимпия», вручается победителю вместе со статуэткой, изображающей Евгения Сандова. Это красноречивое свидетельство того, что индустрия помнит и чтит своего основателя.

Показать полностью 2
Отличная работа, все прочитано!