4

Евгений Сандов — отец современного бодибилдинга


В мире, где бодибилдинг стал глобальным феноменом с многомиллионными индустриями добавок, тренажеров и соревнований, трудно представить, что у истоков этой культуры стоял один человек. Этим человеком был Евгений Сандов, фигура, чье влияние на физическое развитие человечества трудно переоценить. Рожденный Фридрихом Вильгельмом Мюллером в прусском Кенигсберге 2 апреля 1867 года, он создал философию, систему и эстетический идеал, ставшие фундаментом современного культуризма и фитнеса. Сандов по праву считается первым в истории бодибилдером в современном понимании этого слова.

Детство Сандова не предвещало будущей славы «сильнейшего человека». Он был болезненным и хилым ребенком. Однако судьбоносным стало посещение Италии в подростковом возрасте, где он попал под очарование греческой и римской культуры. Совершенные пропорции скульптур произвели на него неизгладимое впечатление. Именно тогда в нем зародилась цель развить свое тело до уровня этих классических образцов, достичь идеала физического совершенства. Эта эстетическая цель принципиально отличала его от цирковых силачей того времени, чьи выступления фокусировались на грубой демонстрации мощи часто при неразвитой, скрытой жиром мускулатуре.

Сандов начал свой путь к силе под руководством отца, но настоящим прорывом стало знакомство с профессором Аттилой (Луисом Дурлахером), знаменитым силачом и импресарио. Аттила не только обучил юношу основам силовой тренировки и цирковым номерам, но и дал ему сценический псевдоним – «Евгений Сандов», звучавший более экзотично и рыночно, чем Фридрих Мюллер. Работа в цирке Аттилы стала для Сандова школой выживания и мастерства. Он освоил сложнейшие силовые трюки: удержание платформы с лошадьми и людьми, разрывание цепей, поднятие тяжестей одной рукой. Но Сандову было тесно в рамках просто демонстрации силы. Его амбиции и уникальный подход к развитию тела, ориентированный на симметрию и рельеф, вскоре привели к разрыву с учителем.

Евгений Сандов — отец современного бодибилдинга Книги, Биография, Актеры и актрисы, Бодибилдинг, Знаменитости, Мозг, Спорт, Длиннопост

Началась эпоха самостоятельных гастролей Сандова по Европе и Америке. Его шоу были театрализованными действами, где он позировал, демонстрируя свою невероятно развитую и пропорциональную мускулатуру. Этот акт «позирования» был революционным. Впервые публика видела не просто мощь, а красоту человеческого тела, доведенную до скульптурного совершенства сознательными тренировками. Сандов сознательно копировал позы античных статуй, подчеркивая бицепсы, трицепсы, грудные мышцы, пресс и спину. Он превратил свое тело в произведение искусства, а его демонстрацию – в главный аттракцион. Легендарным стал его «силовой поединок» со львом: Сандов выходил в клетку, и когда разъяренный хищник бросался на него, он ловил его, удерживал за шею и отбрасывал. Этот номер, сочетавший невероятную храбрость с демонстрацией силы и контроля, сводил публику с ума.

Однако сила Сандова была не мифом. Его рекорды впечатляют даже по современным меркам. Он мог одной рукой выжать штангу весом 122 кг, удерживал на вытянутых руках гири по 27 кг в каждой в течение нескольких секунд, делал сальто назад с 1,5-пудовыми (около 24 кг) гирями в руках и приземлялся в стойку на одной руке. Он отжимался 200 раз за 4 минуты и делал стойку на одной руке на стеклянных бокалах.

Гений Сандова проявился и в его системном подходе к развитию тела. Он понимал, что его успех – результат не врожденных данных, а продуманной методики. Будучи самоучкой, он экспериментировал, изучал анатомию и разработал собственную систему физического развития, основанную на прогрессивном сопротивлении с использованием гантелей и собственного веса тела. Его книга «Система физического тренинга» (1894), а позже «Сила и как ее обрести» (1897) стали бестселлерами и первыми в мире методическими пособиями по построению тела. Сандов детально описывал упражнения (многие из которых используются до сих пор: сгибания рук, жимы, приседания, отжимания), принципы прогрессии нагрузок, важность правильного дыхания и восстановления. Он был ярым противником изнуряющих нагрузок, пропагандируя умеренность, регулярность и внимание к самочувствию.

Сандов популяризировал использование гантелей как доступного инструмента для домашних тренировок. Более того, он наладил производство и продажу специальных регулируемых гантелей «Sandow’s Dumb-bell» через сеть магазинов и по почте, став, по сути, пионером фитнес-индустрии и торговли спортивным оборудованием. Его система была адресована не только атлетам, но и обычным людям, мужчинам и женщинам, детям и пожилым, подчеркивая универсальную пользу физической культуры для здоровья, осанки и жизненного тонуса.

Евгений Сандов — отец современного бодибилдинга Книги, Биография, Актеры и актрисы, Бодибилдинг, Знаменитости, Мозг, Спорт, Длиннопост

Сандов был невероятно дальновидным маркетологом и популяризатором. Он понимал силу образа и медиа. Его фотографии в обнаженном виде или в набедренной повязке, демонстрирующие мускулатуру, печатались на открытках, плакатах и в журналах, становясь эталонами мужской красоты для целой эпохи. Он снялся в нескольких немых фильмах. Он основал журнал «Physical Culture» и сеть студий физической культуры «Институты Силы Сандова» по всему миру, где преподавали его систему. Его именем называли пищевые добавки и шоколад. Он стал первым в мире «фитнес-гуру» с глобальным именем и брендом.

Венцом его усилий по популяризации идеала развитого тела стал первый в истории конкурс красоты атлетического сложения, проведенный 14 сентября 1901 года в лондонском Королевском Альберт-Холле. Сандов сам отбирал участников (предварительно оценив около 2000 фотографий) и выступил главным судьей. Критериями оценки были симметрия, гармония пропорций, общее развитие мускулатуры и состояние кожи – те самые принципы, которые легли в основу современного конкурсного бодибилдинга. Победитель, Уильям Л. Мюррей из Ноттингема, получил золотую статуэтку самого Сандова работы скульптора Фредерика Помера, ставшую прообразом легендарной статуэтки «Мистер Олимпия». Этот конкурс стал символическим актом рождения бодибилдинга как соревновательной дисциплины, отделенной от цирковой силовой атлетики.

Жизнь «отца бодибилдинга» оборвалась трагически и неожиданно 14 октября 1925 года. По одной из версий, он умер от кровоизлияния в мозг, пытаясь одной рукой вытащить свой автомобиль из кювета. По другой, менее героической, причиной стал сифилис. Тем не менее, его наследие оказалось невероятно прочным.

Имена таких титанов бодибилдинга XX века, как Чарльз Атлас (ученик одного из учеников Сандова), Джо Вейдер и, конечно, Арнольд Шварценеггер, стоят на плечах этого прусского силача. Самый престижный титул в современном бодибилдинге, «Мистер Олимпия», вручается победителю вместе со статуэткой, изображающей Евгения Сандова. Это красноречивое свидетельство того, что индустрия помнит и чтит своего основателя.