Ответы к посту
Подростки и развод

Ответ на пост «Подростки и развод»

Что есть развод родителей для ребёнка? Насилие, надругательство над ним, акт вандализма. Чем старше ребёнок, тем (при прочих равных условиях) больше он воспринимает развод, как личное оскорбление, личную (кровную) обиду.
Обида, оскорбление абсолютно неизбежно, неотвратимо вызывает в ребёнке желание кровной мести (вендетты). И пока ребёнок не отомстит ("око за око, зуб за зуб"), он не успокоится (=не исцелится от обиды, от ненависти к обидчикам).

На кого ребёнок возлагает всю ответственность (вину) за насилие (за надругательство) над ним? На обоих родителей и на ВЕСЬ мир (на всё прогрессивное человечество). На «себя» ребёнок, как правило, почти НЕ берёт никакой ответственности за развод. И именно эта "своя" без-ответственность (невиновность) становится причиной внутреннего конфликта в ребёнке и его злобы на всё окружение.

Если бы психолог мог объяснить ребёнку, что это он сам – единственная причина развода родителей, то это мгновенно избавило (исцелило) бы ребёнка от обиды, от ненависти, от жажды (жестокой и беспощадной) мести.

Если ребёнок будет знать (психолог ему в этом поможет?), что развод родителей случился по его собственной воле (по его сокровенному желанию =по его вине), он будет воспринимать развод, как нечто само собой разумеющееся – как то, чего он сам хотел (о чём сам мечтал). И тогда ребёнок ни к кому никаких претензий иметь не будет. А, значит, не будет обращать на развод вообще никакого внимания - будет абсолютно равнодушен (безразличен) к самому факту развода.

Родители (в представлении неразумного ребёнка) совершили акт агрессии (вандализма) уже тем, что родили его БЕЗ СПРОСУ (=без его согласия) в мир, в котором ему приходится бороться за жизнь (выживать) с горем пополам. А тут вдобавок они (эти козлы и придурки) ещё имеют наглость (тоже без его согласия, без спросу) лишать его полноценной семьи – делать из него неполноценного человека – глубокого инвалида.

Психолог призван (как раз) помочь ребёнку осознать желательность (выгоду) этого развода для самого ребёнка. Необходимо утешить (успокоить, ублажить) его ЭГО, его тщеславие. В противном случае ребёнок будет жить жаждой беспощадной мести. А, значит, будет заниматься само-разрушением (само-повреждением, само-едством).

Ребёнок занимается само-едством (само-уничтожением) именно потому, что воспринимает происходящее снаружи, как насилие над ним, как унижение его другими.
Психологу поэтому следует помочь ребёнку увидеть некую личную выгоду (благо) в произошедшем разводе. Ребёнок должен (абсолютно добровольно!) принять ВСЮ ответственность за развод на себя. Только в этом случае он будет полностью избавлен от потребности (жестоко и беспощадно) мстить ВСЕМ в его окружении "до победного конца", "до последней капли крови", "до последнего вдоха".

"Первая задача, помочь ребенку понять, что его вины и ответственности тут нет."

- это самое худшее, что может сделать психолог.

К счастью (?) психолог вообще НИЧЕГО НЕ может сделать - ни плохого, ни хорошего. Никакой психолог абсолютно никак не может повлиять на ребёнка. Вся "работа" ЛЮБОГО психолога - это "цирк", в котором "клоун (=психолог) весь вечер на арене". И за эту кажимость (видимость) "психологической помощи" (=за развлечение, за потеху, за смех) ему и платят.

Иначе говоря, ЛЮБОЙ психолог играет для клиента роль (дешёвой или дорогой) проститутки. Клиент вымещает на психологе (изливает на него) свою ЗЛОБУ. Оттраханный (во все дыры) клиентом психолог получает деньги и уходит. Но, нередко, становится для клиента кем-то вроде члена семьи ("милого друга"). Девиз в работе психолога - "любой каприз за ваши деньги".

У клиента (пациента) создаётся психологическая (+физическая?) зависимость от "психологической помощи" - что-то наподобие наркомании. Поэтому сам психолог (как и сам клиент!) вовсе НЕ заинтересован в исцелении клиента от психологических проблем. Им обоим нравится их сотрудничество - их сожительство (их мастурбация друг с другом) на почве психологических проблем.

"По острым иглам яркого огня
Бегу, бегу, дорогам нет конца;
Огромный мир замкнулся для меня
В арены круг и маску без лица.
Я шут, я Арлекин, я просто смех
Без имени и, в общем, без судьбы.
Какое, право, дело вам до тех,
Над кем пришли повеселиться вы?.."

Показать полностью 1

Подростки и развод

Подготовлен психологом проекта Тимуром Мурсалиевым

Работая с подростками, чьи родители развелись, я вижу следующие сложности, хотя напомню их наличие, отсутствие и сочетания, зависят от развода и отношений родителей:

1.Чувство вины.

“Я виноват в том что родители развелись, если бы я был лучше, умнее, идеальнее они бы остались вместе и всё было бы хорошо”. Часто усугубляется требованием выбрать сторону и обвинением со стороны родителей. Первая задача, помочь ребенку понять, что его вины и ответственности тут нет.

2. Снижение самооценки.

Обусловлено первым пунктом, и часто чувством отвержения (мама/папа ушла/ел от нас с мамой/папой). “Я плохой, жалкий, никчёмный и беспомощный”. Снижается (как часть самооценки) и уровень притязаний. Нужно помочь ребенку понять, принять и полюбить себя снова.

3. Появляется гнев, на себя, родителей, жизнь и мир.

Справиться с гневом и болью ребенок пока не умеет и начинаются конфликты, как с родителями, так и со сверстниками. Тут задача помочь ребенку начать понимать свои чувства, “разрешить” их ему, и дать способы совладания и принятия своих чувств вместо их подавления.


4. Стеснительность и замкнутость.

Исходя из первых двух пунктов, и при некоторой помощи окружения, ребенок приходит к выводу, что он к примеру недостоин общения со сверстниками, либо может совершить ошибку в соц. взаимодействии и получить осуждение (ты навязчивый). Появляется страх отвержения (в слишком яркой форме). Для решения работаем с пунктами 1 и 2, и обсуждаем, что отвержение - часть нашей жизни, но не повод отказываться от общения.


5. Девиантное поведение.

Алкоголизация, курение, гулянки, аутоагрессия, агрессия, эпатаж, “побеги” из дома, суицидальные мысли, намерения и действия и т.д. Во первых, это итак факторы риска подросткового возраста, просто при тяжелом разводе эти риски повышаются. К примеру чувство вины низкая самооценка и стыд могут привести к аутоагрессии а потом и суицидальным мыслям. Лично я, считаю первичным в этом пункте неосознанную попытку привлечь внимание родителей, занятых собой и своей жизнью. “Что ещё мне сделать, что бы меня увидели, и мою боль признали?”. Решается принятием, признанием чувств подростка, уважением и искренним интересом к его жизни и интересам.

6. Снижение успеваемости.

Начну с того, что образ мира ребенка, только что разбился в дребезги. У появились новые чувства и переживания. И учеба несколько потеряла в значимости. Усугубляется, непробиваемыми, требованиями успешности, со стороны родителей. "Моя жизнь рухнула, но для тебя я хочу лучшего, так что учись, игнорируй свои сложности и боль, ради слова "надо". Я хочу для тебя лучшей жизни!" и прочее в том же ключе.

Помогает, право на чувства, обсуждение и принятие. Ребенку важно понимать, что его будут любить, вне зависимости от успехов.

7. Нарушение доверия и страх повторения родительской модели.

"Я не смогу сам/а построить семью когда вырасту, меня предадут или я облажаюсь". Я бы рекомендовал психотерапию.

Есть и много других последствий, но они более частные. К примеру, отдалившись, отец выражает свою любовь только через деньги, у ребёнка формируется концепт деньги=любовь. А потом отец выдает: "тебе от меня нужны только деньги". И этим объясняет разрыв отношений с ребёнком. Или мать выходит замуж снова, ее партнер хороший человек, и искренне пытается наладить отношения с ребенком, в семье появляются новые дети и вот подросток уже и не ребенок, а няня/уборщик. И прочее и прочее с оттенками и нюансами.

Могу сказать с полной уверенностью, что наиболее эффективной, в ситуации развода, является работа не с подростком, а с родителями.

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!