Свежие публикации

Здесь собраны все публикуемые пикабушниками посты без отбора. Самые интересные попадут в Горячее.

28 Ноября 2017

Что стоит изучать в школе

Некоторое время назад мы обсуждали в узком кругу, что стоило бы изучать в школе. А сегодня я прочитал пост Россияне хотят, чтобы их детям преподавали ПДД и основы военной подготовки, а не религии и решил поделиться своими соображениями с широкой аудиторией Пикабу. Я тоже считаю, что ПДД стоило бы ввести в школьную программу, а религии - как факультатив. Что же еще стоит добавить, а что - выкинуть?


В начальной школе учат читать, писать и считать, эти знания люди используют каждый день, это знания, жизненно необходимые. В старшей школе учат более сложным вещам: всякие логарифмы и квадратные уравнения в математике, даты из истории, по литературе - произведения, которые взрослые писали для взрослых, при чем в реалиях прошлых веков. Эти знания пригождаются только тем, кто идет в ВУЗ по соответствующему профилю, причем непрофильные предметы можно смело забыть - больше никогда в жизни ими пользоваться не придется. Программу младшей школы (примерно до 5-го класса) менять смысла нет. Все мои предложения относятся к программе 6-го класса и далее.


Речь идет об общеобразовательной школе, в которую ходят 100% населения (по крайней мере с 6-го по 8-й (9-й) классы. Впрочем, когда я учился, абсолютное большинство училось до 11-го класса (тогда была 11-летка, не уверен, что все так и осталось, но не в этом суть). В районе 5-го класса ребенок или его родители и так понимают, на что он способен, и готовят (или не готовят) ребенка к дальнейшему обучению в зависимости от способностей (сужу по опыту своему и своих школьных знакомых). Однако школьник вынужден посещать все предметы, есть у него к ним интерес или нет. Часто выходит так, что кто собрался идти на гуманитария, не учит технарские предметы, и наоборот. В итоге изучение непрофильных предметов - пустая трата времени школьника.


Думаю, было бы правильнее потратить это время на те вещи, которые реально пригодятся в жизни. Например, сейчас большинство или имеет машину, или имеет родственников/знакомых с машиной, или просто может время от времени пользоваться услугами каршеринга. Однако для этого надо пройти обучение правилам дорожного движения и сдать экзамен. Почему бы не сделать это в школе? Права можно выдавать в 18 лет, если экзамен в школе сдан. Еще пример: незнание законов не освобождает от ответственности, а знание - зачастую наоборот. Не все попадают в передряги, требующие знания законов, но всем бы пригодилось иметь какое-то представление, что закон говорит о тех или иных жизненных ситуациях, в которых мы оказываемся. Почему бы не изучать юриспуденцию в школе? Это непростой предмет, сравнимый с той же математикой по сложности, но, в отличие от математики, он основан на глубоком понимании жизни. И может быть очень интересен при правильной подаче материала. Третий пункт, от которого у меня бомбит больше всего: здоровье. Абсолютно всем надо заботиться о своем организме: ему нужен осмотр, профилактика, а иногда и лечение. Однако медицины как предмета в школе нет - вместо этого биология про пестики и тычинки, интересные только будущим агрономам. Где логика?


Часто говорят: "Школа должна учить ребенка думать". Я с этим не согласен. Это все отговорки учителей на вопрос "почему в школе учат тому, что не нужно на практике". Умение думать не приносит пользу само по себе, пользу приносит владение конкретными знаниями и умениями. Более того, "умение думать" нельзя даже толком определить и проверить. Вот как бы вы организовали экзамен на "умение думать"? Как определить, что школьник 1 учился хорошо и научился думать, а школьник 2 - нет? Я предлагаю изучать только те предметы, которые имеют конкретные приложения и приносят конкретную пользу в жизни. Более того, по каждой теме каждого предмета должен быть тест/контрольная/экзамен. Например, изучаем надевание противогаза на ОБЖ - каждый должен сдать норматив на одевание на время. Вы сомневаетесь, надо ли абсолютно всем школьникам уметь надевать конкретную модель противогаза за контрольное время? Тогда может быть не стоит это и изучать? А лучше потратить время на что-то более полезное.


Немного погуглив, я нашел статистический сборник Индикаторы образования - 2016. В нем на 141-й странице есть такая очень интересная таблица:

Что стоит изучать в школе Школа, Религия, ПДД, ВУЗ, Образование, Медицина, Химия, Физика, Длиннопост

Это количество выпускников ВУЗов по тем или иным группам специальностей. Я сложил эти цифры (загнав таблицу в эксель) и посчитал, что, например, физика нужна для 106.2 тыс человек из 439 тыс всего выпустившихся, что составляет менее 25%. На одной из предыдущих страниц того статистического сборника написано, что около 80% школьников планируют продолжить обучение после школы. То есть где-то 20% школьников учат физику с химией в надежде поступить в ВУЗ или техникум соответствующего профиля. Зачем заставлять остальные 80%?


Было бы логично, кроме предметов, нужных для всех, выделить предметы, нужные только для выбравших определенное направление. Направления могут быть, например, такими: естественно-научное, гуманитарное, медицинское. В естественно-научном будут физика, геометрия, химия, черчение. В гуманитарном вместо них будут 2-й и 3-й иностранные языки, история живописи, история архитектуры, или что там еще этим гуманитариям нужно для профессии.


В общем, после затянувшегося вступления - та-дам - мои предложения по школьному курсу для школы в идеальном мире:


- Обучение правилам дорожного движения и вождению. Чтобы в школе сдать все экзамены, а на 18 лет выдали права. Кто не способен (дальтоник, например) - освобождение от вождения, как есть освобождение от физкультуры (ПДД пусть учат все, будет меньше тупых пешеходов).

- Обществознание - основы права. Какие есть законы (гражданский кодекс, уголовный и т.п.), примеры решения жизненных ситуаций по законам.

- Финансовая грамотность. Основы бух. учета на примере личных финансов. Банковские вклады, кредиты, ипотека, вот это все. Заодно изучить сопутствующую математику - она в финансах достаточно продвинутая: формулы, функции, экспоненты и логарифмы - если брать, например, расчет сложного процента или ипотеки.

- Метод слепой 10-пальцевой печати - очень пригодится тем, кто будет в жизни работать с компьютером, то есть по нашим временам практически всем.

- Продвинутый юзер ворда, экселя, фотошопа (их бесплатных аналогов)

- На уроках труда: починить розетку, прочистить туалет, поклеить обои, врезать дверную ручку.

- Русский язык: пишем личные письма, деловые сообщения, составляем резюме, сочиняем сообщения в блогах и на форумах (как основы журналистики).

- Биологию заменяем на медицину. Приемы оказания первой помощи. Лечение наиболее распространенных болезней. Как распознать инсульт у дедушки. Как понять, что хватит пить аспирин и пора к врачу. Как отличить медицину от гомеопатий всяких. Саму биологию с пестиками и тычинками оставляем для тех, кто выбрал медицинское/ветеринарное/сельскохозяйственное направление.

- Вместо ИЗО чтобы учили грамотно фотографировать и снимать видео.

- История должна преподаваться всем как элемент общего мировоззрения. Это очень важная дисциплина, а сейчас ее учат ну совсем никак. Ее должно быть больше и учить должны лучше. Для этого я предлагаю объединить ее с литературой. Так мы убиваем 2 зайцев: с одной стороны, погружаясь в книги, дети лучше поймут исторические моменты. С другой стороны, школьная литература сейчас мало кому интересна как развлекательное чтиво, а вот как иллюстрация к урокам истории - вполне годно, на мой взгляд.

- Психология семейной жизни и технические вопросы половых отношений - отчего залетают, как уберечься от нехороших болезней. Как планировать семейную жизнь, чтобы не разводиться через год.

- Физику, химию, астрономию, геометрию и математику сверх финансовых приложений изучать для выбравших естественно-научное направление. Гуманитарии вместо этого изучают 2-й и 3-й иностранные языки, историю живописи, историю архитектуры и все такое прочее - тут я не очень компетентен, чего бы им посоветовать.


Мы живем в светском, либеральном, демократическом государстве. И школа должна воспитывать соответствующее мировоззрение: разумный взгляд на мир, свободу от религиозных и политических догм. Школа должна дать понять, что проблемы надо решать с помощью разума, и давать примеры, как люди своим умом и знаниями побеждали других людей и объективные трудности. Кроме воспитания мировоззрения школа должна давать общий взгляд мироустройство, некий минимум, необходимый каждому.


Сейчас школа дает набор знаний, не имеющих приложения в жизни. Какой вывод можно из этого сделать на месте школьника? Что наука - бесполезное устройство пыток, имеющее целью угнетать нормальных людей и поощрять зубрилок. Что на самом деле все не так, как написано в учебниках, хочешь узнать как - иди куда-нибудь в другое место, а не в школу. Ну а если в школьную программу включат такие предметы, как шахматы и религию - это просто насилие через лишение детей свободы с целью потешить чье-то самолюбие.

Показать полностью 1

Детская логика порой мудрее

Сестра вдруг решила начать смотреть "Лост", не смотря на мои уверения не делать этого

7-летний сын постоянно комментирует происходящее. Дальше с ее слов:


"В момент, когда построили плот и потом героически все его тащили на воду, и так это тяжело им давалось, да и тащить далеко, ребенок заорал: "Эй, странные люди, зачем вы построили его так далеко от воды?"


И ведь это только начало сериала, а учитывая весь нелогичный трындец в сценарии, с нетерпением жду сборника комментов))


Сестра моя, племянник мой, тег "мое")

Для Windows готовят крупнейшее изменение пользовательского интерфейса со времён Windows 95

Новый интерфейс будет основан на вкладках, когда в одном и том же окне можно запускать несколько различных приложений. Скорее всего, такая оболочка предназначена  для UWP приложений, но Microsoft может добавить некоторые "простые" программы, например Notepad.

Для Windows готовят крупнейшее изменение пользовательского интерфейса со времён Windows 95 Windows 10, Microsoft, Ui, Вкладки, Видео

Ниже представлено видео, показывающее принципы работы данного интерфейса.

Показать полностью 1 1

Есть вопрос — нужен ответ. Поможете?

На Пикабу появился новый раздел — Эксперты. Лента с вопросами от пользователей, которым нужна помощь с поиском ответа или просто совет от человека, обладающего опытом и экспертизой. 

Вот несколько вопросов, где еще не смогли разобраться в теме и дать ответ. Может, вы сможете помочь?

Мечник (Swordsman), моя проба

Мечник (Swordsman), моя проба Оригами, Я сделяль, Длиннопост
Мечник (Swordsman), моя проба Оригами, Я сделяль, Длиннопост
Мечник (Swordsman), моя проба Оригами, Я сделяль, Длиннопост
Мечник (Swordsman), моя проба Оригами, Я сделяль, Длиннопост

Камера 2 Мп, уж простите =)

Показать полностью 4

Продолжительность периода обращения вокруг звезды планет Солнечной системы.

Продолжительность периода обращения вокруг звезды планет Солнечной системы. Космос, Планета

Источник: https://t.me/kosmostime

Почти зима

Почти зима Фотография, Зима, Осень
Почти зима Фотография, Зима, Осень
Почти зима Фотография, Зима, Осень

Canon 700D + Sigma 30 mm

Показать полностью 2

Неожиданное нападение, неожиданное отражение удара!

Неожиданное нападение, неожиданное отражение удара! Кот, Животные, Домашние животные, Смешные животные, Гифка

Какие же они бывают забавные, наши любимые питомцы!

Дом там, где кот

Дом там, где кот Кот, Мейн-кун
Показать полностью 1
Мои подписки
Подписывайтесь на интересные вам теги, сообщества, авторов — и читайте свои любимые темы в этой ленте.
Чтобы добавить подписку, нужно авторизоваться.

Отличная работа, все прочитано! Выберите