Ibiseva

На Пикабу
поставил 1074 плюса и 152 минуса
отредактировал 0 постов
проголосовал за 0 редактирований
Награды:
5 лет на Пикабу
1133 рейтинг 11 подписчиков 28 подписок 13 постов 1 в горячем

Большой пост про тревогу

Тревожные пирожочки, этот пост для вас)


Чаще всего в своей практике я сталкиваюсь с тревогой, ее проявления есть практически у 80% тех, кто обращается ко мне за помощью (вне зависимости от исходного запроса).


Устраивайтесь поудобнее, будет очень длиннопост.


Итак, тревога - это переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием, предчувствием грозящей опасности. Это ожидание неопределенной, неконкретной угрозы, а страх - это реакция на конкретную опасность (реальную или вымышленную).


Тревога-гораздо более длительное и сложное эмоциональное состояние, это ожидание потенциальной опасности или неконтролируемой  угроза.

Примеры:

Страх: "Я боюсь заболеть/ потерять родителей/ что сын заболеет, и я не смогу помочь, так как он далеко".

Тревога: "Я нервничаю, не знаю почему, вся ситуация меня напрягает, я не нахожу себе места".


Ключевая причина тревожности - ощущение собственной уязвимости, неуверенность в собственных силах (что я справлюсь с множеством разнообразных угроз и опасностей).

Зачастую эта неуверенность появляется и крепнет за счет особой модели родительского воспитания.


Варианты родительских посланий:

Ты делаешь неправильно.

Ты слабый / беспомощный.

Ты без меня не справишься / попадешь в беду / пропадешь.

Этот мир опасен и жесток (гораздо больше, чем тебе кажется).

Твоя картина мира – неправильная.

У тебя нет права на ошибку. И т.д.


Также родитель может «заражать» ребенка собственной тревожностью (когда эти мысли – в голове родителя, его установки, полученные от его родителей).


Проявления тревоги обширны, это не только неприятные мысли и беспокойство:


Физические симптомы: Учащенное серцебиение, одышка, боль и стеснение в груди, повышенное потоотделение, головокружение, озноб или жар, тошнота, СРК, тошнота, дрожь тремор, покалывание или онемение конечностей, излишние напряжение мышц, слабость, сухость во рту и тд.


Физиологические: Выброс в кровь большого количества Катехоламино- сходных гормонов, вырабатываемых мозговым веществом надпочечников-дофамин, адреналин (эпинефрин) и норадреналин. Они выбрасываются в кровь в ответ на физический или эмоциональный стресс и участвуют в передаче нервных импульсов в мозг, способствуют высвобождению глюкозы и жирных кислот в качестве источников энергии, расширению бронхиол и зрачков. Норадреналин сужает кровеносные сосуды, повышая кровяное давление, а адреналин учащает сердцебиение и стимулирует обмен веществ. После завершения своего действия эти гормоны расщепляются на физиологически неактивные вещества.


Когнитивные симптомы: Страх потерять контроль, сойти с ума, страх смерти, страх оценки, пугающие мысли, образы или воспоминании, ощущение нереальности происходящего, повышенная чувствительность к угрозе, сужение внимания.


Поведенческие симптомы: Избегание угроз, активный поиск безопасности, беспокойство, гипервентиляция легких.


Эмоциональные симптомы: Нервозность, напряжение, чувство страха, раздражительность, нетерпеливость, фрустрированность.


С точки зрения эволюции, тревога – полезный механизм, позволяющий нам лучше выживать, предупреждающий нас об опасности.


Полезные функции тревоги:

Охраняет (предвосхищает, предсказывает опасность). Смотри на меня. Пожар может начаться, если…

Сигнализирует об опасности. Пожар прямо сейчас!

Не прекращает сигнала, пока опасность есть. Все еще пожар!

Запускает поиск источников угрозы. Подумай, где пожар мог начаться в здании.

Стимулирует активность (быстрее начать спасательные действия, искать выход). Скорее ищи выход!

Адаптирует к подобным ситуациям в будущем (они будут переноситься легче). Следующий пожар ты перенесешь легче.

Оценивает угрозу и субъективные возможности преодоления опасности. Чем опаснее пожар и чем меньше возможностей выбраться, тем сильнее сигнал.


В норме, тревога сигнализирует об опасности, мы оцениваем эти сигналы, меняем поведение (при необходимости). 

Не адекватную тревогу называют патологическая тревога. Она:

Не имеет существенных причин и/или значительно превышает адекватную реакцию на ситуацию.

Не поддается сознательному контролю, ее не получается нейтрализовать усилием воли или рациональными убеждениями.

Истощает, «терзает» человека.

Создает тягостное ощущение длительного напряжения – эмоционального и физического. Мешает нормальному функционированию в социуме. Например, создает невозможность работать с людьми или выходить из дома.

Длится более недели и не проходит сама по себе.

С патологической тревогой высокого уровня проявленности нужно обращаться к психиатру/психотерапевту (а уже потом, когда уровень тревоги снижен препаратами, к психологу - менять поведение, приобретать новые навыки совладания).

Большой пост про тревогу Психолог, Тревога, Тревожность, Панические атаки, Паническое расстройство, Тревожное расстройство, Психология, Психотерапия, Мозг, Саморазвитие, Длиннопост

В случаях, когда тревога патологическая, наше сознание входит в цикл тревоги и не может найти оттуда выход. Выглядит это так:

Большой пост про тревогу Психолог, Тревога, Тревожность, Панические атаки, Паническое расстройство, Тревожное расстройство, Психология, Психотерапия, Мозг, Саморазвитие, Длиннопост

Или так:

Большой пост про тревогу Психолог, Тревога, Тревожность, Панические атаки, Паническое расстройство, Тревожное расстройство, Психология, Психотерапия, Мозг, Саморазвитие, Длиннопост

Если вы ходите по этому кругу достаточно долго, может наступить следующий этап - паническая атака. ПА – крайнее проявление тревоги, ее пик.

Чувство паники - это адаптивный ответ на опасность. Связанное с этим увеличение частоты дыхания и кровотока обеспечивает то, что необходимо, чтобы «отбить» угрозу или убежать от нее. Но чувство паники может стать проблемой, когда угрозы нет.


Что происходит во время панической атаки?

Хотя паническая атака может возникнуть у любого, сценарий панической атаки характерен для панического расстройства. Во время приступа люди с паническим расстройством обычно сообщают о сильном сердцебиении, одышке, головокружении и страхе сердечного приступа, смерти или «сойти с ума». Панические атаки обычно достигают пика в течение 10 минут. Неизвестно, вызывают ли физические симптомы страх или страх вызывает симптомы. Кроме того, люди с паническим расстройством, как правило, имеют более высокий исходный уровень тревожности, чем люди без расстройства, что может сделать их более чувствительными к вниманию к внутренним сигналам тела, таким как частота сердечных сокращений и изменения дыхания. Эта сверхчувствительность может заставить их почувствовать внутреннюю проблему, когда ее нет. Таким образом, в отличие от фобий и других тревожных расстройств, источник тревоги которых известен, паническое расстройство может развиться без явного триггера.


Порядка 60% ПА связаны с гипервентиляцией легких, в организм поступает большое количество кислорода и мы не выдыхаем достаточное количество углекислого газа. Из-за избытка кислорода (гипокапния) артерии и сосуды сужаются, блокируя доставку кислорода в мозг (кружится голова, «я сейчас задохнусь»).


Люди не паникуют в настоящем. Люди паникуют, когда представляют, что с ними происходит что-то плохое в будущем или прошлом. Поэтому все панические атаки почти всегда сопровождаются каким-то "что, если...?".


Что делать?

1. Первое, и самое важное – принять тот факт, что тревога с вами будет всегда. Вы можете научиться менять свою реакцию на эти сигналы, но не исключить их из своей жизни.


2.Научиться корректно оценивать сигналы тревоги и определять объект тревоги. Помочь может этот список:

Есть ли реальная угроза или она только в воображении?

Насколько вероятно, что плохое непременно случится?

Насколько Ваша тревога полезна или вредна для Вас, адекватна ли ее частота и сила реальной опасности в мире?

Иногда тревога полезна, у нее есть важные функции в жизни человека, например, предупреждение об опасности. Среднестатистический здоровый человек отреагировал бы в Вашей ситуации тревогой или какой-то другой эмоцией, как Вы думаете?

Есть ли возможность уже сейчас начать решать проблему, которая Вас тревожит?

Как Вы можете обезопасить себя от негативного события? Каким может быть план действий?

Какие меры для этого Вы уже принимаете?

Если сейчас нет возможности сделать что-то относительно той проблемы, которая Вас тревожит, то чем Вы можете заняться? На что есть ресурсы в данный момент?


3.Вести дневник тревоги. Дата, время/ событие /уровень тревоги по 10 бальной шкале/ мысли и эмоции в этот момент/ время окончания приступа. Пока вы заполняете дневник, вы играете роль наблюдателя, а не чувствуете себя жертвой.


4.Выполнять практики заземления и дыхательные практики:


Дыхание с чередованием ноздрей. Сядьте в удобную позу. Спина должна быть прямая. Сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов. И приступайте к упражнению. Вдыхайте правой ноздрей воздух, прикрывая левую, затем выдыхайте левой ноздрей. Далее делайте вдох той же ноздрей, через которую только что совершали выдох. И выдыхайте через правую ноздрю. Дышите так в течении 5-10 минут. Чтоб усилить действие, вы можете мысленно представлять, как вдыхаете спокойствие, а выдыхаете тревогу. Дыхательные упражнения следует делать регулярно.


Прием «Вздох облегчения». Это действие для нас естественно. Делая вздох облегчения, мы выдыхаем из себя тревоги и весь застоявшийся в легких воздух. Чтобы научиться правильно выполнять это упражнение, сделайте сначала обычный «вздох облегчения» – так, как мы это обычно делаем, не особенно стараясь. Затем выждите паузу, до тех пор, пока вам снова не захочется вздохнуть. И еще раз повторите вздох. Дышите так какое-то время и обращайте внимание, как ваше дыхание стало более ровным. Начнут расслабляться мышцы, возникнет легкое ощущение тепла, сердце войдет в спокойный размеренный ритм. Эта техника хорошо подходит для стрессовых ситуаций и сильного волнения.


Упражнение «Пузырь». Делаем медленный, сильный и глубокий вдох. Вдыхаем до предела. И когда нам покажется, что это предел – вдыхаем еще и еще. Представьте себе, что вы - пузырь и вы сами собой надуваетесь. Представляем себе, как вдыхаемый нами воздух заполняет все наше тело, каждый его уголок. И когда надуться дальше уже нет никакой возможности, задерживаем дыхание и представляем, как воздух внутри нас массирует все наши органы. А затемвыдыхаем так же спокойно и медленно весь воздух без остатка.


Техника «Воздушный шар». С помощью дыхания мысленно надувайте воздушный шар всеми негативными мыслями и ощущениями, своей тревогой. Завяжите его на крепкий узел и отпустите в небо. Следите за ним до конца, пока он полностью не растворится где-то далеко-далеко в небе.


«Заземлиться» - значит максимально почувствовать окружающую обстановку. Сядьте на диван, почувствуйте спиной опору, поставьте ноги на пол, почувствуйте ими опору под ногами. Или лягте на пол. Сожмите в руках какой-нибудь предмет. Похлопайте себя руками по ногам, по телу – ощутите, что вы существуете в пространстве.


Приемы заземления:

Назовите 5 любых предметов, которые видите вокруг. Например: «Я вижу комнатное растение, я вижу зонт, я вижу монитор, я вижу шкаф, я вижу смартфон».


Назовите 5 звуков, которые вы слышите прямо сейчас. Например: «Я слышу, как шумит компьютер, я слышу шум дождя за окном, я слышу пение птиц, я слышу шаги в коридоре, я слышу звук закрывающегося замка».


Назовите 5 предметов, которые вы ощущаете телом. Например: «Я чувствую руками холодный стол, я чувствую, как колется свитер, я чувствую шершавый диван, я чувствую мягкую шерсть кошки, я чувствую, что чай слишком горячий».


Назовите 5 вещей, которые вы можете здесь и сейчас попробовать на вкус.


Назовите 5 вещей, которые вы можете здесь и сейчас понюхать (или запахи, которые слышите сейчас).


Максимально подробно опишите несколько предметов, которые видите вокруг. Назовите детали, цвет, размер, тени, фактуру. Например: «Я вижу смартфон фирмы Samsung», по размеру он с мою ладонь, чехол на телефоне прозрачный, с потертостями. Телефон холодный на ощупь».

Найдите в комнате все красные/синие/желтые предметы и назовите их.


Посчитайте число электрических розеток, окон или других одинаковых предметов в комнате.

Из какого материала сделан пол? Он ровный или нет? Мягкий или жесткий? Чистый или грязный?


5.Медитации. Хоть многие и считают их ерундой, главная задача медитации – перевести внимание с ментальной жвачки у вас в голове на то, что происходит прямо сейчас, в эту минуту. Это и есть эффективный способ справиться с тревогой. Выберите любую, подходящую для вас и используйте в моменты тревоги.


Несколько книг, где можно найти еще упражнения:

1.Уильям Дж. Кнаус – Когнитивно-поведенческая терапия тревоги. Пошаговая программа.

2.Джон Тисдейл – Выход из депресии, рабочая тетрадь. (хоть тема тетради и депрессия, навыки тут дают универсальные, подходят и для тревоги)

3.Роберт Лихи – Свобода от тревоги


Очень важный момент - для того, чтобы научиться регулировать свою реакцию, вам понадобится время. Много времени. Возможно, вы управитесь за 3 месяца (это минимум). Возможно, вам потребуется больше времени, чтобы перестроить свое поведение. Но эти изменения определенно стоят того)


P.S. Друзья, буду благодарна, если в комментариях накидаете интересных вам тем.

Показать полностью 3

Помогу пикабушникам бесплатно

Друзья! Я клинический психолог. И я знаю, что сейчас многим из нас тяжело, тревожно и страшно.

Я готова ответить на вопросы /проконсультировать вас бесплатно в формате аудио /текстовых сообщений.

https://t.me/AnastasiyaBiseva

Дежавю

Последнюю неделю я усиленно готовлюсь к экзамену по клинической психологии. И вот, во время штудирования различных нарушений (мышления, памяти, сознания и прочих) встретился мне давно известный феномен дежавю, работу которого я раньше представляла себе совсем иначе. Итак, в народе ходит много объяснений данного феномена, я сегодня попытаюсь рассказать про него с точки зрения психологии (психологии как науки, конечно, а не житейских присказок, которые часто у нас почему-то принято считать «психологией»).

Итак, феномены «уже виденного (фр. — deja vu), «уже слышанного (фр. — deja entendu) или «уже обдуманного» (фр. — deja pense) относятся к эхомнезиям (нарушениям памяти). Вообще есть 2 вида нарушений памяти – одни возникают вследствие неврологических нарушений (тип А), вторые – вследствие психических нарушений (тип В). Вот как раз ко второй категории и относятся эхомнезии. Нарушения памяти по типу В – еще называют ошибкой поиска (вертится на языке, но назвать человек не может). Информация содержится в виде нейронного кода, который мозг не может актуализировать. По сути, выпадения информации не происходит, но и вытащить ее на уровень сознания у мозга не получается.

Вернемся к эхомнезиям. При этом расстройстве текущее восприятие события одновременно проецируется и в настоящее, и в прошлое. Поэтому, человек, хоть и считает, что событие с ним уже происходило, как правило, не может назвать конкретный временной интервал события или подробно его описать.

Еще интересные психические нарушения памяти:
1. Псевдореминисценция – действительные события вспоминаются в другом временном интервале (чаще всего – перенос из прошлого в настоящее, например, прошлый события начинают восприниматься как настоящие, человек не узнает себя в зеркале, узнает в других людях знакомых и родственников из своего прошлого). Например, пожилые люди иногда как бы впадают в детство – считают себя детьми, не узнают своих детей и внуков, не узнают себя на фотографиях, в зеркале, ищут своих родителей (которые уже могут быть умершими).

2. Криптомнезии – отчуждения или присвоения воспоминаний. Например, увиденное в фильме или прочитанное в книге воспринимается как пережитое. Или наоборот – личные события воспринимаются как произошедшие с кем-то другим.

Конечно, все мы иногда сталкиваемся с такими феноменами как дежавю. Но если у вас это случается часто (хотя бы раз в месяц на постоянной основе) стоит обратится к психиатру или к неврологу, все-таки нарушения памяти (именно психической природы) могут свидетельствовать о наличии заболевания.

Показать полностью

Котики

Все делятся котиками, и я хочу показать своих красавчиков

Котики Кот, Мейн-кун, Длиннопост
Котики Кот, Мейн-кун, Длиннопост
Котики Кот, Мейн-кун, Длиннопост
Котики Кот, Мейн-кун, Длиннопост
Показать полностью 4

Ранние дезадаптивные схемы

Перенесенные в детстве трамватичные события влияют на всю дальнейшую жизнь взрослого. И к трачматичнвм событиям относятся не только жестокие побои и сексуальное насилие.
В когнитивно-поведенческой терапии есть направление - схема терапия. Главная мысль подхода - если у ребёнка не удовлятворяются базовые эмоциональные потребности - возникает ранняя дезадаптивная схема.
Начнём с базовых эмоциональных потребностей. Их 5:
- надёжная привязанность к другим людям (включает в себя чувство безопасности, стабильности, заботу и принятие)
- самостоятельность, независимость, компетентность и чувство независимости
- свобода выражения своих потребностей и эмоций
-спонтанность и игры
- реалистичные границы и самоконтроль

Если родители (или значимые другие, родственники и тд) не удовлятворяют потребности ребёнка, может возникнуть ранняя дезадаптивная схема (это зависит, в первую очередь, от эмоционального темперамента ребёнка - некоторые дети способны пережить трамву и адаптироваться, некоторые - нет).
Дезадаптивные схемы с трудом поддаются лечению и сохраняются, как правило, на протяжении всей жизни.
Например, схема дефективности / стыдливости. Матери никогда не нравилось все, что делала дочь, она всегда была недостаточно хорошей - не была красивой, популярной, не обладала вкусом, сильным характером. Девочка была очень умной, но это для матери никакого значения не имело.
Сейчас девушке 30 лет. У неё нет подруг, выстраить дружеские отношения не получается.
Молодой человек попытался познакомить её со своими знакомыми, изначально настроенными дружелюбно по отношению к ней. Тем не менее, общения не получилось - включилась дезадаптивная схема, когнитивные искажения, девушка нервничала, неправильно истолковала произошедшие ситуации, сделала поспешные выводы - что все её ненавидят, но ради её молодого человека прикидываются дружелюбными.
Девушка сознательно выбирает и создаёт отношения, повторяющие её отношения с матерью.

Есть 3 варианта дальнейшего проявления схемы в жизни человека :
1. Капитуляция - по сути, человек сдаётся и даже не пытается бороться со своей схемой, просто выживает.
2.Избегание - человек избегает всех ситуаций, прямо или косвенно связанных с травмирующей схемой.
3.Гиперкомпенсация - борьба со схемой. Истина - нечто, противоположное схеме, и человек отчаянно стремится отличаться от самого себя в детском возрасте, пытаясь, таким образом, избежать душевной боли.
Схемы плохо поддаются психотерапии, вызывают различные личностные расстройства, депрессию и многие другие проблемы. Если у вас был опыт терапии, но она не помогла, возможно это ранняя дезадаптивная схема.

Показать полностью

Все или ничего

Как вы оцениваете происходящее? Какой спектр эмоций испытываете? Есть ли оттенки в вашей гамме чувств? Или вы все видите в черно-белой гамме?

Сегодня разберём типичную для многих ошибку мышления - дихотомическое мышление, его ещё называют полярным мышлением или черно - белым мышлением. Это привычка оценивать людей, поступки, себя в абсолютных категориях, без нюансов и полутонов.

Проблема дихотомического мышления в ригидности, закостенелости, отсутствии гибкости. Человек с такой ошибкой мышления имеет тенденцию к однозначной трактовке происходящих событий, что в реальности, к сожалению, не представляется возможным.

Гибкость и качество мышления (а с ним, соответственно, качество жизни) существенно повышается, если избегать этой ошибки мышления.
Старайтесь рассматривать происходящее с разных точек зрения, подключайте вашу критичность, замечаете нюансы и тогда вероятность, что вы выпадете в полярное мышление значительно снизится.

Запрет на эмоции

Бывает ли вам трудно злиться? Плакать? А может, сложно радоваться?
Запрещаете ли вы себе "плохие" эмоции?
Как это происходит?
Чаще всего это происходит в детстве. Мальчикам, например, родители часто запрещают плакать, ведь настоящие мужчины не плачут, а ещё не проявляют эмоции, любовь и нежность.
Девочкам, в свою очередь, запрещают выражать злость. Хорошим девочкам нельзя злиться, испытывать недовольство, настаивать на своём.
Ещё одна распространённая модель поведения - мне нельзя радоваться, пока кому-то из близких плохо. А может, нельзя расстраиваться, ведь маме /папе /сестре хуже, чем мне.
Чем это плохо?
В первую очередь, на подавление "нежелательных" эмоций уходит очень много энергии. Чем больше подавленных эмоций - тем меньше остаётся энергии для жизни.
Кроме того, запрещая себе испытывать "нежелательное", можно потерять способность чувствовать себя в принципе. Что мне подходит? Чего я хочу? А что для меня плохо? Какие у меня желания?
Попробуйте ответить на эти вопросы за 1 минуту. Если приходится думать дольше, возможно, стоит чаще прислушиваться к внутреннему голосу.

Психосоматика

Психосоматика - сложная тема. Кто-то отрицает наличие психосоматики как таковой, кто-то же настолько верит в неё, что отказывается от доказательной медицины (и очень зря).

В любой болезни обязательно есть соматический компонент (который должен лечить врач соответствующей специализации) и психосоматический (бывает не всегда).

Как появляется психосоматический компонент? Когда человек пытается справиться с конфликтом, он начинает решение проблемы на психосциальном уровне - обсуждает трудную ситуацию, пытается её урегулировать, составить план решения проблемы, в конце концов рационализировать ее или отрицать. Все это - нормальные методы психологической защиты. В том случае, если описанные выше методы перестают работать, включаются невротические защиты - невротические депрессии, фобии, страхи.

Если невротические симптомы сохраняются достаточно длительное время, организм может начать соматизировать аффект. Таким образом, внутренний конфликт находит себе место в теле. Длительная соматизация приводит уже к функциональным изменениям в организме.
Несмотря на популярную теорию, область проявления аффекта не всегда связана с невротическим симптомом. Например, боль в горле не всегда говорит о невысказанном, а болезни ног не всегда о том, что вы "идёте не туда".

Куда более эффективный способ работы с психосоматикой - проследить, в каких ситуациях вы начинаете болеть, а когда (и при каких обстоятельствах) перестаёте. И безусловно, любое проявление болезни стоит лечить сначала у врача! а уже потом у психолога.

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!