Хороший учитель, или плохой, можно определить только годы спустя. Может если бы мне математичка не писала вместо оценки - "Бред" в тетради красной ручкой, то и считать бы не умел толком. При том что я был чрезвычайно зол на неё всё свою карьеру школьника, после школы у нас сложились прекрасные отношения и мы каждый раз рады видеть друг друга. Тут надо упомянуть один нюансик. На экзамене, он положила мне тетрадь с ответами на парту, понимая, что я не напишу даже на кол!
Было у нас две "молодухи". Так именовали в моё время учителей только что отпущенных из пединститутов. Англичанка меня покорила сразу. На первом же уроке, смущаясь и краснея, она нам спела песню на английском языке, что логично. Так, четвёртый класс - 85-й год, знать 33 года прошло, а я до сих пор помню эту:
My Bonnie lies over the ocean,
my Bonnie lies over the sea,
My Bonnie lies over the ocean,
O bring back my Bonnie to me.
Английский, надо сказать мне в школе так и не дался, но любовь к нему ей передать удалось. В 22 года, без каких бы то ни было причин, меня, вдруг, прорубило на "позаниматься английским" немного. "Немного" затянулось на два года и закончилось чтением и пересказом одной из глав Вильяма, нашего, Шекспира в оригинале.
Второй дебютанткой в нашей школе была физичка. А эта наука распеваний песен не подразумевает. Уж не знаю, к счастью, или к сожалению. Её бросало в разноцветные пятна от взглядов старшеклассников, мирно играющих в карты на "Камчатке". Она пыталась что-то внятное формулировать, но в итоге - ни формул, ни внятности. А так совпало, что у меня созрел коварный план к этому уроку. Я даже не знаю чего моего соседа по парте Гришку угораздило руку поднять. Скорее всего в туалет хотел выйти. Она обрадовалась так, помню, даже больше меня. Чего хотел Григорий в итоге, история умалчивает, так как я элегантно и абсолютно беззвучно убрал из под него стул. Как-то падал он неровно и в полёте зацепил стеллаж с тетрадями всех классов по физике. В общем, не задалась карьера у молодухи, не задалась.
Справедливости ради, надо сказать, что это никак ей не помешало в скорости забеременеть от ученика из другого класса. Душа в душу живут уже лет 30.
Этот Вася, блин. Ну ладно.
Географичка у нас была неказистая, но своё дело знала хорошо. География в те времена скучная была, как линия партии: Казахские степи; Черноземье; Поволжье; Дальний восток... А хотелось то про прерии, про лагуны, каньоны - про всё чего у нас не было. Надо отдать ей должное, она хоть и вскользь, но рассказывала об удивительном ледяном острове с девственной флорой и фауной - Гренландии. О красавце Атлантическом океане где рождаются все циклоны, периодически треплющие нам нервы. Про британские острова рассказывала и их удивительные особенности. Ну и мне не могла не запомнится странная информация о Голландии, которая находится ниже уровня моря. Как это могло быть - было абсолютно непонятно, но любопытно было.
По иронии судьбы и просто невероятному стечению обстоятельств, я был на том самом ледяном острове. И там действительно непередаваемая красота. Я прошёл Атлантику на судне туда-обратно рулевым матросом и это просто отдельная песня, достойная книги. Я более двух лет ошивался у Британских островов и видел эти старинные хмурые замки с приведениями на безупречно зелёных холмах. И в Шотландии был и в обоих Ирландиях. Мне не было ещё даже двадцати когда все мои школьные географические мечты сбылись. И да, я был и в Голландии тоже. Тогда в 94-м. Более того, я сейчас в ней живу. Два метра ниже уровня моря, между прочим. Как это - до сих пор не особо понятно, но факт.
Биологиня у нас была - лучшая на всю страну, точно! Ну какой учитель мог тогда в восьмидесятых похвалиться тем, что жил в Африке?! Как же сочно она рассказывала обо всём этом. О озере Чад, которое постоянно переезжает с места на место. О бескрайних барханах пустынь. О верблюдах, как о единственном транспорте, способном выдержать любую жару и засуху. Об огромных осиных гнёздах, по нескольку метров в высоту. Её уроки были настоящим богатством для меня. И не прогуливал их никогда не только потому что она ещё и строгим завучем была, но и удивительной рассказчицей. И не из книжек по-школьной программе, а из того что видела сама, что осязала, чем дышала несколько лет.
В Африке мне, к счастью, побывать не довелось, ну и слава богу. У меня на наших то крохотных ос аллергия. Что уж говорить о метровых.
По литераторам нас мотыляло безбожно. "Война" у нас начиналась у одной, "Мир" уже со второй, сочинение писали третьей. "Идиота" я читал по собственной инициативе, что оставило неизгладимый след не только в моём сознании, но и в поведении, местами.
"Классуха" у нас была учителем химии. Никогда не понимал, как можно в пробирку насыпать что-то одно, налить туда второе, подогреть и получается третье?! Я человек готовящий. Если я в кастрюлю курицу положил и добавил картошки, то плов у меня ни за что не получится. А логика для меня -превыше всего. И плов я терпеть не могу. По химии всё.
Так или иначе, хочешь не хочешь, а школе я обязан многим. Ну этим текстом как минимум. А это 5100 знаков.
Имена не упоминал не только из нарочитой вежливости. Отцы у наших учителей были - не каждый сумасшедший дом похвастаться может. Пимен, Ромуальд, Адольф, Евграф, Бояхмет, Ким, Ошар, Спартак, Лукьян и Иван - что, вообще, возмутительно!
А потом удивляются откуда я такой словоохотливый и безграмотный. Вы 10 лет кряду такие отчества повыговаривайте, ага!