Сообщество - Лига буровиков и нефтяников
Добавить пост

Лига буровиков и нефтяников

265 постов 1 504 подписчика

Популярные теги в сообществе:

Качественная работа винтового компрессора и Тот-5 советов для поддержания энергоэффективности компрессора

Глобально рынок воздушных компрессоров растет быстро за счет разнообразия моделей и ценового предложения. Предположительно на 3,4 % в год оценивается рост рынка с 2020 по 2028 годы. Однако, несмотря на широкое распространение воздушных компрессоров, в большинстве типов производства уделяется недостаточно внимания содержанию компрессоров, и, как следствие, возрастают расходы на их содержание за счет дорогостоящих ремонтов или замен, и связанные с ними простои производства.  Техническое обслуживание воздушного компрессора позволяет сократить расход времени, обеспечит безопасность работ, а также сократит стоимость продукции за счет снижения затрат на электроэнергию, потребляемую компрессорным оборудованием.

Снижение затрат на электроэнергию не зависит от того, какой у вас тип производства, качественно проведенное обслуживание компрессора играет ключевую роль в сокращении издержек:

Совет по снижению затрат 1: ШЛАНГИ, ФИТИНГИ И ОТХОДЫ

Регулярно проверяйте соединения, убедитесь, что они плотно закреплены. Незакрепленные соединения – основная причина утечек воздуха. Если соединения подверглись коррозии или изношены, их нужно немедленно заменить. Проверяйте шланги, они являются основными точками подключения в системе, любое повреждение, и они способны вызвать перебой в работе всей системы. Обычно шланги подвергаются повреждениям при низких температурах или при сгибах, что приводит к коррозии и трещинам. Дополнительно сливайте воду из приемного резервуара, чтобы избежать дополнительных действий из-за отсутствия достаточного места для хранения.

Совет 2: Убедитесь, что трубопровод и хранилище соответствуют по размерам

Проблема большинства компаний в том, что резервуаров для хранения и трубопроводов недостаточно. Когда планируется размер трубопровода, необходимо оптимизировать передачу сжатого воздуха на необходимом уровне потока и давления до точки использования. Имея более широкие трубы на 5-7 см, давление может снизиться на 50%. С другой стороны, сокращением дистанции подаваемого воздуха можно снизить давление на 30%-40%. Ошибившись с размером резервуара хранения, можно получить проблемы с производством или возрастут расходы за счет потраченной впустую энергии.

Совет 3: Регулярно меняйте воздушные фильтры

Воздушные фильтры нужно проверять ежемесячно и производить замену регулярно по графику. Перепады давления даже 0,14 бар будут стоить около 1% мощности в лошадиных силах. Есть несколько мест использования и воздушных фильтров в обычной системе, которые нужно регулярно обслуживать. 

Совет 4: Уменьшайте рабочее давление до минимального возможного давления

Общее правильно для большинства компрессоров гласит: сокращение рабочего давления в системе на 0,14 бар принесут 1% экономии затрат на электроэнергию. Постоянно регулируйте настройки давления до минимально возможных без снижения работоспособности. Дополнительно централизованная система работы компрессоров настраивается центральным блоком управления. Снижая давление компрессора на 0,68948 Бар, вы экономите 5% затрат на электроэнергию.

Совет 5: Обращайтесь к специализированным сервисным компаниям за поддержкой и обслуживанием ваших компрессоров!

Грамотный контроль и обслуживание со стороны сервисных инженеров поддерживает стабильность системы давления и позволяет быть уверенным в том, что только необходимое количество компрессоров находятся в работе. Проверки профессиональными сервисными службами помогают также выявить те компрессоры, которые не нужны в определенный период работы, и сократить расходы на производство.

Качественная работа винтового компрессора и Тот-5 советов для поддержания энергоэффективности компрессора Инженер, Энергетика (производство энергии), Производство, Промышленность, Завод

Промышленный воздух. Сообщество профессиональных инженеров. Статьи, новинки оборудования, полезные ссылки, байки инженеров, публикации мировых экспертов и производителей оборудования.

Показать полностью 1

Бурение с СНПХ

Честно скопипасчено из других источников.

В конце ноября 20ХХ года в Ханты-Мансийском автономном округе началось строительство скважины.

Кондуктор. Ничего необычного. Однако никто не подозревал насколько затянется строительство скважины....

С первого дня пошли НПВ: чистка шнека, замена ВШН. Потек сальниковый узел. Не исправен трубный захват верхнего привода. Снова шнек. Чистка забурника и замена шланга на ВШН. Ремонт бурового насоса. Ремонт ГКШ. НПВ на спуск ОК-245мм. И интервал кондуктора завершен.

После ОЗЦ и монтажа ПВО бригаду останавливают для устранения пунктов и предписаний. Пункты устранены. Опрессовка ПВО. Негерметично. НПВ - ревизия ПВО. Добились герметичности. Ура, можно бурить! Но... ремонт одного из линейных вибросит. Отремонтировали и наконец-то начали бурить.

Во время бурения успели остановиться для ремонта центрифуги, трубного зажима верхнего привода. Затем НПВ на наращивания из-за проблем с АКБ. Промыв инструмента. Ремонт бурового насоса. А позже и ремонт линии манифольда.

Ремонт манифольда высокого давления. Ремонт ЛБУ-1500. Простой по метеоусловиям. Немного постояли во время ремонта верхнего привода. И снова начали бурить не без НПВ на наращивания. А в процессе бурения ремонт верхнего привода (докрепление рабочего переводника). И... очередной промыв инструмента. Далее последовал ремонт РВД. И... простой по метеоусловиям.

Замена РВД. Ремонт вспомогательной лебедки. Опрессовка манифольда. Поиск промыва инструмента. Ремонт верхнего привода. Ремонт АКБ (замена болтов крепления полумесяца).

ПЗР к спуску ОК-178м, но непрохождение посадочного конуса через ПВО. Устранение данной проблемы было долгим, и как следствие, повторно СПО рКНБК. Спуск ОК-178мм с посадками, долгие ремонты дали о себе знать, в итоге подъем ОК-178мм для переподготовки ствола скважины.

...Перед Новым годом я заехала на куст, где шел подъем ОК-178мм для переподготовки ствола скважины. На тот момент НПВ за скважину составляло около 700 часов.

После очередного ремонта верхнего привода пошли на спуск рКНБК. В открытом стволе получали посадки, долго прорабатывали. Утяжеляли буровой раствор. Снова чинили верхний привод (ревизия клапанов трубного зажима). Более суток шла проработка ствола. До забоя дойти не удалось. Решение одно - перебур ЭК. Подъем рКНБК и ПЗР к установке цементных мостов.

Установили цементные мосты. ОЗЦ. Спустили рКНБК для нащупывания головы цементного моста. По итогу разбурили мост. Цемент не схватился до конца... Поэтому... мостовая пробка и повторная установка цементного моста. ОЗЦ. Спуск рКНБК. Ура! В этот раз мост оказался в нужном интервале, не ушёл, схватился. Только для опрессовки цементного моста необходим был ремонт ЦА(замена клапанов). А после опрессовки подъем рКНБК и демонтаж ПВО (срок опрессовки в мех. мастерской истек)...

Конечно же демонтаж, монтаж и опрессовка глухих плашек прошли с НПВ. А после приостановка работ из-за недостаточного объема печного топлива для котельной. Простояли больше трех суток, пока нефть не привезли.

Сборка КНБК. Спуск... НПВ на отогрев оборудования. Несколько часов опрессовок (не с первого раза). Ремонт подпорного насоса. После чего преступили к срезке и бурению.

Во время бурения замена рабочего переводника, ремонт бурового насоса. Промыв манифольда. Опрессовка манифольда. Бурение. Ремонт шнека. Ремонт ДЗУ. Отогрев пневмолиний. Ремонт лебедки. И снова бурение с НПВ на замену гидравлического шланга. Бурение. И... ревизия рабочего переводника, промыв манифольда, который приводит к подъему инструмента в башмак кондуктора.

Ремонт манифольда двое суток. Замена рабочего переводника. Спуск инструмента на бурение. Однако, подъем инструмента для замены батарейного модуля телесистемы. Пока шел подъем инструмента, успели отремонтировать АКБ, ЛБУ-1500 (отогреть пневматическую линию).

А после подъема бригаду останавливают на устранение пунктов и предписаний (один из основных пунктов - неудовлетворительная система очистки)....

Пункты устранили. Спуск КНБК с проработками мест посадок. В какой-то момент потеря вытеснения. На промывке падение давления. Промыв. Начинают поиск. В этот момент летит электроника на лебедке и 7 часов в открытом стволе без расхаживания, вращения и циркуляции... Не прилипли! Продолжают поднимать инструмент для поиска промыва, как узнают... Через 14 часов ННБ сообщают, что сигнал от телесистемы давно не поступал, да и при потере вытеснения зафиксирована потеря веса БИ при подъеме(об этом тоже вспомнили позднее)... Надеясь на лучшее подъем продолжался.

После подъема инструмента обнаружили отворот по рабочему соединению... КНБК в скважине. Начинаются ловильные работы. Компоновка улетела на забой. Однако, спустили ОКБТ, навернулись, получили сигнал от телесистемы. Промывка. Не прилипли (КНБК была в скважине двое суток)! Вира! На ревизию КНБК. Пока поднимали, обнаружили промыв БИ...

После ревизии КНБК и очередного ремонта АКБ приступили к спуску БИ на бурение. На этом моя вахта закончилась, а суммарно НПВ составило примерно 1300 часов (300 из которых без виновной стороны, а остальные легли на плечи бурового подрядчика).

Бурение с СНПХ Бурение, Из сети, Длиннопост
Показать полностью 1

Заметки при планировании трубопроводов, чтобы повысить эффективность давления

Когда планируешь систему воздушных трубопроводов, обычно концентрируешься по соединениях. В конце концов, это те места, где чаще всего происходят утечки. И большинство полагает, что именно утечки наносят наибольший ущерб эффективной работе системы. Однако, это не обязательно именно так!

1. Острые углы

Острые углы в трубопроводе замедляют воздушный поток. Представьте поток сжатого воздуха как трафик на дороге: когда вы поворачиваете под острым углом, вы замедляетесь. Выход из-за поворота требует концентрации, вам необходимо потратить больше усилий, чтобы повернуть, и учесть неожиданные объекты на повороте.

Воздух не может думать или управлять, поэтому, изгиб в трубе отталкивает воздух от внутренней поверхности, что приводит к потере энергии. Оптимизированный поток воздуха известен как «ламинарный», в то время, как извилистый путь воздушного потока называется «турбулентным».

Турбулентность приводит к скачку давления и заставляет компрессор работать на повышенных мощностях. Избегайте углов 90 градусов, насколько это возможно. В противном случае они ведут к турбулентности потока и снижают подачу давления. Самым эффективным является прямой поток воздуха! Избегайте острых сгибов, старайтесь не делать сгибы более 30 – 45 градусов!

2. Влага

Вода разъедает некоторые виды труб, приводит к образованию хлопьев, которые препятствуют потоку. Эти хлопья ржавчины вкупе с паром переносятся к конечному оборудованию и могут засорять форсунки и те материалы, для которых используется подача сжатого воздуха.

Более того, внутренняя поверхность ржавой трубы грубеет, что также способствует созданию турбулентного потока воздуха и сокращению давления воздуха.

Влага – неизбежный побочный продукт сжатого воздуха. В окружающем воздухе содержится определенный уровень влаги. Когда этот воздух сжат, вода в нем уплотняется из парообразной формы в жидкое состояние.

Есть простой способ сократить количество влаги в трубопроводе: изменить источник питания на входе компрессора. Вода, получающаяся от сжатия, весит больше, чем сжатый воздух, который способствует ее выделению. Если воздух всасывается из верхней части компрессора, вместе с ним всасывается меньше влаги.

Этот способ позволяет сократить количество влаги, но есть лучший – высушивать воздух перед его подачей в компрессор. Процесс высасывание влаги после сжатия воздуха требует, чтобы воздух прошел через осушители, а это также может сократить скорость воздушного потока, что, в свою очередь, ведет к снижению давления.

Для решения этой проблемы многие рекомендуют использовать доохладитель. Охлаждая воздух, который вышел из компрессора, вода, по большей части, уходит до того, как происходит подача в трубопровод. Грубо две трети воды в сжатом воздухе превращаются в жидкость, когда температура падает до 104 градусов по Фаренгейту (40 градусов Цельсия). Чтобы удалить жидкость из системы вашему доохладителю нужно прогнать ее через фильтр с дренажем.

С фильтром доохладителя гораздо меньше влаги попадет в воздушный поток на выходе из компрессора. Лучше удалить влаге на раннем этапе, чем позволить ей циркулировать в системе.

Охладители, фильтры и осушители – критически важные элементы системы подачи сжатого воздуха. Влага может быть неотъемлемой частью системы сжатого воздуха, но это не означает допустимой!

3. Закупорка

Если внутри трубопровода есть коррозия, то внутренняя поверхность отслаивается и создает закупорку. Самые основные точки ограничений – это те места, где расположены соединители, клапаны и устройства типа датчиков и осушителей. Все эти компоненты могут уменьшать диаметр трубы, и они также аккумулируют твердые частицы из воздушного потока. Скопление твердых частиц снижает доступное давление ниже по потоку, а также увеличивает давление вверху потока.

Неизбежное содержание твердых частиц в потребляемом компрессором воздухе требует наличия воздушных фильтров. Так же, как и с осушителями, лучше установить хороший воздушный фильтр перед компрессором, это позволит удалить твердые частицы, которые засоряют устройство и форсунки.

Засорений можно избежать, просто выбирая правильный материал трубопровода. Самая простая опция – материал, не подверженный коррозии.

Промышленный воздух - Сообщество профессиональных инженеров. Статьи, новинки оборудования, полезные ссылки, байки инженеров, публикации мировых экспертов и производителей оборудования. #инженер #производство #энергетика #оборудование #сжатый_воздух

Показать полностью

Платформы для онлайн-обучения: что вы о них думаете? Поделитесь мнением!

Онлайн-курсов становится все больше, и нам интересно собрать статистику. Пожалуйста, пройдите небольшой опрос и поделитесь своим мнением!

Юмор инженеров

Юмор инженеров Промышленность, Энергетика (производство энергии), Производство, Завод, Инженер, Telegram (ссылка)

Промышленный воздух - сообщество профессиональных инженеров. Статьи, новинки оборудования, полезные ссылки, байки инженеров, публикации мировых экспертов и производителей оборудования.

Лига буровиков и нефтяников

Первый фонтан Второго Баку. Часть 2

Уже на следующий день после возгорания на скважине побывали все причастные: руководители обкома и облисполкома области, пожарной службы, представители управления "Куйбышевнефти", управления МВД и так далее. Был принят план ликвидации аварии.

Сначала было принято решение сбить и загасить пламя водой. Для этого выкопали в авральном порядке два огромных искусственных водоема по 5000 м3 каждый. Сначала пытались закачивать воду трубами, но из-за сильных морозов они замерзали. После чего начали завозить воду в автоцистернах прямо из реки Сок. Работы осложнялись рано начавшейся суровой зимой. Сначала были очень обильные снегопады, а потом ударили тридцатиградусные морозы. Но вода в емкостях не замерзала, тепловое излучение было настолько сильным, что даже начала прорастать трава вокруг скважины!

Для того, чтобы начать работы по тушению, необходимо было расчистить устье скважины от разрушенного оборудования - двух превенторов, вертлюга с элеватором и ведущей трубой. Это сделали с помощью крючков и якорей. Сначала работники противофонтанной службы в специальном огнезащитном наряде подцепляли его крюками и якорями, а трактора растаскивали их по сторонам.

Первый фонтан Второго Баку. Часть 2 Авария, Катастрофа, Нефтегазовая отрасль, Пожар, Происшествие, Длиннопост

То, что не могли зацепить и растащить расстреляли с помощью пушки. Это вполне широко применяемая практика очистки устья скважины при противофонтанных работах. Был прислан артиллерийский наряд Приволжского военного округа, прямой наводкой он расстрелял остатки скважинного оборудования, которое потом также растащили по сторонам.

В общей сложности в расчистке территории вокруг буровой и в тушении огненного факела объединение «Куйбышевнефть» задействовало до 300 рабочих и инженеров разных специальностей, а также 12 тракторов, три подъемника, четыре автокрана, четыре экскаватора, восемь бульдозеров и 20 автомашин. Ввиду того, что значительная часть подготовительных работ проводилась на расстоянии всего лишь 10-20 метров от горящего фонтана, при очень высокой температуре, работающую технику и людей приходилось защищать мощными водяными струями.

6 декабря началась первая попытка тушения фонтана. Для этого было использовано сразу 28 насосов и пожарных стволов - 10 лафетных и 18 ручных. Ровно в 16 часов они одновременно ударили водой по горящему фонтану. Машины, которые были использованы для тушения были модернизированы, чтобы хоть как-то защитить их от жара и пламени их покрыли листами асбеста. Была выстроена двойная линия тушения. Первая линия непосредственно тушила факел, а вторая поливала бойцов и машины первой линии водой, чтобы они не загорелись на месте. Было задействовано сразу 26 пожарных расчетов, находиться рядом с огнем было невозможно свыше 10-15 минут, на пожарных загоралась одежда. Однако все их усилия оказались напрасными: даже после нескольких часов "водных процедур" пламя на нефтяной скважине так и не удалось погасить. К 1 часу 30 минутам ночи вода в бассейнах кончилась, и тушение пришлось прекратить.

Ко второму тушению готовились четверо суток. Наполнили резервуары водой, в срочном порядке выкопали еще один, на 1500 м3, прибыли еще дополнительные расчеты. Были обустроены два гидромонитора. В итоге 10 декабря в 12 часов в устье скважины ударили водяные струи не только из 15 лафетных и 10 ручных стволов, но также из гидромониторов. Казалась победа близка, пламя удалось сбить, из скважины шел уже только газ и нефть, а от раскаленной земли и остатков скважины поднимался пар. Но стоило чуть отвести струю или ослабить напор, газ возгорался от контакта с раскаленным металлом. Трехчасовая борьба оказалась напрасной. 18 декабря решено было провести третий подход к скважине, результат оказался предсказуем - пламя оказалось сильнее.

Встал вопрос, как же все таки потушить пожар. Предлагали разные идеи. Их подкидывали как профессионалы, так и полные дилетанты. Несмотря на то, чо СМИ не сообщали о происшествии и вся документация проходила под грифом "Секретно", скрыть огромный горящий фонтан посреди степи в обжитой местности оказалось невозможно Поэтому ежедневно в "Куйбышевнефть" приходило несколько писем, в которых люди предлагали способы тушения пожара. Были как здравые идеи, так и совсем фантастические. Например неоднократно предлагали соорудить около скважины гигантскую бетонную или стальную плиту 50 на 50 метров и толщиной 10, а потом надвинуть ее с помощью тракторной тяги. Идея, конечно, долго реализуемая и с сомнительным эффектом.

Самым оригинальным был проект тушения сырой нефтью. Автор предлагал создать вокруг скважины бетонный резервуар выстой пять метров и залить его нефтью. Фонтан не пробьет такую толщу и пожар прекратится, после чего горящую нефть можно залить пеной. Как вы понимаете, это было просто фантазийное предложение, поэтому выбрали третий вариант, самый эффективный из имевшихся на тот момент.

После неудачных попыток затушить фонтан водой было принято решение скважину взорвать

Наземный взрыв - один из наиболее эффективных способов тушения горящего фонтана

Первый фонтан Второго Баку. Часть 2 Авария, Катастрофа, Нефтегазовая отрасль, Пожар, Происшествие, Длиннопост

Граздан Мушегович Мамиконянц

Разработчиком этого метода тушения нефтегазовых фонтанов был выдающийся работник советской пожарной охраны, доктор технических наук, инженер-полковник Граздан Мушегович Мамиконянц.

В 1925 году во время пожара газового фонтана на промысле «Биби-Эйбат»
Мамиконянц впервые применил комбинированную подачу больших количеств воды, пены и пара. Пожар был потушен за пять дней — рекордный для того времени срок. О Мамиконянце заговорили как о крупном специалисте.

А всего 6 лет спустя его вызвали на тушение фонтана в Майкопе, который уже не могли загасить 8 месяцев

Первый фонтан Второго Баку. Часть 2 Авария, Катастрофа, Нефтегазовая отрасль, Пожар, Происшествие, Длиннопост

На заседании Граздан предложил сбить пламя мощным взрывом, который заодно вызовет сдвиг земли и перекроет путь газа. Первый взрыв был не очень удачен, пламя было сбито, но от контакта с раскаленным металлом он загорелся вновь. Тогда Мамикоянц настоял на повторном взрыве. 7 апреля 1931 года впервые в мировой практике при помощи взрыва был
потушен пожар крупного нефтяного фонтана. И этот метод приняло на вооружение работники противофонтанной службы во всем мире

Первый фонтан Второго Баку. Часть 2 Авария, Катастрофа, Нефтегазовая отрасль, Пожар, Происшествие, Длиннопост

На тушение этого фонтана был также вызван Граздан Мушегович. Он разработал план тушения фонтана направленным взрывом, который был утвержден на уровне МВД РСФСР и Миннефтепрома СССР.

Перед взрывными работами был выкопан еще один водоем на 1500 кубометров и был установлен еще один гидромонитор. А также были проложены три трубопровода для сбора нефти, которая потечет после того, как пламя будет сбито.

Пожарные в это время проложили рельсовый путь длинной 70 метров. Он подходил к самому пламени. По нему должна была поехать дрезина с укосиной, на которой крепился заряд тротила.

Первый фонтан Второго Баку. Часть 2 Авария, Катастрофа, Нефтегазовая отрасль, Пожар, Происшествие, Длиннопост

Взрыв было решено провести 23 декабря 1955 года. В 0 часов 50 минут начались подготовительные работы. Боевые пожарные расчеты заняли свои места. Для подкатывания тележки с зарядом к фонтану из числа пожарных-добровольцев была сформирована особая группа из 16 рядовых и сержантов под руководством двоих опытных офицеров. Согласно плану, для охлаждения территории вокруг фонтана и создания водяной завесы над добровольцами пожарные подготовили 8 лафетных стволов и 16 ручных стволов «А». Еще пять стволов «Б» были поставлены во второе кольцо вокруг зоны огня - для защиты ствольщиков первой линии.

В 1 час 40 минту пожарные приступили к охлаждению подступов к фонтану, обильно поливая все водой. В 4:30 началась непосредственная подготовка к взрыву. Дрезина была установлена на пути, на ней закрепили заряд тротила, который защитили волокнами и плитами асбеста, чтобы он не взорвался от высокой температуры.

В 5 часов 45 минут утра Мамиконянц дал команду пожарным. Специально подготовленная команда добровольцев разогнала тележку и пустила ее по инерции к устью, а сма скрылась в специальном окопе. А когда двигавшаяся по инерции тележка скрылась в пламени, техник-подрывник повернул рукоятку пускового механизма.

Грянул взрыв, рвануло 320 килограмм тротила. В то же мгновение в устье скважины со всех сторон вновь ударили струи воды из восьми лафетных и 27 ручных стволов, а также из четырех гидромониторов. Так как до этого устье скважины и прилегающая земля были охлаждены, то вырывавшийся газ так и не загорелся. Грянуло общее "Ура".

Но работа продолжалась до 8:30 утра, пока все не убедились, что огненный звер утух окончательно. В общей сложности нефтегазовый пожар на берегу реки Сок бушевал в течение 26 суток.

Началось следствие. Герои получили награды, провинившиеся - сроки

В ходе тушения нефтегазового пожара у села Киндяково отличился почти весь личный состав УПО Куйбышевской области, сотрудники учебного центра ВПО, но больше всего - бойцы 6,7,16, 27 и 28 ОВПК Куйбышевского гарнизона.

Практически все получили грамоты и премии, а семь особо отличившихся - государственные награды.

Государство понесло огромный ущерб, его размер составил 340 000 рублей - просто фантастическая сумма по тем времена. Полностью сгорела буровая установка и жилое общежитие, а также не менее 26 тысяч тонн нефти - по тысяче тонн в сутки!!! Если перевести на современные цены, то это под 15 миллионов долларов. И это только потери нефти, не считая стоимости сгоревшего оборудования и аварийных работ.

Искать виновных долго не пришлось. 29 декабря 1955 года появился приказ по главку Миннефтепрома СССР, в котором, в частности, было записано следующее:

…за грубейшее нарушение технологической и трудовой дисциплины... снять с работы бурового мастера т. Романова, бурильщика т. Ямщикова и главного инженера конторы бурения т. Цапенко. Материалы об их преступной деятельности, связанные с аварией на буровой № 1, передать в следственные органы… Начальника Красноярской разведки т. Хоботько, за необеспечение на разведке необходимой производственной и технологической дисциплины, с работы снять.

Другие же руководители конторы бурения и нефтепромыслового управления отделались только выговорами и предупреждениями.

Окончательные работы по дальнейшей ликвидации последствий аварии продолжались. Лишь только 15 января 1956 года были остановлены все бьющие фонтаны нефти и газа, а устье было перекрыто и залито бетонной тумбой. Через некоторое время на этом месте была пробурена скважина, которая также получила номер 1, а месторождение было названо в честь района - Красноярское. Вскоре для обслуживания его и других близлежащих месторождений (всего 17 штук) был основан поселок Мирный

Первый фонтан Второго Баку. Часть 2 Авария, Катастрофа, Нефтегазовая отрасль, Пожар, Происшествие, Длиннопост
Показать полностью 6
Лига буровиков и нефтяников
Серия Нефть и газ

Первый фонтан второго Баку. Часть 1

Первый фонтан второго Баку. Часть 1 Катастрофа, Нефть, Авария, Видео, YouTube, Длиннопост

Добыча нефти и газа практически всегда сопровождается эксцессами. Иногда они выходят за рамки контроля и приобретают характер аварий и даже катастроф. В этот момент происходят страшные загрязнения окружающей среды, в атмосферу и на землю обрушиваются тонны, десятки, тысячи тонн нефти и газа, происходят возгорания, которые не могут затушить годами, гибнет техника и люди, убытки могут исчитываться миллионами, а то и миллиардами рублей.

Причины аварий и катастроф могут быть различными, но основным был и является человеческий фактор.

Будь осторожен, следи за собой

Катастрофа, о которой пойдет сегодня речь не является исключением. Гонки за перевыполнением плана, пьянство на рабочем месте - все это привело к серьезной аварии, которая только чудом не закончилась трагедией.

Первый фонтан второго Баку. Часть 1 Катастрофа, Нефть, Авария, Видео, YouTube, Длиннопост

Примечательно, что это был первый горящий фонтан так называемого "Второго Баку" - Волго-Уральской нефтегазоносной области. Первый, но, увы, не последний

В последний раз так горело на Месторождении Таллинском-2 (Грачевский район, Оренбургская область) в декабре 2020 года.

Бурение скважины №1 треста "Нефтеразведка" у реки Сок недалеко от села Киндяковка началось 7 октября 1955 года. Это место расположено всего в нескольких километрах от аэропорта Курумоч, правда тогда он существовал только в планах. Согласно расчетам продуктивный пласт должен был залегать на глубине 2300 метров.

Хочешь рассмешить Бога - расскажи ему о своих планах

Но вопреки расчетам, 21 ноября с глубины 1535 метров пошел газ. Это было неожиданно и свидетельствовало о том, что нефть располагается почти на 700 метров ближе, чем предполагалось ранее. И когда с глубины 1577 метров пошла нефть - никто не удивился. Более того, эта информация привела в восторг как работников буровой, так и ИТР с руководством. Наверняка все думали, что к Новому Году получат хорошую премию, а многие мысленно уже крутили дырки под награды. Именно это и привело к аварии, вместо того, чтобы усилить бдительность и работать более четко и слаженно, бригада впала в благодушие и расслабленность.

24 ноября произошел очередной выброс. Из Ставрополя-на-Волге (нынче Тольятти) был направлен боевой расчет противофонтанной службы на пожарной машине. Он должен был неотлучно находиться на взрывопожароопасном объекте. Прибывшие сотрудники противофонтанной службы обнаружили полный бардак. Розливы нефти после выброса никто не убирал, не хватало огнетушителей, не укомплектованы пожарные щиты и так далее. Об этом было доложено начальнику промысла В.В. Рехвиашвили. Но тот, вместо того, чтобы потребовать устранить замечания, отправил расчет обратно. Видимо он сам пребывал в розовых мечтах о получении наград и премии, а сотрудники БВО (боевого военизированного отряда) противофонтанной службы только замедляли ход работ своими вполне справедливыми и резонными требованиями.

Но это были еще цветочки. Бардак был полным. Так для работ не хватало простейшей бентонитовой глины. Дело в том, что во время бурения ствол скважины заполнен глинистым буровым раствором

Первый фонтан второго Баку. Часть 1 Катастрофа, Нефть, Авария, Видео, YouTube, Длиннопост

Он выполняет множество функция, одна из которых - создание противодавления на продуктивный пласт. Столб раствора создает серьезный вес/давление (репрессия на пласт), поэтому нефть и газ не поднимаются на дневную поверхность.

Расследование показало, что на буровой не хватало сухой бентонитовой глины во время проходки нефтяного пласта и он оказался намного менее плотным, чем это требовалось, чтобы нефть и газ не устремлялись вверх.

Авария началась 27 ноября 1955 года в 8 часов 10 минут утра. В отчете по результатам расследования написано следующее: «Из скважины выбросило разгазированный раствор, и при этом выходившие из раствора нефть в смеси с нефтяным газом заполнили помещение насосной и территорию вокруг буровой». Практически сразу произошел сильнейший взрыв и начался пожар.

К великому счастью никто не погиб. Шесть членов бригады получили незначительные ожоги.

Огонь был настолько силен, что вскоре расплавились металлические конструкции буровой установки и она рухнула. Кроме того, оплавленными и обгоревшими металлоконструкциями вышки и разрушенным буровым оборудованием была завалена и вся площадка вокруг скважины, что в дальнейшем сильно осложнило работу пожарных расчетов. Вскоре на устье осталось только два превентора, вертлюг и ведущая труба. Столб огня достигал 60 метров и порядка 8 метров в диаметре.

Первый фонтан второго Баку. Часть 1 Катастрофа, Нефть, Авария, Видео, YouTube, Длиннопост

Но не только технические причины вызвали катастрофу

Как показало расследование, на буровой царило всеобщее разгильдяйство. Рабочая смена выходила на работу под хмельком, а главный инженер умудрился в ночь перед аварией отпустить домой лаборанта, начальника разведки и бурового мастера. Но непосредственно виновным признали молодого бурильщика Ямщикова, который по воле рока оказался дежурным в то роковое утро. Он до последнего пытался бороться со стихией, но у него не хватило опыта, а начальство в этот момент спало дома. Ямщиков подустил непоправимую ошибку, он не спустил квадратную ведущую трубу до выхода из зоны герметизации или наоборот, не поднял ее целиком. В результате загерметизировать устье оказалось невозможным. Второй ошибкой оказалось позднее выключение дизелей, в результате чего и произошло возгорание.

Сообщение о возгорании через десять минут попало в пожарную часть Красноярского района. Три дня спустя в Москву, Министру внутренних дел генерал-лейтенанту Стаханов Николаю Павловичу пришла телефонограмма:

Первый фонтан второго Баку. Часть 1 Катастрофа, Нефть, Авария, Видео, YouTube, Длиннопост

Министру внутренних дел РСФСР тов. Стаханову Н.П.

Строго секретно. Спецсообщение. Передать по «ВЧ».

В 8 часов 30 минут местного времени 27 ноября с.г. на буровой № 1 треста «Нефтеразведка» объединения «Куйбышевнефть» в Красноярском районе, в 2 километрах от деревни Киндяково, в результате прорыва газов произошел взрыв и пожар. Шесть рабочих бригады бурильщиков получили незначительные ожоги лица. Буровая со всем оборудованием сгорела. На устье скважины остались два превентера, на них лежит ротор и остался конец квадрата с вертлюком. Столб горящего газа и нефти имеет диаметр до 8 метров, высоту 45-60 метров.

27 ноября из Куйбышева на место пожара были высланы силы пожарных команд для ограничения распространения огня по поверхности земли и создания зоны безопасности для деревни Киндяково. На 30 ноября на месте пожара обстановка следующая. Изменений в характере горения, в размерах горящего столба газа и нефти, равно как и угрозы населенным пунктам нет. Из-за медлительности руководства объединения «Куйбышевнефть» в стягивании на место пожара землеройных и других механизмов, согласованные подготовительные мероприятия осуществляются крайне медленно… Необходимая пожарная автотехника, рукава, стволы, защитные приспособления в ВПО Куйбышева подготовлены. Организована тренировка выделенного на пожаротушение личного состава ВПО…

И.о. начальника управления МВД Куйбышевской области полковник Паутов.

30 ноября 1955 года

В рекордные сроки на место возгорания прибыло сразу пять пожарных расчетов. Потом прибыло еще три. Огонь быстро распространился на деревянное общежитие рабочих размером 18 на 6 метров, что находилось в 90 метрах от скважины. Несмотря на довольно-таки приличное расстояние, от мощного теплового излучения постройка вспыхнула буквально за считанные минуты и целиком сгорела еще до приезда пожарных. При этом шестеро рабочих-нефтяников, хотя и успели выскочить наружу, все же получили ожоги различной степени тяжести, а из своих вещей они не смогли спасти почти ничего. В целом же тепловое излучение огненного фонтана оказалось настолько мощным, что поджигало валежник и другие остатки растительности по склонам соседних оврагов, расположенных порой за сотни метров от огня.

Выяснилось, что горящая струя газа вырывается под давлением порядка 35-40 атмосфер. Сбить пламя имеющейся техникой было невозможно. Пожарные даже не могли приблизиться к факелу. Несгоревшие фракции нефти выпадали в виде капель на землю на расстоянии 250-300 метров и сразу загорались от теплового излучения. Часть горящего продукта стекала вниз по склону в сторону реки Сок, а несгоревшая нефть, достигнув дна соседнего оврага, накапливалась в его русле, образуя постепенно растущее черное озеро. При этом селу Киндяково, расположенному всего в 2,5 километрах от буровой, угрожали не только ревущее пламя и растекающаяся нефть, но и регулярно повторяющиеся выбросы пластовых газов. Было очевидно, что в случае бокового прорыва скважины под действием ветра газовое облако обязательно прошло бы через эту деревню.

Стало очевидным, что обычные пожарные расчеты справиться с пожаром просто не в состоянии.

Показать полностью 4 1

Инженерный юмор

Однажды три человека: доктор, градостроитель и инженер обидели короля и ждали смертной казни.

Подошел день казни, доктор отправился к гильотине, палач его спрашивает: «Головой вверх или вниз?»

"Вверх" – сказал доктор.

"С завязанными глазами или нет?"

"Нет."

Палач поднял лезвие и ззззззз-дзинь! Лезвие остановилось буквально в сантиметре от шеи доктора. Так, сказал судья, если выполнение наказания сорвалось в первый раз, то заключенного следует освободить, и доктор был освобожден.

Подошла очередь градостроителя идти к гильотине.

«Головой вверх или вниз?»

"Вверх" – сказал архитектор.

"С завязанными глазами или нет?"

"Нет."

Палач поднял лезвие и ззззззз-дзинь! Лезвие остановилось буквально в сантиметре от шеи архитектора. Так, сказал судья, если выполнение наказания сорвалось в первый раз, то заключенного следует освободить, и он был освобожден.

Наконец, к гильотине подошел инженер

«Головой вверх или вниз?»

"Вверх".

"С завязанными глазами или нет?"

"Нет.

Палач поднял лезвие гильотины, но до того, как он успел перерезать веревку, инженер закричал:

«СТОЙТЕ»! Я знаю, в чем проблема!"

Инженерный юмор Инженер, Промышленность, Энергетика (производство энергии), Производство, Завод, Компрессор, Российское производство, Газ, Как это сделано, Станок, Импортозамещение

Сообщество профессиональных инженеров. Статьи, новинки оборудования, полезные ссылки, байки инженеров, публикации мировых экспертов и производителей оборудования на ТГ-канале "Промышленный воздух": https://t.me/+d3rCF7rJPgs0YmRi

Показать полностью 1

Ответ на пост «Про кидки на вахте, хороших работников и плохих работодателей»

Вот заипло такую херь читать. ТС, ничего личного. Тема просто оскорбительная.

....Не идут работать в нефтянку, хотя зарплаты в среднем выше, чем в стране. Не от хорошей жизни берут "иностранных специалистов", свои то не идут. У них есть выбор и возможность заработать пусть меньше, но дома....
Ну да, блять, за ветку работать не хотят - найдём мастурбеков.

Небольшой пример: довелось когда-то поработать на маршрутках. Была чёткая градация маршрутов. Денежные, и не очень. На денежных не было алкашей, ненадёжных, и тд. Была очередь желающих. На менее денежных работали твои Комаровы. Как только силами администрации города упали доходы - все нормальные ушли. Пришли мастурбеки, появились алкаши и нарики.

Ещё пример, до маршруток трудился машинистом резиносмесителя. 6 разряд. 1 сетка. Особо вредно, особо опасно, особо тяжело. За это я видел чуть менее 18 т. р. при средней в регионе 9. Но напарнику моему много лет было, он Союз застал:

....шахтёр в месяц получал 900 – 1000 рублей, а грузчик в магазине – порядка 100 рублей. Уборщица на производстве – около 80 рублей, в организации – от 60 до 70 рублей. Хорошо зарабатывали металлурги. Старший сталевар — до 600 руб. начальник цеха - 500 руб, директор завода получал 800 рублей.

Да-да. Те, кто непосредственно создаёт ручками и горбом и зарабатывали нормально.
На моём месте зп была 500-600 на сделке. При этом люди ЗНАЛИ, что квартиру они получат.

А сейчас куча наманикюреных пидарков в заводоуправлении получает на пару порядков больше, чем те, кто непосредственно созидает.

Вон тот хер, дирек АвтоВАЗа. Это вообще треш.
Твари сидят на дотациях.
-Это те ублюдки, кто наскулил заградпошлины.
- Это те твари, кто *не может помешать* своим дилерам ломить цены, впаривать допы и кредиты.
- Это те, кто совсем недавно заявил, что нанимает мастурбеков, потому что за ветку коренные работать уже отказываются. (Да, за госсчет)
- Это те, кто недавно начал скулить, что не в силах конкурировать с китайским автопромом.
- И кто вот совсем недавно решил "оптимизировать" гранту к уровню 2101.

Вот как думаешь, у этого контрацептива, сосущего дотации с государства, зп тоже максимум 2 зп хорошего рабочего?

В нефтянке примерно тоже самое, уверен. Да, выше, чем везде. Но нихера не соответствует соотношение тех, кто горбом ебашит, и эффективных руководителей.

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!