YaroslavStacenko

YaroslavStacenko

Меня зовут Ярослав Стаценко. Я не психолог и не гуру воспитания. Я практик, который берет сложные случаи и разбирает их по косточкам. Больше в телеграме: t.me/uptalent Сайт: https://uptalent.ru/
Пикабушник
Дата рождения: 29 октября
363 рейтинг 7 подписчиков 0 подписок 14 постов 1 в горячем
1

Возьми ребенка для работы. У нас их много

Работа по 12 часов на фабриках, сезонные работы в полях с 12 лет, ткацкая фабрика – тебе 10? Уже готов. А маленькие дети особенно удобны, чтобы отправить их в узкие просветы под работающими станками – очистить грязь.

А если взглянуть на гладь морскую, то на бороздящем бескрайние просторы океана корабле можно найти «пороховую обезьянку» – мальчишку 11-14 лет, что вытаскивал из узких хранилищ порох и подносил их матросам.

К концу XVIII века на фабриках и заводах оказалось немало несовершеннолетних рабочих. Цифры менялись от предприятия к предприятию, на отдельных производствах дети составляли 40 % от числа работников. Например, на Екатеринославской суконной фабрике из 890 работников 66 были детьми 8-15 лет. Там же на чулочной фабрике из 163 рабочих было 8 детей 9-15 лет. На суконной фабрике в Казани в 1797 году работало 1 119 человек, из них 450 детей и подростков.

Промышленность продолжала развиваться стремительными темпами и к середине XIX века выросла настолько, что прежние рамки ее больше не удовлетворяли. Теперь уже стало привычным явлением, что прежние ученики при фабриках не просто обучались мастерству, а работали как взрослые. Это стало настолько обычным делом, что в 1811 году чиновник, проводивший инспекцию на Красносельской бумажной фабрике, указал в докладе на вопиющие непорядки: дети до 15 лет учились, но при этом не ходили на работу. Сенат распорядился, что все мальчики на фабрике должны работать с 12 лет. Но откуда ноги растут у такого отношения к детям?

Почему те же взрослые люди, даже выдающегося интеллекта, не понимали, что так делать недопустимо?

Теория гомункула. И это не про человечков в колбе. В средневековом мышлении была идея, что Иисус родился идеальным человеком. Уже сформированным, но просто маленьким. И дело не в том, что это была мода - воссоздавать детей в таком образе в предметах искусства (вспомните взрослых уродливых ангелочков), а в том, что такой образ господствовал и по отношению к детям настоящим.

Отношение к ребенку, как к миниатюрному взрослому – норма того времени. Он не дитё (такими они были лет до 8), а «маленький взрослый», которого нужно поскорее интегрировать в общество. А как это сделать? Через работу, конечно!

Теперь понимаете? У вас полноценный сотрудник. Вы его воспринимаете как взрослого, просто чуть ниже роста и жутко ленивого! Конечно, такого нужно стимулировать палками!

Когда в обществе произошел сдвиг от взрослоцентричной системы восприятия к детскоцентричной, мы сменили подход и стали одаривать детей любовью. Что безусловно, прекрасно. Произошло это не в одночасье. Многие мыслители и педагоги десятилетиями обращали внимание на проблемы детского труда, но изменить восприятие, что укоренялось веками – дело не одного поколения. Теперь ребенок живет свою «лучшую жизнь» – свободный от забот взрослых.

Но появился страшный бич многих современных семей – гиперопека. Эта чума перевернула с ног на голову генеалогическое древо, и теперь внимание нескольких взрослых приковано к одному ребенку. С повышением благосостояния общества детей в семьях все меньше, а качество жизни все выше. Частенько единственный ребенок в семье утопает в лучах любви и заботы мам, пап, бабушек и родственников.

Не удивительно, что чадо по определению думает, что ему всё дозволено.

И справедливости ради, наблюдая за последствиями такого подхода, порой сложно сказать, что было бы лучше: умеренное трудовое воспитание или вседозволенность из лучших побуждений.

Не хотелось бы делать вывод. Про гиперопеку стоит поговорить отдельно, поэтому спрошу: «Какой формат в вашей семье?»

Показать полностью
6

Как получить наследство живых родителей

Лето 2002 года. Офис редакции Gente Money. Стоит необычная для этого места тишина. Липкая жара июля обволакивает тело мокрой рубашкой и не дает сделать лишнего движения.

В то время в Италии еще не действовал запрет о курении – многие курят. Удушливый дым дешёвых сигарет добавляет свежести в общение с коллегами. Громко звенит телефон. Оттуда едва надломившийся голос без приветствия спрашивает:

«Как мне получить капитал своих живых родителей?»

За две недели в редакцию поступило куча сообщений такого толка. Серьезное экономическое издание было сбито с толку: как их подрастающее поколение может таким интересоваться?

Решили спросить у специалистов - ведь явно клиника!

На минуту представьте, вы входите в комнату и застаете ребенка за подобным вопросом. Какая у вас будет реакция?

«Ты не охренел ли, дитятко? Я вот он, живой!» – а сами за спиной набираете 112, мало ли насколько далеко чадо готово зайти в своих намерениях...

А если серьёзно, то поразил ответ Джорджио Нардонэ, специалиста, с которым приключилась эта история:

«Этот вопрос ни в коем случае нельзя считать безумным, если посмотреть на него с точки зрения гиперопекаемых молодых людей, которые считают, что им все должны лишь по факту их существования.»

И хоть это может показаться крайностью, гиперопекаемых семей становится все больше. Многим знакомы молодые люди, растущие в атмосфере чрезмерной безусловной любви и защиты со стороны родителей. Такая поддержка отрезает всякое желание для достижения личных целей.

Решение, как всегда, проще некуда: делегировать обязанности подростка самому подростку. Давать ему ошибаться, разочаровываться и даже страдать. Отрицательный опыт и то, как человек с ним справляется, часто значительно важнее восторженного: «Какой ты у меня молодец».

Вы должны быть ребенку поддержкой, а не щитом, что ограждает его от реальной жизни.

Как ни парадоксально, именно любовь может стать отравляющей почвой, что культивирует отсутствие социальных навыков.

Показать полностью
4

ДЕТСКИЙ ОНАНИЗМ

Приятное субботнее утро, неожиданный звонок по телефону. В трубке женский голос говорит на таких тонах, будто случилось убийство:

– Ярослав! Я только что застала своего ребенка... ЗА ЭТИМ

– Да вы успокойтесь-то для начала, за чем "этим"?

– Он онанировал прямо в ванной!

– Нет, ну не на диване ж ему это делать, Оленька!

– Да ну какие тут шутки?! Что мне делать?!

Выдохнуть и выпустить все напряжение... А если серьезно, к счастью, это нечастая реакция, но и не редкая. Так совпало, что за пару месяцев мне трижды звонили знакомые с подобными ситуациями. И если обычно реакция на такое поведение правильная: без крика, ругани и повышенных тонов, то околошоковое состояние присуще всем. Что меня удивляет.

В самом факте детского онанизма нет ничего криминального. Важен контекст. Ребенок 3-7 лет (ну, условно, до 10) исследует свое тело и открывает для себя, что трогать гениталии приятно. Это нормальный этап познания себя и взросления.

Бить в набат не нужно в принципе, но тригерром для вмешательства будут:

– Мастурбация в общественном месте;

– Сочетающаяся с агрессией, энурезом;

– Имеет признаки инфекции/болезни (покраснения, оттеки, зуд);

– По 5-10 раз в день;

– Вместо обычного времяпровождения и игр.

Что делать в этом случае:

1. Спокойно отвлеките. Именно крик и ругань формируют ту тревожность, что может стать патологией.

2. Устраните триггеры, если они есть. Их игнорировать уже небезопасно.

3. Объясните правила безопасности и приватности, исходя из ситуации. Предупреждение - лучшее оружие против кризиса!

Да все, собственно. Спокойствие, диалог и уверенность - три кита, на которых строятся хорошие решения в воспитании.

А что там у подростков? А там совсем другая история...

Показать полностью
1

КУРЯЩИЙ КАРДИОЛОГ

Пыльная дорога, низкие облака, удушливый июльский воздух муссонного климата. На просёлочной остановке стоит забулдыга и жуёт варёную кукурузу. Тут же надпись «Сегодня по 100». То ли рублей за початок, то ли грамм на вечерок.

Русская пасторальная жизнь проста, строга и прекрасна, как мать в холодной обиде на ребёнка.

Мы уже как три часа едем к песчаным берегам океанического моря. На вынужденной заправке заговорили с местным: приятный пьющий мужчина без определенного возраста крепко сжимал сигарету зубами и рассказывал, как нам быстрее проехать к морю: «Да там пахнет яйцом тухлым – ну вы и на месте!»

Никогда ещё сероводород не был столь желанным ориентиром. Мужчина оказался бывшим хирургом.

Когда садились в машину, мой попутчик заметил:

– Как может кардиолог курить?

– Во-первых, хирург. А во-вторых, почему не может-то?

– Если ты врач, да ещё и на сердце специализируешься, то не можешь делать то, что вредит сердцу.

– Погоди-ка...

Дальнейшие два часа прошли в настолько странном споре, что и пересказать сложно.

Человек искренне считал, что любой специалист в своей области не может нарушать профессиональные принципы в угоду личных интересов. Иначе эти принципы и правила автоматически перестают быть истинными.

То есть психолог обязательно без тараканов в голове, терапевт топит за ЗОЖ, а кардиолог не может курить, ведь он столько болезней сердца повидал!

У меня есть любимый тип логических ошибок: аргумент к авторитету.

Нельзя быть экспертом во всем. Тем более в современном знании. То есть если Илон Маск будет высказываться о состоянии современного языкознания его мнение будет не более авторитетным, чем у Васи Пупкина из 10 "Б", который писал реферат на эту тему. И Васёк в этой области может быть погружен больше, чем старина Илон!

И вроде бы на бумаге всё понятно, но в жизни мы чаще верим «ореолу» авторитета, а не критическому мнению этого авторитета.

По сути мой спутник вывернул эту логическую ошибку наизнанку: если ты авторитет в своей области, ты не можешь нарушать правила профессии.

Забавно, что это характерно для детского мышления. Дети очень часто принимают некоторые постулаты безусловно истинными. Поэтому иногда так бесит с ними спорить.

Но тогда я искренне хотел переубедить большого ребенка. Безрезультатно.

До моря добрались, отдохнуть успели, а историю помню до сих пор.

Замечали такое в своём окружении?

Разборы интересных кейсов в телеге , там же можно пообщаться или задать свой вопрос в чат.

Показать полностью
1

Мотивация детей

На чём формируется мотивация? Как её взрастить в ребёнке экологично? А как привить резко и без спроса, когда время поджимает и можно ли так делать?

Секрет всегда один – никаких секретов нет. А сегодня хотел рассказать небольшую историю. Можете пропускать базу и сразу читать ее, если совсем лень.

Немного душной базы:

Зачем нужна мотивация?

Кажется очевидным, для чего нужная мотивация и что без нее ну просто нельзя. Ведь как выполнять любую деятельность, а тем более такую многолетнюю, как учеба в школе, без должной мотивации?

Сейчас будет разрыв шаблона: мотивация в привычном нам смысле не нужна вовсе.

Мы часто слышим о необходимости правильной мотивации, самомотивации и прочего... На курсах, вебинарах, семинарах, да везде, но дело в том, что мотивация – не движущая сила успеха.

Мотивация – это горящий огонь успеха. Угли этого огня – правильное понимание своей деятельности. Четкое понимание того, куда ты движешься и зачем. В живом интересе к своей деятельности.

Поэтому гораздо важнее с детства формировать внутреннюю необходимость к познанию, поддерживать детское любопытство всеми способами и поощрять творческое мышление, даже в ущерб оценкам.

Тогда необходимость в мотивировании как таковом пропадет, и учеба будет в радость. Ведь сам учебный процесс не будет восприниматься как необходимость и обязательства, навязанные из вне, а будет естественным продолжением детского любопытства.

Не зря же Чуковский считал, что если бы в нас не иссякало детское любопытство, то к возрасту совершеннолетия все мы могли бы стать гениями.


Мотивация внешняя и внутренняя: что это такое и как этим пользоваться?

Внутренняя мотивация – такой род стимулов, при котором получение знаний и навыков само по себе является наградой. То есть важнее сам процесс и нацеленность на нематериальную выгоду, чем конкретный результат, скажем, выраженный в деньгах.

«Когда просто в кайф от того, что делаешь» - комментарий ученика гораздо прозаичнее.

Внешняя мотивация – такой род стимулов, что направлен на достижение определенных количественно выраженных результатов. То есть стимулы, что направлены на получение конкретных результатов, определяются нуждами работы или деятельности, а не интересами самого человека. Здесь «кайф» от работы играет второстепенную роль.

Внутренняя – долгосрочная и эффективная. Внешняя – эффектная, но не всегда эффективная. Она простая и понятная, и порой кажется, что дает быстрый результат при малых ресурсозатратах, но на самом деле эти результаты также быстро пропадают.

«Если постоянно поддерживать костер жидкостью для розжига, а не хорошими дровами, то все прогорит очень быстро» - неизвестный комментарий.

Получается, что работа над внутренней мотивацией значительно важнее, ведь в долгосрочной перспективе поможет сформировать привычку к полезной деятельности без внешних стимулов и будет определяться внутренней необходимостью к полезной деятельности.


Как меняется мотивация в младшей и в старшей школах?

Внешние стимулы, необходимые для мотивации у детей младшего школьного возраста, гораздо проще, чем у подростков.

С детьми младшего школьного возраста для успешного освоения программы часто достаточно игрового формата в обучении, поддержания внимания игрой и яркого формата обучения.

С подростками же чуть сложнее. Открытый и честный диалог, который необходим формирующейся личности, ложится на тот фундамент, что вы успели заложить в младшем школьном возрасте.

Поэтому, чтобы не гадать, как мотивировать подростка к учебе и решать достаточно сложные проблемы подросткового возраста, занимайтесь вопросами мотивации с самого детства и старайтесь развить у ребенка внутреннюю мотивацию в том смысле, каком я определил ее выше.

А если вновь словами Чуковского, то старайтесь поддерживать огонь детского любопытства к окружающему миру как можно дольше.

В самом начале моего пути быть почти безнадежный парень, который мог не закончить и девяти классов. Задача тогда была не как у наставника, а как у простого учителя – наверстать упущенное.

Не работал ни один программный метод, ни один прием – ни в какую. И вот на одном из уроков мы отвлеченно заболтали о спортивных машинах. У парня блеснули глаза. До этого проблемой было связать воедино три предложение и ответить что-либо кроме «наверное», «не знаю», а тут прорыв плотины на две минуты! Сижу я опешивший и понимаю – вот оно!

Любопытство – самая благодатная почва для взращивания мотивации.

Именно «взращивания». Мотивацию следует мыслить как процесс, а не что-то «внутреннее» и тем более врожденное. "Ну характер у него такой меланхоличный, что поделать" – вместо этой фразы я слышу "мы не смогли понять, что ребенку интересно".

Любой процесс можно настроить и перезапустить. Ему можно научиться. Умение себя «запускать» – навык, а не врожденное качество характера.

Парнишке я разрешил писать и читать только о машинах, полностью «забив» на уроки. Он писал сочинения, готовил рефераты и выжимки из книжек. Плавно всю эту бурную деятельность я переводил на школьный формат обычных ответов на уроки.

И произошло чудо для мамы: через два месяца ребенок начал нормально писать, читать и лучше отвечать на уроках.

Иногда стоит полностью перезапустить процесс, как перезагрузить компьютер, чем пытаться угнаться за упущенной школьной программой или вписаться в рамки.

А как у вас с мотивацией? Есть проблемы?

Разборы интересных кейсов в телеге , там же можно пообщаться или задать свой вопрос в чат.

Показать полностью
0

Что делать, если ребенок курит электронки?

Я поспрашивал у своих знакомых: "Чтобы ты купил — сигареты или пиво?" (Классический вопрос с иллюзией альтернативы, но никто не сказал "ничего", что интересно) и все как один сказали пиво! Как думаете, почему?..

СПРАВКА:

Почему электронные сигареты стали такой серьезной проблемой?

Когда китайский фармацевт Хон Линк сделал маленькое портативное устройство, чтобы побороть тягу к курению у себя и своего отца, он и подумать не мог, что взорвал рынок табачной продукции.

У заядлого курильщика обычных сигарет такое может сработать. Только если он курит по две пачки в день и "снижает" градус. У некурящего человека такой фокус не пройдет — только зависимость.

Солевой никотин, что пришел на российский рынок в 2017, гораздо быстрее впитывается и быстрее формирует зависимость. Для подростков, у которых все еще формируется мозг — это критично.

Раньше, когда за гаражами ребенок пробовал первые сигареты, ему продирало горло едким дымом. Нужно было сдержать кашель и не поперхнуться. К курению, как демонстрации "взрослости", надо было долго привыкать.

К электронным сигаретам не нужно! Клубничные, шоколадные, кока-кольные, да любые — все вкусные, мягкие и разнообразные.

А еще быстрый доступ. Достал из кармана и сразу затянулся. Все. Хоть в кровати. Подростки незаметно курят в ТЦ, метро и где угодно. Меня лично поражают мини-затяжки.

Сам акт курения — процесс. Он обычно связан с ритуалом. Например, расслаблением. Но подростки могут на ходу, почти бегом, сделать затяжку и побежать дальше. Грань между ритуалом и дыханием стерлась.

Что с этим делать? Особенно, когда ребенок в "теме".

Инструменты решения разберем со всех сторон!

Ситуация 1: вы заметили, когда он только балуется. Обычно это ранний возраст — 10-12 лет. У вас еще много инструментов воздействия на ребенка.

Вы четко и спокойно запрещаете. Это не период переговоров и не тот случай. Удивляет, когда застав десятилетнего ребенка за курением, пытаются "донести смыслы", а не пресечь такое.

Разумеется, простое "нельзя и все" не подойдет. Вы четко объясняете почему и какие есть последствия. Вы в диалоге, но не на переговорах. Это время, когда еще можно четко обозначить последствия.

Ситуация 2: он курит периодически. Вы этого можете и не знать. Нашли вейп, заметили с друзьями. Скорее всего это подросток 13-15 лет. Период "мне пофиг".

Здесь простой запрет уже не сработает. Как и чтение нотаций. Первое и самое главное — грамотное информирование. Разберитесь в вопросе сами. Подростки очень охотно выделяют фактические ошибки и используют их против нас в диалоге. Изучите цифры и факты. Почему безопасного курения не бывает и какие могут быть последствия.

Только после этого вступайте в диалог и донесите все, что сможете.

Здесь самое важное поговорить на равных. Как с коллегой — обсудите варианты и придите к решению, а не нападайте с увещеванием.

Второе — живой пример. Если вы курите, то извините, вам будет сложнее донести "осознанный выбор". "Вот сначала вырастешь, потом курить начнешь — не пройдет. Он уже вырос:)

Третье — принятие. Просто примите этот факт и постарайтесь найти решение. Четко, без агрессии высказывайте, что вы против. Ограничивайте, показывайте границы и рамки, но строго после принятия самого факты и диалога.

Ситуация 3: он заядлый вейпер. Ему 16+ лет. Он уже давно "в теме". Все решил и ничего не помогло.

Здесь только один выход — успокоиться и отпустить. Все этапы пройдены, решение принято. Вы старались, но не вышло. В конце концов, есть много ребят, что курят с малых лет и все у них в порядке!

Ему год-два до совершеннолетия, момент упущен и время диалогов прошло. В таком случае вы не исправите проблему, только усугубите. Вот, что можно сделать -- минимизировать риски.
Помогите сделать лучший выбор из возможных: лучшая продукция, гигиена курения, спорт — найдите такие решения, которые минимизируют последствия курения и хотя бы поселят мысль об альтернативе.

Разборы интересных кейсов в телеге , там же можно пообщаться или задать свой вопрос в чат.

Показать полностью
10

ЕГЭ с пеленок

Пил кофеек в кафе и случайно услышал фразу в диалоге двух мам:

– Мы начали готовиться к ЕГЭ! Делаем по заданию, упрощенному, конечно, в день. 5-10 минут.

– О, да, я тоже думаю начинать! Боюсь опоздать!

Ну вот, думаю, молодцы! Ранняя подготовка – залог высоких баллов. А дальше фраза ставит меня в тупик:

– Я вот, думаю, что поздновато начали. Стоило начать в шестом все-таки.

И по ходу диалога, я понимаю, что ребенок делает по одному-два заданию в день из сборника для подготовки к ЕГЭ.

В седьмом классе, Карл!

И ведь мама искренне считает, что можно было и раньше...

Сказать, что в шоке – ничего не сказать. Далее я натыкаюсь на несколько постов из крупных тг-каналов о том, что ранняя (6-7 класс) подготовка – это нормально и даже необходимо.

Я что-то пропустил, или мир сошел с ума? Какое ЕГЭ в седьмом, шестом классе?

Мне порой так жаль, что ребенок не успевает научиться писать и излагать мысли по интересующим его темам; так жаль, что не читает то, что ему нравится и не имеет возможности поговорить об этом с учителем, который только и занят, что натаскиванием на тесты, а тут нужно, оказывается, спешить!

Да и сам экзамен по своей сути подразумевает проверку ВСЕГО материала за одиннадцать лет учебы! Некоторые темы, на минуточку, только в десятом классе по программе идут. Ну какая подготовка к ЕГЭ может быть в седьмом классе?

А вы что думаете?

2

А как в золотой туалет какать?

Представьте: вы неспешно попиваете утренний кофеек на террасе местного кафе, попутно разглядывая унылые лица прохожих, быстро исчезающие в утреннем столпотворении у метро. Смотрите на часы. Ровно 09:00. Прямо напротив террасы останавливается черный минивэн мерседес, дверь медленно отъезжает в сторону, и водитель с крючковатым носом боксера кричит с водительского сиденья:

- Вы сегодня рановато, Сенсей! Сразу поедем или посидите еще?

Вы допиваете кофе и отправляетесь с водителем за город, в огромный таунхаус, где вас встречают с серебряным подносом, на котором с полкило дорогих орехов, сухофруктов и сразу два вида чая. Ну, вдруг Сенсею с утра не хочется черного, а хочется благоухающего красного…

Вы делаете прекрасного дело: учите молодого человека жизни, тратите на это от силы 5 часов и получаете 15000 на руки. Сказка, да?

Нет. Обычная жизнь московского репетитора (здесь ссылка на тг-канал про успешный успех – шутка, ссыль в шапке профиля). Не спешите брать помидоры в руки, сначала прочитаем второй вариант.

Представьте: парнишка 12 лет отроду. Отпрыск крайне богатых и влиятельных родителей. Имеет буйный нрав, полное отсутствие желания учиться и особую тягу доводить учителей до ручки.
Сменили три школы и табун вольных репетиторов. Домашних работников доводит, никого в х*р не ставит, боится только папу. Но папа человек крайне важный и воспитательным работам в полной мере себя посвятить не может. Задача: научить учиться. Какое тз, такой и результат…

Уже не так сказочно? И снова будни столичного репетитора – нереалистичные задачи при хорошей оплате.

Я, собственно, к чему. Все двойственно…двояко…не однозначно – поправьте прескриптивисты в комментариях, все время забываю, как правильно.

Часто консультируя молодых коллег, вижу в них безмерный трепет к подобным социальным группам. Элиты миром правят как никак, поэтому нужно проявлять должное уважение. Когда рассказываю первый вариант моих кейсов: глаза горят – научите также, а где такое найти? А мне можно? Да можно, конечно, только зачем? Ради орешков вкусных?

Второй вариант – да ни за какие деньги я не буду унижаться перед этим…

А ведь ничего не поменялось. В обоих вариантах есть маленький испуганный пацан, которому нужно помочь и которого никто не научил, как себя вести. Я никогда не выделял их в особую группу. Никогда не делил на хороших или плохих. Они точно такие же люди с абсолютно такими же, как у нас, проблемами: непослушные дети, проблемы на работе, неверные жены. Все кушают, какают и сексом трахаются :)

Почему-то часто смотрят на форму. На машины, золото и дома. Спрашивают: как я буду работать? В какой обстановке? А как урок будет проходить? Редко кто про суть спрашивает.

А суть такова: что золотой туалет на мраморном пьедестале, что деревенская дыра – и там, и там для сранья.

P.S. Писал в пути и душой, после очередного разговора с коллегой. Кому сумбурно или что непонятно – в комментариях отвечу. Вопрос в названии - реальный вопрос коллеги:)

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!